Алексеева Марина Никандровна: другие произведения.

Дюма в школе

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние конкурсы на ПродаМан
Открой свой Выход в нереальность
Peклaмa
Оценка: 1.00*2  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение теоретическоей работы по методике ИЗО. КНИГА КАК СИНТЕЗ ИСКУССТВ.


   Дюма в школе.
   Итак, помимо всего прочего, мы ставим целью укрепление межпредметных связей с литературой, историей, французским языком, географией, МХК и даже биологией (как рисовать лошадь или человека, не зная его строения?) и технологией (уроки по истории костюма).
   Поговорим теперь о задачах нашей исследовательской деятельности.
   Задачи в основном ориентированы на школьную программу. Перечислим их:
   1.Рисование на темы литературных произведений. Выразительное изображение действия сюжета, персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому.
   (Такие темы как "Осада Ла-Рошели", "Бегство Бофора").
   2.Дальнейшее изучение композиционных закономерностей. Формирование у детей умения передать цельное сочетание всех частей рисунка с использованием изученных ранее средств. (Передача подчинения второстепенного главному - см. конспект урока 1 в 8 классе "Многофигурная композиция" - "Дуэль с англичанами"). Равновесие частей рисунка по массе (Тема "Форзац", 8 класс), единство графического, тонового и цветового отношения (Тема "Многофигурная композиция" - "Смерть Констанции", 8 класс).
   3.Обучене изображению многофигурных композиций в замкнутом и открытом пространствах. (Тема 8 кл.). Сравнительная характеристика двух героев (Урок 2, 7 класс) изобразительными средствами - темного и светлого, теплого и холодного, большого и маленького (Д'Артаньян - Портос), красивого - уродливого (Мушкетеры - Мордаунт), динамичного - статичного (Д'Артаньян - Атос).
   4. Продолжать работу по углублению понимания учениками КНИГИ как синтеза искусств, единства в ней образности графических элементов и литературы в тексте. Особое внимание должно обращаться на развитие у детей умения самостоятельно выбирать художественный материал и технику работы этим материалом в зависимости от рисунка (цв. карандаши, акварель, пастель, гуашь, фломастер, тушь, уголь, геливые ручки, акриловые краски, темпера и т. д.).
   Сейчас, когда есть возможность работать с компьютерами, можно заняться компьютерной графикой. Но в 1997 году на компьютеры собирали деньги с родителей, и, конечно, не для уроков ИЗО!
   Выполнение учениками-
   а) Обложки, титульного листа. Изучение шрифтов - готика, гуманистический курсив. Эмоциональное значение цвета.
   б). Компоновка форзаца (8 кл.), укрепление межпредметных связей с географией, историей, французским языком (те, кто захотят написать названия городов по-французски), оформление портретов-миниатюр.
   в). Заставка, концовка - декоративная и сюжетная.
   г). Буквицы (8 кл.).
   д). Иллюстрации (7-8 кл.).
   е). Портрет (Исторический - роль учебного копирования в традициях академического обучения XIX века, портрет по воображению - 7 кл.).
   Дети знакомятся с условностью передачи пространства в книге, знакомятся с творчеством ведущих художников-иллюстраторов Дюма (Иванов, Кусков, Лелюар).
   Нужно сформировать умение передавать в рисунке художественный образ, развивать воображение, фантазию, умение последовательно вести работу над тематической композицией-иллюстрацией.
  
   МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
   а). ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НОРМАТИВНЫХ И ИНТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ.
   Прежде чем приступить к созданию этого блока уроков, были тщательно изучены разные программы по средней школе, сравнивались предложения разных авторов программ.
   Толчком послужила "Программа по изобразительному искусству", М., Просвещение, 1991 г., Министерство Образования, стр. 55, 76-78. В "Программе" ученикам 7-8 классов предлагался ряд литературных произведений для иллюстрирования, в числе прочих назывался роман А. Дюма "Три мушкетера". "Трех мушкетеров" семиклассники иллюстрировали, когда уроки строились целиком по программе Б. М. Неменского - урок по "Мушкетерам" входил в блок уроков III четверти общей темы "Декор. Человек. Общество. Время".
   "Урок 4. "Одежда в определении принадлежности к различным социальным слоям общества в разные эпохи". По мотивам произ. "Три мушкетера" А. Дюма".*
   .......................................................................................................................
   * Б. М. Неменский. Мудрость красоты. М., Просвещение, 1987, стр. 187.
   .......................................................................................................................
   Между тем, в "Программе-91", хотя и были конкретные задания, методического материала явно было недостаточно. Многолетняя работа с книгой "Мудрость красоты" привела к новой встрече с Б. М. Неменским. На этот раз я ориентировалась на I четверть IX класса,
   "КНИГА КАК СИНТЕЗ ИСКУССТВ".
   Та же задача есть и в "Программе-91". Вот путь, который предлагает Б. М. Неменский в книге "Мудрость красоты":
   "I четверть. Общая тема: "Книга как синтез искусств". Книга - синтез пространственных искусств и литературы. Очень важно, чтобы ученики поняли синтез как органическое слияние, а не механическое сочетание разных искусств. Образное восприятие всей организации книги - от обложки до текста - едино".*
   ........................................................................................................................
   *там же, стр. 194.
   ........................................................................................................................
   Как в любом блоке, программа предусматривает зрительный ряд из выдающихся произведений в этой области. Но методическими разработками по программе Б.М. Неменского я не располгала, и зрительный ряд состваляся самостоятельно. Думаю, что авторы иллюстраций к А.Дюма, такие как Лелюар, Кусков, Иванов могут считаться выдающимися - о них были публикации в журнале "Юный художник". (Замечу, попутно, иногда, к величайшему сожалению, даже Дюма издают безобразно!) В зрительный ряд вошли работы Рубенса и Мурильо. (Рубенс - "Портрет Бекингема". Урок 3, 7 класс). (Б.Э. Мурильо - "Вознесение мадонны" - Эрмитаж- 8 класс, урок "Заставка и концовка"). Оба художника, жившие в XVII веке, в одно время с героями романа, бесспорно, принадлежат к великим мастерам живописи.
   Б.М. Неменский приводит тему уроков по блоку "Книга как синтез искусств".
   1-2. Писатель и художник. (Выбор темы, эскиз, макеты книги, тип издания, ее образ).
   3-4. Макет книги. Работа над макетом.
   5. Шрифт и буквицы. (Эскиз буквицы в соответствии с образом книги).
   6-7. Обложка - "вход в книгу", титул - ее "визитная карточка" (Исполнение эскиза обложки и титула).
   8. Иллюстрация в книге. (Выполнение иллюстраций для макета).*
   ........................................................................................................................
   *там же, стр. 194.
   .......................................................................................................................
   Взяв за основу идею "блока", я перекомпоновала в соответствии с "Программой-91" уроки таким образом, что весь блок "Книга как синтез искусств" в тематическом планированиии приходится на конец 7 - начало 8 класса. Дети начинают работать в мае, вскоре после Дня Победы. (Разумеется, я не могла не включить в тематическое планирование этот великий праздник). Подходит к концу учебный год, на лето ученики получают задание - прочитать трилогию А. Дюма. По плану, мы должны вернуться к нашим героям в начале 8 класса. В этом есть своя логика, т.к. конец и начало учебного года - наиболее трудные периоды в школе. Энергия у детей падает, понижается работоспособность, а книги Дюма и задания по ним таковы, что дети "заряжаются" энергией от героев книг, благодаря "особому, присущему только ему ( А. Дюма - М. А.) жизнедеятельому оптимизму".*
   ........................................................................................................................
   * Инна Вишневская. И все - за одного Дюма. Комсомольская правда, 7.04. 1992 г.
   .....................................................................................................................

Оценка: 1.00*2  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com О.Дремлющий "Тектум. Дебют Легенды"(ЛитРПГ) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) А.Ардова "Брак по-драконьи. Новый Год в академии магии"(Любовное фэнтези) С.Росс "Апгрейд сознания"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Мета-Игра. Пробуждение"(ЛитРПГ) А.Респов "Небытие Бессмертные"(Боевая фантастика) F.(Анна "( Не)возможная невеста"(Любовное фэнтези) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) A.Влад "В тупике бесконечности "(Научная фантастика) Н.Трейси "Селинда. Будущее за тобой"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"