Алексеева Марина Никандровна: другие произведения.

Дюма в школе. Урок 2. 7 класс.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние конкурсы на ПродаМан
Открой свой Выход в нереальность
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тема - рисование иллюстраций.Прическа и костюм XVII века.


   УРОК 2. 7 КЛАСС.
   КОСТЮМ И ПРИЧЕСКА XVII ВЕКА. ИЛЛЮСТРАЦИЯ.
   Проводится после 1 урока, в мае. Но при планировании возможны варианты. Такой урок, взятый вне блока, а изолированно, что вполне допускает "Приграмма-91", может быть проведен перед Новым годом, а костюмы героев можно использовать как карнавальные в новогоднем оформлении класса, школы; перед 8 марта - оформление открытки, стенгазеты в стиле XVII века и т.д.
   Маленькую беседу учителя о модах XVII века могут заменить рефераты детей, подготовленные по книгам "История костюма" Н.М. Каминской и другим. Такие рефераты с интересом послушают и ученики начальной школы на уроках истории. Аналогичные темы предусматривает программа по истории для 4 класса.
   Можно составить коллективную работу из костюмов XVII века. Можно, наконец, один урок посвятить прическе, другой костюму. На третьем выполнить иллюстрацию, опять же, уменьшив размер и делая рисунок не во весь лист формата А-4, а макет, находя место иллюстрации на странице книги, вклеивая печатный текст, приводя для имитации текста вырезанные из газеты текстовые полосы.
   .......................................................................................................................
   * Сейчас, в 2009 году, дети могут набрать тексты дома на своих компьютерах, Те, у кого есть принтер, могут их распечатать.
   ....................................................................................................................
   Прическу и костюм XVII века, а также украшения, оружие, архитектуру можно более детально изучить с детьми на занятиях кружка.
   Можно, наконец, связать УРОК 2 как и УРОК 3 с уроками истории и провести в то время, когда ребята изучают эпоху Ришелье. Тогда урок имеет смысл перенести из 7 в 6 класс, оставив в седьмом только работу по иллюстрированию, а исторический материал "Прическа и костюм" дать детям на год раньше. Можно дать шестиклассникам, изучающим историю XVII века и урок по декоративному искусству эпохи абсолютизма ( по материалам эрмитажной коллекции. Можно провести урок по иллюстрированию книги в конце III четверти, перед Неделей Детской Книги. Словом, вариантов очень много.
   УРОК 2. ВЫПОЛНЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К РОМАНУ А.ДЮМА "ТРИ МУШКЕТЕРА". СОПОСТАВЛЕНИЕ И ПРОИВОПОСТАВЛЕНИЕ ДВУХ ГЕРОЕВ РОМАНА. ПРИЧЕСКА И КОСТЮМ XVII ВЕКА.
   ОБОРУДОВАНИЕ:
   У учителя: - учебные плакаты, изготовленные для урока ( прически XVII века: мушкетрская "мушка", "гарсетт", "а-ля Каденетт","аль- анфан", "Севинье"). Костюм XVII века: мушкетер в плаще, костюм кавалера первой трети XVII века, костюм кавалера эпохи Людовика XIV, костюм дамы эпохи Людовика XIII, женское платье эпохи Людовика XIV. Иллюстрации учителя - авторские работы, где сопоставляются и противопоставляются главные действующие лица романа. "ТРИ МУШКЕТЕРА" -Ч. 1, гл. IV - "Плечо Атоса, перевязь Портоса и платок Арамиса". (Д'Артаньян - Атос; Д'Артаньян - Портос, Д'Артаньян - Арамис).
   "ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ", Ч 1, гл. XXIV "СЕН-ДЕНИ".
   (В основе композиции работа французского художника XIX века, несколько архаичная по стилю. Посоветовавшись с коллегами, учителями ИЗО, я решила придать героям более современный облик. И по мнению детей, сейчас рисунки XIX века воспринимаются как архаичные и требуют некоторой корректировки. Все это относится и к картинкам, выполненным современниками А. Дюма к "Виконту де Бражелону").
   "ВИКОНТ ДЕ БРАЖЕЛОН".
   Рауль и Луиза.
   Рауль и Генриетта.
   Ксеркопии иллюстраций к произведениям А. Дюма (Лелюар, Кусков, Иванов и другие).
   У детей: разные издания книг А.Дюма, альбомы, карандаши, линейки, мелки, тушь, гуашь, акварель - любые материалы, которые они сами выбирают.
   ХОД УРОКА:
   -Сегодня мы выполним иллюстрации к мушкетерским романам Александра Дюма. Для этого нам нужно знать эпоху, в которой жили наши герои, как они одевались, какие прически были в моде и многое другое.
   В этой работе нам поможет специальная литература по истории костюма и прически.
   В 1626 году, когда начинается действие романа "Три мушкетера", во Франции правит король Людовик XIII. Это был слабовольный и нерешительный король. Вся власть находилась в руках всесильного кардинала, герцога де Ришелье, первого министра. Королю оставалось охотиться, задавать балы и... скучать. Однажды, скучая, король, гулял по двору Лувра и заметил, что его мушкетеры очень обросли. Он велел им побриться, а говорят, даже собственноручно брил своих офицеров, оставив только "мушку" на подбородке. (Показ картинки "Мушка"). В то время, когда король женился на Анне Австрийской, в моде была прическа "гарсетт" - "девчонка". Выглядела она так: коротенькая челочка и пышные взбитые волосы по бокам.
   Проходит время. Прическа меняется. Растет король Людовик XIV. В моду входит прическа "аль-анфан" - "детская". Многие сбривают усы, подражая королю-ребенку, так как у маленького Людовика еще нет усов; дамы носят ленты, повязав ими головы.
   В то же время по примеру госпожи де Севинье в моду входит прическа "Севинье" - два пучка локонов по бокам. Впоследствии она стала очень модной в XIX веке среди современниц А. Дюма.
   А когда герцог де Каденетт отпустил "любовный локон", повязав его бантиком, многие дворяне бросились ему подражать, даже заплетали косичку, и прическа эта так вошла в моду, что стала называться "а-ля-Каденетт". Вы помните, кто из героев нашего фильма "Д'Артаньян и три мушкетера" носил такую прическу?
   ДЕТИ: Портос.
   -Совершенно верно, Портос. (В.Смирнитский).
   Посмотрим теперь на костюм XVII века. В первой трети века мушкетер, представитель элитной военной части, телохранитель короля, был идеальным образом эпохи. С одной стороны - сила, спортивность - умение фехтовать, стрелять, ездить на лошади, с другой - изящество, галантность, умение вести себя в обществе - вот что требовалось от тогдашних мушкетеров. Всеми этим качествами в полной мере обладали Д'Артаньян и его друзья.
   В обычное время дворяне носили плащи, перекинутые через правое плечо, шляпы с перьями, чаше белыми и красныи, камзолы длиной примерно как мини-юбки, сантимеров двадцать выше колена.
   Очень любили в Семнадцатом Веке большие кружевные воротники и манжеты. Кружева свешивались даже на отвороты ботфорт. (Э де Ростан "Сирано де Бержерак", А. Дюма "Двадцать лет спустя").
   Костюм дамы Семнадцатого Века состоял из двух платьев. Нижнее - из парчи, шелка, светлых тонов - "модеста" - "скромница". Верхнее из бархата, плюша, велюра темных тонов. Аксесуарами служили драгоценности, зеркальца, веера и т. д. (Рубенс "Портрет Елены Фоурмен в свадебном платье").
   При сыне Людовика Тринадцатого мода меняется. Опять на эпоху влияет образ... чей?
   ДЕТИ: Короля.
   -В начале "Виконта" в моде короткие курточки, которые сменили удлиненные камзолы эпохи Ришелье и Фронды. Силуэт одежды совершенно изменился. (Показ учебных плакатов).
   Меняется и костюм дамы, его силуэт. Принцесса Генриетта и Луиза де Лавальер носят уже не такие платья как Констанция м миледи. Их платья более легкие, из более светлых тканей, в соответствии с общим направлением моды молодого Двора. Что касается Луизы, Дюма подчеркивает белый цвет ее платья в начале романа - хотя это и было не характерно для эпохи Короля-Солнца.
   (Современницы Дюма, дамы XIX века, чаще носили одежды белого цвета).
   ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К РОМАНАМ ДЮМА С КОММЕНТАРИЯМИ.
   Дети рассматривают иллюстрации, затем, обсудив тему, выбрав своих героев, приступают к работе. В конце урока можно показать несколько наиболее удачных иллюстраций.
   ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Оформить свою картинку как страницу книги, вырезав "текст" романа из любой газеты, сделав, таким образом, макет страницы книги. Найти лучшее место на странице (альбомном листе) для своей иллюстрации. Можно украсить страницу орнаментом, рамкой, рисунками-миниатюрами. Подумать над изображениями портретов персонажей романа, посмотреть дополнительную литературу по истории, изобразительному искусству. (Материалы журналов "Юный художник" - Ришелье, "Художник" - Рубенс "Портрет Бекингема", монографии по Эрмитажу - Анна Австрийская, Карл I, Кольбер, Людовик XIV).
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   4
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Освоение Кхаринзы"(ЛитРПГ) Н.Любимка "Академия драконов"(Любовное фэнтези) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) А.Минаева "Академия Алой короны. Обучение"(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) A.Delacruz "Real-Rpg. Ледяной Форпост"(Боевое фэнтези) Л.Хард "Игры с шейхом"(Любовное фэнтези) А.Минаева "Академия Алой короны-2. Приручение"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"