Аитова Лейла : другие произведения.

В поддержку плохого писателя и хромой стилистики. Часть 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Есть много правил написания произведения, и вы, безусловно, изучили их все. Проштудировали "Приёмы письма" и "Пособия начинающему...", "Стопиццот ошибок МТА" и "Руководство от Великого писателя". И выдаёте правильный, грамотный, ровный... и бесцветный текст.
    А может, вас заклевали критики, обхихикивающие все сочные фразы и требующие делать как Главный Критик, который держит литературный сайт, модерирует форум и ведёт блоги, закреплённые на главной странице сайта критиков?
    А может, вы, напротив, изучив все руководства, впали в уныние и уверились, что никогда не сможете учесть столько всего?
    И не надо! Расслабьтесь. Посмотрите, а вдруг ваши ошибки - совсем не ошибки?
    О, да. Вы можете обнаружить, что ошибок у вас гораздо больше, чем думалось раньше. Извините, я хотела, как лучше.

  1 Штампы
  Устойчивые выражения, избитые метафоры, банальные сравнения. Особенно критикуют их в текстах молодых авторов, обвиняя последних во вторичности.
  Все мы вторичны, господа...
  Банальность не придаст тексту выразительности, не заставит читателя вновь и вновь вспоминать отрывки и постить цитатки по пабликам. Она проскользнёт мимо сознания, незамеченной, оставив отпечаток образа.
  А ведь, возможно, это нам и нужно!
  Знаменитое "будь проще". Мы сокращаем свои тексты, разбиваем длинные предложения, вычищаем усложнённые части речи, выпалываем канцелярит и подбираем синонимы к умным словам. Мы творим популярную литературу - простую, понятную, звучную. Наши книги не анализируют реальность, они показывают фильм в сознании. Не заставляя думать, мы заставляем видеть и сопереживать. Домохозяйки и студенты, бизнесмены и инженеры погружаются в другой мир, мечтая о том, что было бы, если... Мечтая чужими образами и живя чужими жизнями.
  Мы беллетристы. Поставщики иллюзий и мастера грёз.
  Каждый раз, когда в тексте встречается штамп, всплывает в голове привычный образ. "Соболиные брови" - и вот в нашем "фильме внутри" красавица с пушистыми, густыми, чёрными бровями. А если напишем "брови, словно дорожки угольной пыли"? Сначала представить себе, собственно, угольную пыль. Затем сформировать из неё дорожку. Потом перенести образ на брови. И вот - какие-то мгновения мы думаем и представляем, вместо того, чтобы идти дальше по тексту.
  В электронике это называется временем задержки. Тоже может быть полезным.
  Но - может ощутимо замедлить восприятие.
  В голове читателя образ, он прямо видит: комната, обстановка, красавица перед зеркалом расчёсывается.
  И тут - перерыв. Обдумываем брови. Эпизод прервался, фильм на паузе. Мы отвлеклись. Пропало на короткое время погружение, исчез готовый яркий образ.
  Эта зацепка тормозит и утяжеляет восприятие текста. А если их несколько? Всё, картинки нет. Читатель просто переваривает информацию. Расшифровывает.
  Иногда штампы позволяют скользить по тексту, как по волнам. Несут расслабленное сознание по течению. И книга буквально проглатывается за одну ночь.
  
  2 Повторы и тавтологии
  С http://dic.academic.ru/
  Тавтология - повторение одних и тех же или близких по смыслу слов, например "яснее ясного", "плачет, слезами заливается". В поэтической речи, особенно в устном народном творчестве, Т. применяется для усиления эмоционального воздействия. Например, в былине о Соловье-разбойнике: "Под Черниговом силушки черным-черно, Черным-черно, черней ворона". Поэты часто пользуются Т. и тавтологическими рифмами, например А. С. Пушкин: "Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовёт их в гости"
  Плеоназм - стилистическая фигура; вид амплификации, при котором не обязательно повторяется лексический элемент, но обязательно дублируется лексическое значение. Для этого авторы подбирают либо слова-синонимы, либо перифрастические обороты: "Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы" (А. С. Пушкин, "Борис Годунов").
  Лексический повтор - стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции.
  Анафора - стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции.
  Эпифора - Стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).
  Симплока - сочетание анафоры и эпифоры, то есть лексический повтор в начале и конце отрезков речи.
  
  И - тем, кто рубит: "Чтобы так ошибиться, надо быть Л. Толстым!" "Что дозволено Юпитеру - не дозволено быку!" и "Сначала научись, потом делай!"
  Вы много знаете навыков, которым можно научиться, не применяя их?
  
  3 Тавтология-2: "я", "он", "был"
  Чтобы избавиться от повторов, некоторые слепо выпалывают то, что считают паразитами. Грамматические конструкции, из которых выпадают слова "был", выглядят откровенно нелепо. Эй, коллеги, это же обозначение прошедшего времени! Вы что, выкидываете окончания слов, если они встречаются два раза в одном предложении? Поверьте, что-то вроде "Он был здесь, и был голоден" звучит лучше, чем "Он был здесь, и голоден". Если вам не нравятся оба варианта - ну перестройте фразу по-другому! Иногда выпалывая сорняки, получаешь фразу грамотную лексически, но... какую-то некрасивую.
  Ещё хуже с местоимениями. Да вы лучше пять раз в одну строчку тисните "он", чем читатель будет сидеть и гадать, кто из персонажей что сделал и сказал! Особенно страдают диалоги. "Сказал он" два раза - тавтология, "вымолвил" или "буркнул" не подходит, вот и нанизывают, строчку за строчкой, безликие реплики, которые приходится считать, чтобы разобраться.
  И особенно, особенно, особенно страдают любовные сцены. Пожалуйста, уважаемая писательница, упоминайте "я" или "она" каждый раз, когда героиня что-то делает! Пусть будет "мои руки" и "его губы", хоть пять раз подряд! Красиво, не красиво, но читатель хоть сможет разобраться, что происходит.
  А, да. Уважаемый писатель. Пожалуйста, вспомните, что в реальной жизни в половом акте, как правило, принимают участие оба партнёра.
  
  4 План произведения
  Говорят, он обязательно нужен. Но так говорит не очень много кто. Очень много кто пишет без плана, в том числе вполне себе успешные писатели. Так что потребляйте план, только если без него вам образы не приходят.
  Для меня, например, главное, держать в голове конец эпизода и конец всего сюжета. Плюс набросок - маленький текстовый файл с описанием персонажей.
  
  5 Знаки препинания в заголовке
  Почему-то много говорят о том, что они недопустимы. И в таком виде тезис неверный.
  Для того, чтобы он стал верным, его нужно дополнить и перефразировать.
  Точки в конце заголовка опускаются.
  Восклицательные и вопросительные знаки - пожалуйста! Только не злоупотребляйте. Не надо пихать их во все заголовки подряд. Только если смысл очень-очень требует.
  Более того. Точки опускаются только в конце заголовка. Если заголовок состоит из двух самостоятельных фраз - точка между ними ставится.
  Но в конце заголовка всё-таки опускается.
  Примеры.
  
  Город Гт(голодных теней). Разносчик
  
  Вступление. Жив, здоров, пишу
  
  Кавычки в заголовке тоже ставятся. Сами уж погуглите, когда.
  
  6. БОЛьшИе БукВЫ
  Наивные девочки и горячие юноши любят большие буквы. Да и, что греха таить, авторы постарше тоже, бывает, увлекаются. Нет, когда слово написано ими полностью, для меня тоже как нож острый.
  Но написать с большой буквы какой-нибудь мега-артефакт, сказочную реку или что-то не менее важное? Да почему нет? В реальной жизни большая часть географических названий что-то означает. Просто мы помним, что Агидель - белая река, а что такое Волга - помним не очень точно. Так же и предметы. Просто яйца и яйца Фаберже, просто кубок и священный Грааль, просто стол и Круглый стол. А уж религия напихана большими буквами! Тайная вечеря, Новый Завет, Писание, Откровение, Спаситель... Так что ваши Пророчества и Мечи вполне себе вписываются в Очень Жизненный Роман.
  Только это... Того... Не все слова с большой буквы должны начинаться. Не Серые Горы, а Серые горы. Не Доспехи Богов, а доспехи Богов. Не Яйца Фаберже, а яйца Фаберже! Гуглим "правила написания имён собственных".
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"