Literarische Werke des Hauses der Wissenschaftler. Ausgabe...
Коварский Александр. В добрый час!
Под редакцией Берты Гороховой
ISBN 978 -3 -936112 - 47 - 4
" Рассказы Александра Коварского отличают лаконизм и правда подсмотренных человеческих историй, которые нередко встречаем и мы, но не даем себе труда их пересказывать. А зря, потому что встреченная доброта и душевное благородство - это то поистинне бесценное, на чем и держится всё лучшее, что есть в этом мире. Александр пишет именно об этом, поэтому рассказы трогают сердце и наполняют его оптимизмом и теплом."
Анна Сохрина
I С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Капитан
2. Альфред
3. Анна
4. Шведская шапка
5. Случайная встреча
6. Приехали
7. Рождественские истории
--
Ничего страшного
--
Блокадный рояль
--
Дуду
--
Спаситель
--
Поездка к морю
--
Завтрак у Гулько
--
Фея
--
Забвение
--
В добрый час!
--
На крыше дома
--
Один за всех
--
"Null Problemo!"
--
Поход длиною в жизнь
--
День первый, день последний
--
Вот и встретились
--
Искупаться в океане
--
Будни
--
Привычка
--
Кукарача
--
Сальза N4
--
Фотографии
--
Перечень фотографий
--
Перечень публикаций
--
Об авторе
К А П И Т А Н
Путешествие в Финляндию оказалось труднее, чем я
ожидал. Раньше на Рождество и Новый год все паромы меж-
ду Германией и Швецией оставались в своих портах: моряки
отдыхали и веселились на берегу. Мне же с сыном за пять
дней рождественских каникул предстояло около четырёх ты-
сяч километров сухопутно-морского пути по маршруту Рос-
ток - Стокгольм - Турку - Лаппеенранта и обратно. Другое
время нам не подходило: я работал в Гамбурге, сын учился в
Ростоке, и отпуска не совпадали. Поездка походила на авторалли " Русская зима". Только вместо спортивной, подготовленной для езды по заснеженным дорогам машины, компанию нам составил не первой молодости видавший виды " Пассат-вариант". Единственное, чем порадовали ветерана, - это новой зимней резиной фирмы " Континенталь".
При отъезде из Петербурга не захватили и часть нашей библиотеки. Тогда помочь взялся финский приятель, причём совершенно бескорыстно, - ему это ничего не стоило. Еле угово-
рили принять в дар альбом картин.
- Приехать за книгами можете в любое время, заодно и Финляндию посмотрите, - заве-
рил на прощание.
Так получилось, что два года о поездке можно было только мечтать.
Приятель принял нас, как родных. В его просторном хорошо обставленном доме каждому нашлось по комнате, а в гараже - место для " Пассата". Мы попарились в домашней сауне, время от времени обтираясь снегом в небольшом саду, вкусно поужинали и улеглись спать на широченных кроватях с водяными матрацами. А на прощанье гостеприимный хозяин пре-поднёс сюрприз:
- Позвольте денежки за перевозку и сервис!
Мы онемели. Шутка? Ничуть. Он заломил довольно кругленькую сумму. Объясняться не в моих правилах. На душе стало муторно. Легко ли разочаровываться в человеке, даже мало- знакомом? Я понимаю, перестройка и борьба за выживание испортили многих в России, но что случилось с благополучным, респектабельным финном?
Тяжело загруженный " Пассат" двинулся в нелёгкий путь. Мы спешили на паром Хельсинки - Стокгольм и при 20- градусном морозе выжимали из бедного ветерана всё, на что был спо-собен. Спасибо, вытерпел, обошлось без аварий и поломок.
В Треллеборге погрузились на последнее судно, покидающее Швецию в ночь на 31 декабря. Им оказался старый " Каллеберг", много лет служивший на линиях между Германией, Дани- ей и Швецией. Подмораживало, и даже небольшой ветерок казался ледяным. Никто не про-
вожал на берегу, и никто, как обычно при отплытии, не стоял у борта. Пассажиры выстрои-
лись у буфетной стойки в кафе, запасливые - принялись опустошать сумки и термосы. Зако-
нчив поздний ужин, разомлевшие в тепле люди разбрелись по палубам, выискивая, где при-
ткнуться. Мест в салонах на всех не хватало, и некоторые устраивались ночевать в своих ав-
томашинах, хотя температура в трюме мало отличалась от наружной. Водителям грузовиков для нормального отдыха перед дальней дорогой полагались каюты.
На выходе из кафе стоял среднего роста ничем не примечательный человек лет 50 в серой рубашке, заправленной в чёрные брюки. Большой палец правой руки был засунут за ремень, четырьмя другими он барабанил по животу, как пианист по клавишам, - сигнальный жест российских выпивох, когда "соображают" на троих или четверых. Обычно я не пью один, мне нужна компания. Сочувственно посмотрев на потенциального собутыльника, улыбкой и жестами дал понять, что готов с ним выпить.
- Вы один? - спросил меня мужчина.
- Нет, с сыном, но он не пьёт.
Организатор коллективной выпивки как-то странно посмотрел на меня.
- Подождите, пожалуйста, здесь, - он кивнул в проход, где уже переминался с ноги на ногу "компаньон".
После финского "сюрприза" настроение - на нижней отметке. Я даже обрадовался возмож-
ности "сообразить на троих", чтобы смыть неприятный осадок! Почему бы и нет? У меня ос-
тавался трезвый водитель - сын, и я вполне мог пропустить рюмку-другую и расслабиться. Через минуту устроитель выпивки подвёл к нашей кучке ещё одного алчущего ( уж не знаю, по каким признакам отбирал людей) и изрёк:
- Я капитан этого судна, у меня остались три свободные каюты, вот ключи от них. Вы мо-
жете спокойно выспаться. Душ и сауна также в вашем распоряжении.
Немая сцена, как в гоголевском "Ревизоре". Капитан повторил.
- Это всё бесплатно, - добавил он, заметив нашу растерянность.
Вот это да! А я-то... И остальные"собутыльники" оторопели.
Мы благодарили, как могли, но капитан, не выслушивая, пожелал спокойной ночи и ушёл.
Что это: традиция немецких моряков под Рождество и Новый Год ошарашивать пассажи-
ров нежданными сюрпризами? Или капитан, по натуре внимательный и добрый, оставшие-
ся от "брумми" каюты не пустил в продажу, а подарил людям?
Мы были растроганы и не сразу успокоились. Каюта не отличалась роскошью современных лайнеров, но на койках лежало чистейшее накрахмаленное бельё. Мы приняли душ и уснули, как праведники.
Я очнулся в полной темноте. " Каллеберг" слегка покачивался на волнах, временами виб-
рировали переборки каюты, слышался ровный гул идущего полным ходом судна. Сын слад-
ко посапывал носом, и я не стал включать свет, интересоваться временем. От разительных воспоминаний о финском знакомом и капитане " Каллеберга" мысли перескочили на прочи-
танную когда-то книгу " Ля Тортуга, или от Аляски до Огненной Земли". Автор, американс-
кий инженер, заработав после войны денег на Аляске, осуществил давнюю мечту - пересечь на автомашине оба американских континента. Он купил списанную армейскую амфибию на базе " Виллиса" и с женой отправился на юг. Панамериканская автомобильная дорога суще-
ствовала только в проекте, и путешественники столкнулись с невероятными трудностями. Водные преграды, в том числе Панамский канал, Ля Тортуга ( по-испански - черепаха, так жители Южной Америки назвали амфибию за внешний вид, ) преодолевала вплавь. Однаж-
ды из-за полнейшего бездорожья пришлось продвигаться по шпалам железной дороги, рис-
куя столкнуться с поездом.
В глубине Южной Америки машина сломалась, потребовался сложный ремонт в мастерской.
Казалось, всё, конец. Выбраться бы живыми! К счастью, им встретился путевой обходчик, пожилой человек с коричневым от солнца и ветра лицом. Он понял, с машиной случилось что-то серьёзное, и без лишних разговоров привёл инженера в свой двор, подвёл к старень-
кому " Виллису " без колёс:
- Можете снять его любые детали.
Инженер принялся за дело и за неделю Ля Тортугу починил. Счастливые путешественники пожелали спасителя "озолотить". Но тот денег не взял, хотя был беден, лишь произнёс на прощанье:
- Увидите человека в беде - помогите ему!
Наверное, ценил добрые дела выше денег. Инженер запомнил эти слова на всю жизнь. Па-мять о добре живёт долго и передаётся от человека к человеку, как эстафета.
Да и в моей жизни подобное случалось.
... Однажды утром ехал на работу и, как водится в это время, автомашины еле двигались и часто останавливались. С моря дул шквальный ветер, временами хлестал дождь. В салоне было тепло, тихо играла музыка. Мои мысли прервал стук в водительское окно. Я вздрог- нул. Приоткрыв, увидел небритого мужчину в комбинизоне:
- У тебя не горит один тормозной сигнал.
Я поблагодарил, а он, прихрамывая, пошлёпал под дождём к стоящему сзади экскаватору. Этот парень с помятым после вчерашней выпивки лицом стал мне очень симпатичен. С тех пор и сам стараюсь предупредить водителя с неисправным стоп-сигналом. Досадно, когда слышишь в ответ:
- Спасибо, знаю об этом!
- Почему-же не меняешь сгоревшую лампочку?
Обычно это молодые люди.
Больше плавать на " Каллеберге" не довелось. Но каждый раз, когда видел его в Варнемю-
нде или через подзорную трубу с пляжа, на меня накатывала волна добрых воспоминаний о
капитане этого судна.Позже узнал: " Каллеберг" продали какой-то судоходной компании. Видно, бороздит другие моря.