Уит Алексей Владиславович : другие произведения.

Многообразие мистического опыта

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Настало время разобраться более внимательно, что это такое: многие авторы определяют мистический опыт по разному, например Е. А. Торчинов говорит об "переживания особого рода, обычно описываемые пережившими их людей как расширение сознания или единение с онтологической первоосновой сущего(то есть переживания, трансцендирующие обыденный опыт имеющее непосредственное отношение к метафизике и ее предмету)". С моей точки зрения мистический опыт - это психологические и физиологические изменения в человеке,при которых он входит в измененные состояния сознания, которые могут происходить спонтанно или под влиянием различных психотехник.


Многообразие мистического опыта.

  
   Настало время разобраться более внимательно, что это такое: многие авторы определяют мистический опыт по разному, например Е. А. Торчинов говорит об "переживания особого рода, обычно описываемые пережившими их людей как расширение сознания или единение с онтологической первоосновой сущего(то есть переживания, трансцендирующие обыденный опыт имеющее непосредственное отношение к метафизике и ее предмету)".
   С моей точки зрения мистический опыт - это психологические и физиологические изменения в человеке,при которых он входит в измененные состояния сознания, которые могут происходить спонтанно или под влиянием различных психотехник психодиалектиков, религиозных традиций (молитв). При таком опыте могут переживаться прошлые воплощения, выход из тела, шаманский транс, контакты с НЛО и т.д.
   Мистический опыт с моей точки зрения имеет огромное значение как для психологии так и для антропологии.
   Мой преподаватель А. А. Белик считает, что мистический опыт проявляется только индивидуально. Во многом он прав не так уж много шаманом или контактеров и у каждого этот опыт проявляется по - разному.
   Я же считаю, что мистический опыт это уникальный феномен, который требует индивидуального исследования.
   Проблема мистического опыта представляется для меня очень важной в трансперсональной концепции. В этой статье я представлю такую классификацию мистического опыта:
   Классификация мистического опыта.
   1. Религиозный опыт.
   2. Опыт медитативного транса.
   3. Внетелесный опыт (астральный опыт).
   4. Околосмертный опыт.
   5. Опыт шаманского транса.
   6. Психодеалектический опыт.
   7. Опыт контактерства. Близкие контакты с НЛО.
  
   Теперь поговорим об этом более подробно.

1. Религиозный опыт.

   Опыт - это знание, приобретенное через непосредственный контакт. Религиозный опыт характеризуется несколькими отличительными элементами, по сравнению с обычным. Они следующие: 
1) Опыт познания Бога похож на чувственный опыт; 
2) Религиозный опыт качественно отличается от дедуктивного познания. Г. Д. Льюис объясняет это так "один прыжок мысли, в котором одновременно присутствуют конечность и бесконечность и который невозможно разбить на отдельные шаги, которые можно рассматривать последовательно... Здесь имеет место восприятие непредвиденного, причем не просто чувства... а уверенность или озарение, восприятие того, что должно быть познания".
3) Религиозный опыт можно сравнить с опытом познания людей. С. Л. Франк в своей книге "Реальность и человек" описывает это так: "мы чувствуем грусть или веселие, приветливость или угрюмость другого человека, красоту пейзажа, унылость, мятежность или игривость музыкальной мелодии, скорбную прелесть тонких образов Боттичелли и благородную строгость светотеней Рембрандта. Что такое суть эти явления и как они объяснимы?...это есть в действительности прочувствование, эмоционально-душевное проникновение в природу объекта - переживание, которое, будучи одновременно и субъективно-душевным явлением, и объективным познанием...что свидетельствует о духовной жизни человека" Г. П. Овен пишет "наше непосредственное познание Бога набирает формы интеллектуальной интуиции, похожей на наше интуитивное восприятие человеческих личностей постольку, поскольку, во-первых, оно передается определенными признаками, и, во-вторых, ограничено духовной реальностью". 
В современном мире наблюдается своеобразная заинтересованность религиозным опытом. Не исключено, что первоисточник многих типов апостазий и религиозных кризисов находится именно в недостатке религиозного опыта. Одномерность жизни современного человека, растерянность, возникающая из объективных процессов развития цивилизации, приводят, с одной стороны, к так называемому обособлению жизни-замыканию в самом себе, а с другой стороны -рождает тоску за переживаниями личного порядка, которые нередко называют мистическими.
Результаты исследований религиозного опыта свидетельствуют о великой тоске человека за возможностью сближения с Богом в ежедневных событиях.
Психология утверждает, что человек не может вызвать в себе переживания религиозного опыта, но может к этому приготовиться и собирать его урожай. Если он действительный, то приходит в жизни человека ежедневно, так как является переживанием действительности бытия здесь и сейчас. Религиозный опыт имеет полностью конкретный характер событий. То есть, это не просто религиозное переживание, оставляющее воспоминания. Настоящее приобретение опыта приводит к переменам в отношениях к Богу и жизни, к себе и окружающим. От этого опыта начинается создание интегрированной религиозности.
  

2. Опыт медитативного транса.

   Медитативный транс -- это состояние сознания человека, при котором отсутствует мышление, исчезает ощущение я (эго) и времени, но присутствует состояние полной осознанности, ощущение присутствия, слияние или "растворение" себя с окружающим пространством. Сопровождается ощущением покоя и экстаза, а также эффектом слияния сознания со всем окружающим миром.
   Последние исследования на магнитно-резонансном томографе показывают, что в состоянии медитативного транса у человека сильно активизируются височные доли мозга и зоны мозга, связанные со вниманием. Активность теменных долей, наоборот, уменьшается. У опытных мастеров медитации (от 10 до 40 лет практики) на электроэнцефалограмме также обнаруживается усиление гамма-волн. Современная нейрофизиология утверждает, что эффект медитативного транса достигается в головном мозге за счёт взаимодействия мозжечковой миндалины и неокортекса.

3. Внетелесный опыт. (астральный опыт).

   Внетелесный опыт -- изменённое состояние сознания, при котором человек испытывает ощущение покидания собственного тела. Этот эффект сопровождается небывалой реалистичностью, из-за чего большинство людей склонны рассматривать ВТО, как мистическое переживание. Достоверных подтверждений существования данного явления нет. ВТО является предметом исследования в неакадемическом направлении науки.
   Ощущение выхода из своего физического тела, при этом связь с ним полностью теряется, сознание может перемещаться независимо от него. В большинстве случаев сознание имеет привычную форму физического тела и так же воспринимается самим человеком. Имеется множество терминов, обозначающих это "тело сознания". Обычно его называют "тонким телом", "астральным телом", "астральным двойником", "ментальным телом", "эфирным телом", "душой", "вторым телом", "телом сновидения", "двойником", "сущностью", "нематериальной сущностью", "вторым "Я"" и т. п.

4. Околосмертный опыт.

   Околосмертный опыт -- общее название широкого диапазона личных переживаний людей в момент их клинической смерти. Все сведения об околосмертных переживаниях основаны на рассказах людей, переживших клиническую смерть и возвращенных к жизни. Этот опыт включает многие феномены. Например, чувство отделения от тела или парения, перемещения, чрезвычайного страха или безопасности и умиротворения, теплоты, чувства абсолютного растворения. Многие отмечают присутствие света, который некоторые люди интерпретируют, как божество или духовное присутствие. Большинство определяет околосмертный опыт как не поддающийся объяснению духовный опыт перехода в загробную жизнь. К таким случаям обычно причисляют тех, кто был признан клинически мёртвым. Чаще всего это происходит при остановке сердца и последующим возвращении к жизни. По мере развития техники реанимации число сообщений о околосмертный опыт непрерывно увеличивается.
   Большая часть научного сообщества расценивает такие переживания как галлюцинации, обосновывая невозможностью их объективной проверки. Другие специалисты и учёные рассматривают эти переживания как свидетельства жизни после смерти.
   В большинстве случаев, околосмертный опыт описан в терминах любых верований, которые имел человек. Те, кто не имел конкретных верований, обычно видят знакомые вещи, Феноменология околосмертного опыта обычно включает физиологические, психологические и необычные аспекты. Выявлены следующие наиболее типичные ощущения:
   первое сенсорное впечатление -- очень неприятный звук (шум);
   понимание того, что умер;
   приятные эмоции: спокойствие и умиротворение;
   ощущение выхода из тела, парения над собственным телом и наблюдение окружающих;
   чувство перемещения вверх через яркий туннель света или узкий проход;
   встреча с умершими родственниками или духовными лицами;
   встреча с существом из света, (часто интерпретируемое как божество);
   рассмотрение эпизодов прошедшей жизни;
   достижение границы или границ;
   чувство нежелания возвращения в тело;
   ощущение тепла, несмотря на отсутствие одежды.
   Некоторые люди также испытывали беспокойство или страх к прекращению их жизни в её текущем состоянии. Согласно Rasch Scale "основное" ощущение -- это мир, радость, и гармония, сопровождаемая способностью проникновения в суть мистических или религиозных событий. В ряде случаев околосмертный опыт, возникают наблюдения событий, происходящие в других местах или в другое время. Некоторые из таких наблюдений были подтверждены реальными фактам.

5. Опыт шаманского транса.

   Шаманский транс - это измененное состояние восприятия окружающего мира, в котором вы научитесь совершать многие дела и чудеса. Для этой практики необходимо затемненное помещение, две свечи, ритмичная быстрая музыка без слов, одеяло на пол. Встаньте на ноги и начните делать легкие покачивающие движения в такт музыки. Танцуйте под музыку и почувствуйте, как вокруг вас начинают собираться Духи, ваш Дух - покровитель, помогающий вам совершенствоваться, и Духи - помощники, помогающие вам достичь своих целей. А теперь начните делать глубокие вдохи и выдохи, которые должны со временем убыстряться. Продолжайте делать глубокие вдохи через нос, а выдохи через рот, раскачивайтесь, представьте себе тех людей, которые нуждаются в вашей помощи. В этот момент ваши движения становятся все более интенсивными, вы продолжаете глубоко дышать. Раскачиваясь и глубоко дыша, сядьте на колени, постарайтесь войти в ритм музыке. Почувствуйте, как будто музыка звучит внутри вас, а в руках у вас представьте бубен, и вы совершаете движения под эту мелодию с бубном. Дыхание ускоряется, даже если вам кажется, что вы уже больше не в состоянии выполнять, все равно делайте движения. Вы полностью становитесь музыкой, растворяетесь в ней. Ваши руки совершают разнообразные движения, начинает двигаться ваш позвоночник. Дыхание как будто уже совершается и не вами, оно становится автономным. Делайте так, пока не наступит чувство легкой эйфории, и тогда, вы делаете глубокий вдох, и не выдыхайте.
   Задержите дыхание, как можно дольше, откиньтесь назад на одеяло. В этот момент происходит отделение вашего двойника. Ваше сознание покидает ваше физическое тело и начинает кружиться над ним. Вы мысленно представляете себе, как вы в виде облака, которое принимает форму вашего тела, начинаете совершать полеты. Сейчас вы увидите на тонком плане, как люди, ищущие вашей помощи, собираются вокруг вашего тела. Они сидят в кругу, у каждого свои проблемы. Вы подлетаете к ним, и на телепатическом уровне каждый начинает передавать вам свои мысли. Продолжайте полеты, если вам становиться трудно удерживать концентрацию, подлетите к свечам, почувствуйте, как они придают вам силу, наполняют энергией. Ваш двойник, в котором вы находитесь, уплотняется, и вы продолжаете свой полет. В этот момент вы можете оказать помощь тем людям, которые сейчас находятся вокруг вас. Сейчас к вам приходит интуитивное знание, различные магические приемы и вы начинаете знать о том, что вы будете делать, когда вам следует оказывать помощь, как разрешить ту или иную ситуацию, проблему.
Совершая полеты в астральном теле, с помощью выхода двойника через шаманские практики, ваше второе внимание утончается, вы становитесь великим магом. Медленно ощутите, как вы возвращаетесь в свое физическое тело. Представьте, что через воронку в области груди, облако начинает втягиваться в физическое тело. Вы ощущаете свои ноги, руки, голову, выпрямляетесь и продолжаете плавные вдохи и выдохи. Совершите несколько приседаний и войдите в нормальное состояние. Пошлите волну благодарности Духам-помощникам.
  
  
  
  
  

6. Психодеалектический опыт.

   Психоделический опыт (а также Трип англ. Trip -- путешествие) специфичные переживания в сознании человека, характеризуемые отличным от типичного восприятием и интенсивным мыслительным процессом, как правило творческого плана. Психоделические состояния ума могут быть вызваны различными способами -- сенсорной депривацией (англ. sensory deprivation) или приемом психоактивных веществ. Данные состояния ума заключаются в переживаниях иллюзий, галлюцинаций, измененного восприятия и ощущения внутреннего "Я", мистических состояний, а также иногда и состояний, схожих с психозом.
   Термин психоделический происходит от двух греческих слов ???? (Психея -- ум, дух, душа) и ????? (Делос -- проявляющий). Буквальное значение термина -- проявляющий ум. Также используется значение расширяющий сознание (см. также расширение сознания).
   Самой общей характеристикой является "вытаскивание" из глубин психики на поверхность сознания всего ее содержимого, в связи с чем трипы могут быть абсолютно различны как у разных людей, так даже и у одного человека в разное время жизни или находящегося в разной обстановке. Однако, наиболее часто возникают следующие эффекты:
   Усиление восприятия: цвета становятся ярче, возрастает контрастность и насыщенность, звуки (особенно музыка) слышатся четче и глубже;
   Усиление эмоциональности: высвобождаются эмоции, как правило, позитивные, в связи с чем ощущается повышение настроения и эмпатия;
   Феномен синестезии: раздражитель одного из органов чувств вызывает отклик в других органах чувств -- так музыку можно видеть, а звуки -- осязать;
   Одним из самых известных психотерапевтов, применившим психоделики при проведении психотерапии, является американский ученый чешского происхождения С. Гроф. В течение последних 30 лет он провел около 3 тыс. ЛСД-сеансов сам и изучил около 2 тыс., проведенных его коллегами. Большинство его пациентов были люди, имевшие эмоциональные нарушения - различные неврозы, сексуальные нарушения, психосоматические заболевания, пограничные психозы, а также алкоголики и наркоманы. Вторую группу составляли "нормальные" добровольцы - психиатры, психологи, студенты, желающие впоследствии сами заняться психотерапией, представители разных областей искусства, ищущие новый источник вдохновения. Третью группу составили люди, болеющие неизлечимой болезнью. На основе этих наблюдений Г.С.Гроф создал оригинальную теорию психотерапии, которая изложена в ряде его работ.
   В основе психотерапии, по мнению С. Грофа, лежит прохождение пациентом ряда областей своего бессознательного с целью интеграции и осознания имеющегося там травматического материала. Самыми ценными в психотерапии С. Гроф считает трансперсональные переживания, которые во многом и определяют природу "психоделических пиковых переживаний". Согласно С. Грофу, можно выделить четыре стадии переживаний, которые в какой-то мере соответствуют стадиям психоделической терапии. Надо отметить, что ЛСД здесь понимается только как вспомогательное средство, служащее катализатором для выявления бессознательного у человека. С. Гроф отмечает, что похожие переживания могут возникнуть и во время медитации, танца, выполнения определенных дыхательных упражнений и ряда других техник.
   Практикующими психоделические опыты людьми заявляется, что "при правильном применении в правильной обстановке психоделики могут научить жить в гармонии с природой, миром вокруг себя и миром внутри себя".
   Если человека в неглубоком трипе можно сравнить с ребёнком 3-5 лет, то более глубокие переживания могут вызвать совершеннейшую потерю навыков по ориентации в пространстве и оценки последствий своих действий, поэтому нахождение в таком состоянии без трип-ситтера (доверенного лица, следящего за (зло)употребляющим), опасно для жизни и физического здоровья. Такие кардинальные эксперименты над собственной психикой могут вызвать мистические опыты (сходные с понятиями Сатори, Самадхи, Нирвана, Рай, Просветление, Атман, Дао, "выход из Матрицы" и т. д.), возможно предшествующие им трансперсональные переживания с переносом "эго" индивида на нечто более широкое, что может быть общим для всех людей (Мировое Сознание и т. д.), что может восприниматься как экзистенциальная смерть, преодолеть которую можно смирением, по утверждениям Тибетской Книги Мертвых.

7. Опыт контактерства. Близкие контакты с НЛО.

   Дело в том, что первое издание я по ошибки назвал не правильно из того что не разобрался в програме, прошу принять мои извинения. Термин контактерство появился давно, это не только контакты с НЛО и с различными астральными сущностями. По моему мнению контактерство - это контакт с представителями неизвестной цивилизации (НЛО, Высший разум) или с некими астральными сущностями, которые несут негатив для человека его психологического и физического здоровья.
   По мнению других исследователей Вадима Черноброва контактерство - выход на гипнотический контакт с ВЦ, для которого человеку требуется либо войти в определенное трассовое состояние (челеннелинговое состояние), либо суметь подключить свои телепатические способности.
   Человек вступивший в контакт с НЛО или астральной сущностью называется контактакт. Контактанты по мнению В. Черноброва - люди, вступившие в речевой, мысленный или иной диолог с представителями иных цивилизаций или получающие информацию в виде тестов, рисунков, образов, источник который находится извне, но не принадлежит людям.
   А вот Станислав Гроф является одним из основателе трансперсональной психологии определяет: "...контактерство - феномен, который в последние годы приобрел значительную популярность в Америке и широко освещался в средствах массовой информации: индивид становится посредником или "каналом связи" для получения посланий из источника, который якобы находится за пределами его индивидуального сознания. Сообщения передаются через говорение в трансе, автоматическое письмо или телепатическая связь.
   В некоторых случаях опыт контактерства бывает очень интенсивным и навязчивым и может серьезно мешать повседневной жизни. Еще одну проблему создает опастность раздувания "эго" человека, получающие такие послания. Духовные наставники обычно воспринимаются как очень продвинутые и развитые существа, которые находятся на высоком уровне сознания, обладают сверхчеловеческим интеллектом и необычайной моральной ценностью.Люди, избранные ими для контакта, могут интепретировать это как свидетельство собственного превосходства".
   Временами человек может встретиться в наличных переживаниях с "существом", которое кажется заинтересованным в личных взаимоотношениях и берет на себя роль учителя, защитника, проводника или просто удобного источника информации. Эти "существа" обычно воспринимаются как развоплощенные человеческие личности, сверхчеловеческие сущности или боги, обитающие на более высоких планах сознания и наделенные чрезвычайной мудростью.
   Иногда они принимают форму человека; в других случаях они выглядят как сияющие источники света или же просто дают возможность почувствовать свое присутствие. Их послания обычно принимают форму прямой передачи мысли или же иной экстрасенсорной передачи. Временами коммуникация может осуществляться и в виде словесных сообщений.
   А вот уфолог Г. С. Белимов из Волжского гуманитарного института, считает: "В подавляющем большинстве случаев мы определенно точно можем сказать, что инициатива в установлении контакта исходит со стороны Иного Разума или еще каких-то других мыслящих субстанций. Только ОНИ решают, быть или не быть контакту.
   Другое уже сейчас очевидно. Контакты и их уровень напрямую зависят от уровня интеллекта контактера. Если человек малообразован, примитивен в своих чувствах и знаниях, он и получит нечто убогое, "серединка на половинку"... Словно кто-то извне нисходит, подстраивается под умственный уровень своего подопечного. Но помощь умам по-настоящему незаурядным оставляет их дела и имена в веках.
   На этом основании можно сделать вывод, что на протяжении всей истории человечества нас сопровождают некие разумные силы, и отмахиваться от такой помощи, даже если приходится разгребать немало мусора, человеческому обществу не с руки. Надо просто учиться отделять зерна от плевел, а это возможно лишь при адекватном развитии человеческого интеллекта".
   Контактанты делятся на заочные и очные:
   Контактеры заочные - земные контактанты, находящиеся или считающие, что находятся в телепатическом или ином невизуальном, непрямом контакте с кем - то, называющим себя представителем ВЦ, Высшим разума, Космического абсолюта, Абсолютного разума и т.д.
   Контактеры очные - земные контактанты, вступившие в процессе общения с представителями ВЦ в непосредственное с ними визуально - речевое (телепатическо - визуальное) общение.
   Так же есть термин абдукция - похищение людей на борт НЛО, обычно происходящее без согласия похищаемого, но без применения глубокой силы
   Сегодняшняя уфология переполнена огромным количеством различных по своей структуре классификаций контактов с внеземными цивилизациями. Многие уфологи, пытаясь ввести свою лепту в классификацию встреч, делают огромную ошибку, начиная классификацию с визуального наблюдения НЛО на огромных высотах (где-то первая ступень) и переходя чуть ли не по метру в высоте наблюдения продолжают лепить остальные виды контактов...

Я встречался со многими классификациями встреч и на основе изученной информации вывел свою, обобщенную систему классификации контактов с ВЦ, подкрепляя каждый вид контакта реальными фактами. Итак, существует десять видов контактов.

   Как мы увидели, существуют веские причины, по которым опыт "близких контактов" может приводить к трансперсональному кризису. Люди, столкнувшиеся со странным миром НЛО, для того чтобы быть способными ассимилировать этот опыт, могут нуждаться в помощи кого-то, кто обладает знанием архетипической психологии, равно как и специфических особенностей этого феномена.
  

Литература.

   1. К. Гроф, С. Гроф. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом. Изд. "АСТ" 2003
   2. http://svitlo.by.ru/bibloteka/psihrelig/psihrelig4.html
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"