Аннотация: Очерк о некоторых проблемах современной системы образования.
"Не дай нам бог жить в эпоху великих перемен"
Древнекитайский философ Конфуций (ок. 551 до н. э. - 479 до н. э.)
"Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу". /Китайская народная мудрость
"Если ты не можешь изменить обстоятельства, то измени своё отношение к ним" /Древнеримский император и философ Марк Аврелий (121-180 гг.)
Три великих афоризма - в них отражена одна проблема, но показан разный подход к ней.
Перемены, безусловно, нужны, без них наступает застой в любом обществе и жизнь превращается в унылое болото. Но вопрос в том, какие изменения необходимы, когда и как их провести, в каких областях, в первую очередь?
Из большей части моей сознательной жизни более или менее спокойным и стабильным воспринимается только небольшой отрезок - детство.
Так сложилось, что получение аттестат зрелости совпало с началом перестройки. С окончанием школы завершилась полоса относительного благополучия, и наступил период господства лихих ветров перемен.
Временами они достигали силы сокрушительного урагана. Страну лихорадило, бросало из одной крайности в другую. В 90-е мы шли по краю пропасти, выживая с трудом. Наконец, положение в нулевые стабилизировалось. Теперь же впереди, сквозь пелену тумана, снова наступает неопределённость.
Так и рвётся из груди крик: "О! Как же ты был прав, великий китайский мудрец! Мы на практике уже вкусили огонь и воду эпохи перемен!"
Величественное здание под названием СССР разрушено, новое же, под названием Россия, находится в мучительном процессе реконструкции и восстановления.
Следуя заветам древнеримского императора, мы пытались изменить отношение к свершившимся обстоятельствам. Не всегда так, как предлагали, как хотелось бы...
Но перейдём из общих рассуждений к конкретике.
Изменения самым серьёзным образом затронули, прежде всего, самую главную сферу жизни, которая касается всех нас - школу, сферу образования. Меня же эта тема интересует, в первую очередь, как практика и представителя сельской школы.
На примере реальной сельской школы и её проблем начну с реформ, коснувшихся системы всего школьного образования.
Советская система образования со всеми минусами и плюсами приказала долго жить. Последним гвоздем, вбитым в гроб советской модели школьного образования, стало принятие системы ЕГЭ, ОГЭ, новая форма оплаты труда учителей и новые федеральные государственные стандарты образования (ФГОС).
Рассмотрим их подробнее, точнее систему ЕГЭ.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) впервые в качестве эксперименте был введён в 2002 году в нескольких регионах, в том числе и в моей Чувашии. Одновременно с реализацией идей ЕГЭ внедрялось профильное обучение. Автором идеи ЕГЭ стал министр образования (1999-2004 гг.) Владимир Филиппов, а реализатором - ныне бывший директор Федерального центра тестирования (ФЦТ) Владимир Хлебников.
Внедрение протекало болезненно, с массой чувствительных недоработок и ошибок. Правила менялись на ходу, даже несколько раз за учебный год. Родители, дети, учителя были чуть ли не в истерике. Сейчас ситуация успокоилась, но нервотрёпки и "червячков" хватает.
С 2009 года ЕГЭ - единственная форма выпускных экзаменов в школах и основная форма вступительных экзаменов в вузах.
Противоречиво и неоднозначно было его введение. Итак, начнём с целей и задач ЕГЭ, сравнивая их с результатами на примере конкретной сельской школы.
ЦЕЛИ ТАКОВЫ.
1.Формирование системы и достоверной оценки качества общего образования школьников.
На мой взгляд, это очень спорная цель плюс сомнительный результат. Насчёт независимости и объективности оценок с большой натяжкой можно согласиться, а вот качество образования - один из самых сомнительных моментов.
На мой взгляд, ЕГЭ детей НЕ УЧИТ размышлять, творить, анализировать, а лишь способствует, при этом очень успешно, поиску готовых и правильных ответов.
Лично у меня самые большие проблемы были при подготовке к экзаменам детей творческих, неординарных. У них всегда ко многим вопросам и заданиям был свой подход и взгляд - причём, с точки зрения ответа ЕГЭ, зачастую неправильный.
Главный их вопрос: "Я считаю здесь вот так и так, потому-то и затем-то... И почему я должен соглашаться только с их точкой зрения?"
Я преподаю историю, обществознание. Что могу им ответить? - Показываю жёсткие критерии ответов, объясняю:
"Мы можем думать по данному вопросу так или иначе, по-разному, но ответ должен быть один, и он - в критериях. Поэтому нам, по крайней мере, на время сдачи ЕГЭ стоит забыть о своем мнении".
И, наоборот, - ЕГЭ довольно успешно сдавали, и никогда не возникало таких проблем у другой части умных, но прагматичных и дисциплинированных учащихся.
ВЫВОД: в результатах данной цели больше минусов, нежели плюсов, и стоит подумать над задачей его кардинального изменения для гуманитарных и общественных предметов.
2.Вторая цель - снизить или вообще убрать коррупционную составляющую при сдаче экзаменов в образовательных учреждениях ОУ.
О-о-о!!! Это самый противоречивый пункт. Коррупция в системе образования никуда не исчезла. Она изменила формы, места и схемы, поэтому существует и даже неплохо здравствует в новой системе.
При самостоятельной подготовке к ЕГЭ даже у умного ребёнка будет невелик шанс сдать успешно. Причина элементарна - есть определенный разрыв в уровне требований контрольно-измерительных материалов (КИМ, проще - тесты ЕГЭ) и учебных программ по предметам, стандартов образования. В теории, для тех, кто их составлял, всё получалось хорошо, но на практике не удаётся реализовать. Следовательно, необходимы курсы, дополнительная подготовка, репетиторство и т.д., а это большие возможности для разных серых схем, каналов, многие из которых вполне легальны по форме. Кто и как распорядится этим - вопрос внутреннего понимания морали и чести.
Так что делаем следующий вывод: коррупция в образовании осталась непобедимой.
3. Третья цель - повышение доступности профессионального образования.
Это самый положительный момент от внедрения системы ЕГЭ. Доступность высшего образования повысилась, особенно это ощущается на примере выпускников провинциальных и сельских школ. Эти изменения не заметит разве слепой.
Есть чёткие статистические данные (при желании любой в интернете может их найти) о росте доли поступления в престижные ВУЗы от провинциальных школ. Только из нашей очень скромной сельской школы (ок. 100 учащихся) за последние пять лет уже два выпускника поступили в самые престижные Московские ВУЗы (МГУ и "Бауманка"), а есть ведь и другие не менее солидные учебные заведения, где тоже довольно успешно учится немало наших ребят.
Наш вывод по третьему пункту - это очень хорошо! Даже больше - прекрасно!
4.Чётвёртая цель - повышение качества профориентационной работы в образовательном учреждении (ОУ).
По данному пункту я бы поставил разработчикам ЕГЭ жирный минус. Не знаю, как ситуация по городским и большим ОУ, но в сельских небольших школах реализация данной цели в том виде, что существует, - это откровенная дискриминация сельского учащегося.
По проекту, всё гладко и хорошо. В 10-11 классах создаются несколько профилей образования, где будущие выпускники усиленно готовятся по необходимым предметам, разгружаясь от второстепенных уроков. В 9 классе ведётся профориентационная ребята, чтобы на этапе полного среднего образования учащийся осознанно ВЫБИРАЛ предмет, а позже профессию.
Прекрасно! За исключением одного, но главного - отсутствия возможности выбора для ученика сельской школы. Единственное, что может дирекция сельской школы в условиях дефицита учащихся и скудного финансирования, - это выбрать один профиль. Если с профилем повезет, будущему выпускнику прекрасно, а если нет, то это проблема несчастных учеников и родителей, учителей.
Учителям-предметникам придётся заниматься с ним дополнительно и за свой счёт, если, конечно, это неравнодушный педагог. В результате кое-чего удаётся достичь к началу сдачи ЕГЭ, но какой ценой? Полное моральное и физическое истощение учителя к концу учебного года.
Вывод - этот пункт или убрать вообще или переработать применительно к небольшим и сельским школам.
5.Пятая цель - обеспечение государственного контроля и управления качеством общего образования на основе независимой оценки подготовки выпускников.
Нужно честно признаться - это самый "успешный" внедрённый проект разработчиков. Не зря я поместил слово "успешный" в кавычки. Теперь за каждым словом, жестом я ощущаю бдительное, суровое, но "справедливое" око "государственных мужей". Шучу!
А если серьёзно - достали!!! Везде и всюду эти всевозможные контролирующие надзорные органы, проверяют каждую букву, запятую в куче всевозможных "необходимых" бумаг. Боюсь, скоро на детей и времени не останется. А кто работал плохо, он так же и продолжает работать. Главное - бумаги хорошо сделать и вовремя сдать. У меня и то, и другое плохо получается: элементарно времени не хватает, да и претит бумажная работа.
Помнится, в начале внедрения ЕГЭ чиновники с сахарной улыбкой заверяли нас: "Не бойтесь, дорогие учителя, это не против вас, а в помощь вам, для этого-то и того-то..." Итог теперь звучит очень грозно: "Не думайте, что вы там, в своей глухомани, спрячетесь и отсидитесь. Мы за результатами ГИА всех вас видим как на ладони, придём и спросим".
Недавно директоров вызывали в региональное министерство по итогам ЕГЭ, спросили и отчитали. За меня тоже директор получил порцию взбучки. У меня был недобор баллов у одной ученицы. Во время сдачи ей стало плохо с сердцем (врождённый порок). Приехала "скорая", напичкали таблетками и уехали. Ученица продолжила сдачу экзаменов. Результат закономерный - не набрала. Я стоял рядом с пунктом сдачи ЕГЭ (внутрь не пускают), видел приехавшую "скорую" и даже не знал, что плохо с моей ученицей.
До этого все пробные экзамены мои ученики неплохо сдавали, но кого из чиновников теперь волнуют истинные причины несдачи? Сухие данные статистики говорят о другом, и это перевешивает всё.
В итоге ученица не поступила куда хотела, в рейтинге моей работы за данный учебный год будет стоять большой минус, что в последующем скажется на зарплате.
Вот она проза реформ, не совсем жизнерадостная как для ученика, так и для учителя.
Вывод - бумажную волокиту нужно до минимума упростить и сократить. Распустить большую часть надзорных и контролирующих органов - НЕ НУЖНЫ ОНИ МНЕ и МОИМ УЧЕНИКАМ. Самый убедительный контроль - это наши ученики, родители и коллеги. От чиновника можно спрятать свою бездарность и чёрствость за красивой бумажкой, а от них - нет.
6.Шестая цель - преодоление учебной перегрузки выпускников-абитурентов за счёт сокращения числа экзаменов.
Тоже очень сомнительный и противоречивый пункт. Да, для тех, кто не собирается поступать в ВУЗы, есть снижение учебной нагрузки, но для остальной части, кто поставил осознанную цель поступить "выше", будут большие проблемы со свободным временем.
Случай из недавней практики. Завершилась очередная учебная четверть. Суббота. Я, как обычно, навёл порядок в кабинете и направился к выходу. В конце недели принципиально не делаю никаких внеурочных мероприятий, занятий - пусть дети со спокойной душой идут домой.
Иду, а там Женя, будущий выпускник.
Спрашиваю:
- Что стоишь? Пошли домой.
Он мне:
- Да вот - консультация.
Я в шутку ему:
- Да плюнь ты на консультацию.
Женя серьёзно в ответ - не забуду никогда его слов:
- Нельзя! Экзамены на носу...
А ведь он был не самый прилежный ученик.
Мне очень часто приходилось быть свидетелем разговоров коллег, просто знакомых: "Современные дети совершенно не хотят учиться, они такие, сякие..."
Честно скажу, что с большим скепсисом отношусь к таким выводам. Вспоминаю свою юность: мне тоже не хотелось учиться, я меньше "заморачивался" насчёт экзаменов, хотя, в отличие от Жени, считался более прилежным учеником.
Вывод. Нет, не верю, что наши дети уж так кардинально изменились, такие плохие. Может, в городских школах дела обстоят иначе - не могу ни опровергнуть на все сто, ни подтвердить, а от городских коллег информация противоречивая.
Насчёт оптимизации учебной нагрузки - болтовня. Ежедневно видя, сколько времени тратят дети на уроки, домашние задания, на подготовку к ЕГЭ, очень сомневаюсь в реальном снижении учебной нагрузки.
Следовательно, надо учебную нагрузку на деле, а не на словах снижать. Если же не получается, то перестать болтать об этом, признать факт и оставить всё, как есть.
Заключение.
В этой статье я обрисовал общую картину проблем, связанных с введением ЕГЭ. Это моё субъективное мнение учителя-практика. Ну, а реальных проблем, связанных с введением ЕГЭ в школе, конечно, гораздо больше.