Алданов Марк Александрович : другие произведения.

Несвоевременные мысли товарища Горького. Часть 3

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Спрашивается: зачем расейской буржуазии - при таких-то раскладах - тратить лишние деньги на "популяризацию наук" среди быдла? Это даже опасно, знаете ли. Потом убытков не оберёшься!

  
  
  
 Несвоевременные мысли товарища Горького. Часть 1
   Несвоевременные мысли товарища Горького. Часть 2
  

  
  
Ну ладно, отложим в сторону нытьё, панические "прогнозы", ни один из которых не оправдался и панегирики всяким фашистам, расхитителям общественной собственности, лжецам да буржуям-грабителям. Оставим безответственные выпады против большевистских вождей, которые у Горького то "не знают народа", то, напротив, всё знают, но "идут у тёмного народа на поводу", то, буквально через абзац, уже "насилуют народ"... Значитцо, мы все эмоции отставим и вычленим, тыкскыть, основную ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ идею "Несвоевременных мыслей". Политика большевиков Буревестнику не нравится. Политика кадетов - главных расейских реакционеров-антикоммунистов - тоже не нравится. Буревестнику вообще политика не нравится, он от буржуазной политики за полгода торжества Демократии дико устал и удивлялся, как это другие россияне не устали?
  
  Естественно, что внимание мыслящих людей приковано к политике, - к области насилия и деспотизма, злобы и лжи, где различные партии, группы и лица, сойдясь якобы на "последний и решительный бой", цинически попирают идеи свободы, постепенно утрачивая облик человечий в борьбе за физическую власть над людьми. Это внимание естественно, однако оно односторонне, а потому уродливо и вредно.
  
  
Что же сам Алексей Максимыч предлагает делать? И что он сам делает?
  
Значитцо, в статьях из цикла "Несвоевременные мысли" товарищ Горький предлагал отойти в сторонку от "вредной" и "ненужной" классовой борьбы. По мнению Горького, вместо классовой борьбы нужно "культуру поднимать", "здравоохранение налаживать", "популяризировать науку" и т.д. Такая наивность, прям умилительно! Мол, "пока глупые экстремисты "слева" и "справа" грызут друг дружку из-за пустяков, трезвые и здравомыслящие люди станут заниматься Реально Нужными Для России Делами - больницы с санаториями будут строить, всякие там приюты для сирот, школы и училища, НИИ и университеты"... Горький даже единомышленников нашёл, вступил в "Свободную Ассоциацию для развития и распространения положительных наук". И не надо думать, будто это какая-то корпорация болтунов была. В Ассоциации состояли Вернадский, Павлов, Стеклов и другие маститые учёные, у которых реально, без всяких шуток, душа за Россию болела. Такой мощный "коллективный мозг" был бы архиполезен, мог бы совершить массу нужных Обществу дел... Но тогдашняя Расея, хоть и освободившаяся от гнёта семейки Романовых, всё-таки оставалась капстраной, а в капстране на любую движуху нужны денежки, а вот денежек у учёных не было, были только знания, да полезные навыки. Тогда товарищ Горький решил своё перо поставить на службу учёным мужам и собрать для Ассоциации "этвас копек" на Реально Нужные России Дела:
  
  Глубоко веря в разум русского народа, в искренность его стремления к благу культуры, я обращаюсь к рабочим, крестьянам, промышленникам, интеллигенции, - ко всем русским людям, предлагая им помочь великому делу организации научных сил страны, организации научного творчества. Для того, чтобы это важное всенародное дело увенчалось успехом, потребны огромные средства, и они будут, их легко создать, если все люди, способные усвоить величие цели, которую ставит пред собой Свободная Ассоциация ученых, все грамотные люди дадут на это дело хотя бы по рублю. Этот призыв - проверка степени русской культурности, это экзамен нашей гражданской зрелости, испытание искренности нашего стремления ко благу родины. Граждане! Пред вами - возможность совершить величайшее народное дело, совершив его, вы организуете лучший мозг страны, вы приставите на ее широкие плечи разумную, талантливую голову. Немного усилий требуется от вас. но немногими усилиями вы совершите небывалое - создадите научное учреждение, какого нет еще нигде на земле. Граждане! Есть чувство, именуемое - любовь к родине. Это чувство повелительно требует от каждого человека работы в тех целях, чтобы родной ему народ стал разумным, добрым, здоровым и справедливым народом, чтобы его талантливость не погибла, а развивалась и горела на благо всего мира, всех людей. Все, кто искренно любит народ, кто мучительно страдает за него, - поймут, как велико значение организации научных сил страны, как величественны цели, которые ставит пред собой Свободная Ассоциация наших ученых. Нам необходимо немедля приступить к созданию новой России, - начнем же эту работу дружно и спокойно, начнем ее с фундамента, будем развивать и распространять спасительную силу знания. За работу, граждане.
  

  И вот тут товарищ Горький уже заблудился. Как видим, он пытается - в строгом соответствии со своими "новейшими", "надклассовыми" убеждениями - обращаться за помощью к представителям сразу всех классов и сословий. Проблема была в том, что пролетариат и крестьянство на Руси и до мировой войны не шибко жировали, а уж война их, ан масс, и вовсе разорила, они, ан масс, доедали последний хрен без соли и ничем существенным помочь "Ассоциации" не могли, увы-с. Что до буржуев, коих Алексей Максимыч уклончиво назвает "промышленниками", так им война, напротив, принесла много-много вкусных прибылей, но этому классу, с другой стороны, начинания высоколобых академиков вообще никуда не упёрлись. Для буржуя "благо Родины" означает - "благо буржуйского кошелька". Буржуй будет тратиться только на то, что принесёт ему прямую выгоду. Буржуи богоспасаемой РКМП (которую мы летом 17-го уже начали терять, но ещё не потеряли до конца) занимались, ан масс, продажей за чертополох всякого сырья - зерна, леса, пушнины и т.п. (если расейское сырьё нужно было перед вывозом на продажу выковыривать из-под святой расейской земли - как нефть, золото и т.п. - этим уже занимались наши "уважаемые зарубежные партнёры" из более развитых капстран). Когда расейскому буржую нужна была техника, буржуй продавал за кордон пару эшелонов сырья и прикупал себе любую необходимую "машину" - там же и покупал, за кордоном. Закон неравномерности развития стран в условиях империализма! Если за границей производство "машин" уже давно налажено, развивать собственное производство завсегда менее выгодно, чем покупать у "цивилизованных белых господ" готовенькое. Потому-то расейский буржуй, который в силу своего классового положения привык буквально молиться на прибыль, не станет высокотехнологичное производство развивать, а значит буржую не нужны ни квалифицированные рабочие, ни инженеры, ни учёные с их научными изысканиями. Если же какому-то расейскому буржую и занадобится зачем-то умник-инженер или яйцеголовый профЭссор - буржуй продаст ещё пару эшелонов с сырьём и выпишет себе англичанина, француза, ещё какого "варяга", либо, если время терпит, найдёт талантливого юного соотечественника и выучит его сам, в частном порядке, при этом, что приятно, заранее даст "личинке интеллигента" направление, нужное для развития буржуйского бизнеса. Спрашивается: зачем расейской буржуазии - при таких-то раскладах - тратить лишние деньги (которые, так-то, на самом деле никогда в хозяйстве лишними не бывают) на "популяризацию наук" среди быдла? Это даже опасно, знаете ли. Потом убытков не оберёшься! Скажем, задумаешь какой-нибудь лесок извести под корень и древесину продать в просвещённую Европу, только лесорубов на опушку приведёшь - ан там уже местные грамотные обыватели митинг устроили. Мол, мы в школе выучили, что лес производит кислород, образует запасы чистых грунтовых вод, предотвращает паводки, смывы почвы и образование оврагов - руки прочь от нашего полезного леса, паскудные спекулянты-сплотаторы!!! Вот и устраивай им, обормотам, уроки природоведения и обществоведения... На свою же голову... Не-не-не, только хардкор, только ЦПШ - самые основы грамоты, четыре арифметических действия и Закон Божий - быдлу этого за глаза хватит. И уж совершенно точно не станет буржуй раскошеливаться на "популяризацию наук" в условиях, когда на полном серьёзе решается вопрос - будет ли вообще в стране буржуазия?
  
Видимо, тов. Горький, при всей своей политической наивности, что-то такое понял. Потому что в следующий раз он уже только к пролетариям обращается:
  
  Для того, чтобы бороться с чахоткой победоносно, необходимо устройство загородных санаторий, необходимы чистый воздух, хорошее питание и длительное лечение. Вы, сила, создающая баснословные капиталы, мощные организации, вы должны, наконец, приняться за работу создания для самих себя условий, которые необходимы для охраны вашего здоровья и здоровья ваших детей. Вы знаете, что "в здоровом теле - здоровая душа". Здоровье нужно не только для того, чтобы ваш физический труд на благо всей страны стал более продуктивен, здоровье нужно и для духовной жизни, для устойчивости в социальной борьбе, для защиты и расширения ваших гражданских прав. Не забывайте, что вы живете в стране, где 85 % населения - крестьяне, и что вы среди них маленький островок среди океана, что промышленность в России развивается медленно и количественный рост рабочего класса затруднен. Вы одиноки, вас ожидает длительная и упорная борьба, она потребует от вас величайшего напряжения всех сил. Вы сами должны заботиться о себе, и вы имеете возможность устраивать свою жизнь так, как это необходимо для вас. И вот, в интересах самосохранения, самозащиты, вам, пролетариату Петрограда, следует устроить для ваших больных чахоткой ряд собственных санаторий: местом для нее может послужить один из загородных царских парков. Вы можете создать это необходимое вам учреждение одним ударом, как воздвигают чудесные замки волшебники в сказках. Пусть все рабочие столицы дадут на это дело свой дневной заработок, - и санатория готова. В деле технической организации ее вам может помочь свободная Ассоциация ученых для развития и распространения положительных наук. Создайте образцовое учреждение, которым будут гордиться ваши дети и внуки как первым актом вашего свободного творчества. Если вы сделаете это прекрасное дело, - за вами пойдут все рабочие России, и она покроется сетью пролетарских учреждений: медицинских, научных, просветительных. Повторяю - вы сила и вам пора понять, как много можете сделать вы для самих себя и для культуры всей нашей страны. Только подумайте - в один день вы можете создать фонд для организации санатории, через месяц вы точно таким же путем отчисления дневного заработка создадите в Петрограде "Дома-школы" для ваших детей дошкольного возраста, еще через месяц вы дадите всем нашим детям возможность прожить душное лето вне города, построив летние колонии в деревне. Совет Заводско-Фабричных Комитетов* Невского района уже готовится осуществить небольшую санаторию для больных своего района. Он ставит во главе ее одного из членов "Свободной Ассоциации для развития и распространения положительных наук", д-ра И.И. Манухина, который в высшей степени удачно применяет свой метод лечения туберкулеза, освещая селезенку больного возбуждающими ее деятельность лучами Рентгена. Но это маленькое начинание - капля в море нужды рабочих Петрограда, для них необходим именно ряд санаторий, целый городок для больных. Товарищи рабочие, когда люди понимают, чувствуют свою коллективную силу, для них становится возможным осуществление даже утопии. Здесь говорится не об утопии, а о простом, практическом деле, осуществить которое вы и должны, и можете. Покажите же, что вы умеете заботиться о своих интересах, о своей жизни.
  

  Видать, додумался Алексей Максимыч, что буржуям не очень интересно санатории для чахоточных строить. Было бы им такое интересно - они бы и в феодально-самодержавные времена вполне могли бы пооткрывать санаториев для каждого болящего россиянина. Николашка "Кровавый", при всей своей аццкой зловредности, благотворительные тубдиспансеры для нищебродов строить не запрещал. Другое дело, что самим капиталистам эта тема не особо нужна, по той же причине, по которой не нужно всеобщее образование. Для богатых (а также для людей, которые богатеям полезны и дороги) есть уже готовые санатории в какой-нибудь Швейцарии, а беднякам от тубера в санаториях лечиться - нонсенс, баловство сплошное! Вы ещё скажите, что хозяин обязан туберкулёзному работнику "больничные" оплачивать, ха-ха-ха!
  
Но и с пролетариев денежку на санаторий собирать - не самая лучшая идея для лета 1917-го года. Просто потому, что контрреволюция (как и сам Горький признаёт, см. часть вторую нашего разбора "несвоевременных мыслей") тогда ещё не была окончательно задавлена и вполне вероятен был вариант, при котором реакция восторжествует. А мы с вами, товарищи читатели, пережили 90-е годы, мы уже точно знаем, как поступают реакционеры-антикоммунисты с народными санаториями, больницами, школами, институтами и обсерваториями.
  

  Получается, что все прожекты и начинания Горького вообще не имели смысла до тех пор, пока власть в обществе окончательно не перешла в руки пролетариата - того класса, которому напрямую выгодно было массовое строительство санаториев, больниц, поликлиник, детских садиков, школ, институтов и университетов. Заниматься же наукой и культурой ДО того, как разгонишь и политически разоружишь помещиков с капиталистами - это примерно как затеять косметический ремонт в квартире, которую на днях должны бандиты отобрать. Тебе кричат: "Бросай ты свой шпатель и иди сюда - будем думать, как нам от бандосов отбиться!" А ты отвечаешь: "Вам лишь бы с кем-то биться, забияки! Не видите, что тут весь угол в плесени? От неё заболеть можно, надо отчистить всё и обои потом переклеить". Тебе кричат: "Ты офигел, какие обои? Может, нас всех отсюда завтра на мороз выкинут! Ремонт подождёт, сейчас надо о войне подумать!" А ты своё гнёшь: "Ох уж это милитаристское мышление... А какая польза будет нам от победы, если тут все стены грибком покроются?" Я почти не прикалываюсь, это наш Алексей Максимыч прям так и сетует, в очередной статье из цикла "Несвоевременные мысли":
  
  "Борьба за власть" - неизбежна, однако над чем же будут "властвовать" победители, когда вокруг них останутся только гнилушки и головни? Увлечение политикой как бы совершенно исключает здравый интерес к делу культуры, - едва ли это полезно для больной страны и ее жителей, в головах большинства которых "чёрт палкой помешал".
  

  Вот упрекает классик сограждан, а ведь и у него самого в голове, создается такое впечатление, "чёрт палкой помешал". Если победят золотопогонники, что станет с твоими школами, институтами, санаториями и детскими домами отдыха, товарищ Буревестник?! Сожрут эксплуататоры всю твою "культуру", дорогой Алексей Максимыч! И не подавятся. А работяга предъявит потом: "Нахрена я дневной заработок от сердца оторвал и вашей "Ассоциации" прислал?! В том загородном дворце-то, что под больницу забрали, опять "аристократы" поселились! Ладно я - тёмный человек - не мог такого предвидеть, но вы-то, высоколобые мудрецы-академики, куда смотрели?!" И получится, что писатель Горький - какбе "мошенник поневоле", собрал с людей деньги и потратил на какой-то "порожняк". А то и вовсе провокатором его трудящиеся сочтут, мол: "Он нарочно нас всякими ассоцияциями-санаториями отвлекал, чтобы мы проглядели, как буржуй к нашей милой Революции с топором подкрадывается!" И по сути - получилось бы верно.
  
  То есть всё упёрлось в вопрос "физической власти над людьми", отсюда и повышенное внимание Общества к этому вопросу. Горький был неправ, считая, что расейские политические деятели позабыли о культуре, чересчур увлекшись политикой. Интерес деловых россиян к политике вовсе не был "чрезмерным" и о культуре они не переставали помнить. Просто деловые люди "справа" и "слева" понимали, что сперва нужно классового врага в стойло загнать, а уж потом можно начинать "поднимать Культуру", "крепить Демократию" и вапче "обустраивать Расею" по своим программам и прожектам. А не будет у тебя власти - все твои прожекты так прожектами и останутся.
  
  Об этом нужно помнить, дорогие товарищи читатели. Бывают такие моменты в жизни Опчества, когда любая общественная деятельность напрямую связана с вопросом о власти, а значит с вопросом о борьбе за власть, вопросом о политике. Сейчас, кстати, мы как раз подобный момЭнт переживаем. Потому разговоры о чём-либо, кроме политики, теряют смысл. Потому мы, в последнее время, ни о чём, кроме политики, не говорим. Может показаться, что вот эта-то статейка - она про историю. А статейка-то, на самом-то деле, очень даже про политику.
  
remi-meisner

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"