Гирин Александр Валерьевич: другие произведения.

Опыт боевых действий авиации и противовоздушной обороны в Боснии и Герцеговине в 1991-1996 гг.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Боевое применение подразделений ПВО ВСР выдвинуло настоятельные требования к оснащению их современными образцами ВВТ и подготовке подразделений.

  Впервые самолеты НАТО появились в небе бывшей Югославии летом 1992 г. под предлогом контроля судоходства в Адриатическом море. Они должны были следить за соблюдением эмбарго ООН на поставку вооружения странам, ранее входившим в состав СФРЮ. Занимались этим преимущественно военные корабли НАТО, но с воздуха их действия координировали самолеты системы АВАКС Е-ЗА.
  Одновременно западные государства предоставили свои транспортные самолеты для доставки гуманитарной помощи боснийским мусульманам. Большая часть рейсов в зону боевых действий выполнялась пилотами транспортных самолетов США, Франции, Британии и Италии. Самолеты С-130 "Геркулес" и С-160 "Трансалл" совершили более 2000 гуманитарных вылетов в период с 1991 г. по 1996 г. Они часто подвергались опасности быть сбитыми огнем зенитной артиллерии или ракетами "земля-воздух".
  Весной 1992 г. страны НАТО, признавшие независимость Боснии и Герцеговины, пришли на помощь своим союзникам. В Сараево прибыл четырнадцатитысячный контингент войск ООН, которые занимались также обеспечением безопасности полетов транспортной авиации, доставлявшей продовольствие и медикаменты боснийским мусульманам и хорватам. До января 1996 г. транспортные самолеты совершили в Сараево 12 951 вылет, потеряв при этом одну итальянскую машину G.222.
  В октябре 1992 г. с целью ограничить действия сербской авиации, получившей вооружение из арсеналов Югославской Народной Армии (ЮНА) на аэродроме Баня-Лука, решением ООН над Боснией была введена запретная для полетов зона. С 12 апреля 1993 г. американские, британские, голландские, французские и турецкие истребители, базировавшиеся в Италии и на авианосцах в Адриатическом море, начали круглосуточное боевое патрулирование над Боснией в рамках операции "Денай Флайт" (Запрещение полетов). Основным местом базирования воздушных сил НАТО, патрулировавших запретную зону над Боснией, стала итальянская авиабаза Авиано, расположенная менее чем в 70 км от Словении и бывшей югославской границы, но более чем в 400 км от боснийской столицы. На британских легких авианосцах, курсировавших в Адриатическом море, базировались как истребители "Си Харриер", так и вертолеты "Си Кинг". Последние широко использовались для доставки грузов, когда операции проходили под эгидой ООН. Действовавшие в Адриатике авианосцы США, на которых базировались 85 современных боевых самолетов, включая 3-4 эскадрильи истребителей-бомбардировщиков F/A-18 "Хорнет", являлись самой мощной силой быстрого реагирования, находящейся в распоряжении НАТО в боснийском регионе. В "миротворческих" операциях в Боснии участвовала авиация Франции: палубные самолеты, истребители-разведчики F1CR, перехватчики "Мираж" 2000С и многоцелевые самолеты "Мираж" 2000N, базировавшиеся в Италии. Для участия в операции НАТО "Денай Флайт" Турция предоставила подразделение, оснащенное истребителями F-16C, выпускаемыми в этой стране по лицензии. Большинство этих самолетов входили в состав 5-й тактической воздушной армии союзников [1]. Запрет полетов над Боснией и Герцеговиной был направлен, в первую очередь против сербов, но, главным образом, мешал полетам санитарных самолетов в Белград, не всегда вовремя получавших разрешения от UNPROFOR. Боевые вертолеты и самолеты Войска Республики Сербской (ВРС) действовали и при запрете, чему свидетельствовали полеты на вертолете "Газель" генерала Младича [2].
  Осенью 1993 г. самолеты НАТО стали выполнять демонстрационные полеты с полным вооружением над позициями боснийских сербов. Однако к тому времени уже было ясно, что мусульмане и хорваты в Боснии не в состоянии одержать победу без помощи западных союзников. НАТО требовался повод для военного вмешательства, им послужил провокационный взрыв на городском рынке в Сараево. В феврале 1994 г. новый командующий войсками ООН в Сараево генерал Майкл Роуз потребовал от сербов отвода их тяжелого вооружения от города, а авиация НАТО начала постепенно втягиваться в боевые действия. Контингент НАТО состоял из подразделений и частей 14 стран-членов альянса. 18 стран, не принадлежавших к НАТО, также отправили свои войска в распоряжение командования войск ООН в Югославии. В Боснии впервые подразделения армий стран, ранее входивших в Варшавский договор, действовали под командованием НАТО. 24 февраля истребители F-16 из 86-го тиакр сбили четыре сербских самолета G-2 "Галеб", взлетевших с аэродрома Удбина в Сербской Краине. 10 и 11 апреля 1994 г. в район Горажде союзная авиация впервые нанесла ракетно-бомбовые удары по сербским наземным объектам, с целью сдержать наступление Войска Сербской Республики (ВСР) на Горажде. При этом один "Си Харриер" был сбит из ПЗРК "Стрела".
  5 августа и 22 сентября l994 г. авиация НАТО совершила налеты на сербские позиции в районе Сербского Сараево, но авиаудары никакого ощутимого урона сербским силам не нанесли. 21 сентября 1994 г. около 30 боевых самолетов НАТО двумя налетами атаковали аэродром Удбина, откуда истребители-бомбардировщики "Орао" совершили несколько стремительных рейдов против войск боснийцев. Авиация НАТО применила до 200 тонн боеприпасов. Ракеты и бомбы повредили ВПП аэродрома и одну пусковую установку ЗРК "Куб-М", трое военнослужащих погибли. Авиация Сербской Краины потерь не понесла. Сербы, в свою очередь, активизировали свои ЗРК С-75, и это вызвало настоящую охоту со стороны самолетов союзников за их станциями наведения.
  23 ноября 1994 г., когда разгорелись тяжелые бои в районе города Бихач, авиация НАТО совершила налеты на сербские позиции в районах Отока, Босанская Крупа и Двор-на-Уне, но результаты этих налетов были минимальными. В декабре 1994 г. после провала мирных переговоров боевые действия авиации НАТО в Боснии возобновились. 2 июня 1995 г. сербским самоходным ЗРК "Куб" над Мырконич-градом сбил американский истребитель F-16, но летчику удалось избежать плена. В операции по спасению пилота принимали участие вертолеты Корпуса морской пехоты США. Воздушные удары по сербским позициям 25 и 26 мая 1995 г. в районе Пале и 11 июля в районе Сребреницы позволили боснийским и хорватским войскам перейти в наступление под прикрытием самолетов НАТО и захватить значительную часть территории Боснии.
  В августе 1995 г. в результате поражения Войска Сербской Краины (ВСК) боснийские сербы были вынуждены вести боевые действия против Вооруженных Сил Хорватии. Авиация НАТО совершила массированные налеты на сербские объекты в восточной Боснии.
  В конце августа 1995 г. в ходе операции "Делиберейт Форс" авиация НАТО нанесла воздушные удары по позициям сербов с целью вынудить их прекратить осаду Сараево. Самолеты НАТО сбросили более тысячи бомб, в большинстве своем высокоточных, на важнейшие объекты сербов. Степень поражения узлов связи, командных пунктов и стартовых позиций зенитных ракет сербских войск достигала 50-70 %. Узел связи, расположенный высоко в горах между Сараево и опорным пунктом сербов Пале, точечным ударом авиации НАТО был уничтожен полностью. Операция "Делиберейт Форс" заставила боснийских сербов убрать свою тяжелую артиллерию и зенитные ракетные комплексы из окрестностей Сараево. В сентябре 1995 г. была снята осада Сараево и туда двинулись автоколонны ООН с гуманитарной помощью. Сербские войска продолжали упорное сопротивление лишь в районе аэродрома Баня-Лука [3].
  20 октября 1995 г. вступило в силу перемирие, а 14 декабря в Париже президенты Югославии, Боснии и Хорватии подписали Дейтоновские соглашения, закрепившие раздел республики по формуле 49:51. Кроме того, на территории Боснии разместился 60-тысячный контингент войск НАТО (IFOR), составной частью которого стала 5-я воздушная армия [4].
  Опыт боевого применения авиации в вооруженном конфликте в Боснии и Герцеговине показал, что использование вертолетов стало неотъемлемой частью современных военных операций. Это утверждение особенно верно в отношении войск ООН и НАТО, действовавших в Югославии. Вертолеты ООН, такие как французский вертолет AS.332 "Cynep Пума", британские - "Линкс" и "Си Кинг" были единственным средством доступа в аэропорт Сараево, когда артиллерийский обстрел делал невозможной посадку самолетов из-за повреждений взлетно-посадочной полосы. Весной 1995 г. норвежский вертолет Белл 412 "Хью" после вылета в расположение поста наблюдателей ООН, находящегося в окружении, эвакуировал личный состав, совершив посадку в хорватском порту Сплит. Непосредственная авиационная поддержка боевых действий боснийских и хорватских войск тактической авиацией НАТО оказала существенное влияние на способы ведения боевых действий, но не явилась решающим фактором в ходе вооруженного конфликта в Боснии и Герцеговине.
  Боевое применение подразделений ПВО ВСР выявило ряд существенных проблем. На вооружении подразделений ПВО находились до 900 орудий зенитной артиллерии, главным образом ЗСУ и 300 - 400 ЗРК. В начале августа 1995 г. ПВО ВРС было усилено 200 ЗУ и ЗРК ВСК при его отступлении из Книнской Краины. Переносные ЗРК "Стрела-2" и "Игла" ВСР были способны поражать самолеты F-4 и F-104 американского производства, "Ягуар" англо-французского производства и палубные истребители-бомбардировщики: французские "Супер Этандар" и британские "Си Харриер", итальянские штурмовики АМХ, не имевшие бронирования и действующие на дозвуковых скоростях. Бронирование американского дозвукового штурмовика А-10 "Тандерболт-II" выдерживало попадание лишь 23 мм зенитных снарядов на больших дистанциях. От разрывов 1,5-2 кг зарядов боевых частей зенитных ракет ПЗРК "Стрела-2" и "Игла" они не были защищены. Кроме того, горная местность делала уязвимыми и современные самолеты F-16, F/А-18 "Хорнет", F-15 "Игл", "Мираж F1" и "Мираж" 2000 [5]. Многие задачи пилоты НАТО не выполняли из-за быстроты появления целей в горах, что требовало уменьшения высоты полетов, но тем самым увеличивалась возможность их поражения сербскими ЗСУ и ПЗРК. Так же на вооружении сербских войск ПВО состояли самоходные ЗРК "Стрела-10" и "Куб-М" с дальностью действия соответственно 5 км и 25 км, с системой наведения, защищенных от помех, способные более эффективно поражать современные самолеты, имеющие броневую защиту [6]. Поэтому по Баня-Луке в районе, котором по данным командования НАТО находились подразделения ЗРК "Куб", использовались, прежде всего, крылатые ракеты. Всего их было выпущено 13, пять из них были сбиты сербским ПВО. Поражение F-16 2 июня произошло потому, что командование НАТО не предусмотрело возможность перебазирования самоходных ЗРК в район Мырконич-града.
  На тысячу боевых вылетов в воздушной операции НАТО "Освободительная сила" или 3 200 боевых вылетов (по данным ГШ ВРС) пришелся лишь один сбитый самолет, то есть или 0,1 % или 0,03 %, что неприемлемо для системы ПВО. Количество самолетов, участвовавших в операции - около двухсот, а тем более состоящих на вооружении государств - членов НАТО, в данном случае не сопоставимо с количеством боевых вылетов и количеством сбитых боевых самолетов. ВВС и ПВО ВРС имели боевую возможность нанести противнику в несколько раз большие потери. В ходе наступления хорвато-мусульманских войск в сентябре - ноябре 1995 г., сопровождавшегося двухнедельными авиаударами НАТО, сербские ПВО оказали поддержку наземным войскам, поэтому авиации НАТО приходилось действовать с учетом возможных действий сербских ПВО, что снижало эффективность ее действий. Командный и рядовой состав подразделений ПВО действовал неудовлетворительно. Одиночным оператором ПЗРК "Игла", а не в результате спланированной операции всех сил ПВО, в районе Сараево сбит один "Мираж" 2000 [2].
  Основными причинами неэффективности боевого применения сербской авиации и войск ПВО явились низкий уровень планирования и подготовки подразделений ПВО. Личный состав, который не привлекался к несению боевого дежурства, использовался главным образом как обычная пехота. Расчеты ЗСУ использовались для ведения огня по наземным целям в ходе огневой поддержки пехоты. Расчетам сербских ЗРК и пилотам самолетов командиры, по политическим причинам, запрещали открывать огонь по обнаруженным самолетам НАТО. Боевое применение подразделений ПВО ВСР выдвинуло настоятельные требования к оснащению их современными образцами ВВТ и подготовке подразделений.
  
  Литература
  
  1. Современная военная авиация / Перевод с англ. А. А. Жеребилова. Смоленск, Русич, 2000.
  2. Валецкий О. Югославия в войне. Белград, 2004.
  3. Балканы: НАТО возобновляет бомбардировки//Красная звезда. - 1995. 9 сентября.
  4. Воздушные войны XX века (1945-2000) / Под общ. ред. Криса Бишопа / Пер. с англ. И. С. Соколова. Смоленск, Русич, 2003.
  5. Энциклопедия современной военной авиации / В. Морозов, В. Обухович и др. Под редакцией А.Е. Тараса. Минск, Харверст, 2001.
  6. Петухов С. И. и др. Зенитные ракетные комплексы противовоздушной обороны сухопутных войск. / Техника и вооружение, N 5-6, 1999.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"