Айххорн Роман Эрихович : другие произведения.

Ослепительный свет приносит ясность...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Темнота интригует. В темноте есть какая-то тайна, но в тоже время боишься этой неизвестности, тебе страшно, а если оказался там, страх проходит, становится уютно, здесь можно спрятаться. В детстве мы так и делали. Ослепительный же свет приносит ясность, разгадку, но в нём можно раствориться, исчезнуть.

  Айххорн Р. Р.
  
  Ослепительный свет приносит ясность...
  
  Пространство и его трансформация
  
  У меня есть фотография: маленькая девочка стоит перед приоткрытой дверью и с любопытством заглядывает в проем. Что там? Но за дверью темно. Темнота интригует. В темноте есть какая-то тайна, но в тоже время боишься этой неизвестности, тебе страшно, а если оказался там, страх проходит, становится уютно, здесь можно спрятаться. В детстве мы так и делали.
  Ослепительный же свет приносит ясность, разгадку, но в нём можно раствориться, исчезнуть.
  Он вспыхнет как взрыв и тень убегает стремительно.
  
  8. 'Поэтесса Сафо' Х., м. 80х60. 1993. []<14.
  "Поэтесса Сафо" Х., м. 80х60 см. 1993.
  "Юрий Ванчугин и Владимир Чунихин", 1989, бумага/темпера, 62х49 см.
  
  Переступим порог этой двери и "увидим" крошечное пространство с перегородками, занавесками, полками и шкафами. Они делят две комнатки в 30 кв. м на столовую, детскую, гостинную, кабинет и спальню: здесь живёт семья. Самодельные шкафы - из ящиков и деталей мебели, но все предметы быта имеют своё место: будь-то пылесос, ведро, книги или холодильник. За дверью шифоньера, если её открыть, выстраивается спальное место для ребёнка. На стенах в рамочках "живут" предки, в книгах и репродукциях - герои литературных и живописных произведений, а в телевизоре - герои телевизионных передач. Все знакомо и уютно, тесно обнимает и защищает.
  
  3. <13.
  "Телепривидения", 1990, темпера/бумага. 62х49 см.
  "Охотники на снегу. Зима", 1990, бумага/темпера, 64х46 см.
  
  Но это пространство в какой-то момент может преобразиться. И тогда по ночам из телевизора нестройными рядами шествуют, струятся всякие немыслимые образы, то ли существа, то ли их тени ... За "окном" комнаты (им служит репродукция знаменитой картины) бредут по снегу уставшие охотники, за ними, опустив головы, собаки.
  
  А вот и хозяева: мужчина, женщина, двое детей вернулись из дальних странствий домой, поставив чемоданы, стоят у входа, всматриваясь в добрый мир, освещенный приглушенным теплым светом... Две маленьких комнатки в "комуналке".
  
  4. <6. 'Портрет Тани с Аней', Х., м. 75х50. 1995. []
  "Возвращение домой", 1990, темпера/бумага. 62х49 см.
  "Предощущение весны", 1995, х/м., 75х50 см.
  
  Крошечное пространство вдруг распахивается в бесконечность, в космос: вместо стен и низкого потолка - ночное небо с летящими облаками или просторная дневная голубизна с явно оптимистичным предощущением весны...
  
  Этот мир переносился мною на бумагу. Последовали одна работа за другой. В темпере на бумаге изображались комнаты, приоткрытые двери, фотографии на стенах, сюжеты вымышленные и реальные, где переплелось прошлое с настоящим, с попыткой заглянуть в будущее.
  
  5. >2.
  "Автопортрет в подмосковном интерьере", 1991, темпера/бумага. 62х48 см.
  "Читающая письмо", 1991, темпера/бумага. 62х49 см.
  
  В результате неожиданно наметилась тема, которая позже развилась в целом ряде моих живописных работ, и положила начало сериям "Фрагменты из семейной хроники" и "Осиное гнездо".
  
  1. 'В путь!', темпера/бумага. 62х48 см. 1990 []
  "В путь!", темпера/бумага. 62х48 см. 1990
  
  С этим багажом мыслей и идей, а также со всем домашним скарбом, волею судьбы оказался я в Германии. Как если бы oткрыл дверь и ... теперь в другом пространствe, доселе неведомом мне. Bот он - ослепительный свет, приносящий ясность, но в нем можно потеряться, исчезнуть. Завораживающий яркий мир с блеском реклам и товарами в сверкающих упаковках. Кукольный дом? Уютно ли здесь?
  
  Новые и старые темы
  
  Оказавшись в Германии и ни на что не надеясь, я первое время писал варианты по прежним темперным работам. Писал на холстах масляными красками. Это меня поддерживало. Я жил в своём привычном пространстве и времени.
  
  Пробовал писать портреты на заказ. Думал портретами да пейзажами зарабатывать себе на жизнь. Но не тут-то было. Оказалось живописный портрет в век фотографии особой ценности не представляет. К реализму, как направлению, здесь относились как к чему-то отжившему, явлению из прошлого, или как к механической передаче видимого мира, не представляющей никакой художественной ценности. Я себя чувствовал ископаемым "динозавром".
  
  Тем не менее я продолжал писать свои варианты, был в поиске, посещал музеи, галереи, выставки...
  Появились новые темы и новые идеи, Столкнулся с тем, что здесь о русском искусстве кроме Малевича и Кандинского почти ничего не знают. Я заинтересовался этим вопросом. Объективности ради просмотрел несколько книг по истории искусства. И вот что я обнаружил по этому поводу.
  
  Что в Германии знают о русском искусстве?
  
  У меня оказалась толстая книга-однотомник "История искусства и художественные техники" (изд. Лёвит, Висбаден, 1973 год). Однако ни одного примера из русского/советского искусства я в ней не нашёл.
  
  Стал просматривать 24-томную энциклопедию Брокхауса издания 1992 года.
  Нашёл в поимённом разделе статью о И.Е. Репине с репродукцией его картины "Бурлаки на Волге", коротко о В.И. Сурикове без репродукции, (кстати была большая статья о картине В. И. Сурикова "Утро стрелецкой казни" в журнале "аrt" за 1993 год, на основе сюжета картины рассказывалось о политической ситуации в России), статью об А.А. Иванове с репродукцией картины "Явление Христа народу", о А.П. и К.П. Брюлловых - с репродукцией акварельного портрета, о И.Н. Крамском - с портретом Льва Толстого, о Б.М. Кустодиеве с репродукцией картины "Московский Трактир", о К.С. Петрове-Водкине - с репродукцией картины "Купание красного коня", о В.А. Серове - с репродукцией "Похищение Европы", две строчки о Рерихе. Левитан, оказывается, находился под большим влиянием барбизоцев и импрессионистов. И далее в таком же объеме о ряде других художников, т. е. короткие статьи, в редких случаях с репродукцией.
  Социалистический реализм представлен репродукцией картины А.А. Дейнеки "Оборона Петрограда".
  Однако в разделе "Русское искусство" после исторического обзора о русской живописи с большим количеством имён, репродукциями работ представлены четыре художникa:
  Д. Г. Левицкий "Воспитанницы Смольного института Давидова и Ржевская", И. И. Левитан "Овраг" (обе картины из Государственного Русского Музея), И. И. Кабаков "Праздник" (частное собрание) и Е. Булатов " Не прислоняться" (Музей искусства, Вазель).
  
  Следующая монография "История живописи. 8 столетий", 2005, Англия, oднотомник, перевод на немецкий. Русское искусство в ней представлено репродукцией иконы А. Рублёва "Троица", сказано несколько слов о супрематизме, названы художники К. Малевич, Н. Гончарова, О. Хохлова, В. Кандинский.
  
  Беру следующее солидное издание: Белсер "Мировая история искусства", 2005, Италия, oднотомник, перевод на немецкий. В разделе о русском искусстве показана репродукция иконы А. Рублёва. Упоминается И. Е. Репин. Русский музей представлен репродукцией картины И. Бродского "Выступление Ленина перед рабочими Путиловского завода".
  Третьяковская галерея представленa репродукцией эскиза памятника Ленину, автор Эль Лисицкий. Упоминается конструктивизм и супрематизм, названы художники К. Малевич, Н. Гончарова, В. Татлин, М. Ларионов, В. Кандинский.
  
  О скудной информации о русском исскустве в печати за рубежом высказался в своей речи и Сергей Гавриляченко в 2004 году в Ярославле на Всероссийской научной конференции "Образование и творчество. Традиции и современность":
  "Я с удивлением обнаружил, что мы упорно говорим о неком миссианизме нашей культуры, как будто мы что-то должны дать миру, либо оплодотворить его какими-то идеями. На мой взгляд, всё значительно огорчительнее. В окружающем мире никто вообще не подозревает о существовании России, как некоего культурного явления.
  Если мы берём гигантские энциклопедии мирового искусства, то можем посмотреть, как там представлена русская культура. Не только фрагментарно, она представлена случайно. Я обратил внимание, что ни в одном из этих изданий нет В. И.Сурикова, т. е. того, кто собственно и мог максимально представить особость русской культуры..."("Художественная школа", 2005 год)
  
  В ослепительном свете реклам затерялись многие имена. Высвечены те, которые играют какую-то роль, коньюктурную или политическую в бизнесе. Так недавно музей Висбадена показал большую полугодовую выставку весьма политизированных произведений И. Кабакова.
  
  В последнее время все больше налаживаются культурные контакты с Россией. С недавних пор город Висбаден стал гордится тем, что здесь жил и работал русский художник Алексей Явленский (начало ХХ века). Его именем теперь названа улица, есть постоянная экспозиция его работ в музее. В Мüнхене я видел большую выставку произведений Врубеля. Произведения Третьяковской галереи появились в Бонне. Всё чаще приезжают современные российские художники с выставками. Это ли не радует!
  
  В 1996 году приехал ко мне в гости из Москвы мой давний друг художник Григорий Соколов. Наша совместная выставка в городе Висбадене прошла очень успешно. Соколов выставил деревянные статуи, я показал свои картины из серии "Фрагменты семейной хроники". Город закупил у нас несколько работ, пресса хорошо отозвалась о выставке. Похоже было, что наш "фантастический реализм" был принят.
  
  О том, чем я в то время занимался, он рассказывал в Москве и поделился в своем письме ко мне очень красноречиво и эмоционально:
  
  "... он (Роман) не рисует ничего с натуры. Это, говорит, мне не нужно! А может быть нечего рисовать? И окружающая Романа благообразная действительность не может быть для него поставщиком образов? Нету в ней тех таинственных, незакрывающихся дверей, косых ступенек, исковерканных лохматых и грязных людей и прочих легендарных образов - загадочных и недовоплощенных, недоделанных жизнью, но дающих жизнь фантазиям?...
  ...Он теперь Айххорн! Его мир - искусство, жизнь духа! Там происходят коллизии теперь. И в этой личности, в душе его, сумевшей освободиться от натуры действительности, в ней самой стали раскрываться Таинственные Двери: тайники, памятники, подвалы подсознания.
  
  9. 'Дух тьмы' Х., м. 80х60. 1993. []>10. 'Дух света' Х., м. 80х60. 1994. []
  "Дух тьмы" 1993, х/м, 80х60 см
  "Дух света" 1994, х/м, 80х60 см
  
  О Тайны Дверей сокрывающих, Тайны Дверей вываливающих, Тайны ведущих во Мрак,
  Тайны Дверей не сдержавших напора Света!
  Как Двери - открыты Рамы. И герои старых картин являются, как действующие лица в новых притчах, загадках. Рай стал чернотой, смертная жизнь - лучом белого света, навеки разделившим Адама и Еву?
  
  7. 'Адам и Ева' Х., м. 80х60. 1996. []
  "Адам и Ева" Х., м. 80х60 см. 1996.
  
  А в мелких рамочках, как в душных комнатках сидят и стоят, всё по чину, вылинявшие предки. Они берегут Свою Тайну - Тайну нашего рождения."
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"