Алексеев Кирилл Валерьевич: другие произведения.

Палетка фараона Нармера

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
Оценка: 3.91*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краткий обзор ранней истории Древнего Египта.

  Глубокой тайной является начало истории Египта. Существует несколько мнений относительно личности основателя государства со столицей в Мемфисе.
  Сейчас история в египетских школах начинается с личности фараона Нармера или Мины (или Хор Сома). Он объеденил Верхний и Нижний Египет (государство Кемет)и основал столицу в городе Хет-ка Птах (Мемфис). По некоторым сведениям он лишь начал процесс, продолженный его сыном Хор-Аха (боец Хора) и окончательно законченный при фараоне второй династии Хасехемуи ("Скорпион" - 80-ые-40-ые годы 27 столетия до н.э.).
  Имеется ещё упоминание о неком "Царе Скорпионе" ещё в более глубокой древности, ранее официальной версии на 200-250 лет.
  При определённой доле фантазии, некоторые египтологи объединяют Нармера, Мину (Менеса в позднем греческом прочтении) и Царя Скорпионов в одну историческую личность.
  Так или иначе, палетка фараона Нармера - самый ранний памятник династической истории Древнего Египта. Можно,конечно, встретить некоторое количество черепков с простейшим геометрическим орнаментом, образцы "ленточной" керамики, но все эти артефакты довольно сложно поддаются идентификации и точно не могут служить свидетельством установления государственности.
  Этот предмет служил для растирания косметики, служившей как защитой от солнца,так и для всяческого украшения представителей обоих полов. В истории древнего Египта присутствует эпизод, когда строители Абидосского комплекса объявили забастовку в период Нового Царства по причине недопоставки им косметических принадлежностей.
  Этот двадцатисантиметровый сланцевый экспонат был найден 1898 году и породил множество вопросов. Очевидно изобразительное и иконографическое сходство с месопотамскими памятниками, что выражается в мотиве бычьих голов (Ашур) и рельефом двух фантастических животных, именуемых в Месопотамии "помощниками Мардука". Вместе с тем, отсутствие текста и символичная повествовательность изображения, выраженая в регистровой организации пространства палетки говорит о самом начальном этапе искусства.
  Вроде всё получается очень складно.
  И все атрибуционные признаки начала искусства налицо. И приславутая "регистровость", развившаяся из орнамента, и видимая простота невысокого рельефа, но всё же есть черты, которые (возьму на себя смелость) характеризуют палетку Нармера как памятник уже зрелого, даже можно сказать развитого, искусства.
  Во-первых размер.
  Несмотря на небольшой формат, памятник кажется довольно большим, даже монументальным. Этот эффект можно часто встретить только в сложившихся, с многовековой традицией памятниках. Например в гробнице Рамзеса II, где зритель воспринимает гигантские фигуры, как "игру масштабов" ландшафта и рукотворных скульптур.
  Проработка отдельных частей, сложное композиционное построение, множество деталей, очевидно сложившаяся манера говорят о том, что это образец явно не раннего искусства. Такими же вопросами задавались исследователи стеллы Нарамсуена и стеллы Коршунов в искусстве Месопотамии.
  Во-вторых символическая структура палетки Нармера.
  В отсутствие текста, чрезвычайно развита повествовательность рельефа.
  Здесь и оформленная атрибутика царя (жезл правителя, головной убор фараона Нижнего Египта), и символ Верхнего Египта (полоска земли с папирусом и головой), попираемого Хором, и наконец иконография человеческого изображения (глаз в профиль, торс - в фас, ступни в профиль), просуществовавшая вплоть до Позднединастической эпохи. Ещё одна немаловажная деталь - символическое построение перспектив, когда автор для придания объёма композиции помещает фигуры в таком порядке, что создаётся впечатление глубины пространства. Порядок этот тоже не в один день появляется. Это тоже следствие многовековой традиции изобразительного творчества.
  В-третьих материал.
  Сланец довольно редко встречается в искусстве Египта, вплоть до Нового Царства. Этот сложный в обработке материал не поле для экспериментов, когда речь идёт о фараонском заказе. Памятник не похож на "опытный образец освоения материала", скорее на нём можно констатировать черты явно оформленной художественной техники. Это особенно бросается в глаза, когда скульптор играет с высотой изображения, незаметно повышая или понижая рельеф, в зависимости от желания подчеркнуть ту или иную деталь или персонажа. Суммируя все малообъяснимые (с точки зрения истории искусства) черты палетки Нармера, можно смело предположить, что этот предмет - свидетельство развитой и многовековой художественной манеры. История не даёт нам внятного ответа на историю до Мины-Нармера, но качество самой палетки - явное доказательство существования цивилизации о которой мы даже приблизительно не имеем никакого представления.
Оценка: 3.91*4  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Юрий "Небесный Трон 3"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум. Угроза А-класса"(ЛитРПГ) Е.Рэеллин "Команда"(Киберпанк) А.Минаева "Академия Алой короны. Обучение"(Боевое фэнтези) Д.Сугралинов "Кирка тысячи атрибутов"(ЛитРПГ) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Каг "Отбор для принца, или Будни золотой рыбки"(Любовное фэнтези) К.Власова "Мой муж - злодей"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"