Давайте зададимся простым вопросом - что проще нарисовать: трали-вали или стакан? Очевидно, что трали-вали. Можно, конечно, долго спорить о том, что и стакан может принять форму трали-вали, а вообще его можно изобразить так, что будет похоже на ЈХриста в пустыне", но это, знаете ли, философия, а это мне всё очень сложно, я рассуждаю вообще бинарными категориями, противным Мите Карамазову Евклидовым мышлением.
Как вы уже, наверное, догадались, речь в моем чем-то пойдет о таком громогласном явлении детской\подростковой\пубертантной\ и как ещё хотите назовите её прозы. Пишу об этом, потому что стихов почти никогда не писал, а ещё потому, что сам писал детскую и т.п. прозу. Детская - это не в смысле Гарри Поттер или рассказы Драгунского, а в смысле когда пишут её дети и т.п. Детьми мы, очевидно, называем лиц неопределенного возраста, но лет с 12-13 до там 20 и более-менее, кому как нравится.
Собственно, рассуждать тут нечего, потому что феномен детской и.т.п. прозы как раз состоит в том, что она изображает трали-вали.
Трали-вали бывает несколько типов. Мне в голову пришло три.
1. Трали-вали о трали-вали. Первобытное желание писать, думая, что за символом дождя стоит что-то большее, чем то, от чего вы намокните, если забыли зонтик. Наборы слов, похожие на первую строку МТСовского стихотворения Блока, но всё же чем-то не тянущие на МТСовское стихотворение Блока. Когда-то умные дяди придумали стихи в прозе, я, конечно, понимаю, там, Тургенев, там, Бодлер, но лучше бы удумать их обратно, потому что слова Јбереза, гроза и ночь" не являются стихотворением в прозе, не стоит пользоваться тем, что в стихах не обязательно нужны рифмы. Конечно же, не является бумагомаранием, как и любое писание, если кажется, что от души и из души идет, но выражает примерно столько же, как если бы человек начертал сплошные знаки препинания, пытаясь выдать их за скитания одинокого путника по зимнему лесу с обязательным выражением его ностальгии о двух годах, проведенных с любимой где-нибудь в Париже.
2. Притчевые трали-вали. Расскажу историю: мой приятель Федя Палехов как-то прочитал мой детский и бездарный рассказ ЈСоциальная драма", где мальчик и девочка. Он спросил меня - вовсе не об экзистенциальных моих потугах, как бы мне того хотелось, а о том, как это я себе представляю, что мальчик и девочка в 14 лет жили отдельно от родителей, а на что же они жили. Тогда я усомнился в правомерности таких измышлений, дескать, слона-то ты, Федя-Федя, сьел Медведя, и не приметил. Сейчас я понимаю, что он был прав. Итак, притчевые трали-вали, это когда ребенок пишет вне каких-либо временных категорий, пространственных и т.п. Если бы Солженицын принес что-то подобное Твардовскому, тот бы отчитал его ещё хлеще за несоблюдение деталей и реалий, чем он это сделал в ЈБодался теленок с дубом". Более того, он бы его выпер бы из редакции, и мы бы не читали Солженицына. Сюжет таких творений прост и незатейлив, там обычно фигурируют как хотите их назовите, хоть архетипы Юнга, хоть семантические примитивы Вежбицкой, кому как ума хватит, в общем - о добре, о зле, как водится, о любви. Куда-то кого-то несут кони, в яблоках ли, белые ли, осень - это смерть, а весна - расцвет. Сюжеты тут даются трудно, выдумать их сложно, а кроме 7-8 А, Б, или В и рассказов на переменке ничего нет. В таких произведениях никогда не будет сказано, что весной, как правило, бывает аллергия, зато кто-нибудь влюбится, опустит автор и то, что осенью призыв в армию, зато эти люди осенью расстанутся. Если даже они и будут заниматься любовью, то в таких выражениях, что кажется, будто два несмелых любовника в первых ласках просто запутались в простынях, да и вообще не знают, куда и что направлять. Сама же любовь подается в основном лексикой отвлеченной, на описания глаз или носа красок не хватит. Мораль таких произведений тоже проста и незатейлива - любовь победит, мы умрем, жизнь прекрасна, любите девочки простых романтиков, отважных школьников и того парня, которого я буду любить вечно (в разных последовательностях и варьяциях).
3. Вспоминательные трали-вали. Итак, опыт есть, поднакопился. Столько-то переспано, передумано, выкурено, и даже пара бутылок пива, мама теперь мне позволяет самой покупать вещи в магазинах и я ношу модные юбки ЈМЕХХ". Как известно, один из аргументов, что, мол, Шолохов не писал ТД состоит в том, что, дескать, куда там в 25 лет такие глубины, столь широкий-толстовский-охват и т.п. Короче, зелен-молод ещё, как березка. Вот-вот. Зато небольшой опыт вполне можно вылить на страницы, более того, в чем-то это даже приобретет какое-то, чуть ли не вселенское значение. Сюжет имеется, дай то Бог, чтобы списанный с реальности, не дай Бог, если подкрашенный вымыслами. Детали тут уже выписаны гораздо лучше, может даже избыточнее, содержание, как правило, не такая балалайка, а всё же каждый, прочитав, сможет ухмылительно сказать - ух ты, и у меня такое было. И попытается вам об этом рассказать. Обмен опытом на кухне, тренировки поцелуев на помидоре. Абсолютизация того, что ты рассказываешь. Такая литература, подобная сочинениям Јкак я провел лето", наверное, обрушивается тоннами на всякие там ЈДебюты" и прочие премии, с чем я их и поздравляю. К третьему типу, коли уж на то пошло, и я принадлежу.
Собственно, никакой нафиг статьи у меня не получилось, неинтересно это, право. Зато я знаю, что следующий этап тех, кто вырастет в серьезных писателей, это мозг, ум и взрослость, герои и типажи, диялоги и хумор.
Я приду на празднования их пятидесятилетия.