Dьюк Александр Александрович: другие произведения.

15021633 - Коган Мстислав. Концептуальный альбом "Предания Севера"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa


Добрый день.

  

Сегодня на повестке дня - Коган Мстислав и его "Предания Севера".

  
   Итак, с чего начать? Это не роман и не повесть. Это сборник рассказов, связанных между собой общим местом действия, суровым нордическим миром, где всё в говне: все грызутся за власть, бездуховное быдло терпит от одних, других, третьих, не решаясь раскрыть рот, асоциальные личности творят всякий беспредел, а где-то там поднимает уродливую голову замогильно-мрачная оппозиция местных левых темных сил и толпы политических зомби требуют легитимности власти и равных прав живых и усопших. Ну чисто Вестерос и Скайрим в одном флаконе, а еще немного Купчино и Южное Бутово. Крайне неприятное для проживания место, одним словом. Во всяком случае, автор всеми силами пытается уверить в этом читателя. Получилось? Скорее, нет, чем да. Лично меня автор не убедил. Допустить то, что события происходят где-то около вечной мерзлоты, мне удалось только к четвертому рассказу. Только к четвертому рассказу автор удосужился давать хоть какие-то более или менее внятные сведения о своем мире, но все же не в достаточном количестве, чтобы оценить картину в полной мере и проникнуться ей. Ну да, есть деревеньки и городки, населенные мужикастыми мужиками с нордическими именами, есть пейзажи мрачных хвойных лесов с милыми зверюшками, есть даже кое-где горы и нетающие снега... но все равно, чего-то не хватает. Не хватает чего-то такого, что помогло бы отделаться от стойкого ощущения, что читаешь обычную незрелую, непродуманную до конца яркую и цветастую фэнтезю средней унылости. Ну а то, что местечко это не комильфо, что живет в нем суровый народец, ведущий цивилизованную жизнь со всеми ее прелестями вроде кровавых войн, дележа власти и циничной эксплуатации недовольного быдла, я не увидел толком даже к концу. Вроде идет там какая-то войнушка за власть, вроде как от нее даже страдают людишки, вроде как все это мелко и незначительно по сравнению с вселенской угрозой Белых Ходоков... Но что-то не то. Почему так? Попробуем разобраться, рассмотрев рассказы подробнее.
  
   "Разговор с оборотнем". Первый рассказ и первое впечатление от него после прочтения: И все?
   Сюжет таков: некий безымянный персонаж (далее - просто рассказчик, поскольку автор везде использует некое лицо, вещает от его редко называемого имени), охотник на мутантов из некой гильдии, назовем его сэр Галахад для удобства, осуществил план перехват и нейтрализовал зловредного оборотня. И это натурально все. Рассказ состоит из одной сцены с минимальной предысторией и минимальным посылом. То есть персонаж просто убил невинную животинку и... титры, следующая серия. Ни привета, ни ответа.
   В дальнейшем можно кое-как домыслить, мол, это события давних лет, когда всяких там оборотней и прочих няшных мутантиков еще не занесли в Красную книгу, и они натурально вредили человечеству, поглощая безмозглых двуногих обезьянок, но автор не дает конкретного указания, и домыслы так и остаются домыслами. Оттого связь с последующими событиями как-то теряется. Теряется и авторский посыл: не каждый мутант мутантом является, а среди людей мутантов хватает с избытком. По сюжету оборотень оказался разумным, прогрессивным либералом, изначально даже пошел на переговоры с местными реднеками. Но как истинный пророк социальных перемен был не понят, выставлен на мороз и принял ислам от рук консервативного сэра Галахада, толкнув напоследок речь о вопросах человечности, мол, пусть я и в звериной шкуре, сэр, но изволю жить в мире и сосуществовать. Сэр Галахад лишь возразил, мол, свистите, сэр, ложь не достойна истинного джентльмена, вы изволите только кушать двуногих обезьянок, ибо зело страшны и бесчеловечны. Но на этом диалог заглох. Перо под ребром не располагает к долгим разговорам, а поспешность автора - к развитию темы и выводам из нее.
   Нам так и не объясняют толком, кто таков из себя наш бесстрашный сэр Галахад. Ну да, член некой гильдии. Какой? Лично мне интересно, я бы с удовольствием прочитал полноценный рассказ о буднях этой гильдии, ее составе и иерархии, обязанностях и заботах и в принципе, этот рассказ мог бы стать его завязкой, но... на самом деле нет. Автору, в отличие от меня, все это отнюдь не интересно. Что движет сэром Галахадом? Деньги? Да, об этом упоминается, но в конце проскальзывает намек и об идейности персонажа, что несколько сбивает с толку и не позволяет сложить его полноценный образ. К тому же, нам не называют его возраст, послужной список, да толком вообще ничего. Он опытный охотник? Вроде бы, но опыт работы подразумевает некий цинизм и бывалость, чего в сэре Галахаде не замечено. Он не живой персонаж, он натурально рассказчик, имеющий к повествованию мало отношения, а оттого не требующий раскрытия. А если о персонаже ничего не известно, то принять его сторону трудно. Впрочем, об оборотне тоже ничего конкретного. Он оборотень, потому должен умереть. А вам мало? Ну так не выпендривайтесь, довольствуйтесь, не то последнее отнимут. И таки да, его нисколько не жаль. Люди, которым он вредил, если вредил, тоже не показаны. Вообще ничего не показано, а в итоге бесхарактерные куклы требуют какого-то сочувствия. Напрасно.
   И да, моя личная придирка к некоторым словам. Не шибко жалую транслит, оттого к словам типа "вервольф" у меня стойкое отторжение. Как-то нелепо оно звучит с ужасным русским акцентом. И боевка. Я, конечно, не мастер боевых сцен, но прыжок, перо под ребро и отлет души... ну, маловато, что ли?
   Хм, кажется, разбор рассказа вышел практически равным его номинальному объему...
  
   "Два вора" и первое впечатление после прочтения: А на хрена?
   Сюжет опять же прост: ночью воры влезли в музей, и один другому сказал... простите, не то. Два вора по некоему важному заказу на какую-то мега-палку решили выставить пещерку гномов (таки да, и эти мутанты в мире присутствуют), один воспылал алчностью, итог предсказуем. Правда, несколько рвет шаблон, что алчностью воспылал именно рассказчик, а не его партнер, именно он нашумел, потревожил пьяных гномов, которые пришли и объяснили партнеру, что он не прав, что чужое брать нехорошо. А рассказчик спедалировал. По задумке автора я вроде как должен пожалеть рассказчика, опечалиться потерей кореша драгоценного, но вот беда: мне насрать. Я вас, ребята, не знаю, автор не раскрыл вашу предысторию, даже характером толком не наделил, так чего мне вас жалеть? Я всецело на стороне карликов-алкоголиков, пусть и нехорошо это, на посту пьянствовать.
   Рассказ хоть и полноценнее предыдущего, но также не имеет логического завершения и развития. Даже та драгоценная мега-палка больше не фигурирует в дальнейшем, что делает рассказ в общем-то бесполезным и бессмысленным, вырывает его из общего контекста и вызывает только один вопрос: на хрена он был нужен?
   Впрочем, рассказ не так плох, хоть и наивен из-за гномов с именами типа Борри, Волли, Тилли, Вилли, Трали-вали, рушит ту суровость и серьезность, к которой стремился автор, но в нем больше одной сцены и это уже хорошо. Налицо творческий прогресс. Однако "Два вора" можно смело пропускать.
  
   "Вот тебе, братец, и деньги на пиво..." и впечатление от него: да и хрен с ними, с олигофренами.
   Сюжет: в кабачок с крайне асоциальными элементами общества забрела некая темная во всех смыслах личность. Рассказчик с парой корешей решил взять его на гоп-стоп и отжать пару целковых, хотя выбор объекта грабежа мне с самого начала казался непонятным. Темная личность заявилась в элегантном костюме бомжа трехгодовалой свежести, хотя внезапно неосмотрительно сорила деньгами (тут надо отметить, какую-то логическую несостыковку: в первом рассказе автор упоминает, что на два золотых можно жить безбедно год, личность же швырялась золотом аки медяками), что после унявшегося когнитивного диссонанса привело меня к выводу, что да, объект выбран правильно. Но ребята явно не знакомы с законами жанра или у всех поголовно болезнь Урбаха-Вите, и не знали, что с темными личностями лучше быть настороже и обходить их стороной. Особенно, если они тайком почитывают в темном уголке какие-то подозрительные книжицы. И особенно, если над чердачком темных личностей творится какая-то невнятная замогильно-мрачная содомия. Но ребята в силу анатомических особенностей предостережению не вняли, итог предсказуем.
   Этот рассказ, как понимаю, уже имеет непосредственное отношение к настоящим событиям и внезапно имеет своеобразное продолжение. Рассказчик обзавелся именем, что радует, с одной стороны, но не отменяет его безликости, с другой. Опять же ни возраста, ни характера, а из всех отличительных особенностей только одна - он гопник. Это важное замечание, иначе при такой колоритности заглавных персонажей я бы уже начал думать, что повествование ведется от одного и того же лица. Рассказ мрачнее предыдущих, дает представление о том, что НЁХ в мире гораздо больше, чем казалось изначально, и она не ограничивается только оборотнями и карликами-алкоголиками. Рассказ сильно напоминает пролог к большому произведению и, если бы первых двух рассказов не было, я бы так его и воспринимал. Но автор развивать одну сюжетную канву не собирается, поэтому это всего лишь рассказ, причем с лишними хвостами и не слишком благоразумными персонажами. Рассказчик был единственным, кто заметил замогильно-мрачную содомию над чердачком темной личности, но она его толком не испугала, даже почти не вызвала вопросов. Автор же постеснялся объяснить, почему рассказчик видит то, что другим не дано, ограничился каким-то полунаркоманским неясным приходом и благополучно забил, хотя явно намекал на важность этого действия. Он посчитал, что вынужденное ограбление темной личности троицей слабоумных гораздо важнее и интереснее, оттого побыстрее перешел к нему. Правда, ограбление не выглядело как решение живых персонажей, пусть не слишком умных. Скорее, как действие бестолковых низкоуровневых мобов, обусловленное примитивным ИИ, или клишеированных злодеев, действующих по стереотипной схеме N228. Потому не вызвало никаких эмоций. И конечная фраза, вынесенная в название рассказа, читается не как "Вот тебе, братец, и деньги на пиво", а как "Да и хрен с вами, мудаками безмозглыми".
  
   "Первая встреча" и впечатление: Ну, это уже что-то.
   Рассказ является своего рода продолжением предыдущего, по крайней мере, прослеживается четкая связь. Сюжет: военный отряд с трудом перемещается по снегам из одного места в другое, останавливается на ночлег, встречает толпу валькиндедов, итог предсказуем. Рассказчик теперь уже обзавелся не только именем, но и какой-никакой предысторией, хотя характер его по-прежнему не прописан до конца и не слишком выделяет его на фоне предыдущих points of view. По сценарию он некий королевский созерцатель, что-то типа заградотряда для командира, с которым дружен и прошел Афган, Чечню и Тетрис, то есть будучи салабоном выдержал осаду орков (и они тут тоже есть) и успел немного повоевать после. Вроде бы по сценарию рассказчик должен быть зрелым мужиком и умелым воином, получил свое назначение не в двадцать лет. Но вот из предыстории и по дальнейшим его действиям, возраст рассказчика совершенно не чувствуется и приводит к мысли, что ему таки лет двадцать, если не меньше, и об армейских порядках он ничего толком не слышал. Скажем так, дисциплинку он натурально разлагает таким общением с подчиненными, панибратство в военной среде не шибко приветствуется и ведет, скорее, к дезертирству и ослушанию, чем к повиновению и повышению морального духа. Впрочем, командир отряда недалеко ушел от своего приятеля. Вместо того чтобы влепить авторитетом, начинает сюсюкать с подчиненными и ободрять какими-то обещаниями, которые не слишком уместны даже в вольном отряде наемников, не то что в регулярном войске. Одним словом, в роте непорядок.
   Но, так или иначе, рассказ в художественном плане превосходит все, что было до этого. Имеется какая-никакая атмосфера холодной, суровой зимы, автор снисходит до того, чтобы познакомить читателя с деталями своего мира и его мифологией. Правда, это имеет оборотную сторону медали: упоминание в начале рассказа о гномьих копях делает абсолютно бессмысленным рассказ "Два вора", если его целью была демонстрация подгорного народца, но это опять же лишь мои домыслы. Разговор возле костра, воспоминания солдата о встрече его героического дедули с каким-то бомжом, больным конъюнктивитом, хоть в грамматическом и стилистическом плане оформлен плохо, но еще больше расширяет представление читателя о НЁХ в этом мире. Если бы автор больше уделял внимания персонажам и делал для них отличительных особенностей больше, чем разнообразие имен, то разговор вышел бы даже весьма удачным и интересным и действительно выглядел разговором возле костра холодной ночью в лесу. А так... только ценная информация по миру от автора, которую он передает типа устами персонажей. И опять же автор повесил ружье, которое не выстрелило. Я о ножичке, добытом героическим дедулей в развалинах. Солдат упомянул, что кинжал при нем, но автор не стал его даже показывать, и в дальнейшем оружие никак себя не проявило, что делает бессмысленным и ненужным нагнетание атмосферы важности и таинственности вокруг чудо-кортика. Ну а кульминация рассказа - сценка внезапной, но давно напрашивающейся битвы с валькиндедами, по своей напряженности и эмоциональному окрасу больше напоминающая первую стычку слишком самоуверенного игрока за лесопилку в "Героях 3" со скелетами-воинами, поддержанными скелетами-лучниками из "Героев 5", но на 200% сложности.
   Однако рассказ, несмотря на его недостатки и недоработки, действительно неплох, хотя и обрывается довольно резко. Он кажется неоконченным и по идее следующий рассказ должен развивать тему медленно надвигающегося замогильно-мрачного Сибирского Пса. В принципе, так оно и есть, но в совершенно ином русле.
  
   "Цена победы" и впечатление: Э, мужчина, не гони, что там с красным комиссаром из предыдущей серии?
   Следующий рассказ... и типа новый рассказчик. То есть он новый, но на самом деле нет. Однообразие стиля повествования уже стерло все различия между персонажами, что складывает впечатление об одной и той же личности, но в разных ролях. Как в какой-то хардкорной РПГ, где нубик не может продвинуться дальше пролога и вынужден начинать снова и снова за разных персонажей. На сей раз рассказчик - чародей. Или типа того. По крайней мере, он умеет колебать Силу и он однозначно на светлой ее стороне. Сюжет: рассказчик вмешивается в драчку другой солдатни с другими валькиндедами под предводительством замогильно-мрачного командарма, итог... слегка непредсказуем.
   Но до этого рассказчик опрокидывает пару-тройку гопников, пытавшихся отжать у него целковый, и выслушивает грустную и поучительную историю о мальчике Освальде, то бишь об альфа-гопнике, который очень любил... да, любил свою деревню. Освальд - був першим хлопцем на селі, то бишь ее бароном. Но потом началась содомия возле царского кресла (кто кого и почему - я запутался; там сплошные имена или титулы без имен, воспринимать трудно, больше по наитию). Короче, власть в процессе смены и красненькие начали лупить по наглой жопе синеньких. Освальд был синеньким, красненькие потребовали от него бить челом новому пахану, но Освальд послал делегацию в пеший эротический круиз, а потом к нему пришли консультанты и объяснили, что он неправ с предсказуемым итогом, и после грустных несправедливостей и лишений Освальд вышел на большую дорогу. Опять же стилистически поучительная история построена не лучшим образом, производит впечатление, что пятиклассник писал сочинение на тему Робина Гуда по версии Голливуда, но опять же дает хоть какое-то представление о том, что в этом мире вообще происходит. Весьма запоздало, должен заметить. С подобной предыстории стоило бы начинать, плавно выводя мелкую грызню людишек на адовое буйство валькиндедов и нагнетать атмосферу всеобщего коллапса и депрессухи, но нет, у нас идея получше. Мы дадим читателю возможность сформировать определенное мнение о мире, а потом порвем ему шаблон, свернем ему все восприятие. Хэ-хэй! У нас тут не унылая фэнтезя про эльфогномов, у нас тут суровая реальность, где кровь, кишки, несправедливость, предательства, убийства, интриги, расследования, борьба за власть вокруг трона и прочие шалости от дядюшки Мартина. При этом хоть кругом несправедливость и предательства, выглядит трогательная история... ну, буду откровенен, как детский лепет. Мы не будем идти на поводу у глупых дядек-задротов истории, не, у нас свой путь. У нас инфляция титулов, и барон у нас не крупный наследный землевладелец с собственными вассалами и важная политическая фигура, а простой фермер без влияния при дворе, у которого одна только деревенька. Радуйся, холоп! Барон без личного войска, без казны, без укрепленных крепостей, без политических связей и влиятельных знакомых, барон, которого можно легко вышвырнуть на мороз из царских палат, пустить по миру и шпынять даже городской страже. Это сразу - 40 к серьезному восприятию местной действительности. Если у барона деревня, то у герцога их, небось, аж целых три? И, небось, даже целый кнехт в загашнике припрятан? Серьезная угроза, не поспоришь. Но если кругом такая инфляция титулов и упадок военной силы, то как король (наверно, король) за несколько недель собрал 10 000 юнитов? Или это не феодальное государственное образование, кругом абсолютизм и государства с централизованной властью и регулярной профессиональной армией? Впрочем, больше похоже на то, что автор поверхностно ознакомился со статейкой в педивикии и переиначил все на свой лад, дабы привнести оригинальности. Правда, как и большинство оригиналов, напортачил и устроил жуткую мешанину из взаимоисключающих параграфов феодальной и централизованной формы правления, не видя разницы между титулом эпохи феодальной раздробленности и дворянским более позднего времени.
   Впрочем, история инвалидной жизни Освальда для сюжета рассказа имеет мало значения, так что можно двигаться дальше.
   Рассказчик заночевал в лесу, приручил отбитую дворнягу (это важно), а поутру встретился с упомянутыми выше валькиндедами и, исходя из одних автору ведомых мотивов, вмешался. Да, эпично, хоть и коротко, даже вызывает какие-то эмоции, но больше всего вопросы. Во-первых, раз в мире есть темные маги, значит, есть и светлые, это понятно, Инь, Янь, вся юань. Но! Что за светлые? Какое к ним отношение? Какая организация? Это орден? Гильдия? Религиозное формирование? Научное сообщество? Тайное? Явное? Они имеют политический вес? Они приближены к власти? Они вне политики? Они вне закона? К ним относятся с почтением? Их презирают? Они аки ведьмаки или паладины ходят по городам и весям и истребляют всяко зло за плату или за идею? Ответов нет. Рассказчик опять без предыстории и имени, а стало быть, и мотивация рассказчика слегка сомнительна. Во-вторых, раз валькиндеды открыто гоняют жалких смертных, то Сибирский Пес уже поднял свою голову? Вся грызня за власть уже незначительна, пролетарии всех стран объединяйтесь? Или столкновение с нежитью такое будничное событие, что на него можно спокойно забить? Хотя до этого автор уверял в исключительности и опасности таких событий.
   В общем, все непонятно, и вместо ответов и развития тем у нас очередной рассказ.
   Хотя песика жалко, тут спору нет.
  
   "Корни огнецвета" и впечатление: вот это поворот.
   Сюжет: рассказчик-подмастерье алхимика напортачил, его отправили в ночь за огнецветом на могильник, итог предсказуем... Был бы, если бы автор не начинал строго следовать завету дядюшки Мартина everybody dies. Пока, конечно, это в глаза бросаться не будет, но к этому планомерно ведет. Рассказчик, опять же без предыстории, но с яркой чертой характера - малолетний долбоеб, оказался в неловкой ситуации, раздобыв олбанское издание журнала "Юный алхимик" и решив опробовать свои силы. Не фартануло, не повезло. В общем, злобный мастер отправил его на местный могильник за чудо-травой, ибо не хер. Предварительно побродив по нордской деревеньке для пущей атмосферности и знакомства читателя с элементами быта местных, рассказчик забрел на обозначенный могильник и там встретил НЁХ, а после примкнул к местной замогильно-мрачной оппозиции и отправился сеять либерализм соплеменникам. Мрачно, неожиданно, эффектно, но слабо связано с событиями остальных рассказов. То есть да, замогильно-мрачная оппозиция поднимает свою уродливую голову и требует непонятного, но это так важно? Обязательно ли тратить на сей факт целый рассказ? Тем более, автор, увлеченный более важными моментами своего эпоса, пока никак не раскрывал последствия ни "Первой встречи", ни "Цены победы". То есть животрепещущие эпизоды есть, но зачем и как они влияют на мир - сие есть тайна, думайте, что хотите. Колышет кого-нибудь в этом мире замогильно-мрачная оппозиция, не колышет, похоже, всем плевать. А раз плевать персонажам, так плевать и читателю.
   Рассказ впечатляет своей... неожиданностью, но пока его целесообразность остается под большим вопросом.
  
   "Право на жизнь" и впечатление: не верю!
   Итак, я уже соскучился по новому рассказчику, не будем тянуть. Сюжет: враги палят родную хату, солдаты защищаются, итог предсказуем, а на фоне этого разворачивается эпичное житие некоего наемника, решившего под шумок спедалировать. Казалось бы, сейчас развернется военная драма о поведении человека на войне, автор поведает нам нечто на уровне "Взвода" Оливера Стоуна или выше... на самом деле нет.
   Рассказчик - тот самый обозначенный наемник, вышедший в тираж и затесавшийся в городскую стражу. К городу подступают вороги, не иначе тумен красненьких с парой осадных машин. Город готовится к осаде (откровенно замечу, что хуевенько, раз хватило одного факела, чтобы начался пожар), и на этом фоне наш рассказчик кидает понты а-ля "я вас всех шатал, я тут самый клевый, у меня 80 уровень" и задирает зама командира гарнизона. В общем, ведет себя как типичный наглый подросток. В осаждаемом, мать его, городе! ИРЛ его бы на месте расстреляли, но только не в этом мире, тут ему все сходит с рук. Внезапно рассказчик встречает своих бывших однополчан, с которыми он весело грабил корованы, жег, воровал, гусей... хм, щипал. Покрошив пару местных за неуважение (а херли! Я же клевый, мне можно), рассказчик начинает панибратский диалог, в котором бывший начальник предложил ему обратно должность и место в элитном воинстве имперских штурмовиков, то бишь в своем отряде. Все бы ничего, но возникают некоторые вопросы. Во-первых, как вооруженный наемный отряд оказался в городе, да еще, как выяснилось, на службе города, а рассказчик об этом ни сном, ни духом? Ну, магистрат не обязан перед ним отчитываться, это правда, но слухами-то земля полнится. Или наемники прошли школу фиолетового ниндзя и обзавелись стелс-технологиями (судя по концовке, таки да)? Не шарились по кабакам да борделям? Сидели в крио-камере? Или только что прибыли? Но по общим заверениям положение горожан, скажем так, слегка незавидно. Значит, эти наемники - бригада "малиновый джихад" с поясом шахида у каждого? На суицидников они не шибко похожи, стало быть, наняли их загодя. Вопрос номер два: начальник предлагает рассказчику место в отряде, хотя у него уже есть служба, наверняка, на контрактной основе, да еще и при живом командире. То есть предлагает натуральное дезертирство. В военное время. Еще до начала боя. Ничего не смущает? Или мои законы, верчу, как хочу, ибо мир суров, жесток, циничен, полон пидорасов? Вопрос номер три: из разговора становится ясно, что начальник-то стал лордом, с собственным гербом, с замком и ротой кровожадных штыков, что противоречит авторскому замыслу, что-де дворянство тут настолько мелкое, судя по баронам, и настолько зависимое, что для защиты от ворогов им требуется королевское войско, которое, как обычно, всегда опаздывает. Вопрос номер четыре: начальник крупный лорд, но лично ввязался в невыигрышную авантюру с небольшим отрядом вместо того, чтобы прихватить всю свою немалую ватагу. Здравый смысл? Логика? Fuck logic! This is my world, little bitches!
   Забьем на вопросы, у автора в любом случае свой великий замысел и свои законы мироустройства, которые в его мире работают, как часы. У нас начинается эпичная битва.
   Рассказчику, как уже упоминалось, сходит с рук и неподчинение, и пара трупов, ведь он знатный файтер, без него никак. Пора защищать беспомощных людишек и вдохновлять подвигами тупое бесполезное ополчение, а потому его место на стене поближе к командиру.
   Опустим ход баталии. Скажем так: автор в этом явно не мастак. Повествование дерганное, обрывистое и скомканное. К этому придираться не стоит, ибо это можно поправить, дорисовать, при желании и умении, естественно. Гораздо важнее роль нашего рассказчика во всем этом. Она малозначительна при всем-то его гоноре. Ну, кинул в кого-то камушком, ну укоротил другого, чуть-чуть контузило. Может, это из-за кривого описания боевых сцен, но, в общем-то, на этом героические деяния нашего отважного наемника кончаются. А потом - хлоп! Уже измотан битвой, я слишком долго воевал, нас киданули, судьи куплены, пора валить. И ведь валит, подранок, причем самым паскудным способом, переодевшись во вражеские цвета, да еще и подрезав зама, хоть слабоумного и отважного, но все-таки верного своему долгу.
   Никто не говорит, что персонажи все сплошь и рядом должны быть честными, благородными и поступать правильно. Наоборот, должны быть и подонки, трусы, предатели, это прибавляет живости повествованию, делает его неоднозначным и рисует картину уродливой войны со всеми ее ужасами, где подонки, по сути, все. Но автор не справился с поставленной перед собой задачей. Видно, чего он хотел, истории этакого Сандора Клигана, но вышло совсем не то. А вместо драмы получилось пустое место. И пафосная фраза о праве на жизнь как-то теряется. Да, по всем законам мироустройства такие вот паскудники и выживают, а верные долгу обычно награждаются посмертно, но, блин, рассказчик-то его и не отстаивал, он просто педалировал при первой же серьезной опасности. Труса и предателя не обязательно было делать именно таким, роль наемника не совсем оправдана. Он мог с тем же успехом быть обычным стражником, ополченцем, рекрутом, загнанным в армию. Это было бы проще, а эффект - лучше. Тут же получился оборзевший поц, который хреново выполняет свою работу, кидаясь при этом пафосными речами о праве на жизнь.
  
   "Я не зверь" и впечатление: когнитивный диссонанс.
   Этот рассказ показывает читателю ту же осаду, но с другой стороны, со стороны красненьких, которые вошли в город и принесли немного демократии каждому. Как по мне, самый сильный из всех, но и самый путаный и роялистый. Поделен на две части: события после взятия города и вклинившийся в них флешбек. Если бы автор отказался от первой части, то путаницы и роялей было бы меньше, но имеем, что имеем.
   После взятия города отряд, несший в ряде прочих непокорным горожанам демократию, устроил в чистом поле махач с местным бароном (не Освальдом, каким-то другим, они тут мелкие селяне, всех не упомнишь). Именно натуральный махач пьяных гопников, без стратегии, тактики и даже кавалерии (видимо, лошадей в этот мир не завезли). Итог предсказуем. Более предсказуем еще из-за того, что наемники барона оказались на деле наемниками того нелогичного лорда из прошлой серии и, когда крестьяне в панике разбежались, барона киданули и сдали. Завязался разговор. Выяснилось, что у наемников был какой-то хитрый и продуманный план по внесению смятения и раздора в ряды врага, в перипетии которого я вникать вообще не хочу. Потому что план продуман настолько, что без авторского я "так хочу" он не осуществился бы. Рассказчик - теперь солдат красненьких - в этот раз действительно не нуждается ни в личности, ни в характере, потому что заглавный герой не он, а зверский командир его отряда, Орстед. Хотя зверским он стал натурально внезапно и, считай, на ровном месте, поскольку характеристику ему давали довольно-таки положительную. Не обошлось, правда, без косяков и нелепостей: путанные мысли рассказчика, то он не боится наемников, то боится, сами наемники, а их был десяток, находясь в окружении трех или пяти десятков вражеских рыл, умудрялись кидать понты и выпендриваться. Угу, все как в реальной жизни, а как же. Почему наемников отпустили, стоило им блеснуть ксивой, я как-то не понял. Вроде бы нелогичный лорд как бы не на стороне красненьких? Или на их стороне? Тогда почему воевал на стороне синеньких при осаде города? Неважно.
   В общем, после пьяной разборки Орстед, оккупировав деревушку, начал разъяснительную работу среди барона (угу, посмотрел бы я на того безродного, который осмелился бы в феодальном обществе поднять руку на дворянина, пусть и военнопленного) и ненадежных элементов своего отряда. Сцена прервалась флешбеком о распространении демократии среди недемократичного населения захваченного города. Флешбек, надо отметить, сильный и довольно-таки жесткий, тут ни прибавить, ни убавить. Но образ Орстеда начинает конкретно так розниться с тем образом честного старого вояки из начала. Тут он предстает каким-то безбашенным маньячиной, несущим демократию всем и каждому без малейшего размышления, с огоньком, задором и удовольствием. А потом, уже в настоящем, начинает гореть амбар, в котором засели (с чего бы вдруг? да еще и на военном объекте) какие-то малолетки. Рассказчик спешит на выручку, выручает, Орстед недоволен, мол, ослушался приказа, хватает шашку, итог... неясный, но, скорее всего, предсказуем.
   Все бы ничего, но вот жестокость уже явно карикатурная, выходит за грань здравого смысла и впихнута уже просто ради жестокости. Поведение Орстеда крайне нерационально и нелогично. Ну да, жестокий, маньяк в душе, но, твою мать, у тебя амбар с фуражом горит. Плевать на детей, так провизию-то надо же как-то спасать, что жрать-то будешь? А ты вместо этого устраиваешь скорый военный суд над диверсантом и поглощен воспитанием непокорных среди личного состава. Как там говорилось в начале? "Очень честный командир, чуточку заносчив и прямолинеен, стараешься выслужится перед сотником Темвиром. Несколько раз мог украсть чужие деньги или просто присвоить себе чужое жалованье, но не стал этого делать"? Не, мужчина, ты просто долбоеб, простите мой французский.
   В итоге рассказ получился сумбурным и нелепым в начале, мощным в середине и с карикатурной концовкой, но с вполне себе четким посылом, что в принципе весьма неплохо.
  
   Есть еще один рассказ "Не задумываясь о последствиях", который внезапно имеет прямую связь с "Ценой победы" и является его прямым продолжением, что на автора не похоже, но рассказ не окончен, так что его разбирать я не стану. Однако замечу, что мои подозрения подтвердились.
  
   Итог. Обзор не зря называется "Концептуальный альбом". Изначально рассказы казались новеллизированными сюжетами песен какой-нибудь пауэр-метал-группы, обязательно коммерчески успешной, с русскоязычными текстами и, скорее всего, московской, с кривым барабанщиком, парой задроченных гитарастов и патлатым дрыщом, пищащим на пол-октавы (да, я отношусь к русскопоющей тяжелой музыке в большинстве ее с любовью и обожанием). Однако автор писал свои рассказы явно не один год, и за это время его вкусы сильно поменялись, что немедленно отразилось на его творчестве. Сначала автор хотел написать типичную фэнтезю с эльфогномами, орками, оборотнями и добрыми волшебниками и злыми некромантами, но потом решил замутить своего "Игоря Престолова" с Кровавым лордом и Белым Чертогом. Нужда в орках и гномах тут же отпала, а мир из типичного цветастого превратился в мрачное средневековье, населенное исключительно двуногими обезьянами. Вот только автор не стал подстраивать текст под перемены, отчего сильно подпортил впечатление. Стремился к суровости и серьезности, а получилось какое-то сказочное недоразумение, которое серьезно воспринимать уже не получалось. И под конец, когда автор сорвался и показал жестокость во всей ее реалистичной красе, это смотрелось не как нечто естественное для мрачной альтернативной реальности, а как если бы My Little Pony внезапно стал жесткой зоофильно-лесбийской групповухой с элементами БДСМ.
   К тому же, "Предания Севера" изо всех сил стремятся быть целостным большим произведением, однако автор давит это своеволие. И вот тут его главная ошибка. Потому что самостоятельные рассказы не вполне отвечают его требованиям и замыслу. Автор поднимает темы и делает сюжетные ходы, требующие ответов и раскрытия, но ответов практически не дает, а сюжеты не развивает. Мечется между персонажами и событиями и натурально утомляет читателя. Лично я устал, пытаясь воспринимать каждый раз нового рассказчика по-новому. Я пытался, честно, но из-за выбранного автором стиля это получается плохо. Все рассказчики воспринимаются одинаково, как один герой неопределенного молодого возраста, без жизненного опыта, заносчивый, самоуверенный, наглый и раздражающий своей болтливостью и однообразным мыслительным процессом. А если персонажи воспринимаются, как один, может, есть смысл и собрать рассказчиков воедино и создать приемлемые условия, в которых они могут развиваться и действовать как единое целое? Может, есть смысл ввести одного или пару заглавных персонажей с четко прописанным характером, особенностями и конкретной целью? Может, но это не наш путь.
   Персонажи вообще не являются сильной стороной. Самыми яркими и запоминающимися были лишь героический чародей и его песик и то потому, что появляются больше, чем в одном рассказе. Все остальные - серые, безликие, неживые, картонные и до одури стереотипные. В стереотипах нет ничего плохого, не подумайте, но если стереотип скучный и не запоминается, тут уж ничего не поделаешь.
   Ошибка номер два в том, что автор при небольшом объеме пытается впихнуть как можно больше всяких разных событий, вселенски важных и настолько значительных, что при их количестве они выглядят мелкими и отнюдь не значительными. Авторское внимание рассеяно, оттого и гражданская война, и зомби-апокалипсис как-то теряются на фоне мелкой суеты бесконечных рассказчиков и их терзаний, злоключений и моральных/физических страданий. Автор не показывает нам главных действующих лиц веселой заварушки, даже отдаленно, ограничивается краткой информационной эмоционально неокрашенной сводкой в "Цене победы", потому и принять чью-то сторону, понять, кто истинный король, а кто узурпатор, у кого больше прав на кабинет начальника транспортного цеха, у читателя нет возможности. И война выглядит скучной, ненужной, неинтересной и искусственной. Да и в целом, нам показана одна только осада Рокстона (наконец-то запомнил это название), хотя не говорится, чем этот город так важен, имеет он ключевое значение для войны или это всего лишь один из повседневных эпизодов. Ничего, по сути, не говорится. Потому что автору не до этого. Расставлять приоритеты, вот что важно, и судя по написанному, в приоритете именно гражданская война. Так от нее и нужно плясать, от хода военных действий и к чему они ведут, а уж потом раскрывать и поведение человека, и драмы, и все прелести кровавой бани.
   Написано все в своеобразном стиле. Язык богат на высокохудожественные сравнения, иносказания и аллегории, и поначалу это смотрится нормально, но после сотого пафосного эпитета как-то приедается. А вот прямая речь примитивна и однообразна, не производит впечатления, что говорят живые люди. К тому же, иногда кажется, что автор очень вежливый, воспитанный мальчик, слушает маму, а по утрам делает зарядку, характер мягкий, не женат. Оттого и персонажи вежливые, воспитанные, и самое грубое слово для них "сука" или "сучье племя". И это при той царящей жести, которой автор развлекался под конец. Кажется, что персонажам и охота бы выругаться жестче, но нельзя, мама заругает. И вся эта вежливость резко контрастирует с реалиями войны, и читатель видит не что-то настоящее и страшное, а обычную театральщину с рейтингом 12+.
   Чего у автора не отнимешь, так это изобилия отсылок к современной литературе, музыке, фильмам и играм. Их действительно много, если поискать, и наверняка больше, чем я нашел, так как я изрядно отстал от жизни. Это бесспорный плюс, однако не исправляет того вороха логических несоответствий и ошибок, что делает оценку ниже, чем хотелось бы.
  

Оценка 6 из 10.

   На самом деле, даже несколько завышенная. Первые рассказы сбивают с толку и на данном этапе произведения вообще не нужны. От них лучше отказаться и начинать сразу с третьего рассказа. У автора, естественно, своя концепция и свое видение, если он считает, что рассказы раскрывают его замысел лучше, чем полноценный роман с единым сюжетом, так тому и быть. Но тогда не стоит вешать ружья на стены, если они не стреляют, и не оставлять хвостов, если автор не хочет, чтобы у читателя не возникали лишние вопросы.
  

На этом все. До скорых встреч.



Популярное на LitNet.com Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 1"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) М.Атаманов "Искажающие реальность-5"(ЛитРПГ) А.Шихорин "Создать героя 2. Карманная катастрофа"(ЛитРПГ) А.Шихорин "Создать героя"(ЛитРПГ) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) А.Мороз "Эпоха справедливости. Книга вторая. Рассвет."(Постапокалипсис) Д.Черепанов "Собиратель Том 3"(ЛитРПГ) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) А.Дмитриев "Прокачаться до Живого"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"