Агентство Литературной Фантастики : другие произведения.

5. Обзор сборника "Аэлита-2005" от Олега Мушинского

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краткий обзор рассказов сборника "Аэлита - Новая волна" 002 от Олега Мушинского

  Краткий обзор рассказов Аэлита - Новая волна /002.
  
  Есть критики, считающие произведение автора эпиграфом к своей рецензии.
  (Станислав Ежи Лец)
  
  
   Здесь типа вступление. Которое никто не читает, но традиция обязывает.
   Если кто вдруг не в курсе, все нижесказанное - только ИМХО. Кто вдруг совсем не в курсе, ИМХО - это имею мнение, хрен оспоришь. В смысле, это только мое мнение, и давайте не будем из-за него ругаться. Все одно без толку. Тем более, что я сравнил свое мнение с отзывами Бориса, и понял, что ни фига в НФ не понимаю. Ну так я никогда и не скрывал, что я - гоблин, и вообще, только вчера слез с пальмы, завтра полезу обратно. Так что, кого разгромил, не принимайте это близко к сердцу. А вместо гневных постов напишите еще один рассказ. И вложите в него все накопившиеся эмоции без остатка. Итак, вперед, грязными сапогами по нежным клумбам авторского самолюбия.
  
  
   МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ.
  
   Виталий Овчаров. Дело было в Гулькевичах.
  
   Увы, не впечатлен. Причем дважды. Первый раз рассказом, второй раз тем фактом, что именно он открывает сборник. Ладно, будем считать, что я чего-то не понял то ли в принципах составления сборника, то ли в самом рассказе. Сам рассказ мне показался сильно затянутым, но, полагаю, это оттого, что читать быстро стало не интересно и я все ждал финала, который меня разочаровал окончательно.
   Гамлета в цепях не помню, наверное, потому, что не на Таганке смотрел. Кстати, когда это Печальный принц в цепях оказался - или это типа новомодный абстракционизм? Но, ладно, Гамлет так Гамлет:
   "Издалека их гонит призрак славы
   В борьбу за землю, где не разместить
   Дерущихся и не зарыть убитых"
   Вот и автор, как храбрый Фортинбрас, нагромоздил, нагромоздил, а как до битвы дошло - так слов не хватает. Ладно, обещали второе дно с философским подтекстом - копаю вглубь. Да, второе дно есть, философия есть. Hominem quaero! Вслед за стариной Диогеном автор отправляется на поиски человека. И честно ищет до самого финала. Неужто эврика?! Увы. Финал подкрался незаметно, а автор предъявить ничего смог. Ну, или я не заметил предъявленного, но для такого эгоиста и мезантропа, как я, это равнохренственно.
  
  
   Олег Голиков. Улыбка времени.
  
   Автор не первый поднимает версию, что Леонардо Да Винчи - пришелец из будущего, но вот вариант с улыбкой Моны Лизы - прощальная улыбка ветреной жены этого самого пришельца из будущего - это нечто новенькое для меня.
   Сам рассказ написан простенько и со вкусом, ничего лишнего. В принципе, когда Леонида заряжают в прошлое, уже все становится на свои места, но удачная концовка рассказа подает историю в неожиданном ракурсе. Последним штрихом автор расставляет все на свои места, и получает вполне заслуженное одобрение.
  
  
   Анна Денисенко. Мы из прошлого.
  
   Наверное, просто не мое. Вроде закручивалось интересно, но закончилось непонятно. Мол, догадайся сам, читатель, как оно там будет. Но автор не настолько заинтересовала меня своим рассказом, чтобы ломать голову над возможным развитием событий. Да и не верю я, что один педагог, как ни вертись, сможет сильно изменить картину мира, тем более такую, какую нарисовала автор. Нарисовала, надо отметить, весьма неплохо.
  
  
   Юрий Максимов. Мата.
  
   Философская фантастика. Рассказ стилизован под повествование обычного человека - то вперед скачет, но назад, то объясняет что-то. Конечно, разговором с читателем и классики баловались - Сабатини, например, - но тут явно не тот уровень. С точки зрения сюжета выбранный подход вполне оправдан - герой соответствующий, с точки зрения читателя - не уверен: серовато получается. Особенно это очевидно, когда главный герой узнает, что Мата поубивала кучу недругов. Ни действия, ни эмоций. Как будто энтомолог о пауках лекцию читает. В общем, ни в "Кэрри", ни в "Святых из Вудстока". Просто главгеру грустно стало, так что выпить захотелось. В общем, наш человек - скучен и не интересен.
   Еще хотелось бы обратить внимание автора на момент в самом начале, где главный герой оставил жену "в апартаментах". В смысле: "в номере отеля"? Оборот "в апартаментах" характерен, полагаю, для Москвы. В других городах вместо этого услышишь "в номере" или просто "в гостинице" ("в отеле" и т.п.) - мол, и так ясно, что в номере гостиницы. В принципе, главный герой - москвич, и этим использование местного оборота вполне оправдано, но читатель-немосквич тут, в самом начале рассказа, вынужден сделать паузу и перевести московский сленг на привычный ему. Такие паузы выбивают из повествования, что портит впечатление о произведении.
  
  
   Алексей Силаев. Единая перспектива.
  
   Написан рассказ хорошо, грамотно.
   Теперь о грустном. Злые американцы завоевали весь мир и навели свой порядок. Для перемещения граждане используют телепорт, а хитрованы-американцы, проштудировав "Заповедник гоблинов" Саймака, перехватывают личность путешественника и корректируют ее в плане правильного восприятия истории - все гуманнее, чем мочить по прибытии - устроив на отдельно взятой планете свою персональную Матрицу. Как и положено во всякой уважающей себя Матрице, здесь заводятся свои повстанцы, которые и открывают глаза главному герою. Собственно, до этого места рассказ был великолепен. Дальше, увы, пошла комедия.
   Когда не знающему правды главгеру вдруг голословно сказали, что его кумир действительно русский, а не американец, он моментально растаял и стал готов поверить всему. Доверчивый малый. Но, ладно, все ж таки друг детства сказал, не фантик плюшевый. Потом друг главгера трагически вспомнил "выбраковку" и бедных детей, не прошедших IQ-тест, и главгер преисполнился праведной ненависти. Я понял, что меня где-то обманули, но не понял - где? Потом сообразил - у них же Матрица на том же компе, что и Battle Mech стояла. Ну и затянуло евгенику круговоротом истории под финал рассказа. Есть тут, правда, проблемка: читатели, не знакомые с циклом Battle Mech, но знакомые с чудесным рассказом Азимова "Олимпиада" (также в одном сборнике он мне попадался под названием "Профессия"), сильно не поймут, с чего это главгер так возбудился? Хотя, с другой стороны, я ведь не знаю - а нужны ли вообще автору читатели, не знакомые с боевыми роботами?
   С ностальгией вспомнив, как рубились за Волков да Соколов, читаю дальше. Благо конец уже близко, Большой брат уже в пути. В конце собственно мысль: "люди, забывшие свое прошлое, не достойны будущего". Сурово.
   Непонятка: кто такие "правящая страта"?
  
  
   ПАЛАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ
  
   Ника Ракитина, Елена Ольшанская. Мое королевство.
  
   Очередная повесть из серии "сказку сделать былью". Хорошо написанная, и вполне достойная затраченного на прочтение времени - и старую сказку можно рассказать по-новому, а эта повесть значительно выше среднего уровня для произведений данной серии.
   Я бы даже сказал, намного выше, но впечатление портит изобилие имен у главгеров. Серьезно, не многовато ли? На первой странице он Саша Миксот, дальше он Александр Валентинович, Лаки, Лаки Валентинович. Александр Юрьевич, он же Ковальский, он же Хальк. Адам Станислав, вообще без объяснения причин превращающийся в Стаха. Напрягает, леди, честное слово.
   Еще момент, в самом начале повести двое мальчишек - бритый и поэт - сочиняют сказку. Появляется некий мессир, ведет смыслообразующую беседу, которая заканчивается весьма оригинально:
   Мессир:
   " - Ярран будет?
   Поэт двумя пальцами зажал нос и гнусаво ответил.
   - Тогда брысь.
   Парочка повиновалась."
   Не понял шутки, но, наверное, это что-то сугубо белорусское. Или результат неудачной правки, что скорее всего.
   А вот Кешка из третьей главы мне понравился. Парню двенадцать лет, и он уже валяется в угольном подвале с семнадцатилетней подружкой и как бы невзначай норовит заглянуть в глубокий вырез ее кофточки. Эх, где мои двенадцать лет? Весна, студентки в мини-юбках, романтика... Что-то я отвлекся. Дальше поехали.
   А дальше авторы расписались и выдали весьма занимательную историю. Мне понравилось.
  
  
   Дмитрий Ватанин. Буди во мне зверя.
  
   Отличный рассказ. Как по задумке, так и по реализации.
   Пожалуй, единственное, до чего можно докопаться - название инопланетян: чужие. После выхода одноименного фильма это слово взяли на вооружение заокеанские графоманы, клепающие бесчисленные продолжения этой истории, а наши раздолбаи-издатели с удовольствием забили этой макулатурой все книжные магазины. В результате за словом закрепился четкий стереотип.
  
  
   Татьяна Томах. Танцы над пропастью
  
   Нравственно-философская фантастика. Напиши этот рассказ начинающий автор, обязательно похвалил бы. Но, будучи знакомым с творчеством данного автора, буду сдержаннее. Ибо не по максимуму тут, не по максимуму. Дело даже не в конкретных деталях, а в рассказе в целом. Не захватывает он. Читаю, и понимаю - мне глубоко до фонаря, что будет там, за поворотом сюжета. Хотя, быть может, я настолько циничен, что просто не способен понять моральные проблемы главгера.
  
  
   Игорь Вереснев. Секунды до счастья.
  
   А обещали фантастику. Здесь же ее не больше, чем в "Алых парусах" Грина. Красивая романтическая история, слегка приправленная сказкой.
  
  
   Алла Гореликова. Танцуй, Эсмеральда!
  
   Фантастическая зарисовка. Обычно я люблю их под настроение. Но здесь то ли настроение не то было, то ли зарисовка не увлекла. Наверное, дело все-таки в настроении. Оно очень значимо при чтении таких зарисовок.
   Сама идея о новой жизни для не вписывающихся в реал мне понравилась.
  
  
   Максим Усачов. Вагон номер шесть.
  
   Сильный рассказ. Время в движущемся поезде течет медленнее, чем в окружающем мире, и один колоритный старичок вовсю этим пользуется. Однако техническая сторона - это только одна грань. Есть и другая - у рассказа довольно любопытная философская основа: о жизни, смерти и вообще. :) Ну и плюс к тому рассказ написан так хорошо, что даже придраться не к чему. Атмосфера поезда передана просто идеально.
  
  
   Алексей Мазуров. Шаг за горизонт.
  
   Начало не понравилось, серовато, но дальнейший разворот сюжета стоит того, чтобы не бросать на первой странице. Автор положил в основу отличную идею, и, выдавая порциями правду, сумел замутить интересный рассказ. Цепляться к деталям не буду - прочтете, сами поймете почему. Скажу лишь, что отмазка у автора железная.
   И еще совершенно отдельный одобрям-с автору за то, что он при такой основе сумел написать хороший рассказ без лишнего садизма. Х.Элиссон в схожем по идее рассказе ("У меня нет рта, чтобы кричать") оторвался, как гестаповец, поймавший пятерых партизан, и даже не потрудился объясниться.
  
  
   Дэн Шорин. Коты не умеет улыбаться.
  
   Вот интересно, почему наши фантасты-звездоплаватели так любят иллюминаторы? Проявляют заботу о космонавтах, которым может захотеться вздремнуть с открытой форточкой? :)
   Ладно, этот глубоко философский вопрос представляет для меня чисто академический интерес - все равно ничего не изменится, даже если я получу на него ответ. Поэтому вернемся к рассказу. Хорошему рассказу, скажу сразу. Даже восхитительному, хотя, боюсь, автор моих восторгов не поймет. Отрывок, где одна космонавтка рассказывает другой устройство и историю корабля, на котором они вместе летят уже двадцать лет (sic!), вызвал у меня приступ гомерического хохота. Получил заряд хорошего настроения на весь день. Дальнейшее повествование я, уж извините, воспринимал соответственно. Потом специально перечитал с середины. Оценил. Константин мне понравился - чем-то на меня похож, такая же морда наглая. Задурил девушке голову, нашел искомое, а на остальных бедолаг с Галлилея, как я понял, просто забил. "Скрипач не нужен." :)
  
  
   Валерий Брусков. Охотник.
  
   Скорее уж, охотники. Два охотника - монстряры один другого страшнее - отправляются на охоту. Побаловав читателя инопланетной экзотикой, автор вполне логично сводит двоих у одного трофея, который им, естественно, не поделить. Финал оказывается неожиданным для обоих. Отличный рассказ.
  
  
   ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕ МИРЫ
  
   Татьяна Томах. Дорога к Эдему.
  
   Романтика и фантастика в одном флаконе. Отличная вещь. Даже при том, что окончательный расклад ясен уже в середине рассказа, написано так хорошо, что нет желания отложить рассказ в сторону. Вот за этот рассказ автору мое персональное одобрям-с.
  
  
   Юрий Гриф. Многоголосые мутанты.
  
   Отличная задумка о коллективном разуме, поданная во вполне пристойной оболочке. Поскольку автор утверждает, что в ходе какой-то накладки в сборник попала не последняя версия, по деталям распыляться не буду - смысла нет. Скажу лишь, что на общем фоне сборника рассказ смотрится вполне достойно, на чем желаю автору дальнейших успехов и перехожу к следующему рассказу.
  
  
   Анна Правдик. Одиночество мотылька.
  
   Скорее сказка, чем фантастика. И стиль поначалу очень удачен. В конце пассаж про детей одним махом стер всю романтику на фиг. Это же сказка, тут тоньше надо, о чувствах, а не о последствиях. Что называется, перегнули палку.
  
  
   Михаил Меро. Так далеко от дома.
  
   Великолепный рассказ. Вообще интересно наблюдать, как из внешне банальной завязки - падение спасательной капсулы с одиноким пассажиром на неизвестную планету - вырастает мастерская фантасмагория. Написано отлично. Даже зная, чем дело кончится - я читал этот рассказ раньше - все же перечитал с удовольствием, ничуть не пожалев о потраченном времени.
  
  
   Юлия Зонис. Любовь и голуби.
  
   Хороший мистический ужасник, в стиле Лавкрафта. Сразу вспомнились его "Голуби ада". Но автор не копирует мастера, он ищет свой путь. И, что отрадно, находит. Традиционно сгустившаяся к финалу жуть вдруг получает новый, оптимистичный смысл. Не ожидал я такого хода.
   Автору - одобрям-с.
  
  
   Юрий Максимов. Узник.
  
   Сильная работа. Где-то к середине рассказа у меня начало закрадываться подозрение, что в итоге все окажется религиозным перепевом "А вы не андроид?" Б.Олдиса, но нет - автору и самому есть что сказать. Собственно, фантастика тут только антураж, основным лейтмотивом тут проходит философская составляющая.
   Очень рекомендую этот рассказ автору "Дело было в Гулькевичах". Ну и читателям тоже.
  
  
   Юрий Бархатов. Божественное вмешательство.
  
   Забавный рассказик с очередной версией сложных взаимоотношений Творца и сотворенных. На этот раз сам Творец не заинтересован в том, чтобы в него верили, эксперимент у него, видите ли. Читается легко, но и не цепляет. Наверное, дело в том, что рассказ - только изложение идеи, а мне этого мало. "Маловато будет, маловато!"
  
  
   Юлия Сиромолот. Кто глядится в лунный свет.
  
   Кусок жизни. Жизни чужой, непонятной, но интересной. В чем секрет? В словах, или в той картине, которую нарисовала перед моим воображением автор? Полагаю, в последнем.
   Обычно в произведении можно выделить сюжет, композицию, характеры главных героев, и по ряду формальных признаков разобрать рассказ на составляющие. Здесь же по формальным критериям сюжет линейный и предсказуемый, композиция абы была, а характеры главных героев вообще оставлены на усмотрение читателя. А из этого простого набора, как художник из обычных красок, автор создает великолепную картину чужого мира. И вот уже перед нами один из лучших рассказов сборника. Наверное, это талант.
  
  
   МИРЫ ЗА ГРАНЬЮ
  
   Алексей Федотов. Бог по вызову.
  
   Антипод "Чертика" из прошлого сборника. Там был чертик, тут божество. Там был искрометный юмор, а здесь серая посредственность. Вообще, есть мнение, что после "Честного контракта" Силверберга, о космическом коммивояжере и одиноком космопроходце надо писать или на отлично, или никак.
  
  
   Сергей Туманов. Зимняя дорога.
  
   Через вечность и вереницу миров тащится по кольцу трамвай. Кто-то заходит, кто-то выходит. Кто выходит не там, где надо - идет на корм местной нечисти мистического формата. Но это не просто ужасник, смерти за окном проходят совершенно обыденно, как будто так и надо. А в вагоне свои страсти, потому как случайных пассажиров в трамвае нет. Каждому предстоит сделать свой, весьма нелегкий - учитывая плату за промах - выбор. Хороший рассказ, сильный.
  
  
   Иван Наумов. Сто одно.
  
   А смысл? Очень сильно не мое. Настолько, что совсем.
  
  
   Михаил Меро. Нет секретов от смерти.
  
   Этот рассказ послабее, чем "Так далеко от дома". Он тоже неплох, но совершенно не впечатляет. Перед нами психологическая фантастика. Психологизм изо всех отпущенных автором сил обеспечивает главный герой - талантливый ученый, но весьма посредственный человек. Что, собственно, и определяет слабость рассказа - главгер далеко не Мефистофель, а так, средней паршивости. Фантастическая же составляющая является лишь базисом для главной темы и потому тоже особо не располагает.
  
  
   Игорь Горностаев. Литературный памятник.
  
   Автор увлеченно рассказывает о чем-то своем. Упоминание о сетевом лит. конкурсе начала XXI-века окончательно убило интерес к рассказу. А это плохо, потому как рассказ, собственно, с мыслью, не просто так. Но к тому моменту, когда все кусочки головоломки выданы читателю, интерес уже угас настолько, что разбираться, что там хотел сказать автор, совсем не хочется.
  
  
   Олег Мушинский. Взрослые игры.
  
   Мое, поэтому отзыва не будет.
  
  
   Дэн Шорин. Автора!
  
   Долго пытался сообразить, в какой же программе набирал главгер свой текст, так что у него "буквы неровными строчками ложились на экран монитора"? Спешно созванный консилиум после бурных продолжительных обсуждений сошелся на том, что главгер писал кистью в фотошопе, но хотелось бы все-таки услышать версию автора.
   Собственно, рассказ мне понравился. Легкий ненавязчивый стеб на тему писателя и тех бедолаг, которые угодили ему в герои.
  
  
   ТЕОРИЯ МИРА
  
   Михаил Бобров. Рассуждение об оценке произведений искусства, придумывании новых миров и том, что может сказать читатель автору
  
   Весьма занимательное размышление, надо сказать. Рекомендую к прочтению, полезных мыслей там хватает. Не со всеми выводами автора я согласен, но даже там, где наши мысли расходятся, есть пища для размышлений. Потому как, если не согласен, надо озвучить свои аргументы, а это помогает как минимум упорядочить их. А прочтение сборника наглядно иллюстрирует, где и почему я сильно с автором не согласен. Свой ход мысли я озвучивать не хочу. Пусть он у каждого будет свой, а 51-е правило нас уровняет.
   В целом, очень полезная статья, более чем стоящая затраченного на нее времени.
  
  
   Вика Соева. Новый Заратустра, или О проходящих мимо.
  
   Аллегорическое рассуждение о нынешнем состоянии дел в фантастике. Помнится, в свое время, когда статья появилась в сети, были разные мнения о том, кого имела в виду автор. Теперь и читатели сборника могут поломать над этим голову.
  
  
   Юрий Бархатов. Кибература.
  
   Скорее рассказ, чем статья. О том, как писателей заменили программой. М-да, читая современные километровые опусы о том, как неукротимый Мордобоец отметелил очередную порцию недругов, вполне можно заподозрить, что они созданы такой вот программой. Автору одобрям-с - написано интересно.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"