Айфар: другие произведения.

О русском фантасте ... а ладно, замолвлю.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Аудиокниги БОРИСА КРИГЕРА
Peклaмa
Оценка: 4.43*20  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Собственно, предыдущий спор зашел в тупик, по пути пройдя даже этап полового шовинизма, и я вбрасываю свое последнее (как я мыслю) сочинение по теме.


  

О русском фантасте ... а хрен с ним, замолвлю.

"...Я бы задал сейчас вопрос очень многим.

Мы говорим о возрождении России, очень любим говорить: "Возрождение России",

- скажите точно, пожалуйста, какой год мы должны возродить..."

Марк Захаров

  
   Часть 1. Откуда все взялось...
   Спор, развернутый мною на моей страничке в самиздате, логично и предсказуемо зашел в тупик. Донеся свою точку зрения до российской аудитории, я натолкнулся на вполне различаемую издали стену "свои - разведчики, чужие - шпионы". Даже те, кому Стрелок и компания явно не по душе, победы Украине все равно не желают. Ибо на стороне Евро-Украины выступают "англосаксы", "масоны", "бандеровцы" и так далее - все те, кто мешает строить, а точнее, возрождать империю.
   Идея эта не нова, и если отбросить различную шелуху про особый путь (я допускаю, что особый путь России существует, но разговоры о нем - большей частью именно шелуха), формулируется она одним словом. Реваншизм.
   Почитайте, господа, Жюль Верна и Луи Буссенара. Германофобия, англофобия, русофилия... Что-то похожее и ныне встречается в каждом втором, если не в каждом первом фантастическом российском романе. Именно российском, а не советском.
   Англофобия, германофилия и реваншизм. Иногда маскируется, иногда нет. Еще бы могла быть и японофобия, но молодое поколение не готово отказываться от анимэ, неко-девочек и катан. Да и за Цусиму отплатили сполна под Квантуном, чего уж теперь собачиться?
   Меня можно упрекнуть в полном отсутствии боевого или вообще военного опыта, непонимании тонкостей мировой политики или незнании истории (особенно в изложении авторов российских учебников), но вот упрекнуть в незнании и непонимании русской фантастики меня может разве что ученый-литературовед. И то же самое можно сказать и про большинство моих собеседников. Этапы своего образования мы проходили вместе.
   Стругацкие, Ефремов, Толкиен, Ле Гуин, Желязны, Гаррисон. За ними - Лукьяненко, Перумов, Никитин. Бушков, Сергей Садов, ранний Злотников. Глушановский, Миротворцев, Дравин. А уж за ними и современная, прославленная и неистребимая АИ. Все это, и много чего другого, я читал. Вне зависимости от политических пристрастий, я остаюсь поклонником русфантастики. Я имею право о ней размышлять, ибо и для меня тоже это все писалось.
   Что касается последнего периода - господства АИ - стоит сказать, что пишется оно в основном для молодых читателей. Если старшее поколение может само себе задать вопрос, пусть и подсознательно, "а не я ли виноват в развале Союза?", то младшее прекрасно понимает, что не они это развалили прекрасную страну на одну шестую часть суши.
  

"...Ты вчера был хозяин империи

А теперь - сирота..."

Юрий Шевчук

  
   Осознание, что если бы не развал, то мы сейчас могли бы жить и лучше, и круче, и что раньше нас боялись, так как мы могли порвать в одиночку половину НАТО, для молодого поколения россиян одна из непреложных истин. И стоит заметить, подобные суждения вполне обоснованные. Просто что-то помешало в прошлом или мешает сейчас.
   Но в девяностые и начало нулевых об этом старались не задумываться. Да, развалили, да, зря. Что теперь?
  

"...Слишком рано спасать себя,

Слишком поздно - страну..."

Андрей Макаревич

  
   Герои фантастики того поколения заботятся прежде всего о своем личностном росте безотносительно социальной и политической обстановки вокруг. Главная мечта девяностых - достичь хоть какого-то островка стабильности в бурном море вокруг - для ГГ (главного героя) решается по щучьему веленью. После этого остается лишь достичь вершин.
   Самым эталонным представителем того периода в РФ принято считать Станислава Сварога, самым четким и наиболее ярко описанным - Антона Городецкого. Собственно, именно последнего и стоит считать наиболее культовым персонажем того времени, ведь читателю гораздо легче отождествить себя с образованным неформалом, чем с офицером ВДВ.
   Антон - человек относительно успешный. Хорошо зарабатывающий программист (для 90-х программист - это круто), а затем и бизнесмен, технарь по образованию, неформал по художественному вкусу - для поклонников русфантастики он, в принципе, пример для подражания. Но вопрос девяностых "почему какой-то козел за счет холуйства разъезжает на Мерседесе, а я тащусь в метро?" сквозит и в поведении, и в целях героя.
   Бомжеватый вид, ядреная смесь в наушниках и принадлежность к Иным - противопоставление себя тогдашним хозяинам жизни, всем этим бизнесменам, политикам, фотомоделям, попсовой богеме. А представление по фамилии, несвойственное для Иных - противопоставление себя общему для Иных желанию расти в ранге. Зачем, если за свою теперешнюю ступень я не перепрыгну? Но желание перепрыгнуть - ключевое для Антона, хотя Лукьяненко и старается его замаскировать позицией "муж - посредственность, жена - гений". Светлана при всем старании не может заглушить болезненную амбициозность мужа, Гесер использует его как затычку во все дыры (понимая, что вообще-то Антон - большая проблема), а Завулон искренне считает его наиболее опасным представителем Ночного Дозора - из-за полной непредсказуемости.
   К чести Лукьяненко, он тянул три книги, прежде чем сделать Антона великим магом. В дальнейшем авторы старались управиться одной, ударяясь в так называемое "геймерское фэнтези": ГГ - избранный, ему надо только лишь "раскачаться".
   По понимании (не любви, а именно понимании - умении воспринять) геймерского фэнтези можно, собственно, и идентифицировать геймера. Но оно разовьется позже, когда за дело возьмется поколение, для которого диск с культовой игрой равноценен книге. По началу, геймерское фэнтези будет стыдливо маскироваться, но довольно быстро дойдет до так называемого Лит-РПГ.
   Но многие идеи, характерные для "Дозоров", перешли как основополагающие для русфантастики следующего поколения. Это и достижение эпической крутости путем впихивания тушки в сверхопасную ситуацию, и желание превзойти окружающих, и предлагаемая Лукьяненко модель Борьбы Света и Тьмы (Свет валит народ пачками ради Всеобщего Блага, Тьма - ради личного, но трупов обе стороны городят немало, причем Свет даже больше), и желание вырваться из окружающего мира ради достижения личных амбиций. Отсюда идут корни восхваления Тьмы как силы, дающей возможность беспрепятственного личностного роста (апологетом этой вехи в русфантастике можно считать Глушановского, чьи приемы стали для его последователей культовыми и также перешли в штампы).
   Тем временем с каждым годом все больше и больше народ России разочаровывался в демократии, реваншизм, наоборот, креп, а молодое поколение, способное без моральных терзаний тот реваншизм принять, стало социально активным. Ну и старое поколение подзабыло, что оно как-то само развалило Союз или, в лучшем случае, не помешало развалу.
   И вполне логичная идея "Так, может, все-таки спасать страну?" двинулась в массы и окопалась в альтистории. Собственно, именно в АИ идеи патриотизма и возрождения России легче всего воспринимать. Во-первых, в романах о героях афганской и чеченской войны или о честных силовиках, борющихся с бандитами, все равно проскальзывает тоскливая современность (коя молодежи не по нраву). Во-вторых, они уже успели изрядно приесться с девяностых. И в-третьих, никакого выхода из ситуации там не предлагается.
   А альтистория... это все-таки фантастика.
  
  

"...Стоило двум бывшим конфедератам где-либо встретиться

-- и речь шла только об одном, а если собиралось человек десять или больше, то можно было не сомневаться,

что весь ход войны будет прослежен заново.

При этом в беседе только и слышалось: "Вот если бы!.."

"Вот если бы Англия признала нас..."

-- "Вот если бы Джеф Дэвис реквизировал весь хлопок и успел перебросить его в Англию, пока не установилась блокада..."

-- "Вот если бы Лонгстрит выполнил приказ под Геттисбергом..."

Маргарет Митчелл

  
  
   Там все можно описать ярко и красочно, причем не всегда следуя логике и путаясь в истории. Это же сказка!
   Но, к удивлению, не для всех. Постоянно находятся критики, указывающие на исторические несоответствия, и даже искренние поклонники автора постоянно подносят ему гвозди, чтобы прибивать так называемые "заклепки". Для альтернативщиков, как и для конфедератов из приведенной выше цитаты, это не сказка, это всерьез. Они и в самом деле готовы с оружием в руках переиграть историю.
   Позитивно ли АИ влияет на молодое поколение и вообще на думающую часть общества? С одной стороны, да, оно прививает им патриотизм, причем на уровне "сделаем лучше страну, людей и себя". С другой, у АИ есть две серьезных конфликтообразующих особенности. Первая - это уже упомянутый ранее реваншизм, вторая - конфликт с идущей из девяностых установкой достижения индивидуального мега-успеха.
  

"... Жутко...

Такой страной легко гордиться, но в ней тяжело жить, уже попав под искушение сытой и спокойной жизни РФ моего мира...

...Я встал и начал ходить взад-вперёд по своей комнате.

Пускай все эти факты я уже успел узнать, принять и понять, но вот один вопрос меня теперь терзал просто не по-детски.

А действительно, смог бы я жить в такой стране? Отказавшись от всего, к чему же привык - розовых соплей голубого экрана, доступного интернета и высокотехнологичных гражданских девайсов... Да даже от тех же ста десяти сортов колбасы и спелых бананов? Честно? Не знаю. Гордиться страной, с крушением Китая и Индии ставшей самой серьёзной в военном плане силой в Евразии - легко. Легко говорить о том, что порядок нужно навести любой ценой и стране требуется сильная рука...

А вот каково просто жить в такой стране? Не знаю..."

Сергей Ким

   И если Ким такой вопрос перед собой ставит, то большинство его соратников по Вихрю Времен выходит из подобной коллизии очень просто. ГГ-попаданец у них либо царь, либо замцаря. Иначе зачем вообще переться в прошлое или другой мир и так умному и способному человеку? Вот Антону Городецкому и другим персонажам Лукьяненко и в России 90-ых неплохо. Даже без супер-способностей.
   В результате получается гремучая смесь "Европы 3" и технического справочника для флотских специалистов, временами приправленная установлением в России филиала рая, разумеется, вследствие неуклонного внедрения в общественную и политическую жизнь страны идеологии самого автора. Иногда это выглядит как солюшн игры-стратегии, иногда - как хроника выдуманной истории (бывает, что именно так и записывают свою идею нового мира), а иногда и очень красивые произведения получаются.
  
  
   Часть 2. Много псевдонаучной лирики о внутреннем механизме АИ.
   Всю российскую АИ (даже если в произведении и не про Россию идет речь) можно разделить на разновидности по нескольким критериям:
  
   - качество.
   Ну, тут обсуждать бессмысленно, все зависит от таланта автора и его желания работать над текстом.
  
   - историческая достоверность и точное описание нюансов, связанных с техникой, экономикой и военными действиями. Она же "Заклепкометрия".
   Выскажу крамольную для АИ-ников мысль, обсуждение и уж тем более деление на разные виды по этому признаку также бессмысленно. Вероятность того, что автор (или любой его критик) является одновременно военным стратегом, топ-менеджером и инженером-кораблестроителем, очень близка к нулю. Или автор будет тратить время, советуясь с кучей экспертов (и отвлекая таким образом занятых и важных людей), или просто будет юзать данные из общедоступных источников. Как и критик.
   То есть, в любом случае, в художественном произведении будут неточности. В ином случае получится косплей диссертации ученого-историка, а не беллетристика.
   Хотя "заклепкометрия" - весьма важный критерий для АИ-ников, это так.
  
   - коллективность написания.
   АИ-ку часто пишет больше трех человек. Особенно этим знамениты "махровцы". Возникающую ситуацию проще всего описать в виде следующего постулата:
   Постулат Махрова. При сравнительно равном таланте участников АИ-коллектива и неизменной сюжетной линии произведения
   от увеличения числа участников растет количество заклепок, правильно присобаченных в нужные места, и
   чаще теряется сюжетная нить повествования.
   По моей крайне приблизительной оценке, трех человек для АИ-ки вполне достаточно.
  
   - разумность сюжетных поступков "прогрессора" и связанных с ними изменений исторического процесса.
   Как бы странно не звучало, далеко не всегда связана с остальными критериями, даже с заклепкометрией. Самый блестящий пример - отмороженный на всю голову канцлер Найденов из гексалогии (уже и гепталогии) Величко (при этом заклепкометрия на нужном уровне, качество произведения великолепное).
  
   - ну и еще можно подобрать несколько.
  
   Все эти критерии имеют значение, если брать за основу художественную ценность текста. Но при размышлениях о российской АИ мне для сравнения приходит в голову рок-концерт в студгородке, который я имел возможность послушать (двух песен мне хватило, и я пошел домой). Аппаратура работала, как получалось (с учетом прямоты рук рокеров), группы были молодые, играли так себе, пели тоже, но как сказал мне в тот вечер незнакомый бородатый панк с ирокезом - "Зато свои!".
   И писатели, и читатели этого жанра готовят или вкушают блюдо, состоящее из полного удовлетворения реваншистских настроений и достижения личного небывалого успеха. Причем эти два ингредиента могут у разных авторов пребывать в произведении в разных долях.
   Все остальное - заклепки, сюжет, проработанные персонажи - приправы. Если автор умело добавляет приправы, получается весьма вкусно, а если нет... Тоже съедается. Ибо автор пишет правильные с точки зрения читателя вещи. Как там у Спесивцева... "Мне не пошло, но альтернативка". Вообще, чтобы понять, насколько человек готов читать даже не самое удачное произведение, если оно резонирует с его мировоззрением, советую почитать его "Непрошенные советы по альтернативкам...".
   Я же со своей стороны могу внести в ноосферу следующий постулат:
  
   Постулат Спесивцева. Критический порог для восприятия патриотического АИ-романа как хорошей книги (порог Спесивцева) тем ниже, чем выше коэффициент склонности к реваншизму у автора и читателя.
  
   А теперь пояснение к постулату, а также более точная формула.
   Заранее говорю, что правильной математической терминологией не гружу специально, стараясь объяснять максимально доступно.
   Единица величины коэффициента склонности к реваншизму (далее - КСР) должна быть выбрана так, чтобы она удовлетворяла следующим условиям:
  
   - для патриотичного без фанатизма (при этом индифферентного к реваншизму) автора или читателя КСР=1;
  
   - минимальное значение КСР - 0 (автор открыто ненавидит реваншистские идеи), максимальное стремиться к бесконечности;
  
   - аналогично, минимальное значение порога Спесивцева также 0 (читатель при любом раскладе с удовольствием прочтет книгу), максимальное стремиться к бесконечности (автору надо быть исключительным гением, чтобы его оголтелый реваншизм в каждой строчке не заставил читателя-антиреваншиста захлопнуть книгу на первой же странице).
  
   - для хорошей книги при КСР=1 (одновременно для автора и читателя) порог Спесивцева положим 1, что означает, что книга хороша сама по себе, без учета КСР вообще.
  
   - при КСР=1 (автора, читателя или обоих) порог Спесивцева должен быть равен 1.
   То есть, если КСР(А)=1 (КСР автора =1), то читатель оценивает книгу исключительно по художественным достоинствам. Если КСР(Ч)=1, то он снисходительно относится к тому, что у автора зашкаливает реваншизм или наоборот, автор - жуткий либерал, читателя при оценке интересует только мастерство автора, а не его идеология.
  
   - "условие адекватности антиреваншистов":
   Если КСР(А) и КСР(Ч) одновременно <1, то порог Спесивцева =1.
   То есть, антиреваншист-читатель не фанатеет от антиреваншиста-автора только из-за сходства идеологий.
  
   - если КСР(А) и КСР(Ч) одновременно >1, то порог Спесивцева <1, причем чем больше КСР автора или читателя, тем ближе порог Спесивцева к нулю.
  
   - если КСР(А)>1 и КСР (Ч)<1 (автор - реваншист, читатель - антиреваншист) или КСР(А)<1 и КСР (Ч)>1 (наоборот), то порог Спесивцева >1, причем чем больше КСР реваншиста или ниже КСР антиреваншиста, тем выше порог Спесивцева.
  
   В качестве единицы измерения КСР выбрал название "ким" в честь Сергея Кима (за что прошу у него прощения, если он против).
   Причин сему три: 1) он - патриот своей страны, но критически мыслящий; 2) он - хороший автор; 3) у него короткая фамилия, что весьма удобно для дальнейших моих псевдонаучных изысканий.
  
   После некоторых моих измывательств над математикой, я подобрал следующую формулу для подсчета порога Спесивцева (да, можно подобрать и другую функцию двух переменных, главное, чтобы она удовлетворяла изложенным выше условиям):
  
   0x01 graphic
  
   В то, что формула удовлетворяет изложенным выше условиям, проверить несложно. Как я ее подбирал, описывать не стану, это еще так страница размышлений.
   Определять, кто и на сколько кимов наклепал очередное АИ, оставляю авторам и их читателям.
   В качестве примера возьмем небезызвестного Проханова, КСР которого я оцениваю в 30 ким (всем желающим убедиться в этом можно почитать газету "Завтра", но я этого не советую). Тогда у читателя с КСР = 2 ким (умеренный реваншизм) порог Спесивцева при оценке статей Проханова будет равен приблизительно 0,017. А если вдруг КСР читателя равен КСР Проханова - так и вообще, приблизительно 0,0006.
   Выводы можно сделать самостоятельно.
  
  
   Часть 3. Классификация АИ-романов.
   Итак, как сказано в части 2, основными ингредиентами АИ являются реваншизм и жажда самоутверждения. Собственно, по каждому из этих двух признаков, на мой взгляд, лучше всего и проводить классификацию.
  
   Итак, признак первый - "реваншизм". И соответствующая ему градация:
  
   1. "Россия зохавывает мир".
   Самый тяжело достижимый (хотя бы по логике) вариант. Именно поэтому он самый фантастичный, и прогрессор, как правило, стартует с необычайно льготных условий, с нехилым ресурсом и зачастую не церемониться в средствах. Можно, конечно, начать преобразование России и без такой форы, но тогда даже читатели с КСР больше единицы могут раскритиковать за полную бредовость и невозможность описанного автором варианта событий. Заклепкометрия в таких романах процветает, но даже с ней чувствуется полная нереалистичность развития событий.
   Квинтэссенция такого стиля - "Александр" Ланцова. Еще для примера можно вспомнить махровский цикл "Спасай Россию!".
   Замечу еще один важный момент, лучше всего сформулированный Ланцовым, всего лишь тремя словами - "Империя превыше всего!". Ради того, чтобы Россия схрумкала весь мир, ее спецслужбы действуют необычайно грязно и безжалостно, к примеру, убивая ведущих ученых, грабя банки и спонсируя террористов, причем так поступают не только против вечно плетущей коварные планы Англии или пресловутого мирового капитализма, но и против даже неопасных для России стран.
   Ах да, КСР автора такого чтива, как минимум, 5 ким.
  
   2. "Россия - родина слонов". Или Россия - важнейшая мировая держава.
   Более мягкий в плане реваншизма (в сравнении с предыдущим) вариант АИ. Для достижения этой программы не нужно подминать под себя весь мир, достаточно всего лишь разгромить основных врагов и провести определенные реформы. Грубо говоря, занять место Британии или Штатов.
   Заклепок можно вставлять меньше (но авторы все равно их лепят везде, где считают нужным), логичности больше, сюжет менее эпичен, но более красив. Читается с гораздо большим удовольствием, чем все остальные реваншистские типажи АИ, ибо Россия всех побеждает и живет себе дальше, как в сказке, причем достигает этого вполне логичным путем, без шапкозакидательского громилова врагов.
   Главная особенность - возможность использовать заклепки весьма тонко, не залезая в дебри, в которых не разбираешься. От критики "экспертов" и экспертов это не спасет, но зато сделает роман легче для прочтения.
   Наиболее известные авторы этого типажа - Величко, Злотников и Дойников.
  
   3. "Вписаться в поворот". Россия занимает положенное ей место среди мировых держав.
   Разумный вариант для АИ. Во многие периоды своей истории Россия входила в клуб мировых держав, и главное - не дать ей вылететь оттуда на очередном лихом повороте истории. В первую очередь в таком романе решаются внутренние, а не внешние проблемы страны, минимизируются потери в войнах и всячески улучшается жизнь народа.
   Заклепкометрия в немалых масштабах присутствует, причем по двум причинам:
   1) объяснить на фактах всем особо мечтающим увидеть триколор над Капитолием, что сие крайне нереально, да и ненужно;
   2) показать, что изменение хода истории могло быть вполне реальным, если бы нам повезло в таких вот моментах чуть-чуть больше.
   Читается на ура, хотя повествование и несколько затянуто. Есть два основных подтипа этого вида АИ-романа, военный (переигрывается только какая-то одна война - ВОВ с меньшими потерями, выигрыш Крымской или русско-японской) и социальный (проводятся необходимые реформы, дабы страна не ввинтилась в штопор).
   Колганов, Дмитриев, Конюшевский, Спесивцев.
  
   4. "Не до жиру - быть бы живу".
   Сценарий "Россия выкарабкивается из кризиса, причем наверняка с чьей-то помощью". Автор такого романа, как правило, согласен если не с тем, что страну спасут массовые расстрелы, так с тем, что россияне и без внешнего врага легко и непринужденно гробят свою державу. КСР автора может быть как и ниже 1, так и выше, но критическое мышление в наличии должно быть обязательно.
   Даже при высоком КСР автора (как в случае Германа Романова) реваншизм может быть приправлен демократическо-либералистическими идеями (я в курсе, что это разные вещи, но для той части реваншистов, что прозваны "ватниками", демократия и либерализм - всего лишь разные названия вражеских идей для подмены русских национальных ценностей). Причина этому понятна: кризис вроде революции и гражданской от одного только спонсирования британцами финских террористов не возникает, а значит, в государстве надо что-то менять на уровне основных национальных приоритетов, и уж точно нельзя идти на поводу тех, кто орет во весь голос "Даешь Проливы!".
   Также роман такого типа пишется, если автор считает лучшей моделью общества ту, что в описываемый им период действовала в другом государстве, к примеру, нацистскую Германию. Или империалистскую Японию. Тогда Россия с дружеской помощью становиться на рельсы светлого пути, куда ее дальше потащит новый мировой гегемон. Основывается такой сюжет на простом понимания того факта, что ЕС живет лучше России, причем даже страны, проигравшие Вторую Мировую. Конечно, Германия экономически сильнее России вовсе не потому, что проиграла две мировых войны, но автор считает, что скорее инопланетяне решат вопрос КНОР, чем родные чинуши.
   Самый известный автор, пишущий в таком стиле - Герман Романов. Еще стоит упомянуть Ивана Желтикова
   Также именно к этому типу принадлежит коллективный махровский опус про Калифорнийскую Директорию и "Эмигранты" Величко, как и все остальные произведения, где "правильная" Россия существует рядом с "неправильной", подстегивая ее к прогрессу.
  
   5. "Давным-давно, в другой галактике..."
   АИ написано не про Россию, и она там даже упоминается исключительно вскользь. Но реваншистским идеям автора это нисколько не мешает - достаточно вспомнить "Шотландия молодая" Ключерева, в которой сквозит его искренняя нелюбовь к Англии. Хотя можно обойтись и без реваншизма вообще - как в "Сэнгоку Дзидай" Вязовского. К этому же жанру можно отнести попаданцев в другие миры. От Ариоха пера Глушановского, играющего рок перед некромантами, до Виктора Северова пера Кима, с удивлением лицезреющего по телевизору Путина в мире Второго Удара.
   Заклепок требуется гораздо меньше, чем в предыдущих случаях, так как:
   1) читателю до лампочки, какая там власть будет в независимых Шотландии или Ирландии, лишь бы они Англию нагнули;
   2) в истории других стран разбирается гораздо меньше людей, чем в истории России;
   3) для попаданца в фэндом главное точно знать всю информацию по фэндому, коя вся есть в интернете, и коей по объему гораздо меньше, чем в полном учебном курсе исторического факультета;
   4) в своих мирах можно действовать по принципу "что хочу - то и ворочу".
   В общем, если автор не будет выпячивать свой реваншизм, удерживая КСР произведения в границах от 1 до 1,5 ким, то роман пойдет на ура почти любому читателю.
   Ключерев, Вязовский, Глушановский, Ким, Шипарев, Вадим Денисов, Горелик и много-много фикрайтеров...
  
   Ну и второй признак. Удовлетворение личных амбиций:
  
   1. "Аж есмь царь..."
   Тут все просто. Попу на трон и рулю, как душа пожелает, с учетом, конечно, постоянно предлагаемых со всех сторон заклепок. Разумеется, в первую очередь, новоявленный правитель пускает под нож всех, кто мешает ему царствовать во всю ширь, награждает тех исторических личностей, о которых хорошего мнения, и потихоньку отправляет горбачевых с ельцинами навоз кидать.
   А также люто, бешено занимается прогрессорством, причем, разумеется, удачно. Автор может даже добавить ГГ проблем (для уменьшения обвинений в чрезмерной фантастичности), показывая, что корабль истории не так-то легко повернуть в иную сторону.
   Может быть написано очень плохо, может - очень хорошо. Но окромя реваншизма достигается и цель обретения немереной крутизны, что, к чести махровцев, неплохо сыронизировано в разговоре дедов-попаданцев про троносидельца Таругина (цикл "Спасай Россию") - один из немногих моментов, где авторы все же не теряют связи с реальностью. Но ключевая идея - восхищение женщин, уважение офицеров и любовь ширнармасс - героем-попаданцем достигается обязательно.
  
   2. "Господин назначил меня..."
   Аж есмь замцаря. Тут, как правило, два варианта: или ГГ - благороднейших кровей по праву рождения, или прогрессор настолько умелый и знающий специалист, что царь его непременно к себе приближает. Более удачный вариант, разумеется, первый.
   ... Ученый муж, говоришь? А ну, прочти текст! Как ни понимаешь? Это же на латыни! А этот? Да, на немецком. Говоришь, немецкий не знаешь, но зато на русском все читал? Ну, хорошо, объясни тогда идеи господина Канта...
   А какие бывают конические сечения? Как, не знаешь? И я, и почтенный грек господин Аполлоний глубоко скорбим.
   Военный, значит? На, держи палаш. Эй, Ивашка, тут парень грозиться накостылять любому офицеру нашей славной армии, ты уж приголубь его, да не до смерти. Пожалей дурака...
   Конечно, автор всегда может представить своего героя настоящим энциклопедистом (Википедия-то под рукой), но чтобы искать что-то нужное, надо знать, что именно искать. Студент, списавший на письменном туре, легко может провалиться на устном, если сути списанного не понимает. Да, Интернет - кладезь знаний, но прежде чем вбивать что-либо в поисковик, надо все же знать, что конкретно ищешь.
   Критик, конечно, заклепку поднесет, но такой многомудрый герой смотрится не всегда адекватно и уж точно "рояльно".
   Причин выбора автором этого варианта может быть много - от нежелания изучать все возможные заклепки во всех областях знаний до желания, чтобы ГГ лично ходил в диверсионные рейды (в предыдущем случае это смотрится немного идиотски). Ну, или автор искренне считает Сталина или Петра Первого очень хорошими правителями, и не ГГ смещать их с трона.
   Ключевая цель ГГ: тот мир был неправилен, там я был никто, здесь же я возвышусь по заслугам. И да, кстати, при желании можно и на трон попасть, как герой Вязовского.
  
   3. "Служу Великой Империи".
   Тот случай, когда автор трезво понимает, что он сам, к примеру, не вытянет ни пост царя, ни пост первого, второго и энного министра. Но зато ГГ может предупредить вышестоящих о грядущих делах, чтобы те были заранее готовы. И если ГГ - специалист в каком-то деле (ученый-физик, к примеру), то может и подстегнуть прогресс.
   Проблемы те же, что и во втором подварианте варианта два - кто сказал, что знания попаданца будут сколь-либо полными? Конечно, можно притащить с собой ноутбук - да здравствует "рояль"!
   Ключевая цель: я живу в самой лучшей стране, и быть мелком сошкой здесь лучше, чем быть такой же мелкой сошкой "там". Ах да, а еще ведь можно еще и ползти медленно по лестнице карьерной до варианта 2. А там и до трона рукой подать...
  
   Относительно вариантов 2 и 3 стоит добавить, что нужность попаданца в них часто эквивалентна знаменитому вопросу ДнД - нужности персонажа-барда, мастера на все руки, но ни в чем не специалиста. Разве что в перевранном знании древних баллад, от которых никому ни холодно, ни жарко. Вот толку Сталину знать, что Штатами в 21 столетии будет рулить афроамериканец?
  
   4. "Попаданец - не нужен".
   - Прораб! Скрипач - не нужен!
   Автор базирует свое повествование на том вполне разумном факте, что предки не тупее нас. Дать им ноутбук - сами разберутся, как мышкой двигать. Дать им учебник по физике - российские ученые освоят быстро. Этим сей типаж похож на предыдущий, но тут вмешательство попаданца не требуется вообще.
   В конце концов, могут же лучшие умы России соорудить машину времени сами? Или НКВД - обезвредить вражеского хрононавта?
   А иногда даже и пресловутый ноутбук не требуется. Так все-таки, что было бы, если бы Лонгстрит выполнил приказ под Геттисбергом?
   Это уже почти что и чистая АИ.
   Почти... реваншизм в ней все же чуется...
  
  
   Часть 4. Заключение, или ради чего я огород городил.
   А ведь я это все читал. Где-то улыбался - "вот уж неймется братскому народу", где-то согласно кивал, где-то посмеивался штампам про украинцев. Но понимал.
  

"...Мы воспитаны все на одних же и тех букварях,

Потому никому ничего объяснять и не надо..."

Андрей Макаревич

  
   Ощущение отлета на задворки мира, ощущение второсортности было одинаково для обеих стран. Готовности наступить сапогом на горло сытой Европе я если не аплодировал, то сочувствовал.
   Но я в Европе врага все же не видел. Их стиль жизни- это их право, и пока они не навязывают их мне, я против них ничего не имею. Я не люблю не Европу, я не люблю тех наших, кто туда перебрался, а затем ездит сюда в гости и учит жить родню. Впрочем, так делают и те, кто перебрался в Москву.
   Да, жизнь мне показала, что люди вроде моей бывшей - девушки, знающей два-три иностранных языка и при этом неспособной найти на карте Европы Венгрию, - не те, кому следует подражать. Четкие планы на жизнь, да еще и обеспеченную жизнь, уверенность, что в Европе они надо...
   Да проваливайте Вы все, куда хотите, я тут причем?! Но не учите меня жить. Перебрался в Европу - сиди там, а не рассказывай, что там лучше закон, а здесь люди душевнее. Я не испытываю зависти к Вам, но понты колотить при мне не позволю.
   Но что касается России... Евромайдан на мое отношение к русфантастике не повлиял. Я не разделял воплей из Москвы, что "хохлы продались еврогеям", но и пиетета к новой власти не испытывал.
   А вот "русская весна"... До меня вдруг дошло, что все то, о чем строчат все эти дугины, прохановы и холмогоровы, вся эта дурная лихость героев Шкенева, хамство в каждой строчке Бориса Орлова, готовность Ланцова устроить геноцид чужих подданных, вечная англофобия и желание смести танками все на своем пути... Все это легко может повернуться против тех, кого раньше считали друзьями и братьями.
   Разделение на друзей и недругов идет по очень простому признаку: "Кто не с нами - тот против нас!". Весь мир должен склониться перед Россией или, по крайней мере, перед тем фактом, что она - таки родина слонов. Реваншизм, плачущий по восстановлению империи в самых широких границах, какие только были за всю ее историю, неизменно натыкается на несогласие. Или на простой вопрос: а что такого может предложить Россия, помимо своей дорогой империи, чтобы мы радостно махали платками российским танкам?
   Снисходительное прозвище "хохлы"? Самодовольную Москву, которая настолько гребет под себя ресурсы, что вызывает вполне реальное недовольство своих же патриотов? Своих олигархов в компанию к уже имеющимся, и связанный с эти передел ресурсов? Идиотские инициативы крайне централизованной власти вроде уменьшения количества часовых поясов или переименования милиции в полицию? Назначения на ключевые посты уроженцев центральной России, искреннее считающих, что никакого украинского народа и украинского языка не существует? Гору своих проблем, которые станут и нашими тоже?
   Хотел бы я жить в одной стране с русскими? Я и так с ними в одной стране живу!
   Хотел бы я жить в одной стране с россиянами? Вообще говоря, не против. У меня там есть родственники, друзья, они и в самом деле братский народ... НО! Без всей этой неадекватности, без всего этого разогретого до невменяемости реваншизма, без имперского самолюбования...
   А Гиркин и его дружки (как по газете "Завтра", так и по НОДу) явно предлагают мне идею сродни пробить в стене дверь в соседнюю квартиру (даже без моего согласия), организовать коммуну с соседями-алкоголиками и снабжать их за свой счет водкой, дабы они и дальше видели свои сны про Всепланетную Российскую Империю.
   Русфантастика в жанре АИ производит много шлака. Но и шедевры тоже. Она целиком отвечает настроениям в обществе, потому ее и читают.
   Я ее признаю. Но мне становиться крайне не по себе, когда представляю, что какой-то шестнадцатилетний паренек, взахлеб читающий сейчас Ланцова, став президентом РФ, вдруг решит устроить в Украине провокацию с последующей войной с целью ее ослабить и присоединить.
   Ну а чего, Бисмарку можно, а России нет? Да ведь и янкесы в далеком 2014-ом что-то такое ведь провернули, точно помню, писал же Спесивцев. Значит, и мы можем, и даже обязаны!
   Империя ведь превыше всего?
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Оценка: 4.43*20  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com С.Волкова "Игрушка Верховного Мага"(Любовное фэнтези) В.Казначеев "Искин. Игрушка"(Киберпанк) В.Василенко "Смертный"(Боевое фэнтези) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) Д.Черепанов "Собиратель Том 3"(ЛитРПГ) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 1"(Киберпанк) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) А.Емельянов "Мир Карика 8. Братство обмана"(ЛитРПГ) Wisinkala "Я есть игра! #4 "Ни сегодня! Ни завтра! Никогда!""(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"