Айххорн Роман Эрихович: другие произведения.

Глава 7. Рисование сказки. Иллюстрация

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс Наследница на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Роман Айххорн "Изобразительное творчество детей: Это я! Я сам!"
  
  Глава 7. РИСОВАНИЕ СКАЗКИ. Иллюстрация
  
  Мой трехлетний сын запрещал нам садиться на один из стульев. Он утверждал: там сидит его друг - маленький волк... Я, помня этот случай, как-то рассказывал ученикам-малышам, что у меня живёт синяя кошка. Одни сомневались, усмехались недоверчиво, другие поверили. А один из них, шестилетний Феликс, нарисовал картину, на которой синяя кошка сидит в клетке, а зелёные мыши этому радуются. Принял игру.
  На занятиях с малышами наблюдаю, как они, рисуя, искренне переживают каждую ситуацию. Девочки с удовольствием изображают бесчисленное количество принцесс - в этот момент они себя чувствуют прекрасными принцессами. Свои герои у мальчиков: мужественные, сильные, непобедимые. Они также ими живут, перевоплощаются в них. Вот, кстати, и важно, чтобы это были достойные герои.
  
  Науке известен так называемый "Геллер-эффект". "Дети... не могут логически, критически думать, пока у них ещё не сформировались обе половинки мозга и это, как правило, приходит к восьми годам. Они ... очень подвержены влиянию и жадно принимают на веру всё, что на них находит и легко интегрируют всё это в свой собственный мир, ими же созданной действительности..." (Uri Geller & Guy Playfair)
  Этим феноменом воспользовались некоторые учителя в начальных классах. Чтобы ближе познакомиться с учениками, они "...предлагают им нарисовать сказку... и всё это для того, чтобы выявить мир, в котором существует ребёнок. Ведь, как мы уже говорили, ...рисуя персонажей сказки, он так или иначе отождествляют себя с ними. Это помогает учителям... понять многое: обстановку в семье, отношение к ребёнку со стороны взрослых или ровесников, характер самооценок и оценок, которые он выносит своему окружению" - пишет А. Урбах в статье "Зачем рассказывать сказки?".
  
  "Обсуждение и пересказ любимых сказок - важная контактная составляющая...,- пишет далее А. Урбах, -...если ребёнка обделили по части сказок, то он стремится заполнить эту пустоту собственными выдумками, порой пугающими той силой любви или нелюбви к ближнему окружению, на которой они замешаны."
  
  "А почему, собственно, мы переносим в сказку наши радости и горести? Что за проявление "коллективного бессознательного" (как называл бы это явление выдающийся психолог Карл Густав Юнг)? - такой вопрос ставит автор в заключение своей статьи и отвечает, - ...стремление погрузиться в сказку, оказаться внутри сказки - одно из фундаментальных свойств человеческой натуры".
  
  А. Н. Афанасьев в предисловии ко 2-му изданию "Русских народных сказок" писал: - "...Увлекаясь простодушною фантазией народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями".
  
  Из всего сказанного позволяю себе сделать такой вывод, что люди, которым в детстве читали сказки и тем самым помогали развивать воображение, никогда не будут знать, что такое "скучно". Ценным этим умением человек будет владеть всю жизнь. Великая фраза "Царствие Господне внутри нас" о богатстве внутреннего мира - получает здесь вот такое дополнительное подтверждение с неожиданной стороны. А внутренний мир, как и чувство хорошего вкуса нуждаются в постоянном воспитании.
  
  Маленькому человеку сказка, будоражащая воображение и в образной форме передающая опыт многих поколений, просто необходима, чтобы подготовиться к встрече с тем миром взрослых, где испытания и трудностей не меньше, чем у сказочных героев. Тот, кто ребёнком не верил в сказки, во что поверит он во взрослые годы!...
  Образная форма сказки родственна чистой, как родниковая вода, фантазии ребёнка. Мы убедимся в этом, просмотрев ряд рисунков к сказкам, созданных детьми. Закономерно, что даже злые персонажи в этих работах не такие уж "злые", а только притворяются, "понарошку" изображают из себя злодеев. Итак, как вы видите, я не случайно привлёк внимание своих маленьких учеников к этой теме, а назвал ее "Рисование сказок".
  
  Злодей, а на вид добрый. Детские рисунки к сказкам
  
  Сказочных персонажей много. Но недостаточно предложить ребёнку нарисовать снегурочку или Бабу-Ягу. Текст любой сказки нужно проработать с детьми, заинтриговать сюжетом. Когда увидишь, что глаза загораются (ага! фантазия заработала), можно быть уверенным работа будет сделана. И как интересно сделана!
  
  Илл. 1 - Лилиан 7;2 'Волк и Красная Шапочка'  []
  Илл. 1 - Лилиан 7 лет "Волк и Красная Шапочка"
  
  После чтения сказки Братьев Гримм "Волк и Красная Шапочка" Лилиан создала к ней свою нарисованную версию (илл. 1). Волк в этой работе совсем не злодей, хотя ужасно зубастый, но они с Красной Шапочкой друзья. На приветливое рычание волка (он же не может разговаривать по-другому!) она улыбается "рот до ушей" и счастлива невероятно, что встретила старого хорошего знакомого. Эта картина говорит о том, что Лилиане на ночь читали хорошие сказки, и сама она любит сказки, да к тому же не прочь пофантазировать и изменить сюжет по-своему.
  
  Большой интерес у моих учеников вызвали легенды и мифы древней Греции. Конечно, как вся мировая мифология, они полны кровавых историй, жесточайших схваток, отчаянной борьбы добра со злом. Я просто пересказывал ребятам некоторые из легенд, которые, на мой взгляд, обладали сюжетом, им понятным. В итоге с большим увлечением детьми был сделан ряд интересных полных собственной фантазии изображений.
  
  Илл 2 - Мария 9;0 'Нарцисс' []
  Илл 2 - Мария 9 лет "Нарцисс"
  
  В соответствии с древнегреческим мифом Мария нарисовала юного самовлюбленного Нарцисса, заглядывающего в воду колодца. Лишь себя считает он достойным любви и не может расстаться со своим отражением. Серая каменная стена, красные стенки круглого колодца, безжизненно белая фигура героя. Как предвестники беды, над чёрным, без листьев деревом собираются и кружат чёрные птицы. Страшная мысль приходит юноше в голову: "О, горе! Я боюсь, не полюбил ли я самого себя? Я не могу ни есть, ни пить, всё гляжу на своё отражение. Я чувствую, что не много осталось мне жить!" (илл 2) Так и умер Нарцисс. На том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок - цветок смерти; нарцисс зовут его. Картина очень проникновенна и Мария работала над ней с явным волнением, а для смягчения драматичности в правом нижнем углу нарисовала маленькую мышку.
  
  Илл. 3 - Ник 7;3 'Икар' []
  Илл. 3 - Ник 7 лет "Икар"
  
  Ник познакомился с древнегреческой легендой об Икаре - сыне величайшего художника Греции Дедала, смастерившего настоящие крылья. Икар не послушался наставлений отца: не взлетать на этих крыльях высоко, ибо тепло солнца может растопить воск, скрепляющий перья. Юный Икар увлёкся и забыл об этом. В результате погиб, утонул в пучине Эгейского моря. Ник изобразил Икара в полёте в опасной близости от раскаленного красного солнца, от тепла которого уже тает воск, и перья падают в море. На лице Икара отчаянная решимость, он пытается продолжать свой полёт в небе (илл. 3). Это поддерживается динамикой всей композиции. Автор полон симпатии к бесстрашному герою, и свое имя он словно составил из падающих перышек.
  
  Илл. 4 - Йонна 6;4 'Горгона Медуза' []
  Илл. 4 - Йонна 7 лет "Горгона Медуза"
  
  "Громадные медные руки с острыми стальными когтями были у горгон. На головах у них вместо волос двигались, шипя, ядовитые змеи. Лица горгон... были так ужасны, что в камень обращался всякий от одного взгляда на них... Горе человеку, которого они встречали!.. ". Так описывает Н. А. Кун в книге "Легенды и мифы Древней Греции". Описание жутковатое, но Йонна на своей картине сделала свою героиню-волшебницу совсем не страшной, хотя и впечатляющей. Длинные волосы больше напоминают траву, а маленькие ручки "творят" заклинания в виде иероглифов (илл. 4).
  
  Илл. 5 - Аня 6;2 'Репка' []
  Илл. 5 - Аня 6 лет "Репка"
  
  Илл. 6 - Марии 10;3 'Репка' []
  Илл. 6 - Марии 10 лет "Репка"
  
  Илл. 7 - Саломе 9;0 'Репка' []
  Илл. 7 - Саломе 9 лет "Репка"
  
  Перед нами рисованные фантазии к русской народной сказке "Репка". Три решения одной темы. У Ани и у Марии изображён кульминационный момент, все действующие лица еще в процессе вытягивания репки. Все герои расположены по одной линии. Интересна разработка темы у Ани (илл. 5). К действующим лицам добавились солнце в правом верхнем углу с добрым прорисованным лицом, птичка, порхающая над головами героев, дом с обязательным дымом из трубы, замечательными окнами со ставнями в узорах. Поскольку техника (карандаши) позволяла, то детали прорисованы подробно. У Марии рисунок сделан красками, он более яркий и детали проработаны уже цветом (илл. 6).
  У Саломе репку уже вытянули, все радуются. Все герои расположены хороводом вокруг главного персонажа - репки. В композиции явно выделен центр. В верхней половине рисунка: баба сидит на репке, отдыхает, внучка прыгает, а дед стоит рядом и удивляется величине этой репки. В нижней - все зверюшки Жучка, Мурка и мышка-норушка. Все славно потрудились (илл. 7).
  
  Илл. 8 - Вика 9;0 'Комары строят мост' []
  Илл. 8 - Вика 9 лет "Комары строят мост"
  
  С большим удовольствием изображают дети сказку Братьев Гримм " Волшебная страна". Невероятность того, что увидели Братья увлекает, и рождаются на бумаге замечательные сказочные фантазии.
  У Вики - история о том, как комары строили мост. На картинке даже угадываются несколько планов. На переднем - мост и два парящих над ним комара-строителя, вдалеке справа и слева на крутых берегах реки расположились города с домами и башнями. Картина очень жизнерадостна по цвету. Наконец-то между двумя городами будет мост. И строят этот мост... комары! (илл. 8)
  
  Илл. 9 - Кристина 10;2 'Львы убегают от улитки' []
  Илл. 9 - Кристина 10 лет "Львы убегают от улитки"
  
  Вы видели пугливых львов, которые убегают от улитки. Разве такое бывает? - скажете вы. Бывает! Это увидели Братья Гримм и изобразила для нас в технике линогравюры Кристина (Илл. 9).
  
  Илл. 10 - Балдуин 8;0 'Медведи летают' []
  Илл. 10 - Балдуин 8 лет "Медведи летают"
  
  А летающие медведи? Мы видим на рисунке фломастером Балдуина двух медведей летающих вместе со стаей птиц. Они летают высоко над елью. Далеко внизу синеет глубокое озеро (илл. 10). Сюжет навеян детской народной песенкой "Небывальщина": ...По поднебесью-то, братцы, медведь летит, ой, Медведь летит, он хвостом вертит..."
  
  Илл. 11 - Кристина 10;2 'Медведь и крокодил' []
  Илл. 11 - Кристина 10 лет "Медведь и крокодил"
  
  Сказочные фантазии бывают и в пластике. Кристина вылепила из глины и раскрасила темперой славного медведя-героя, сидящего верхом на крокодиле (илл. 11). И держит он его крепко: одной лапой за хвост, другой за челюсть. В чём он так провинился? Об это нам рассказал в своей сказке Корней Чуковский "Краденое солнце" Сказка повествует о том, как однажды из вредности крокодил солнце проглотил и стало кругом темно. Все птицы и звери плакали, они очень боялись темноты. Они стали думать, как солнышко вернуть, но это оказалось непростой задачей, поскольку крокодила звери и птицы очень боялись. Для спасения солнышка звери позвали медведя. Медведь поймал крокодила, разжал ему челюсти и солнце освободил.
  
  "Подошёл Медведь тихонько,
  Толканул его легонько:
  Говорю тебе, злодей,
  Выплюнь солнышко скорей!
  А не то, гляди, поймаю,
  Пополам переломаю,-
  Будешь ты, невежа, знать
  Наше солнце воровать!"
  
  Читал я детям сказку с иллюстрациями замечательного художника Ю. А. Васнецова, и это, к сожалению, узнается в работе Кристины. Если Вы хотите, чтобы ребёнок по своему рисовал сказку, читая текст, не показывайте ему книжные (взрослые готовые) иллюстрации. Произвольно или непроизвольно дети будут уже "связаны" подсказанной разработкой композиции.
  
  Илл. 12 - Лиза 7;1 'Цыплёнок' []
  Илл. 12 - Лиза 7 лет "Цыплёнок"
  
  У Лизы цыплята с мамой курицей убегают от чёрного кота, но кот совсем не страшный, он просто плетётся за цыплятами и удивляется: - что это от меня все убегают, я ведь хороший и совсем не страшный. Я ведь тоже хочу с кем-то дружить. Лиза, наверно, не могла себе представит, что чёрный кот может быть страшным и злым, как в рассказе Корнея Чуковского "Цыплёнок", где Чёрный Кот "налетел на маму... и прогнал её прочь со двора". У девочки кот явно не прочь познакомиться поближе с куриным семейством (илл. 12).
  
  Илл. 13 - Ира 6;0 'Великан Гулливер' []
  Илл. 13 - Ира 6 лет "Великан Гулливер"
  
  История великана Гулливера по роману Д. Свифта "Путешествия Лемюэля Гулливера" заинтересовала маленькую девочку Иру своей невероятностью. Её Гулливер был такой большой, что она с большим трудом поместила его на лист бумаги. Ноги и шляпа великана вышли за край формата. Это и понятно. Ира была маленькая, и взрослые казались ей такими же большими как Гулливер. И когда её брали на руки, она была как лилипут на руках великана, тележка и лес за дорогой казались ей маленькими (илл. 13).
  
  Илл. 14 - Кати 10;5 'Дюймовочка' []
  Илл. 14 - Кати 10 лет "Дюймовочка"
  
  Каково было Дюймовочке, такой маленькой, увидеть ночью, при лунном свете из своей колыбельки гигантскую жабу, мокрую и безобразную!? "- Вот и жена моему сынку! - сказала жаба, взяла ореховую скорлупу с девочкой и выпрыгнула через окно в сад".
  Так и нарисовала Кати эту драматичную сцену с Дюймовочкой по одноимённой сказке Ганса Христиана Андерсена. Малышка спит в своей кроватке-скорлупке на столе между цветком в горшке и катушкой ниток. И, конечно, жаба появляется из темноты. Очень большая и страшная (илл. 14).
  Композиция листа лаконична по цветовому решению и деталям. Интересно, что в ночной темноте листва у цветка синяя. В то же время просто светится золотистая поверхность стола, над которой - черное небо и золотой серпик месяца. Очень подробно прописана главная героиня - жаба со всеми пупырышками на коже и тонкими гибкими пальцами.
  
  Илл. 15 - Леон 11;8 'Алиса в Стране чудес' []
  Илл. 15 - Леон 12 лет "Алиса в Стране чудес"
  
  Леон уже познакомился с книгой Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране чудес"
  Здесь юный автор выбрал эпизод, в котором девочка Алиса прыгает в кроличью нору, где потом обнаруживает сказочный мир, населённый необычными существами. Вот так и Леону удалось взглянуть сверху в нору, с кроличьей мебелью, лампами под потолком и множеством входов-выходов. В центре круглого помещения у круглого столика стоит в замешательстве девочка Алиса (илл. 15). Приключения ей еще только предстоят. Поскольку действие происходит под землей, вся картинка решена в земляных желтоватых тонах.
  
  Илл. 16 - Медиа 8;0 'Принцесса на горошине' []
  Илл. 16 - Медиа 8;0 "Принцесса на горошине"
  
  Просто и ясно изобразила Медиа проблему, с которой встретилась в своей жизни Принцесса из сказки Ганса Христиана Андерсена.
  Многоэтажная стопка пестрых перин из гагачьего пуха покоится на зеленой горошинке. Только нижняя из перин слегка прогнулась под общей их тяжестью. На самом верху этого сооружения словно балансирует очень недовольная Принцесса в золотой короне. "Я не могла всю ночь глаз сомкнуть! ...Я лежала на чем-то твердом, и теперь у меня все тело в синяках! Это просто ужас что такое!"... Самая настоящая Принцесса! (илл. 16).
  
  Илл. 17 - Йонна 7;0 'Свет мой зеркальце скажи...' []
  Илл. 17 - Йонна 7;0 "Свет мой зеркальце скажи..."
  
  Глядя на рисунок Йонны сразу же вспоминаются слова из "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина:"Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех умнее, всех красивей и белее?...Ты прекрасна спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее!". Царица отпрянула от зеркала, подняв кулачок. Собачки забеспокоились, запрыгали.
  Рисунок сделан цветными карандашами и акварелью. С девичьей дотошностью и аккуратностью прорисованы миниатюрные детали в комнате царицы: рама волшебного зеркальца, переплеты и занавески на окнах, флакончики и расчески на туалетном столике, нарядное платье царицы и ее взволнованная жестикуляция. Характерно для возраста автора, что царица и ее отражение в зеркале смотрят фронтально на зрителя. Почему бы и нет, ведь так действие гневного взгляда усилено вдвойне (илл. 17).
  
  Выводы, советы
  
  Попробуйте сочинить сказку специально для Вашего ребёнка. Историю, в которой ребёнок узнает себя, в которой он ощутит себя сильным, уверенным в себе человеком, победителем в самых трудных ситуациях. Или представьте себе, что все деревья - это большая семья. Расскажите, кто в этой семье родители, кто бабушка и дедушка, кто дети.
  
  Попросите свое чадо нарисовать главных героев подобной сказки или предложите изобразить полюбивших персонажей. Здесь хорошую роль могут сыграть также и сказки, прочитанные вами вслух, или в записи на пластинках, компакт-дисках, передачи по радио - все, что воспринимается на слух и дает простор воображению. Исходя из этого, очень не советую рисовать то, что было в телевизионных передачах. Эти образы - те же шаблоны, здесь уже нет сказки, нет пространства для живой детской фантазии. А дети любят чудеса и их рисунки - подтверждение этому.
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) К.Иванова "Любовь на руинах"(Постапокалипсис) Б.Ту "10.000 реинкарнаций спустя"(Уся (Wuxia)) В.Соколов "Мажор 2: Обезбашенный спецназ "(Боевик) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) Э.Милярець "Сугдея"(Боевое фэнтези) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) В.Пылаев "Пятый посланник"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"