Термин интеллигенция используется в функциональных и социальных значениях. Викепедия дает следующее определение интеллигенции:
1. В функциональном (изначальном) смысле это слово использовалось в латинском языке, указывая на широкий спектр мыслительной деятельности.
2. В социальном значении слово стало использоваться с середины или второй половины XIX века в отношении общественной группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта.
3. Во множестве словарей формулируется как слой "людей, профессионально занятых умственным трудом".
Именно последняя формулировка дало основание В.И.Ленину привести свое определение интеллигенции: "Ителлектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно" [В. И. Ленин (Из письма к Горькому 15 сентября 1919 года].
Вернемся к латинскому определению интеллигенции - ощущать, воспринимать, подмечать, замечать, познавать, узнавать, мыслить, знать толк, разбираться. В этих словах нет никакого упоминания о каких-то "людях, профессионально занятых умственным трудом". Очевидно, что это определение интеллигенции не относится к какой-либо профессиональной группе. Оно относится ко всем людям, не зависимо от их общественного и профессионального положения. Таким образом, второе и третье определение интеллигенции незаконно искажено, чтобы искусственно обособить, отделить и возвысить так называемых "работников умственного труда". Отсюда и возникает образное Ленинское определение. К этому можно добавить термин Соложеницина - "образованщина" [Александр Солженицын. Образованщина. Новый мир. 1991, N5, С.28-46].
Латинский список определения интеллигенции можно разделить на две части. Ощущать, воспринимать, подмечать, замечать, познавать, узнавать, мыслить - относится к внутренней, умственной деятельности индивидуума. Скорее всего, это определение философа, мало связанного с общественной жизнью. Два последних определения - знать толк, разбираться - относятся к оценке обществом сути деятельности интеллигента. С одной стороны - интеллигент имеет собственное мнение об окружающем мире, с другой стороны - общество нуждается в людях, имеющих собственное, отличное от общепринятого, мнение об окружающей действительности. Отсюда возникает более верное определение интеллигенции как прослойке общества, имеющей собственное мировоззрение, отвечающей чаяниям народа, способное доводить его до сведения общества, защищающего и отстаивающего его основные положения перед обществом.
Собственное мировоззрение, отличное от общепринятого, имеют многие люди, как имеющие высшее образование, так и со средним образованием и даже без оного. Часть из них способна и имеет возможность доводить свои мысли до сведения общества. Далее пролегает красная черта, отличающего настоящего интеллигента от "образованца". Это способность учиться (знать толк) и защищать своё мнение (разбираться).
С одной стороны, для настоящего интеллигента нет никаких догм. Изменение общественного устройства и морали требует от него какого-то истолкования своей позиции перед окружающими. Он должен быть способен критически пересмотреть свои взгляды, отвечающих надеждам всего народа, и привести их в соответствии с изменившейся обстановкой.
С другой стороны, изменение обстановки требует не только нового истолкования, но и защиты этого мнения. Здесь применим ленинский термин "Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться".[В.И. Ленин, Соч., т. 28, стр. 104]. Если человек, претендующий на звание интеллигента, не способен защитить свое мнение в споре, значит, он не достоин этого звания. Более того, если человек, претендующий на звание интеллигента, не предпринимает никаких общественно значимых действий для распространения и защиты своего мнения, значит он "диванный генерал", или "пижамная армия" или по-ленински точнее - "говно".
Из вышесказанного следует, что интеллигентом может быть любой человек, имеющий собственное мировоззрение, способный учиться и активно защищать свое мнение. Интеллигентом может быть человек из любого сословия, а не только так называемые "работники умственного труда". И рабочий, и крестьянин и даже уважаемый бомж ("святой") вполне могут быть достойны звания интеллигента, если он удовлетворяет перечисленным выше требованиям.
Собственное мировоззрение, а самое главное, способность его распространять в обществе однозначно переводит интеллигента в разряд оппозиции к существующей власти. Однако интеллигентный оппозиционер кроме вскрытия её язв и борьбы за их преодоление не должен бояться признавать реальные успехи этой власти и доносить их до сведения общества. Некоторые подробности текущей деятельности интеллигента дает известный философ А.Ф. Лосев ["Интеллигент всегда трудится для других". http://www.taday.ru/text/ 219036.html].
Однако в существующих трудах об интеллигенции ничего не сказано об ответственности интеллигента перед будущими поколениями. Здесь во весь рост становиться извечная проблема "Что такое хорошо и что такое плохо?". Как известно, то, что на данный момент кажется хорошим, очень часто через некоторое время оказывается плохим, и, наоборот. По этой причине интеллигент всегда должен просчитывать результаты своих действий хотя бы на несколько шагов вперед. Однако это не должно становиться поводом вообще ничего не делать. "Не ошибается лишь тот, кто вообще ничего не делает". Хорошим показателем деятельности интеллигента есть качество воспитания своих детей. Никакие отговорки типа занятости работой или помощью людям не должны приниматься. Число и качество воспитания своих детей есть обязательный признак любого настоящего гражданина, а не только интеллигента.