|
|
||
светлой памяти Наргиз Халиловой посвящается
О ее красоте и, хотя нелегкой, но интересной судьбе ходили легенды. Да она и сама была Легендой. Любимой и Любящей, Красивой и дарящей Красоту. Для кого-то она была Музой, для кого-то - хорошим другом, а для большинства - просто красивой и умной женщиной, женщиной, обладающей редким даром делать жизнь окружающих интересной.
В ее честь в Баку, на Площади Фонтанов покойный Алиш Лемберанский построил легендарное кафе Наргиз. Ей посвящали стихи выдающиеся поэты...
Весть о ее недавней скоропостижной кончине потрясла многих, даже тех, кто знал ее не очень долго или только слышал о ней. На ее похороны собралась едва ли не вся азербайджанская интеллигенция...
ДВОЙНОЕ ЗНАКОМСТВО
С Наргиз Халиловой я познакомилась несколько лет назад, когда будучи еще начинающим корреспондентом газеты "Панорама", оказалась по редакционному заданию в доме-музее Уз.Гаджибекова. Директор музея - ныне покойный профессор Рамазан Халилов (отец Наргиз ханум) принимал здесь известного певца Муслима Магомаева (кстати, двоюродного брата Н.Халиловой), его супругу Т.Синявскую и
еще нескольких деятелей культуры России. Оглянувшись, дабы утвердиться в радостном откровении, что коллег "по перу" рядом нет, а значит "эксклюзив" сам идет в руки, замечаю милую, радушную улыбку и блестящие, буквально излучающие радость глаза стоящей в компании "деятелей" удивительно красивой женщины. Прежде я слышала много и хорошего и плохого о первой красавице 60-х. Да и кто в городе не знает ее истории, передающейся из поколения в поколение в разных интерпретациях? Но и представить себе не могла, что когда-нибудь лично познакомлюсь с Живой Легендой Баку.
Спустя несколько минут, когда все приветственные речи были уже сказаны и официальная часть завершилась, я почувствовала, как кто-то мягко взял меня под руку. Это была та самая женщина. Приветливо улыбнувшись, она поинтересовалась моей скромной персоной и представилась сама: Наргиз Халилова...
Так случилось, что судьба свела нас еще раз только спустя два года после первой встречи. В Ичери шэхэр проходила выставка дагестанских художников. Наргиз ханум - непременная участница всех значительных событий - пришла и на эту выставку. Мы не узнали друг друга, но я отметила, несмотря на огромное количество пришедших на выставку гостей, привлекательную женщину с несколько грустными глазами (не так давно скончался ее отец) и алой розой в руках. К ней то и дело подходили, здоровались, расспрашивали о делах, здоровье, новостях чиновники, деятели культуры и журналисты.
Проходя мимо беседующих министра культуры Дагестана и Наргиз ханум, я случайно услышала обрывок фразы: "...Расул Гамзатов посвятил мне стихи..." Несколько позже я отыскала в толпе женщину, произнесшую эту фразу. Так состоялось второе мое знакомство с Наргиз Халиловой. На этот раз мы обменялись всеми телефонами и договорились поддерживать связь.
ЕЩЕ ОДНА ВСТРЕЧА
Спустя неделю-две Наргиз ханум неожиданно позвонила, чтобы сообщить: вскоре она возглавит дом-музей Уз.Гаджибекова и продолжит дело отца. Соответствующий указ министерства культуры уже имелся, а все сотрудники музея были горячо за кандидатуру Наргиз ханум. Мы встретились, чтобы поговорить о планах.
Наргиз ханум воспринимала свое назначение как предначертание свыше. Ведь дом Узеирбека был первым, куда Рамазан Гамзатович Халилов привез маленькую Наргиз и ее мать из военного Ленинграда, спасая от страшных бомбежек.
Н.Халилова часто вспоминала, как в те годы иногда жила в семье Гаджибековых, а Узеиpбек и его супруга Мелейке ханум стали ее первыми учителями музыки. Когда же маэстро скончался, Hаpгиз Халилова, тогда еще ученица начальных классов, стояла в почетном карауле у его гроба. Этот щемящий душу кадр был запечатлен и
в хронике, и в фильме Анаpа "В аккордах долгой жизни".
Было заметно, что ее очень вдохновляет новая работа, и она серьезно настроена добиваться результатов.
Статья моя удалась, а наше с Наргиз ханум общение перешло на несколько иной уровень. Она теперь часто приглашала меня на проводимые ею в музее мероприятия, время от времени заезжала в редакцию. Как правило, спонтанно, без предупреждения. Во время первого же своего визита она настолько заинтересовала всю мужскую половину нашей редакции, что мои коллеги истерзали меня вопросами
- кто эта эффектная женщина.
Последняя наша с ней встреча тоже состоялась в редакции. Наргиз ханум заехала за своими фотографиями, хранившимися у меня. Я готовила статью к публикации в утреннем номере, и в "запарке" так и не смогла найти среди множества бумаг, сваленных беспорядочно на столе и в ящиках фотографии Наргиз Халиловой. Она не обиделась и попросила: За мной должны заехать, можно я посижу у тебя минут
15-20?.
Может, оттого, что в тот день мы с ней были одни в комнате, а, может, потому, что она уже что-то предчувствовала, но в этот день Наргиз Халилова была откровеннее обычного. Ранее мы никогда не касались в разговорах личных тем, теперь она сама завела очень "интимный" разговор. Поинтересовавшись, не замужем ли я и получив отрицательный ответ, она вдруг стала рассказывать о том, какую ошибку
совершила, поторопившись с первым замужеством. Не торопись и имей голову на плечах, когда соберешься замуж, - был ее совет, выбирай того мужчину, который будет тебя поддерживать, помогать, а не подавлять. У тебя хорошая профессия и она тебе удается, так что ни за что не отказывайся от нее.
Мы вдруг заговорили о детях, одиночестве (у Наргиз ханум не было детей) и она сказала, что не чувствует себя одинокой и не жалеет ни о чем из того, что было в ее жизни. Она рассказывала о том, как любят ее племянники и дети ее друзей... Пусть кто-то и осуждает ее за невыполнение "материнской функции", подвела она итог нашей беседе, зато она прожила интересную жизнь.
Ушла Наргиз ханум от меня так же внезапно, как и пришла, не позволив даже проводить до лифта. Самое странное, что сразу же после ее ухода я нашла фотографии, ради которых перерыла всю комнату, в блокноте, в который уже заглядывала...
СЛУЧАЙНОСТЬ - СУДЬБА...
Прощаясь, мы договорились, что созвонимся, встретимся и я наконец передам ей фотографии. Потом все закружилось в водовороте дел, я ездила в отпуск, сменила место работы, но недавно вдруг подумала, что давно уже не слышала голоса Наргиз ханум и решила позвонить ей на утро следующего дня. А утром совершенно случайно узнала от хороших знакомых, что Наргиз Халилова скончалась в Москве и ее везут в Баку... О времени похорон мне сообщили, когда уже было поздно...
Спустя несколько дней отмечался юбилей первого профессионального
азербайджанского кинорежиссера С.Марданова. Я поехала с его близкими возложить цветы на могилу. Пройдя несколько метров от ворот кладбища, я вдруг оказалась прямо перед могилой Наргиз Халиловой и, как и много лет назад, при первом знакомстве, встретилась глазами, но на этот раз с ее фотографией...
Увы, злодейка-судьба не позволила Наргиз Халиловой реализовать многое из намеченного. Правда, за не столь долгое время руководства музеем Наргиз ханум провела немало творческих встреч, начала работу по расширению экспозиционной площади и подготовку к юбилейным мероприятиям в честь 115-летия Уз.Гаджибекова и М.Магомаева... Но многое так и осталось незавершенным. Не успела. Беседуя с бывшим директором музея искусств Тебрик Касимовой, работавшей и дружившей с Наргиз ханум, я удивленно спросила: А разве она чем-то болела? Она никогда не казалась мне больной...
Все выявилось буквально за месяц. В Азербайджане Наргиз Халиловой вынесли диагноз, с которым она уехала лечиться в Москву. Во время лечения у нее отказали почки... Как выяснилось потом, "бакинский" диагноз оказался неверным. У Наргиз ханум был рак крови...
СИМВОЛ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
Наргиз ханум была символом своего времени, - говорит полковник полиции в отставке, а ныне наш коллега Георгий Павлович Заплетин. - Это был тот случай, когда красота блестяще сочеталась с содержанием. Наргиз получила очень хорошее воспитание. Чего стоил один только ее покойный отец Рамазан Гамзатович - интеллигент, аристократ до мозга костей.
Я с ней познакомился лет в 20-25, мы оказались в одной компании. Она была гвоздем программы, мужчины зачарованно смотрели на нее. Было очень интересно слушать суждения этой молодой особы об искусстве, литературе. Тогда как раз начиналось движение шестидесятников - Рождественский, Вознесенский, появились первые барды. Наргиз была в курсе всего. Складывалось впечатление, что она сама поэтесса или бард.
Многие ее современники вспоминают, что когда Наргиз шла по улице, прохожие оглядывались, долго смотрели ей вслед, а шедшие навстречу, не могли отвести от нее взглядов. Природа наделила ее столь совершенной красотой и грацией, что не было необходимости ни в каких косметических средствах.
Года 2 тому назад я встретился с Наргиз ханум на улице, - вспоминает Георгий Павлович. - Мы поздоровались, и я попытался спросить ее о кафе Наргиз. Она ответила: Не спрашивай, ничего не знаю!. А потом неожиданно сказала: Кстати, чтобы ты знал, по моим сведениям, в пяти городах Европы есть кафе Наргиз. Она меня очень озадачила этим своим заявлением, смысл которого так и остался для меня загадкой. Кстати, ходили слухи, что в свое время Наргиз была в Париже, где
участвовала в конкурсе красоты и была даже признана "Мисс Париж", но не знаю, насколько это верно".
Знал мой собеседник и о тяжелых днях Наргиз ханум, о тюремном заключении - в советские времена ее осудили за валютные махинации. Это были первые годы борьбы с "валютчиками", тогда выявили несколько групп, к одной из которых Н.Халилова была якобы причастна. Я хотел бы верить, что это было ошибкой, и она в этом не участвовала, - говорит Георгий Павлович, - но ее тем не менее осудили, она отбывала наказание в одном из подразделений Бакинского исправительно-трудового учреждения.
Работая много лет спустя заместителем начальника управления в этой женской колонии, Г.Заплетин беседовал с несколькими старыми работниками, хорошо помнившими Наргиз ханум. Это была, по их словам, редкая женщина, которая даже в адских условиях тюрьмы проявляла свои лучшие качества - терпение, смирение, кротость. Говорят, все осужденные женщины очень любили ее.
Она и в тюрьме следила за собой. Ей было разрешено носить платье, вместо арестантской робы. Скромное темненькое платьице, но и в нем она была красива. Н.Халилова работала заведующей тюремной библиотекой. Каждого из навещавших ее в тюрьме, она просила приносить книги. Этими книгами она пополняла скудную тюремную библиотеку и смогла приобщить к чтению многих женщин.
Как утверждают, со своим третьим мужем Наргиз Халилова познакомилась "благодаря" заключению. Он работал следователем, но, влюбившись в Наргиз и считая обвинения против нее недействительными, написал заявление об уходе с работы...
Хотя Н.Халиловой уменьшили срок заключения (были ходатайства от деятелей искусства), но даже те годы, которые она провела в тюрьме, были серьезным испытанием для ее тонкой натуры. Но она сумела не пасть духом, остаться личностью.
НЕ ТОЛЬКО КРАСАВИЦА
Бытует мнение, что красота и ум - добродетели абсолютно несовместимые, особенно в женщине. Hаpгиз Халилова по образованию музыковед, окончила Бакинскую консерваторию и аспирантуру в Москве. 25 лет проработала в Музее искусств им. Р.Мустафаева и за успехи в музейной работе не раз удостаивалась всесоюзных так и республиканских грамот. До музея она работала 7 лет в Институте архитектуры и искусства Академии наук (АH) Азербайджана. Этому предшествовала блестящая защита диплома - возглавлявший экзаменационную комиссию профессор Менштейн приравнял дипломную работу Наргиз к диссертационной, и ее направили работать в АН.
Наргиз ханум занималась эстетической пропагандой, часто выступала в прессе, читала лекции об искусстве в обществе "Знание". Она автор около 150 статей о деятелях музыкальной культуры Азербайджана, один из авторов Всесоюзной театральной и музыкальной энциклопедии.
Этому, наверняка, удивятся многие, кто знал Наргиз Халилову только как красивую женщину или говорил о ней плохо, даже не пытаясь заглянуть в ее внутренний мир.
Да, были те, кто гордился и гордится дружбой с ней, но встречались и такие, кто не упускал случая облить ее грязью. И это, к сожалению, неудивительно - красивая и свободная женщина так часто становится не только объектом обожания и преклонения, но и ненависти и зависти.
(Октябрь, 1999)