Алданов Марк Александрович : другие произведения.

Безликие ценности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Последние 20 лет начальство ворует и зарабатывает в России, но с удовольствием тратит деньги именно в странах агрессивного запада, скупая там всё, что под руку попадётся. И ни в коем случае они не хотят делиться богатствами с народом: россияне как-нибудь и без денег проживут, у них ведь патриотизм. Вот она главная идея и традиция, живущая в государстве веками.

  
  
  
    Расследование о детях-невольниках в РПЦ
 Как РПЦ зарабатывает миллиарды
 Православные зэки

Я всё понять не могу, что такое "традиционные ценности" русского народа. С какого момента тянутся эти традиции, кто их придумал и что конкретно к ним относится?

"Традиционные ценности" стали для современной России некой абстрактной субстанцией, склеивающей разрозненных людей. За неимением чёткой идеологии и будущей цели руководство страны выдвинуло Ценности на передний план. И чем меньше рычагов воздействия оставалось в руках власти, тем настойчивее россиянам с трибун и телеэкранов рассказывали о неких традиционных ценностях, не называя ни одной конкретной.

Впервые словосочетание "традиционные ценности" использовали в газете "Известия" в 1983 году. В статье под названием "Кризис морали и мораль кризиса" автор критиковал американского правого баптиста Джерри Фалуэлла за то, что его движение пытается "вернуться к традиционным ценностям" и обвиняет коммунистов в нравственном упадке.

А вот в истории нашей страны "традиционные ценности" как понятие впервые появились в речи Владимира Путина в 2013 году. Президент, выступая перед Федеральным собранием, рассказал, что во многих странах начали признавать равноценность добра и зла, но всё больше людей в мире поддерживает позицию России "по защите традиционных ценностей".

Однако Путин не стал объяснять конкретно, что за ценности защищает наше государство, ограничившись общими формулировками о гуманизме и духовной жизни.

Универсальность понятия "традиционные ценности", на мой взгляд, заключается в его умении подстраиваться под любые обстоятельства. Когда Путин обращался к традиционным ценностям, он говорил обо всём и ни о чём одновременно. Каждый под ценностями понимает своё, это удобно. Кто-то представляет себе семью из мужчины и женщины, как форму брака, закреплённую в Конституции; кто-то - христианство и молитву.

Допустим, традиционные ценности для русского народа - это семья. Только статистика с этим тезисом не согласится. В России очень высокий процент разводов, по этому показателю мы выше той же Америки. В 2020 году в стране распалось 73% браков (564 тыс. разводов), в прошлом году - около 70% (644 тыс. разводов). И это не какая-то аномалия, это тенденция длиной в 30 лет, по которой в России растёт число разводов.

Может, в традиции у россиян воспитывать детей? Тоже сомнительно. Около 5 миллионов из 17 миллионов российских семей - это семьи с матерями-одиночками. К тому же около 2 миллионов человек в России обязаны платить алименты, и задолженность по этим выплатам на этот год превышает 150 млрд рублей.

Или к традиционным ценностям относится вера? Конечно, я мог бы аппелировать к исследованиям, которые говорят о том, что в России с каждым годом растёт число атеистов, но есть более показательные данные. 79% процентов верующих практически не соблюдают постов, 61% никогда не причащались, и только 8% ходят в церковь хотя бы раз в месяц. Подробнее об отношении россиян к вере можете почитать в отличной статье издания "Такие дела".

Я действительно не знаю, что можно назвать "традиционными ценностями". Это просто какая-то каша из бесформенных образов, общих слов и эмоций. Зато знаю, что по-настоящему котируется у нас в стране - деньги.

Поэтому как бы красиво официальные лица ни рассказывали о честности, здоровом консерватизме и любви к родине, смотреть надо только на дела. А дела крайне показательные. Последние 20 лет начальство ворует и зарабатывает в России, но с удовольствием тратит деньги именно в странах агрессивного запада, скупая там всё, что под руку попадётся. И ни в коем случае они не хотят делиться богатствами с народом: россияне как-нибудь и без денег проживут, у них ведь патриотизм. Вот она главная идея и традиция, живущая в государстве веками.

Традиция - это множество привычек и навыков, передаваемых из поколения в поколение и выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Когда вы в последний раз видели, чтобы в России общественные отношения регулировались любовью к родине, патриотизмом и гуманизмом? Ну и о каких тогда "традиционных ценностях" разговор.

   Андрей Окунь
  
  
   30% православных считают, что Бога нет
  
До 85% жителей России называют себя православными. При этом примерно треть из них признается, что в Бога не верит, а те, кто верят, в церковь почти не ходят. Так сколько же на самом деле православных в России?

Исследования показывают, что число постоянных прихожан Русской православной церкви (РПЦ) в России невелико - от твердых 0,5 до максимум 2% населения. Они входят в более обширную группу тех, кто заходят в храмы от случая к случаю - таких до 8%. В церкви их называют "захожанами" и не очень жалуют.

  
   Православные, но в Бога не верят
  
Поскольку РПЦ не ведет учета своих членов, остается полагаться на исследователей. У социологов тут есть два основных метода подсчета. Первый из них наиболее простой. Несколько крупнейших социологических институтов в стране примерно раз в год включают в свой базовый опросный лист (так называемый омнибус) вопросы о религиозной идентификации. Эти вопросы были составлены еще в начале 1990-х социологом ВЦИОМ (глубоко верующей православной) Валентиной Чесноковой и ею же первоначально интерпретировались. Эти опросы давали  стабильно растущую в течение двух с половиной десятилетий (хотя и колеблющуюся из года в год) цифру. Церковные власти в первой половине 2000-х с этими данными спорили, заявляя о недооценке числа православных. Однако, когда к 2008 году показатели сравнялись с желаемыми - порядка 63-75%, успокоились и даже устами патриарха Кирилла признали тот факт, что только 10% населения "воцерковлены".

В 2010 году, вскоре после избрания патриархом Кирилла (а также скандалов вокруг "нанопыли", "часов патриарха" и дела Pussy Riot), число людей, называвших себя православными, по большинству опросов достигло пика и начало падать. После этого большая часть социологических фондов резко сократила свои исследования в данной сфере или, во всяком случае, отказалась от их публичного анализа и представления. Так, "Левада-центр" закончил публичное представление своих опросов на эту тему в конце 2012 года на цифре 70% (за год до этого зафиксировав 75%), а в 2016 году в общем отчете своего "омнибуса" без объяснений указал на графике цифру порядка 85%. ФОМ, по имеющимся данным, остановился в 2014-м на цифре 68% (с пиком в 2012 году - 72%). Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ показывает  70,9% на 2016 год.

Объяснять эти цифры можно по-разному. Например, так,  что "православие" - способ этнической, а не религиозной идентификации. Или что большинство граждан скрывает свою позицию от социологов, а оставшиеся говорят в духе вчерашних телевизионных новостей, и опросы попросту некорректны. Но совершенно очевидно, что к реальным верующим эти цифры отношения не имеют.  "Левада-центр", например, оговаривает, что "60% православных не относят себя к религиозным людям", и "только около 40% православных уверены в существовании Бога, а около 30% из числа тех, кто называют себя православными верующими, вообще полагают, что Бога нет". Другие особенности "православного" поведения представлены на рисунках.

  
   Православные без церкви и причастия
  
  
  
  
   Источник: ФОМ, Воцерковленность православных, 2014


Источник: ФОМ, Воцерковленность православных, 2014


Источник: ФОМ, Воцерковленность православных, 2014


Источник: ФОМ, Воцерковленность православных, 2014

  
   Православные, но в церковь не ходят
  
Другим способом подсчета прихожан РПЦ является учет тех, кто реально проявляет себя в качестве православных верующих. То есть прежде всего тех, кто хотя бы способен прийти в храм и выслушать воскресную проповедь. И тут данные того же ФОМ задают некоторую интригу. В пересчете на число всех опрошенных лишь до 8% утверждали, что посещают храм раз в месяц или чаще. А на более конкретный вопрос о причащении (в котором обычно участвует большинство присутствующих на полноценной церковной службе - литургии) утвердительных ответов было еще меньше. Всего 1,4% причащались раз в месяц и порядка 4% несколько раз в год.

Получается, полноценное участие в церковной службе раз в месяц (даже не в неделю) в России принимает такое число россиян, которое находится в пределах статистической погрешности. Можно ли доверять подобным утверждениям? Возьмем для сравнения отчеты МВД о числе посетителей ночных пасхальных и рождественских служб - как "массовые мероприятия", главные православные праздники нуждаются в специальных мерах по обеспечению порядка (эти данные более или менее регулярно собираются здесь).

Итак, по данным МВД, в последние 15 лет в рождественскую ночь в России в храмы приходят два-три миллиона человек - 1,4-2% населения, в Москве - 100-300 тысяч человек - 1,0-2,5%. С пасхальной службой разобраться труднее, потому что МВД все время дает данные в разном формате - включая тех, кто вообще заходил в храм на праздники, тех, кто забегал освятить "снедь", а главное - тех, кто посещал кладбища (с точки зрения МВД, это тоже массовое мероприятие, но с точки зрения церкви, оно скорее тяготеет к язычеству). Даже с учетом всех-всех в России число участников "пасхальных мероприятий" не превышает семи миллионов - 5% населения. Там, где в числе участников выделены прихожане, видно, что они составляют меньшинство: например, в 2005 году в Москве на ночную службу пришли 80 тысяч (менее 1%), всего храмы посетили 359 тысяч, а кладбища - еще 580 тысяч.

  
   Прихожане и захожане
  
Можно ли по таким "пиковым" праздникам судить о воцерковленности населения в целом? В России до сих пор на эту тему нет ни одного масштабного, общенационального исследования. Однако ряд исследований, проводившихся в городах России (Казань, Омск, Пермь, Тюмень) во второй половине 2000-2010-е годах и включавших в себя подсчеты посетителей в храмах и опросы духовенства, показали сопоставимые данные. Совпадая в целом с представлениями МВД по числу прихожан по "праздникам", они зафиксировали, что происходит на приходах в будни. Ожидаемо, число присутствующих на обычной воскресной службе составило 10-30% тех, кто дошел до храма в большие праздники. Скажем, в Рязанской области, которая по многим показателям (например, по числу приходов и монастырей относительно численности населения) - один из наиболее православных регионов России, число прихожан в 2007 году составило 10% населения на Пасху против 0,9% на обычной литургии по воскресеньям. В более чем полумиллионной Тюмени среднегодовое число посетителей воскресных литургий в 2007-2009 годах составляло 0,39% населения, на ночную пасхальную службу в те же годы приходили в среднем 1,1% горожан.


Опираясь на оценку священников, которые в интервью подтверждали приведенные цифры, исследователи могли говорить о двух типах верующих.

"Ядро" регулярных посетителей церковных служб, во всяком случае, в крупных городах и типичных регионах России составляет примерно 0,5% населения. Они освоили основные церковные практики (участие в литургии, исповедь и причастие) и регулярно их совершают. Например, на 100-тысячный район новостроек Петербурга (2010) или Перми (2014), по моим наблюдениям и интервью с духовенством, приходятся три открытых в воскресенье храма, где совершается литургия. Число причастников в них (они же, как правило, и постоянные прихожане) находилось суммарно в пределах 300 человек. В центральных районах городов храмов было, разумеется, больше, однако число причастников (помимо кафедральных соборов и одного-двух популярных храмов) было значительно меньше (10-30 человек на службе).

В гиперправославных регионах России (Владимирская, Ивановская, Костромская, Нижегородская, Ростовская, Ярославская (возможно, Белгородская, Курская области, Мордовия) таких "воцерковленных" православных на середину 2000-х могло быть примерно в два раза больше.

Другая группа, которая четко отрефлексирована на уровне рядового духовенства - это так называемые "захожане" - нерегулярные посетители храмов, которые редко выстаивают значительный кусок церковной службы или бывают на проповеди. Они предпочитают заходить в храм на короткое время, чтобы прослушать небольшой фрагмент богослужения, а главное, выполнить свои практические церковные нужды - поставить свечку, подать в церковную лавку записки с просьбой помолиться за родственников, приложиться к иконе или привезенной "гастролирующей" святыне, кратко помолиться святому, который должен помочь в трудной ситуации, купить церковную книгу или освященные пеленки в церковной лавке, взять святую воду или освятить около храма куличи. Таких людей можно видеть в городском храме вечером в обычный будний день - они заходят туда на пятнадцать-двадцать минут по дороге с работы.

"Захожане" не пользуются уважением у духовенства и воцерковленных (что те регулярно подчеркивают), однако являются относительно массовым явлением. Вместе с прихожанами они составляют примерно 2-4% населения РФ, которые бывают в храме хотя бы раз в месяц и иногда причащаются. Именно об этих цифрах говорят данные социологических опросов. Сергей Кравец, руководитель центра "Православная энциклопедия" (одного из ведущих think tanks РПЦ, получающего значительное государственное финансирование) в интервью в мае 2014 года утверждал, что 4% населения "живут церковной жизнью". Похоже, это наименьший процент реальных православных в России, который готово признать церковное руководство.


Но уже церковные публицисты говорят об этом куда ближе к реальности. Например, известнейший (ныне покойный) православный блоггер Игорь Гаслов в 2012 году так описывал типичный сельский приход в отдаленном районе Ленинградской области: "Сегодня на службе было, ну, от силы 15 человек, кстати, большинство из них причащалось, так что важно не число, а качество :) ... "Официальной статистике" в виде рассказов местного клира не доверяю, т.к. слышал тут песни, как у них "полный храм народа бывает", "вот-вот столько будет", "ну, на всенощную всегда народа мало, а на литургию много придет" )))) Пока больше 20-25 человек в храме не видел (Радоница, Мироносиц). Причастников всегда не меньше 10, т.е. тот самый костяк. Территория [прихода] довольно большая - два сельских поселения. Но ходят жители только с одной деревни + немного проезжающих-приезжающих. Деревня списочно примерно 500 жителей, но многие живут в получасе пешком, а многие появляются только на дачный сезон. Потому пока не показатель. А вот что с других деревень не идут, не едут - факт".

С другого конца страны вторит ему диакон Владимир Шалманов из Георгиевского благочиния Ставропольского края: "Большинство жителей населенных пунктов Георгиевского благочиния, по-видимому, считают себя православными или, по крайней мере, симпатизируют Православию. Однако активные православные христиане (регулярно посещающие богослужения и участвующие в Таинствах) составляют не более 0,4-1% (в селах их доля меньше, в городах - больше) от общей численности крещеных в Православии. Остальные православные по крещению люди в той или иной степени поглощены заботами о достижении земных благ, находятся в плену различных суеверий, нездоровых эсхатологических настроений, языческих и неоязыческих тенденций, а также заблуждений, сформированных пропагандистской деятельностью всевозможных сект".
  
   Николай Митрохин


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"