Аннотация: Вскрыты причины научно-технической деградации человеческого общества.
Деградация научно-технического прогресса.
В настоящее время кризис существующей системы образования и воспитания человеческого общества достиг таких масштабов, что начал существенно замедлять темпы научно-технического прогресса. В результате, примерно с середины прошлого века отмечается количественное и качественное уменьшение научных и технических иновационных показателей [1,2]. Как ни странно, именно в это время начался существенный рост государственных и частных материальных в эту отрасль. Как говорили наши Генеральные секретари, "... наука стала производительной силой общества".
В чем причина возникновения такой ситуации?
В развитых и развивающихся странах власть имущие наконец-то осознали конкурентные преимущества фундаментальной науки. В результате бюджетные ассигнования на науку стали сопоставимы с бюджетом системы образования. И это дало свой эффект. Достижения в области атомной энергии, космонавтики, IT-технологий и других смежных областях посыпались как из рога изобилия. Туда стали вкладываться еще большие деньги, но вот эффект от их вложения начал резко снижаться. Причина возникшего положения в нарушении балансировки.
Во-первых, если раньше наука и техника продвигалась "гениями, которые стояли на плечах гигантов", примерно одинаково во всех направлениях. Интересы этих "гениев" были универсальны. Вспомните древнегреческих мыслителей, Галилея, Ньютона, Ломоносова, Менделеева и т.д. Сейчас науку "двигают" руководители научных школ только в наиболее разрекламированных "перспективных" направлениях. В результате ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ развития науки, технологий и техники в Российской Федерации сократились до 8 позиций. На остальные направления денег не дают. В результате некоторые научные направления ушли далеко вперед и повисли в вакууме без реальной связью с жизненными потребностями людей, а некоторые остались на уровне позапрошлого века, например, производство соды.
Во-вторых, любые человеческие достижения строятся по принципу пирамиды. Внизу огромные затраты на закладку относительно дешевого фундамента, вверху - воздвижение золотой, но единственной макушки (новая технология). Научным спонсорам (не путать со старозаветными меценатами) захотелось всего и сразу. Вложили бешеные деньги в науку и получили нано-размерный результат. Забыли, что деньги надо сначала вкладывать не в новомодные нано-технологии, а в обучение специалистов по всеми забытой коллоидной химии. И так по всем направлениям.
В третьих, отринута гуманитарная составляющая любой науки. Осталось только то, что дает немедленный эффект - экономика, юриспруденция и так далее. О морали, чести, достоинстве, даже об идеологии совсем забыли. Перефразируя классика "Морально лишь то, что служит интересам всемирного бабла". Бабло это и есть идеология современного общества.
Почему возникло нарушение балансировки? Ответ на поверхности - кризис современной системы рождения, воспитания и образования детей. Они, попросту, не нужны современному обществу. Нужны постоянные клиенты, потребители одноразовых вещей и услуг [3,4]. Следующий шаг - самодостаточная роботизированная система по превращению природных ресурсов в качественный мусор, пополняющая виртуальный счет ее виртуального владельца. Земля превращается в смердящую свалку мусора, ржавых роботов и "золотых" кредитных карточек. Наверно это и есть грядущий Апокалапсис. Аминь.
1. Малинецкий Г. Начало конца или конец начала. "Компьютерра" N4 от 19 февраля 2004 года.
2. Крылов О. В. Будет ли конец науки // Российский химический журнал, 1999, т.43, N6, с.96-106.
3. Алешин В.В. Экономика демографических проблем.
4. Зубков Б., Муслин Е. Непрочный, непрочный, непрочный мир. "Библиотека советской фантастики", 1966. Выпуск 2. С. 36-42.
Прокуратор.