Алексеев Кирилл Валерьевич: другие произведения.

Моя таможня.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Воспоминания о контрабандистах антиквариата.

  Недавно в новостях увидел репортаж о задержании американского дипломата в аэропорту "Домодедово", который пытался вывезти несколько десятков плакатов 20-50ых годов.
  Моментально посетили мысли о неискоренимости человеческой глупости.
  Почти сразу вспомнилось моё безмерное усердие на ниве борьбы с попытками незаконного вывоза антиквариата в 1999 году.
  Откровенно говоря, нелёгкая моя судьбина совершенно случайно преподнесла мне сюрприз в виде места независимого эксперта в одном из аэропортов нашей Родины.
  Меня туда определил мой товарищ по спортивной секции, который тренировал "таможенный спецназ", а так же всячески сочувствовал различному искусству.
  Те пять месяцев, которые я посвятил этому весёлому и довольно нелепому занятию, навсегда останутся в моей памяти как верный образчик веры наших граждан в мифы и легенды.
  Сейчас всё объясню.
  Каждый человек верит в сказки. Очень хочется верить, что дедовский портсигар обязательно изготовил Фаберже, а картина, висящая в красном угле квартиры, наверняка принадлежит кисти Тициана или Рембрандта.
  Про иконы и говорить нечего.
  Сколько раз не приглашали смотреть - обязательно виделась уверенность хозяев, что их собственность - "как минимум" написана в год крещения Руси, и, соответственно, должна оцениваться в миллион долларов.
  Или в миллиард.
  Но мне готовы дать заработать.
  Поэтому - "мы готовы уступить её вам за миллион сто тысяч".
  Как правило, владельцы находятся под впечатлением от телерепортажей, где анонсируются гигантские суммы эстимейтов западных аукционов, а малообразованные эксперты фраппируют доверчивых обывателей семизначными суммами продаж антиков.
  Антиквариата у наших обывателей много. Гораздо больше чем в музеях. Но по-настоящему дорогих вещей очень и очень немного, а практически каждый обладатель холста в позолоченной раме мнит себя владельцем Рубенса или, на худой конец Репина.
  Трудно снимать иллюзии.
  Но абсолютно необходимо.
  Дело принципа.
  Проговаривая вслух разочаровывающую владельцев информацию, о том, что дедовский портсигар - мельхиоровое барахло середины ХХ века, а икона, доставшаяся по наследству - полиграфическое изделие, которое и сейчас можно приобрести в любой церкви, не стоит надеяться, что тебе поверят.
  Всего вероятней, реакция будет недоверчивой и настороженной.
  Люди всегда с недоверием относятся к тем, кто разрушает их любимые заблуждения.
  Иногда, антиквары оставляют своим грядущим коллегам послания через владельцев, в виде заявления наподобие такого: "Эта вещь должна стоить не менее ста тысяч долларов". В действительности, когда мне передают подобные экспертные оценки, можно быть совершенно уверенным, что устами продавца говорит твой предшественник, предупреждая тебя о сомнительном факте адекватности продавцов. В этом случае, нужно "улыбаться и махать в ответ", как советовали пингвины из мультфильма.
  Поневоле становишься знатным "людоведом", оценивая степень наивности наших вечно подозрительных граждан.
  Так вот.
  В определенный момент времени, когда владельцы проникаются идеей мирового заговора антикваров, дабы приобрести за бесценок предмет их иллюзий и тщетных надежд, в голову непременно приходит мысль о транспортировке "шедевра" за государственной границы РФ. Это вредное интеллигентское заблуждение, что в парижах и ландонах всё можно продать втридорога, оборачивается в результате, довольно неприятными последствиями.
  Весь "цимес", как говорят наши израильские коллеги, заключается в том, что искусство в России стоит на несколько порядков дороже, чем в Америке и Европе. И тащить туда антиквариат - дело абсолютно проигрышное и, вдобавок, еще и уголовно преследуемое.
  Тут, надо ещё заметить, что рядовой контрабандист (как, впрочем, и преимущественное число граждан), мнит себя умнее всех. Наметанный взгляд таможенного сотрудника, почти сразу определяет семенящую, торопливую походку, бегающий взгляд и прочие подозрительности, за которыми следуют более пристальное отношение к имуществу и аксессуарам. Когда в куче нижнего белья находится позолоченный латунный подсвечник от пианино 50-ых годов, производства ГДР, человека просят пройти для разбирательства в кабинет начальника смены. Там предмет осматривают эксперты, в числе которых был и я.
  Задержанный (чаще всего 20-30 лет), бывает в состоянии близком к обморочному и являет собою весьма прискорбное зрелище.
  Оно и понятно.
  За контрабанду антиков, в тот момент истории давали от восьми лет строгого режима, а перспектива эта и правда мало кого может развеселить.
  И вот как раз в тот момент, когда человек уже смирился с тем, что ближайшие несколько лет ему придется валить лес или шить спецовки, его ласково отпускают, предварительно разъяснив, что закона он не преступал. Никто ведь не запрещает перемещать из России в дальнее зарубежье всякий хлам?
  Реакция людей чаще всего бывает истерической, но, спустя мгновение, самолюбие заставляет человека порадоваться, как он ловко "провёл" глупых таможенников.
  
  Сложнее всего бывает с живописью.
  Все эти ухищрения с записью оригинального красочного слоя, довольно просто определяется на глаз. Иногда выдаёт ненатуральный кракелюр, но чаще всего, определить возраст работы можно по обороту. Там отлично читается плетение холста, по которому и производится атрибуция, определяется соответствие с предъявляемыми документами. Ну а графику пытаются перетащить через таможню в альбомах по искусству.
  Есть ещё, конечно, определенный набор профессиональных секретов, которые мне бы не хотелось тут раскрывать. Да и скучно это всё перечислять.
  Представьте себе ситуацию, что вы видите перед собой "картон-масло" с пошлой живописью арбатских маляров, а рентгенография показывает под этим благонравием нечто, с подписью, ни больше не меньше как Кандинского. Вроде, как задерживать этого кадра надо, но вот незадача какая - картон слоится, а это значит, что работа фальшивая. Картон такой только в пятидесятых годах выпускать стали, а В.В. Кандинский в 1944 году умер. Вот, что, спрашивается в таком случае делать? Чаще всего, таких горе-контрабандистов отпускали с миром, оставляя их с ощущением своей безмерной крутизны и находчивости.
  В такие моменты, я всегда любил подыгрывать "бывалым" дурачкам, подобострастно извиняясь за вынужденную задержку и провожая до "накопителя". Глядя в монитор наблюдения, мы с моим коллегой делали ставки, какой именно вид алкоголя возьмет наш клиент и за какое время опустошит бутылку.
  Сейчас, когда я вижу в глазах продавцов "шедевра" недоверие к моей характеристике качества и стоимости работы, мне вспоминается вежливо-высокомерный взгляд "удачливого" пассажира рейса на Нью-Йорк или Париж, которым меня одаривали, перед тем как за рекордное время вусмерть напиться виски или коньяком в зале ожидания.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"