То, что произошло 7(8 для джапов) декабря 41-го многократно зафиксировано историками и мемуаристами, исследовано вдоль и поперек, снято в кино и описано в романах.
И тем не менее, вопросы периодически возникают.
На что рассчитывали японцы нападая на "спящего гиганта"?
Почему американцы вскрыв японский шифр и имея радары все-таки проспали нападение?
Отказ от атаки третьей волной - эпический фейл Нагумо?
А если вспомнить, чем закончилась атака подводных смертников...
"Позже, в 1946 г., адмирал Киммель заявил, что, 'если бы японцы уничтожили тогда запасы нефти, хранившиеся в наземных хранилищах ... это бы заставило наш флот отойти к Тихоокеанскому побережью США'.
Американский историк Г.Прандж согласен с Киммелем в том, что 'не воспользовавшись шоком, замешательством и смятением на Оаху, не использовав полностью преимуществ внезапного нападения ... не превратив в пыль базу Пёрл-Харбор, не уничтожив громадные запасы нефти, не разыскав и не пустив на дно американские авианосцы, Япония совершила первую и, вероятно, самую большую стратегическую ошибку во всей войне на Тихом океане'.
http://army.lv/ru/perl-harbor/2270/4007
Как раз наличие стольких косяков и показывает тупость всех конспирологических теорий. Ошибки людей, нелепые случайности или Большая Лажа - сопровождают историю человечества и жизнь любого из нас.
А вот это неплохо почитать любителям петь "невиданный разгром Красной Армии летом 41-го"и "если бы у русских не было столько территории":
За 90 дней были захвачены базы: Сингапур*, Давао, Манила, Кендари, Рабул.
Японскими стали Филиппины, Индонезия, ю-в Бирма.
Объединенный флот (Япония) потерял несколько эсминцев, ПЛ и несколько десятков самолетов (атака Перл-Харбора обошлась в 29 машин).
Зато они потопили:
- 6 линкоров и линейных крейсеров**; (Прим. британские "Принц Уэльский2 и "Рипалс" утоплены 10.12.1941)
- гидроавиатранспорт;
- 2 тяжелых и 3 легких крейсера;
- 17 эсминцев;
- 4 ПЛ;
- несколько сотен самолетов... на ВВБ о.Лусон (Филиппины) осталось всего три целых В-17 из ...***
Такие дела.
* "Величайшая катастрофа/позорнейшая капитуляция в истории Британии" - кактотаг отозвался Черчилль.
** по мнению резуноидных "каждый линкор = танковой армии (а то ине одной)"
***http://militera.lib.ru/h/morison_s1/05.html
В 8 ч. 30 мин. по сигналу боевой тревоги все самолеты аэродрома Кларк-филд поднялись в воздух, но уже к 10 часам был дан отбой, и все они вернулись на аэродром. Направлявшиеся с острова Тайвань японские самолеты уже сбросили свой груз на Багуйо, но об этом не было ничего известно ни на аэродроме Кларк-филд, ни в Маниле. Американские самолеты приземлились, экипажи пошли ужинать, затем механики вернулись на аэродром, чтобы подготовить машины к полетам, а офицеры собрались в штабе, чтобы разработать план разведывательных полетов на остров Тайвань. В это время второе соединение японских бомбардировщиков приближалось к аэродрому Кларк-филд с юга.
Ни радары, ни наземные наблюдатели не сообщили об их приближении - в этот критический момент связь с единственной радарной станцией северного Лусона была нарушена. Когда в 12 ч. 45 мин. мощное соединение японских истребителей, пикировщиков и горизонтальных бомбардировщиков атаковало Кларк-филд и другие аэродромы в окрестностях Манилы, только два американских самолета были в воздухе.
Этой атакой в первый же день войны было выведено из строя около одной трети американских истребителей и почти половина бомбардировщиков. Это был тяжелый удар: 12 самолетов 'Летающая крепость' В-17 и 30 самолетов Р-40 были уничтожены, еще 5 самолетов В-17 получили серьезные повреждения. Японцы потеряли только 7 машин.
После этого налета можно было больше не бояться американской авиации. Численный состав Дальневосточных военно-воздушных сил США сократился до 17 бомбардировщиков и менее чем 40 истребителей. И из этого количества многие машины имели повреждения. Самолеты, прибывшие 7 декабря, сразу же после поспешной сборки приняли участие в боевых действиях - но на них невозможно было летать, так как большая партия скоростных истребителей Р-40 была доставлена на аэродром без системы охлаждения двигателя.
Десять самолетов Брюстер 'Буффало', направлявшихся в Таи, адмирал Харт также направил для пополнения военно-воздушных сил армии, но они были использованы только в качестве учебных машин.
Японцы намеревались также напасть и на Манилу, но погода снова испортилась, и налет был отложен. Семь самолетов 9 декабря совершили налет на аэродром Николс, но он не имел серьезных последствий. Кроме этого налета, в течение второго дня войны не случилось ничего существенного. Американские механики и солдаты батальонов аэродромного обслуживания спешно ремонтировали поврежденные самолеты, все остальные готовились к отражению следующей атаки.
Вторая атака началась в полдень 10 декабря. На этот раз штаб военно-воздушных сил за 46 минут получил предупреждение о приближении с севера вражеских самолетов. На перехват было послано 20 самолетов Р-40 и 15 самолетов Р-35, но они ничего не смогли сделать - японское соединение состояло из 100 истребителей типа 'Зеро', сопровождавших более пятидесяти бомбардировщиков. Неприятель ожидал встретить сопротивление авианосной авиации, но этого, конечно, не случилось. Севернее Манилы соединение японских самолетов разделилось. Часть самолетов повернула на аэродромы Нильсон, Николс и лагерь Мерфи, а 54 истребителя в течение двух часов барражировали на высоте 20 000 футов над Кавите (вне предела досягаемости снарядов 3-дюймовых зенитных орудий), в то время как бомбардировщики производили бомбометание. Бомбардировка была очень точной и почти все бомбы попали на территорию военно-морской верфи. С крыши здания своего штаба адмирал Харт в бессильной ярости наблюдал за уничтожением своей базы.
'Прямые попадания получили: силовая станция, здание санитарной части, управление снабжения и пакгауза, сигнальная станция, радиостанция, казармы, дом для офицеров и несколько кораблей, буксиров и барж, стоящих у стенки. Вся верфь и почти треть города Кавите были объяты пламенем, но ни одна бомба не попала в склад боеприпасов, где находилось большее количество пороха и других взрывчатых веществ'.
Из-за постоянно меняющего направление ветра пламя перебрасывалось с одного здания на другое, что не дало возможности спасти остатки верфи. Поздно ночью все оставшиеся в живых собрались в школе. Ранним утром следующего дня (11 декабря) руководивший спасательными работами адмирал Рокуэлл посетил верфь и доложил, что бороться с огнем невозможно.
В подводную лодку 'Силайон', стоявшую рядом с 'Сидрэгон' и минным тральщиком 'Биттерн', попало две бомбы. 'Сидрэгон' тоже был поврежден, а подводная лодка и тральщик больше не вернулись в строй действующего флота. Шкипер тендера 'Риджеон' еще раньше приказал развести пары, и это позволило ему вовремя отойти от пылающей 'Силайон'. Но самой серьезной потерей для подводников было уничтожение 230 торпед.
В результате столкновения эсминцев 'Пири' и 'Пиллсбери' у первого в двух местах была сломана мачта'.
В течение недели самолеты типа 'Каталина' 10-го патрульного авиакрыла (командир кэптен Вагнер) проводили боевые разведывательные полеты. Машины и летчики нуждались в отдыхе. Патриотически настроенные, но неблагоразумные филиппинцы распространяли слухи о передвижении японских кораблей, которые нужно было без конца проверять. Утром 12 декабря, когда Грей, командир находившейся в Олонгапо эскадрильи, выслал все свои семь самолетов 'Каталина' в разведку, было получено сообщение о том, что японские авианосцы двигаются вдоль побережья острова Лусон. Когда самолеты, израсходовав горючее, вернулись из своей безуспешной разведки, все они были уничтожены в воздухе и на земле японскими истребителями типа 'Зеро'.
Было уничтожено 26% разведывательных самолетов Азиатского флота.
Оставшимся самолетам предстояло лететь на юг и присоединиться к адмиралу Глассфорду. Кэптэну Вагнеру было приказано погрузить весь обслуживающий персонал на тендер 'Чайлдс' и ночью выйти в море. Так японцы добились полного господства в воздухе над Лусоном и вокруг него. В распоряжении генерала Бреретона на Лусоне осталось только 33 истребителя, а посылать самолеты 'Каталина' без прикрытия истребителей было равносильно самоубийству.
Командующий Азиатским флотом все еще рассчитывал на возвращение с юга своих ударных сил - крейсеров и эскадренных миноносцев. После того, как воздушная подготовка подойдет к концу, они могли быть использованы для задержания десантных сил противника, приближающегося к Лусону. Но теперь это стало невозможным. К 11 декабря было совершенно ясно, что флот без участия береговых самолетов не сможет предотвратить вторжение японцев на Филиппинские острова.