Айххорн Роман Эрихович : другие произведения.

Глава 4. Натюрморт - мертвая природа или тихая жизнь?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  Роман Айххорн. Где живёт Солнце во время дождя?
  
  ГЛАВА 4. НАТЮРМОРТ - МЕРТВАЯ ПРИРОДА ИЛИ ТИХАЯ ЖИЗНЬ?
  
  На столе стоит глиняный кувшин, кружка, лежит яблоко. Натюрморт. Перед ребёнком на столе неодушевлённые предметы. И он должен ЭТО рисовать! Ребёнку с его миром фантазии, с его чувствами, близкими к миру природы и сказки, - ставят натюрморт!...
  
  Натюрморт (фр. nature morte "мёртвая природа") - изображение мёртвой природы. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери, птицы, рыбы, морские животные - отловлены, выловлены, убиты, цветы - срезаны. Звучит не очень оптимистично.
  
  Но ... "Рыба еще бьется, заяц может вдруг вскочить и снова бежать (во всяком случае, ни на одной из картин я не заметил какого-то решающего отличия, например, между изображениями живой собаки и мертвого зайца: глаза этих существ, что удивительно, выражали одну и ту же печаль). Фрукты настолько свежи и кажутся зрелыми - как и ягоды; я уже не говорю о цветах или овощах... Еще все не отделено от жизни и будто застыло в легком обмороке, предвкушая собственную смерть. Иногда полагают, что стоит отказаться от термина "мертвая природа" - будто бы в этом определении есть оценочный элемент и лучше говорить о "тихой жизни" (Stilleben), едва заметной, скромной, уходящей, неслышимой..." В. А. Подорога "Мимесис"
  
  А фламандский натюрморт (главным образом "рынки", "лавки", "цветы и фрукты") выделяется размахом композиций: они многосоставны, величественны и динамичны; это - гимны урожаю. (Ф. Снейдерс, Я. Фейт). Стало быть не nature morte, а гимн плодородию и изобилию. До этого в названии картин присутствовало описание сюжета: "Маленький завтрак", "Букет цветов", "Охотничий трофей", "Суета сует". Термин "тихая жизнь" (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life) стал употребляться для обозначения жанра поначалу в Голландии в середине XVII века,. Тихая молчаливая жизнь предметов: глиняные кувшины, чашки, бокалы, вазы, хрусталь и т.д.
  
  Джорджо Моранди, итальянский художник первой половины ХХ века, всю жизнь изображал кувшины и бутылки - скромные предметы ежедневного обихода. Его предметы стояли поодиночке, рядами и группами. Но с каким достоинством и сдержанным благородством, словно члены королевской семьи. Каждый из них был как бы уникален в своем роде. В этих работах торжествовал принцип художественной организации. Художник достиг высочайшей цели - равновесия объективных ценностей натуры и субъективных возможностей художественной интерпрерации, творческой фантазии.
  
  С какой целью ставится натюрморт?
  
  Ученикам в средних и высших учебных художественных заведениях натюрморт ставится в учебных целях как важнейшая форма обучения искусству. В учебном пособии для художественных вузов "Графика натюрморта" Н. П. Бесчастнов пишет: "...Вещи, которыми мы пользуемся в домашнем обиходе, при изображении в натюрморте образуют свою среду, переносятся в иное измерение. Сочетание простых предметов могут выражать самые сложные и возвышенные чувства человека, вызывать ассоциации, далеко уходящие от материальной сути предметов. Натюрморт - это сообщение, иногда даже криптограмма, которую необходимо разгадать, чтобы понять суть...".
  
  В учебной практике работы над натюрмортом существует метод последовательной работы над постановками, поэтапно: от общего к частному, то есть определение основных масс, а затем от частного вновь к обогащенному деталями общему. Имеется в виду проработка форм, пространств, тонового решения, учет особенностей материалов предмета, их цвет и фактура.
  
  Эти этапы вовсе не являются отдельными друг от друга, самостоятельными звеньями. Без этапа предварительной компоновки рисунок может получиться либо слишком большим, либо очень маленьким, либо "съехать" в сторону. Без этапа конструктивного построения формы трудно переходить к ее проработке с помощью светотени, поскольку пропорции формы, да и сам ее характер в этом случае могут получиться искаженными. Получается, что весь этот процесс работы над натюрмортом под силу только ученикам художественных училищ и вузов, способным воспринимать и понимать закономерности видимого мира.
  
  Когда проходит "детскость"?
  
  ...Смотрит ребёнок на глиняный кувшин с чашкой и ему это скучно, и ему не хочется фантазировать на тему кувшина с чашкой, потому что он не находится больше в мире сказки, а должен учиться воспринимать окружающую его действительность вполне реально, то есть глазами взрослого...
  
  Может он уже созрел учиться рисовать "как взрослый"?
  
  В каком возрасте находится тот переходный период, когда ребёнок становится подростком, когда проходит "детскость" с гениальными фантазиями, наивными сюжетами, живыми линиями: маленький человек открывал для себя окружающую действительность, переносил на бумагу свои впечатления и опыт? Здесь всё было естественно, органично, не было проблем с композицией, мир светлый, разноцветный, без теней.
  
  Но в какой-то момент исчезает детская непосредственность в работах. И получается, что ребёнок имел успех в детском возрасте, но взрослея, вдруг стал неумелым, потерянным. Свободная линия восхищала, а теперь вызывает удивление, ведь теперь нужно рисовать и помнить, что есть вертикаль, горизонталь, перспектива, и многие другие закономерности.
  
  Илл. 1 - Элиза 12 лет
  
  Илл. 1 - Элиза 12 лет "Предметы в моей комнате"
  
  Элиза и не думала, что то, что её рисунок является натюрмортом. И рисовала она не с натуры. Натюрморт-образ, натюрморт по представлению. Рисовала предметы, которые стоят в её комнате. Рисовала свободной линией, без учёта всех премудростей построения натюрморта. (илл. 1)
  
  И рыба пролетает за окном...
  
  В переходном возрасте, когда дети начинают интересоваться предметами окружающего мира, я предлагаю им следующее задание: представьте себе, вы находитесь возле окна, а за окном происходит какое-то событие. Так вот это "событие" не что иное, как цитата из произведения изобразительного искусства. Ученику предлагаются репродукции картин ряда художников и он выбирает сюжет или фрагмент этой картины для своей композиции. За окном оживают герои выбранного им произведения, на подоконнике же нужно поставить натюрморт: предметы по форме, цвету, содержанию и композиции составляющее единое целое или должен "вызывать ассоциации, далеко уходящие от материальной сути предметов"
  
  Илл. 2 - Вилфрид 11 лет
  
  Илл. 2 - Вилфрид 11 лет "Яблоко раздора"
  
  Вилфрид изобразил на переднем плане натюрморт с яблоком, можно это понимать как "яблоко раздора" и рыцаря, который сражается с драконом, защищая красавицу (фрагмент картины Паоло Учелло) Просматривается непосредственная связь натюрморта с изображением за "окном". (илл. 2)
  
  Илл. 3 - Татьяна 12 лет
  
  Илл. 3 - Татьяна 12 лет "Стаканы из Макдоналса"
  
  Это задание как бы связывает сказочный мир ребёнка с предметами нашего реального окружающего мира, мира взрослого, предметами обихода. Здесь присутствует интрига. Обыкновенные предметы на подоконнике, к примеру: пластиковые стаканы для сока из Макдоналса, а за окном фрагмент из египетской мифологии - фигура изображающей мёртвого перед сказочной птицей Феникс. Композиция построена Татьяной на контрасте. (илл 3)
  
  Илл. 4 - Кристина 12 лет
  
  Илл. 4 - Кристина 12 лет "Кофемолка и... две ягоды"
  
  Вот подоконник средневекового замка. Стоит ваза с нарисованными на ней цветами, кофемолка (!?), яблоко и две ягоды. Абсурд! Но, что мы видим за окном!!! В сумерках медленно и величественно пролетает перед нами большая рыба. На ней сидят мужчина и женщина в средневековых одеждах. Все знают, что это фрагмент картины Йеронима Босха "Искушение Святого Антония". Ваза с нарисованными цветами это тоже что-то из Босха. Кофемолка и две ягоды? Этот натюрморт столь же загадочен как и то, что происходит за окном. (илл. 4)
  
  Илл.5 - Ник 12 лет
  
  Илл.5 - Ник 12 лет "Художник"
  
  О том, как должен выглядеть художник, мы видим в работе Ника.
  Художник (Анри Руссо, Автопортрет) с большим достоинством в берете с палитрой в одной руке и кистью в другой, стоит перед мостом на фоне города, виден мачтовый корабль и два крошечных человечка. На подоконнике стоит банка с краской, тушь, карандаши, кисти: всё необходимое, чем пользуется начинающий художник, автор этой композиции. Несколько лет назад Ник заявил маме, что хотел бы быть художником, но ему не нравится, что при этом нужно быть в берете. Пришлось согласиться: художник без берета - не художник. Эта работа Ника - величественный гимн Художнику-Творцу. (илл. 5)
  
  Илл. 6 - Владимир 11 лет
  
  Илл. 6 - Владимир 11 лет "Ветки с цветами"
  
  Проще решил тему натюрморта Владимир. Он поставил на подоконник большую вазу, в ней ветки с цветами. За окном также ветки, но ветки деревьев. Это ветки с живописной работы Анри Руссо. Всё так просто и естественно. (илл. 6)
  
  Илл. 7 - Ясмин 12 лет
  
  Илл. 7 - Ясмин 12 лет "Три яблока"
  
  Ясмин воспользовалась работой немецкого художника Август Маке (August Macke) "турецкое кафе", чтобы на пустой стол положить натюрморт из трёх яблок. Исчезла при этом фигура, которая пила чай за соседним столиком. (илл. 7)
  
  Илл. 8 - Медиа 13 лет
  
  Илл. 8 - Медиа 13 лет "Рыцарские доспехи"
  
  Страшный зубастый дракон оскалился за окном (фрагмент картины Паоло Учелло "Cв. Георгий сражается с драконом"), но самого Cв. Георгия не видно, только на штанге - обмундирование рыцаря, а на стене - портрет красавицы. Помещение с рыцарскими доспехами трудно назвать натюрмортом, скорее это интерьер с окном. (илл. 8)
  
  Натюрморт - тихая жизнь предметов
  
  После задания с предметами на подоконнике и событием за окном, мы приходим к непосредственному изображению натюрморта, но не соблюдая ещё правил построения, основ композиции. Работа строится на непосредственности и чутью ребёнка.
  
  Илл. 9 - Кевин 10 лет
  
  Илл. 9 - Кевин 10 лет "Натюрморт деревянной куклой"
  
  Кевин сам ставил предметы в один ряд, старательно нарисовал их и с определённой долей небрежности "закрасил" предметы. (илл. 9) Получилось живописное месиво, где с трудом можно распознать предметы. С взрослой точки зрения натюрморт удался: цвет, ритм, композиция безукоризненны.
  
  Илл.10 - Кевин 10 лет
  
  Илл.10 - Кевин 10 лет "Натюрморт с цветами"
  
  Под впечатлением работы "Натюрморт с цветами" Анри Руссо Кевин написал свой вариант без предварительного рисунка, сразу кистью с определённой последовательностью: сначало написал фон, потом кувшин, из кувшина стебли, затем листья, цветы в поледнюю очередь. (илл. 10)
  
  Илл. 11 - Саломея 12 лет
  
  Илл. 11 - Саломея 12;8 "Натюрморт с уткой"
  
  Натюрморт написан очень тщательно с понятной 12-летнему ребёнку паралельной перспективой. Видно светотеневое решение предметов. (илл. 11) Попытка "по взрослому" написать натюрморт.
  
  Натюрморт в чёрно-белой графике
  
  Материал: чёрная тушь, перо, кисть
  Составить такой натюрморт из предметов - не просто. Этому тоже надо учиться. Натюрморт должен был интересен ученику, представлял собой нечто цельное, законченное. Поскольку натюрморты ставятся индивидуально, то я предлагаю ученику самому выбрать предметы, которые он хотел бы рисовать и самому их составить. Фон должен быть чёрный, предметы светлые.
  После моей корректуры (с его согласия!) ученик принимается за работу.
  
  Илл. 12 - Кристины 12 лет
  
  Илл. 12 - Кристины 12 лет "Натюрморт с веткой"
  
  Поставленные в два ряда белые бутылки из под моющих средств в "Натюрморте с веткой" Кристины на чёрном фоне выглядят очень торжественно. Чередование чёрных линий и чёрных "дыр" гармонично объединяют группу в единое целое. Линия и пятно. В контраст к пластику - ветка дерева - элемент живой природы, ставшей теперь частью натюрморта. Автором была добавлена и глиняная собачка, выглядывающая из-за пластикого разбрызгивателя. (илл. 12)
  
  Выводы
  
  Чтобы ребёнок стал рисовать натюрморт, нужно его заинтриговать. Для него окружающие предметы всего навсего предметы будничнего обихода. Что здесь интересного? Ученик должен прийти к тому возрасту, когда он начинёт видеть в предметах обихода натюрморт - тихую жизнь этих предметов.
  
  Поэтому в каждой возрастной группе ставятся свои задачи, в соответствии с психофизиологическими особенностями ребенка:
  
  1. Малыш может увидеть в пластиковой посуде группу весёлых людей, семейный портрет, ряд домов в городе.
  2. Ребёнок рисует группу предметов по памяти, без светотени.
  3. Ученик рисует натюрморт с натуры: все предметы на рисунке стоят на одной линии, без светотени.
  4. Ученик рисует натюрморт с натуры: все предметы нарисованы по законам паралельной перспективы, появляется светотень, но в незначительной степени.
  5. Ученик-подросток начинает видеть светотень в натюрморте, с ним можно говорить о пропорциях, анализировать форму, размеры, местоположение и цвет предметов. Ставить вопросы "что ближе, что дальше?", "на что похоже?"
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"