Аннотация: Уже давно древние замки и крепости приводят меня в неописуемый восторг. Замки Беларуси. Фото. Статьи.
Уже давно древние замки и крепости приводят меня в неописуемый восторг. Вот тут несколько фото, сделанных мной, и картинок нагло спертых с сайта "Глобус Беларуси" (был приступ клептомании). Текст к фото тоже оттуда.
СТАРЫЙ ЗАМОК (Гродно)
Гродненский Старый замок - исторически сложившийся комплекс оборонных укреплений. Возник во времена Древнерусского государства. Многократно разрушался, восстанавливался и перестраивался. В его планировке и архитектуре обнаруживаются наслоения многих веков.
Замок расположен на высоком и крутом холме на правом высоком берегу Немана при впадении в него речки Городничанки. Топография местности определила абрис плана замка, близкого к треугольнику. Протяженность крепостных стен достигала почти 300 м при средней толщине около 3 м. Стены имели неодинаковую высоту и завершались зубцами. С наружной стороны они, как и башни, подпирались контрфорсами. От города замок отделялся оврагом и глубоким рвом.
В замке во времена Витовта имелось пять укрепленных башен. Въездная башня, квадратного сечения, располагалась в юго-восточном углу крепости и соединялась с городом подъемным деревянным мостом. Самая высокая башня, круглого сечения, уцелела с XIII в. и была включена Витовтом в систему новых крепостных укреплений. По своему характеру эта башня близка к оборонно-сторожевым башням типа вежи в Каменце. Башни не сохранились до нашего времени: некоторые были разобраны при строительстве дворца Стефана Батория в конце XVI в., от других остались фундаменты и части стен.
Представление о замке Витовта и системе его укреплений дает известная гравюра Гродно 1568 г. К восточной стене замка между двумя башнями - круглой и угловой - примыкал двухэтажный дворец. Его архитектура, как и архитектура всего замка Витовта, имела готические черты. О конструкциях стен можно судить только по сохранившимся остаткам кирпича и камня-валуна. Кирпич в кладке стен использовался для выравнивания рядов камня, в башнях - как облицовочный материал. Особенностью кирпича являются знаки-клейма мастеров, резанные острым инструментом на ложковой стороне кирпича до обжига. Рисунки знаком весьма разнообразны и составляют несколько десятков типов.
В 80-х годах XVI в. при Стефане Батории старый замок подвергался коренному переустройству. Из укреплений Витовта были использованы только стены и некоторые башни. Дворец был построен заново итальянским архитектором Скотто из Пармы. В планировке двухэтажного дворца заметна его приспособленность к обороне: отсутствовали парадные вестибюль и лестница, стены отличались большой толщиной. Небольшие по величине комнаты и несколько залов создавали асимметричную и замкнутую композицию плана.
Внутренняя отделка нижнего этажа была выполнена из кирпича : королевские комнаты второго этажа отделаны шлифованным гипсом, украшены изразцами и резьбой. Пол был выложен мрамором и керамическими плитками.
Дворец этого времени был выдержан в формах архитектуры ренессанса. Характерные черты его - декоративный аттик, окна с тонкими наличниками, эркеры с фигурным завершением. Новым был сам подход к решению замка - он задуман как дворцово-замковый комплекс. Дальнейшая судьба Старого замка была связана с многочисленными переделками. В XVII в., после войны Польши с Россией, замок ремонтировался под руководством литовского канцлера Паца. Тогда окна потеряли свое обрамление и были увеличены. Часто достраивался замок в XVIII в. Надстройка третьего этажа, выполненная в XIX в.. окончательно изменила его облик.
Сейчас в Старом замке размещается Гродненский историко-археологический музей. Замок с городом соединяет каменный арочный мост, построенный взамен деревянного во второй половине XVII в.
КАЛОЖСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Это не замок, но оставить без внимания такое сокровище города, в котором я живу, преступление.
Борисоглебская, или Коложская, церковь - замечательный образец древнерусского зодчества второй половины XII в. Композиция здания, его конструкция и декоративное убранство родственны Нижней церкви в Гродно (середина XII в.). Оба памятника подтверждают существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы, где широко использовались местные строительные материалы, керамика и элементы народного прикладного искусства.
Борисоглебская церковь, расположенная на высоком обрывистом берегу Немана, сохранилась не полностью: ее своды и глава исчезли давно, южная и часть западной стены обрушились в реку в результате оползня в 1853 г.
Здание относится к шестистолпным, трехапсидным храмам крестовокупольной системы. Его стены сравнительно тонки, опорные столбы имеют круглое сечение, благодаря чему внутреннее пространство храма кажется просторным при незначительных размерах его плана (13x25 м). Уменьшение сечений несущих конструкций стало возможным благодаря использованию в сводах и верхних частях стен керамических горшков-голосников. Кладка стен церкви выполнена из тонкого плитнякового кирпича-плинфы. Для архитектурных деталей использован различный фасонный кирпич. В алтарной части под толстым слоем штукатурки были выявлены в 1870 г. во время ремонтных работ фресковые росписи XII в. Фрагменты этих фресок зарисованы художником В. Грязновым.
Наибольший интерес представляют фасады церкви: они расчленены вертикальными тягами-лопатками ступенчатого профиля. Поверхность стен декорирована вставками необработанных в полированных разноцветных валунов и майоликовых плит различной окраски. Майолика и камни - определенной симметрии, но не строгой, благодаря этому фасады приобрели еще большую живописность: они как бы инкрустированы драгоценными камнями. Борисоглебская церковь вместе с комплексом памятников на Замковой горе в Гродно объявлены историко-археологическими заповедниками.
МИРСКИЙ ЗАМОК
Мирский замок
Замок в Мире - выдающееся произведение белорусского зодчества. В его архитектуре нашла зримое отражение эпоха феодализма: за мощными стенами и башнями, способными защитить владельца от неприятеля, стоял богатый дворец - резиденция магната. Выполненный из камня и кирпича, окруженный земляными валами с бастионами и рвами с водой, замок своей монументальностью и неприступностью олицетворял силу и неограниченную власть феодала.
План замка представляет собой перекошенный четырехугольник, близкий к квадрату, образованный крепостными стенами протяженностью в среднем около 75 м. По углам, выступая за стены, стоят четыре башни. Пятая башня - главная - с аркой въезда находится в середине западной стены и обращена к поселку.
Первоначально стены замка имели высоту до 13 м при толщине их у основания около 3 м. Кладка трехслойная: наружная часть стен выложена из кирпича с вкраплением камня-валуна, а внутренняя, составляющая ее основной массив, представляет собой забутовку из мелкого камня и кирпичного боя. Высота комбинированной кладки стен около 1,5 м, в главной башне она достигает 7 м. Верхние части стен башен, а также стены, цилиндрические своды и полы дворца выполнены из кирпича.
Строительство дворцово-замкового комплекса проходило не единовременно, что хорошо прослеживается в характере архитектуры его различных частей. Первоначально, в XVI в., были построены крепостные стены и башни. Позднее, уже при Радзивилле Сиротке, в начале XVII в., вдоль восточной и северной стен строится трехэтажный дворец. Новое строительство вызвало изменения облика стен, к которым примкнул дворец: у них исчезли бойницы, были пробиты большие оконные проемы, заново возведена верхняя часть. Большие окна получила и достроенная часть северо-западной башни. Тогда же по внешнему контуру замка вдоль южной и западной стен строятся одноэтажные хозяйственные постройки и конюшня.
Достопримечательностью замка являются башни высотой около 25 м. Они возвышаются над стенами и в прошлом все имели характерный готический декор в виде ниш и орнаментальных поясов. Такой прием обработки фасадов был распространен в белорусской архитектуре XV-XVI вв. Побеленные ниши и пояса удачно контрастируют с красными кирпичными стенами, усиливая художественную выразительность замка. Ныне только главная, въездная и юго-западная башни сохранили изначальные характерные черты готики. Другие башни, как и дворец, получили формы и декор архитектуры ренессанса: они оштукатурены или облицованы тесаным камнем.
С конца XIX в. пейзаж, окружающий замок, значительно изменился. Здесь был разбит парк, устроен пруд, в 1904 г. в парке сооружен храм-усыпальница.
Замок в Мире за свою более чем четырехвековую историю был свидетелем многочисленных войн. Так, в 1655 г. он пострадал от длительной осады шведов, в 1705 г. они вторично напали на замок и сожгли его. Сильно разрушен замок и во время Отечественной войны 1812 г. Дважды - в июле и ноябре этого года - между русскими и французскими войсками в Мире велись ожесточенные бои. Тогда была взорвана северо-восточная башня замка, в которой находился пороховой склад, сожжен дворец, были сильно разрушены и фортификационные сооружения. В таком полуразрушенном состоянии замок сохранился до наших дней. В ближайшем будущем ему уготовлена иная судьба: Советом Министров БССР в 1978 г. принято постановление о восстановлении и приспособлении замка для новых целей. Здесь разместятся учебные классы, мастерские, выставочные залы и музей художественного профессионально-технического училища. Сейчас в замке ведутся реставрационные работы, в процессе которых получены новые данные по его истории и архитектуре на разных этапах строительства.
ЛИДСКИЙ ЗАМОК
Лидский замок
Крепость была построена в 1323-1325 гг. князем Гедемином и на протяжении нескольких столетий оставалась мощной цитаделью на западных землях Беларуси.
Многочисленные осады, которые выдерживала крепость, привели к повреждению стен, разрушению башен и полному уничтожению ее застройки внутри.
Крепость заложена на насыпном холме высотой 5-6 м в окружении рва и водоемов. Ее план в виде прямоугольника, близкого к квадрату, имеет площадь около 0,6 га. Толщина стен у основания достигает 2 м при высоте более 12 м. Верхняя часть стен, углы и обрамления проемов облицованы кирпичом, основной массив крепости сложен из крупных камней-валунов.
Две башни, прямоугольные в основании, располагались в углах по диагонали, выдаваясь во двор. Их верхние этажи были приспособлены под жилье. На территории крепости в прошлом находились православная церковь (в 1533 г. перенесена в город), жилые и хозяйственные постройки. В архитектуре сооружения наряду с готикой встречаются формы романского зодчества, что было обычным для ранних произведений монументального строительства на белорусской земле.
Ныне Лидский замок находится в стадии реставрации. Археологическими раскопками выявлены его внутренняя планировка, фрагменты башен, уточнены многие архитектурно-планировочные, конструктивные и отчасти художественные характеристики, что используется при восстановлении памятника.
НОВОГРУДСКИЙ ЗАМОК
Сооружение Новогрудского замка относится к начальному периоду истории города. Крепостные стены и башни в течение веков модернизировались. Позднейшие крепостные стены образуют многоугольник, объединяющий несколько башен. Четыре башни располагались по углам, пятая - проезжая и основная - высилась на северо-восточной стороне и, наконец, шестая разместилась у южного основания холма. Это была башня-колодезь, соединенная с крепостью скрытым проходом. Башни крепости выполнены из большемерного кирпича с внутренней забутовкой мелким камнем и кирпичных боем, а фундаменты - из камня. Такой способ кладки был весьма распространенным в Беларуси.
Центральная, или Щитовая, башня была пятиэтажной и имела форму четырехгранной призмы, несколько сужающейся кверху. Протяженность ее фасадной стороны около 12 м. Сохранившаяся часть башни - каменный массив с бойницами в каждом этаже. Толщу башни прорезают широкие ворота стрельчатого очертания. На половине высоты башни, на боковой ее стороне, сохранился небольшой эркер. Надо полагать, что он относится к жилой половине башни.
Фрагмент второй сохранившейся башни - угловой, или костельной, - позволяет установить, что прямоугольное сечение плана в основании она сохраняла по всей высоте. Внешний вид этой башни своей монументальностью не уступает башне въезда. Они одного характера, что свидетельствует об одновременности их строительства.
Расположенные на самой бровке крутого холма, обозреваемые за много километров от города, башни Новогрудка, как великаны, вырубленные из каменной глыбы, издали вещали о мощи крепости. Своего оборонного значения замок не терял вплоть до 1710 г. (был сожжен шведами).
Внутреннее пространство замка было занято постройками различного назначения. Раскопками обнаружены остатки храма, жилья, хозяйственных построек, найдены каменные фундаменты княжеского дворца.
ГОЛЬШАНСКИЙ ЗАМОК
Достопримечательностью Гольшан является дворцово-замковый ансамбль, расположенный за пределами деревни на продолжении ул. Советской - дорога в Трабы - Юратишки. Он построен в первой половине XVII в. как резиденция князя П. Сапеги. В прошлом замок окружен валами и рвами, которые заполнялись водами реки Гольшанки. Такая фортификационная система обводнения объекта была широко распространена в Беларуси и Литве в XVI-XVII вв. Остатки валов сохранились до сих пор, рвы осушены.
Замок (позже - дворец) сильно пострадал во время двух последних войн и требует серьезной реставрации. Но даже в современном состоянии он оставляет впечатление своими размерами, башенными укреплениями, протяженными стенами. Гольшанский дворец в своем построении отдельно напоминает Мирский замок. Как и там, по углам высятся башни, а по периметру стен, примыкая к ним, располагаются двухэтажные жилые корпуса, образующие замкнутый внутренний двор (60х60 м). Под корпусами имеются обширные подвалы, перекрытые сводами. Стены по этажам прорезаны большими окнами, обычными для дворцовых резиденций. Башен 6 (4 - по углам, 2 - по середине корпусов).
Интерьеры памятника погибли. Прослеживаются остатки каплицы - часовни, врезанной в середину одного из корпусов, каминов, лестниц и др. Сохранилась арка-брама напротив часовни по оси двора - единственный въезд во двор дворца. Справа от брамы размещались лучшие помещения дворца, большой зал под сводами. Во внутренней отделке были широко использованы орнаментики из стукко (остатки сохранились).
КАМЕНЕЦ, БЕЛАЯ ВЕЖА
Каменец, Белая вежа
Башня круглая с наружным диаметром 13,6 м при толщине стен 2,5 м. Высота сооружения около 30 м. Фундаменты, стены и свод башни выполнены из большемерного кирпича. Пять ярусов, или этажей, башни, прорезанные окнами-бойницами, соединялись между собой внутренней деревянной лестницей. Связь между отдельными этажами была не только по внутренней лестнице: с третьего яруса можно было добраться до верхней площадки башни по каменным ступеням, устроенным в стене. Общая площадь этажей превышала 300 кв. м, что позволяло во время обороны разместить на них много воинов.
Внешний вид вежи необычайно прост: пояс и зубцы - единственный пластический элемент. Однако башня производит величественное впечатление. Это достигается ее расположением на холме, монолитностью сооружения и лаконизмом деталей.
Каменецкая вежа - немой свидетель многих страниц истории и кровопролитных баталий прошлых веков. В XIV в. ее многократно осаждали рыцари-крестоносцы, штурмовали войска польского князя Мазовецкого, литовских князей Витовта и Ягайло. В XVII в. в Каменце у стен крепости шли ожесточенные бои между армиями Речи Посполитой и Московского государства.
Сейчас Каменецкая вежа приспособлена для размещения филиала Брестского областного краеведческого музея.
КРЕВСКИЙ ЗАМОК
Крево, замок (руины)
В Крево (Сморгонский район) - сохранились руины замка, построенного в первой половине XIV в. литовским князем Ольгердом. Крепостные стены образовали в плане неправильный четырехугольник. Большая четырехъярусная башня в южном углу выступала за стену громоздким массивом. Она служила для целей обороны и была одновременно жильем князя. В подземелье башни находилась тюрьма. Свет в помещения башни проникал через стрельчатые окна; стрельчатое очертание имели и бойницы в верхней части стены. Толщина стен достигала 2,5 м, высота до 11-12 м. Стены были сложены из валуна (в основании) и кирпича (в верхней части). Замок окружался рвом с водой.
Замок стоит в стороне от главной дороги, возле развилки. С трех сторон окружен домами, никаких автомобилей, никаких тракторов, никакого асфальта возле замка. Тихо, и стены красные кругом. Такое впечатление, что замок не разрушается, а наоборот строится. Периметр больше, чем 100х100 метров, стены у основания сложены из битого кирпича и камня, выше двух метров - кирпичные. Ведь еще в 13... бородатом году, когда строили замок, эти битые кирпичи уже были почтенным строительным мусором от древних. Руины настолько впечатляют своей мощью, что напрочь забываешь обо всем.
История замка богата событиями. В 1338 году Великий князь Литовский Гедимин посадил в Крево в замке князем своего сына Ольгерда. Это первое упоминание о замке, и эта дата считается официальной датой постройки. После смерти Ольгерда замком овладел Ягайло. Там же, в замке, в подвале задушил своего дядьку Кейстута, посягавшего на власть над Княжеством. А в 1385 году в замке была подписана Ягайлой Кревская уния, объединившая Великое Княжество Литовское и Польшу. В 1443 году замок боем взял Свидригайло. В начале XVI века замок станет основным оборонным пунктом от Московских войск, точно так же, как до этого он оборонял Беларусь от тевтонского ордена. К началу XIX века был практически заброшен, а местные жители стали разбирать его по камням. Бытует расхожее мнение, что замок разрушили в годы первой мировой войны, однако это не так. В конце XIX века замок представлял собой практически те же руины, что и сейчас.
Именно в этом замке, в большой башне, в 1382 г. был задушен по приказу своего племянника Ягайло один из князей Великого Княжества Литовского - Кейстут. Сыну последнего, Витовту, в будущем главному "виновнику" победы в Грюнвальдской битве, удалось бежать от двоюродного брата, переодевшись в женское платье.
В 1929 г. проведена консервация руин.
НЕСВИЖСКИЙ ЗАМОК
Выдающимся памятником архитектуры является Несвижский дворцово-замковый комплекс с большими водоемами и парковыми массивами. В его архитектуре можно обнаружить смешение разных стилей, что свидетельствует о многоэтапности строительства и использовании художественных достижений разных исторических эпох.
На месте деревянного укрепления середины XVI в. был заложен Каменный замок. Сооружение его на первом этапе вел итальянский архитектор Ян Мария Бернардони - автор ряда построек в городе.
Через ров со стороны входа в замок был подъемный мост. Попасть же из города к замковому комплексу можно было только по разборному деревянному мосту (в XIX в. он заменен дамбой). Таким образом, при необходимости замок получал островное положение. Вал высотой до 20 м и другие фортификационные устройства, водные преграды превращали замок в неприступную крепость.
За замковыми укреплениями стояло три отдельных каменных корпуса, образующих внутренний двор. Центральный корпус, поставленный напротив въездных ворот, занимал сам Радзивилл. Это было трехэтажное здание с небольшими восьмигранными башнями по углам (сохранились с незначительными изменениями до сегодняшних дней). Слева от него трехэтажный казарменный корпус с высокой дозорной башней, а справа - двухэтажное хозяйственное здание. Разобщенные корпуса в последующие века перестраивались и объединялись архитектурными вставками, образовав замкнутый парадный двор.
Центральный корпус, перестроенный в XVIII в., выделяется своим архитектурно-художественным решением. Фасад его пластичен благодаря применению пилястр, рельефной декорации, скульптурных заставок. Особенно обильна лепка высокого фронтона с гербом. В это же время с тыльной стороны корпуса появляется двухэтажная пристройка с террасой и башенками.
Башня с аркой въезда в замок вынесена вперед к мосту через ров в виде парадной брамы, характерной для белорусского зодчества. Арка переходит в тоннель со сводами, который прорезает насыпной вал и выходит во двор напротив центрального корпуса. Такой прием создал интересную глубинную перспективу. Живописный вид открывается на дворцово-замковый комплекс с дальних точек обзора: сложное сооружение со стройными башнями и башенками, поставленное на высокий земляной стилобат среди воды и зелени парка.
Романтическая привлекательность архитектурных форм замка была использована во второй половине XIX в. мастерами-садоводами в качестве видовых акцентов при разбивке парка. Территория парка сейчас складывается из пяти частей: Замковый участок. Старый парк, Японский парк. Новый парк и Английский парк общей площадью свыше 90 га. Художественную ценность составляют разнообразные зеленые насаждения, искусно подобранные и размещенные.
Другой несвижский парк "Альба", расположенный на южной окраине города, более старый и создан с комплексом построек как летняя резиденция Радзивиллов. Здесь были эрмитаж, дворец и так называемая Консоляция (утешение), мореходное и артиллерийское училище, шпалерная мануфактура, своеобразный зверинец-заповедник и др.
Обширная парковая территория (около 200 га) с системой водоемов складывалась из пейзажной и регулярной части. Этот интерьерный по составу парковый комплекс был уникальным для Беларуси. Его остатки - аллеи, каналы, зеленый массив деревьев местных пород и экзотических - удивляют размахом создателей этого романтического парка.
Архивные и литературные источники сохранили некоторые сведения о былых интерьерах замка. Согласно инвентарю 1658 г. в корпусах комплекса было 12 залов (Королевский, Гетманский, Мраморный и др.) и множество других помещений, богато украшенных резьбой по дереву, лепкой, росписью, нарядными каминами. Коллекция портретов несвижской галереи насчитывала около тысячи полотен. Среди них портреты Ивана Грозного, Витовта, Ягайло. Богатой была дворцовая библиотека (20 тысяч томов), размещенная в зале с бюстами древних философов. Бюсты эти были выполнены из фаянса на радзивилловской мануфактуре в Свержене, В библиотеке хранились редкие рукописи и старопечатные издания, а в архиве - множество исторических актов, грамот, писем, в том числе письма Петра I, Людовика XV, Людовика XVI, Карла XII, Богдана Хмельницкого. В одном из этих залов был целый арсенал рыцарских доспехов, маршальских жезлов. В Гетманском зале находилась большая коллекция слуцких поясов.