В следующем, 2022 году мне должно исполниться 80 лет. Возраст критический и самое время подумать о смысле прожитой жизни и мысленно отчитаться перед Создателем, на что были потрачены эти бесценные, дарованные провидением годы.
Так уж получилось, что всю свою сознательную жизнь я посвятил размышлениям о сущности окружающего меня мира и о природе человека. Это называется ф и л о с о ф и е й, которая есть, по утверждению мудрецов, размышление о смерти, - это когда пшеничное зерно умирает, чтобы в своих колосьях возродиться вновь. Это я в л е н и е называется СТАНОВЛЕНИЕМ, которое является с у щ н о с т ь ю всего мироздания, включая человека. За свою долгую или короткую жизнь человек умирает и рождается много раз.
Человеческое тело постоянно обновляется, словно текущая река:
- площадь человеческой кожи равна 1,5-2,0 м2, толщина её в различных участках равна 0,5-4 мм, - п о л н о с т ь ю меняется за 5 недель;
- скелет полностью обновляется каждые т р и м е с я ц а;
- атомный состав человеческого тела за год обновляется на 96%;
- со вдохом и выдохом в нас разрушается и здесь же воссоздаётся пять триллионов красных кровяных телец - эритроцитов, а каждая такая клетка - это 280 миллионов молекул.
Существует мнение, что каждый из нас - э т о н е о д и н человек, а бесконечный ряд людей, из которых каждый существует лишь одно мгновение. В последовательных состояниях сознания мы представляем собой р а з л и ч н ы е с у щ е с т в а. Это п р о ц е с с с т а н о в л е н и я нашего тела. Не следует воображать себе, что это явление проходит безболезненно и безнаказанно. Человек обладает чувством осознания э т о г о явления и оно называется Д У Ш О Й, т а к и м о б р а з о м: ДУША ЕСТЬ ОЩУЩЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕЛА. Каждое последующее состояние человека вступает в конфликт с предыдущим, поскольку, несмотря на феномен кажущегося единства, это всё-таки р а з н ы е л ю д и и то, что вчера нравилось одному, сегодня не нравится другому: возникает к р и з и с с о з н а н и я, который воспринимается ДУШОЙ к а к с т р а д а н и е или дискомфорт. Чтобы нейтрализовать это ощущение, ДУША обуславливает все наши поступки, которые о п р е д е л я ю т ПОЛИТИКУ нашего сознания.
Таким образом, ПОЛИТИКА есть с п о с о б нейтрализации страданий ДУШИ. Материалисты связывали эти ощущения только с миром материальных вещей, что в корне не соответствует истине: если человеку дать абсолютно в с ё, что он пожелает, то он тот час же поймёт, что это ещё не всё и устремится к звёздам. Это явление непреходяще всю жизнь! Всё прекрасное в мире создано благодаря человеческой душе, но и за всё негативное следует "благодарить" также е ё. Наша душа довольно смутно понимает различие между добром и злом, находясь по ту сторону этих принципов: для неё главное устойчивость сознания и п о к о й, которые, являясь призраком, должны быть достигнуты л ю б ы м п у т ё м. Так за 5,5 тысяч лет было 14,5 тысяч войн, в которых погибло 3 млрд. 640 тыс. человек, - всё это происки человеческой души и напрасно объяснять это явление материальной выгодой воюющих сторон. Если бы все человеческие и экономические ресурсы, потраченные за годы войны, а также на подготовку к ним, были потрачены на благо человечества, мы уже давно бы жили в Царстве небесном, построенном на Земле. ДУША не предоставила человечеству такую возможность, находя свой призрачный покой в самых мерзких поступках, что является загадкой до сих пор.
Сегодня м ы с л а в и м ДУШУ, п р о к л и н а я ЕЁ! "ЧЕЛОВЕК с о з д а н д л я СЧАСТЬЯ, как птица для полёта", - говаривал пролетарский писатель, смутно представляя, что это такое. "Не голодать, не жаждать, не зябнуть, кто имеет это и надеется иметь в будущем, тот с самим Зевсом может поспорить о счастье", - говорили древние мудрецы. Н о д у ш е э т о г о м а л о, она неистствует и в результате человечество имеет то, что на сегодня имеет, включая вирусы, болезни и смерть, но не ту, которая даёт новую жизнь. Всё, что противоречит РАЗУМУ - б е з о б р а з н о, а безобразно в с ё, потому, что политика души человечества, ему противостоит.
"Душа человека является как бы связующим звеном между телом и д у х о м (о котором я так много говорю в тексте и который находится "по ту сторону" добра и зла), представляя собою, как бы м о с т от тела к духу.
Все действия, или вернее движения души столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, столь молниеносно изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства различения принято разделять на т р и вида: МЫСЛИ, ЧУВСТВА и ЖЕЛАНИЯ. Таким образом, душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело с помощью внешних чувств, даёт те или иные впечатления д у ш е, а душа в зависимости от этого, так или иначе управляет телом, руководит его деятельностью". - что и обуславливает политику субъекта.
Различают жизнь телесную, как удовлетворение потребностей т е л а, и жизнь д у ш е в н у ю, как удовлетворение потребностей д у ш и, что и определяет неутолимый политический голод с у б ъ е к т а, ч т о и т р е б о в а л о с ь д о к а з а т ь.
Остаётся маленький н ю а н с: религиозные источники считают д у ш у неким внешним бессмертным агентом, который существует вечно независимо от тела.
Я считаю, что душа является всего лишь ч у в с т в о м, присущим человеку и некоторым высокоразвитым животным, способным ощущать становление собственного тела. Тело есть о щ у щ а е м о е, а душа - о щ у щ а ю щ е е, н е т тела, н е т и д у ш и.
Человеческое счастье призрачное или реальное зависит от реализации п о т р е б н о с т е й д у ш и, а они б е з г р а н и ч н ы, так что с а м о п о н я т и е с ч а с т ь я - НОНСЕНС!
Непосредственно под влиянием души, её клиент вырабатывает идеологию своих жизненных устоев, на основе которых он сделает свой главный выбор по жизни, которому он будет следовать до её конца. Этот выбор связан с одной стороны с задатками, наклонностями, талантом субъекта, что определит его профессию, включая криминал, а с другой стороны - до признания способов и методов достижение результатов движения по выбранному пути, что определит правила поведения в социальной среде - т.е. политику. Повторяю: политикой я называю любое целенаправленное действие субъекта вне зависимости от его калибра и масштабов, направленное на реализацию запросов д у ш и. Так человек становится тем, кто он есть. Эти запросы могут быть позитивными, когда реализуется "святой дух" и н е г а т и в н ы м и, когда в схватку вступает его оппонент. Поскольку позитивное влияние души на судьбы человечества отражено в произведениях искусства и культуры в веках и т.п. вещах, негативное влияние души практически не изучено совсем, за исключением некоторой литературы, то я, в своих философских изысканиях, остановился именно на этом моменте, за что прошу всех меня простить и извинить.
Свой главный выбор я сделал много лет назад, будучи ещё школьником - э т о п о с т и ж е н и е с у щ н о с т и в е щ е й. Результаты этого выбора, отражённые в данной книге, я смиренно посвящаю Создателю всего и вся, это мой отчёт о проделанной работе моей души в течение всей жизни.
Предостерегаю: не относиться к моим умозаключениям как к истинам, которые не следует подвергать сомнению. Истина достигается поэтапно на всём пути её поиска, она всегда где-то рядом, она всегда наряжается в новые одежды и никогда, и не перед кем не предстаёт обнажённой. С БОГОМ!!!
21 января 2021 г.
К о р о т к о о г л а в н о м.
"Я не могу не оплакивать философию, поскольку мне приходится заниматься ею в такое время, когда авторитет её пал так низко. Философия не является более силой деятельной в этом мире, и е ё трудно с какой-либо пользой вывести на публичную сцену. Эмпиризм и педантичная софистика - теперь её главные ученики. И столь далека она от того, чтобы производить на свет государственных мужей, как то было в д р е в н о с т и, что едва-ли какой-либо человек, известный своим общественным положением, снизойдёт до того, чтобы признаться, что обязан е й хотя бы в с а м о м м а л о м. И если некоторые ещё поддерживают знакомство с нею и иногда посещают её в уединении, то бывает э т о "тайком и ночью".
Это было сказано где-то в 1700 году, а спустя 300 лет, я повторяю эти слова, как самые актуальные на сегодня. ФИЛОСОФИЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ НЕ САМА МУДРОСТЬ, а л ю б о в ь к м у д р о с т и. ТОЛАНД: "ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО ВСЕ ВРЕМЕНА - о д н о и т о ж е" - на качество человеческой жизни не влияют ни технический прогресс, ни произведения искусства и культуры, ни материальный достаток, по одной простой причине: л ю б о в ь к м у д р о с т и и с с я к л а - "н е с т ь б о л ь ш е л ю б в и, а щ е к т о п о л о ж и т д у ш у"?
Возвращаясь к теме человеческого счастья, а только оно оправдывает наше существование так как приближает к б о г у, я должен сказать следующее: а м о р а л ь н ы й ч е л о в е к н е м о ж е т б ы т ь с ч а с т л и в, так как противопоставляет себя божественному предназначению, погружаясь в русло сатанинских вожделений, источником которых является человеческая д у ш а. Именно она, испытывая страдания с т а н о в л е н и я собственного тела, а также окружающего мира, подаёт человеку ложные надежды, строит воздушные замки, соблазняет сомнительными стимулами и дарит м и р а ж. Всё это определяет политику с у б ъ е к т а в социальной среде, которая приводит к новым, теперь уже реальным страданиям, деградации личности, потерям, краху. Так появляются миллионы людей "без определённого места жительства" которые, выполняя капризы души, и м е л и ВСЁ, не имеют НИЧЕГО, кроме разбитых сердец, потерянного здоровья, желания умереть. Золотая рыбка нашей судьбы не может бесконечно исполнять капризы д у ш и.
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША ВО ВСЕ ВРЕМЕНА у в с е х л ю д е й О Д Н А! Не пресловутый и с т о р и ч е с к и й м а т е р и а л и з м определяет и с т о р и ю ч е л о в е ч е с т в а, а п р о и с к и д у ш и, к о т о р а я н е з н а е т п о к о я.
Величайшая мудрость заключена в простейших словах: "ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ, - ТОГО НЕ ДЕЛАЙ И ДРУГИМ" - в этом вся суть морального кодекса христианства, но это пожелание древнего мудреца для души невыполнимо: она хочет, чтобы у соседа подохла корова, а у её хозяина родился телёночек. В этом вся сущность души и её политических пристрастий. В таком ключе человечество не будет счастливо н и к о г д а.
Возвращаясь к теме отчёта перед Создателем (кто-то же ведь создал меня как личность) о результатах проделанной по велению души работой, я должен сказать следующее:
- хотя ничто человеческое никогда мне не было чуждо, всю свою жизнь я находился под влиянием "святого духа" под диктовку которого были напечатаны в с е мои работы, я лишь талантливый стенографист;
- в своих работах я хотел р е а б и л и т и р о в а т ь многие религиозные термины и понятия, которые были фальсифицированы из-за политических соображений в меркантильных целях и интересах;
- в своих работах я хотел р е с т а в р и р о в а т ь содержание некоторых мыслителей древности и средневековья, искажённые и разрушенные временем и людьми, так родилось учение "О духе материи";
- я вывел человеческую душу на "чистую воду", чтобы о н а не мешала нам спокойно жить и быть счастливыми с ней, или без неё.
Некоторые принципы познания истины.
"Сладко, когда на просторах морских разыграются ветры,
С твёрдой земли наблюдать за бедою, постигшей другого,
Не потому, что для нас будут чьи-либо муки приятны,
Но потому, что себя вне опасности чувствовать сладко,
Сладко смотреть не войска на поле сраженья в жестокой
Битве, когда самому не грозит никакая опасность.
Но ничего нет отраднее, чем занимать безмятежно
Светлые выси, умом мудрецов укреплённые прочно:
Можешь оттуда взирать на людей ты и видеть повсюду,
Как они бродят и путь, заблуждаяся, жизненный ищут"
(Лукреций, "О природе вещей", кн.II стр. 1-10)
"Уже Тиберия покидали телесные, покидали жизненные силы, но всё ещё не покидало притворство".
(Тацит, "Анналы", кн. VI, 50)
"Души императоров и сапожников скроены по одному образцу".
(Мишель Монтень)
"Что есть истина?" - спросил насмешливо Пилат и не стал дожидаться ответа.
Есть четыре вида призраков, которые осаждают умы людей: призраки рода, призраки пещеры, призраки рынка и призраки театра.
Призраки рода находят своё основание в самой природе человека. Ложно утверждать, что чувство человека есть мера всех вещей. Любые восприятия чувства и ума относятся к человеку, а не к миру. Поэтому человеческий ум уподобляется кривому зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде.
Призраки пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая разбивает и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирождённых свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души предрасположенные или души уравновешенные и спокойные или по другим причинам. Вот почему Гераклит правильно сказал, что люди ищут знаний в малых мирах, а не в большом или общем мире.
Существуют ещё призраки, которые проистекают как бы из-за взаимной связанности и сообщества людей. Эти призраки можно назвать, имея в виду порождающее их общение и сотоварищество людей, призраками рынка. Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются согласно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Определения и разъяснения, которыми привыкли вооружаться и охранять себя учёные люди, некоим образом не помогают делу. Слова прямо насилуют разум, смешивают всё и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям. Логика, которой теперь пользуются, скорее служит укреплению и сохранению ошибок, имеющих своё основание в общепринятых понятиях, чем отысканию истины. Поэтому она более вредна, чем полезна. Существуют, наконец, призраки, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их можно назвать призраками театра, ибо сколько есть принятых и изобретённых систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры. Любая философская система не более чем схема развернувшейся на страницах жизни человеческой комедии, при этом государство берёт на себя заботу о декорациях.
Жаден разум человеческий. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое, а порывается всё дальше. Но тщетно. Поэтому мысль не в состоянии охватить предел и конец мира, но всегда как бы по необходимости представляет что-либо существующим ещё далее. Невозможно также мыслить, как вечность дошла до сегодняшнего дня. И вот, стремясь к тому, что дальше, он падает к тому, что ближе к нему, а именно к конечным причинам, которые имеют своим источником скорее природу человека, нежели природу Вселенной, и исходя из этого источника удивительным образом исказили философию.
Человеческий разум не холодный свет, его питают воля и чувства; а это порождает в выводах то, что желательно каждому. Человек скорее верит в истинность того, что он предпочитает. Бесконечным числом способов, иногда незаметных, чувство пятнает и портит разум.
Одни умы склонны к почитанию древности, другие охвачены любовью к восприятию нового. Но немногие могут соблюсти такую меру, чтобы не отбрасывать то, что правильно положено древними, и не пренебречь тем, что правильно принесено новыми. Это приносит размышлениям большой ущерб, ибо это скорее следствие увлечения древним и новым, а не суждения о них. Истину же надо искать не в удачливости какого-либо времени, которая не постоянна, а в свете опыта природы, который вечен.
Итак, мы окружены сонмом призраков, которые настолько искажают истину, что до нашего разума достигает лишь её слабое мерцание. Однако света этого мерцания достаточно, чтобы рассматривать ум не только в его собственной способности, но и в его связи с вещами и при этом можно установить, что искусство открытия истины может расти вместе с открытиями.
Чтобы подняться в светлые выси, укреплённые умом мудрецов, нужно решительно и твёрдо опровергнуть все призраки и разум должен быть совершенно освобождён и очищен от них. Это непременное условие познания того, что изложено в данных набросках.
(Теория призраков истины приведена
по мотивам "Новый органон" Френсиса Бэкона)
Примеры иллюстрации Добра и Зла, как простого, так и сложного, которые являются одновременно примерами связи логики и теории мышления с практикой и политиканством.
С о ф и з м 1. То, что люди восхваляют и прославляют, - хорошо, то, что они порицают и осуждают, - плохо.
Опровержение. Этот софизм ложен с четырёх точек зрения: он не учитывает возможного невежества, недобросовестности, партийной пристрастности и, наконец, самого склада характера тех, кто хвалит или осуждает. На практике бывает наоборот: то, что люди отвергают и осуждают, ведёт к счастью, а тот, кого люди восхваляли и обожествляли был законченный негодяй.
С о ф и з м 2. То, что хвалят даже враги, - великое благо, а то, что порицают даже друзья. - великое зло.
Опровержение. Этот софизм не учитывает возможной хитрости как недругов так и друзей.
Наша цель в познании того, что на протяжении веков понималось под именем бог, заключается в познании движущих сил природы и исследования возможности слияния с ними для обеспечения бесконтрольного развития человеческого сообщества. Выбирая в движении то, что вызывает прогресс и решительно отметая то, что противостоит ему мы выбираем в идеалистической символике то несомненно рациональное, что позволило существовать институту религии многие десятки веков. Профессиональное политиканство - вот что разъело богословское представление о мире и свело на нет усилия многих тысяч авторов, развивавших идеалистический символизм. Деятельность испанского дворянина, первого иезуита Игнатия Лойолы дает некоторое представление о степени концентрации той кислоты, которая разъела наследие Христа. Созданный им орден "Общество Иисуса" имел следующие цели: воспитание в духе догматов католической церкви подрастающего поколения, проникновение во все слои общества и преимущественно в правящие его сферы с целью их подчинения воде и целям ордена и католической церкви, осуществление планов папской политики, борьба с ересями и распространение католицизма. На практике одной из основных целей было обеспечение финансового могущества ордена как важнейшего фактора политического давления и экспансий. Фанатичные, пронырливые, обладавшие змеиной изворотливостью иезуиты проникали в великосветские салоны во дворцы коронованных особ, потакали их слабостям и порокам (!) опутывали их сетью интриг и, подчинив своей воле, превращали в послушных исполнителей политики ордена и папства. Для иезуита не существовало никаких религиозных преград, когда дело касалось интересов ордена или исполнения его приказаний. Он не должен был останавливаться перед совершением "смертного греха", если того требовал начальник. Хитросплетением софистических и формально-логических словесных комбинаций он должен был уметь оправдать любой, самый отвратительный и аморальный поступок или действие, если конечный результат соответствовал интересам ордена. Иезуитские школы, исповедь, интриги, ухаживания за больными, провокации, преступления, этот классический арсенал любой политической школы - всё преследовало цели "уловления душ". Древние иудеи распяли Христа в защиту собственного режима власти, а люди подобные Лойолхе распяли его вторично и также в защиту власти. Разве это не классический вариант политиканства. Массы дают великого человека. Затем его убивают или представляют возможность дожить до смерти. Следующее поколение возводит великого в ранг святых и молится на него. Эти моления и используются для обеспечения тех действий, которые диаметрально противоречат идеям святого. Поскольку со временем это становится очевидным, святого объявляют негодяем из-за негодных поступков последующих поколений, его торжественно свергают со всех пьедесталов и выискивают очередного святого как очередной щит режима и будущего козла отпущения его грехов. Разве Будда, Магомет, Христос виноваты, что последующие поколения опозорили их идеи? Но разве они сказали нам чего-либо плохого, что было реализовано потом? Тысячу раз нет. Вина великих людей только в том, что они не сумели создать систему, гарантированную от злоупотреблений политиканства, но это задача с бесчисленным количеством неизвестных. Весь мир - великий орден иезуитских манер. Нет профессионального политика в мире, который показал для обозрения чистые руки. Гигантские аппараты полиции и разведки, силы безопасности режима и войска обеспечивают власть. Этой власти неведомы какие-либо моральные устои, хотя высшим обеспечением устойчивости режима являются самые высочайшие моральные догмы, которые только возможны для данного государства. Входящие в человечество, оставь свои иллюзии в воспоминаниях детства. Оставьте розовые мечты, надежды, похороните всё светлое и чистое в своей душе. Вы вступаете в обыденный мир разумного существа Гомо сапиенс и этот мир страшен своим мерзким зловонием. Вначале заткните нос, затем вы принюхаетесь и, медленно открывая сначала одну ноздрю, затем вторую с удивлением обнаружите, что здесь можно дышать. Если вы прирождённый политикан, то этот запах так понравится вам, что вы его сделаете своей атмосферой и с яростью будете захлопывать малейшие форточки, щелочки, ликвидировать маленькие сквознячки, которые несут хоть малейшую струю чистого воздуха. Вы превратились в источник зловония; опарыш существует на разлагающемся мясе и свежая говядина смертельна для него. Виноват ли тот голубь, труп которого после его смерти стал пищей мерзким червям? Разве геометрия его крыла не была совершенна, и сам он не радовал глаз в полёте? Опарыши-иезуиты разъели тело Христа, но разве от этого сияние его идей померкло в веках? Миллиарды людей в современный век электронных машин живут с именем бога только потому, что реальный мир человеческих отношений бесконечно страшен. Из всех тварей земных только человек одинок. Это одиночество в перенаселённом мире убийственно страшно. Взгляните на любой зелёный росток, тянущийся к свету: разве вам не стыдно за себя и свой род? Он изо всех сил тянется к с в е т у, а вы изо всех сил насаждаете тьму. Вы можете с корнем выдернуть этот росток и растоптать персональной модельной обувью или солдатским башмаком, но вы не растопчите самого стремления к свету, которое не смогли одолеть и века. Это и есть бог, познать которого совершенно необходимо, прежде чем отказаться от него.
Божественные грёзы детских лет! Вот я бегу с девушкой за руку по необъятному лугу цветов. Сколько доверия в каждом её жесте, наши сердца слиты, торжественный аромат буйствующей природы зажигает глаза. Я люблю всех и всё... люблю... слышите, л ю б л ю ... Где-то там заветная черта и я стану таким же взрослым, как и все. У юности быстрые ноги. В мгновение ока она пробегает этот рубеж и вот уже вся тяжесть б ы т и я на её плечах. Погасает в глазах восторженный огонь, подруга ушла к третьему с другим, друг стал не друг, а так - "враги человеку домашние его". Зеркало выдаёт образ уставшего человека, человека изнурённого избытком сил. Это мир политики и обыденного, повседневного простого б ы т и я. Уже всё и н и ч е го, даже если ты премьер-министр. Ты - всё, даже если ты ничто, но если твоя мысль вплетается в гармонию бытия. Послушайте эту мировую симфонию, полную божественных звуков. Вот вольный ветер несёт запахи созревающих полей. Незабудка не грустит, хотя ей жить десятки дней. Вот лёгкая рябь пробегает по реке. Сосны-доноры распространяют живительный аромат, и забываешь, что они изуродованы человеческой рукой и поставляют канифоль. Закружитесь в вихре вселенной, где всё, кроме человека имеет своё назначение и место. Мне приходилось запускать в соловья сапогом: он не давал мне спать на ранней зоре; ничтожный смертный нарушил течение бессмертного: я умер бы умиротворённым, если эти трели сумел услышать в последний час. Так грубеют сердца, и необоримая лень зовёт ко сну в той часовенке природы, где можно реально зрить великое таинство великой Вселенной.
Эмпедокл: море - пот земли. Как благоухает море. Это верно, что оно породило нас?
И горю, как долго ночью горят.
Звёзды блестящие в небе.
И соловьёв
полная звуков заря
Будит, бессонная,
(Ивик)
Наг я на землю пришёл, и нагим же сойду я под землю.
Стоит ли стольких трудов этот конец мой нагой?
(Паллад)
Стоит ли наш нагой конец того, чтобы мы забыли про соловьиную зарю и утонули в профессиональном мастерстве общения с людьми? Или разжиревший от дармовых хлебов политикан тоже непрочь послушать забавные трели? Пусть только попробует он нарушить покой - из пушек по соловьям.
Удивительное и странное дело осуществляется на земле: одни прорекают ложь, а вторые господствуют посредством её, но разве и те и другие счастливы?
Прочь из этого мира политических акул, гангстеров и филантропов повседневного бытия, живых трупов с горящими от политического вожделения глазами. Прочь, но куда? К единению с природой, в лоно материнских объятий, туда, откуда мы пришли. Чтобы двинуться вперёд, нужно вернуться назад. Это назад и познаётся с помощью словесной символики, разработанной Платоном много веков назад. Мы не за реставрацию неоплатонизма как идеологии режима канувшего в лету, мы за познании проблем века с помощью мыслей мудрейших людей. Возникает любопытная ситуация: с точки зрения материализма учение Платона и Аристотеля, как впрочем, и всех идеалистов - сплошной бред. Как мог этот бред просуществовать десятки веков и сегодня являться украшением библиотеки любого уважающего себя философа? Словесные возможности человечества ограничены до предела. Каждый думающий человек знает как трудно, а практически невозможно изложить свою мысль понятным для всех языком, сколько словесных ухищрений требуется для того, чтобы описать какой-то материальный предмет. Что же говорить о спекулятивном материале? Да ещё о таком, который навечно опозорен политическим онанизмом большинства. Тем не менее, познающий должен нащупать тропинку в этом словесном хаосе и, не взирая не политическую окраску, которую дали тем или иным идеям политические сутенёры в веках, попытаться уяснить себе истинное состояние дел. Приведу пример такого познания, как ключ к изучению наследия наших далёких мудрецов.
О том, что видел он и что узнал,
Он не поведал никому. Навеки
Он разучился радоваться жизни,
Терзаемый какой-то тайной мукой,
Сошёл он скоро в раннюю могилу.
(Ф. Шиллер. Собр. соч., т.1. М., 1955, стр. 196 сл.)
Это случилось с неким юношей, искателем истины, который сорвал покрывало со статуи саисской богини, на которой была надпись: "Я есмь всё бывшее, сущее и будущее, и никто из смертных ещё не снял моего покрывала".
Великие философы не срывали покрывало с истины природы, но заглядывали под него. О том, что они увидели там, в полумраке, мудрецы и попытались рассказать общедоступным языком. При этом они не теряли присутствия духа. подобно молодцу Шиллера, а хладнокровно излагали суть дела, хотя истина беспощадно терзала их всю жизнь из-за того, что они н и к о г д а не имели возможности обрисовать её без искажений словесного символизма. Внутренний свет озаряет сознание мудреца. Вся задача в том, чтобы аккумулировать эту энергию сердца в уме и сообщить её всем. Это он должен сделать с помощью примитивного набора холодных слов. Нужен величайший такт, большой ум, широкое доброе сердце, полнейшее отсутствие потребности политического онанизма и непреодолимое желание решить проблемы века, чтобы ниточка доверия протянулась к сердцу жившего через века и только тогда заряд энергии огромной силы озарит ваш ум. Как никчёмную шелуху вы отбросите весь набор слов, всех дьяволов, богов и чертей: вы п р о з р е е т е только тогда, когда ваше сердце забьётся в том же ритме вселенной в каком билось пылкое сердце древнего мудреца. Тогда, например, бессмысленное понятие "бессмертие души" обретёт высокий смысл. Вы поймёте истинное значение слов, вне их политической эксплуатации и это высшее понимание человека человеком, даже если их и разделяют века. Высшее проявление близости человека с человеком - это космический унисон их сердец. Только тогда одиночество отступает далеко назад и человек становится предельно счастлив, ощущая единение с разумным существом. Это великий момент познания истины на уровне интеллектуального созерцания человеческих сердец освещенных непрерывной работой ума. нужно ли говорить, что это нечто противоположное политическому содружеству двух людей, объединённых общей целью утверждения "Я", что является общим с отношениями двух разбойников, которые задались целью отнять у прохожего кошелёк. Политические действия людей всегда основаны на экспансии в чужой огород: даже когда учитель распекает провинившегося ученика и то он утверждает своё "я" за счёт проказ маленького шалуна, хотя эти проказы также вызваны невинной целью подобного утверждения.
Главнейшая особенность спекулятивного мышления в том, что оно интеллектуальным путём находит и выводит из мироздания то, что ещё невозможно найти экспериментальным путём. Такое мышление выводит ниточки и всеобщие связи, хотя не может положить их на стол материалисту в виде осязаемого объекта. Между тем не осязаемый чувствами мир творит и преобразует его, а именно эти связи, имеющие в устах познаваемого только условное обозначение. Мы придём, в конечном счёте, к тому, что тот свод мыслительных признаков, который идеалист объединял термином "бог", физик будущего признает идентичным с теми качествами, какими обладает реальная группа частиц и этого не произойдёт только потому, что природа бесконечна вглубь и вширь, как бесконечен бог. Философ, таким образом, опережает практика в познании мира и это опережение он способен выразить только в фантастических терминах индивидуального видения мира... Истина от этого нисколько не страдает: вся задача пробиться через броню символизма и познать сердцевину сокровенного.
ПЛАТОН "ПАРМЕНИД"
Диалектика одного и иного как условие возможности существования порождающей модели.
Когда Платон говорит о своих идеях, он всегда имеет ввиду идеи как порождающие модели.
Эрос влажномерцающим взглядом очей своих
чёрных глядит из-под век на меня
И чарами разными в сети Киприды
Крепкие вновь меня ввергает.
Дрожу и боюсь я прихода его.
Так на бегах отличившийся конь
Неохотно под старость
С колесницами быстрыми на
Состязанье идёт.
("Эллинские поэты")
Сказана рассудочная чушь, разве есть какой-то эрос, Киприда с сетями и т.п. галиматья, но именно с помощью подобной чепухи несравненные греки познавали мир и это познание осуществлялось настолько успешно, что их цивилизация на все времена стала классической для человечества, а их поэзия, искусство, философия - непревзойдёнными до сих пор. Это и есть словесный символизм, единственная возможность сообщения информации интеллектуального осмысливания мира.
Когда Платон говорит о своих идеях, он имеет в виду, прежде всего действительность мира, которую нужно осмыслить любым путём. Ему пришла в голову идея осмыслить мир с помощью и д е й.
Отступление: право на толкование - чрезвычайно тонкая вещь. Мы легко находим в идейном наследстве то, чего не может быть. Каждое поколение читает Библию другими глазами. Именно в этом непреходящая ценность великих произведений. Книга должна сдаваться в музей только тогда, когда очередное поколение уже ничего не сможет из неё вычитать полезного для себя, хотя вычитать можно и то, что не имел в виду сам автор. Ни одно сколь-нибудь значительное произведение, оставившее след в истории, не заслуживает покоя в музейной тишине. Пока оно возбуждает споры и толкования, оно живёт, оно живёт и тогда утихнут споры: ведь каждое поколение открывает жизнь и её условия вновь и вновь. Право на индивидуальное толкование идейного наследства находится на уровне права индивидуального субъективного познания бытия вещей. Это право личности иметь собственное мнение и защищать его во имя грядущей объективной оценки событий. Влиться в общепризнанное - это оболванить себя, не копать словесную руду на свой риск и страх - это добывать тот драгоценный металл, который ляжет в основу будущих конструкций. Ничтожные дольки этого субъективного труда и дадут будущий сплав, но добыть его элементы можно только в творческой лаборатории субъекта. "Если я видел так далеко, то только потому, что стоял на плечах гигантов", - скажет Ньютон, сумевший создать свой, особый, сплав.
Когда Платон говорит о своих идеях, он имеет в виду прежде всего потребности б ы т и я и источник их разрешения - мудрость.
Мир есть единство одного и иного. Всё во всём. Это для философа, а для чувствующего субъекта мир есть нескончаемое иное. То что мир развивается или способен к развитию - очевидно из опыта. Мы лучше поймём мир, если на время предоставим, что каждое иное имеет свою идею становления, которая неотделима от вещи во веки веков. Мельчайший атом или электрон, путешествуя в бесконечности и присутствуя в наличном ином, имеет свою идею, которая как бы духовно руководит и движет им по пути развития. Мы называем этот путь стремлением к устойчивости объекта. Если термин "идея" звучит идеалистически и от него всего один шаг до отделения идеи и вещи, то всеобщая неодолимая тенденция к устойчивости вещи, которой никогда нет, но которая есть в вещах, понимаемая как идея вещи примеряет нас. Всё движется, но есть ли путь и цель этого движения? Есть - это путь совершенствования устойчивости, что в особых случаях можно рассматривать как развитие. Страдательное состояние объекта можно рассматривать как условие созревания модели будущей вещи. Идея есть предел становления вещи, за которой - новая идея и новая модель. Возьмём атом вещества и протянем ниточку его рождения далеко вглубь. Бесчисленное состояние составляющих его элементов есть те узелки, на этой ниточке, которые и представляют линию мер совершенствования устойчивости вещества. Беспредельное состоит из предела - это данное устойчивое состояние объекта. Совершенствование устойчивости породило органический мир и, как венец и предел - мыслящее существо. Это существо испытывает бесконечное страдательное состояние - потребность устойчивости субъекта. Существует два кардинальных по различию пути обеспечения этой устойчивости: путь политики и путь развития, ибо политика не знает развития (за исключением совершенствования приёмов борьбы), а развитию не нужна политика бытия. "Идеи" Платона и дают ключ к единению с природой на уровне слияния с развивающейся материей. Плотник, совершенствующий табурет, более гармоничен с природой, чем министр обороны, планирующий уничтожение городов и сёл. Элементы материи имеют условные идеи развития. Они сливаются в устойчивое состояние стихийным путём. Человек - автор собственных идей, которые могут существовать в его сознании отдельно от вещи. Комбинируя эти идеи, человек конструирует модель той вещи, которая родилась в его мышлении идеальным путём. Теперь тонкости: считается, что в мире нет ничего такого, чего не может быть, или в мире есть то, что есть. Человеческое мышление могло быть продуктом эволюции устойчивых состояний, а могло быть и реализацией высшей идеи вещи и явиться реализованной моделью. Если существует общая идея мира, существует и автор этой идеи, или её носитель. Это несомненно ум или "нус". Поскольку природа есть одно, представленная многим, так и общий ум представлен разлитым по всему веществу умом, носящим идеи объекта. Этот разлитый ум, обеспечивающий развитие вещества и есть бог. Он настолько превзошёл в развитии, что создал подобие себе в человеческом существе. Высшего блаженства достигает человек при единении с богом, т.е. когда ощущает бога в себе, а это возможно только при творческом акте. Поскольку природа есть сплошное неразвивающееся развитие, единство хаоса и цели, то и человек, будучи ничтожной копией этого мира, носит в себе все его признаки и заботы. Когда человечество развивается, оно ощущает бога в себе, когда занимается политикой и строит козни - дьявола, князя хаоса и тьмы. Вот вам и терминология: поймите под богом тенденцию развития, под дьяволом тенденцию хаоса, что само по себе в природе налицо и из религиозной символики начинает выделяться рациональное зерно. Теперь нужно з а б ы т ь все термины, то что осталось в сознании после тщательного выявления истины и есть и с т и н н а я ф и л о с о ф и я, которая есть то, что есть, когда ничего нет. В высшем понимании между музыкой, поэзией, искусством, математикой нет различия - все об одном, но по-разному. Результат каждого - учёное незнание, того великолепного незнания, которое ставит незнающего выше президента академии наук. Николай Кузанский по этому поводу замечает в своём трактате "Об учёном незнании": "Каким образом "знать" значит "не знать"? Уточнение сочетаний в материальных предметах и точное применение известного и неизвестного настолько выше человеческого разумения, что Сократ полагал, что ничего не знает, кроме своего незнания. Равным образом мудрейший Соломон утверждал, что все вещи трудно постижимы и что язык не может их объяснить. Человек, объятый самым пламенным рвением, может достичь более высокого совершенства в мудрости в том случае, если будет оставаться весьма учёным даже в самом незнании, составляющем его свойство, и тем станет учёнее, чем лучше будет знать, что он ничего не знает". Далее: "разум также близок к истине, как многоугольник к кругу". Оставим истину в покое: её не может дать ни одна из спекулятивных систем, ни самые точные науки. Человечеству известен только один сорт истин, связанных с опытом бытия: если прыгнуть с балкона пятого этажа, то перейдёшь в небытие. На подобных истинах и основана техника воздействия на природу, но не о них здесь речь. Великая музыка облагораживает сердце, а мудрая философия - разум. Вы не знаете и не можете помнить нот, но что-то светлое и чистое долго будет существовать в душе; вы забыли все логические исследования, термины и общие слова, но что-то поможет вам жить и взять ту частичку радости и счастья от природы, которую, несомненно, заслужили по праву своего рождения и бытия. В этом несомненное назначение истинной философии, только для этого размышляют мудрейшие люди, только ради этого их столько гибнет от руки непросвещённого большинства. Я прочитал и изучил огромное количество книг, точнее все классическую литературу мира, доступную русскому языку. Но разве я помню логические выкладки Аристотеля или композицию диалогов Платона, ни один из которых, несмотря на искреннее восхищение, я так и не сумел дочитать до конца, или я задумываюсь над тем: есть ли бог или нет? Только ограниченные люди ждут или ищут ясного ответа на философский вопрос. Бушующий океан, где нет ни неба, ни земли, ни опоры - это диалектика бытия и искать там точку координат, а затем откладывать отрезки и вновь вернуться на это место - напрасный и ненужный труд. Философия - это то, что организует волю в борьбе со стихией, придаёт неслыханные силы, даёт волю к жизни и указывает координаты спокойного островка. Глупо спрашивать у неё: да или нет. Она сама не знает этого и не может знать. Думает ли соловей о боге, нет, он просто поёт ему песню и эта песнь даёт нам силы и, в конечном счёте, возможность жизни в том смраде, где глоток чистого воздуха часто стоил своей ценой эту жизнь. Глупый соловей в минуту экстаза больший философ, чем профессор философии, вымучивающий Догмы политического бытия: первый сливается с природой и будит её, второй противостоит природе и глушит её.
Ортодоксальные джайнисты в обожествлении природы шли настолько далеко, что смертельно боялись погубить хоть единое живое существо: они пили только профильтрованную воду и имели обыкновение мести дорогу перед тобой, прежде чем ступить ногой. Значит ли это, что мы должны их считать сумащедшими людьми, или в слепом поклонении природе подражать им. Ни то, ни другое. Достаточно знать о них и это знание будет тогда и с т и н н ы м, когда благодаря ему вы освободите замученное животное или подкормите зимой голубей и синиц. Ради этого философия и существует. Часто она ударяется в крайние вещи, но только благодаря сильнейшему, иногда ортодоксальному уклону и становится возможным спокойный вариант.
Сотни веков назад человечество ошибочно избрало политический вариант устойчивости бытия. Горе и стоны разносились по всей вселенной всё это время, горы трупов и миллиарды неповинных жизней цена этому выбору. Человечество не образумилось до сих пор. Достаточно одной искры и все жуткие пророчества Сивиллы будут реализованы во сто крат. Люди больше не могут признавать разумным этот путь. Назад к природе, отмыть её от человеческой погани и тогда она даст счастье, которое невозможно купить никакой ценой. Нужно слиться с природой на уровне развития, пусть каждый ум будет занят только совершенствованием бытия, пусть все вещи будут самыми лучшими, а затем ещё лучшими по линии разрешения идеи как предела становления вещи. Только тогда человечество стряхнёт с себя страшный кошмар наличного бытия, протрёт, наконец, глаза и увидит истинное благо. Пусть леса будут полны птиц и зверей, реки - изумительных рыб, а воздух напоён ароматом полей и цветов. Среди этой благодати пусть сидит столяр и строит свой табурет, как очередной узелок в бесконечной линии мер развития бытия.
Политика - самый распространённый наркотик бытия. Жена думает как обмануть мужа, муж жену, дети родителей, начальник подчинённых, а последние своего господина. Это и есть хлеб насущный повседневного бытия. Обман строится на правдоподобии размышления: пока жизнь ваша - живите радостно; из них возникает идеология, как способ жизни и основа политики и т.д. налицо больное общество и ослеплённые лошадиной дозой наркотика люди. Оглушённый изредка прозревает, в недоумении таращит глаза и вновь погружается в небытие, теперь уже от такой же дозы алкоголя. не могут быть счастливы люди, пока политические отношения составляют основу устойчивости их жизни и основу всех экономических отношений. У такой политики в современном мире больше нет перспектив, ибо итогом её всегда была война, а война сегодня - это самоубийство. Война - это когда один говорит: я хочу прыгать и кривляться так, а второй говорит, а я хочу то же самое делать вот так. Немного попрыгав и покривлявшись, конкуренты вцепаются друг другу в горло и никто не знает, каков будет этому конец. Религиозные войны воспринимаются как дикий анекдот, разве у Магомета и Христа были различные идеи? различные цели в области экономики были у тех, кто правил именем Христа и Магомета и это решало всё. Чьим именем только не перерезали глотки в веках, но за всем этим стоял режим и власть, и делалось это в защиту режима и охранение власти, точнее той кучки людей, которые обладали ей.
"В е т е р девушке надул", - так объясняет эпос "Калевала" тайну рождения первого человека Вселенной, здесь по крайней мере всё ясно, остаётся завидовать этому ветру. Кто надул живот политическому господину Вселенной, какой чёрный суховей, пропитанный всеми ядами земли, проник во влагалище ведьмы и сделал своё чёрное дело? Мерзкая тварь - гидра с бесчисленным количеством голов явилась итогом преступного сношения. Горе, г о р е, г о р е, в а м, сынам В е т р а и первейшей, честнейшей девицы. Стонет пишущий эти строки, стонет читающий их, стонет тот, кто не подозревает о правде своего рождения. Мои родители - д е в у ш к а и В е т е р, кто твои родители, политический господин? Какая проститутка осмелилась родить тебя? Где тот мерзавец-хирург, отказавшийся сделать ведьме аборт, или законы преисподни запрещают это? Злодеи, вам не понять ничего. Способен ли породистый хряк осознать запах розы? Даже если свинарник показательно чист? Но ведь именно в этой розе смысл и история жизни. Кажется, Бэкон сказал, что трудно представить лорд-канцлера Англии, хранителя печати государства исполняющим свои непосредственные супружеские обязанности. Невозможно представить себе политического господина, испытывающего человеческие чувства! Вот политический бонза! Какие смеси кислот вытравили из него то, что испытывает любая дворовая собака: преданность, гнев, радость, просто непосредственность? Как холодно его лицо, расточающее улыбку. Какая холёная физиономия с клыками дикого вепря! Любая мысль - об убийстве. Убийство словом, затем делом! Клыки уже не клыки, а щупальца спрута. Они нежно и любовно обволакивают жертву. Каждое щупальце ничтожно семени, непрерывно в движении нервно касается жертвы. Этих щупалец мириады! О н и д у ш а т нас. Разве вы, да именно в ы, не ощущаете на своём горле мерзких объятий. Что-то холодное и липкое трогает шею. Вы инстинктивно отдёргиваетесь. Глупый, это не инстинкт! Он должен предостерегать об опасности, а щупальца - это не опасность - это разведчики ведьмы, спутавшейся с сатаной и заключивших дикий альянс. Погладьте эти щупальца, не мешайте движению их, и они оставят вас в покое. Опасность там, где герой осмеливается отторгнуть их. Вот против чего должен предостерегать нас инстинкт. Но мракобесию в этом случае несть конца!
Какой ископаемый кретин придумал, что все люди произошли от одного предка, это справедливо, если его голова была набита первобытной соломой. Так оно и есть. Солома вместо мозга - удел большинства. Но где предки той кучки людей, чья голова - консервная банка их земляных червей. Можно ли мыслью проследить начало и хвост любого червя из этой банки? Напрасная затея. Каждый червячок реален, имеет голову и хвост, но принадлежность их найти невозможно. Так выбор всё-таки имеется! За солому или за червей? Будь проклято всё - и то и другое.
С о х р а н и, б о г и т в о й у м в ц е л о с т и
Н е с п и, п а с т у х, г о н и м е ч т у
Т в о и с т а д а в о р ж и.
Р о ж о к с в о й п р и л о ж и к о р т у
И п у т ь и м п о к а ж и.
П О Л И Т И К А
К а к ф е н о м е н ч е л о в е ч е с к о г о б ы т и я.
=НИКТО БЫ НЕ СКАЗАЛ,
ОТКУДА ОН ПРИШЁЛ=
Софокл "Антигона"
Профессиональные политики - это
ч и р ь и на шее общества,
которые мешают ему свободно вращать головой.
Писатель Солженицын.
- Что такое политика?
Об этом никто и никогда никому не сможет рассказать. Человеку противно любое незнание. В общепринятой словесной символике, терминах и логических выкладках он пытается вонять этот природный ф е н о м е н.
За окном мороз, ветер и снег. Я смотрю, как напротив возводят девятиэтажный дом. Десятки человечков снуют на крыше девятого этажа на пронизывающем ветру в примитивных фуфайках и строят человеческое жильё. У каждого из них с собою "тормозок" с извечной нехитрой пищей: два куриных яйца, кусок колбасы и бутылка молока, четыре куска хлеба из смеси ржи, кукурузы и ячменя. Я видел в селе таких же людей в таких же фуфайках, которые на таком же пронизывающем ветру ехали в чистом поле за кормом для скота, из которого делают для рабочих колбасу и шьют шубы для милиционеров и торговых работников. Эти люди - создатели всех материальных благ. Их можно узнать везде по обветренным лицам. После трудового дня они спешат в ближайшую торговую точку погреться вином. Здесь, переминаясь с ноги на ногу, в казённых валенках и крестьянской шубе их ждёт не дождётся милиционер. Набравшись терпения ещё на некоторое время, пока жертва не прогреет основательно застывшие кости человеческим пойлом, именуемым вином, блюститель общественного порядка - детина вооружённый тёплой одеждой, кобурой, микрофоном и средством передвижения волокёт нашего производителя и ударника труда к себе в берлогу, где один всевышний знает, что с ним будет.
Так было, так есть, так будет. И это всё так просто! Но так не должно быть и это неимоверно сложно. Зачем рабочему и крестьянину милиционер и урядник, полицейский и прокурор. Он жизненно необходим, но почему? об этом никто и никогда никому не сможет рассказать. Мы смотрим в истоки политики, в истоки той могучей полноводной и грязно-мутной мировой реки, которая как никчёмную щепку бросает из стороны в сторону любое индивидуальное сознание. Истоки этой реки безнадёжно теряются в тумане веков и это те истоки, осмыслить которые можно только философским путём.
- Немного философии.
С голубого ручейка начинается река...
Голубой ручеёк стихии политической реки начинается с познания всеохватывающей гармонии мира. Каждое данное состояние мироздания - это устойчивое равновесие, которое в следующее мгновение будет нарушено, что и определяет движение. Однако это движение не сразу приводит к качественным изменениям устойчивости, только поэтому мы способны созерцать гармонию вообще. Вместе с тем любое движение приводит к количественным изменениям, и равновесие нарушается, происходит скачёк и возникает новое устойчивой состояние: мы созерцаем очередной вариант гармонии вещества. Таким образом, история мироздания есть история эволюции вещества, характеризующегося в каждый данный момент предельно возможным устойчивым состоянием. Самый ничтожный атом мира при изучении его родословной, предстаёт отброшенным в вечность в виде тончайшей нити с бесчисленным количеством узелков. Узелки - это мера вещества, характеризующая устойчивое состояние периода бытия за которым следует новый вариант гармонии. Ниточка между узелками - состояние безмятежной устойчивости, мгновения отдохновения природы от тектонического созидания, мгновения, которых, между нами говоря, нет. Ниточки сплетаются в верёвки и перед нами конкретный элемент наличного бытия, который можно познать в ощущении и ощутить в гармонии с окружающим миром. Верёвки сплетаются в канаты необозримой величины с необъятными узлами, между которыми состояния устойчивости галактик, наличие предательской гармонии небесного мира.
Предательство вещества заключено в его абсолютной инертности к качеству устойчивого состояния. Гармония мироздания заключена по ту сторону добра и зла, как сказал Ницше, но по другому поводу. В этой неумолимой цепи событий есть что-то леденящее душу и сердце, космический пессимизм и всемировая безнадёжность, вселенская тоска и трагический исход. Воде безразлично быть ли льдом, собственно водой или паром и это в космических масштабах способно внушить только ужас и это космический ужас ничтожной пылинки вещества, которая назвала себя человеком. Из всего вышеизложенного мы пока должны уяснить: п о т р е б н о с т ь у с т о й ч и в о с т и есть основной и величайший закон всего мироздания. Эта потребность разрешается хаотичным путём и представляется в наличном бытии гармонической системой, веществом - итогом действия бесчисленных сил, направлений в бесконечности пространства и времени. Для космической гармонии, повторяем, неприложимо понятие добра и зла; одинаково бесстрастно природа создаёт и разрушает созданное.
Вдруг в этой тьме бесконечности времён и мест появляется тонкий луч, неожиданно из космического ледника повеяло теплом - то сознание осознало развитие. Ниточки вибрируют и трепещут, верёвочки натягиваются и переплетаются, канаты содрогаются и стонут: гул и грохот, раскаты которого никому не дано слушать, сотрясают весь мир. Человек оглох и ослеп перед внешним миром. Но он ж а ж д а л услышать и в муках бытия м е ч т а л прозреть ибо он не мог жить наедине со своим ужасом и хотел от космоса чуточку тепла. Глаза его тянутся к свету, сердце к теплу, а уши улавливают космические шорохи из лаборатории вселенной. И о н о х в а т и л то, что искал. В манильском канате мироздания, которое бездушно скрутило всё и вся, он увидел красную ниточку развития и безумно ухватился за неё.
- Б о г - реальность мира и фантазия сознания?! ...
Идея бога, чрезвычайно изощрённая сама по себе, становится доступной познанию, если её рассмотреть в космическом и политическом аспектах бытия. Выводом этого познания будет мнение о том, что бог есть и о том, что его нет. Здесь нет смысла самому перед собой играть в диалектические прятки: ниже будет обоснована первая часть единого мнения, в разделе устойчивости сознания его вторая часть.
Абсолютно во всех религиозных системах человечества идея бога неотделима от факта развития природы. Бог предстаёт как Великий Создатель, но не просто создатель всего сущего, а как таинственная сущность, обладающая способностью дёргать за ниточки развития. При всём нежелании использовать этот термин, который на протяжении всей истории человечества был не столько предметом искренних исследований, сколько источником политических спекуляций, отказаться от него в познании природы человека невозможно, как невозможно отказаться от фактологической истории человечества. Так что с богом к познанию бога.
Познать идею бога можно только через исследование сущности развития.
Сущность развития связана с совершенствованием устойчивости вещественных форм бытия. Среди сонма взаимодействий элементарных частиц выделяются те, которые приводят к совершенствованию равновесия формы с окружающей средой. Последующее взаимодействие могло уничтожить совершенную с предыдущей форму, но природа, имея в запасе неограниченное время, возможность неограниченного числа сочетаний и неограниченный вещественный материал крупица за крупицей накапливали устойчивый материал, который и дал красные нити совершенствованию устойчивости - фундамент развития природу. Таким образом, с космической точки зрения, развитие - это закрепление устойчивой формы как основа дальнейшему совершенствованию этой устойчивости. В абстрактной линии лёд - вода - пар и т.д. природа ухитрилась выделить те нити, которые приводили каждый последующий узел, возможно через уничтожение и новое возрождение, к более устойчивой форме, к способности более интенсивно противостоять изменению, к возможности воссоздания более стойкой гармонии, которая отличалась и меньшим бездушием к результатам дальнейших взаимодействий. Созерцательно бог вступил в мир тогда, когда природа обрела душу, т.е. когда единый гигантский канат мироздания завязал свой первый узел перехода количественных изменений в качественные, и природа получила возможность развития. Поскольку мировой канат при ближайшем рассмотрении предстаёт сплошным узлом, то бог вступил в мир тогда, когда этот мир возник; но человек вывел бога из этого мира, чтобы этот узел разрубить. Невнятное зрелище, именуемое диалектикой, представилось взору после разрубания гордиева узла. Одна половинка - бездушная природа, гигантский молох, перемалывающий всё, попавшее в орбиту; другая - неведомый дух, подбирающий крупинки перемола, лепящий новые формы, вдувающий в них способность сопротивления молоху, родящий новое и где-то в далёком-далёком зародыше - живое. Поскольку вечно изменяющаяся природа вообще говоря не знает изменения и остаётся всегда сама собой, никакое её количественное перемешивание не вызовет наличия принципиально нового свойства - возникновения сознания и духа; остаётся предположить, что эти её свойства сокрыты в недрах материального мира и раскрываются только в интеллектуальном созерцании одушевлённого сознания. Возникает следующая ситуация. Дух - это способность достижения постановленной цели. Природа - единство бесцельной цели, наличие бездушного духа. Предположение о том, что природа могла автоматически фиксировать более совершенную конституцию и стихийно способствовать возникновению и закреплению более устойчивой формы опровергается другим предположением о невозможности развития субъекта из объекта, поскольку субъект всегда предшествует объекту. Дух не может порождаться естественными силами, и первое предположение критикуется по следующим пунктам:
1) Наша неспособность представить себе сознание и дух вне человеческого тела ещё не означает того, что дух есть его монопольное свойство, так как тело может играть только вспомогательную роль в осуществлении сознания. Восприятие света невозможно без света, но отсюда не следует, что восприятие является светом или его свойством. Человеческое тело не более чем инструмент, способный осознавать разлитый по всему миру свет.
2) Если бы сознание и дух были только свойством человеческого тела, то в таком случае невозможно было бы сознание тела, так как сознание не может быть свойством того, что сознаётся, а присуще тому, кто сознаёт. Другими словами, субъект не может быть сведён к объекту или его свойству.
3) Если бы сознание было свойством тела, то оно могло бы восприниматься и другими, а не только обладателями данного тела, ибо мы знаем, что свойства материальных вещей могут приниматься всеми людьми. Между тем сознание одного лица является его личным свойством и не может быть познано другими таким же путём, как оно познаётся им самим.
4) Даже тело по природе своей предполагает существование кого-то, кто контролирует его. Дух и принадлежит этому контролёру.
Таким образом, всемирно-историческая тенденция к совершенствованию устойчивости формы должна была быть волей, духом и сознанием, чтобы провести материальный конгломерат сквозь разрушительную стихию бытия и выдать в конечном итоге материальную субстанцию - апофеоз устойчивости в виде человеческого тела, способного в качестве выдающегося условия устойчивости осознать эту историческую тенденцию, эту волю, этот дух, это сознание, чтобы на уровне автоматического балансирования поддерживать устойчивость и, если требуется, взять на себя монопольное право на волю, дух и сознание с тем, чтобы создать очередной уровень совершенствованной устойчивости. Отрицание отрицания - это когда сын отказывается от отца, чтобы выжить в новых условиях. Последующее отрицание - возвращение блудного сына к стопам отца на уровне нового осмысливания мира.
Итак, сущность развития связана, с точки зрения объективного идеализма, с деятельностью мирового духа, который, меняя бесчисленное количество оболочек, оказался заключённым в самом совершенном с точки зрения устойчивости материальном элементе - человеческом мозге. Оставаясь разлитым по всему миру, как соль растворена в воде, дух осознал себя в человеческом теле и завершил первый круг собственной эволюции.
- Ещё немного философии.
Всё было бы просто, ясно и просто прекрасно, если бы мировая ниточка развития отбросила прочь ложную гармонию природы, бездушное изменение и взаимодействие материальных элементов и выдало в чистом виде вместе с созданием интеллекта основу развития как природный феномен. Каждый акт взаимодействия в таком случае подчинялся бы всемировой гармонии развития и любому хаосу пришёл бы конец. Не тут-то было. Бог не одолел дьявола, хотя и сильно потеснил его позиции, создав материальную возможность самоощущения. Вопрос ещё более осложняется тем, что бог не противопоставлен материи, а составляет единое с ней, как единое устойчивой неустойчивости, неустойчивой устойчивости регрессирующего развития и развивающегося регресса, единое бесчувственного чувства и бездушного духа, единое всемировой гармонии и вселенского хаоса. Форточка в небо закрылась, из вселенной потянуло космическим холодком, лучик света тревожно замигал... замигал, но не потух. Абстрагируясь от вселенского хаоса, сознание констатирует наличие развития. Оставив в покое дьявола с его космическими кознями и ледяным равнодушием к результатам собственной тектонической кропотливой работы, мысль констатирует наличие и другого рода деятельности, и эта вселенская работа направлена на совершенствование, развитие, воссоздание истинной гармонии, на реализацию добра, которое есть ничто иное как реформированная устойчивость мирового духа. Сущность выявляется, а истина бытия заключена в сущности. Дух выявляется в последовательном изменении конституции материальных элементов с целью совершенствования их устойчивости. Во всех религиозных системах мира эта деятельность выдаётся за работу Создателя - Бога духа. Неважно, что, например, фараон Эхнатон пытался реформировать традиционную религию, точное идеалистическое осмысление мира и приписал мировое развитие деятельности солнца и в гимне ему говорит:
Ты сотворил землю по своему сердцу, ты один,
С людьми, стадами и всеми животными.
Всё, что ходит по земле на ногах,
И всё, что порхает в вышине, летая на крыльях
(АОТВ, 1; 17.)
важно то, что сознание человека не может не констатировать наличие благой цепочки мира, уходящей в вечность, наличие таинственных сил, определяющих развитие. Назовите эти силы силами гравитации, магнитными силами или силами ядерных реакций - от этого вопроса не станет понятнее, ибо эти силы сами по себе загадочны. Назовите эти силы божественным могуществом, чьим-то промыслом, благим пожеланием - вопрос запутается ещё больше. Но с помощью этих неясных выражений человек познаёт суть дела и это цель той логики, которая оперирует словесными символами для познания окружающего мира. Только законченный обыватель, погрязший в поисках довольства, как слепой котёнок в поисках чашки молока, может оперировать терминами да или нет. Положите чуткие пальцы на клавиши мирового органа и нажмите чуточку любой из них - послышится звук непонятной чистоты и силы. Вслушайтесь же в небесную симфонию Вселенной, и вас будет бросать то в жар, то в холод, вас будет охватывать то блаженство красоты и покоя, то ужас хаоса и изменения и, наконец, измождённый от услышанного, вы падёте ниц с бормотанием молитвы или погрозите небу кулаком. Всевышнему музыканту нет до этого дела. В космическом экстазе невидимые пальцы с чудовищной быстротой бегают по клавишам несуществующего органа и под эту сжимающую душу небесную музыку расцветают цветы и рождаются дети, плавают рыбы и летают птицы.
Всепроникающая гармония звуков, слышать которые доступно только интеллекту, проникает во всё и вся. Пифагор считал, что эта гармония - различные, но предельно точные сочетания числа и фигур. Кто этот великий музыкант, математик, врачеватель душ, учитель, наш отец - природа ли, называема богом, или бог, названный природой; материя ли обозначенная сознанием, или сознание, названное материей. Здесь нет ответов да или нет. Птички летают, рыбки плавают, детки растут... Чтобы так было и дальше мы с помощью примитивного логического аппарата проникаем в тайны небесной мастерской, эти тайны и попытаемся суммировать в следующих выводах:
- материя характеризуется хаотическим броуновским движением с последовательным изменением формы элементов; в мире нет развития и принципиального изменения вообще, любое изменение - иллюзия наблюдателя:
Небытия ни познать непостижимо не сможешь,
Ни в слове выразить...
Одно и то же есть мысль и бытие...
В будущем как может быть или как бытие возникает?
Нет его, если оно возникло иль в будущем будет.
Гаснет рождение, так и смерть пропадает без вести.
Одно и то же есть мысль и то, о чём мысль существует.
Ибо ведь без бытия, в котором её выраженье,
Мысль тебе не найти.
Парменид. (О природе)
Таким образом, из первого вывода следует - материя не знает устойчивости и чего-то постоянного, а также изменения. Мысль едина с бытием и хаосом. Сам хаос и изменяющаяся неизменность и есть единственный приемлемый вариант устойчивости мироздания. Мировая устойчивость базируется на абсолютной неустойчивости составляющих элементов, как принципиальная неизменность системы - на абсолютной изменчивости входящих единиц.
- материя характеризуется целенаправленным движением с последовательным изменением формы элементов; мир есть развитие и бесконечное стремление к устойчивой форме. Разлитый по всему миру дух руководит этим стремлением, любое изменение есть ещё неведомое нам совершенствование устойчивости, любое движение мельчайшей пылинки имеет верховный смысл и направлено к высшей верховной цели - достижению абсолютной устойчивости мировой системы. Одним из этапов деятельности духа была компоновка материальных элементов в виде человеческого мозга: дух осознал себя, чтобы с большей активностью воздействовать на материю по пути достижения абсолютной устойчивости. В дальнейшем человек должен служить средством мирового духа для достижения его извечной цели. Однако, сам человек должен пройти ускоренным темпом весь тот бесконечный путь, который преодолел дух в своём разрешении, по следующим этапам: признание ведущей роли создателя в развитии природы и следующая из этого пассивность и иждивенчество обывателя с надеждой на спасителя; отрицание роли создателя, духа вообще, признание господствующей роли неведомой материи и следующая из этого реализация космического хаоса в человеческих делах приведшая мир на грань катастрофы; признание наличия всемировой тенденции развития на уровне гармонии и её совершенствования на базе устойчивости, самоподключение человека к воссозданию гармонии и как заключение - господства мирового духа в лице человека над бесчувственной материей, ваяние гармонии по образу и подобию действий духа.
с и н т е з:
- неосознающий себя дух уже достиг, точнее, всегда неизменно находился в состоянии Вечности гармонии и покоя. Хаос и движение вообще как изменение - иллюзия. Для полноты счастья дух решил осознать себя и во сне поддался этой иллюзии - движению и изменению с целью совершенствования. В порыве сентиментальности он создаёт человека как условие существования его мозга, а вместе с последним и условие своего самосознания. Теперь его задача реализовать в реальности сон и приблизить сознание к той Вечности, которая окружает дух. Путь к этому лежит снова через сон - совершенствование человеком гармонии окружающего мира, которую в реальности невозможно совершенствовать, если она есть, тем более, если её нет. Умозрительно можно только созерцать эту Вечность.
Я видел Вечность той ночью,
Подобная кольцу великому чистого и бесконечного света.
Вся безмолвная, ибо - прозрачная;
А всюду под нею - Время в часах, днях и годах,
Влекомое сферами и,
Подобно громадной тени движимое, в котором мир
И всё к нему относящееся вращалось.
(Вон)
Великий Создатель взял за ноги созданного им человечка немного помотал его в пространстве и бросил в самый узел мировых противоречий. Глупышка барахтается в них, пускает пузыри, изнемогает и сочиняет описания вечного мира гармонии и покоя:
Время от времени сделанные им описания вечного мира славы
Несут нашей измученной душе
Ту безмятежную песнь чистой совести,
Которую я пою перед сапфирно-синим троном
Тому кто на нем восседает.
Данте (Рай)
- Как бог создал человека или развитие взаимодействий в органическом мире. Почивая на троне в вечном покое и славе, бог увидел сон, как будто бы всё завертелось и закружилось в чудовищном вихре. Мир распался на движущиеся мельчайшие объекты, и все эти объекты взаимодействуют между собой. Ему приснился ещё и такой кошмар, будто в мире ничего не осталось от его трона, а появилась неведомая исчезающая материя и не осталось ничего кроме неё и эта материя суетливо движется в неведомом пространстве и каком-то времени. Оскорблённый подобным кощунством, в порядке высочайшего надзора бог принимает человеческую оболочку и спускается с небес на землю, чтобы на месте разобраться, в чём дело. Пронизывающий всё и вся, охватывающий необъятное, всевечный и неизменный, вселившись в человека, бог с ужасом увидел, что он глух и слеп и не понимает даже самого себя. Растерянно оглядываясь на бестолковую сутолоку окружающего мира, бог силится понять, что происходит: он не подозревал сколько коварств и тайн содержит мгновение его вечности, сколько мучений и содрогающих душу вздохов содержит ощущение прошедшего мгновения. Бог решил не просыпаться и досконально разобраться, в чём суть проблемы. Для начала он растянул мгновение своей вечности в секунды, минуты, часы, дни, месяцы и года. Получилось Время. Затем, вселяясь одновременно и во времени в математиков, музыкантов, художником, философов и мудрецов попытался с их помощью осмыслить самое себя. он ещё вселился и в политиков, чтобы с их помощью познать самые изощрённые козни и происки своего извечного врага - Сатаны, а также понять механизм действия великого Хаоса. С помощью Пифагора и Энштейна, Бетховена и Генделя, Рублёва, Гойи, Орфея, Платона, Гегеля высший дух познавал себя, но это была его одна сторона. Вторая сторона, представленная политическими мерзавцами из книги Б ы т и я не могла быть понята даже с помощью величайших пророков Моисея, Иисуса Навина, Самуила, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Осии, Иоиля, Амоса двенадцати младших пророков и всех тридцати девяти книг Ветхого завета. Если учёнейшие мудрецы и сумели воссоздать какую-то бледненькую картинку мира, то мудрейшие пророки и в лице их сам дух оказался бессильным познать сокровеннейшую тайну Сатаны - причину его действия, а ведь только это познание было истиной целью мирового духа. Мировой разум, воссоздав себя в разуме человеческом, не смог оградить его от тех неприятностей, которые имел сам в космическом масштабе. Напрасно взлелеял и вырастил он его, напрасно считал его своим высшим достижением, напрасно доверился его тщедушной оболочке. Нет развития, есть только повторение и богу горько видеть в этом зеркале самого себя. Это означало только то, что в какой-то космический миг может исчезнуть и это подобие, исчезнуть вопреки всем его усилиям по происку тех активных сил, которые препятствуют развитию. Джин свирепствует на свободе; не справившись с ним в космическом масштабе, бог сделал маленький эксперимент и попробовал справиться с ним на земле. Опыт не удаётся. Из всех тварей земных только человек одинок. Нет ему пристанища в джунглях политики. В поте лица своего он будет напрягать разум, и осуществлять прогресс. В муках раздумья он будет выделять закономерности их хаоса, преобразовывать природу, созидать, чтобы создать ещё больший хаос. Великое благо - богатство сделает человека безумным. Он будет умирать с голода, и топить в море баржи с хлебом. Любое созидание обратится во вред, любое открытие станет на службу убийству. Имея все возможности создать рай на земле, он будет несчастным, одиноким, отверженным, забытым, мечтая о рае небесном. Мать-кормилицу, землю, он превратит в сумасшедший дом, а сам будет предаваться дикой вакханалии разрушения, как Вакх исказил движение Орфея. Устав от разрушения он начнёт снова созидать, но не элементы развития, а новейшие средства уничтожения. Отрывая кусок хлеба изо рта своего, он будет кормить им воина. Забыв о горе, нужде, несчастье брата своего, он будет думать о его убийстве. Ложь, насилие, страдание, смерть будут идти по пятам человека. Человеческий ум будет реализовываться в политике. Политика определит историю. История человечества - величайший позор человеческому разуму, его бесстыдная нагота. Благообразные рожи политикантов, умащёные благовониями, распираемые от скрытого довольства, эти негативы истории, отпечатанные на фотографической бумаге исторических фактов представляют немыслимую мерзость, издают несуесветное зловоние, против которого испражнения скунса - благоухающий аромат. Господь бог задохнулся от этой вони. Не имея возможности в порыве отчаяния покончить с собой в космическом масштабе - это запрещено богам их природой, всевышний решил уничтожить своё мерзкое подобие и бороться с космическими демонами в одиночку:
"И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своём. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых я сотворил, от человека до скотов и гадов и птиц небесных истреблю: ибо я раскаялся, что создал их".
(Быт. VI; 6,7.)
Бог не был бы самим собой, если жалость в его необъятном сердце не взяла верх. Он вовремя вспомнил, что недостатки человечков - слабое отражение вселенского Хаоса, что закончить этот эксперимент - значит повергнуть мироздание в космическое отчаяние и пессимизм, значит превратить свой божественный сон в постоянный кошмар, а покойные сны любят даже боги. Отчаяние, с которым бог хотел уничтожить даже неповинных небесных птиц, сменяется решительным желанием выяснить природу зла до конца. Божественный взгляд скользит во времени взад и вперёд и падает на одного мудреца, имя которого внушает людям со слабой нервной системой, не знающих пружин бытия и не понявших его ужас и лёгкий шок. Порой сын флорентийского юриста Макиавелли (1467-1527) действительно ужасает и более проницательных людей.
Героем "Князя" главного источника концепций профессиональной политики истории, является Чезаре Борджа, которому Макиавелли расточает величайшие похвалы. Он задался трудной целью: во-первых, убив собственного брата, одному пожать плоды династического честолюбия своего отца; во-вторых, силой оружия завоевать от имени папы территории, которые после смерти Александра IV должны были стать собственностью не папского государства, а самого Чезаре; в-третьих, обработать коллегию кардиналов, чтобы следующим папой стал его друг. С большим искусством Чезаре преследовал эту трудную цель, правда он потерпел неудачу, но только вследствие "необычной и враждебной судьбы". Случилось так, что в момент смерти отца сам Чезаре был также опасно болен; а к тому времени, когда он выздоровел, враги его собрались с силами, и папой был избран его злейший недруг. В день этих выборов Чезаре говорил Макиавелли, что он п р е д у с м о тр е л в с ё, что могло произойти, "н е п о д у м а л лишь об одном: что, когда отец будет умирать, он окажется при смерти сам". легко себе представить, что к другим политикам судьба была более милостива и подавляющее большинство из них достигали поставленной цели.
Макиавелли был личным другом князя Чезаре, ему была известна вся подноготная его преступлений и заканчивает он так:
"Подводя итог делам герцога Чезаре, я не бог бы упрекнуть его ни в чём; наоборот, мне кажется, что его можно, как я это сделал, поставить в пример всем, кто достиг власти милостью судьбы с помощью чужого оружия".
Великий философ жестоко насмеялся над всеми имеющими власть, что не помешало последним взять эту иронию на вооружение. Макиавелли создал зеркало политики и это отражение жизнедеятельности того вневременного, вненационального, космополитического общества, которое представляет профессиональную политику мира. Всевышний видит, что каждый жаждущий пополнить ряды этого общества должен пройти длинный и сложный путь осволочения. Испытательный срок предусматривает освоение кандидатом элементарных приёмов лжи, предательства, подлости, клеветы, доносов. Профессиональные навыки заключаются в том, что вся эта мерзость должна искусно прятаться за лучезарной улыбкой, дружеским пожатием руки, приглашением отдохнуть в семейном кругу и т.п. приёмами маскировки, которых столько же, сколько козней в арсенале самого дьявола. Проявившие малодушие, дрогнувшие хоть на мгновение перед олицетворённым пороком безжалостно отсеиваются в колонны производителей материальных благ и там как шляпа навоза в чистой проруби болтаются от стенки к стенке, не принимаемые ни чистыми духом, ни порочными по существу. Зато прошедшие все профессиональные рогатки, волчьи ямы, капканы, петли, западни политических джунглей приглашаются на очередной шабаш и старейшина политиков, после ряда формальных вопросов торжественно подвергает кандидата последнему испытанию. Отработанным жестом он приказывает секретарю внести младенца, божьего агнца. малыш невинно пускает пузыри, улыбается, говорит агу. Его глазки чисты, душа ясна - то молоденький росток тянется к свету в человеческой душе, то сын божий появился на свет и хочет показать его всему миру. Старейшина берёт огромный ритуальный нож в виде вековых суеверий, предрассудков, макиавеллевских заветов, идеологии группы и вскрывает им вены младенца. Глазёнки малыша недоумённо расширяются, ему больно, очень больно, но он не может кричать - кровь и жизнь капля за каплей уходят из его тела в большую кружку. Её торжественно подносят новоиспечённому кандидату. Медленно, смакуя каждый глоток тёплой крови, последний осушает её. Все сладострастно и затаённо молчат и впились взглядом в руку кандидата: не дрогнет ли она. Буря аплодисментов - награда новому члену: кровь младенцев - животворная пища политиканов, свежатинка, условие политического бытия. Вот как описана сцена такого шабаша у пророков:
"Тогда воины взяли Иисуса, и Пилат велел бить его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы и распните; ибо я не нахожу в Нём вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон (?), и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю. Всякий, делающий себя царём, противник кесарю. Тогда, наконец, он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест свой, он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа, там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Итак, пришли воины, и у первого перебили голени и у другого, распятого с Ним. Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней; но один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода..."
(Иоанн гл. 19)
Если это и мифологический сюжет, то он с величайшей полнотой раскрывает зловещие пружины профессиональной политики.
"... воззрят на Того, К о т о р а г о п р о н з и л и"
(Захар 12; 10)
У небесного владыки шевелятся волосы на земле: стоит ему вселиться в какое-то человекообразное существо как оно начинает преследоваться, подвергаться гонениям и, если не испустит божественный дух до конца, подлежит уничтожению. Много раз он воскрешая этот дух в очередном представителе человеческого рода, но тщетно. Даже если этот человек и достигал божественной цели и умирал в величайшем почёте, даже если его дух и цели всячески превозносились и почитались после смерти, истинное положение дел было настолько искажено, загажено, вывернуто, что дьявол только радостно потирал руки. Так божественный дух и умирал в святом почёте вместе со смертью оболочки. Всевышний вне себя от горестей и печали, он решает вселиться ещё, в последний раз, в одного из человеков, чтобы познать силу и оружие своего исконного врага - князя тьмы, который вершил свои чёрные дела в благообразной оболочке профессионального политиканта. Если этот эксперимент не удастся, и зверь не будет посажен в клетку, то пусть всё летит в тартарары: если святым людям нет на земле житья, и они всё равно обречены на моральную или физическую гибель, вместе с ними уйдут в небытие и миллиарды обывателей и подлецов, мировая катастрофа пронесётся очистительной грозой и вернёт небесной гармонии запоганенный уголок. Политический зверь в своём безумстве пожрёт самого себя и испустит дух в конвульсиях, термоядерная катастрофа очистит мир как освежительная гроза и мироздание взамен чудовищной вони от земли получит успокоительный озон.
Последний эксперимент: верховный разум познаёт природу с а т а н ы; человеческий ум познаёт истоки п о л и т и к и.
- Развитие отражения в органическом мире.
Устойчивость элементов неорганического мира определяется их взаимодействием с предметами, которые нейтральны к основным свойствам этих элементов. Отражение в неорганической природе проявляется в форме взаимодействия тел, в результате которого происходит разрушение или видоизменение обеих или одного из них. Качественные свойства взаимодействующих предметов не закрепляются в одном из них. Любые формы взаимодействия неорганических тел не вызывают активного отражения.
Иначе обстоит дело в органическом мире, где любое взаимодействие элементов носит характер биологического отражения. "В случае неорганических тел, - писал Ф. Энгельс, - обмен веществ разрушает их, в случае же органических тел он является необходимым условием их существования. Движение воды в камне разрушает его, движение воды в живом организме является условием его жизнедеятельности.
Через биологический обмен веществ, когда живая материя проявляет свою самостоятельность, противопоставляя себя окружающей среде возникает специфически новая форма биологического отражения - о п е р е ж а ю щ е е о т р а ж е н и е. Уже здесь намечается раздвоение живой материи на форму существования организма и специальную отражательную функцию, осуществляющуюся в акте непосредственного взаимодействия организма и среды. Это придаёт активный, опережающий характер каждому акту отражения. Только с появлением живой материи можно говорить об отражении в собственном смысле слова, т.е. об отражении, которому присуща опережающая функция.