Алданов Марк Александрович : другие произведения.

Про фотоплёнку и радиацию в космосе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для предохранения от вредного воздействия космического излучения советская пленка была заключена в защитную оболочку - ту самую свинцовую толщиной 5-мм. А теперь посмотрим на "лунный аппарат Хассельблад", которым по легенде снимали на Луне. Неужто их незащищённые корпуса спасали в течение многих часов пленку от радиации на Луне, при том, что фотопленка была цветная и её эмульсия более чувствительна к радиации?

  
  
  
   • Лунопедия

Интересная информация про радиацию и фотоплёнку, причём речь только про орбиту ( - то есть ближний космос, где на орбите Земли ещё есть защита под атмосферой!!!)
  
   The astronauts also had to race to shoot the film before it was fogged by the high levels of radiation in space. "We had to get the film up to the station, throw it across from the shuttle, shoot it, throw it back to the shuttle, and take it back, all on the same flight to the space station, or it would have been ruined," said Myers.

***

"Мы доставляли плёнку на станцию, вытаскивали из шаттла, снимали, забрасывали обратно в шаттл и возвращали всё в том же рейсе, иначе она (плёнка) была бы испорчена". - сказала Майерс
  
   То есть опыт киносъёмок даже на орбите Земли, где ещё сохраняются защитные свойства верхних слоёв атмосферы, противоречит опыту американских лунонавтов, якобы снимавших фото и кино на Луне в более жёстких радиационных условиях. Да и время полёта на Луну и обратно следует учесть в связи с воздействием космической радиации на кино-фотоматериалы.

Справочная информация по Спейс шаттлам.

Шаттл рассчитан на двухнедельное пребывание на орбите. Обычно полёты шаттлов продолжались от 5 до 16 суток.

Шаттл "Колумбия" совершил как самый короткий космический полёт в истории программы - STS-2, в ноябре 1981 года, длительность - 2 дня 6 часов 13 минут, так и самый продолжительный - STS-80, в ноябре 1996 года, длительность - 17 суток 15 часов 53 минуты.

Ниже информация про советскую фототелевизионную аппаратуру "Енисей",  которая была установлена на "Луну-3", сделавшую первые фотоснимки обратной стороны Луны.

Википедия:

"Отдельной проблемой, которую пришлось решать создателям, была защита плёнки от действия космической радиации."

Вот информация о "Луне-3" опубликованная NASA:

  
   "Камера несла 40 кадров термо- и радиационно-стойкой 35-мм изохромной пленки."

О некоторых особенностях конструкции советской фотографической системы, установленной внутри АМС, американцы предпочли умолчать.

А теперь подробности, включая информацию про свинцовый контейнер для фотоаппаратуры внутри "Луны-3", который был предназначен для защиты плёнки от радиации помимо стенок корпуса самой АМС.
  
  
   Как снимали Луну советские АМС
  
Автор Юрий Соломонов, 15.02.2021
  
   "Для защиты плёнки от космической радиации требуется полуметровый слой свинца. А у вас сколько? 5 миллиметров?" - астрофизик А.Б. Северный
  
   Если мы откроем справочник фотолюбителя советских времен или ответы технической службы производителя фотопленки Кодак, то узнаем, что "кроме видимого света фотоматериалы необходимо предохранять от проникающих излучений: рентгеновского, гамма- и космических лучей, лежащих в области естественной светочувствительности любых фотоматериалов. Определённую опасность для фотоплёнки представляют интроскопы систем контроля доступа аэропортов. Несмотря на то, что мощность и длина волны используемого в них излучения подбираются неопасными для человека и фотоматериалов, известны случаи засветки фотопленок при прохождении контроля багажа. Для предохранения от потери фотоматериала выпускаются специальные освинцованные конверты, непроницаемые для слабого излучения" [1,2,3].

А в космосе, как раз присутствуют все перечисленное выше излучения, да ещё и вакуум, который меняет свойства эмульсии [4,5]. Однако, в 1959 году, Сергей Павлович Королев подарил астрофизику Андрею Северному фотографию с надписью "Уважаемому А. Б. Северному. Первая фотография обратной стороны Луны, которая не должна была получиться" и на ней было изображение обратной стороны нашего спутника. Как же получилась эта фотография?

Первый снимок обратной стороны Луны был сделан 7 октября 1959 года советским аппаратом "Луна-3". Всего таких снимков было получено то ли 29 штук [6], то ли 36, из которых на Землю было передано только 17 [10]. Разумеется, их качество было невысоким-но ведь это было только начало, самая заря космической эры.

Разработка, фотографического комплекса "Енисей" [рис.1 А] началась в 1957 году во ВНИИ телевидения (ныне АО "НИИ телевидения" [7]). Съёмка должна была осуществляться на черно-белую пленку типа АШ-1, что расшифровывается как "американские шарики" - по факту, это была трофейная пленка, её сняли с американских шаров-разведчиков, которые сбивались пачками в 40-50-х годах над территорией СССР. Она, по словам Петра Брацлавеца, одного из разработчиков "Енисея", больше подходила для съемки в космосе, чем советская аэрофотографическая "тип 17", потому что была высокочувствительная и сильно дубленая, выдерживавшая температуру раствора до 50 градусов (позже был разработан отечественный аналог - модифицированная плёнка типа 17 Т и другие типы плёнки, не уступающие АШ). В одном из своих интервью Брацлавец сказал
  
   "я и Володя Кондратьев, занимавшийся химическими процессами "Енисея", разрезали американскую 180-миллиметровую плёнку на 35 миллиметров, отперфорировали её. Были написаны и "технические условия плёнки типа "АШ-1" [8].
  
  
  
  
  
   Пленка помещалась фотоаппарат в АФА-Е1 [рис. 1Б]. Он был изготовлен на Красногорском механическом заводе. Создание подобных аппаратов для инженеров КМЗ было в новинку. Нужно было придумать, как защитить пленку от радиационного излучения, сделать аппаратуру и иллюминатор приборного контейнера устойчивыми к воздействию условий космического пространства, о котором в то время было известно не так уж много.

Пленка была предварительно испытана облучением пучков электронов с энергией 12 мэв из бетатрона, причем было доказано, что действие обычных потоков космических лучей не вызовет ее значительного почернения и не затруднит фотографирование, исключая потоки от солнечных вспышек, когда радиация может возрасти. Сам комплекс находился внутри Автоматической Межпланетной станции (рис.2, [14]), которая представляла собой тонкостенный герметичный цилиндрический аппарат со сферическими днищами [11].
  
  
  
  
   В верхнем днище имелся иллюминатор, прикрытый крышкой, которая автоматически открывалась перед началом фотографирования. Стекло иллюминатора стекло выдерживало давление более 1,5 атмосферы, вибрации, перегрузки при взлете ракеты и, на месте стыка с корпусом станции, было полностью герметичным [12]! За этим прочным и герметичным стеклом стоял АФА-Е1 (с объективами 200 и 500-мм), устройство для проявления пленки и телевизионная аппаратура для передачи изображения на Землю. Для предохранения от вредного воздействия космического излучения пленка была заключена в защитную оболочку - ту самую свинцовую толщиной 5-мм. По окончании съемки пленка поступала в устройство автоматической обработки, где проводилось ее проявка, фиксирование, сушка, перемотка в специальную кассету и подготовка к передаче изображения. Для преобразования негативного изображения, полученного на пленке, в электрические сигналы использовались электронно-лучевые трубки и фотоэлектронный умножитель. Для обеспечения теплового режима, необходимого для нормальной работы аппаратуры, на AMС была установлена система терморегулирования. К системе терморегулирования предъявлялись особо высокие требования в связи с процессом фотографирования, т. к. для нормальной работы оптических систем необходимо поддержание температуры в строго определенных пределах. Для регулирования теплового режима на цилиндрической поверхности корпуса снаружи были установлены жалюзи, которые открывали или закрывали радиационную поверхность с большой излучательной способностью. Внутри корпуса была осуществлена принудительная циркуляция газа [13] -который не позволял менять пленке свои свойства, ведь "вакуумирование также удаляет и газы, и воду. Одним из следствий удаления воды, кроме изменения состава, является повышение давления желатина на МК (микрокристалы)" [4]. С целью обеспечения равномерного притока солнечного тепла, после окончания процесса фотографирования и ориентации АМС было придано медленное вращательное движение.

Фотоаппарат и получение снимков представлял лишь одну часть космического комплекса, получившего название "Енисей". Сергей Королев назвал его банно-прачечным комбинатом, ведь внутри него снятая, обработанная и просушенная пленка наматывалась на барабан. Аналогичная технология была в фотоаппаратах Polaroid, появившиеся в 1948 году фотоаппараты их фирмы выдавали готовые снимки. Однако, в отличие от "Енисея", полароидовские снимки попадали лишь в руки пользователя, но "Луна-3" находилась на расстоянии 470 тыс. км от Земли, поэтому устройство "Енисей" было значительно сложнее Polaroid. После проявки и просушки пленка с полученными изображениями "ждала" особой команды - приглашения к передаче на Землю. Передача осуществлялась методом бегущего луча. С проекционного кинескопа через объектив и конденсор бегущий луч направлялся на ФЭУ, сигнал с которого подавался на радиопередатчик радиолинии. Стоящие наземные комплексы приёмной аппаратуры назывались "Енисей-I" и "Енисей-II". Различались они тем, что бортовая аппаратура "Енисей" обеспечивала передачу телевизионного сигнала как в "быстром", так и в "медленном" режимах. Для приема изображения в "быстром" режиме предназначался приемный комплекс "Енисей-I"(передача кадра за 1.25 сек), в "медленном" - "Енисей-II"(передача кадра за 10 сек). Пункты приема располагались в Крыму и на Камчатке.
  
  
  
  
   А теперь посмотрим на "лунный аппарат Хассельблад", которым по легенде снимали на Луне (рис.3). Неужто их незащищённые корпуса спасали в течение многих часов пленку от радиации на Луне, при том, что фотопленка была цветная и её эмульсия более чувствительна к радиации? Каким образом решалась проблема воздействия вакуума? Где треки космических частиц, которые обнаружены благодаря именно трекам на пленке?

И самое главное: почему до сегодняшнего момента, практически за 50-лет, не проведено ни одного эксперимента, доказывающего, что на таком фотоаппарате и на пленку можно получить качественные снимки в условиях Луны?

1.  Хокинс Э., Эйвон Д. Фотография: Техника и искусство / А. В. Шеклеин. - М.: "Мир", 1986. - С. 45-55. - 280 с
2.  https://www.kodak.com/consumer/support/default.htm Baggage X-ray Scanning Effects on Film (англ.). Technical Information Bulletin. Kodak (8 April 2003). Дата обращения: 15 февраля 2016.
3.  Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 93
4.  Т.Х. Джеймс "Теория фотографического процесса"
5.  https://www.aulis.com/vacuum.htm
6.  https://elementy.ru/kartinka_dnya/994/Pervyy_snimok_obratnoy_storony_Luny
7.  https://www.niitv.ru/
8.  https://www.kik-sssr.ru/Brachlavech.htm
9.  http://www.mtk-magazine.ru/file/mtk_2.pdf
10.  http://www.photohistory.ru/1603016374107353.html
11.  http://epizodyspace.ru/e2/foto-e2/l-3/l-3.html
12.  Алексей Иванов "Впервые" стр.70
13. http://epizodyspace.ru/e2/foto-e2/l-3/l-3.html
14. http://old.rgantd.ru/nauchnye-trudy-i-publikatsii/iz-istorii-sozdaniya-kosmicheskogo-televideniya.shtml


В заключение от себя добавлю, что когда на МКС перешли на использование цифровой фото-видеотехники, повреждения матриц аппаратуры космическим излучением стали замечать сами косонавты ещё на борту станции.
  
   photo_vlad
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"