Необразный, нефигуративный и почти бесструктурный символ особенно ценен в эстетическом и метафизическом отношении. Он же беспредметный символ беспредметного. Близок к тому, что метафорически можно было бы назвать чистой духовностью. Четко выделяемым отличием тонусно-тонического символа от спонтанно обозначаемого им трансцендентного является степень интенсивности. Потустороннее такого беспредметного символа не является ложным, как в большинстве мытарств "внетелесного опыта", в нем нет подобий и параллелей обыденному. Соответственно субъективная посюсторонность беспредметного символа либо крайне обща и трудно уловима в смысле концентрированной зачаточности, либо экзотична. В таком понимании, символ, соответствующий чему-то сугубо идеальному, не имеющий реального объективного денотата, избыточен и выступает в роли экзистенциального паразита. Нельзя не увидеть при отсутствии такой девиации двух денотатов, одним из них (более слабым) является сам символ. У нас здесь слабое, разбавленное и частичное символизирует сильное и полное. Для наглядности (но не в качестве примера!) можно сравнить с отношениями между неискаженным отголоском и голосом, между неискаженным отблеском и блеском. При этом никакое множество чего-то не подразумевается. В конечном итоге не подразумеваются пространство и время. Субъективная локусность может присутствовать только при конкретном схватывании реального символа.
Осмысливание, интерпретация связи ценностного тонического символа с трансцендентным многоэтажна. Ведь обычная человеческая речь третична по отношению к тоническому. Случайно или неслучайно спаренные с тоническим образы вторичны. В чистом первичном и невербальном смысле тоническое субъективное является как бы ослабленной субстанцией самого трансцендентного. Это единственная достоверность субъективного по отношению к объективному. Калейдоскоп структуро-рационального опирается на неуловимую в главнейших деталях практику и является донельзя косвенным, превращается в мытарство заколдованного бодрствующего сознания. Можно сравнить с Луной, которая всё время якобы падает на Землю, но движется по орбите и медленно удаляется. Перевод чего-то прямого в косвенное — одна из Сизифовых хитростей человеческого существования.
В общем случае слова и образы чужды первично тоническому, но возможно подгонка букета из них в искусстве. Возникает эффект просвета: структурное ощущений от шедевров поэзии или живописи как бы раздвигает сомкнутость структурного в остальном сознании и слегка открывает абсолют. Шум органических сознаний-сателлитов, сознаний-редукторов биологической оболочки на время заглушается*.
Бесструктурный символ иррационален, антиинформационен в кодово-кибернетическом понимании информации, не обладает многими свойствами других символов.
*Есть похожее в ином: некоторые экстрасенсы ни с того ни с сего начинают ощущать чужие мысли, а обычный человек в сновидении или бестелесном состоянии часто улавливает мысли персонажей, не пользуясь вещицей под названием "слова". Бодрствующее сознание землянина подобно капустному кочану из великой массы частично отчужденных слоев, через которые без посредства "отбивания телеграмм" не пробиться. Но образы также симптом утраты духовных способностей, расплата за развертки.