Гирин Александр Валерьевич : другие произведения.

Опыт боевых действий авиации и противовоздушной обороны в Боснии и Герцеговине в 1991-1996 гг

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Боевое применение подразделений ПВО ВСР выдвинуло настоятельные требования к оснащению их современными образцами ВВТ и подготовке подразделений.

  Впервые самолеты НАТО появились в небе бывшей Югославии летом 1992 г. под предлогом контроля судоходства в Адриатическом море. Они должны были следить за соблюдением эмбарго ООН на поставку вооружения странам, ранее входившим в состав СФРЮ. Занимались этим преимущественно военные корабли НАТО, но с воздуха их действия координировали самолеты системы АВАКС Е-ЗА.
  Одновременно западные государства предоставили свои транспортные самолеты для доставки гуманитарной помощи боснийским мусульманам. Большая часть рейсов в зону боевых действий выполнялась пилотами транспортных самолетов США, Франции, Британии и Италии. Самолеты С-130 "Геркулес" и С-160 "Трансалл" совершили более 2000 гуманитарных вылетов в период с 1991 г. по 1996 г. Они часто подвергались опасности быть сбитыми огнем зенитной артиллерии или ракетами "земля-воздух".
  Весной 1992 г. страны НАТО, признавшие независимость Боснии и Герцеговины, пришли на помощь своим союзникам. В Сараево прибыл четырнадцатитысячный контингент войск ООН, которые занимались также обеспечением безопасности полетов транспортной авиации, доставлявшей продовольствие и медикаменты боснийским мусульманам и хорватам. До января 1996 г. транспортные самолеты совершили в Сараево 12 951 вылет, потеряв при этом одну итальянскую машину G.222.
  В октябре 1992 г. с целью ограничить действия сербской авиации, получившей вооружение из арсеналов Югославской Народной Армии (ЮНА) на аэродроме Баня-Лука, решением ООН над Боснией была введена запретная для полетов зона. С 12 апреля 1993 г. американские, британские, голландские, французские и турецкие истребители, базировавшиеся в Италии и на авианосцах в Адриатическом море, начали круглосуточное боевое патрулирование над Боснией в рамках операции "Денай Флайт" (Запрещение полетов). Основным местом базирования воздушных сил НАТО, патрулировавших запретную зону над Боснией, стала итальянская авиабаза Авиано, расположенная менее чем в 70 км от Словении и бывшей югославской границы, но более чем в 400 км от боснийской столицы. На британских легких авианосцах, курсировавших в Адриатическом море, базировались как истребители "Си Харриер", так и вертолеты "Си Кинг". Последние широко использовались для доставки грузов, когда операции проходили под эгидой ООН. Действовавшие в Адриатике авианосцы США, на которых базировались 85 современных боевых самолетов, включая 3-4 эскадрильи истребителей-бомбардировщиков F/A-18 "Хорнет", являлись самой мощной силой быстрого реагирования, находящейся в распоряжении НАТО в боснийском регионе. В "миротворческих" операциях в Боснии участвовала авиация Франции: палубные самолеты, истребители-разведчики F1CR, перехватчики "Мираж" 2000С и многоцелевые самолеты "Мираж" 2000N, базировавшиеся в Италии. Для участия в операции НАТО "Денай Флайт" Турция предоставила подразделение, оснащенное истребителями F-16C, выпускаемыми в этой стране по лицензии. Большинство этих самолетов входили в состав 5-й тактической воздушной армии союзников [1]. Запрет полетов над Боснией и Герцеговиной был направлен, в первую очередь против сербов, но, главным образом, мешал полетам санитарных самолетов в Белград, не всегда вовремя получавших разрешения от UNPROFOR. Боевые вертолеты и самолеты Войска Республики Сербской (ВРС) действовали и при запрете, чему свидетельствовали полеты на вертолете "Газель" генерала Младича [2].
  Осенью 1993 г. самолеты НАТО стали выполнять демонстрационные полеты с полным вооружением над позициями боснийских сербов. Однако к тому времени уже было ясно, что мусульмане и хорваты в Боснии не в состоянии одержать победу без помощи западных союзников. НАТО требовался повод для военного вмешательства, им послужил провокационный взрыв на городском рынке в Сараево. В феврале 1994 г. новый командующий войсками ООН в Сараево генерал Майкл Роуз потребовал от сербов отвода их тяжелого вооружения от города, а авиация НАТО начала постепенно втягиваться в боевые действия. Контингент НАТО состоял из подразделений и частей 14 стран-членов альянса. 18 стран, не принадлежавших к НАТО, также отправили свои войска в распоряжение командования войск ООН в Югославии. В Боснии впервые подразделения армий стран, ранее входивших в Варшавский договор, действовали под командованием НАТО. 24 февраля истребители F-16 из 86-го тиакр сбили четыре сербских самолета G-2 "Галеб", взлетевших с аэродрома Удбина в Сербской Краине. 10 и 11 апреля 1994 г. в район Горажде союзная авиация впервые нанесла ракетно-бомбовые удары по сербским наземным объектам, с целью сдержать наступление Войска Сербской Республики (ВСР) на Горажде. При этом один "Си Харриер" был сбит из ПЗРК "Стрела".
  5 августа и 22 сентября l994 г. авиация НАТО совершила налеты на сербские позиции в районе Сербского Сараево, но авиаудары никакого ощутимого урона сербским силам не нанесли. 21 сентября 1994 г. около 30 боевых самолетов НАТО двумя налетами атаковали аэродром Удбина, откуда истребители-бомбардировщики "Орао" совершили несколько стремительных рейдов против войск боснийцев. Авиация НАТО применила до 200 тонн боеприпасов. Ракеты и бомбы повредили ВПП аэродрома и одну пусковую установку ЗРК "Куб-М", трое военнослужащих погибли. Авиация Сербской Краины потерь не понесла. Сербы, в свою очередь, активизировали свои ЗРК С-75, и это вызвало настоящую охоту со стороны самолетов союзников за их станциями наведения.
  23 ноября 1994 г., когда разгорелись тяжелые бои в районе города Бихач, авиация НАТО совершила налеты на сербские позиции в районах Отока, Босанская Крупа и Двор-на-Уне, но результаты этих налетов были минимальными. В декабре 1994 г. после провала мирных переговоров боевые действия авиации НАТО в Боснии возобновились. 2 июня 1995 г. сербским самоходным ЗРК "Куб" над Мырконич-градом сбил американский истребитель F-16, но летчику удалось избежать плена. В операции по спасению пилота принимали участие вертолеты Корпуса морской пехоты США. Воздушные удары по сербским позициям 25 и 26 мая 1995 г. в районе Пале и 11 июля в районе Сребреницы позволили боснийским и хорватским войскам перейти в наступление под прикрытием самолетов НАТО и захватить значительную часть территории Боснии.
  В августе 1995 г. в результате поражения Войска Сербской Краины (ВСК) боснийские сербы были вынуждены вести боевые действия против Вооруженных Сил Хорватии. Авиация НАТО совершила массированные налеты на сербские объекты в восточной Боснии.
  В конце августа 1995 г. в ходе операции "Делиберейт Форс" авиация НАТО нанесла воздушные удары по позициям сербов с целью вынудить их прекратить осаду Сараево. Самолеты НАТО сбросили более тысячи бомб, в большинстве своем высокоточных, на важнейшие объекты сербов. Степень поражения узлов связи, командных пунктов и стартовых позиций зенитных ракет сербских войск достигала 50-70 %. Узел связи, расположенный высоко в горах между Сараево и опорным пунктом сербов Пале, точечным ударом авиации НАТО был уничтожен полностью. Операция "Делиберейт Форс" заставила боснийских сербов убрать свою тяжелую артиллерию и зенитные ракетные комплексы из окрестностей Сараево. В сентябре 1995 г. была снята осада Сараево и туда двинулись автоколонны ООН с гуманитарной помощью. Сербские войска продолжали упорное сопротивление лишь в районе аэродрома Баня-Лука [3].
  20 октября 1995 г. вступило в силу перемирие, а 14 декабря в Париже президенты Югославии, Боснии и Хорватии подписали Дейтоновские соглашения, закрепившие раздел республики по формуле 49:51. Кроме того, на территории Боснии разместился 60-тысячный контингент войск НАТО (IFOR), составной частью которого стала 5-я воздушная армия [4].
  Опыт боевого применения авиации в вооруженном конфликте в Боснии и Герцеговине показал, что использование вертолетов стало неотъемлемой частью современных военных операций. Это утверждение особенно верно в отношении войск ООН и НАТО, действовавших в Югославии. Вертолеты ООН, такие как французский вертолет AS.332 "Cynep Пума", британские - "Линкс" и "Си Кинг" были единственным средством доступа в аэропорт Сараево, когда артиллерийский обстрел делал невозможной посадку самолетов из-за повреждений взлетно-посадочной полосы. Весной 1995 г. норвежский вертолет Белл 412 "Хью" после вылета в расположение поста наблюдателей ООН, находящегося в окружении, эвакуировал личный состав, совершив посадку в хорватском порту Сплит. Непосредственная авиационная поддержка боевых действий боснийских и хорватских войск тактической авиацией НАТО оказала существенное влияние на способы ведения боевых действий, но не явилась решающим фактором в ходе вооруженного конфликта в Боснии и Герцеговине.
  Боевое применение подразделений ПВО ВСР выявило ряд существенных проблем. На вооружении подразделений ПВО находились до 900 орудий зенитной артиллерии, главным образом ЗСУ и 300 - 400 ЗРК. В начале августа 1995 г. ПВО ВРС было усилено 200 ЗУ и ЗРК ВСК при его отступлении из Книнской Краины. Переносные ЗРК "Стрела-2" и "Игла" ВСР были способны поражать самолеты F-4 и F-104 американского производства, "Ягуар" англо-французского производства и палубные истребители-бомбардировщики: французские "Супер Этандар" и британские "Си Харриер", итальянские штурмовики АМХ, не имевшие бронирования и действующие на дозвуковых скоростях. Бронирование американского дозвукового штурмовика А-10 "Тандерболт-II" выдерживало попадание лишь 23 мм зенитных снарядов на больших дистанциях. От разрывов 1,5-2 кг зарядов боевых частей зенитных ракет ПЗРК "Стрела-2" и "Игла" они не были защищены. Кроме того, горная местность делала уязвимыми и современные самолеты F-16, F/А-18 "Хорнет", F-15 "Игл", "Мираж F1" и "Мираж" 2000 [5]. Многие задачи пилоты НАТО не выполняли из-за быстроты появления целей в горах, что требовало уменьшения высоты полетов, но тем самым увеличивалась возможность их поражения сербскими ЗСУ и ПЗРК. Так же на вооружении сербских войск ПВО состояли самоходные ЗРК "Стрела-10" и "Куб-М" с дальностью действия соответственно 5 км и 25 км, с системой наведения, защищенных от помех, способные более эффективно поражать современные самолеты, имеющие броневую защиту [6]. Поэтому по Баня-Луке в районе, котором по данным командования НАТО находились подразделения ЗРК "Куб", использовались, прежде всего, крылатые ракеты. Всего их было выпущено 13, пять из них были сбиты сербским ПВО. Поражение F-16 2 июня произошло потому, что командование НАТО не предусмотрело возможность перебазирования самоходных ЗРК в район Мырконич-града.
  На тысячу боевых вылетов в воздушной операции НАТО "Освободительная сила" или 3 200 боевых вылетов (по данным ГШ ВРС) пришелся лишь один сбитый самолет, то есть или 0,1 % или 0,03 %, что неприемлемо для системы ПВО. Количество самолетов, участвовавших в операции - около двухсот, а тем более состоящих на вооружении государств - членов НАТО, в данном случае не сопоставимо с количеством боевых вылетов и количеством сбитых боевых самолетов. ВВС и ПВО ВРС имели боевую возможность нанести противнику в несколько раз большие потери. В ходе наступления хорвато-мусульманских войск в сентябре - ноябре 1995 г., сопровождавшегося двухнедельными авиаударами НАТО, сербские ПВО оказали поддержку наземным войскам, поэтому авиации НАТО приходилось действовать с учетом возможных действий сербских ПВО, что снижало эффективность ее действий. Командный и рядовой состав подразделений ПВО действовал неудовлетворительно. Одиночным оператором ПЗРК "Игла", а не в результате спланированной операции всех сил ПВО, в районе Сараево сбит один "Мираж" 2000 [2].
  Основными причинами неэффективности боевого применения сербской авиации и войск ПВО явились низкий уровень планирования и подготовки подразделений ПВО. Личный состав, который не привлекался к несению боевого дежурства, использовался главным образом как обычная пехота. Расчеты ЗСУ использовались для ведения огня по наземным целям в ходе огневой поддержки пехоты. Расчетам сербских ЗРК и пилотам самолетов командиры, по политическим причинам, запрещали открывать огонь по обнаруженным самолетам НАТО. Боевое применение подразделений ПВО ВСР выдвинуло настоятельные требования к оснащению их современными образцами ВВТ и подготовке подразделений.
  
  Литература
  
  1. Современная военная авиация / Перевод с англ. А. А. Жеребилова. Смоленск, Русич, 2000.
  2. Валецкий О. Югославия в войне. Белград, 2004.
  3. Балканы: НАТО возобновляет бомбардировки//Красная звезда. - 1995. 9 сентября.
  4. Воздушные войны XX века (1945-2000) / Под общ. ред. Криса Бишопа / Пер. с англ. И. С. Соколова. Смоленск, Русич, 2003.
  5. Энциклопедия современной военной авиации / В. Морозов, В. Обухович и др. Под редакцией А.Е. Тараса. Минск, Харверст, 2001.
  6. Петухов С. И. и др. Зенитные ракетные комплексы противовоздушной обороны сухопутных войск. / Техника и вооружение, N 5-6, 1999.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"