Аннотация: Если собрать мнения в этих ваших энторнетах, то можно составить три типа рецензий на любого автора: ругательные, нейтральные (объективные) или хвалебные.
"Шедевральное произведение мастера фэнтези".
"Началось всё банально-Посмотрела вначале первый сезон сериала Игра престолов. Сериал очень понравился-решила прочесть книжку-так же начиная с первой-прочла на одном дыхании-автор действительно гений!"
"Восхитительно. Лучшее, что я читала в своей жизни".
"Пять? Недостаточная оценка для этих книг. Довольно долгое время после прочтения не могла взяться за другие книги. Казалось кощунством, пока свежа память о героях, углубляться в нечто новое. Особого желания читать не было. Да и все книги, что я любила до "Льда и Пламени" померкли в памяти".
Отзывы из интернета.
Что-то такое же я уже наблюдал. Поттеромания, например. Или Брауновские конспирологии, особенно после выхода фильма с незабвенным Форрестом Гампом (актер Том Хэнкс) в главной роли. Хватает и ругательных отзывов, особено от поклонников "высокой литературы", а сравнение с Морисом Дрюоном кому-то показалось святотатством...
Забавно, что почти все эти отзывы можно свести к "аффтар жжот, пеши ищё"; либо КГ/АМ. Я решил помочь в попытках объяснить феномен Мартина, но чтобы было забавнее и доходчивее взял на себя смелость написать три типа рецензий на все случаи жизни.
1. Ругательное.
Вы любите длинные, практически бесконечные, сериалы а-ля "Санта-Барбара"? Тогда это для вас. В центре резинового цикла "Песнь Льда и Пламени" Мартина семья Карлеоне... упс... конечно Эддарда Старка. Правда в отличие от Си.Си Кэпвелла ему повезло меньше - смерть в конце первой книге/сезона. Зато эта эвтаназия избавили актера Шона Бина от необходимости ходить с тупым выражением лица (якобы напряженным видом).
События происходят в вымышленном мире, где есть магия и драконы, так что уверенно можно квалифицировать сиё чтиво как фэнтези. При том. что магия в мире не особо влияет на события, минимум 95% событий происходит аналогично земным событиям периода Средневековья, времен феодальной раздробленности и без особых вмешательств чудо-магии. И возникает законный вопрос, а почему не написать реальную историческую хронику, как вышеупомянутый Дрюон? а просто мы не ищем тяжелых путей, исторический материал надо изучать. А вот фэнтези дает возможность заниматься интеллектуальным онанизмом и пустить на волю свою буйную фантазию. Не заморачиваясь на детали и их тщательное выписывание, а все нестыковки и нелогичности объяснять в стиле бронебойного "Это магия, сынок!".
Секрет коммерчески успешной книге известен не первый день. Запутанный сюжет с тайнами и секретами, кровавые убийства и секс-эротика "И побольше, побольше".
Хуже всего удался автору сюжет. Запутать читателя автору удалось, но иногда кажется, что он запутался сам. Про такое в футболе говорят - замах на рубль, удар на копейку. Просто не мог избавиться от мысли, что в некоторых частях линия Дейнерис - лишняя? Возможно это связано с тем, что Вестерос - еще более-менее понятно автору (это отражение Европы), то Восток-Юг явно не укладывается в голове западного писателя. Или по крайней мере - примитивно. Дикари, рабы, евнухи - фу, мерзость.
Теперь пункт 2.
Кровища так и хлещет. "Не привязывайтесь к героям, они очень быстро умирают".
Впрочем, что еще ожидать от диванных полководцев и кухонных спецназеров только американского разлива? (Прим. Во время Вьетнамской войны Мартин проходил альтернативную службу - вика http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B6_%D0%A0%D1%8D%D0%B9%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B4_%D0%A0%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%B4).
Корреляция между чем больше чмо человек в жизни, тем более он крут в своих романах не мной подмечена.
Давайте сравним... с кем? Конечно, с Профессором. Толкиен был на войне, он не понаслышке знает, что такое дыхание смерти. И видимо поэтому так бережет своих героев (возвращение Гэндальфа - вообще один из самых рояльных и спорных моментов его трилогии**). И даже смерть отрицательных персонажей - это целая драма в пять страниц. Даже назгула. Даже прАААтивного-прАААтивного Горлума...
Не так-то просто убить человека (человекообразное разумное). Пусть и врага. Пусть и в бою... Для Профессора смерть - трагедия, для Мартина - развлекуха.
А когда кровь дешева на червонных полях, то из высокой трагедии получается банальный боевичок.
3) И, наконец, "про это".
Секс, наркотики и рок-н-ролл и эротика входят в неизменный комплект успешного с коммерческой и читательской точки зрения литературный проект. Девушки Бонда это гарантируют.
Не будем прикидываться пуританами. Я не против эротических сцен в литературе или кино. Но у Мартина сексуальные фантазии занимают какое-то самодовлеющее место в творчестве.
Чуть ли не самый любвеобильный герой саги - карлик Тирион Ланнистер. И не поймешь, чего тут больше - гиперкомпенсации прямо по дедушке Фрейду, простой и честной любви американцев к политкорректности или все-таки не меньшей страсти упомянутой публики к половым извращениям.
А как вам королева, слизывающая семя короля? Нет позывов к рвоте?
Ужасающая пошлость, вдобавок совершенно бессмысленный с точки зрения контрацепции - есть же Лунный чай. http://7kingdoms.ru/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%87%D0%B0%D0%B9
Интересно, у американцев есть аналог нашего анекдота про известного персонажа в луже - "Дети тонут!"?
Ужасно, просто ужасно. Автор потакает самым низменным и пошлым вкусам публики.
Вывод? Мартин - это обычное быдлочтиво для быдлопублики, и даже в рамках коммерческой литературы он не справился с большинством несущих конструкций, а подпер свою гигантскую стройку гниловатыми бревнами. Успех такой низкопробной литературы - в сильно упавших нравах и вкусах массового читателя. Как в римской империи эпохи упадка. Или в Вестеросе времен битв пяти королей... Везде ложь, пошлость и цинизм. Печально.
2. Похвальное
Позитивные отзывы читай выше.
От себя лишь добавлю. Мир, выписанный Мартином - мощный. Сильные герои, харизммтичные характеры; даже второстепенные персонажи запоминаются и ведут свою игру (Бес само собой, но возьмите Мизинца... вот же интриган).
* речь о главных героях. Массовку можно мочить промышленными методами Гиммлера-ЛогоВАЗа Гимли-Леголаса.
** Возвращение к жизни есть во многих произведениях, тем более это допустимо в фэнтези. Вспомните "мертвую и живую воду" в русских сказках. Не менее часто спасение литературных героев убитых в предыдущих частях... Например, Шерлок Холмс и Остап Бендер - это если навскидку.