Аннотация: Для тех, кто мечтает оказаться в Волшебной стране, путешествовать с Элли и её друзьями, разгадать все тайны этого неповторимого мира.
История Волшебной страны А. М. Волкова
Волшебная страна Александра Мелентьевича Волкова (1891-1977) - это целая вселенная полная захватывающих приключений, неповторимого очарования и ещё неразгаданных загадок. Она имеет свою географию, историю, специфический климат, уникальный животный и растительный мир, свои особые законы природы.
Для тех, кто мечтает оказаться в этом волшебном во всех смыслах мире, примерить серебряные башмачки и разгадать все тайны Урфина Джюса наш рассказ. Лучше всего, конечно, исследовано Новейшее время, которое начинается с первого путешествия Элли. Но и об остальных эпохах можно рассказать много интересного.
Создание Волшебной страны
Волшебная страна в таком виде, в каком она существует, была создана (по оценкам исследователей) шесть-семь тысяч лет назад великаном-волшебником Гуррикапом, который много помогал людям, но, состарившись, задумал уйти на покой и поселиться подальше от людей, докучавших ему своими просьбами.
Побродив по материку, который позднее назовут Америкой, он нашёл удивительно милую страну с дремучими лесами, прозрачными реками, зелёными полянками и рощами фруктовых деревьев. Территория показалась ему безлюдной, и он решил сделать её своим домом. Чтобы обезопасить прекрасную страну, он окружил её Кругосветными горами и Великой пустыней. Гуррикап повелел, чтобы страна стала Волшебной, в ней было вечное лето, и наделил птиц и зверей даром речи. Узнав, что здесь всё-таки живут люди, он не стал отменять своё волшебство и поселился в замке у Кругосветных гор, запретив людям приближаться к нему.
Обращают на себя внимание следующие факты:
1. Волшебная страна стала уникальным миром со своим особым климатом и законами природы, отделённым от остального мира и развивающимся по законам локальной цивилизации. Для её сотворения даже такому могучему чародею, как Гуррикап, пришлось затратить колоссальные усилия, требующие неисчерпаемых запасов магической энергии. А ни до, ни после этого он не создавал ничего подобного. Следовательно, местность привлекла его не только красотой, но и неисчерпаемым источником магической энергии.
2. Об изначальных жителях Волшебной страны почти ничего не известно. Но, по-видимому, они существенно отличались от коренных жителей Америки: индейцев, эскимосов и алеутов. Более того, ещё до появления четырёх волшебниц они по непонятной причине ушли неизвестно куда. А на их место пришли неизвестно откуда Жевуны и другие маленькие человечки, о существовании подобных которым на планете Земля нет никаких сведений. Лишь в Пещере сохранились потомки аборигенов - Подземные рудокопы.
Если предположить, что будущая Волшебная страна располагалась в месте силы на перекрёстке миров, то всё встаёт на свои места. Это объясняет и неисчерпаемый источник магии, и Великое переселение народов. Жевуны, Болтуны, Мигуны и Гномы, по всей вероятности, пришли из сказочного мира.
Древние времена
Усыпление Арахны
Через несколько веков в Волшебной стране появилась злая волшебница Арахна. Она привела с собой из-за гор Гномов, которые были очень маленькими даже по меркам Жевунов и Мигунов.
Арахна причинила жителям Волшебной страны - и людям, и животным, - много бед. Гуррикапу пришлось устранить злую колдунью, но он был слишком добр, чтобы убить какое бы то ни было живое существо, поэтому он решил усыпить её на самый долгий срок из возможных - пять тысяч лет. Арахна умела принимать любой облик, и для того, чтобы поймать её, Гуррикапу потребовалась помощь всех зверей и птиц. Однако после усыпления к колдунье вернулось её обычное обличье.
Гномы не бросили свою повелительницу на съедение диким зверям и решили заботиться о её теле до пробуждения, когда бы оно ни произошло. Тогда же они начали вести свою знаменитую летопись.
Неизвестные века
О нескольких тысячах лет, прошедших после этого, известно очень мало. Население Волшебной страны постоянно росло. За это время в Волшебной стране образовалось несколько государств. Начались войны. В летописи гномов сохранились подробные отчёты и об этих временах ('Королевство Феома... Империя Балланагар... Могучий завоеватель Агранат...'). Но в легендарный цикл А. М. Волкова они не вошли и поэтому нам неизвестны. Впрочем, Ю. Н. Кузнецов и другие продолжатели попытались устранить пробелы.
Гуррикап не вмешивался в жизнь созданного им мира, и о нём постепенно забыли. Люди стали думать, что их страна вечно была Волшебной, её всегда окружали Кругосветные горы и Великая пустыня. Лето круглый год и говорящие животные и птицы тоже уже казались чем-то естественным и обычным.
Тысячу лет назад
Изгнание Бофаро и начало Подземной эры
У короля Нараньи, правившего одним из государств в западной части Волшебной страны (когда точно она стала называться Голубой неизвестно), был сын и наследник Бофаро. Наранья царствовал очень долго, и Бофаро, которому надоело ждать его смерти, решил свергнуть отца с престола. Когда заговор был раскрыт, принц Бофаро и его сторонники - несколько тысяч человек - были осуждены на вечное поселение в Пещере, с жёнами и детьми, и никто из их потомков по приговору Нараньи не должен был вернуться на поверхность земли.
Изгнанники выбрали Бофаро своим королём. На берегу Срединного озера была основана столица, позднее получившая название Город Семи владык. После того как охотник Карум придумал укрощать Шестилапых и драконов и использовать их в хозяйстве, земледелие значительно упростилось и, несмотря на суровые условия Пещеры, экономика начала развиваться. Больше всего людей теперь работало в шахтах, поэтому колонию изгнанников стали называть Страной подземных рудокопов.
Кризис престолонаследия и завещание Бофаро
У Бофаро, короля Страны подземных рудокопов, было семь сыновей, и он долго не мог выбрать преемника. В конце концов, устав от их интриг, он решил назначить наследниками всех семерых, чтобы они царствовали поочерёдно, каждый по месяцу. После смерти Бофаро его воля была исполнена, и в стране установилось правление семи королей. При первых семи королях был построен Радужный дворец с секторами семи цветов радуги, а столица Страны подземных рудокопов получила своё название - Город Семи владык. Переход к поочерёдному правлению вызвал много проблем, потому что законы менялись каждый месяц, а короли к тому же постоянно соревновались друг с другом и в изощрённости этих законов, и в пышности дворов. Необходимость содержать семь дворов, к тому же постоянно растущих, легла тяжким бременем на экономику. Тем не менее такая ситуация с небольшими изменениями сохранилась на долгие века после Бофаро.
Открытие Усыпительной воды
В конце третьего века Подземной эры ловчий Ортега случайно обнаружил в лабиринте пещер ранее неизвестный источник воды, обладавшей странным свойством: любой человек, отпивший из источника, засыпал зачарованным сном, неотличимым от смерти, а проснувшись, становился подобен новорождённому младенцу и не помнил ничего из своего прошлого - впрочем, все умения и память можно было восстановить за несколько дней занятий.
Узнав о свойствах Усыпительной воды, Хранитель времени Беллино придумал усыплять королей на время междуцарствия. Короли поддержали его предложение, и с этого времени каждый двор проводил шесть месяцев из семи в состоянии волшебного сна, что в семь раз сократило расходы на содержание дворов, значительно облегчило экономическую ситуацию и тяготы простого народа.
Переселение Марранов на поверхность
Кроме Подземных рудокопов, в Пещере обитало ещё одно человеческое племя - Марраны. Откуда они там взялись и к какой расе относятся неизвестно. В отличие от рудокопов, они селились на берегу подземной реки - не в главной Пещере, а в другом подобном пещерном образовании, значительно меньшем по размерам. Почва там была более каменистая, поэтому земледелие было невозможно.
Со временем численность Марранов увеличивалась, и охота и рыболовство перестали удовлетворять потребности племени. Тогда Марраны под предводительством князя Грона попытались занять часть Пещеры, но подземные рудокопы отбили нападение и выгнали всех переселенцев на поверхность земли. Марраны несколько лет странствовали по Волшебной стране, пытаясь приспособиться к дневному свету и терпя бесчисленные бедствия, за это время они одичали и разучились пользоваться огнём. В конце концов Марраны остановились в ненаселённой ранее горной долине в южной части Волшебной страны по соседству с Розовой страной.
Новая история
Великое переселение народов
Одним из самых важных и самых неисследованных событий в истории Волшебной страны стало Великое переселение народов, в результате которого её аборигенов в Голубой стране сменили Жевуны. По-видимому, аналогичная миграция происходила и в других частях Волшебной страны. Можно предположить, что примерно в тоже время появились Мигуны, Болтуны и другие народы. А вот Гномы пришли сюда на четыре тысячелетия раньше, вместе с Арахной.
Расовая принадлежность коренных обитателей неустановленна, но, по-видимому, они существенно отличались от коренных жителей Америки: индейцев, эскимосов и алеутов. Может быть, они были потомками атлантов? Ещё до появления четырёх волшебниц 'Племя людей, населявших Голубую страну, куда-то ушло, а вместо него появились маленькие человечки...'. Куда и по какой причине ушли аборигены остаётся загадкой. От них в Волшебной стране остались лишь сосланные давным-давно в Пещеру Рудокопы. Непонятно также, почему и откуда сюда переселились Жевуны и другие маленькие человечки, о существовании подобных которым на планете Земля ничего не известно. Впрочем, по всей вероятности, они пришли из сказочного мира.
Открывать порталы в другие миры под силу только такому могучему волшебнику как Гуррикап. Так что можно предположить, как развивались события.
Людей в Волшебной стране становилось всё больше. Они убивали созданных великим волшебником говорящих животных и вели кровопролитные войны. Назойливые люди всё ближе подбирались к дому Гуррикапа и добывали изумруды и другие полезные ископаемые прямо у него под носом в Кругосветных горах. Они становились всё более жестокими, доходило даже до людоедства.
Наконец, великий маг не выдержал и изгнал их в параллельный мир. Туда же он перенёс почти всё созданное цивилизацией аборигенов.
Вместо них он предложил переселиться в сотворённый им чудесный край маленьким добродушным человечкам из сказочного мира. Жевуны, Мигуны и Болтуны с радостью приняли это предложение. Гуррикап строго-настрого запретил им приближаться к своему жилищу и даже вспоминать его имя. Больше волшебника никто не видел. Видимо, вскоре после этого Гуррикап умер. Маленькие человечки свято выполняли его наказ и постепенно забыли о чародее и своей жизни в другом мире.
Однако кое-кто из жестоких аборигенов всё же избежал изгнания. Вероятно, их потомками и были Людоед и его слуги, жившие в чудом уцелевшем лесном замке.
После Великого переселения в Волшебной стране наступило Новое время.
Раздел страны между четырьмя феями
Века назад в разных концах американского материка жили четыре волшебницы: две добрые (Виллина и Стелла) и две злые (сёстры Гингема и Бастинда). Первоначально их всё устраивало, но примерно 500-400 лет назад ситуация стала меняться. По всей видимости, этот процесс связан с открытием Америки Христофором Колумбом в 1492 году и последующей колонизацией.
Обеспокоившись приближением людских поселений к своим убежищам, все четыре феи одновременно занялись поисками более спокойного места жительства - и все четыре остановили свой выбор на Волшебной стране. О наличии соперниц они узнали, уже перебравшись в созданный Гуррикапом чудесный край. После недолгого спора волшебницы решили разделить затерянный мир по жребию. Гингеме досталась Голубая страна, Виллине - Жёлтая, Бастинде - Фиолетовая и Стелле - Розовая. Находящуюся в центре Зелёную страну оставили неразделённой как своеобразную буферную зону. При этом волшебницы дали клятву, что не будут покидать надолго свои владения.
Эпоха Гудвина
Появление Гудвина
Однажды в центральной части Волшебной страны приземлился воздушный шар, в корзине которого находился странно одетый человек по имени Джеймс Гудвин. На самом деле это был ярмарочный баллонист из Канзаса, но местные жители, увидев, что он 'спускается с неба', приняли его за великого волшебника. Гудвин, в молодости игравший царей и героев, хорошо вошёл в роль. Он умело воспользовался ситуацией и объявил себя правителем Зелёной страны, лежащей между владениями четырёх фей. Более того он проявил себя гениальным пиарщиком и имиджмейкером. Чтобы упрочить своё положение, Гудвин принял титул Великого и Ужасного. Со временем за Гудвином закрепилась слава наиболее могущественного из всех чародеев Волшебной страны, хотя на самом деле никаким колдовским искусством 'Великий и Ужасный' не обладал, а все его 'чудеса' были всего лишь ловкими цирковыми трюками.
Строительство Изумрудного города
Практически сразу Гудвин начал возводить Изумрудный город, который должен был стать самым красивым и величественным городом Волшебной страны, работая на имидж Гудвина, и обеспечить защиту от злых волшебниц. Грандиозное строительство продолжалось несколько лет. По хитрой задумке Гудвина, Изумрудный город должен был потрясать своим богатством и великолепием, благодаря бесчисленным изумрудам и зелёному мрамору городских стен, бульваров и площадей. Драгоценные изумруды должны были сверкать везде, даже лежать между камнями мостовой. Однако достаточного количества изумрудов для постройки целого города Гудвину собрать не удалось, несмотря на то, что часть драгоценных камней Великий и Ужасный выменял у подземных рудокопов. Поэтому Гудвин решил пойти на уловку: недостаток строительного материала мнимый волшебник восполнил обычным белым мрамором, а чтобы обман не раскрылся, каждый, кто жил в Изумрудном городе или входил в него, должен был, по приказу правителя, надевать зелёные очки, закрывавшиеся сзади на замочек. В результате каждому, кто надевал такие очки, всё вокруг казалось зелёным. Однако богатство Изумрудного города всё равно было огромно, ведь изумруды башен и стен вокруг города были настоящими.
Война Гудвина с Бастиндой
Вероятно, у Гудвина наступило головокружение от успехов, поскольку на заре своего правления он предпринял попытку освободить Мигунов из-под власти злой Бастинды. Великий и Ужасный был хорошим пропагандистом, но полководца из него явно не получилось. Видимо, он придумал операции красивое название, например, 'Изумрудная свобода', но на остальное его талантов не хватило.
Перед военной кампанией необходимо было провести тщательную разведку, узнав боевые возможности противника и его слабые места. Судя по всему, этого не было сделано, ведь проведай Гудвин о Летучих Обезьянах, он вряд ли посмел бы отправиться в свой поход. А узнай он о водобоязни Бастинды, военное вторжение бы вообще не потребовалось, хватило бы небольшой спецоперации.
Боеспособной и подготовленной армии у него тоже явно не было. Бывший ярмарочный баллонист не позаботился и о военно-воздушных силах. Очевидно, он рассчитывал, что узнав о том, что с запада идут освободители, Мигуны восстанут, и режим восточной деспотии падёт сам собой.
Собрав войско, он выступив против злой колдуньи, но потерпел неудачу. Призванное Бастиндой племя Летучих Обезьян разгромило армию волшебника, едва не захватив в плен самого полководца. Однако в летопись поражение 'Великого и Ужасного' не вошло. Вероятно, постарался тот самый придворный летописец, который потом выведет род Урфина из древних королей Волшебной страны. Поэтому ни подробностей битвы, ни данных о потерях не сохранилось. Но характерно, что после этой войны от всей армии остался лишь один солдат Дин Гиор. И то, судя по тому, что временами его никто не мог дозваться, немного контуженный.
В то же время, разгромив армию Гудвина, Бастинда не попыталась перейти в наступление и захватить Зелёную страну. Вероятно, ей не хватило смелости, ведь колдунья всегда была трусоватой. Она не решилась тратить последнее волшебство Золотой Шапки. К тому же Бастинда не была до конца уверена, не припрятано ли что-то ещё у Великого и Ужасного. А штурмовать Изумрудный город с одними волками и воронами она не посмела. Более того, захват Зелёной страны нарушил бы баланс сил среди четырёх волшебниц, и остальные могли бы вмешаться.
Провальный поход навсегда врезался в память незадачливого полководца, он приказал использовать высокую старинную башню, находившуюся к югу от Изумрудного города, недалеко от городских стен, в качестве круглосуточного наблюдательного пункта. Днём и ночью на башне стоял дозор, предупреждая появление Летучих Обезьян, злых волшебниц и прочих врагов. С другой стороны, Гудвину удалось добиться побед на информационном фронте. Спустя много лет о его поражении забыли, и даже феи считали его великим чародеем.
Затворничество Великого и Ужасного
Испугавшись, что после поражения в войне народ разоблачит его, Гудвин заперся в тронном зале и никогда больше никому не показывался. Даже дворцовым слугам не позволялось видеться с правителем, а хозяйственные распоряжения они получали стоя перед закрытой дверью в покои 'волшебника'. Ореол таинственности вокруг Гудвина подкреплялся выбранным им титулом Великого и Ужасного чародея. Те же, кто приходил на приём к Гудвину, видели теперь его в разных, совершенно причудливых формах: птиц, зверей, чудовищ - на самом деле, то были лишь искусно сделанные чучела из папье-маше, приводимые в движение системой различных блоков и верёвочек. Сам кукловод стоял за ширмой тронного зала и говорил через рупор, пугая никогда не видевших ничего подобного посетителей своим громовым голосом. Так Гудвин прожил много-много лет, пока, наконец, его опасениям не суждено было сбыться, - его разоблачили маленькая девочка Элли с пёсиком Тотошкой, случайно попавшие из его родного Канзаса в Волшебную страну.
Новейшая история
Появление Элли и 'передел мира'
Коварный замысел Гингемы
Новейшее время началось с появления в Волшебной стране девятилетней девочки из Канзаса. Это, на первый взгляд незначительное, событие перевернуло всю жизнь чудесного края, созданного Гуррикапом. А началось всё с обезумевшей Гингемы.
Однажды злая колдунья Голубой страны решила вызвать чудовищный ураган, чтобы уничтожить человечество, но добрая волшебница Виллина, узнав об этом, обратила ураган против самой злой колдуньи. При этом она позволила ветру принести в Волшебную страну (и сбросить на голову Гингеме) один-единственный домик из канзасской степи, который во время ураганов всегда пустовал.
Однако на этот раз в домике оказались девочка Элли и её пёсик Тотошка. Они благополучно перенесли перелёт, но вернуться на родину не могли. Так в Волшебной стране стало одной колдуньей меньше, зато Элли все стали считать феей. Жевуны её так и прозвали Фея Убивающего Домика.
Хронологически первое пребывание Элли в Волшебной стране можно разбить на три основных этапа:
1. Путешествие в Изумрудный город.
2. Поход на Бастинду.
3. Путешествие к Стелле.
Путешествие в Изумрудный город
День 1: Праздник Освобождения
По совету Виллины Элли и Тотошка отправились в Изумрудный город по дороге, вымощенной жёлтым кирпичом, чтобы просить помощи у Гудвина, которого даже волшебная книга Виллины считала самым Великим Мудрецом Волшебной страны и самым могущественным среди всех её чародеев. По предсказанию этой книги он должен был вернуть девочку домой, если она поможет трём существам добиться исполнения их самых заветных желаний.
Маленькой девочке предстояло отправиться одной (не считая верного Тотошки) в долгий и опасный путь. К тому же её старые и рваные башмачки были явно не рассчитаны на такую длинную дорогу. Но Тотошка тут же принёс ей серебряные туфельки из пещеры Гингемы. Он и не подозревал, что они волшебные и ещё не раз спасут хозяйку.
Жевуны снабдили провизией отважных путешественников, и Элли с Тотошкой отправились в путь. К вечеру они достигли дома Према Кокуса и приняли участие в празднике, посвящённом освобождению от злой колдуньи. В дальнейшем этот день стал национальным праздником Голубой страны.
В этот же день произошло ещё одно на первый взгляд заурядное событие. На одной из ферм Голубой страны обычный фермер (история даже не сохранила его имя) сделал чучело, чтобы пугать ворон. Судя по дошедшим до нас фото, пугало вышло необычайно милым и обаятельным. Чучело назвали Страшилой.
День 2: Встреча со Страшилой и выборы правителя
Утром Элли попрощалась с гостеприимным Премом Кокусом и другими Жевунами. Они с Тотошкой вновь зашагали по дороге вымощенной жёлтым кирпичом.
По пути к ним присоединилось соломенное пугало Страшила с заветным желанием раздобыть мозги и стать не глупее других людей. Эту идею ему подсказала ворона Кагги-Карр, которую, как и соломенного человека, ожидало большое будущее.
Элли сняла Страшилу с шеста и научила ходить. Так будущий Трижды Премудрый начал свой путь, а будущая учительница, которая ещё даже не ходила в школу, проявила педагогические таланты. Первоначально соломенный человек был довольно неуклюжим и часто спотыкался, но, несмотря на это, вызвался нести корзинку девочки. Элли терпеливо поднимала упавшего Страшилу, а потом догадалась дать ему толстую ветку вместо трости и походка её нового друга стала значительно твёрже. Страшила жил на свете всего второй день, но быстро учился, а общение со смышлёной девочкой и приобретаемый в дороге жизненный опыт этому очень способствовали.
Тотошке сначала не понравился новый спутник, но постепенно он к нему привык. Девочка с собачкой переночевали в хижине, обнаруженной у дороги. Страшила, который никогда не спал, сторожил всю ночь. И даже героически спас своих друзей от зверя с белыми полосками на спине. Правда, этот зверь оказался безобидным молодым барсуком.
По косвенным данным, в тот же день Прем Кокус был избран новым правителем Голубой страны.
День 3: Железный Дровосек
Утром после завтрака Элли, Тотошка и Страшила услышали чьи-то стоны. Компания не смогла пройти мимо и обнаружила среди леса заржавевшего Железного Дровосека. Оказалось, что именно в его хижине они ночевали.
После смазки Дровосек присоединился к путешественникам. Ведь у него тоже было заветное желание. Новый спутник мечтал получить сердце. По дороге он рассказал, что раньше был из плоти и крови, но пострадал от злой Гингемы, заколдовавшей его топор, а мастер-кузнец постепенно заменил все отрубленные части тела на железные.
Сильный, ловкий и умелый Дровосек оказался очень полезным спутником. Страшиле он сделал удобную трость, когда дорога стала непроходимой, он быстро расчистил путь, а когда Элли устала, он понёс её на руках. Ночевали Элли с Тотошкой в уютном шалаше из ветвей, который построил их новый друг.
День 4: Людоед
На четвёртый день пути девочку из Канзаса ожидало первое настоящее и смертельно опасное испытание.
По версии, которая представляется наиболее логичной, Элли сняла серебряные башмачки, чтобы прогуляться босиком по нагретым ласковым солнцем Волшебной страны кирпичам Жёлтой дороги. Стоило остаться без защиты волшебных туфелек, как её тут же похитил Людоед.
Пока достоверно не установлено, откуда он взялся в Волшебной стране и к какому народу относились съеденные им слуги из его замка. Вероятнее всего они были потомками аборигенов Волшебной страны. Предком Людоеда мог быть какой-нибудь одичавший барон, гордящийся своим происхождением и не считавший маленьких человечков за полноценных людей.
Первоначально в лесном замке было большое хозяйство. Там разводили баранов, коров и лошадей. По всей видимости, многочисленные слуги баронов-разбойников грабили купцов и путешественников, похищали людей ради выкупа. Потом Людоед или кто-то из его предков попробовал человеческое мясо. И путников стали похищать уже с другой целью. Дорога вымощенная жёлтым кирпичом обезлюдила. Но Людоед уже не мог остановиться. Он съел всех своих слуг. А затем перешёл на лесных зайцев и кроликов.
Верный Тотошка попытался защитить хозяйку, но от удара огромной ноги получил ранение и лишился чувств. В таком состоянии его и обнаружили отставшие Дровосек и Страшила. Свидетелем похищения была белка, которую по моим данным звали Векша.
С её помощью друзья освободили Элли. Но Людоед проснулся и погнался за ними. Страшила самоотверженно бросился ему под ноги, а Дровосек разрубил злодея пополам. Однако в некоторых источниках утверждают, что Людоед выжил, что представляется крайне маловероятным.
Эту ночь Элли провела в дупле, на мягкой подстилке из мха и листьев. Ночью ей снилось, что Людоед заносит над ней руку с огромным ножом.
День 5: Элли и Лев
Главным событием этого дня стала встреча с Трусливым Львом, который стал третьим спутником Элли из Волшебной страны.
На самом деле, Лев не был таким трусом, каким его иногда изображают. Он был огромным и сильным зверем, успешно охотился на других животных и боялся лишь саблезубых тигров и других львов.
Лев, пытаясь показать себя смелым, совершил нападение на компанию. Он одним ударом отбросил лёгкого Страшилу, другим сбил с ног Железного Дровосека. Тотошка, защищая свою хозяйку, бросился на него. А Лев чуть его не проглотил. Но вмешалась Элли и пристыдила огромного хищника, напавшего на крохотную собачку.
Лев сразу смутился и признался, что он трус. Друзья его простили и прониклись к нему сочувствием. Узнав, что у него есть заветное желание получить смелость, они приняли его в свою компанию.
Только Тотошке новый спутник сначала не понравился. Но вскоре он привык ко Льву, и они стали большими друзьями.
В этот день у компании закончились запасы провизии. Лев предложил поймать лань. Но друзья отказались, пожалев бедное животное. Тогда Лев один отправился на охоту. Тем временем Страшила насобирал для Элли орехов. Ночевать остановились под развесистым деревом, греясь у разведённого Железным Дровосеком костра.
День 6: Саблезубые тигры
Люди Волшебной страны жили с лесными зверями и птицами в дружбе. Как правило, они не нападали друг на друга. Люди подкармливали лесных обитателей во время засухи, а звери и птицы приходили им на помощь, когда те оказывались в беде.
Правда были и исключения. Так Урфин Джюс охотился на кроликов с помощью силков и употреблял в пищу их мясо. Известно также, что некий охотник из Голубой страны (непонятно зачем) поставил капкан, в который попал лисий король Тонконюх XVI.
Были исключения и среди животных, два вида которых представляли немалую угрозу для людей. Так водившиеся в Большой реке крокодилы нередко нападали на деревянные суда, и от них приходилось отбиваться копьями и стрелами.
Но самыми опасными были давно вымершие в остальном мире саблезубые тигры. Они были значительно крупнее обычных тигров и своими огромными клыками даже льва могли проколоть как котёнка. К счастью чудовища жили лишь в одном лесу между оврагов, который так и назывался Тигровый. На беду Элли и её друзей дорога в Изумрудный город проходила именно по этому лесу.
Через первый овраг друзей перенёс на своей спине Трусливый Лев. Через второй пришлось переправляться по срубленному Дровосеком по задумке Страшилы дереву. Но тут из чащи выбежали два саблезубых тигра. Лев их очень боялся, но преодолел себя и задержал ужасных хищников своим рычанием. А когда друзья оказались на другой стороне, Дровосек перерубил дерево, и тигры полетели в овраг.
В тот же день друзья вышли к Большой реке и начали строить плот. Элли поужинала найденными Страшилой плодами и уснула под охраной своих верных спутников.
День 7: Переправа и Маковое поле
Переправа
Этот день был полон событий. Первым делом друзьям предстояло форсировать Большую реку, главную водную артерию Волшебной страны.
Железный Дровосек доделал плот, и друзья с трудом разместились на шатком плавучем средстве. До середины реки всё шло нормально, но затем быстрое течение подхватило плот и понесло по реке. Он стал неуправляемым, поскольку шесты уже не доставали до дна. Создалась реальная угроза, что друзей унесёт в Фиолетовую страну, где они попадут в рабство к злой колдунье Бастинде. Более того, шест Страшилы воткнулся в илистую отмель, и он повис на нём посреди реки, далеко отстав от своих товарищей по путешествию.
Компанию спас Лев, который, преодолев страх, нырнул в реку и доплыл до берега, буксируя плот. После отдыха он собирался плыть на выручку застрявшему на шесте другу, но тут на помощь Страшиле пришёл местный Аист, который донёс до берега лёгкого соломенного человека. Он любил помогать другим в несчастье (особенно когда это не стоило ему большого труда).
Маковое поле
Когда друзья переправились через Большую реку, они решили, что все опасности остались позади. Весело шагая по лугу и любуясь прекрасными цветами, они не заметили, как оказались среди бескрайнего Макового поля. Надышавшись ароматами Гигантских Маков Элли, Тотошка и Лев уснули. Их сон мог бы стать вечным, если бы не друзья. К счастью Страшила и Дровосек как искусственные существа не могли заснуть. Они вынесли Элли и Тотошку в безопасное место, где девочка и пёсик постепенно пришли в себя. Но для спасения большого и тяжёлого Льва у них не хватало сил.
И тут друзья стали свидетелями погони дикого кота за королевой полевых мышей. Дровосек пожалел мышку и отрубил голову коту. В благодарность мыши впряглись в сделанную Дровосеком телегу и помогли вывезти Льва с Макового поля. Более того, мышка, оказавшаяся королевой полевых мышей Раминой, подарила Элли серебряный свисток, подув в который её можно было вызвать в любом месте Волшебной страны.
Отметим, что в этой истории много сомнительных моментов. Почему Рамина, обладая способностью мгновенно перемещаться, не воспользовалась ей, спасаясь от кота? Зачем было рубить голову бедному животному, если было достаточно просто его поймать (как неоднократно бросавшегося на Рамину и её подданных Тотошку), а потом выпустить?
Друзья вновь вышли на дорогу, вымощенную жёлтым кирпичом, и вскоре достигли ферм Изумрудной страны. В одном из домиков, выкрашенных в ярко-зелёный цвет, они и остановились на ночлег.
Элли в Изумрудном городе
На восьмой день пути Элли и её друзья достигли Изумрудного города. Вместе они преодолели множество преград и стали настоящими друзьями. Более того, Страшила, стремящийся получить мозги, доказал свою сообразительность. Железный Дровосек, мечтавший о сердце, показал себя чувствительным и добрым. А желающий избавиться от трусости Лев доказал, что может преодолевать страх. Сама Элли приобрела репутацию феи в серебряных башмачках и победительницы Гингемы.
В первый день в Изумрудном городе друзья познакомились со Стражем Ворот Фарамантом, который надел на всех зелёные очки; рассеянным длиннобородым Солдатом Дином Гиором и красивой девушкой Флитой, взявшей на себя заботу о гостях. Фарамант и Дин Гиор стали впоследствии их надёжными друзьями. А Флита, к сожалению, в других летописях не упоминается.
Между тем девушка явно прониклась к ним симпатией и заботилась о друзьях не только по обязанности. Перед трудным и опасным походом она наполнила корзинку Элли вкусными кушаньями. Привязалась она и к диковинному для Волшебной страны чёрному зверьку. На прощанье она расчесала Тотошке шерсть и привязала ему на шею серебряный колокольчик. Характерно, что своенравный пёсик ей это всё позволил. Вероятно, он тоже полюбил Флиту.
Гудвин принял компанию по одному, однако отказался выполнять их желания раньше, чем они освободят Мигунов от злой колдуньи Бастинды, правительницы Фиолетовой страны. Таким образом, он на время избавился от назойливых посетителей, которые могли его разоблачить, и сумел чужими руками ликвидировать опасность со стороны Бастинды. Гудвин надеялся, что Элли защитят серебряные башмачки, но впоследствии сам стыдился своего поступка.
Поход на Бастинду
Начало похода
Друзьям пришлось отправиться в новый поход. Их шансы все расценивали примерно как шансы сборной России по футболу перед домашним чемпионатом мира. Сами наши герои тоже были печальны. Лишь Тотошка весело носился за бабочками и верил в успех, помня предыдущие подвиги своих друзей. Это помогло снять психологический барьер.
Дорога была трудной, а местность пустынной и зловещей. Солнце в краю вечного лета слепило глаза. Вокруг не было ни одного дерева, чтобы спрятаться в тень от палящего зноя.
К вечеру Элли устала, а Лев поранил лапу и хромал. Ночевать пришлось на каменистом плоскогорье. Хорошо хоть Страшила с Дровосеком не уставали и ночью смогли нести караул. Под прикрытием темноты на них напали волки Бастинды. Но Железный Дровосек отрубил головы всем сорока свирепым хищникам.
Утром на них накинулись новые чудовища Бастинды - 40 ворон с железными клювами. Но всем им свернул шеи храбрый Страшила.
Он же придумал план, как справиться с чёрными пчёлами, укусы которых были смертельны. Страшила самоотверженно предложил свою солому, чтобы укрыть друзей. А пчёлы ломали ядовитые жала об Железного Дровосека и падали замертво.
Бастинда от отчаяния послала на пришельцев войско Мигунов. Но те не привыкли воевать, да и не хотели. Стоило Льву разок рыкнуть, как они обратились в бегство.
Пришлось злой колдунье истратить последнее волшебство Золотой Шапки, вызвав Летучих Обезьян. Крылатое воинство расправилось с отважными героями. Они уничтожили Страшилу и Железного Дровосека, а Элли, Тотошку и Льва взяли в плен.