Акулов Александр Сергеевич: другие произведения.

Дмитрий Быков

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:

  
  
  
  
   Александр Акулов
  
  
  
   ДМИТРИЙ БЫКОВ
  
  
   Ad marginem
  
  
  
   Речь не идет о Дмитрии Быкове поэте или прозаике. Читать или слушать вирши Быкова не собираюсь. Пусть это делает кто-то другой. ЖД? Поражает гладкописью и разбавленностью, Поль де Кок, но в иных координатах, с иной эмотивностью. Другой гиперболы не подобрать. Могу констатировать: у ряда быковских рассказов очень удачное начало. Дальше моего пыла не хватило. Пусть здесь буду виноват я. Однако Быков подвизается на особого рода журналистике, прямо связанной с художественной литературой. И здесь он проходит в любые двери. Хоть стой, хоть падай, но проходит. Что с этим поделаешь?
  
   Итак, Дмитрий Быков. Для многих он - суперпросветитель. Память без границ. Большой энтузиаст. Но поставить на одну доску Фета и Некрасова, да еще заявить, что Некрасов лучше... Извините. Хвалить кадавра Некрасова (был духовно убит Белинским[1]) имел моральное право только Бальмонт[2].
  
   Хорош, очень хорош Дмитрий Быков. Только взгляд на литературу (особенно на поэзию, та-та-тА-та та-та-тА-та, нар-ра-тив люб, нар-ра-тив!) глубоко советский, узкоцеховой.
  
   Высшие авторитеты и учителя Быкова - из дремучего соцреализма. Так Нонна Слепакова не хотела видеть леса за кривенькой ольхой, не могла слышать слово "модернизм", не представляла искусство вне мимесиса. Всякие там Дали или Пикассо оказывались у нее апостолами человеческого уродства. Даже пальчиком показывала, где у человека что должно находиться по истинной природе вещей[3]. По крупному счету и не было у нас поэтов после Хлебникова. Зачеркни советские вирши жирным крестом - мир не изменится. Дегенерации в совпоэзии Быков почему-то не замечает, а она началась еще до Советов, с крахом младосимволизма, с прельщением Гумилева, Северянина и Есенина периферийными настроями, с неожиданным тормозом и усталостью, которые четко видны в творчестве Волошина. Советы возвели наметившуюся дегенерацию в четвертую и прочую степень. Но странная вещь: хватает советских поэтов, что создавали из подстрочников немало гениальных переводов-переложений, но не написали ничего стоящего своего. Даже тогда, когда писали в стол. Поэты были, но поэтов не было!
  
  
  
   Разумеется, в отношении к поэзии Быков не одинок. Так А. Генис вдруг поставил стихи Цветаевой и Ахматовой впереди планеты всей. В чем дело? А в том, что этим поэтессам немного попустительствовали большевики. Видно, не добрался Генис в свои 14-17 лет до больших латвийских книгохранилищ и получил не тот импринтинг. У Ф. Сологуба много неудачных стихотворений, не меньше, чем у Бальмонта и Гиппиус. Однако Сологуба никто не клянет. Ведь Сологуба не слишком рьяно ругали советские критики - вот в чем причина. Оценивать нужно по шедеврам, а не по графомании и общественному настрою.
  
   Почти все нынешние пииты и почитатели пиитов недалеко ушли от советской поэтики, её примата нарратива в лирике.
  
  
  
   Универсалы исчезли. Каждый берет из буреморя стихоплетства какой-то узкий спектрик и в нем живет, всего прочего не воспринимает... Однако Быков - феномен. Никому не показалось странным, что, почитывая стишки, он постоянно подхихикивает? Голос становится сахарным. Что это такое? Ужас, кошмар! А здесь еще восхищение Маяковским. Отнюдь не ранним. Возникают смутные подозрения... Привет пармским фиалкам!
  
   А Брюсовым вообще доконал. Знает ли вообще Быков разницу между красотой и механикой? Какие там властительные связи между контуром и запахом цветка! И речи о том нет.
  
   Стало обидно за Валерия Брюсова. До 1901 года он был великим поэтом[4], затем - самим символом символизма.
  
  
  
   И все-таки интуиция у Быкова периодически прорывается через всевозможную колючую проволоку. Общие знаменатели в связи с этим у меня с Д. Б. есть, скажем, обвинение некоторых литературных бонз[5] в отсутствии метафизичности. Другое - некоторые идеологические стержни. Разумеется, за исключением эстетики, этики и его странной теологии. Я категорически против столь биологически удобного мышления с помощью сердечной мышцы. Вот пример дамской логики Льва Толстого: "Когда я думаю о боге, мне становится легче, а значит бог есть". Много похожего можно видеть у Быкова. Он выставляет слово "люблю" в качестве синонима очень большой категории слов и словосочетаний. Ведь это так выгодно и социобиологически полезно! Да и теплее становится на душе! Где-то мы всё это слышали... Не буду уточнять.
  
  
  
  * *
  
  
  
   С критикой прозы вроде бы проще, но нельзя согласиться с отношением к Саше Соколову. Кого интересует, вторична "Школа для дураков", третична, либо вовсе нет! Это очень сильная вещь, концентрированная, даже не без самобытности. Правда, "Между собакой и волком", "Палисандрия" - на пару порядков слабее.
  
  
  
   Последнее. Отчего всякие злыдни так цепляются к Дмитрию Быкову, норовят укусить, ударить, оцарапать? Конечно, существует всякого рода органика, слишком широка аудитория. Всякое сугубо частное (или клубное) мнение Быкова словно бы оказывается возведенным в абсолют. А здесь еще совмещение журналистики с педагогической работой. Много инерции. Высказывания выглядят поучениями, попытками что-то вбить в мозги и втолковать. Фактическая безапелляционность высказываний многократно умножает мнимую. Гм... Возникает как бы иллюзия отъема жизненного пространства. В прямом и в переносном смысле. Наверное, особо неуютно от мощного напора чувствуют себя тщедушные и худосочные.
  
  
  
   ПРИМЕЧАНИЯ
  
  
  
  
   [1] Как позже Горький - Короленко, или изничтожен на корню, как Иосиф Бродский Евгением Рейном. Некрасов мог бы подобно Фету стать предтечей символизма.
  
   Гм... Мне думается, при таких экстраполяциях титаном-символистом, в прозе конечно, вполне мог бы оказаться Алексей Пешков. Федор Сологуб и Андрей Белый сверхвеликую прозаическую миссию провалили...
  
   Зато именно Короленко помог Бальмонту. Какова ирония истории!
  
  
   [2] Родство можно искать не только в мелодике, но и в биографии: и Некрасов, и Бальмонт в молодости были лишены средств отцами. Первый - за отказ от военной карьеры, второй - за женитьбу без дозволения. Оба начинали с нищеты. Их творческий скачок питался бедностью
  
  
   [3] Справедливости ради. Есть у Слепаковой замечательное декадентское стихотворение, достойное антологии, но взятое в отдельности, оно превращается в автологическое оскорбление: "лирический герой" смотрится самой поэтессой. А потому во избежание неадекватных реакций его не называю.
  
  
   [4] Написал семь стихотворений! Не у всякого поэта хватит сил и на одно. У Брюсова есть намек на фантом Небесной Москвы...
  
   [5] Один из таких "бонз" как человек мужественный и весьма заслуженный совершил подвиг: составил гигантскую антологию русской поэзии, обкорнал поэтов великих и разных, подстриг под собственный горшок. Иногда ночной. Оттого затеняется положительное большого замаха: открытие незаслуженно закрытых имен.
  
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  А.Михална "Путь домой" (Постапокалипсис) | | Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 2" (Антиутопия) | | О.Герр "Защитник" (Любовное фэнтези) | | Д.Куликов "Пчелинный Рой. Уплаченный долг" (Постапокалипсис) | | Д.Деев "Я – другой 2" (ЛитРПГ) | | В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда" (Боевик) | | А.Демьянов "Долгая дорога домой. Книга Вторая" (Боевая фантастика) | | Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих" (ЛитРПГ) | | А.Демьянов "Горизонты развития. Траппер" (ЛитРПГ) | | Д.Гримм "Ареал X" (Антиутопия) | |

Хиты на ProdaMan.ru Подари мне чешуйку. Гаврилова АннаЛюбовь по-драконьи. Вероника ЯгушинскаяВедьма и ее мужчины. Лариса ЧайкаИЗГНАННЫЕ. Сезон 1. Ульяна СоболеваВ объятиях змея. Адика ОлефирОфисные записки. КьязаСуккуб в квадрате. Чередий ГалинаШерлин. Гринь АннаВолчий лог. Сезон 1. Две судьбы. Делия РоссиТитул не помеха. Сезон 1. Olie-
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "То,что делает меня" И.Шевченко "Осторожно,женское фэнтези!" С.Лысак "Характерник" Д.Смекалин "Лишний на Земле лишних" С.Давыдов "Один из Рода" В.Неклюдов "Дорогами миров" С.Бакшеев "Формула убийства" Т.Сотер "Птица в клетке" Б.Кригер "В бездне"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"