ПОСТМОДЕРНИЗМ. Полузагадочное (по своим причинам) маргинальное явление современней культуры, претендующее на центральное и имеющее как совокупность разнородных течений-направлений следующие признаки:
1. Окончательное разрушение ранее бытовавших принципов холистичности и связности в культурных традициях, критика предыдущих культурных традиций с неосознанным и некритичным (философия) и пародированным, карикатурным (искусство) включением их в себя.
2. Потеря "логоцентричности" (философия), потеря нацеленности на прекрасное или "лучшее" (искусство).
3. Уход от высот интеллектуальной рафинированно-сти в философии через посредство серьезных недочетов и непроработанных мест в учениях Гуссерля и его последо-вателей. Сочетание постановки новых проблем с одновре-менной примитивизацией старых, интенсификация футу-ристического прогресса через регресс (философия).
Переход к "уличности", "офенности", ближним ме-щанским планам существования с одновременным заимст-вованием композиционных принципов у кинематографа, радио, телевидения, компьютерной технологии, кулинарии (искусство).
П. - несомненная болезнь. Главное для П. - неусвоенность уроков знания промежуточного между имеющим превалирующее хождение (научное, паранаучное, обывательское) и релятивно уточненным знанием, потеря герметической сути внутри программных герменевтических схем.
Общие черты П.: псевдообъективизм, фетиши не-существующего, опора на психоаналитические сказки.
На смену устаревшему принципу гармонии все еще не пришел какой-либо новый, столь же мощный по своей цементирующей силе принцип. В этом трагедия современ-ного общества. П. - это нелепо-диффузные, бессвязные поиски такого принципа. П. как бы символизирует жен-скость современной цивилизации, переход с единства на множественность, с техники - на технологию, с фундаментальной науки - на короткоживущие рабочие гипотезы.
В философии и искусстве выдаются не окончатель-ные произведения, но формальные порывы и сбивчивые эссе, показательные попытки, обещающие материалы для будущего. Это уже не женскость, а - квазидетскость.
ПОСТТРУКТУРАЛИЗМ. К концу 80-х годов ХХ века - наиболее распространенное нигилистическое околофилософское направление. Такой П. фактически подготовлен не французскими мыслителями, а всем ходом немецкоязычной философии. Если Гуссерлем был окончательно выветрен из философии живой субъект, то хайдеггеровским компенсаторным псевдотрансцензусом - объект. Попытка оживления объекта превратилась в его смерть. В историко-философском смысле тандем Гуссерль-Хайдеггер не знает аналогий. Таков центральный исходный пункт П.
Гносеологической предпосылкой П. является факт узости сектора реальности субъекта и объекта в сфере практического существовании человека. Полагаемое за действительность, в основном контингенте случаев является фикцией.
Нигилизм по отношению к основным вопросам философии успешно сочетается в П. с примитивизмом, широким внедрением в философский обиход наивного реализма.
Поражает сходство П. с марксизмом. У провозвестников и апологетов П. нет основополагающих трудов, зато есть критика и рассмотрение второстепенных вопросов в подробнейшем журналистском ключе.