Агентство Литературной Фантастики: другие произведения.

10. Правила написания сочетаний прямой и косвенной речи в художественных текстах

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Здесь описано, как правильно писать сочетаний прямой и косвенной речи в художественных текстах.

  Борис Долинго и Сергей Трищенко
  
  Правила написания
  сочетаний прямой и косвенной речи
  в художественных текстах
  
  
  Споров о правилах написания сочетаний прямой и косвенной (авторской) речи в текстах художественных произведений идёт много, т.к., к сожалению, точные правила, охватывающие все примеры подобных сочетаний почему-то не прописаны.
  В сложившейся ситуации и на фоне того, что качество базового школьного (и не только школьного) образования за последние годы сильно просело, многие авторы пишут подобные сочетания и расставляют в них пунктуацию совершенно произвольно, нимало не задумываясь над логикой написания заглавных и строчных букв, расстановки запятых, точек, двоеточий, восклицательных и вопросительных знаков (да ещё часто забывают ставить пробелы до и после обязательного тире (а не дефисов, как многие пишут), разделяющих прямую и косвенную речь).
  Эта расстановка в значительной мере влияет на восприятие текста: она может и должна помогать читателю мгновенно уловить интонации разговора, эмоции и суть некого смыслового подтекста, который автор старается вложить в уста героев и в свои комментарии (в косвенную речь в тексте). Неправильное написание сочетаний прямой и косвенной речи может, наоборот, затруднить восприятие текста.
  На самом деле все подобные "правила" не сложно даже выработать и уяснить для себя самостоятельно, опираясь на элементарную логику. Вообще все правила расстановки пунктуации и написания заглавных или строчных букв в начале предложений (особенно вкрапляемой в прямую косвенной речи) подчиняются простейшим логическим правилам. Основное из них такое: если рассматриваемая участок косвенной речи является самостоятельным законченным предложением (т.е., может существовать в тексте в том виде, в каком он представлен как отдельное предложение), то в конце речи прямой перед этим участком косвенной речи ВСЕГДА ставится знак конца предложения (точка, многоточие, восклицательный или вопросительный знак). А затем через тире этот участок косвенной речи ВСЕГДА пишется с заглавной буквы.
  Исключение составляет случай, когда такой участок косвенной речи вставлен внутрь фразы персонажа как промежуточный авторский комментарий, да и то там всё сильно зависит от конкретных построений прямой речи (см. примеры 3-2 и 3-3 в разделе 3 ниже). Но даже в этих случаях элементарная логика и простейшие правила грамматики позволяют всё сделать ясно и правильно.
  Ниже попробуем всё это показать на конкретных примерах.
  
  
  1. Слова косвенной речи не являются законченным предложением
  
  Пример 1-1: "- А что это такое? - спросил рыжий мальчишка с последней парты".
  Пожалуй, самый распространённый пример сочетания прямой и косвенной речи. Здесь предложение прямой речи полностью законченное и самостоятельное (в его конце стоит вопросительный знак - знак конца предложения). Предложение же косвенной речи не полностью самостоятельное: оно не может существовать в тексте произведения без речи прямой, оно её лишь дополняет, так как отдельное себе предложение "Спросил рыжий мальчика с последней парты", стоящее в тексте само по себе - полная бессмыслица, тут ясно видно, что какая-то часть предложения отсутствует.
  Именно поэтому слово "спросил" в разбираемом здесь примере пишется со строчной буквы - ни в коем случае не с заглавной, как делают многие авторы в совершенно аналогичных случаях. А само слово "спросил" здесь усиливает знак вопроса, акцентирует именно вопросительность данной грамматической конструкции.
  Само собой, после косвенной речи ставится точка, как в конце любого предложения (относительно точки, полагаю, у любого мало-мальски грамотного человека сомнений не возникает).
  Напоминаю, что прямая и косвенная речи разделяются знаками тире, перед и после которых обязательно следуют пробелы.
  
  Пример 1-2: "- Но я этого не понимаю! - воскликнул рыжий мальчишка с последней парты".
  Пример, аналогичный по всем параметрам предыдущему, разница лишь в том, что в конце предложения прямой речи стоит восклицательный знак (который также ставится только в конце предложения).
  Знаки "!" и "?" могут ставиться и в пояснительных вставках в любых типах речи, выделяемых тире, часто это делается в текстах публицистических, где автор как бы полемизирует сам с собой или с условным оппонентом.
  Как и в примере 1-1, слово "воскликнул" объясняет наличие восклицательного знака. Надо отметить, что порой авторы не ставят в аналогичном случае знак "!", обходясь запятой или точкой, чем сильно снижают экспрессию высказывания: наличие восклицательного знака сразу говорит об эмоциональности высказывания. Противоположной ошибкой является наличие восклицательного знака при пояснительном слове, указывающем на эмоцию "прошептал" или "пробормотал" (в таких случаях, если сказал что-то тихо, но с "эмоциями", стоит использовать эпитет "прошипел" и т.п., или какие-то дополнительные пояснения, но это уже вопросы стилистики изложения).
  В целом оба примера говорят о том, что знаки "!" и "?" при наличии авторской ремарки (косвенной речи) усиливают восприятие текста. А уж если в подобном случае авторской речи нет вовсе (а есть только восклицание персонажа), то знак (вопросительный или восклицательный) нужен обязательно: он придает эмоциональную окраску словам героев. А в случаях, если персонаж восклицает одновременно с интонацией вопроса и/или удивления, то целесообразнее ставить сдвоенный знак "?!" (большинство авторов почему-то такое сочетание вообще не применяют).
  
  Пример 1-3: "- Не зря Иванова все не любят, - заметил рыжий мальчишка с последней парты".
  В данном случае с предложением косвенной речи всё то же самое, что и в примерах 1-1 и 1-2 - оно должно начинаться со строчной буквы, т.к. является лишь придаточным по отношению к прямой речи. Но здесь в речи персонажа нет каких-то сильных эмоций (ни вопроса, ни восклицания, что подчёркивается словом "заметил", т.е., сказал спокойно, как бы между прочим), и поэтому в конце предложения прямой речи ставится запятая, а не точка. Точку тут нельзя ставить ни в коем случае!
  
  
  2. Слова косвенной речь являются законченным предложением
  
  Пример 2-1: "- А что это такое? - Рыжий мальчишка с последней парты даже привстал от удивления".
  В данном случае предложение косвенной речи является совершенно самостоятельным - оно могло бы существовать в тексте независимо от речи прямой. И именно поэтому оно обязательно пишется с заглавной буквы.
  
  Пример 2-2: "- Но я этого не понимаю! - Рыжий мальчишка с последней парты даже топнул ногой".
  Ситуация, аналогичная примеру 2-1, но со знаком "!".
  
  Пример 2-3: "- Не зря Иванова все не любят. - Рыжий мальчишка с последней парты презрительно сощурился".
  В данном случае, поскольку предложение косвенной речи полностью самостоятельное (может существовать в тексте в точно таком же виде), оно начинается с заглавной буквы, а в конце предложение прямой речи ставится точка, или "!", или "?", или даже многоточие - в зависимости от экспрессивной окраски высказывания. Но ни в коем случае не запятая!
  
  
  3. Косвенная речь находится внутри прямой речи персонажа
  
  Пример 3-1: "- А что это такое? - спросил рыжий мальчишка с последней парты. - Я, например, ничего об этом не знаю".
  Предложение косвенной речи дополняет первое предложение речи персонажа, не является самостоятельным, но стоит внутри речи персонажа. Во многом этот примеру аналогичен примеру 1-1 с той лишь разницей, что после речь косвенной здесь добавляется продолжение речи персонажа. Поскольку первая часть прямой речи персонажа является законченным предложением (оканчивается знаком вопроса), а косвенная речь лишь её дополняет, то предложение косвенной речи начинается со строчной буквы и оканчивается точкой.
  В данном случае вторая часть речи персонажа после тире начинается обязательно с заглавной буквы. В подобных случаях после косвенной речи никак не может стоять запятая, а вторая часть прямой речи никак не может начинаться со строчной буквы, как делают многие авторы (и, к сожалению, многие редакторы и корректоры такое пропускают, демонстрируя свою низкую квалификация). Если включить элементарную "логику" и минимум знаний русского языка, то подобное, как нам кажется, логически понятно вообще без всяких правил, само по себе.
  
  Пример 3-2: "- А зачем всё это, - возмутился рыжий мальчишка с последней парты, - что это нам даст?!"
  Автор может пожелать не просто вставить косвенную речь между фразами персонажа, как показано в примере 3-1, а разорвать фразу своего героя вставкой авторского комментария. Здесь косвенная речь также является несамостоятельным предложением, но она не просто дополняет первую часть прямой речи, а вставлена между словами персонажа. Поэтому после первой части прямой речи однозначно ставится запятая (а не точка и не какой-либо иной знак конца предложения), слова косвенной речи начинаются со строчной буквы, после этих слов снова ставится запятая, и вторая часть прямой речи начинается после тире также со строчной буквы. Только так, и никак иначе! Поставленные в конце речи персонажа сдвоенный знак "?!" выражаем вопрос (?) и яркую эмоцию (!). Этот сдвоенный знак можно назвать "знаком удивления".
  
  Пример 3-3: "- А если даже и так, - рыжий мальчишка с последней парты весь горел от возмущения, - мы всё равно не примем Петрова в нашу команду!"
  Что мы имеем здесь? Предложение косвенной речи, вставленное в прямую речь персонажа, абсолютно законченное и самостоятельное - но пишется со строчной буквы, а после него стоит запятая - почему? А потому, что предложение это выступает именно придаточным в качестве разделительной связки между единым грамматически и по смыслу участком прямой речи. Это единственный случай, когда законченное самостоятельное предложение косвенной речи в подобных сочетаниях следует писать со строчной буквы и выделять не знаками конца предложения, а запятыми.
  
  Кстати, настоятельный совет авторам: не злоупотреблять вставками косвенной речи, подобными примерам 3-2 и 3-3! В одном абзаце речи персонажа в диалогах не следует делать такие вставки больше одного, максимум - максимум! - двух раз, чтобы не запутывать восприятие читателя. Увы, некоторые авторы умудряются вставлять косвенную речь в одном абзаце речи персонажа по 4-5 раз, что делает чтение ужасающе "тяжёлым".
  
  Пример 3-4: "- А зачем всё это? - возмутился рыжий мальчишка с последней парты и, посмотрев прямо на учителя, сказал: - Виктор Петрович, вы же раньше нам иначе объясняли!"
  Автор может пожелать выстроить свой текст так, что в прямой речи персонажа возникает вставка речи косвенной, где от говорящего персонажа следует некое обращение к другому персонажу (персонажам), демонстрирующее вопрос и т.п. эмоционально-смысловую окраску речи. В данном случае автор показывает, что персонаж обращается к конкретному другому персонажу (задаёт вопрос, что-то сообщает, и т.п.). Поэтому в аналогичных случаях после слова "сказал", "спросил" и т.п. однозначно ставится двоеточие и речь персонажа начинается обязательно с заглавной буквы, т.к. это уже будет новое, самостоятельное предложение.
  
  Пример 3-5: "- Не зря Иванова все не любят. - Рыжий мальчишка с последней парты презрительно сощурился, а потом повернулся к соседу и сказал: - Помнишь, как он тебя директору заложил?"
  Если, как уже говорилось, предложение косвенной речь в подобной вставке являются самостоятельным (может существовать в тексте в данном виде отдельно от речи прямой), то ситуация возникает следующая: предложение косвенной речи начинается с заглавной буквы, а после первой часть речи прямой обязательно ставится точка. После слова "сказал" однозначно ставится двоеточие и ни в коем случае не точка или запятая, как делают многие авторы! Вторая же часть прямой речи начинается обязательно с заглавной буквы, т.к. это новое самостоятельное предложение прямой речи персонажа.
  
  4. Прямая речь - мысли героев или пересказ речи других персонажей
  
  Особый случай, когда автор передаёт мысли героев, представленные в форме некого "диалога сам с собою". Тут возможны два варианта:
  
  Пример 4-1: "Василий подумал, что Иванова все не любят как раз потому, что тот всегда раз наябедничать на товарищей".
  Мысли героя подаются в виде косвенной речи - тут всё просто и понятно, действуют стандартные правила для сложных предложений.
  
  Пример 4-2: ""Почему Иванова все не любят?" - размышлял Василий, и сам себе отвечал: - "Да потому, что ябеда он"" (двойные кавычки даны исключительно для примера выделения).
  Здесь мысли героя представлены так же, как прямая речь персонажа (каким герой и является). Т.е., действуют все те правила, которые описаны выше в разделах 1, 2 и 3. С двумя лишь отличиями: 1). для более чёткого выделения того факта, что читатель видит перед собой мысли героя, они (мысли) выделены кавычками; и 2). Перед началом мыслей героев не ставится тире, обязательное в начале стандартной прямой речи для выделения нового абзаца.
  
  Пример 4-3: "Василий стал вспоминать, как всё было. Он встретил Иванова в коридоре второго этажа школы, и тот сообщил: "Ну, теперь тебя точно будут разбирать на педсовете!" Глаза Иванова светились при этом ехидным торжеством".
  В данном случае всё тоже работает аналогично описанному для примера 4-2. Теоретически можно было бы записывать слова Иванова как обычную прямую речь - без кавычек, с красной строи и с применением, естественно, тире. Но для подчёркивания, что вся сцена воспоминаний о словах Иванова происходит не в "реальной жизни", а в голове Василия в виде воспоминаний, слова Иванова даются в кавычках, что делает повествование намного более наглядным.
  
  Пример 4-4: "Василий встретил Павлика во дворе школы, и тот, само собой, стал расспрашивать об Иванове.
  - Ну видел я его, ябедника, - ответил Вася.
  - И что?! - Павлик весь светился любопытством.
  -Да ничего особенно. Ну, спросил я его: "Зачем ты нас заложил?". Знаешь, что он ответил? "А чтобы вам неповадно было!" Представляешь, какой подлец?"
  Здесь у нас типичный дословный пересказ одним персонажем слов другого персонажа, встроенный в прямую речь первого персонажа (подчёркнутые фразы). Эти участки "дословного пересказа" выделяются кавычками в речи первого персонажа. Всё предельно просто и понятно. В прямой речи пересказывающего действуют, само собой, и все правила написания сочетаний прямой и косвенной речи, описанные выше.
  
  
  * * *
  
  Вот, пожалуй, все возможные варианты для сочетаний прямой и косвенной речи в художественных текстах. Если даже мы не учли какие-то сочетания, то, пользуясь показанной "логикой", авторы легко смогут самостоятельно писать всё правильно и, главное, выразительно для читателя.
  Подчёркиваем, что если правильно и логично расставлять знаки препинания и пунктуации, правильно использовать строчные и заглавные буквы в сочетаниях прямой и косвенной речи, выделять мысли героев и дословный пересказ слов других персонажей, то текст будет читаться намного легче, а смысловые оттенки и эмоции персонажей и авторских комментариев станут более ясны читателю, что в конечном итоге скажется и на читательской оценке работы автора. Ведь всё это - умение точно расставить знаки препинания и пунктуации вообще, и в сочетаниях косвенной и прямой речи, в частности, - один из компонентов чёткого и красивого стиля изложения.
  Правда, помимо правильной расстановки знаков препинания автору необходимо ещё создать увлекательный сюжет, а это, как говорится, уже совсем другая история. Однако неумением ясно и точно выразить свои мысли перед читателем автор зачастую может убить любой, самый увлекательный сюжет.
  Так что пишите увлекательно и при этом обязательно грамотно!
  
  -//-
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Кочеровский "Баланс Темного"(ЛитРПГ) А.Ардова "Невеста снежного демона. Зимний бал в академии"(Любовное фэнтези) А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика) М.Юрий "Небесный Трон 3"(Уся (Wuxia)) О.Иванова "Королевская Академия. Элитная семерка"(Любовное фэнтези) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Каг "Отбор для принца, или Будни золотой рыбки"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"