Российская система образования находится в тяжелейшем кризисе. Фактически можно сказать, что Россию съели троечники или "образованцы" по меткому выражению Соложеницина. Сложилась совершенно нетерпимая система, когда троечники управляют не только производственной сферой, но и государственными структурами. Образовалась порочная система воспроизводства троечников. Троечники воспитатели, учителя и преподаватели холят и пестуют себе подобных. Яркий пример - система ЕГЭ в ее российском варианте.
Самый поверхностный анализ тестовых вопросов ЕГЭ по всем предметам наводит на мысль, что только образованцы из Федерального института педагогических измерений могут додуматься выбрать именно их. Известно, что они сами не в состоянии сформулировать хоть какие-то вопросы. Они покупают их у преподавателей и учителей и называют это беспристрасностью и демократией. Большинство тестовых вопросов допускают неоднозначные ответы. Отличник всю голову сломает, не зная как ответить на них, а троечник-ученик хорошо понимает троечника-составителя, ответ для него очевиден. Например, вопрос на ЕГЭ 2009 года по химии.
Верны ли следующие суждения о правилах обращения с веществами?
А. В лаборатории можно исследовать вещество на вкус и запах?
Для троечника ответ очевидно отрицателен. Так написано в школьном учебнике. Для настоящего отличника ответ положителен. Ведь все настоящие химики, в том числе и великие, конечно пробуют вновь полученные вещества, даже заведомо ядовитые, на вкус и запах. Это одна из важнейших их характеристик.
Б. Пробирку с бензолом нельзя нагревать на открытом пламени.
Опять для троечника ответ очевидно отрицателен. Так написано в школьном учебнике. Для настоящего отличника ответ опять таки положителен. При необходимости, настоящий химик, в отсутствии других способов, конечно, сможет нагреть бензол на открытом огне, приняв, конечно, соответствующие меры предосторожности.
Таким образом, троечник радуется, что успешно справляется с таким простым вопросом и повышает свой рейтинг, а отличник проклинает знакомых химиков и "неправильные" книги, откуда он почерпнул свои никому не нужные знания. Очевидно, понимая такое несуразное положение вещей, Министерством образования была сохранена система предметных олимпиад. Однако список "правильных" олимпиад настолько урезан, что туда могут пробиться только лучшие из лучших из лучших, то есть - свои.
Мои вопросы студенту-дипломнику, без пяти минут выпускнику ВУЗа технического профиля.
"Почему у вас такая слабая школьная подготовка"?
Ответ.
"У нас в старших классах не было преподавателя по химии, а физику нам преподавали плохо".
Вопрос. "А с математикой как"?
Ответ. "О математике лучше не спрашивайте".
Вопрос. "А чему вас учили в Институте"?
Ответ. "На любом производстве есть приборы и оборудование. На каждом приборе и оборудовании есть две кнопки. Черная - Пуск и Красная - Стоп. Ими и надо управлять".
Вопрос. "А если случиться нештатная ситуация"?
Ответ. "Сразу нажать красную кнопку Стоп. Послать рабочих выяснить, в чем дело и исправить оборудование. После их доклада об исправлении проследить, чтобы никто не был в опасной зоне, и снова нажать черную кнопку Пуска".
Вот уровень нынешнего инженера - троечного командира производства. Им этого вполне достаточно. Ведь распоряжения отдают не руководители -профессионалы, а нынешние финансовые менеджеры - троечники, умеющих получать сиюминутную прибыль и предпочитающих не думать о будущем. Отсюда и сказочки о человеческом факторе, о природной стихии и техногенных катастрофах. Либо страховщики заплатят за все, либо под этим соусом урежем зарплату персоналу, либо повысим налоги. Народ все стерпит - он безмолвствует. Если оставить все как есть, независимая Россия рухнет в ближайшее время. Не сможем даже обеспечивать добычу и транспортировку за границу наших природных ресурсов. Как только наступят техногенные перебои в поставках, без сомнения, внешние меры реагирования будут приняты незамедлительно.
К настоящему времени только срочные радикально-хирургические меры могут спасти совершенно нетерпимое положение с нашим народным образованием. Нужна образовательная мобилизация и условия для ее проведения.
1. Всех академиков и докторов в обязательном порядке привлечь к подготовке современных учебников основных учебных дисциплин. Если ты не лауреат среди авторов соответствующего учебника, значит ты не достоин звания академика, профессора или доктора наук.
2. Всех кандидатов наук на образовательные курсы переподготовки и, после аттестации на должности преподавателей основных предметов в средних школах и техникумах (колледжах) - литература, психология, логика, математика, информатика, физика, химия, биология, экономика, домоводство и т.п. Если ты не прошел аттестацию на преподавателя средней школы, значит ты не достоин звания кандидата наук.
3. Всех преподавателей средней школы по настоящему переаттестовать. Аттестующие только из числа преподавателей ведущих ВУЗов. Отличников оставить, хорошистов перевести в начальные классы, худших уволить.
4. Всех преподавателей начальной школы по настоящему переаттестовать. Аттестующие только из числа учителей средней школы первой категории. Отличников оставить, хорошистов перевести воспитателями в детские сады, худших уволить.
5. Следует четко осознавать, что чем младше ребенок, тем больше информации в единицу времени он впитывает, тем больше роль воспитателя и наставника на этом этапе. Поэтому заработные платы в детском саду или в начальной школе должны быть не меньше, а то, и больше, чем преподавателей ВУЗов.
6. Ученик-троечник имеет конституционное право только на начальное и профессиональное образование (8 классов). Дальше только рабочие специальности.
7. Учеников-двоечников ориентировать на получение среднего профессионального образования с возможностью дальнейшего поступления в ВУЗ при хорошей успеваемости.
8. Уточнить государственную необходимость в специалистах. Уточнить планы набора на те или иные специальности. Каждый выпускник, работающий не по специальности, должен приводить к двойному сокращению приема на эту специальность в данном ВУЗе или техникуме (колледже).
9. Жесткая аттестация всех ВУЗов ориентирующаяся на мнение приглашенных членов экзаменационных комиссий и работодателей. Остальные ВУЗы перепрофилировать в техникумы (колледжи) среднего специального образования или упразднить. Оставшиеся ВУЗы имеют одинаковое подушевое государственное финансирование + региональные надбавки.
10. Университеты преимущественно готовят преподавателей ВУЗов, школьных учителей и научные кадры. Педагогические ВУЗы упразднить, а специалистами по педагогике укрепить кадры университетов.
11. Троечник ВУЗа получает только справку о занятости учебой до соответствующего курса. Выдача ему диплома о высшем образовании запрещена.
12. Отличник имеет право на бесплатное проживание в общежитии при обучении в ВУЗе и другие бесплатные услуги.
13. Всех ботаников отличников - выпускников ВУЗов на должности преподавателей ВУЗов с обязательной научной работой с конкурентоспособной зарплатой.
14. В старших классах школы начальная военная подготовка всех учеников. В ВУЗах обязательная военная подготовка юношей на военных кафедрах. После окончания ВУЗа обязательная служба в войсках два года. Освобождение от службы в армии только по распоряжению глав субъектов РФ.
... и так далее... и т.п.
Особо следует сказать об учебниках и наглядных пособиях.
В отличие от прошлого, современный учебник должен ориентироваться не на загрузку учащегося багажом знаний, а на обучение его умению мыслить, умению получать нужную информацию и, творчески переработав, применять ее на практике, особенно в нестандартных ситуациях. Имеющиеся учебники этими качествами не обладают. В них пытаются довести до учащегося образ мысли троечника - составителя тестов ЕГЭ, чтобы можно было угадать в какую клеточку поставить галочку. Если у ученика - ботаника другие мысли на этот счет, ему не поздоровиться.
Как известно, умению мыслить учит наука Логика. У нас она либо исключена из школьных и ВУЗовских учебных программ, либо преподается в сильно урезанном виде. Лишь у таких бескорыстных и гонимых преподавателей как С.Е. Рукшин (наставник Г.Я.Перельмана и многих других) можно научиться систематическому логическому мышлению. Имеющиеся учебники отличаются либо отсутствием какой-либо логических связей между составными частями описываемого материала, либо эти связи весьма своеобразны и существуют лишь в умах авторов и членов редакционных комиссий.
Кроме логических связей в учебнике должны быть простые и доступные примеры или задачи, тесно связанные с повседневной жизнью. До сих пор в этом отношении вызывает восхищение "Арифметика" Л.Ф. Магницкого, а ведь она была впервые издана в 1703 году. Конечно, для написания учебника такого уровня нужен большой талант, но профессиональные таланты ныне не в почете.
Каждый учебник должен комплектоваться набором наглядных пособий. Конечно, мультимедиа учебники достигли сейчас большой эффективности за счет удачно подобранных аудио, фото и видео гиперссылок. Однако никакой компьютер не заменит воздействие реальных действующих моделей на подрастающие умы. Например, сейчас почти забытый теллурий дает намного больший эффект в понимании небесной механики Солнечной системы, чем любая самая точная и продвинутая компьютерная модель. Ну да, я забылся. Саму науку Астрономию нынешние руководители нашего образования посчитали излишней учебной нагрузкой.
Коренное реформирование системы образования, наряду с решением демографических проблем, являются главнейшими проблемами страны, требующими незамедлительного решения. Без адекватного ответа на эти вызовы Россию ждет потеря статуса Великой державы, да и сама государственность может быть поставлена под сомнение при любой существующей власти.