Айххорн Роман Эрихович : другие произведения.

Глава 3. Цвет в детских работах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Роман Айххорн "Изобразительное творчество детей: Это Я! Я сам!"
  
  Глава 3. ЦВЕТ В ДЕТСКИХ РАБОТАХ
  
  Какого цвета норка у мышки-норушки?
  
  Малыш рисует много. Наносит на бумагу линии, точки, кружочки. Рисует "головоногих". Рисует цветными карандашами, фломастерами - линии эти разноцветны. Ему, совственно говоря, все равно какого цвета эти линии. Чтобы выделить что-то важное для себя, он это место густо заштриховывает. Стало быть, ребёнок больше реагирует на форму, пятно, чем на цвет.
  Вот рисуется мышка и, чтобы она могла спрятаться, юный автор рисует норку, и интуитивно заштриховывает её ярким красным цветом. Почему? Чтобы мышка быстро нашла её. Ребёнок относится к цвету как к какому-то сигналу, ориентиру - явная эмоциональная реакция.
  В раннем возрасте ребёнок ещё не знает названия цветов. Задача взрослых научить его.
  Гете считал, что цвет, "независимо от строения и формы материала, оказывает известное воздействие на душевное настроение. Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями". Все цвета как бы заложены в нашем органе зрения.
  
  Двух-трёхлетние используют название одного цвета, к примеру, тот же красный цвет, и обозначают им все остальные цвета. Лишь потом учатся тому, что есть названия других основных цветов: жёлтый, голубой и зелёный (с подсказки взрослых). Вот когда малыш знает названия этих четырёх основных цветов, он учится называть их своими именами. И отдельные предметы по цвету дети учатся распознавать довольно быстро.
  Со временем за каждым цветом закрепляется типичная ассоциация. Разумеется, у всех детей она может быть разная. Но определяются наиболее часто встречающиеся. Такие, как: желтый, красный - в рисунках цветка, солнца; зеленый - для изображения деревьев, травы. Так нижний край бумаги покрывается зелёным - это поляна, а если синим - вода, море; рисуют синюю полоску на верхнем крае бумаги - без сомнений - это небо; черный цвет в восприятии большинства детей - это цвет тревоги, зла, чего-то незнакомого. В то же время черный удачно сочетается с другими цветами и может превращаться из злого в добрый - по ситуации. Чёрный цвет и вообще интенсивные, темные цвета (темно-синий, темно-красный, коричневый) часто используются как рисующие, контурообразующие.
  И ещё. Известно, что восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятиями "нравится - не нравится", "красиво - не красиво". То, что нравится, то и красиво! - разнообразные сочетания ярких, чистых цветов или даже как в песенке: "оранжевое небо, оранжевая зелень, оранжевая мама...". Что не нравится, то значит и не красиво! И рисуется толстыми черными линиями, мрачными пятнами темных цветов.
  "Какой твой любимый цвет?"- спрашиваю я малыша на первом занятии. Обычно называют такие яркие цвета как жёлтый, красный, или розовый. После ответа, я задаю следующий вопрос:- "А кто твой любимый зверь?". Ответы разные. Если, к примеру, назывался любимым цветом синий, а любимый зверь - кошка; то, естественно, возникает на бумаге синяя кошка. С теорией цвета этих крох ещё рано знакомить. У них, как уже говорилось, эмоциональное отношение к цвету. Они интуитивно приходят к "правильным" цветовым решениям.
  
  Свободное рисование - "мазанье"
  
  Дети ближе к природе, чем взрослые. Для них повозиться в краске - как воробьям в песке - сплошное удовольствие. К примеру: мешаются два цвета между собой - и вдруг на бумаге новый цвет! Это ли не волшебство! Все закономерности цветовых взаимодействий малыши познают играючи и с восторгом.
  Пятилетняя Юлия, с восторгом нанося гуашь ладошками, возила ее по бумаге, мешала краски между собой до тех пор, пока от бумаги остались одни клочья. Никакого задания, никакой темы при этом, конечно, не было. Я просто даю детям возможность испробовать всякие материалы, повозиться в краске кистью, руками, тряпкой - чем угодно. В моей мастерской есть еще и такие увлекательные возможности: наносить краску тампоном или брызгать кистью. Ручьи гуаши вливаются один в другой, при этом меняется цвет, да и потоки краски стекая, образуют неожиданные формы - это ли не чудо, почти языческое священнодействие!.. Мы вместе с восторгом наблюдаем взаимодействие цвета и формы.
  Свободное рисование - "мазанье" - называйте как хотите! - обязательно нужно предлагать. Оно учит детей главному - обостренному восприятию цвета, фактуры, формы, замешанному на радости открытия и познания. Малыш открывает для себя возможность варьировать, организовывать происходящее на листе бумаги, и исподволь развивается ощущение цветового тона и цветовой формы. А при этом еще чудесное сознание того, что это "что-то" делается своими руками.
  Ребёнок раскрепощается, а я подвожу его к моей цели: свободной работе мысли и фантазии. В этом процессе к удивлению самих учеников неожиданно возникают на бумаге сюжеты, образы. Тут кончается игра с красками - начинается ТВОРЧЕСТВО. Причём один образ закрашивается, и появляется другой, третий (важен процесс, а не конечный результат!), до тех пор, пока автор не скажет уверенно и с удовлетворением замечательные слова: "Всё!.. Готово!". Спонтанность у детей удивительная, а чувство меры - на зависть. Все это говорит о внутренней свободе. Ребёнок легко и свободно переносит на бумаги свои эмоции и впечатления.
  В процессе игры с красками открываются новые горизонты. Ребёнок познаёт краску сначала на ощупь, потом учится кистью наносить её на бумагу. И здесь нужно обратить внимание детей, что кисть - это серьезный инструмент, которым можно наносить на бумагу точки, линии, пятна. И, чтобы работать этим инструментом, нужно прежде всего научиться его правильно держать. В мастерской у всех есть возможность испробовать кисти широкие и тонкие, плоские и круглые. Как завороженный, не дыша ведет малыш по листу кистью, а за ней, посверкивая, остается блестящий след сочного цвета. Вот оно, Волшебство!
  
  А бывает и так: мама, забирая после занятий дочку, восклицает: "Опять ты сегодня свои кляксы рисовала!". Неопытному зрителю - маме хочется видеть портреты и пейзажи, а девочка с радостью экспериментирует с красками, гениально находит в цветовом кипении "заблудившихся головастиков" и с гордостью показывает маме свои опыты. Маме не понятно, что нельзя ускорить процесс творческого развития или перепрыгнуть его стадию. Ещё хуже - это неумная критика в адрес юного художника, которая может отбить весь интерес к рисованию, внести неуверенность, а тем самым и повредить детскому развитию в целом. К сожалению, некоторые родители грешат этим.
  Меня перестало удивлять, если у девяти-двенадцатилетних моих учеников вдруг появляется желание по локоть залезать в краски и с восторгом возить руками по бумаге, оставляя отпечатки ладоней или невообразимый хаос. Есть и такой случай, когда девочка одиннадцати лет, прекрасно и совсем по-взрослому (где-то училась уже) рисуя натюрморты и гипсовые головы, вдруг просит позволить ей между заданиями, что-то нарисовать для себя. Как вы думаете, что появляется? Возникают на бумаге разноцветные динозавры и кошечки в корзинах. И я понимаю: что-то помешало таким ребятам насладиться баловством-священнодействием с краскими в своё время, в совсем юные годы.
  
  Живопись "строится" от линейного контура или от пятна?
  
  Часто дети говорят: "я нарисую, а потом раскрашу". Чтобы избежать этого, я предлагаю работать гуашью, а не акварелью, так как важна работа "от пятна", без предварительного рисунка карандашом. Гуашь свободнее для перекрытий, исправлений, хорошо и ровно густым слоем ложится на бумагу и картон. Показываю, как мешать краски между собой и причём не больше двух-трёх, какими кистями пользоваться, как и когда. Объясняю, что картина "выстраивается", подобно кулисам в театре: сначала рисуется фон, затем все, что перед ним. Когда фон записан и краска высохла, рисуется передний план. И уж по нему прорисовываются детали. Получается, что организацию работы над картиной нужно продумать и по этому плану выполнить.
  Гуашью можно выполнять работы светлыми цветами по тёмному фону, и наоборот. Из-за примеси белил краски получаются несколько белесыми, а после высыхания светлеют ещё больше. Пастозное, то есть густое письмо в живописи гуашью не используется, так как краски в этом случае растрескиваются.
  
  Несколько слов об организации. Работают маленькие ученики, сидя за общим низким столом или пользуются настольными мольбертами моей специальной конструкции. На столе в достаточном количестве лежат цветные карандаши, фломастеры и мелки. Для живописи - акварель и гуашь. Бумага в основном формат А 3, которую я перед занятиями укрепляю на фанерках полосками клейкой ленты. У каждого ученика есть своя полочка, на которой он хранит свои кисти, карандаши, резинку. Гуашь для общего пользования находится в маленьких банках.
  
  "...В буйных разливах гуашевых потоков..."
  
  Работы, выполненные учениками и описанные мною на последующих страницах главы, иллюстрируют основные положения немецкого педагога и исследователя рубежа 19-20 в.в. И.Иттена "... Если тема произведения идёт от первого эмоционального толчка, то весь процесс формообразования должен быть подчинён этому первоначальному и основному чувству. Если главным выразительным средством является цвет, то композиция должна начинаться с определения цветовых пятен, которые и определят и её рисунок. Тому, кто начинает с рисунка, а затем добавляет к линиям цвет, никогда не удастся достичь убедительного и сильного цветового воздействия. Цвет обладает собственной массой и силой излучения и придаёт плоскости иную ценность, чем это делает линия."
  Дети же используют цвет как средство, помогающее внести различие между формами и их содержанием.
  
  Илл. 1 - Магнус 8;0 'Цветной дождь' []
  Илл. 1 - Магнус 8 лет "Цветной дождь"
  
  Магнус горизонтальными полосами наносил цвет за цветом, потом набрал полную кисть воды и стал прикладывать её к верхней полоске и с удовольствием смотрел как вода с краской стекает вниз. Вода размывала другие цвета и увлекала их за собой. Неожиданно на зелёной лужайке появился заяц, навострив уши, как бы прислушивался к шуму цветного дождя. Автор сам очень удивился появлению этого нежданного гостя (илл. 1).
  Мальчик закончил работу с восхитительным ощущением увиденной радуги после дождя.
  
  Эта работа - характерный пример тому, как можно малыми средствами, но с фантазией очень оригинально решить цветовое пространство.
  
  Илл. 2 - Аня 6;1 'Принцесса' []
  Илл. 2 - Аня 6 лет "Принцесса"
  
  Из бесчисленного количества нарисованных Аней принцесс я отобрал эту. И не без оснований. В этой работе наглядно видно, как рационально используется малышкой цвет. Платье и головной убор - наряд принцессы, все тёплые (нарядные) цвета. Жёлтый, красный, зелёный - традиционно красивые - они здесь в контрасте с глубоким синим. Взрослые могут сказать, что ребёнок использовал закон дополнительных цветов. Верхняя часть одежды - белоснежная, опять-таки в контрасте с чёрными рисующими линиями. Исключением является фата. Прозрачная голубовато-серая дымка, как два крыла Ангела за спиной (илл. 2).
  Несколько слов о композиции. Фигура человека вместе с нарядом и фоном образуют треугольник. Так в старину изображали королей и принцип построения такой композиции называли королевским.
  
  Илл. 3 - Дженнифер 5;0 []
  Илл. 3 - Дженнифер 5 лет
  
  Дженнифер увлеченно наносила широкой кистью цветные пятна на бумагу, при этом она долго мешала краски на палитре, пытаясь получить необходимый ей цвет (илл. 3).
  
  Еще неосознанно вводит девочка в свою работу противоположные (дополнительные) пары цветов: жёлтый-синий, красный-зелёный. Красный, как "активность", "страстность" переходит в розовый, как "нежность". Введённый чёрный цвет подчёркивает ценность и значение каждых из этих цветов. Чистый желтый сияет на границе с синим и становится приглушенным, смешиваясь с красным, на границе с ним. Здесь можно говорить о "внутреннем цветовом пространстве" ребёнка - предпочитаемые цвета, связанные с темпераментом и эстетическим вкусом. У Дженнифер, безусловно, развито природное чувство цвета и ритма. Она находится в постоянном и, должен отметить, успешном поиске разнообразных цветовых оттенков.
  
  Илл. 4 - Элиза 6;0 'Голова' []
  Илл. 4 - Элиза 6 лет "Голова"
  
  Элиза очень старательно "возила" кистью по бумаге, наносила один цвет за другим, перекрашивала, уже казалось порой, что работа готова, но неожиданно наносится ещё один слой краски. Элиза ничего не видела вокруг себя - сама сосредоточенность и вдруг - еще несколько движений кисти - и появилась - "Голова". С удивлением, широко раскрыв глаза, блестя жёлтыми зрачками, смотрит на нас "некто". При этом "оно" доброжелательно улыбается (илл. 4).
  Работа не только эмоциональна по рисунку, но и сложна по цветовому решению. Сквозь близкие по светлоте синий и зеленый просвечивает словно искорки света желтый, а черный, смешавшись со всеми цветами уже ближе к серому и дает глубину пространства картины. Завершает композицию в верхнем левом углу белое с синим контуром имя автора, она дополняет оптимистичное настроение всей картины.
  
  В другой работе пятилетняя Элиза ровно закрасила лист жёлтой краской, а потом поверху - красной. Это означало: "Солнце спряталось". Вот воистину детская логика!
  
  Илл. 5 - Паскаль 5;0 'Пять Солнц' []
  Илл. 5 - Паскаль 5 лет "Пять Солнц"
  
  Я предложил Паскалю выбрать два любимых цвета. Он подумал и - взял две краски: жёлтую и фиолетовую (думаю, о цветоведении и дополнительных цветах он в свои пять лет ещё понятия не имел), в центре бумаги он фиолетовой краской нарисовал дом с окном, жёлтый свет за окном. И самое неожиданное для меня - вокруг домика он нарисовал пять Солнц!? (илл. 5) Откуда это?
  Может он видел передачу по телевизору, из которой мы узнали, что по знаменитому календарю майя сейчас на дворе эпоха Пятого Солнца, а эта, по мнению древних индейцев, - текущая эпоха - началась в 3114 году до нашей эры и должна закончиться 21 декабря 2012 года. Увидеть одновременно пять Солнц в пятилетнем возрасте! Впрочем, такой природный феномен давно известен науке и многие в мире видели его. Ученые называют такое явление гало. Оно является атмосферным явлением, возникающим при лёгкой облачности вследствие преломления и отражения света ледяными кристаллами.
  В картине же любопытно само по себе центрическое решение с темным центром в окружении цепочки колючих светящихся желтых форм. Все объединяется белым фоном бумаги. Однако, должен сказать, драматичная композиция.
  
  Илл. 6 - Аня 6;3 'Красное Солнце' []
  Илл. 6 - Аня 6 лет "Красное Солнце"
  
  По-другому увидела солнце Аня. Оно светится весело и радостно голубым, розовым, красным, жёлтым, оранжевым и разноцветные линии вокруг солнца показывают как светится солнце (Илл. 6). Благодаря дополнительным цветам в этой работе также присутствует принцип цветового контраста: голубому противостоят жёлтый с оранжевым. Здесь тот же центричный композиционный прием, но оставляет впечатление большей легкости и мажора. Работа выполнена цветными карандашами, поэтому всё внимание - штрихам. Они образуют движение и даже надпись вибрирует, благодаря разноцветным штрихам по ее сторонам. И нарисованное слово "солнце" тоже светится. Гимн солнцу!
  
  Илл. 7 - Йонна 5;4 'Чёрт' []
  Илл. 7 - Йонна 5 лет "Чёрт"
  
  Ённа увидела лихого чёрта (илл. 7) с задумчивым светом в глазах и доброй улыбкой в чёрном пятне, которое она лихо, не задумываясь, закрасила на пол- листа. Использование большого количества чёрного цвета не такая уж редкость в детских работах. На чёрном фоне хроматические цвета становятся яркими, глубокими и светящимися. И это завораживает и восхищает не только взрослых, но и юных художников.
  
  Илл. 8 - Йонна 5;3 'Радость' []
  Илл. 8 - Йонна 5 лет "Радость"
  
  Ённа объяснила мне, что здесь она нарисовала радость. (илл. 8). Девочка следовала своему интуитивному чувству сочетаний дополнительных цветов.
  Мы видим перед собой пример "рентгеновского" рисунка. Ученый антропософ объяснит, что хорошо видна и связь: "глаза-мозг". Детские психологи скажут: красное и жёлтое в окружении голубого означают восторженность и свяжут синий цвет с восприимчивостью натуры.
  
  Илл. 9 - Дженнифер 5;0 'Змея плывет' []
  Илл. 9 - Дженнифер 5 лет "Змея плывет"
  
  У Дженнифер змея переплывает водоём. Волнообразное движение змеи по горизонтали листа в контрасте с прямыми стенками водоема создают очень эмоциональную картину. синий с проблесками белого тон волнистой линии светится на глубоком синем (Илл. 9). Безошибочно найдено соотношение по светлоте синего (вода) и синего (тело змеи).
  
  Илл. 10 - Элиза 8;0 []
  Илл. 10 - Элиза 8 лет
  
  Елизе закрашивала плоскости, испробовала разные по размеру кисти, старательно мешала цвета - настоящая живопись (живо писать). Она интуитивно использовала все цветовые контрасты, в том числе присутствие чёрного и белого.
  В результате получилась очень сложная по цвету и композиции работа. Могу распознать здесь солнце, звездный небосклон, а остальное просто праздник полихромии.
  
  Маленькие дети изображают небо в виде полоски голубого цвета в верхней части работы. Подрастая, они закрашивают весь лист синей краской, как фон предстоящему сюжету. Синий цвет используется ими как знак неба, воды. Постепенно это переходит в клише. Я предложил детям понаблюдать за цветовым разнообразием неба в разное время дня и ночи и изобразить в цвете четыре состояния неба. И вот что получилось у Ясмин:
  
  Илл. 11 - 14 - Ясмин 8;9 'Четыре состояния неба' []
  Илл. 11 - Ясмин 9 лет "Четыре состояния неба"
  
  Утренняя заря: солнце просыпается, спокойно и величественно двигается по небу сквозь бело-розовые облака, а сквозь них просвечивает синее небо.
  
  Илл. 11 - 14 - Ясмин 8;9 'Четыре состояния неба' []
  Илл. 12 - Ясмин 9 лет "Четыре состояния неба"
  
  Ветреный день: синее небо с белыми и светлыми голубовато-серыми и даже порой почти черными облаками, чёрный угловатый контур крепости подчёркивает звонкий голубой цвет.
  
  Илл. 11 - 14 - Ясмин 8;9 'Четыре состояния неба' []
  Илл. 13 - Ясмин 9 лет "Четыре состояния неба"
  
  Вечер: тревожное предзакатное, красное с отблесками оранжевого небо. Облака сложного серо-оранжевого цвета так как видны с теневой стороны, то есть против солнца.
  
  Илл. 11 - 14 - Ясмин 8;9 'Четыре состояния неба' []
  Илл. 14 - Ясмин 9 лет "Четыре состояния неба"
  
  Ночь с грозой: дождь и молния. На чёрном фоне жёлтый цвет приобретает холодный и агрессивный характер. Струи и капли дождя в свете молнии воспринимаются здесь голубоватыми. Очень эмоционально.
  
  Мои предложения, помощь родителям и воспитателям
  
  Взрослые могут предложить детям темы, где они играючи испробуют оттенки одного или другого цвета. К примеру, нарисовать луг, где каждая группа трав имеет разные оттенки зелёного, в этой работе можно и поэкспериментировать с разными кистями. Нарисовать лес с различными деревьями, а значит и разными оттенками зелёного. Можно предложить нарисовать коричневых верблюдов идущих через пустыню.
  Мир увиденный в красных очках по другому выглядит чем серая кошка в сером подвале.
  Опытным путём дети узнают, что цвет становится темнее, если в него примешивать чёрную краску. Цвет становится светлее, если акварель размешивать водой, а в гуашь добавлять белую краску, серый цвет мы получим в смеси белого с чёрным.
  
  А сколько оттенков можно получить из красного, голубого, зелёного, фиолетового, коричневого цветов?
  
  Попробуйте вместе с малышами наблюдать, как взаимодействуют цвет и фон:
   Что случится, если вы краску нанесёте на влажную бумагу?
   Что случится, если вы краску нанесёте на чёрную бумагу?
   Что случится, если вы краску нанесёте на цветную бумагу?
  
  А вот серьезное занятие: "Книга цветных картинок" (голубая книга, зелёная книга, жёлтая книга и т. д.)
  Дети любят цветные книжки и они сами могут такую книжку сделать.
  Материал: ножницы, клей. Техника: коллаж
  Вот как делается, к примеру, "Красная книга": нужно собрать вырезанные ножницами из старых, ненужных рекламных изданий, старых календарей и т.п. различные изображения красного цвета: розы, яблоки, дамские шляпки, ткань и т. д. Всё это можно наклеить на страницы создаваемой книги. Изображение на обложке должно нам дать представление о "Красной книге".
  
  Эти темы для создания коллажа интересны в любом возрасте: замок зимой, снежные кристалы или деревья зимой, подводный мир, или волшебная птица, удивительный цветок.
  Материал: гуашь, 1 цветная и 1 белая краска. Коллаж
  Вот как это делается:
  Выбрать один цвет, закрасить им лист бумаги. Добавить к этому цвету немного белой краски и закрасить ею другой лист. Таким образом, добавляя каждый раз немного белой закрашиваешь один лист за другим. В итоге у нас будут до шести-семи закрашенных листов. Каждый лист немного светлее другого. Дать высохнуть. Если это задуман цветок, то вырываешь из закрашенной бумаги детали в форме его лепестков. Набрав таким образом достаточное количество нужных лепестков и, используя несколько градаций цвета, можно собрать и потом приклеить на чёрный или любой цветной, но тёмный большой лист бумаги замечательный цветок.
  
  А здесь возможные темы для рисования: салют, подводный пейзаж, светящаяся реклама ночью, танец карнавальных масок, фантастический зверь.
  Материал: фломастеры и гуашь
  Яркими фломастерами рисуются контуры бабочки и вырисовывается узор внутри крылышек - это будут красивые сны бабочки, которые она записывает на крылышках, как в записной книжке. Промежутки закрашиваются кисточкой яркими светлыми цветами гуаши., А если фон вокруг закрасить тёмными цветами гуаши, то бабочка будет светиться всеми цветами радуги.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"