Dьюк Александр Александрович: другие произведения.

Дело 07071232 - Morgot Eldar.Тень на Солнце

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
  • Аннотация:
    Обзор не несет в себе цели оскорбить или унизить автора и его творчество. Я лишь выражаю свое мнение, которое может не совпадать с мнением окружающих.


Добрый день.

  

Обзор не несет в себе цели обидеть или оскорбить автора и его творчество. Это лишь мои мысли и впечатления.

  

Сегодня на повестке дня - Morgot Eldar и его "Тень на Солнце".

  
   Это уже второй обзор по Зезве, но в отличие от предыдущей версии, я, как и обещал когда-то, стану говорить не об одном конкретном рассказе, а обо всем цикле. Хотя скорее это будет даже не обзор, а пиар-акция, поскольку о плохом говорить почти не придется. Да, так уж получилось, что жаловаться мне практически не на что. Есть определенные моменты, которые мне... не то чтобы не понравились, просто читались с меньшим энтузиазмом. Но это применимо к любой книге. И да, по прошествии времени мой взгляд на некоторые вещи переменился, поэтому то, что было сказано мной ранее, уже не так актуально, да и отличается от нынешнего мнения.
   Итак, приступим.
   Начнем с общей картины. Отнести к определенному жанру фэнтези "Тень на солнце" не получится, да и не к чему это. Не к лицу клеймить роман, если в нем удачно сочетаются различные черты в правильных пропорциях. Но одно следует отметить сразу - здесь нет школолоубиваторов и мега-принцесс, перед которыми гнется весь мир, а враги пачками дохнут от одного движения брови, и сюжет развивается не "как я вижу и хочу, чтоб так было", а "как надо". Иными словами, действие происходит в заданных условиях, а не наоборот, условия подгоняются под действие. Поэтому широкой современной читательской аудитории роман не подойдет. Во-первых, потому что многие его просто не поймут и сочтут скучным. В отличие от модного нынче фэнтези в "Тени на солнце" есть мораль и смысл. Автор уделяет много внимания политике и проблемам общества, делает массу аллюзий на современность, а не загоняется на тему "Как сплести заклинание файербола 52-го левела и сколько надо на него маны?". Хотя, конечно, всегда найдется труЪ полит. задрот и засрет весь нарисованный автором политический рисунок, а философию и рассуждения на тему сочтет абсурдными, неглубокими и недостойными на существование, это в порядке вещей. И объяснять подобным людям, что это не дипломная и не научная работа, а художественное произведение, бесполезно. Ну и, во-вторых, почему роман не уйдет в широкие массы - герои ведут себя неоднозначно, их поступки оценить понятиями "хорошо/плохо" или "правильно/неправильно" нельзя, и на страницах много пичальки, а об этом сейчас читать не интересно, ведь жизнь у всех и так тяжела и грустнява. Зачем давать на мозг дополнительную нагрузку?
   Действие разворачивается в достаточно тривиальных условиях, если взглянуть на них с высоты. Судите сами: есть некий мир в числе многих, застрявший где-то в средневековье наших дней, там полно колдунства, очокочи и мутантов, его населяют люди и нелюди, которые друг друга люто ненавидят. Хотя у некоторых из них названия такие, что проще язык сломать, в сущности это те же эльфы, гномы и прочие тупиковые ветви эволюции, благо в сюжете им отведена не ключевая роль, поэтому они не сильно светятся. Основными действующими лицами являются людишки, которые, как обычно, лживые ублюдки и полные отморозки. То есть нормальные цивилизованные граждане, которые грабят, воруют, убивают да вешают - то есть ведут нормальную цивилизованную жизнь, к которой вообще не придерешься. И я говорю без иронии.
   Однако есть одна деталь, которая выгодно отличает этот мир от числа прочих, - основывается он на элементах культуры и мифологии около Грузии и Кавказа, что у некоторых поцреотически настроенных личностей вызовет приступ праведного гнева и святой ярости. Как же так! Они уже и в литературе? Холивор! Холивор! Спокойно, ребята. Выражается все это, в основном, лишь в трудновоспроизводимых и непривычных для зрения и слуха названиях и именах. Ну, еще и природа красивая, как в Абхазии, кругом хурма и персики. В остальном же, все как обычно, что отнюдь не значит, что все плохо или банально. Ведь важно не то, какие мутанты населяют вымышленный мир, а то, как они себя ведут и как они исполнены. Если не как взбесившиеся школьники, а как взрослые люди, то совсем неважна длина их ушей и рост. Исполнение, кстати, многим может напомнить Сапковского, есть что-то общее, автор явно им вдохновлялся, и те, кто является поклонником польского фантаста, разочарованы не будет. Поверьте мне, как ярому сапковскофилу.
   О сюжете сказать однозначно нельзя. С одной стороны, кажется, что он довольно прост и предсказуем, а развязка каждый раз выглядит как-то резковато и похожа не то чтобы на подкустовый рояль, но слишком уж часто звезды выстраиваются удачно, и внезапно в самый последний момент приходит нежданное спасение, либо у врага в мозгу случается затмение или, наоборот, просветление, и он возвращается на светлую сторону. С другой, при кажущейся простоте сюжет, однако же, достаточно сложен, и объясню почему. Много сюжетных линий. Если в первых рассказах прослеживается одна-две линии, то в последнем параллельно идут уже штук пять, и все они заплетаются в интригу, а в итоге приводятся к общему знаменателю, не теряют логической последовательности и развязываются достойно и не теряется ни одной детали. А это под силу далеко не каждому автору. Кроме того, сюжет построен так, что хоть главные герои и важны, но являются всего лишь частью действия, и подчас развязка зависит даже не от их поступков, либо лишь косвенно вызвана ими. То есть проще говоря, здесь нет такой позиции, что справится лишь Зезва и никто другой, напротив, нередко с задачей справляются совершенно посторонние люди, а Зезва курит в стороне. А еще проще говоря, если Зезва или кто из главных героев отдаст концы, окружающий их мир не особо по этому поводу расстроится, а действие так или иначе закончится. В отличие от "Лорда Дарка" или любого творения девочек-авторов, где существование вселенной ставится под вопрос, если не станет протагониста.
   В каждом рассказе, что естественно, описываются разные события: в первом - решительные оперативно-розыскные меры по пресечению преступной деятельности зловредной мега-ведьмы; во втором - все крутилось вокруг двух опасных и не очень поциков; в третьем - вокруг яблочек молодильных, но уже заметно разбавлено политикой; в четвертом - о бунте в городе; в пятом - уже столько всего, что ничего определенного не скажешь. Тут вам и интриги, расследования, заговоры и так далее. Однако рассматривать рассказы отдельно друг от друга не следует, и вот почему я называю их романом. Можно, конечно, прочитать сразу, к примеру, последний, но тогда не будет понятно, что там, к чему, кто все эти люди и с чего происходит активное бурление говн? Рассказы идут в хронологической последовательности и тесно переплетены между собой персонажами и событиями: персонажи добавляются и раскрываются глубже, а действия, ключевые или не очень, становятся триггерами для последующих событий. Например, убиение ведьмы в первом рассказе повлекло за собой обиду ее товарок и целую охоту за главным героем, которая шла на заднем плане на протяжении всего романа и нисколько не мешала другим событиям.
   И настала пора сказать о самих героях, и главным образом о Зезве, который работает на посылах за водкой у местного депутата, а по совместительству еще и перемещается между мирами. Как такое происходит? Да честно, всем пофиг. Важен сам факт, что ему под силу смотаться на родную нам Землю и прикупить там парочку гранат РГД-5. Хотя я так и не увидел достаточно убедительного объяснения, почему ему нельзя принести с собой АКМ, но пару "Мух" или РПГ все-таки можно. В конце концов, спишем на сохранение баланса повествования. Поскольку герой, имея возможность перемещаться, или ходить за Грань, практически ей не пользуется, и повествование не заточено исключительно под нее. Если бы ее не было, то повествование вряд ли что-то потеряло. Она, скорее, этакий приятный бонус и монета в копилку оригинальности. Хотя пару раз все-таки иноземный high-tech оказывал влияние на события, и вытаскивал героев из ангста и депрессухи, но все равно, лично у меня герой большую часть повествования ассоциировался с типичным скилловым товарищем, который и шашкой готов помахать, и мозгов не лишен. Академиев не кончал, конечно, но умеет читать и писать, имеет свое независимое мнение и лишен максимализма, долбоебизма, патриотизма и прочей юношеской ахинеи. Герой свободен каких-либо идей и идеалов, он нормальный человек со здоровым эгоизмом и не лишенный благородства, зрелый и уже состоявшийся, у него свой взгляд на мир, и автор избавил нас от святой наивности и пути становления. Для этого есть другой герой, Каспер, - типичный молокосос, который находится с Зезвой в гармонии и оттеняет его зрелость. Как и брат Кондрат, странствующий монах, который хоть и наделен чертами Горанфло, то есть не прочь закусить и выпить, но все-таки товарищ идейный и впечатлительный. Этакая житейская мудрость и милосердный пацифизм. Есть еще чародей Ваадж, вроде и друг, но сам по себе, а геополитические интересы превыше всего, да и принимал он участие в повествовании реже остальных.
   Отдельно стоит добавить о Каспере. Лично я не увидел необходимости возводить его в ранг главных персонажей. Он справился со своей ролью в отведенном ему рассказе, однако в дальнейшем он воспринимался мной как серая безликая тень, чье присутствие практически не чувствуется, хотя в последнем рассказе он активно прикрывал главного героя, да и вообще вносит свой вклад в развитие событий, но... Вот с монахом как-то дело обстоит иначе. Он вроде бы тоже где-то позади, но его исключение было бы заметно. А если убрать Каспера, я бы это даже и не заметил. Но это так, истинно субъективное отступление, и возможно, в будущем Касперу будет отведена более заметная роль.
   А что самое в Зезве примечательное - за весь роман он ни разу никому не вдул, что весьма не свойственно современной фантастической прозе. К тому же, хоть и являясь фактически героем-бродягой, Зезва не лишен собственного имущества, рабсилы и недвижимости.
   В общем и целом, как и герои заглавные и второстепенные, так и эпизодические, выполнены на пять с плюсом. Среди них нет ни одной шаблонной картонки, правда, есть просто стереотипные и стереотипные оттого, что по стереотипному пути разбивают стереотип о себе. Однако все они достаточно колоритны, чтобы не обращать на это внимания. Есть среди них даже и такие, которые не произносят ни одной реплики и для сюжета вообще ничем не важны, но тем не менее, запоминаются и встречи с ними ждешь. Например, Аристофан, слуга Мурмана, начальника Зезвы.
   Единственный авторский недочет с героями в том, что больно уж его мир толст. Что ни начальник, то жирдяй. Я, конечно, понимаю, что представитель власти должен выглядеть солидно, но складывается такое ощущение, что пивной мамон и зеркальная болезнь - в этом мире обязательное условие для вступления в административную должность...
   Написано достаточно простым и понятным языком, ну за исключением убийственных названий, которые мне с первого раза даже не выгорывировать, с... нет, не юмором, скорее, с остроумными замечаниями, порой весьма циничными. Стилистика в начале плавала, автор будто не определился толком, как ему вещать - пафосно и напыщенно, в духе народных сказок, или как нормальный человек. В итоге, он пришел ко второму варианту - достаточно осовремененному слогу без особых излишеств и образности. Правда, излишне осовремененному, что проявляется в терминологии, которой швыряются все без исключения персонажи, и порой начинаешь путаться и не знаешь, как себе представлять их - средневековыми политиками или же депутатами на заседании Госдумы?
  
   В общем, подводя итог, стоит отметить, что это одно из немногих на СИ произведений, практически лишенное недостатков, способное держать внимание читателя, и которое действительно хочется видеть в печати. Кто-то может пожаловаться на недостаточную глубину сюжета, кто-то на стремительность и внезапность развязки, кто-то даже найдет нелогичность в поведении персонажей (современный читатель этим уже не удивляет), кого-то утомит политика и общая мрачность и реализм, несмотря на кажущуюся сказочность, а кто-то разглядит излишнюю иносказательность недавних событий в мире и РФ. Что ж, о таких людях можно сказать лишь одно: они пытаются казаться умнее, чем они есть. Ведь если написано хорошо, то совсем не важно, где там Путин, где Саакашвили, а где Буш.
  
   По факту: произведение из разряда "стоит прочесть". Рекомендую.
  
  
  
  

Оценка 9 из 10.

Ставить выше нет смысла - СИ ее выпилит, к тому же, минус заработан излишней современной терминологией, которая не всегда смотрится уместно.

На этом все. До скорых встреч.

  


Популярное на LitNet.com А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) А.Кутищев "Мультикласс "Союз оступившихся""(ЛитРПГ) Т.Сергей "Эра подземелий 3"(ЛитРПГ) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Призыв Нергала"(ЛитРПГ) М.Боталова "Темный отбор 2. Невеста дракона"(Любовное фэнтези) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) А.Верт "Пекло 3"(Киберпанк) А.Верт "Нет сигнала"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"