Гирин Александр Валерьевич : другие произведения.

Основы стратегии Сша и Нато

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Строительство и дальнейшее совершенствование объединенных вооруженных сил НАТО, в том числе США, осуществляются в соответствии с принятой в ноябре 1991 года новой коалиционной военной стратегией блока, уточненной на сессии Совета НАТО в 1997 и в 1999 годах. Стратегия национальной безопасности США ежегодно представляется президентом страны в конгресс в качестве документа, определяющего цели, задачи и направления деятельности американской администрации в сфере внешней и военной политики.

  ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ США И НАТО
  
  ВВЕДЕНИЕ
  
  Строительство и дальнейшее совершенствование объединенных вооруженных сил НАТО, в том числе США, осуществляются в соответствии с принятой в ноябре 1991 года новой коалиционной военной стратегией блока, уточненной на сессии Совета НАТО в 1997 и в 1999 годах. При этом роль и место общевойсковых формирований сухопутных войск (сил) блока определяется прежде всего возлагаемыми на них задачами, содержание которых обусловливается особенностями конкретной оперативно-тактической обстановки.
  В мирное время 'задачами сухопутных войск являются противостояние неопределенности развития ситуации в странах бывшего СССР и Восточной Европы, поддержание стабильности в любых затрагивающие интересы стран НАТО районах мира путем гарантированного устрашения совместно с другими видами вооруженных сил'.
  В мирное время и в условиях угрозы возникновения кризисной ситуации или начала конфликта задачей общевойсковых формирований сухопутных войск является его локализация и прекращение, что предполагает их применение в составе войск ООН или сил многонациональной коалиции.
  В ограниченной и всеобщей войнах, в которые могут перерасти кризисные ситуации, на сухопутные войска возлагается задача по окончательному разгрому противоборствующих группировок войск, так как только они после применения всех имеющихся средств поражения способны завершить разгром противника и овладеть его территорией.
  Однако в достижении целей войны общевойсковые формирования сухопутных войск могут сыграть определяющую роль без ведения крупномасштабных боевых действий, как это было в зоне Персидского залива.
  
  
  СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США В XXI ВЕКЕ
  
  Стратегия национальной безопасности США ежегодно представляется президентом страны в конгресс в качестве документа, определяющего цели, задачи и направления деятельности американской администрации в сфере внешней и военной политики. Стратегия национальной безопасности оценивается по ее результативности в плане соответствия фундаментальным целям, определенным конституцией США - 'организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию и обеспечению нам и нашему потомству благ свободы...'. В соответствии с конституцией государственные органы США должны 'защищать жизнь и личную безопасность американцев внутри страны и за границей, суверенитет, политические свободы и независимость США с их ценностями, институтами и территорией, обеспечивать благополучие и процветание страны и ее народа'.
  В динамично развивающемся мире сохраняется немало неопределенностей, угроз и вызовов, опасность от которых может возрасти еще больше. Вместе с тем, по мнению политического руководства США, открываются беспрецедентные возможности по преодолению этих угроз и продвижению интересов. Феномен глобализации - ускорение процесса экономической, технологической, культурной и политической интеграции - связан с тем, что на США все большее воздействие оказывают события за пределами их границ. Этнические конфликты угрожают региональной стабильности и экономическому прогрессу во многих важнейших районах мира. Для распространения оружия массового поражения, терроризма, наркобизнеса и организованной преступности практически не существует национальных границ, что вызывает серьезную озабоченность мирового сообщества.
  Подход политического руководства США к осуществлению глобального лидерства определяется стратегическими приоритетами, установленными президентом США: содействие усилиям сообщества демократических государств по обеспечению мира в ключевых регионах мира; усиление взаимодействия в противодействии новым угрозам безопасности; укрепление военных, дипломатических и правоохранительных инструментов, необходимых для принятия ответных мер на вызовы различного рода.
  США должны быть всегда готовы действовать самостоятельно, когда это является наиболее выгодной альтернативой. Однако многие цели по обеспечению безопасности США могут быть достигнуты только в рамках альянсов и других международных структур. США могут также выступить в роли лидера временной коалиции для решения какой-либо конкретной задачи. Безопасность США в существенной степени зависит от прочных отношений с союзниками. В силу этого обстоятельства упор в стратегии делается на укрепление и выполнение программы 'Партнерство ради мира' (ПРМ), работа Совместного постоянного совета Россия - НАТО, реализация инициативы по кризисному реагированию в Африке (ИКРА), ведение диалога по вопросам безопасности в рамках Азиатского регионального форума (АРФ), инициативы в сфере укрепления безопасности, принимаемые на встречах на высшем уровне.
  США стремятся обеспечивать безопасность, стабильность и мир в сфере международных отношений, чтобы США, ее гражданам и интересам ничто не угрожало. США не позволят, если в каком-либо важном для их интересов районе мира будет доминировать враждебная держава. США продолжит бороться с распространением ядерного, биологического и химического оружия, а также материалов для их производства, контролировать распространение других дестабилизирующих технологий, связанных, например, с созданием ракет большой дальности. США будет добиваться создания эффективных механизмов противодействия угрозам, которые не способны предотвратить и где не срабатывает принцип сдерживания, в частности, защита граждан США от терроризма и международной преступности.
  Национальные интересы США можно разделить на три категории:
  Первая категория подразумевает 'жизненно важные' интересы, связанные с выживанием и безопасностью нации - защита территории США, территорий союзников, важнейших элементов инфраструктуры, обеспечение безопасности граждан и их экономического благополучия. Для защиты этих интересов США должны использовать все имеющиеся возможности, вплоть до применения (при необходимости) военной мощи самостоятельно и с решительными целями.
  Вторая категория - это ситуации, когда опасности подвергаются важные национальные интересы. Они не связаны с выживанием страны, но оказывают влияние на благосостояние США и характер международной обстановки. В таких случаях США будут использовать имеющиеся ресурсы для того, чтобы ускорить реализацию своих целей, соизмеряя цену и риск со степенью важности затрагиваемых интересов.
  Третья категория - прочие интересы и интересы гуманитарного порядка. В некоторых случаях США должны предпринимать какие-либо действия, исходя из необходимости защиты разделяемых ценностей. Примерами подобного рода, в частности, являются преодоление последствий стихийных бедствий и крупных производственных катастроф, реагирование на нарушение прав человека, поддержка процесса демократизации, осуществление гражданского контроля над военными, оказание помощи в разминировании.
  Стратегия национальной безопасности США направлена на достижение трех целей общенационального масштаба - укрепление безопасности, содействие экономическому развитию, стимулирование процесса демократизации за рубежом.
  Стратегия национальной безопасности рассматривает комплекс различных угроз долгосрочным интересам и, следовательно, безопасности США:
  локальные или региональные угрозы - некоторые страны располагают возможностями или проявляют стремление угрожать 'жизненно важным' интересам США путем применения силы или агрессивных действий. Они по-прежнему угрожают суверенитету соседних государств и доступу международного сообщества к природным ресурсам. Во многих случаях эти страны также активно повышают наступательные возможности своих вооруженных сил, делают попытки стать обладателями ядерного, биологического или химического оружия или сохранить уже имеющиеся запасы, получить системы доставки ОМП большой дальности. В Юго-Западной Азии Ирак и Иран располагают потенциалом, представляющим угрозу для соседних государств и способным помешать беспрепятственным поставкам нефти. В Восточной Азии КНДР сохраняет наступательную группировку на границе с Республикой Корея;
  транснациональные угрозы - терроризм, международная преступность, нелегальная торговля оружием, неконтролируемая миграция населения, нанесение ущерба окружающей среде представляют опасность американским интересам, гражданам и территории США. Особое беспокойство вызывает возможность использования террористами или другими преступниками ядерного, биологического или химического оружия. Угрозы национальной информационной инфраструктуре, начиная от преступлений с использованием компьютерных технологий и кончая массированным враждебным вторжением в эту инфраструктуру через глобальные информационные сети, представляют новую серьезную опасность. США должны также принимать меры по повышению защиты таких важнейших объектов, как электростанции или транспортные системы, от возрастающей угрозы воздействия на них по информационным каналам;
  распространение опасных технологий - оружие массового поражения представляет собой наиболее опасную потенциальную угрозу глобальной стабильности и безопасности. Распространение современных вооружений и технологий после попадания их в руки террористов и международных преступных организаций предоставляет им возможность нанести значительный ущерб Соединенным Штатам, их союзникам, американским гражданам и вооруженным силам США за рубежом. США необходимо продолжать проводить политику сдерживания и быть в готовности к принятию ответных мер в случае появления угрозы использования или действительного применения ОМП;
  деятельность иностранных разведывательных служб - носит комплексный и разносторонний характер. Эта угроза представляет собой сочетание традиционных и нетрадиционных форм, направленных на добывание военных, дипломатических, технологических и коммерческих секретов. Некоторые иностранные разведслужбы все более активно используют новые технологии и методы работы в интересах получения закрытых данных. Предпринимаются попытки использования глобальных информационных сетей для получения к ним доступа. Применение новых форм работы наряду с традиционными (ведение агентурной, радио- и радиотехнической разведки и т д.) еще больше усложняет задачу противодействия иностранным разведкам;
  нарушение функционирования государственных структур - несмотря на международные усилия по предотвращению конфликтов, некоторые государства будут не способны осуществлять свои руководящие функции с точки зрения удовлетворения основных потребностей своего населения, что потенциально угрожает возникновением внутреннего конфликта, гуманитарного кризиса или региональной нестабильности. Когда правительство теряет возможность заботиться о жизнеспособности общества и благосостоянии своих граждан, возникают такие явления, как массовая миграция населения, гражданские беспорядки, голод, массовые убийства, экологические катастрофы и т. д. Это может также привести к агрессивным акциям против соседних государств, насильственным действиям по отношению к этническим группам. Такое развитие событий может поставить под угрозу интересы США или безопасность американских граждан.
  США имеют в своем распоряжении набор инструментов для формирования таких условий международной обстановки, которые были бы благоприятны для интересов США и глобальной безопасности:
  Дипломатические усилия являются важным средством противодействия угрозам национальной безопасности США. Каждодневная работа дипломатических представительств за рубежом представляет собой незаменимую часть действий по формированию соответствующей обстановки. Она необходима для сохранения альянсов, четкого формулирования и продвижения американских интересов, мирного разрешения региональных споров, предотвращения гуманитарных катастроф, сдерживания агрессии против США, наших союзников, расширения возможностей американских компаний сфере торговли и инвестиций, а также распространения американского влияния по всему миру. Наличие внушительной военной силы и демонстрация решимости использовать ее - необходимый способ защиты важнейших интересов национальной безопасности США. Однако только за счет применения силы нельзя решить все проблемы. Для достижения большей эффективности сила, дипломатия и другие политические средства должны дополнять и усиливать друг друга. Во многих случаях для защиты и продвижения интересов США должны делать упор на дипломатические усилия по формированию соответствующих международных условий.
  Оказание помощи иностранным государствам, начиная с мобилизации ресурсов для послевоенного восстановления Европы и кончая последними шагами по созданию экспортных возможностей в Азии, Латинской Америке и Африке, помогало укреплению демократии.
  Усилия в области контроля над вооружениями являются важным элементом стратегии национальной безопасности. США участвует в реализации подлежащих верификации соглашений в области контроля над вооружениями, способствующих нашим усилиям по предотвращению распространения оружия массового поражения, введению запрета на применение обычных вооружений, приносящих чрезмерные страдания, поддержанию региональной стабильности на более низких уровнях вооружений. Важным элементом стратегии являются контролируемые сокращения в области стратегических наступательных вооружений (СНВ) и постепенный переход к менее дестабилизирующим системам оружия. Вступление в силу Договора СНВ-1 в декабре 1994 года положило начало реализации курса на сокращение развернутых стратегических ядерных сил в США и бывшем СССР. Договор СНВ-1 во многом способствовал снижению риска возникновения ядерной войны и укреплению международной безопасности. В третью годовщину вступления этого договора в силу Соединенные Штаты и Россия объявили, что они вышли на предусматриваемые уровни сокращений с опережением на два года. После вступления в силу Договора СНВ-2 Соединенные Штаты и Россия сократят количество развернутых ядерных боеголовок до уровня 3000 - 3500 единиц. Реализация Договора СНВ-2 позволит избавиться от оказывающих дестабилизирующее воздействие межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Ратификация Россией Договора СНВ-2 откроет путь к очередному раунду переговоров в области контроля над стратегическими вооружениями. В ходе совещания на высшем уровне в Хельсинки в марте 1997 года президенты Б. Клинтон и Б. Ельцин подтвердили свои обязательства в отношении Договора по противоракетной обороне (ПРО) и признали необходимость в эффективной ПРО на театре военных действий (ТВД), в разграничении систем стратегической и нестратегической противоракетной обороны.
  Борьба с распространением ОМП способствует укреплению международной безопасности путем предотвращения распространения ОМП, материалов для его производства и средств доставки. Именно поэтому администрация выступает за строгое соблюдение международных договорных режимов, которые запрещают приобретение ОМП. К их числу относятся Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Конвенция по запрещению химического оружия и Конвенция по запрещению биологического оружия. ДНЯО сыграл важнейшую роль в ядерном разоружении Украины, Казахстана, Белоруссии и ЮАР. Мы ищем пути повышения эффективности работы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и достижения соглашения, запрещающего производство оружейных расщепляющихся материалов. Скоординированная деятельность разведывательного сообщества и правоохранительных органов США по обнаружению и пресечению контрабанды расщепляющихся материалов также занимает важное место в усилиях по предотвращению распространения ОМП.
  Международное сотрудничество правоохранительных органов. В силу возрастания угрозы нашей национальной безопасности со стороны контрабанды наркотиков, терроризма и международной преступности, расширение взаимодействия между правоохранительными органами США и других стран будет играть важную роль для правильной расстановки приоритетов в деле охраны правопорядка в этих государствах. Правоохранительные органы должны продолжать поиск новых путей глобального согласованного противодействия распространению международной преступности.
  Поскольку усилия по формированию благоприятных условий международной обстановки сами по себе не могут гарантировать достижения целей, к которым стремятся, США должны быть способны реагировать у себя в стране и за рубежом на весь спектр возникающих угроз и кризисных ситуаций. США должны подходить к каждой ситуации выборочно, концентрируя усилия на противодействии вызовам, которые способны оказать непосредственное влияние на наши интересы, и вмешиваясь в ситуации, когда действительно возможно повлиять на обстановку. Ответ может быть в дипломатической, экономической или военной форме, а также в виде восстановления правопорядка, однако наиболее вероятны варианты, когда эти формы будут использоваться в различных комбинациях.
  Вооруженные силы США играют важнейшую роль в создании коалиций и формировании международной обстановки, которая отвечает американским интересам. Вооруженные силы США сдерживают агрессивные действия, помогают укреплять региональную стабильность, предотвращать конфликты или сокращать их масштабы и служат примером для молодых демократий в военном строительстве. Вооруженные силы США используют передовое базирование, временное размещение войск, военное сотрудничество и помощь, совместную с нашими союзниками оперативную и боевую подготовку. Ядерный потенциал является одним из наиболее наглядных свидетельств того, что военные возможности страны могут быть эффективно использованы для сдерживания агрессии. Ядерные вооружения США служат преградой от опасностей неопределенного будущего, гарантией выполнения обязательств по обеспечению безопасности союзников и сдерживают тех, кто хотел бы стать обладателем ядерного оружия. Планирование, касающееся возможного применения ядерного оружия, нацелено на предотвращение ядерной войны, а не на его использование. Военное руководство США продолжает обращать особое внимание на снижение уязвимости ядерных систем и инфраструктуры, необходимых для нанесения сокрушительного ответного удара. США должны по-прежнему иметь надежную триаду стратегических ядерных сил, достаточных для сдерживания враждебных нам стран, располагающих ядерным потенциалом, и демонстрации того, что попытки добиться преимущества по ядерным вооружениям обречены на провал. Вооруженные силы США укрепляют региональную стабильность различными путями. В Европе, Восточной и Юго-Западной Азии, где Соединенные Штаты имеют четко выраженные жизненно важные интересы, они помогают обеспечивать безопасность союзников.
  Стратегия национальной безопасности определяет важнейшие направления деятельности США внутри страны и за рубежом
  В настоящее время американские дипломаты, представители правоохранительных органов, военнослужащие, члены разведывательного сообщества и другие официальные лица принимают все более активное участие в борьбе с растущими транснациональными угрозами, особенно с терроризмом, контрабандой наркотиков и международной организованной преступностью. Политика США в области борьбы с терроризмом базируется на следующих принципах: не делать террористам никаких уступок; оказывать максимальное давление на страны, поддерживающие терроризм; в полной мере использовать правовые механизмы для наказания международных террористов; оказывать помощь другим странам в повышении их возможностей по борьбе с терроризмом.
  Вследствие военного превосходства вооруженных сил США над вероятными противниками, последние будут, скорее всего, стремиться в будущем к нанесению ударов по гражданским объектам на территории США, используя тактику терроризма. Для этого противник может попытаться использовать такие инструменты, как оружие массового поражения или средства ведения 'информационной войны'. Правительство США во взаимодействии с органами управления штатов и местными органами самоуправления будет немедленно и решительно реагировать на любой террористический акт, совершенный на территории Соединенных Штатов, для нормализации обстановки и оказания чрезвычайной помощи. На министерстве юстиции, действующим через ФБР, лежит основная ответственность за оперативное реагирование на все инциденты, связанные с ОМП. Федеральное агентство по действиям в чрезвычайных ситуациях оказывает ФБР помощь в подготовке необходимых мероприятий и ликвидации последствий применения ОМП.
  Военная мощь и национальная экономика США все более зависят от таких важных элементов инфраструктуры, как функциональные и информационные системы, устойчивая работа которых во многом влияет на жизнедеятельность страны. Они включают в себя телекоммуникационные, энергетические, банковские, финансовые, транспортные системы, а также системы водоснабжения и спасательные службы.
  Стратегия национальной безопасности предписывает принять все необходимые меры для того, чтобы в короткие сроки снизить уязвимость критически важных элементов инфраструктуры, особенно информационных систем, от физического воздействия или действий в рамках 'информационной войны'. США будут совершенствовать и поддерживать на необходимом уровне возможности по защите этих элементов от умышленных враждебных акций, которые могли бы существенно снизить способность федерального правительства исполнять свои обязанности по защите национальной безопасности США, здоровья и безопасности гражданского населения страны.
  Операции ограниченного масштаба, проводимые вооруженными силами США, включают оказание гуманитарной помощи, миротворческие акции, обеспечение выполнения режима санкций и создание зон, закрытых для полетов авиации, операции по эвакуации американских граждан, оказание помощи нашим основным, союзникам, нанесение выборочных ударов и осуществление интервенционистских акций. Именно в таких видах действий в течение достаточно продолжительного периода времени придется чаще всего участвовать американским войскам, а количество задействуемых сил составит со временем весьма внушительную цифру. Такого рода операции требуют тесной координации действий между вооруженными силами и федеральными ведомствами США, неправительственными организациями, международными структурами и союзниками. Вооруженные силы США должны быть готовы не только к проведению различных операций ограниченного масштаба по всему миру, но и к преодолению таких вызовов, как терроризм, 'информационная война', угроза применения ОМП. Американские войска также должны быть в состоянии прекратить при необходимости проведение операции небольшого масштаба и принять участие в крупной войне на театре. Вследствие этого вооруженные силы США будут содержаться в высокой степени боевой готовности к выполнению самого широкого круга задач.
  Важнейшей задачей вооруженных сил США остается умение вести боевые действия и одерживать победу в крупных вооруженных конфликтах на театрах войны. В обозримом будущем Соединенные Штаты должны быть способны, желательно в коалиции с союзниками, надежно осуществлять сдерживание или отразить крупномасштабные агрессии, происходящие почти одновременно на двух театрах войны. Сохранение вооруженными силами США способности разгрома агрессоров на двух театрах войны дает необходимую гибкость в преодолении будущих и носящих в значительной мере неопределенный характер угроз.
  Необходимость ведения боевых действий и одержание победы в крупной войне на театре выдвигает три важнейших требования к вооруженным силам США:
  Во-первых, они должны быть способны в короткие сроки разгромить противника на одном театре и затем достичь того же результата на другом. Это требуется для удержания инициативы, сведения к минимуму территориальных потерь и сохранения единства действий в рамках коалиций.
  Во-вторых, США должны быть готовы вести военные действия и одержать победу в условиях, когда противник может прибегнуть к асимметричным мерам, то есть использовать оружие массового поражения, вывести из строя информационные системы, совершить террористические акции.
  В-третьих, вооруженные силы США должны быть готовы принять участие в крупной войне на театре из состояния 'мирного времени', когда они решают многие другие задачи по всему миру. Прекращение выполнения этих задач и использование высвобождающихся сил в интересах ведения боевых действий в крупной войне на театре представляет собой сложную проблему, как с политической, так и оперативной точки зрения. Однако США должны быть готовы пойти на некоторый риск, связанный с прекращением своего участия в операциях второстепенного значения, чтобы адекватно отреагировать на возникновение региональной войны.
  Для обеспечения защиты США и использования национальной мощи в глобальном масштабе в интересах формирования международной обстановки и реагирования на весь спектр угроз и кризисов большое значение имеют следующие факторы:
   Высококвалифицированный персонал. Качественный уровень военнослужащих будет оставаться решающим фактором для исхода будущих военных операций. Именно высококвалифицированный персонал позволяет в полной мере использовать военные возможности в любых видах конфликтов. В целях обеспечения высокого качества военного персонала США уделяет первостепенное внимание выполнению программ, которые касаются обеспечения высокого качества жизни военнослужащих, системы их обучения и подготовки.
  Разведка является исключительно важным инструментом реализации Стратегии национальной безопасности. Разведывательное сообщество США обеспечивает важнейшей информацией структуры, на которые возложена ответственность за решение задач в дипломатической и военной областях, а также по обеспечению правопорядка и защиты окружающей среды. Вооруженные силы имеют комплексные возможности по сбору, обработке и предоставлению разведывательных сведения в кризисных ситуациях в реальном масштабе времени. Разведка должна одновременно отслеживать обстановку в глобальном масштабе, выявлять возможности для продвижения интересов, а также поддерживать информационное превосходство на международной арене. В современных условиях разведка, должна отслеживать гораздо более широкий спектр угроз и удовлетворять нужды политического руководства, а также теснее сотрудничать со структурами, вырабатывающими политические решения. США отдает приоритет сохранению и наращиванию тех возможностей разведки по добыванию и анализу сведений, которые касаются государств и групп, представляющих наибольшую угрозу для безопасности США.
  Разведывательные усилия США включают сбор сведений из средств массовой информации по всему миру, добывание данных с помощью авиационных и космических средств видовой, радио- и радиотехнической разведки, а также комплексное и глубокое изучение полученной информации высококвалифицированными аналитиками. Разведка, используя имеющиеся значительные преимущества по осуществлению постоянного наблюдения из космоса и обработке разведывательной информации, способна следить за соблюдением договоров, передислокацией войск, разработкой, испытаниями и развертыванием оружия массового поражения. Использование разведывательной информации в интересах дипломатических и военных усилий США повышает глобальную безопасность путем демонстрации того, что Соединенные Штаты - это очень ценный союзник, но они способны стать и весьма серьезным противником.
  Использование космического пространства. США намерены сохранять лидерство в космосе. Беспрепятственный доступ к космическому пространству и его использование необходимы для защиты национальной безопасности США и повышения благосостояния нашей страны по самым различным направлениям.
  Космос приобрел качество нового глобального информационного пространства, имеющего политическое, дипломатическое, военное и экономическое измерения. По мере того как человечество стремится все активнее использовать информационные технологии, значение космоса возрастает. Работа систем телекоммуникаций, осуществление международных финансовых операций, наблюдение за состоянием окружающей среды в глобальном масштабе, распространение новостей и образовательных программ, наблюдение за погодой, решение задач навигации - все это напрямую способствует укреплению экономики и зависит от использования космического пространства.
  Подход США заключается в стимулировании развития всего спектра космических возможностей в интересах защиты жизненно важных интересов. Цели политики США в этой сфере включают предотвращение угроз интересам в космическом пространстве и срыв вероятных враждебных действий, направленных на затруднение использования США космического пространства. США стремятся получать возможность препятствовать использованию космических средств против вооруженных сил США, систем управления и других компонентов, имеющих важное значение для национальной безопасности. В то же время продолжают усилия по предотвращению распространения оружия массового поражения в космосе, расширению партнерства с другими космическими державами в экономической и политической областях, а также в сфере безопасности и защиты окружающей среды.
  Противоракетная оборона. США осуществляют программы разработки и развертывания систем противоракетной обороны, предназначенных для защиты группировок вооруженных сил США и союзников от ударов баллистических ракет оперативно-тактического назначения с боеголовками в обычном снаряжении или являющимися носителями ОМП. Системы ПРО усиливают фактор сдерживания, укрепляют режим нераспространения путем ослабления стимулов для потенциальных противников по разработке и использованию собственного ОМП.
  Хотя разведывательное сообщество США не прогнозирует, что какое-либо государство (за исключением России, Китая и, возможно, КНДР) сможет к 2010 году развернуть межконтинентальные ракеты, которые будут способны достичь их территории, США разрабатывают систему противоракетной обороны национальной территории.
  Присутствие за рубежом и распространение силы. Соблюдая взятые на себя обязательства перед союзниками и защищая жизненно важные интересы за рубежом, США располагают такими группировками вооруженных сил, которые бы позволяли вести успешные боевые действия при возникновении любых конфликтов на заморских театрах войны. Сохранение значительного военного присутствия за рубежом способствует поддержанию региональной стабильности, выполнению двусторонних и многосторонних обязательств в сфере безопасности и препятствует возникновению вакуума силы и обстановки нестабильности. Передовое присутствие усиливает фактор сдерживания путем демонстрации решимости защищать интересы США и их союзников в критически важных регионах мира и создавать для США благоприятные условия для быстрого реагирования на кризисные ситуации. США также располагают эффективными возможностями по распространению силы в глобальном масштабе, что является важнейшим средством обеспечения гибкости в применении вооруженных сил и предоставления руководству США альтернатив для реагирования на потенциальные конфликты.
  Таким образом, этот документ укрепляет стратегические преимущества США как глобальной державы.
  
  
  КОАЛИЦИОННАЯ ВОЕННАЯ СТРАТЕГИЯ НАТО
  
  В течение 40 лет 'холодной' войны Североатлангический союз успешно обеспечивал безопасность своих членов и не допустил развязывания войны в Европе. Военный потенциал альянса в сочетании с политическими шагами стран-участниц сыграл важную роль в прекращении конфронтации между Востоком и Западом мирным путем. Серьезные изменения в военно-политической обстановке на евроатлаитическом пространстве нашли отражение в Стратегической концепции НАТО 1991 года.
  Произошедшие в период после 1991 года глобальные изменения военно-политической обстановки в Европейском регионе и мире в целом потребовали от руководства Североатлантического союза поиска новых подходов к совершенствованию как отдельных доктринальных взглядов и положений, так и военной доктрины НАТО в целом. В связи с этим главы государств и правительств стран НАТО на Мадридской встрече в июле 1998 года приняли решение о необходимости пересмотра коалиционной военной стратегии блока, одобренной в Риме в 1991 году. Итогом работы стало принятие 24 апреля 1999 года на саммите в Вашингтоне новой стратегической концепции НАТО, в которой сформулированы основные цели деятельности альянса применительно к изменившимся условиям международной обстановки.
  После окончания 'холодной' войны наряду с позитивными тенденциями развития обстановки В Европе, появились новые вызовы и риски для стабильности и безопасности. Идет процесс формирования новой системы евроатлантической безопасности, в которой НАТО играет центральную роль. Североатлангический союз остается ключевой организацией, координирующей усилия европейских и североамериканских государств, направленные на создание новой модели сотрудничества и взаимопонимания в Евроатлангическом регионе Альянс вносит значительный вклад в дело разрешения кризиса на Балканах, За годы, прошедшие после окончания 'холодной' войны, произошли важные изменения в области контроля над вооружениями. В то же время за последние десять лет появились и новые, более сложные угрозы для мира и стабильности в Евроатлантическом регионе, к числу которых относятся этнические конфликты, экономические бедствия, разрушение политического строя некоторых государств, распространение оружия массового поражения (ОМП).
  НАТО играет важную роль в укреплении позитивных изменений в международной обстановке и обеспечении безопасности в Евроатлантическом регионе в условиях непредсказуемости ее развития. Альянс должен сосредоточить усилия на поддержании на должном уровне своего военного потенциала, укреплении трансатлантических связей и повышении роли европейских стран в обеспечении безопасности в Европе. Кроме того, он будет укреплять отношения с государствами-партнерами и проводить мероприятия по подготовке к вступлению в блок новых членов. В своей деятельности НАТО руководствуется установками новой Стратегической концепции, которая раскрывает цели и задачи альянса, определяет его подходы к обеспечению безопасности, а также направления строительства вооруженных сил блока
  Основополагающими политическими принципами деятельности альянса, как и прежде, провозглашаются: 'оборона', 'диалог', 'сотрудничество'.
  В реализации принципа 'сотрудничество' важное место отводится модернизированной программе 'Партнерство ради мира' (ПРМ), Совету евроатлантического партнерства и концепции 'многонациональные оперативные силы', определяющей механизм задействования в миротворческих операциях блока контингентов ВС стран, не являющихся членами альянса.
  В новой концепции руководства блока прямо заявило о 'формировании принципиально новой системы евроатлантической безопасности, в которой НАТО играет центральную роль'. Предусматривается дальнейшее сближение НАТО с государствами Восточной Европы и Балтии в рамках Совета евроатлантического партнерства, программы 'Партнерство ради мира' и программ двустороннего сотрудничества - это практически исключает возможность возникновения на континенте крупномасштабного военного конфликта. В новой стратегической концепции НАТО подчеркивается, что в обозримом будущем развязывание крупномасштабной агрессии против альянса маловероятно. Одновременно признается возможность возникновения на евроатлантическом пространстве кризисных ситуаций с последующим перерастанием их в военные конфликты различного масштаба и интенсивности.
  Новая стратегия в качестве одной из приоритетных функций блока в современных условиях рассматривает контроль за кризисами, включающий деятельность по их перерастанию в вооруженные конфликты.
  Закрепление в новой стратегической концепции НАТО установок на возможность действий Североатлантического союза вне зоны его ответственности, и представляет опасность для стабильности в Европе. При этом правовые аспекты проведения таких операций в документе четко не оговариваются, что позволяет альянсу в случае необходимости осуществлять силовые акции без санкции Совета Безопасности ООН.
  Военно-техническая сторона стратегической концепции базируется на положениях, изложенных в коалиционной военной стратегии, принятой в 1991 году в Риме. Как и прежде, блок готовится к ведению двух видов войн - всеобщей и ограниченной, с преимущественной ориентацией на применение обычных средств поражения.
  Всеобщая война - это война, в ходе которой воюющие стороны для достижения поставленных целей могут применять все находящиеся в их распоряжении средства вооруженной борьбы, в т. ч. и стратегические ядерные.
  Политической целью Североатлантического союза во всеобщей войне будет ликвидация военного и экономического потенциала противостоящего государства или коалиции стран и установление монопольной власти одного или нескольких ведущих государств-членов блока в глобальном масштабе.
  Всеобщая война может вестись с применением как ядерного, так и исключительно обычного оружия. В силу решительности политических и стратегических целей она будет носить ожесточенный характер и может охватить несколько континентов (ТВД).
  Ограниченная война - это война, в которой стороны ставят перед собой менее масштабные политические и военно-стратегические цели и преднамеренно ограничивают применение средств вооруженной борьбы и районы военных действий. Целями НАТО в ограниченной войне могут быть сохранение существующего режима или подавление антизападных выступлений в отдельных государствах, отторжение части территории противника, установление контроля над источниками сырья и др.
  Планирование и ведение ограниченной войны основывается преимущественно на применение сил общего назначения объединенных вооруженных сил НАТО, а стратегическим силам США и ядерным силам НАТО на театре войны отводится в основном роль 'потенциальной угрозы' противнику. В тоже время не исключается ведение ограниченной войны с самого начала с применением ядерного оружия. Развязывание в Европе ограниченной или всеобщей войны считается маловероятным. Более реальной является возможность возникновения локальных военных конфликтов.
  
  Стратегические концепции
  
  
  Стратегическая концепция 'ядерного устрашения' претерпела незначительные изменения и в настоящее время к ним добавлен третий принцип - 'меньшая зависимость от ядерных вооружений'. Это связано с понижением уровня ядерных вооружений за счет ликвидации наземных средств доставки и боеприпасов к ним, а также сокращенное на 50% количество ядерных авиабомб. В тоже время руководство НАТО не желает отказаться от полной ликвидации тактического ядерного оружия, что связано с принципом преднамеренной эскалации вооруженного конфликта, который предусматривает поэтапное применение в войне всех средств вооруженной борьбы и отводит тактическому ядерному оружию в натовской 'триаде' (стратегические ядерные силы, ядерные силы на театре войны, силы общего назначения) роль связующего звена между силами общего назначения и стратегическими ядерными силами.
  Стратегическая концепция 'передовой обороны' не изменена и предполагает ее сохранение применительно к Северо-Европейскому и Южно-Европейскому ТВД, где войска НАТО и СНГ находятся в непосредственном соприкосновении. Эта концепция предполагает, что группировки войск, развернутые в мирное время, в любых условиях начала войны не должны допустить потерь территорий.
  Применительно к ЦЕ ТВД с учетом появления 'буферной зоны' принята стратегическая концепция 'сокращенного передового присутствия' которая предполагает в условиях, когда принято эшелонированное рассредоточение ОВС НАТО в пределах ТВД с размещением основной группировки войск в тыловых районах, готовность к быстрому сосредоточению на угрожаемом направлении за счет повышения мобильности войск.
  
  Оперативные концепции
  
  
  Концепция 'воздушно-наземная операция (сражение)' разработана в начале 80-х годов применительно к действиям американских корпусов и входящих в их состав соединений. В качестве основного способа разгрома противостоящего противника (армия первого эшелона) рассматривается одновременное поражение группировки его войск (сил) на всю глубину их оперативного построения (до 150 км). Этого результата предполагается достичь ведением согласованных маневренных действий соединениями и частями первого эшелона, нанесением глубоких огневых ударов наземными средствами, тактической и армейской авиацией, широким применением воздушных десантов, а также массированным использованием сил и средств РЭБ.
  Основными принципами этой концепции являются инициатива, глубина, согласованность и быстрота действий. Основу ВНО составляет глубокое огневое (ядерное) поражение.
  Концепция 'борьбы со вторыми эшелонами (резервами)' развивает положения предыдущей концепции применительно к стратегической операции на ТВД. Она предусматривает наряду с разгромом армий первого эшелона одновременное нанесение мощных ударов по войскам армий второго эшелона и резервам противника в целях срыва их своевременного ввода в сражение. В настоящее время прорабатывается новая концепция, получившая рабочее наименование 'глубокая изоляция района боевых действий'. Основной упор в ней делается на увеличение глубины поражения войск противника и развитие форм и способов ведения боевых действий, ориентированных на применение высокомобильных формирований.
  В связи с насыщением стран НАТО крылатыми ракетами морского базирования 'Томахок', увеличением радиуса действий палубной авиации и дальности стрельбы корабельной артиллерии, разработана и принята новая концепция 'ударов с моря'. В соответствии с этой концепцией расширяются боевые возможности корабельных группировок ВМС по нанесению ударов по объектам противника, расположенным на значительной глубине, на приморских направлениях.
  Новая коалиционная военная стратегия НАТО в качестве приоритетного направления деятельности блока в современных условиях рассматривает предотвращение и урегулирование кризисов, а также недопущение их перерастания в вооруженные конфликты. Эта концепция получила название 'Управление кризисами'.
  Одним из основных методов урегулирования кризисных ситуаций на ранней стадии их развития Североатлантический союз считает 'превентивную дипломатию', под которой подразумеваются политические действия направленные на предотвращение потенциального конфликта или недопущение эскалации уже существующего. Изменение взглядов руководства Североатлантического союза на характер угроз для безопасности альянса, когда единая угроза сменилась многообразными и имеющими разную направленность источниками военной опасности, нашло свое отражение в определении задач ОВС НАТО.
  
  
  ВЗГЛЯДЫ КОМАНДОВАНИЯ НАТО НА СТРОИТЕЛЬСТВО ВС
  
  НАТО будет поддерживать необходимый военный потенциал на уровне, обеспечивающем решение всех стоящих перед ней задач. Основными принципами строительства объединенных вооруженных сип (ОВС) НАТО являются союзническая солидарность и стратегическое единство. Вооруженные силы Североатлантического союза должны гарантировать его военную эффективность и свободу действий. Безопасность стран - членов блока неделима, нападение на одну из них рассматривается как нападение на всех. В соответствии со статьей 5 Вашингтонского договора вооруженные силы НАТО должны быть способны осуществлять сдерживание любой потенциальной агрессии против блока, а в случае ее развязывания - остановить наступление противника, по возможности, на передовых рубежах и обеспечить политическую независимость и территориальную целостность стран' участниц. Кроме того, вооруженные силы блока должны быть готовы к действиям по предотвращению конфликтов и проведению операций по урегулированию кризисных ситуаций, не предусмотренных статьей 5 Вашингтонского договора. Вооруженные силы альянса играют важную роль в укреплении сотрудничества и взаимопонимания между НАТО и другими государствами, особенно в оказании им помощи в подготовке к совместным действиям в операциях, проводимых под руководством блока в рамках программы ПРМ. Таким образом, вооруженные силы блока способствуют сохранению мира и обеспечению общих интересов государств - членов альянса в области безопасности, а также поддержанию стабильности в Евроатлантическом регионе. Кроме того, они поддерживают усилия НАТО, направленные на предотвращение распространения ядерного, химического и биологического оружия и средств их доставки.
  Достижение целей НАТО в значительной степени зависит от справедливого распределения роли и ответственности стран-участниц в вопросах организации совместной обороны и получаемых от нее выгод. Присутствие обычных и ядерных сии США в Европе остается важным фактором обеспечения европейской безопасности, которая неотделима от безопасности Северной Америки. Североамериканские страны - члены НАТО являются активными ее участниками, выделяют свои вооруженные силы для решения задач альянса, вносят все более весомый вклад в дело укрепления международного мира и безопасности, а также предоставляют объекты, расположенные на своей территории, для обучения войск (сил) альянса. Участие в деятельности блока его европейских членов также является многосторонним. По мере создания в рамках НАТО европейской идентичности в области безопасности и обороны европейские страны-участницы в еще большей степени увеличат свой вклад в совместную оборону и в обеспечение международного мира и стабильности
  Принцип объединения усилий стран-участниц при сохранении ими суверенитета позволяет Североатлантическому союзу с наибольшей эффективностью использовать политические, экономические и военные ресурсы в интересах обеспечения безопасности всех членов альянса и проведения операций, не предусмотренных статьей 5 Вашингтонского договора.
  Основой для проведения совместной оборонной политики являются объединенная военная структура, консультации и соглашения о сотрудничестве. Ключевыми элементами совместной военной деятельности являются: совместное планирование, создание многонациональных формирований, штабов и органов управления, формирование объединенной системы ПВО, эффективное распределение роли и ответственности среди членов НАТО, размещение и развертывание, в случае необходимости, вооруженных сил за пределами национальной территории, скоординированные действия по реагированию на кризисные ситуации и переброске войск усиления, использование единых стандартов в области вооружения и военной техники, учебно-боевой деятельности и тылового обеспечения, применение единых подходов к организации боевых действий, сотрудничество в решении вопросов развития инфраструктуры, вооружений и тылового обеспечения. Важным направлением укрепления безопасности является вовлечение в военную деятельность альянса государств - партнеров НАТО.
  Важная роль в реализации планов военного строительства альянса отводится многонациональному финансированию программ НАТО. Выделение необходимых ресурсов в военный бюджет блока должно осуществляться в соответствии с военными потребностями НАТО.
  Альянс поддерживает дальнейшее становление в своих рамках Европейской идентичности в области безопасности и обороны. В случае проведения Европейским союзом операций, в его распоряжение могут выделяться необходимые силы и средства альянса.
  Для решения задач по предотвращению войны и недопущению оказания любого силового давления на страны-участницы Североатлантический союз будет содержать в Европе в обозримом будущем адекватные обычные и ядерные силы Состав этих сил будет определяться с учетом необходимости устрашения и обеспечения широкого выбора средств для ответных действий с использованием обычных средств поражения. Важнейшую роль в деле сохранения мира будут играть ядерные силы, на которые возлагается задача сдерживания противника от развязывания агрессии против НАТО.
  
  
  Задачи объединенных вооруженных сил
  
  Главной задачей объединенных вооруженных сил блока является защита мира и обеспечение территориальной целостности, политической независимости и безопасности стран-участниц. В интересах ее решения объединенные вооруженные силы блока должны быть способны успешно вести оборонительные и наступательные действия, а также проводить операции по урегулированию кризисов, не предусмотренные статьей 5 Вашингтонского договора.
  Поддержание безопасности и стабильности в Евроатлантическом регионе имеет первостепенное значение. Важной задачей блока и его вооруженных сил является предупреждение рисков путем реагирования на потенциальные кризисные ситуации на ранних стадиях их развития. В случае возникновения кризисных ситуаций, представляющих угрозу для евроатланти-ческой стабильности и безопасности стран-участниц, вооруженные силы альянса могут быть использованы в интересах урегулирования конфликтов. Кроме того, ОВС НАТО могут быть задействованы для поддержания политических усилий других международных организаций, выступающих за сохранение мира и безопасности.
  При проведении операций по урегулированию кризисных ситуаций ОВС альянса будут решать широкий спектр задач различного содержания, в том числе задачи гуманитарного характера. Некоторые миротворческие операции по степени напряженности могут быть аналогичны военным действиям по отражению крупномасштабной агрессии. Важное значение для их успешного проведения имеет высокая обученность и оснащенность войск (сил) современным оружием и военной техникой, их достаточная численность, а также наличие необходимых структур тылового обеспечения, органов планирования и управления. Альянс должен быть готов поддерживать операции, осуществляемые под политическим контролем и стратегическим руководством Западноевропейского союза или другой организации, действуя на основе самостоятельного, но не отдельно задействованного потенциала. В операциях НАТО по урегулированию кризисов, затрагивающих евроатлантическую безопасность, могут участвовать страны-партнеры, а также Россия.
  Объединенные вооруженные силы НАТО способствуют укреплению стабильности на евроатлантическом пространстве путем расширения контактов в военной области и развития других форм сотрудничества, предусмотренных программой 'Партнерство ради мира'. Важное место при этом отводится углублению отношений НАТО с Россией, Украиной и странами - участницами Средиземноморского диалога, участие которых в совместных мероприятиях способствует укреплению доверия, повышению открытости, а также выполнению соглашений по контролю над вооружениями. Важнейшими областями сотрудничества с этими странами являются достижение оперативной совместимости, взаимодействие военных и гражданских органов, совместная разработка концепций и военных доктрин, оборонное планирование, урегулирование кризисных ситуаций, проблемы распространения оружия массового поражения, сотрудничество в производстве вооружений, а также организация и проведение совместных операций.
  
  
  Принципы строительства ОВС НАТО
  
  Для выполнения основных задач НАТО в области безопасности и реализации ее стратегии вооруженные силы альянса должны в полной мере отвечать всем предъявляемым к ним требованиям и быть готовы к выполнению всех стоящих перед блоком задач в ближайшей и долгосрочной перспективе. Стратегия ОВС НАТО, основывающаяся на потенциале национальных вооруженных сил стран-членов, будет соответствовать основным принципам, изложенным в следующих параграфах.
  Численность, боеготовность, боеспособность и развертывание вооруженных сил альянса должны соответствовать его обязательствам по коллективной обороне и обеспечивать возможность быстрого проведения операций по урегулированию кризисов, в том числе за пределами зоны ответственности НАТО. При строительстве вооруженных сил блока будут учитываться положения соответствующих соглашений по контролю над вооружениями. Численность и боевые возможности ОВС блока должны обеспечивать их способность сдержать и отразить агрессию, направленную против любого члена НАТО. Объединенные вооруженные силы альянса должны быть оснащены необходимым вооружением и военной техникой, иметь оперативную совместимость, а также единые взгляды на ведение военных действий. Боевая готовность и техническая оснащенность ОВС НАТО должны обеспечивать им возможность успешно проводить операции различного характера и масштаба, в том числе с участием вооруженных сил государств, не входящих в НАТО.
  При строительстве и подготовке ОВС НАТО должны соблюдаться следующие принципы:
  1) общая численность объединенных вооруженных сил блока будет сохраняться на минимально необходимом уровне для обеспечения коллективной обороны и выполнения других задач. ОВС НАТО будут поддерживаться в надлежащей степени боевой готовности;
  2) дислокация войск (сил) в мирное время должна обеспечить достаточное военное присутствие на всей территории НАТО, включая их размещение и развертывание за пределами национальной территории и территориальных вод, и передовое развертывание воинских контингентов там, где оно будет необходимо. При этом будут учитываться соображения регионального и, особенно, геостратегического характера, так как нестабильность на периферии НАТО может привести к возникновению кризисов или конфликтов, требующих немедленных ответных военных действий блока;
  3) структура управления НАТО должна обеспечить эффективное руководство войсками (силами) альянса при проведении операций различного характера. Она должна включать в себя мобильные штабы командования, в том числе штабы МНОС, способные управлять действиями многонациональных сил и формирований, состоящих из соединений и частей различных видов вооруженных сил. Структура управления также должна обладать способностью поддерживать операции, проводимые под политическим контролем и стратегическим руководством ЕС или других организаций, а также операции, не предусмотренные статьей 5 Вашингтонского договора, в том числе с участием стран-партнеров;
  4) как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе для решения всего круга задач альянсу потребуются высокопрофессиональные вооруженные силы, способные успешно вести боевые действия. Они должны иметь высокую боевую готовность, мобильность, живучесть, необходимую инфраструктуру, быть способными вести длительные боевые действия, иметь соответствующее тыловое обеспечение и резервы. Важное значение для эффективного применения войск (сил) блока и решения ими различных задач имеет использование передовых технологий, сохранение информационного превосходства, наличие высококвалифицированного личного состава различных воинских специальностей. Достаточность сил и средств в таких областях, как управление и связь, а также разведка и наблюдение будут важными факторами успешного применения войск в операции;
  5) необходимое количество соединений и частей сухопутных войск, ВВС и ВМС должно содержаться в постоянной готовности к задействованию с целью быстрого реагирования на различные варианты развития обстановки, включая отражение внезапного нападения на любое государство, являющееся членом НАТО. Для ведения продолжительных военных действий в зоне ответственности блока и за ее пределами будет задействоваться большее количество формирований сил, находящихся в соответствующих степенях боевой готовности. В целом эти силы должны находиться в требуемой степени боевой готовности и иметь достаточные боевые возможности для сдерживания агрессии и ведения обороны в случае ограниченного по масштабам нападения на НАТО;
  6) при резком изменении обстановки альянс должен быть готов развернуть более крупные силы, необходимые для создания новых группировок и резервов. Следует учитывать возможность значительного усиления группировок войск (сил), находящихся на периферии НАТО. Важное значение в наращивании боевых возможностей ОВС блока будут иметь переброски войск (сил) и запасов материальных средств в пределах Европы, а также из Европы и Северной Америки;
  7) для обеспечения адекватного, гибкого и своевременного реагирования на изменение обстановки и ведения эффективных действий в интересах ослабления напряженности необходимы соответствующие структуры и механизмы, позволяющие быстро осуществлять переброски в целях наращивания, развертывания вооруженных сил или сокращения их численности;
  8) альянс должен располагать необходимыми силами и средствами для адекватного и эффективного реагирования на опасности, связанные с распространением ядерного, химического, биологического оружия и средств его доставки;
  9) вооруженные силы и инфраструктура НАТО должны быть защищены от террористических актов
  
  
  Характеристика сил общего назначения
  
  Вооруженные силы альянса должны быть способны выполнять все стоящие перед ним задачи. Это требование реализуется за счет создания оптимальной организационно-штатной структуры войск, их необходимой оснащенности; поддержания на должном уровне боевой готовности и боевых возможностей соединений и частей; организации оперативной и боевой подготовки; разработки планов отмобилизования, развертывания и применения войск (сил). Следует обеспечить оптимальное соотношение между силами, находящимися в высокой степени готовности, способными быстро, а при необходимости - немедленно приступить к выполнению различных задач для обеспечения коллективной обороны или к действиям по реагированию на кризисы, не попадающие под статью 5 Вашингтонского договора, силами, находящимися в более низких степенях готовности, из состава которых будут формироваться группировки, требующиеся для отражения агрессии, ротации войск при проведении операций по урегулированию кризисов или наращивания группировки войск (сил) в определенном регионе; и силами, задействование которых возможно в более поздние сроки в случае ведения военных действий в крупномасштабной войне. Существенная часть сил альянса будет способна к выполнению больше чем одной из этих задач.
  По структуре вооруженные силы НАТО - многонациональные. Основными задачами ОВС блока будут являться: оборона территории стран-участниц; обеспечение беспрепятственного пользования морскими, воздушными и наземными коммуникациями; господство на море; проведение воздушных операций; обеспечение безопасности воздушного пространства, организация эффективной ПВО, ведение разведки и РЭБ; осуществление стратегических перебросок; создание системы эффективного и гибкого управления.
  Альянс будет совершенствовать свои возможности по противодействию угрозам, связанным с распространением ядерного, химического, биологического оружия и средств его доставки, в том числе путем создания системы противоракетной обороны (ПРО). Поскольку вооруженные силы блока могут использоваться за пределами зоны его ответственности, альянс должен располагать гибкими, мобильными и обеспеченными в материально-техническом отношении силами и средствами противодействия опасности распространения ОМП. Вопросы подготовки к действиям в условиях применения противником ОМП должны отражаться в оперативных планах и отрабатываться в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки ОВС блока.
  Стратегия НАТО не предполагает ведение боевых действий с применением химического или биологического оружия. Страны-участницы поддерживают всеобщее строгое соблюдение условий соответствующих соглашений по разоружению. Вместе с тем ОВС блока должны проводить необходимые мероприятия по обеспечению своей безопасности в случае применения химического и биологического оружия.
  В связи с общим сокращением численности войск (сил) и снижением расходов на оборону важная роль в выполнении стоящих перед НАТО задач отводится коллективным усилиям стран-участниц в военно-технической области Различные направления оборонного планирования НАТО должны быть эффективно скоординированы на всех уровнях с целью обеспечения боеготовности вооруженных сил и их поддержания в состоянии, необходимом для выполнения всего спектра стоящих перед ними задач Обмен между государствами блока информацией о планах строительства и использования национальных вооруженных сил помогает обеспечить необходимую готовность сил и средств для выполнения задач альянса Важное место будет отводиться сотрудничеству в разработке новых принципов боевого применения войск (сил) Координация деятельности отдельных стран в военной области позволяет наиболее эффективно использовать их ресурсы в общих интересах, избегая ненужного дублирования.
  Способность альянса выполнять в полном объеме возложенные на него задачи в немалой степени будет зависеть от наличия многонациональных компонентов, дополняющих национальные силы стран-участниц. Многонациональные формирования демонстрируют решимость блока выступить единым фронтом против агрессора, укреплять сплоченность союза и трансатлантическое партнерство Многонациональные силы, особенно те, которые обладают способностью к быстрому развертыванию в целях коллективной обороны или для проведения операций по урегулированию кризисных ситуаций, не попадающих под статью 5 Вашингтонского договора, способствуют укреплению солидарности Они также могут быть использованы в интересах обеспечения развертывания более мощных формирований вооруженных сил. Подготовка многонациональных формирований для проведения миротворческих операций будет осуществляться с участием государств-партнеров под руководством альянса При этом большое внимание будет уделяться оперативной совместимости и организации тесного взаимодействия, которые будут отрабатываться в ходе совместной оперативной и боевой подготовки.
  
  
  Характеристика ядерных сил
  
  Основное предназначение ядерных сил НАТО имеет политический характер и состоит в сохранении мира, предотвращении насилия и развязывания войны. Ядерные силы играют роль сдерживающего фактора, лишая любого агрессора уверенности в безнаказанности своих действий. Безопасность альянса гарантируется стратегическими ядерными силами США, Великобритании и Франции, которые вносят свой вклад в обеспечение безопасности стран-участниц
  Ядерный потенциал Североатлантического союза и солидарность его членов в решении вопросов предотвращения войны требуют широкого участия европейских стран блока в консультациях по вопросам планирования применения ядерных сил, находящихся в мирное время на их территориях. Ядерные силы, размещенные в Европе и выделенные в НАТО, обеспечивают важную политическую и военную связь между европейскими и североамериканскими членами альянса. В связи с этим НАТО будет поддерживать адекватный уровень ядерных сил в Европе, которые должны обладать необходимыми возможностями, гибкостью и живучестью, и выступать в качестве эффективного элемента стратегии блока по предотвращению войны Они будут поддерживаться на минимальном уровне, достаточном для сохранения мира и стабильности.
  Страны-участницы считают, что в условиях радикальных изменений в области безопасности, снижения уровня обычных вооруженных сил в Европе и увеличения времени стратегического предупреждения, возможности НАТО по разрешению кризисных ситуаций дипломатическими и другими средствами (а при необходимости - с применением обычных вооруженных сил) значительно повысились Поэтому с 1991 года союзники предприняли серию шагов по сокращению видов и количества компонентов ядерных сил НАТО, включая ликвидацию всей ядерной артиллерии и наземных ядерных ракет малой и средней дальности, значительное снижение критериев готовности ядерных сил и отказ от планирования в мирное время боевого использования ядерного оружия при чрезвычайных обстоятельствах Ядерные силы НАТО больше не нацелены ни на какую страну Тем не менее, Североатлантический союз будет поддерживать на минимальном уровне, в соответствии с развитием обстановки, необходимые компоненты ядерных сил в Европе, которые обеспечивают связь со стратегическими ядерными силами и укрепляют трансатлантическую солидарность. Они будут включать в себя самолеты двойного назначения и незначительное количество боеголовок ракет 'Трайдент' Великобритании. В обычных условиях компоненты ядерного оружия не будут размещаться на надводных кораблях и ударных подводных лодках.
  В итоге, Североатлантический союз должен быть готов ответить на вызовы и угрозы нового столетия. Стратегическая концепция определяет основные задачи трансформирующегося альянса в области безопасности, в поддержании демократии и мирном разрешении спорных проблем. На основе ее установок будут строиться безопасность альянса и его военная политика, разрабатываться оперативные концепции, направления развития обычных и ядерных сил, осуществляться военное планирование. Она будет пересматриваться по мере изменения военно-политической обстановки. В условиях происходящих в мире перемен необходимость обеспечения коллективной обороны остается главной задачей альянса.
  
  
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  
  Таким образом, исходя из анализа стратегических и оперативных концепций, боевое предназначение соединений и объединений заключается в немедленном реагировании на возникающие кризисные ситуации, а также при проведении (самостоятельно или в составе группировки войск) операций по поддержанию мира (наблюдение, разъединение, оказание помощи в переходный период и т.д.), операций по установлению мира (присутствие, эмбарго, блокада или введение запретной зоны, сдерживание, отдельные принудительные меры и т.д.), операции по оказанию гуманитарной помощи (ликвидация последствий стихийных бедствий, поставка помощи беженцам, доставка гуманитарных грузов в кризисные районы) и решении других задач.
  Проводимые мероприятия позволили расширить поле боя с трехмерным его измерением, повысить огневую мощь и маневренность соединений, а в целом увеличить боевые возможности войск. Это повлекло за собой развитие теории тактики (оперативного искусства) ведения общевойскового боя (операции).
  
  ЛИТЕРАТУРА
  
  1. Стратегия национальной безопасности США. 2010.
  2. Коалиционная военная стратегия НАТО. 1999.
  3. История военного искусства. Учебник. - М.: Воениздат. 2006.
  4. Полевой Устав Армии США FM 100. Основы операций / Пер. с англ. М., ГШ ВС РФ, ГРУ, 1982.
  5. Полевой Устав Армии США FM 7-98. Операции в конфликтах низкой интенсивности / Пер. с англ. М., ГШ ВС РФ, ГРУ, 1993.
  6. Полевой Устав Армии США FM 100-5. Ведение боевых действий / Пер. с англ. М., ГШ ВС РФ, ГРУ, 1994.
  7. Полевой Устав Армии США FM 100-25. Специальные операции / Пер. с англ. М., ГШ ВС РФ, ГРУ. 1999.
  8. Полевой Устав Армии США FM 20-32. Инженерное обеспечение боевых действий / Пер. с англ. М., ГШ ВС РФ, ГРУ, 1999.
  9. Полевой Устав Армии США FM 90-10. Боевые действия в городских условиях / Пер. с англ. ОА ВС РФ, Бюро военно-технической информации М., 2001.
  10. Полевой Устав Армии США FM 3-0. Основы ведения операции / Пер. с англ. М., ГШ ВС РФ, ГРУ, 2002.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"