Аннотация: О проблеме воспитания чувства патриотизма в современном обществе.
Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.
Муз. Рафаил Хозак.
Слова Евгений Агранович.
Вроде странный вопрос. Разве можно учить любви, она приходит к нам с молоком матери, вкусив которую крохотный человечек начинает ощущать свою связь с внешним миром, с близкими, любимыми... Если эта связь обоюдная взаимная, то вырастит из него гражданин любящий Родину, страну, землю родную и людей которые живут на этой земле. Отсюда возникает великий соблазн - НЕ НАДО учить. Как мне возразил один из моих оппонентов, привожу буквально цитату - " Научить любить Родину невозможно, этому не учат. Научить любить власть - да, это будет вернее. Патриотизму не учат и настоящий патриот, только из-за любви к родине, иногда может пойти против власти в своём государстве...". Какие замечательные слова и вроде бы правдивые, особенно в части "патриотизму не учат и настоящий патриот, только из-за любви к родине, иногда может пойти против власти в своём государстве..." . Вот в этом самое коварство для неискушённого человека, чем являются дети. Они рассчитаны как раз на поколение молодых так называемыми "псевдолибералами" и "псевдодемократами". Я повторюсь "псевдо" потому, что учения современных идеологов этого направления общественно-политической мысли мало общего имеет с истинным ценностями либерализма и демократии. Преклонение перед Западом и стремление жить как там - это не свобода слова и мысли и т.д, Воспеваемые ими и вставляемые в нас, россиян, шпильки об "общечеловеческих ценностях" не доставляются другим народам и странам на авианосцах, с самолётами, бомбами, танками. Демократическая революция происходит прежде всего в голове, в сознании человека и в течение длительного периода, даже не в одно поколение. Отсюда вышеперечисленное со свободой и демократией не имеют ничего общего. Вообще страшнейший удар по современному либерализму нанесли не диктаторы типа Саддама Хусейна, Ким Чен Ына и др., а лидеры того самого "прогрессивного человечества", когда они обрушили всю свою мощь и уничтожили под надуманными предлогами Югославию, Ирак, Ливию и их последователи в России с "пседореформами" 90-х гг.
Права и свободы человека, демократия нужны и очень нашей стране, но это не значит, что мы должны отказываться от своих корней и слепо копировать порядки с Запада. Нужен и патриотизм. В той же Америке он в почёте и не стесняются говорить об этом со всех углов, у нас почему-то усилиями "псевдолибералов" это ругательное слово и пытаются приравнять любовь к Родине (патриотизм) - "к религии бешеных".
В 90-х по приказу нашего "либерального" правительства и по указке их покровителей с Запада аннулировали воспитательную функции в системе образования - мол, политика должна быть отделена от школы. Приказали, сделали. Свято место пусто не бывает, тем более головы молодых людей. В результате учителями подростков стали уличные "бандюги", фонды Сороса и прочее. Они научили наших детей как можно и нужно грабить, насиловать, убивать, как не любить свою страну и при первой возможности "свалить за бугор". Вырастили целое поколение духовно и идейно нищих. Кто от этого выиграл? Российский народ нет, либерализм тоже нет, только западные кураторы пожинали плоды от нашего бардака и потирали руки. Поэтому я считаю и буду считать любить Родину нужно и обязаны учить, что бы наши дети не приняли лесть демона за праведные речи ангела. Ведь иначе будут правы те, кто говорит "патриотизм - религия бешеных.", кто считает, что 9 мая мы "Все будут биться в экстазе от Победы, которой не было.", "и Вторую Мировую войну начала Германия с СССР" и теперь надо покаяться и посыпать голову пеплом. Перед кем? Может перед своими палачами, хладнокровно убившими 27 млн. наших сограждан, или перед восточноевропейцами, которых освободили от неминуемого уничтожения в 1944 и 1945 годах ценой гибели миллионов соотечественников, или перед союзниками за их варварскую бомбардировку Дрездена, Хиросимы и Нагасаки.
Мне вспоминается урок, данный мной в начале "нулевых". Называлась тема "Итоги Великой Отечественной войны и Второй Мировой войны: современные взгляды и оценки" и построил его чуть необычно. Представил ученикам ситуативный момент - "к вам приехал ваш западный ровесник и между вами разгорелась дискуссия - кто победил фашизм во Второй Мировой войне?". В качестве западного оппонента выступил их же одноклассник, самый смышленый в классе. Поработал с ним над аргументами, которыми он будет противопоставлять классу, то бишь "россиянам". Урок начался, класс язвил, предвкушая разбить "иностранца" в "пух и прах". Началась дискуссия.
Класс.
- Мы победили.
Он, "иностранец".
- Нет. Докажите.
Учащиеся класса, восторженно.
- Берлин взяли!
Кто-то вспомнил битву за Москву, Сталинград.
"Гость" продолжил хладнокровно.
- Вы не победили, а трупами закидали, - и привёл статистические данные о потерях сторон и в придачу крепкие морозы непривычные для немцев.
Глаз сник, обескураженный.
- А если вы победили, то приведи свои аргументы, - с обидой и чуточку со злостью крикнул кто-то из класса.
А он начал с фильма популярного тогда "Спасти рядового Райана", привёл данные о действиях союзников на Тихом и Атлантическом океане, в Северной Африке, героическую высадку союзников в Нормандии и всё это приправил сюжетами с голливудских боевиков. Класс молчал. Дальше мне пришлось прервать дискуссию и объявить: "Вот к каким результатам может привести наше невежество и почему надо учить и знать историю".
В подобной ситуации есть соблазн уйти в другую крайность, что нынешнее поколение кроме айфонов, гаджетов и т.д. и т.п. ничего не интересует, что оно безыдейно, бездуховно и мертво. Это самый лёгкий способ уйти от проблемы. Дети, пока они несовершеннолетние по большому счёту не плохие и не хорошие, таковыми делаем мы их взрослые. Отсюда надо ли учить, перестаёт быть вопросом. Надо.
Приведу другой пример со школьной практики.
Надо было мне провести урок в другой школе, с незнакомыми мне учащимися. Родной преподаватель сразу предупредил: "Класс не силён и есть много нюансов и "но"...". Тему избрал про Великую Отечественную войну, решил также построить урок необычно с использованием музыкальной тематики. Благо материала было много, песен под каждые события войны можно найти предостаточно. Всю неделю готовился, работал не покладая рук с материалом, искал в интернете, монтировал фрагменты с исторических хроник на соответствующую песню. С большим трудом, ПОЛУЧИЛОСЬ!!! И тут на последний день случилось непредвиденное - компьютерный вирус уничтожил все мои труды)))). Что я пережил? Моё горе не описать. Пришлось засесть заново за компьютер и воссоздавать утерянные материалы. Ночь не спал, но к 6 часам утра готово. Поехал на занятия невыспавшийся, с тяжёлой головой, но...
Зазвенел звонок, начался урок. Класс притих, дети сидят чуточку скованные, десятки глаз внимательно наблюдают за тобой - незнакомый учитель, много гостей. Начал как обычно с краткого ознакомления темы, к моему рассказу добавились фрагменты фронтовых песен - "Если завтра война", "Священная война", "Прощание славянки", "Бьётся в тесной печурке огонь", "Враги сожгли родную хату", "Алёша", "Бухенвальдский набат", "День Победы", "Хотят ли русские войны" - всё по плану темы. По экрану синхронно побежали хроники с документальных кадров Великой Отечественной войны, чувствую лица детей стали теплей, понимание, созвучие с темой, по одной, затем по другой побежала неприметная слезинка. На перерыве незаметно пробилась ко мне одна из учениц недавнего класса и взволнованно сказала: " Спасибо Вам за урок!". В этот момент забылось, прошло всё - тяжёлые будни, хронические невыплаты и задержки с зарплатами, бессонная ночь напролёт накануне, тяжёлая голова, усталость - осталось только огромное счастье от своей работы! Нужность того, что мы делаем!
А мой оппонент он прав отчасти. Детей надо не только учить любви к своей Родине, но и показывать это красиво. О прошлой войне они не должны узнавать с голливудских боевиков типа "Спасти рядового Райана", а с наших легендарных фильмов: "Они сражались за Родину", "Горячий снег", "А зори здесь тихие",... Их много, можем создавать и дальше великие картины.
Другая проблема учебники по истории для детей. Книги составлены несуразно и таким образом, особенно в старших классах, чтобы вызвать у взявших их в руки учеников отвращение. Они же представляют собой сплошное нагромождение фактов, терминов, цифр, дат. О какой любви к истории здесь может идти речь?! С первой же страницы пробивает зевота. В пресловутые времена СССР допуск учебника в школу решала комиссия из числа авторитетных экспертов и специалистов всех уровней, а теперь, по-видимому, для этого надо только "галочки" заинтересованных лиц и желание быстрее "бабла" срубить. Как результат приходиться иметь дело, когда ученик приходить и удивлённо спрашивает: "А почему здесь другая дата, слово неправильно написано? и т.д.". Нет, учебник должен быть написан живым языком и автором, который любит свою профессию не за деньги. Тогда казалось бы скучная наука история побежит по школе жизни подобно ликующей горной речке через бурные исторические эпохи, сквозь непредсказуемые повороты событий, дат, с красочными иллюстрациями, самое главное с реальными нашими героями на страницах, не "рядовыми Райанами". Их предостаточно в истории. Вот тогда риторического вопроса - надо ли учить любви к Родине? - в принципе будет невозможно.