От прошлой эры до нас дошли любопытные сведения о счастливой и солнечной северной земле - Гиперборее.
Древнеримский историк Плиний Старший считал, что по северную сторону неких Рипейских (Рифейских) гор обитает блаженное племя долгожителей. Солнце в тех краях восходит и заходит один раз в год. Там нет вредных ветров, климат умерен, жители живут прямо в рощах и перелесках, не знают раздоров и ограничений, а умирают в глубокой старости, пресытившись жизнью и по собственной воле.
Уже несколько веков география не знает названия 'Гиперборея'...
Куда исчезла эта странная земля и была ли она вообще? Имеем ли мы право ставить такой вопрос? Прямого ответа на него ни наука, ни здравый смысл не дают.
А историки имеют обыкновение до сих пор изображать древний мир на современных контурных картах. Это при том, что хорошо известно о несколько ином, чем сейчас, расположении суши и морей в древности.
Пять тысяч лет назад даже берега Средиземного и Каспийского морей выглядели по-другому.
Довольно часто Гиперборею называют Северной Атлантидой: перспектив для воображения и мистификаций она дает немало. На самых интересных гипотезах об этой мифической земле мы и остановимся.
1. Начальные данные
Немецкий купец Генрих Шлиман в детстве любил читать 'Илиаду' Гомера, выучил ее наизусть, поверил каждому слову.
Со временем Шлиман разбогател, организовал экспедицию и открыл местонахождение древней Трои. Довольно редкий случай. Люди, верующие в Атлантиду, по-прежнему тешат себя только мечтами и домыслами.
А Северная Атлантида - Гиперборея? Насколько правдоподобно смотрится она? Легенды о северной прародине европейцев были известны еще тогда, когда не было письменности. Имя легендарной северной стране греки дали позже. Только в ХХ веке стали возникать сомнения в том, что Гиперборея была северной по отношению к Элладе страной.
В мифах индийцев, иранцев, кельтов все-таки часто упоминается о северной земле.
В русских сказках открывается целая страна - Лукоморье. Среди ее героев мы видим неких царей, царевичей, но, конечно, не о московских или петербургских царях идет речь. Большинство дошедших до нас сказочных историй вышли из матриархата. В сказочной стране царство переходит от отца не к сыну, а - к мужу царской дочери.
А все эти постоянные указания на тридевятое или тридесятое государство что бы могли значить? А требования к герою 'пойди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что' имеют ли они какой-то дополнительный смысл? Герой ищет чудесное перо, жар-птицу и прочие волшебные предметы обязательно в каком-то необычном краю.
Древняя Русь - сухопутная страна, не имевшая 'окна в Европу', но в фольклоре мы только и встречаем упоминания об окияне-море, заморских странах, подводном царстве, морских чудовищах.
Кому-то покажется странным, но Атлантида северная представляется более достоверной, чем обычная Атлантида - за Геракловыми столпами. Всё, что мы знаем о последней, дошло до нас через уста только одного человека - философа Платона. В записанных его учениками диалогах 'Тимей' и 'Критий' есть сравнение атлантов с афинянами, причем несмотря на увлечение Платона легендой, не в пользу первых.
Говоря о сооружениях атлантов, Платон много рассуждает об их размерах, форме, великолепии... - не для отвлечения ли внимания? Платоновская история об Атлантиде важна моральными поучениями. В этом её смысл. Недаром сообщения египетских жрецов о государстве атлантов у Платона слушает создатель афинских законов Солон - моральный авторитет древних греков.
Подлинной Атлантидой Платона были его философские объекты. Из них более всех - Гиперурания - особый мир идей, нефизическая область, где существует прекрасное само по себе.
По многим причинам платоновскую историю об Атлантиде приходится считать фантастическим рассказом[1], утопией и антиутопией сразу. Тем не менее, слово АТЛАНТИДА прижилось, стало нарицательным. Увлеченные люди ищут свои атлантиды везде, где только могут, и конечно, какие-то из подобных атлантид были на самом деле.
Скорее всего, до Платона дошли известия о начале крушения одного из средиземноморских государств. Он явно использовал их в своей легенде. Исходя из задач своего вымысла, он поместил своих атлантов далеко на западе.
По мнению Платона, близкому к воззрениями Гесиода, история есть не что иное, как регресс, а предки - всегда значительнее и добродетельнее потомков. Чтобы доказать это, он показывает мощь прежних афинян, способных победить на краю света великих атлантов и потом мужественно умереть вместе с ними от разбушевавшейся стихии.
Среди прочих грекам сообщал о Гиперборее поэт и путешественник Аристей. Считают, что Аристей, сын Каистробия из Проконнеса, совершил в V веке до н. э. странный длинный вояж от берегов Понта Эвксинского (Черное море) в Восточную Европу... через Уральский хребет. Опираться для уточнения маршрута Аристея на названия тех племен, о которых он говорит, не всегда имеет смысл: кочевники меняли свое местообитание, одни и те же племена жили в разных частях Европы и Азии.
Однако описание жизни самого Аристея гораздо более чудесно, чем истории о гипербореях. Аристей умер, его тело исчезло перед погребением, а через несколько лет живой Аристей явился миру и сложил свою знаменитую эпическую поэму. Вскоре Аристей исчез опять с тем, чтобы через двести сорок лет возникнуть в городе Метапонтии с приказом к его жителям соорудить алтарь Аполлону, а рядом с алтарем - статую себе незабвенному - Аристею Проконесскому.
Как понимать всё сказанное? Аристей считался ученым мужем, мудрецом, а мудрецам в античности полагались чудеса, ореол необычной славы, владение запретным знанием. Для поддержания авторитета некоторые знаменитые греки сознательно распускали о себе слухи. Подобное не казалось чем- то недопустимым и воспринималось как ритуал. Многие знают фантастические истории, происходившие с Пифагором, например, случаи, когда он присутствовал в нескольких местах одновременно. Поучать невежд можно было только подобными способами. Античные знания чаще всего не были связаны с опытом и требовали хитроумной поддержки для возвышения в глазах толпы.
Многие почему-то называют Аристея гипербо-реем. Таковым он никогда не был, его родословная известна. По всей видимости, он таки совершил свое знаменитое путешествие, если не с помощью ног или крыльев, то - воочию-наглядно в качестве визионера. В поэме он сообщает, что был только на границе Гипербореи в стране аримаспов, хорошо знавших своих необычных северных соседей.
Гиперборей (по другим данным, скиф) Абарис выглядит совсем уже мифологическим героем. Геродот вообще отказывается о нем говорить, считая историю о нем лживой. Абарис будто бы жил во времена Крёза, ничем не питаясь, обошел весь мир со стрелой[2] в руках (стрела - символ Аполлона). Абариса называют учителем делосцев и магом. Подобные рассказы развеивают представление о гипербореях как о благородных дикарях.
В 'Истории' Геродота о Гиперборее почему-то сообщает довольно удаленный от Греции народ - исседоны (исседоны жили в Сибири и Средней Азии). Другие народы, в том числе скифы, о гипербореях ничего не ведают, но всё-таки передают по цепочке жертвенные дары от них.
О гипербореях больше всех знали жрецы храмов Аполлона Делосского и Артемиды. По утвержде-ниям делосцев, Аполлон бывает в Гиперборее каждые девятнадцать лет. Из Гипербореи на Делос время от времени посылают женщин для сопровождения даров. Иногда они путешествуют вместе с Аполлоном.
Имена последних путешественниц явно эллинские (Гипероха, Лаодика). До этих не возвра-тившихся в родную страну девушек паломницами были гиперборейские женщины Арга и Опис. Если Лаодика и Гипероха сопровождали дары Артемиде, то Арга и Опис прибыли из Гипербореи вместе с Аполлоном и Артемидой, несли богине Илифии дары, обещанные за удачные роды. По непонятным причинам, и эти две гипербореанки назад не вернулись. Их похоронили в храме Артемиды...
С тех пор жители Гипербореи оставляли дары для делосских богов скифам, чтобы те передавали их другим народам и так по цепочке вплоть до Делоса. Делосцы, а затем жители соседних островов, стали воздавать гипербореанкам почести.
* * *
История этих четырех путешественниц напоминает обычный храмовый рассказ о преданных верующих, побуждает к расширению культа местных божеств и представляет похвальный пример передачи жертвенных даров. К повествованию о гипербореанках мы еще вернемся.
За областью аримаспов (последних в тылу меотов - жителей побережья Азовского моря), по мнению большинства древних авторов, находятся Рипейские горы и Птерофор - земля, названная так из-за снега, похожего на птичьи перья.
Эта часть мира называется обездоленной, погруженной в густую тьму. Там свирепствует ледяной ветер, но, по легендам, за Рипейскими (Рифейскими) горами 'существует счастливое племя, отличающееся долголетием и знаменитое баснословными чудесами'. Описывая это, Плиний Старший уточняет: 'некоторые помещают гипербореев не в Европе, а в первой части берегов Азии, так как там есть сходный по обычаям и по своему местоположению народ, именуемый аттаки'.
Описания блаженного северного народа приводят многие греческие и римские авторы, но подлинные истоки северной традиции - в доисторическом, в тех временах, когда не было письменности.
Скрупулезный анализ Авесты, Вед и даже 'Махабхараты' позволяет выделить в них несколько разновременных слоев, вытесненную праоснову.
Предания часто описывают забытое далекое как нечто близкое и понятное, наполненное новым содержанием, новой историей и новой географией. В этом смысле азиатское мышление заметно отличается от европейского. Если греки постоянно отодвигали от себя Гиперборею, славяне посылали своих героев за тридевять земель, то арии, поселившиеся на юге и смешавшиеся с местным населением, постарались более прочно привязать свои мифологические представления к местным условиям и колориту.
Мы имеем право говорить не только о доисторических, но и о заведомо доархеологических временах. Число праевропейцев (а ранее и людей вообще) было настолько ничтожно, что нахождение современными исследователями их более или менее сохранившихся следов - совершенно нереально.
И сейчас многие считают, что Киммерия находилась в южных восточноевропейских степях, а данный отрывок из 'Одиссеи' относят к побережью Черного моря. Не странно ли это? Если рассуждать только о погоде, то всё может быть объяснимо случайностью, временем года, тем, что Крым для греков холодноват, а также - иным климатом в этой части Европы в античные времена. Даже в эпоху Рима подозреваемый в инцесте император Тиберий поступил очень мудро, сослав за несколько нескромные стихи Публия Овидия Назона на 'холодный Дунай' (с тем, чтобы подчеркнуть этим свою приверженность строгой морали). Овидий на Дунае очень мерз, очень скучал и писал скорбные элегии.
Казалось бы, всё понятно.... Но греки были нацией мореходов. Гомер никак не мог бы назвать море океаном, да еще 'глубокотекущим'. А Гелиос летом бывает и в полярных широтах. Не о потустороннем ли мире идет речь?
Климатические и географические странности, перепутанность направлений - не новость. Племя атлантов помещали то на юг от Греции, то на запад, а Геракловыми столпами пытались даже назвать устье Нила, причем бывшее устье, которое-де ныне затоплено Средиземным морем. А 'острова блаженных' древние располагали и на юге, и на западе, и на севере.
Историки и геологи признают, что географические и магнитные полюса мигрируют по земному шару, земная ось постепенно смещается, но никаких ясных данных по этому вопросу (если иметь в виду последние 15-25 тысяч лет) нет. Тем более что судят об этих смещениях по расположению и намагничиванию земных пород, а причиной намагничивания, ориентации кристаллов могли быть и иные причины. Изменение наклона земной оси могло быть насильственным, связанным с космической катастрофой. В настоящее время резко усилилось смещение
магнитных полюсов земли - геофизикам предоставляется уникальная возможность для исследований.
У нас есть сведения о геологических изменениях в районе Балтийского и Средиземного морей. Суша и море там несколько раз менялись местами: на севере было Литориновое море, на юге - море Тетис. Никакой сенсацией подобное быть не может, пусть даже последние тридцать тысяч лет изменения в этих местах земного шара носили относительно скромный характер.
И всё-таки картографическая сенсация существует. Это - материк Арктида. Названный материк изображали на средневековых картах и картах эпохи Возрождения. Возьмем карты Герарда Меркатора. Арктида на них имеет вид довольно странный, резко отличный от вида Евразии. Иная даже манера изображения.
Особенно это бросается в глаза на карте усовершенствованной сыном Меркатора - Румольдом. Арктида смотрится на ней как что-то искусственное. Центр Арктиды - Северный полюс, он находится посередине озера-моря. Озеро соединяется с океаном реками-заливами, расположенными почти симметрично. Реки-заливы, подобные губе Оби или Енисея, делят материк на четыре острова. Однако на усовершенствованной карте одна из рек повисает среди океана, остается вне материка и имеет вид 'кишки', направленной в сторону Новой Земли, словно это горный хребет. Впечатления стертости или брака здесь нет: параллели и меридианы прорисованы на этом странном месте относительно четко.
На усовершенствованной карте юго-восток Арктиды потеснен Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа. Удивляет изображение Гренландии - на ней нет ледника! Допустим, что ледники в ХVI веке не обозначали так, как ныне, но на Гренландии Румольда Меркатора видны четкие русла рек! Современная Гренландия изображается без рек. Более чем приемлемо для ХVI века изображена Евразия. У Северной Америки меньше подробностей, но и там можно видеть реку Юкон. Реки Маккензи нет.
Самое фантастическое на карте - нахождение Северного полюса точно в центре Арктиды. Прямо на полюсе показана некая сверхгора, похоже - легендарная Мировая гора. Горы есть и по краям Арктиды, но на карте Румольда Меркатора горы на юго-востоке необычного материка вдруг исчезают. Арктида в этом месте как бы расплавляется, уходит в небытие.
В тексте на карте Меркатора 1569 года говорится, что вода океана вторгается в околополюсное пространство девятнадцатью рукавами, причем вторгается с огромной силой и омывает скалу окружностью тридцать три лье, расположенную на самом полюсе.
Прямо на карте Меркатор отмечает, что на Северном полюсе отменные природные условия и дает справку о населенности одного из островов Арктиды. Оказывается, там проживают пигмеи ростом до четырех футов[3].
Откуда у Меркатора столь занимательные сведения о северном материке? Такие сведения имелись в Европе уже во второй половине ХIV века. Известно, что к Северному полюсу в 1360 году направлялся монах Николай де Линна. Направлялся ли он туда обычным порядком или с помощью откровения свыше судить трудно.
У Меркатора были и другие источники информации. Любопытные географические карты существовали и до него. Например, в гареме турецкого султана долгое время хранилась и служила развлечением мореходная карта Пири Рейса - племянника знаменитого адмирала Кемаля Рейса, уничтожившего в свое время большую часть венецианского флота.
У гаремной карты был один недостаток: участок с Арктикой кто-то оторвал[4]. Составитель карты бахвалился, что изобразил очертания материков по картам, созданным еще во времена Александра Македонского. Подобные карты (на них правдоподобно изображалась даже Антарктика) могли быть известны и Меркатору.
Является ли Арктида географическим артефактом (порождением самих географов) или северная земля, подобная ей, существовала в действительности?
Карты часто составлялись не мореходами, ошибки в их описаниях возникали по разным причинам. Климатические условия севера препятствовали проведению астрономических наблюдений.
Использование компаса обрекало на еще большие ошибки из-за магнитного склонения - расхождения между направлением на Северный географический полюс и Северный магнитный. Северный магнитный полюс в настоящее время на тысячи километров удален от географического и находится в Канаде среди относительно крупных островов. Кстати, многие описания Гипербореи топографически напоминают окрестности магнитного полюса... Можно сделать поправки на сдвиг последнего. Тогда с ним может даже совместиться один из горных пиков.
Особенно внушительно Арктида выглядит не на глобусах и прямых изображениях северной части мира (где она несколько напоминает Антарктиду), а на развернутых плоских картах Евразии. Арктида на них - не просто странный материк, резко отличный от остальных, но чудовищный монстр, забредший с какой-то иной планеты.
Невзирая на всё это, Арктида очень похожа на перевернутую Сибирь - это какая-то грандиозная Сибирь, вытянувшаяся над Америкой, Европой и Азией. 'Начала' ее четырех рек напоминают устья сибирских рек. Почему бы здесь и не быть географическому артефакту? Неизвестные мореходы древности, скажем, приняли продолжение собственного континента - за чужой? Это вполне вероятно, как и прибытие средневековых моряков к магнитному полюсу в Канаде. Гораздо позже старательные картографы добавляют к монструозному материку уточненные очертания Евразии... Происходит удвоение...
Мы вправе верить и не верить. А пресловутый пуп земли? Где Меру - гора мировая? Давайте посмотрим на карту Кольского полуострова. Его, как и Скандинавию, в свое время принимали за остров, но Кольский полуостров отличен тем, что на нем - масса озер. Озеро Имандра вместе с Умбозером могли породить в воображении представление о центральном озере Арктиды, а гора Часночорр в Хибинах - стать прототипом 'сверхгоры'. Известен интерес Адольфа Гитлера к этому месту как к предполагаемой прародине нордических племен и как к бывшему мистическому пупу земли. До сих пор существуют легенды, что в тридцатые годы нацисты высаживали здесь десанты с научными и алхимическими целями.