Котельников Алексей : другие произведения.

Обзор: Памяти Владимира Резниченко. Финал

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Уважаемые авторы и организаторы конкурса! Поздравляю вас с окончанием очередного замечательного конкурса, на котором лично я не увидел ни одной слабой работы. Что касается финального обзора, то скажу по секрету, что, оценивая стихи, в первую очередь обращал внимание на сюжет и форму (исполнение), в которой автор "преподносит" произведение. Замечания по поводу орфографии, пунктуации, звукописи и проч. не являлись главной причиной снижения баллов. Хочу раскрыть еще один секрет: я всегда был против того, чтобы за стихи выставлялись оценки. При субъективном восприятии произведения (а об ином восприятии речь не идет) никакая оценка не может отразить истинного "положения дел". У того же Алексея Крученых, писавшего "дыр бул щыл", были свои сторонники, которые дали бы 10 баллов произведениям футуриста. И сколько бы ни было читателей, не "принимающих" поэзию Крученых, для любителей его творений данные произведения останутся верхом совершенства. Если читатель А мыслит "в одной плоскости" с поэтом, а читатель Б считает эти стихи далекими от понятия "поэзия", то правых в таком споре быть не может. Всё субъективно и всё относительно. На этом лекция заканчивается.
  
  
   Гендеркон: Мисс Из...  
  
   С точки зрения жителей Тау Кита
   и особенно Кси Кашалота,
   облик наш смехота, облик наш страхота,
   и вообще ни в какие ворота.
  
   И в глазах обитательниц Беты Тельца,
   где у их мужиков по четыре конца
   (и все разных размеров к тому же),
   мы бы тоже смотрелись не дюже.
  
   Симпатичное место Арктур. Но и там
   местных дам обаять не дано нам.
   Анатомия, кстати, и вид оных дам -
   ЭТО НЕЧТО, по нашим канонам
  
   Не выходит мыслЯ головы моей из:
   мисс Вселенные наши - чего они мисс?
   легитимны ли титул и звание?
   Вот пришлют нам оттуда другое жюри -
   и излечит оно нас на счет раз-два-три
   от величия пагубной мании.
  
  
   Идея произведения понравилась больше, чем его исполнение. Возможно, второй катрен высоко оценили бы участники и зрители "Камеди клаб", но юмор ниже пояса, простите, автор, не для Вашего покорного слуги. В строке "и вообще ни в какие ворота" - лишний слог (для сохранения размера "вообще" следует читать "вобще"). В строке "Анатомия, кстати, и вид оных дам" словосочетание "оных дам" читается в одно слово - "оныхдам". Аналогичная история происходит в строке "и излечит оно нас на счет раз-два-три", где "оно нас" сливается в "ононас". Рифмы, в большинстве, удачные. Хороший ритм.
  
  
   Гендеркон: Сонет  
  
   Да, ты принцесса, хоть не во дворце.
   Без родословной с правом первородства,
   Но каждая черта в твоем лице
   Об истинном вещает благородстве.
  
   Науки нет такой "Принцессоводство".
   Но сразу вспоминаю о Творце,
   И о его творения венце
   Лишь гляну на тебя - такое сходство.
  
   Нас не прельщает славой целый мир,
   Вниманье прессы и бренчанье лир,
   Принцессой можно быть в простой квартире.
   Наш скромный ужин - не роскошный пир.
   И если не видал тебя Шекспир,
   Мы только пожалеем о Шекспире.
  
  
   Понравилась идея и, особенно, финал. А вот инверсия в строке "И о его творения венце", по-моему, не украсила стихотворение. Но на общем впечатлении это не отразилось.
  
  
   Гендеркон: Избирательный процесс   1k   "Стихотворение" Лирика
  
   Как отобрать из золушек принцесс?
   Узнал случайно - способов немало...
   И пусть работа время отнимала,
   Включился в "избирательный процесс".
  
   Сыскал одну. При ней и рост, и стать.
   Очаровала и околдовала,
   Но только от зеркального овала
   Милашка взгляд не в силах оторвать.
  
   Столь холодна, что я промерз до дна
   Своей души. Не грела, не ласкала -
   Пугала маской доброго оскала...
   Ушел к другой - пускай сидит одна.
  
   Вторая оказалась потеплей,
   Да что там - безусловно зажигала,
   Всем варварам на зависть, даже - галлам,
   И напивалась часто до соплей.
  
   Любой скандал - в предсердие кинжал...
   Порхание от бала и до бала
   Однажды откровенно задолбало,
   И я от этой золушки сбежал.
  
   Прибился к третьей, тихой и простой.
   Она трудилась, шила, подметала.
   И сделана как будто из металла...
   Но чудилось, что жизнь моя - застой.
  
   Тут тоже отчего-то не срослось.
   Хотя она мне вечно потакала,
   Но не хватало...может быть, накала.
   Утёк опять. Найду еще авось.
  
   Не яблоко любовь и не хурма...
   Судьба меня нехило побросала,
   Прибавилось чуть-чуть на пузе сала,
   А в голове - немножечко ума.
  
   Теперь плевать на сказочных принцесс.
   Что б золушка на бал ни надевала -
   Исчезнет в полночь призрак идеала...
   И ныне интересен сам процесс.
  
   Стихотворение, которое, как мне кажется, было обречено на... попадание в финал. Есть замечание к сточкам: "Прибился к третьей, тихой и простой. / Она трудилась, шила, подметала. / И сделана как будто из металла..." Здесь явно напрашивается глагол "была" - "И сделана БЫЛА как будто из металла". Но "была" выбивается из размера, а без этого глагола я вижу несогласование времен. Но, несмотря на замечание, произведение, как мне кажется, достойно высокой оценки.
  
  
   Гендеркон: Очень романтическая история со счастливым концом     
     
     Под утро, только робкая Венера
     Украсила собою небосвод,
     На подвиг в честь прелестницы, в поход,
     Отправился отважный кабальеро.
     
     Вели его вперед любовь и вера
     В свою звезду. А на двадцатый год,
     Увенчанного славой, у ворот
     Встречала дона тощая мегера:
     
     Ребристый стан под скобками ключиц;
     Вокруг ряды сочувствующих лиц,
     Притихли зверь в лесах и в небе птица...
     
     Наш рыцарь сдвинул шлем на хмурый лоб,
     Тяжелой крагой лысину поскреб,
     И выдохнул: "Жениться так жениться"
     
     
   Претензии к недостающей точке в конце прямой речи и лишней запятой после слова "поскреб" остаются. Стихотворение понравилось, о чем уже говорил в полуфинальном обзоре. Мнение свое не меняю, но в финале увидел более "вкусные" работы, которые немного "отодвигают" данное стихотворение.
     
  
   Гендеркон: Этилиада  
  
   1. В путь, избавлять народ от злобных чар
   немало добрых витязей катило.
   В дорогу взяв батон, бурдюк с текилой,
   плакат "Спасай Россию - бей хазар!",
  
   разъехались от тундры до Канар,
   врагов кромсая, что твой гунн Атилла...
   Но вот от лап коварного Этила
   их не сберег ни Бог, ни санитар.
  
   Наш Ванька Тертый - тертый был калач,
   но до того задирист и горяч,
   что с поварами скрещивал он вилки.
  
   И вот, сложив текилу, хлеб, плакат,
   на Сивке, в бурке, прямо на закат
   пустился витязь, молодой и пылкий.
  
  
   2. Пустился витязь, молодой и пылкий
   в далекую приморскую страну,
   где Трезвость в Этаноловом плену
   столетьями на дне гнила в бутылке.
  
   "Враги - фигня, - ворочалось в затылке, -
   но как сигать в кольчуге в глубину...
   хоть всяко мне прогулка на войну
   куда приятней оймяконской ссылки."
  
   И в путь, косить врагов что было сил,
   он двинул, и уже не тормозил,
   как истребитель, выровняв закрылки.
  
   Хоть Ваньке град, хоть сели, хоть скандал -
   заминок он в пути не ожидал,
   но увидал на первой же развилке.
  
  
   3. Но увидал на первой же развилке
   Иван предивный кемпинг. Длинный стол,
   и кто-то костерок уже развел,
   сервировал батоны и бутылки,
  
   Да за кустами накидал подстилки,
   подмёл, привел шала... эээ....слабый пол,
   чтоб всяк имел в виду, что можно, мол,
   поддав, в кустах потешить чресла пылки.
  
   Но, коль встречают на Руси по платьям,
   то, в отдаленьи, чиста по понятьям,
   для VIPов, сиречь, VIPивох-бояр,
  
   Избенки (тюнинг, петухи на спицах),
   и чтоб сердешным им не заблудиться,
   три стрелки: "Ресторан", "Пивная", "Бар".
  
   4. Три стрелки "Ресторан", "Пивная", "Бар"
     неоново подмигивали людям.
     Сто раз звучало: "Ну, братишки, будем!"
     По булькам разливался "Солнцедар"
     
     И кто-то, из ушей пуская пар,
     гонял грибки сопливые на блюде,
     иль лобызал мозолистые груди
     давно уснувших Мань, Зульфий и Сар.
     
     Оттертый плебсом в угол филигранно,
     "Вот беспредел, - подумал Тертый Ваня. -
     Взглянуть бы, что и как там у бояр,
     
     А то тут все давно уж в пополаме,
     пьют за стиранье граней меж полами -
     Ну и страна у нас, какой кошмар!"
     
     
     5. "Ну и страна у нас, какой кошмар,
     всех порубать что ль, пьяные покуда,
     потом пойти, собрать и сдать посуду,
     построить избу, вырастить анчар,
     
     заделать сына (вон там сколько шмар,
     на вкус и цвет, оттуда и отсюда)...
     Да скука без мочилова и блуда,
     мне видится страшней бутырских нар:
     
     фунт лиха Ваньке, как иным - весь пуд.
     Вот ежли вдруг за Трезвость бабы врут -
     Ходи-ищи, ее как прынц в бродилке.
     
     Мне порожняк совсем не по нутру,
     с утра я с кем-нить это перетру," -
     подумал богатырь, чеша в затылке.
     
     
     6. Подумал богатырь, чеша в затылке,
     что за дорогу обовшивел уж,
     но мож на VIP-дворе найдется душ,
     да от гостей мочалки и обмылки.
     
     Поднялся добрый мРлодец с подстилки,
     скользнул в свою одёжу словно уж,
     перешагнул десяток сонных душ,
     чей дружный храп сродни зубодробилке.
     
     Решил: чего ж, пойду по классу VIP,
     пока тут с плебсом я в статью не влип,
     набравшись самогону да горилки,
     
     А то ужо на феню повело...
     Куда ни глянь - везде одно бухло,
     Куда ни сунься, рюмки да бутылки.
     
     
     7. Куда ни сунься, рюмки да бутылки,
     осколки да вонючие бычки,
     да в стороне под елкою торчки
     уже мешают анашу, опилки
     
     и клей "Моментъ". Наш рыцарь от развилки
     пошел туда, куда глядят зрачки -
     где светятся неоновы пучки,
     где, охраняя знатные затылки
     
     от гнева перебравшего народа,
     спит вышибала, сиречь, воевода.
     И входит наш Иван в боярский бар,
     
     а там всё та же гнусная картина:
     стекло, бычки и рваная резина,
     блевотина и винный перегар.
     
     
     8. Блевотина и винный перегар,
     помятые и пасмурные лица.
     А где-то вдалеке на дне томится,
     страдает Трезвость от злодейских чар!
     
     Побью авар, османов-янычар,
     хазар, татар... ну с кем там надо биться;
     Я обойду столицы и станицы,
     посею разоренье и кошмар!
     
     Не пожалев своих телесных сил,
     найду страну, где царствует Этил,
     и мир я ввергну в трезвость, как мессия...
     
     Но глас похмельный грянул в вышине:
     - Не сможешь ты помочь, Ивашка, мне.
     Смирись, нечастный!
     - Никогда, Россия!
     
     
     9. Смирись, нечастный! Никогда Россия
     не повернет с привычного пути,
     и, сколько ей ученьем не свети,
     хомут искать придется там, где выя.
     
     Оставь поползновения пустые!
     Другой земли не сможешь ты найти,
     где шестеро примерно из пяти
     не отличат Барклая от Батыя.
     
     Умы народа зряшно бередить
     вопросом праздным "Пить или не пить"
     способен только чокнутый вития.
     
     Но ни храбрец первейший, ни мудрец,
     ни Ванька Тёртый, русский молодец
     зеленого не одолеет змия!
     
     
     10. "Зеленого не одолеет змия
     лишь размазня без тени куражу,
     но я-то Трезвость, факт, освобожу,
     не будь я Ваня Тёртый, а, Россия?"
     
     Но вкривь и вкось пройдя края морские,
     он царства Этанола на пляжу
     не встретил: "Эти бабы, я гляжу,
     всё брешут про пространствия мирские,
     
     и трезвость, знамо, выдумали, чтобы
     долбить мужьям по тыквам меднолобым..."
     Тут, вслед, как по коленям кипятком,
     
     печальный облик брошенного дома
     ожёг воспоминаньем. И знакомый
     раздался в небе голос, будто гром.
     
     
     11. Раздался в небе голос, будто гром:
     "Довольно, Вань, в европах погостилось!
     Завязывай жевать хранцузский силос,
     давай-ка ноги в руки и кругом.
     
     И где ж она, та Трезвость с ейным дном?
     Чё говоришь? В бутылке притаилась?
     Так ты куды ж попер, скажи на милость,
     когда у нас бутылок навалРм?
     
     Не знал, что там, где водка - чистый нал,
     закономерный следует финал,
     как с похмела блевотные позывы?
     
     Вот Этанол на трон российский сел,
     и платит Русь налог из душ и тел,
     с тех пор, не видя злу альтернативы"
     
     
     12. С тех пор, не видя злу альтернативы,
     Иван смирился. Но в один момент
     когда он, тертый, как на бирже цент,
     спал в лодке под бурлацкие мотивы,
     
     к нему явилась Трезвость с ликом дивы
     Лагуны в фильме "Пятый элемент",
     и, глядя, как комар на репеллент,
     заголосила тонко и плаксиво:
     
     "Меня спасти способно лишь одно:
     во всей посуде обнажи-ка дно
     (нет чистоты, когда забиты сливы);
     
     не тот герой, кто, чтоб меня найти,
     валяет ваньку попусту в пути -
     Герой сидит и пьет аперитивы!"
     
     
     13. Герой сидит и пьет аперитивы,
     и, надлежаще выделив слюну,
     он храбро устремляется ко дну,
     плюя на даты, выдержки, разливы.
     
     А год спустя черты синюшной дивы
     в своих подружках видит чрез одну;
     И так же верит давешнему сну,
     как честная жена в контрацептивы.
     
     Иван на том, на первом перекрестке
     из горла пойло хлещет по-матросски,
     затем трясет бутылку кверху дном,
     
     другую тянет, проявляя резвость...
     И верит, что уж в ней найдет он Трезвость,
     застряв на перекрестке роковом
     
     
     14. Застряв на перекрестке роковом,
     нашел Иван заветную нирвану:
     стал отличаться склонностью к баяну*,
     и прозван был Баяном поделом.
     
     Себя уже не мнил он грозным львом,
     а, вспоминая пройденные страны,
     сдвигал опустошенные стаканы,
     их повернув заботливо вверх дном.
     
     И, постучав лорнетом по кальяну,
     погладив гусли, как студент путану,
     пред кругом тесным нищих и бояр
     
     потертый жизнью, но еще не старый,
     Баян негромко баял мемуары:
     "В путь - избавлять народ от злобных чар..."
     
     ---------
     * Баян - шприц
     
     15. Владимир Резниченко "ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ"
     
     В путь - избавлять народ от злобных чар -
     пустился витязь, молодой и пылкий.
     Но увидал на первой же развилке
     три стрелки - "ресторан", "пивная", "бар".
     
     - Ну и страна у нас, какой кошмар! -
     подумал богатырь, чеша в затылке.-
     Куда ни сунься, рюмки да бутылки,
     блевотина и винный перегар.
     
     - Смирись, нечастный! Никогда Россия
     зеленого не одолеет змия! -
     раздался в небе голос, будто гром.
     
     С тех пор, не видя злу альтернативы,
     герой сидит и пьет аперитивы,
     застряв на перекрестке роковом.
     
     
     
   В полуфинальном обзоре я не конкретизировал свои замечания по поводу имеющих место "заусенцев". Сегодня я это сделаю, но лишь отчасти (произведение большое и перечень НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ замечаний займет много времени). В конце прямой речи точка ставится после кавычек, а не перед ними ("Враги - фигня, - ворочалось в затылке, - / но как сигать в кольчуге в глубину... / хоть всяко мне прогулка на войну /куда приятней оймяконской ссылки.").
   Запятая после "двинул" не нужна: ("он двинул, и уже не тормозил..."). Далее: "увидал на первой же развилке / Иван предивный кемпинг..." Двойное прочтение: то ли речь идет о предивном Иване, который увидал кемпинг, то ли Иван увидал предивный кемпинг. Есть и другие замечания, но в сравнении с прекрасным сюжетом и проделанной работой они, действительно, незначительные. Если автору интересно, в чем именно заключаются замечания, с удовольствием расскажу об этом в привате.
  
  
   Гендеркон: Письмо принцеcсе  
  
   Вы - так невозможны, прекрасны, по-детски чисты,
   Я - циник и скептик, бродяга, стремящийся в дамки.
   Какое-то время я даже жил в собственном замке,
   Мой замок стоял на песке возле самой воды,
   Но море и время надежно стирают следы.
  
   О Вашей улыбке в трактирах поэты поют,
   Я слышал о ней в Будапеште, Мадриде и Ницце,
   Будь я помоложе, быть может, сумел бы влюбиться,
   Но ныне не смею любовь возвести в абсолют:
   На старости лет красоту заменяет уют.
  
   Я слышал, принцесса, Вы скоро взойдёте на трон,
   Что Вы одиноки, но искренне верите в сказки,
   Я Вас умоляю, давайте уйдём от огласки,
   Что я по сюжету мог быть в Вас безумно влюблён.
   С безмерным почтеньем и болью. Ваш верный дракон.
  
  
   Очень интересный сюжет с неожиданной концовкой. Немного "споткнулся" на двух "что" в финальной части ("Что Вы одиноки... Что я по сюжету...). Эти "что" использованы не в рефрене (в этом случае повтор был бы оправдан). Пожалуй, это единственное замечание, которое вовсе не указывает на ошибку. Речь идет о личном восприятии строк. Но некоторые другие финальные работы мне показались чуточку сильнее.
  
  
  
   Гендеркон: Мазай  
  
   То ли цунами случилось, то ли растаял снег,
   А может, разверзлись хляби - всё кругом затопило.
   Вывел дед на разливы свой плоскодонный ковчег,
   Вёслами загребая с нестариковской силой...
  
   Зайцы дрожат на кочках, ушами сигналят: "SOS!
   Ной-Мазай-Утнапиштим, животных возьмите в лодку!"
   Он им: - Расслабьтесь, косые, я вам не Дед Мороз...
   В лодку берут лишь тех, кто дедушке даст на водку.
  
   Берёза в воде по пояс, на ветке трясётся лис,
   Мимо плывут на льдине барсук в обнимку с енотом...
   Дед пожимает плечами: - Я не чёртов Гринпис,
   Не Тимурка с командой, и не Шойгу с вертолётом.
  
   Просто вышел из дому, просто поплыл в сельмаг,
   Мне и дела-то нету до благородных миссий,
   По фиг, если потонут крот, олень и хомяк,
   Лоси, медведи, волки, и зауральские рыси.
  
   Что же вы так орёте?! Я вам, вашу мать, не отец!
   Тут не фрегат с парусами, вечный летучий странник.
   Bлезет орава зайцев, придёт промокший песец, -
   Лодку назвать придётся гордым словом "Титаник"!
  
   ***
  
   Дед поворчал, подумал, сделал из брёвен плот,
   Cпас и хвосты, и шкурки, и год пропивал пушнину ...
   С тех пор, выходя из дома, он помнил, что подвиг - ждёт.
   И к новому половодью багры припас и дубину.
  
  
   Повторю сказанное в полуфинальном обзоре: и замечаний нет, и восторга от прочтения не испытал. Уверен, что другие судьи поставят более высокие баллы, но...простите, не "моё" это.
  
  
   Гендеркон: Мальбрук  
  
   Marlbrough s'en va-t-en guerre,
   Mironton, mironton, mirontaine...
  
   Старинная солдатская песня
  
  
  
  
   Шкатулка на комоде, старинный сувенир,
   Мелодию заводит исправно репетир...
   Солдатики в доспехах кружат под перезвон:
   "Мальбрук в поход поехал...
   ...Мирантэн,
   мирантэн,
   миронтон"
  
   Устал от пыльной скуки провинциальный мир,
   И новые Мальбруки спешат надеть мундир,
   Юнцы, сбиваясь в стаи под хлопанье знамён,
   Задорно напевают:
   "Мирантэн,
   мирантэн,
   миронтон!"
  
   Где мальчик? Он в походе, и писем долго нет.
   На стареньком комоде стоит его портрет.
   В домах трясутся стены от топота колонн,
   Грохочет марш военный:
   "Мирантэн!
   Мирантэн!
   Миронтон!"
  
   У Триумфальной арки построились полки,
   Обвиты лентой яркой еловые венки.
   На катафалках - лавры, печалится тромбон,
   И мерно бьют литавры:
   Мирантэн...
   Мирантэн...
   Миронтон..."
  
   Три залпа ухнут гулко: "Прощайте, лорд Мальбрук!"
   И выскользнет шкатулка из ослабевших рук,
   И звоном захлебнётся заезженный рефрен:
   "Бог весть... когда... вернётся...
   ...миронтон...
   ...миронтон...
   ...мирантэн..."
  
  
   Если бы не было конкурента с венком сонетов, то высший балл отдал бы этому прекрасному произведению.
  
  
   Гендеркон: О метаморфозах  
  
   Вновь маску снять и стать самим собой,
   В который раз судьбу начать сначала -
   Взять шпагу, плащ и вызвать мир на бой
   За даму, короля и идеалы.
  
   Сразить подонка, выиграть дуэль,
   Интриги разрубая в честной битве,
   И, преклонив колена в Сен-Шапель,
   Друзей ушедших помянуть в молитве.
  
   Нестись по полю брани на врагов
   Под грохот полкового барабана,
   И славу обрести в конце концов,
   Погибнув при осаде Орлеана...
  
   ... А после встать и выйти на поклон,
   И, переждав безумие оваций,
   В гримёрной пред зеркальным двойником
   С собою настоящим попрощаться....
  
  
   В полуфинальном обзоре отмечал это стихотворение и говорил, что оно мне понравилось. Своего мнения не меняю. Только наличие более интересных стихов в финале не дает поставить ту же оценку.
  
  
   Гендеркон: Принципиальное  
  
   Что ни день - проблемы с принцем,
   хоть показывай врачу.
   Идиот идёт на принцип,
   говорит: "Хочу жениться,
   в жёны золушку хочу!
   Пребывает в жутком стрессе.
   А вчера тайком в селе
   объявления развесил:
   "Конкурс-кастинг, но без песен
   и стриптиза на столе.
   Мисс Весенние Надои.
   Прима Кройки и Шитья..."
   Жжёт! Как будто с перепоя -
   так не пьёт... да что ж такое?
   Нам принцессам нет житья!
   Рассудите, ну, неслабо
   ляпнул сдуру, наобум:
   "лучше жить с обычной бабой,
   чем с резиновою жабой.
   Я принцесс видал в гробу!"
   Может, съел несвежий РАПТОР,
   или опухоль в мозгу?
   Снял корону, сел за трактор.
   Боже мой, зачем же так-то?
   Ржу и плачу...
   не могу.
  
  
   Начало было очень обещающим. Во всяком случае, мне показалось, что развитие сюжета предполагает более "ударную" концовку. В результате история с кастингом неожиданно закончилась... причем - закончилась ничем, и мы узнали о других чудачествах принца. Оценка сей ситуации лирической героиней "Ржу и плачу... не могу" показалась мне лишней. К рифмам и размеру вопросов нет.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"