Алфёров Александр Викторович : другие произведения.

Недооценённый

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Агитки - необычные графические подписи

  
  Миша был задумчивым, молчаливым мальчиком. По крайней мере, в школе на уроках сидел за последней партой и не обращал на себя внимания учителей и одноклассников.
  О чём он думал? О чём мечтал? одному Богу известно. Так и пролетели три года, Миша перешёл в пятый класс, наступили летние каникулы. Многие родители не захотели, чтобы их дети бестолково и без присмотра бегали по улицам и договорились с учителями сделать что-то вроде продлёнки и пионер лагеря в одном лице. Днём дети играли во всевозможные развлекательные игры, в плохую погоду в школе, а в хорошую - на улице. Даже тихий час был. А вечером спешили домой, к заждавшимся родителям. И вот в один прекрасный день учительница Нина Васильевна решила сводить детей в ближайший лес, приобщить к природе:
  ― Так, дети, возьмите альбомы, карандаши и бутылки с водой. Мы отправляемся в поход.
  ― Ура! ― обрадовались дети.
  ― А куда мы пойдём? ― поинтересовался Петя, самый любознательный мальчик в классе.
  ― Конечно, в лес! ― сказала учительница.
  ― Вот это да! ― продолжали радоваться дети.
  Миша молча и сосредоточенно собирал в рюкзачок всё необходимое.
  ― Смотрите! ― Лёша обратил внимание одноклассников на Мишу. ― Наш профессор за работой.
  ― Ха-ха-ха! ― рассмеялись дети.
  Даже учительница улыбнулась:
  ― Ладно, хватит смеяться! Давайте собираться!
  Дети послушно принялись за работу.
  ...Вот он! - долгожданный лес сосновый, речка неглубокая и лужайка, зелёная-зелёная, на удивленье мусором не припорошённая.
  ― Жаль, купаться нельзя! ― досадовали дети.
  ― Нина Васильевна! А почему купаться нельзя? ― спросил Петя.
  ― Потому что ещё июнь, река недостаточно прогрелась, вот в июле другое дело, ― объяснила учительница.
  ― А-а!.. понятно, ― сказал Петя, хотя ничего ему не было понятно, как это не прогрелась, когда на улице стоит такая жара. И подумал: "Наверное, боится ответственности".
  ― Так, дети, садитесь под сень деревьев и начинайте рисовать.
  ― А что рисовать-то? ― спросил за всех Петя.
  ― Всё, что увидите вокруг, - учительница повела рукой по просторам.
  ― А на чём мы будем сидеть?! ― запищали девочки, боязливо переминаясь и глядя под ноги.
  ― Ой, а об этом я и не подумала, ― растерялась Нина Васильевна, оглядываясь по сторонам: "Нет ли лавочки какой?"
  ― А вы на травке, ― предложил с усмешкой Лёша.
  ― Тут муравьи повсюду! ― ужаснулась Лиза.
  В это время Миша, молча, принёс красноватое сосновое брёвнышко:
  ― Вот! На нём можно сидеть.
  ― Миша, какой же ты молодец! ― похвалила учительница.
  ― Там ещё есть, только мне понадобится помощь.
  ― Я помогу! ― вызвался самый задиристый мальчик Лёша.
  ― И мы! ― подняли руки, как в классе за партой, Петя и Вася.
  ― Хорошо, идите, ― проводила их взглядом Нина Васильевна и принялась с девочками размещать бревно под деревьями. Муравьи не обращали на них никакого внимания, спокойно носили сосновые иголки, к огромному домику в глубине леса. Это была целая гора. Ну, конечно, по муравьиным меркам. Сколько же их там? Наверное, миллионы! Все вместе муравьи составляют огромную силу, способную делать то, что не под силу одному.
  Немного погодя мальчики вернулись с "уловом" и тоже принялись устраиваться.
  ― А здорово ты придумал, ― Лёша похлопал Мишу по плечу.
  ― В этом нет ничего такого, ― смущённо отговорился Миша.
  ― Но мы же не догадались! ― не унимался Лёша.
  ― Вот-вот! ― поддакивал Петя.
  Лишь Вася помалкивал в сторонке, он посчитал, что внимания Лёши и Пети будет достаточно. Девочки примостились на бревнышке и пытались разглядеть вдалеке что-то своё, непохожее. Рыбе не спится, плеснула в реке: "Это моё!" Лишь Таня не рисовала (может, от того что круглая отличница или искала вдохновение), наматывала косичку на палец и беззаботным взором блуждала по не пейзажному, молочно-голубому небу:
  ― Как землянички хочется!
  ― А мы когда за брёвнами ходили, видели целую поляну земляники, ― развёл руками Лёша, наглядно показывая, какая она большая.
  ― Врёте! ― с прищуром и какой-то въедливостью накинулась на мальчиков Лиза.
  ― А вот и нет! А вот и нет! ― дразнил Петя, прыгая с ноги на ногу и раскачиваясь из стороны в сторону, как ванька-встанька. А может, и увёртливый боксёр. Но больше всего он раздражал солнечными веснушками и рыжей копной волос. (Вот где парикмахеру можно разгуляться.) Деревья Пете подыграли ― то ветер пробудился. Вот заскрипели, надо смазать, с коры берёзы дёгтя раздобыв.
  ― Нина Васильевна, давайте сходим! ― возопила Таня, вскочив с насиженного места.
  ― Ну не знаю... ― задумалась учительница, вглядываясь в глубину леса.
  ― Здесь не далеко! ― убеждает Лёша.
  Нина Васильевна отстранилась от подпираемой старой берёзы. (Как она теперь? устоит ли?)
  ― Ладно, только, чур, не расходиться! Держаться всем вместе!
  ― Ура! ― тут уже никто не остался в стороне.
  И вот они так вместе, ягодка за ягодкой, и заблудились:
  ― Дети! Дети! ― звала учительница, помогая себе руками, будто загребая невидимую кучу шишек. ― Всё, пора!
  ― Ой, я, наверное, на целый год объелся, ― поглаживая нарочно выпяченный живот, сказал Петя.
  ― Все?! ― спросила Нина Васильевна, когда ученики окружили её, словно цыплята.
  ― Все! ― в один голос, весело ответили дети.
  ― Тогда пошли. Стойте! А куда? ― озадачилась учительница, озираясь по сторонам.
  ― Мы заблудились! ― заплакали девочки.
  ― Вот попали! ― досадовал Вася.
  ― Успокойтесь! ― твёрдо сказал Миша. ― Я знаю дорогу!
  ― Откуда? ― удивилась Нина Васильевна.
  ― Меня бабушка научила: когда заходишь в лес, запоминай, с какой стороны, и потом каждый раз, при повороте обходя препятствие, проговаривай про себя, где выход.
  Нина Васильевна посмотрела с прищуром на ученика:
  ― Ну и где?
  ― Выход с правого бока, ― Миша уверенно показал в непроглядную глушь.
  ― Вот здорово! ― воскликнули дети, ― Побежали скорей!
  ― Стойте! ― крикнул Миша, дети замерли. ― Не надо спешить, обходя какую-нибудь корягу или бурелом - выход окажется с другой стороны. Идите за мной.
  ― А Миша дело говорит, это же его методика, ему и карты в руки, ― вдохновилась Нина Васильевна.
  Лес сгустился, навис над ребятами. Он одновременно завораживал и угнетал. Вот, казалось, леший прячется за одним из могучих деревьев, чтобы неожиданно выскочить и схватить зазевавшегося мальчика или девочку. А то вдруг медведь как вылезет из кустов и зарычит на непрошеных гостей: "Ах вот кто мои ягоды съел!"
  Процессия выдвинулась вслед за Мишей и уже через каких-нибудь две минуты - препятствие, обещанный бурелом. И как дети раньше его не заметили? Наверное, так ягодами были увлечены. А может, Миша ошибается?
  ― Куда ты завёл нас Иван Сусанин? ― Вася негодует.
  ― Не до шуток! ― Таня в смятении.
  ― Всё в порядке! Не отставать! ― один Миша спокоен. Отряд обходит груду наваленных веток. Потом трухлявый пенёк, поверженное дерево развалилось на тропинке, ростками-стрелами пронизанное, одно препятствие сменяется другим. Сомнение, негодование.
  ― Мы ещё больше заблудились! ― Лиза панику разводит. Ещё немного и отряд будет беспорядочно метаться в поисках выхода.
  ― Ни в коем разе! Всё путём! ― откуда у Миши эти изреченья? Ну что не скажешь от волненья. Только вперёд! Жаль, тропинки недостаёт. По всему видно - нехоженое место.
  И вот когда надежда вконец была потеряна, неожиданно для всех ― просветлело, солнца лучи сквозь невзгоды пробились, макушки сосенок позолотили, речка торопится, бежит. Дети вышли из дремучего леса. Как же хорошо! Даже брёвна, на которых сидели, отдыхали в зоне видимости.
  ― Ура! Свобода! ― ликовали дети, у учительницы слезы выступили на глаза, но она тут же отвернулась и промокнула их припасённым белым платочком.
  Смех, крик, догонялки. Что там было?!
  ― Так, дети! Пора в школу, а потом домой, ― вдруг объявила учительница.
  ― Ну вот! ― вскрикнули раздосадованные дети, ― мы только разыгрались!
  ― Хорошего понемногу! Ишь вы озорники! ― пожурила пальчиком, Нина Васильевна.
  ― А я ещё адреналин не израсходовал! ― возопил раскрасневшийся Петя.
  ― Ничего, ― успокоила учительница, ― вот пройдёшься три километра, и как рукой снимет.
  Всеобщий смех. Потом быстрые сборы. И вот уже дети весело в сопровождении учительницы идут по просёлочной дороге.
  ― Не выбиваться из колонны! ― командовала Нина Васильевна. ― Возьмитесь за руки!
  ― Что мы, маленькие! ― возмутился Лёша.
  ― Хорошо, Иванов, ты можешь встать в конец.
  ― Ха-ха-ха! ― рассмеялись дети.
  ― Ну вот ещё! ― возразил Лёша и принялся смотреть под ноги. Может, там найдётся неоспоримый аргумент.
  Мальчики и девочки послушно взялись за руки. Лёша поддался большинству, не нашёл подсказку. У Миши не оказалось пары, он шёл впереди.
  ― То-то же! ― радовалась учительница, пристроившись поодаль колонны.
  Немного погодя:
  ― Я пить хочу! ― пожаловалась Маша учительнице, жадно глотая горячий воздух, словно маленькая рыбка, выброшенная на неприветливый берег.
  ― И я! И я! ― закричали девочки.
  Отряд остановился. Распался союз рук. Нина Васильевна заглянула в декоративную кожаную сумочку (хвостик у собачки оторвался, страданье на лице: собачка на замке, ― железная она) вздохнув, спросила:
  ― Мальчики у вас осталась вода?
  ― Откуда! ― развёл руками Лёша.
  ― Нет! ― ответил коротко Вася.
  ― И у меня пусто, ну не капельки! ― потрясал пустой пластиковой бутылкой Петя.
  ― Деревня! Там колодец должен быть, ― сказал Миша, указывая горлышком бутылки в сторону ветхих строений.
  ― И правда! ― оживилась Нина Васильевна.
  ― Ура!..
  Когда они зашли в деревню, вдруг откуда ни возьмись выбежала целая свора собак и неистово залаяла.
  ― Ой! я боюсь! ― закричала одна из девочек и спряталась за спиной учительницы.
  ― Бежим! ― скомандовал Петя.
  ― Стойте! Не показывайте им спину, они боятся человеческого взгляда. Фу! Фу! Нельзя! Свои! ― кричал Миша воинственно.
  Собаки в недоумении остановились у ног мальчика и, немного помедлив, принялись обнюхивать. Миша продолжил выкрикивать команды. И в конце концов собаки успокоились, признали.
  ― Жаль, хлеба нет, живут-то впроголодь. А за косточку и погладить разрешат. Отряд! ― скомандовал Миша. ― Выдвигаемся, медленно, не спускаем глаз с собак, мало ли что им в голову взбредёт.
  Удивительно, но никто из жителей не вышел к ним на встречу. Деревня словно вымерла и если бы не собаки, то было бы жутковато. Ведь в безлюдных местах, по старинным поверьям, можно встретить привидение. Неприкаянную душу. К счастью, дети и учительница благополучно дошли до общего колодца во дворе. Собаки, проводив гостей, разлеглись вдоль дорожки и, пригревшись на солнышке, задремали. На удивление венцы колодца были деревянные. Цивилизация ещё не добралась до этих мест. Пахло стариной, древесиной, горьковатой осиной. Дети помогли учительнице поднять ведро с чистой, даже зеркальной водой, поставили на лавочку.
  ― А как в бутылки набирать? ― задалась вопросом Маша.
  ― Нужно воронку сделать из листа бумаги, ― услышав её ропот, проявил заботу Миша.
  ― Как это? ― удивились дети.
  ― Проще не бывает, ― Миша обернул заранее припасённый альбомный лист вокруг руки, получился кулёк для семечек, ― вот и всё.
  ― Здорово! ― радовались дети.
  Воронка не подвела, ни капли драгоценной воды не пролилось на землю.
  ― Какая вода сладкая! ― удивился Петя, отхлебнув из бутылки.
  ― Да, это тебе не водопроводная! ― сказал Лёша, отстранив пухлые губы от горлышка.
  ― Так!.. заправились? ― спросил Миша.
  ― Заправились! ― весело ответил отряд.
  ― Тогда выдвигаемся! Полный вперёд! ― выкрикнул Миша, собаки навострили уши, дружно поднялись и, пока дети и учительница выходили из деревни на дорогу, следовали рядом, провожали.
  ― Не зевать! Следите! А то тяпнут! ― командовал Миша.
  Наконец дорога! Деревня и собаки позади, что же ждёт их впереди?
  ― Ой! Что это?! ― вскрикнула Таня.
  ― Где?! Где?! ― дети увидели заброшенную церковь, доживающую свой век в стороне от дороги. Она походила на спящего великана, от времени подёрнутого мхом и маленькими берёзками.
  ― Это всё, что осталось от церкви, ― пояснила учительница.
  ― А куда же делись купола? ― спросил озадаченный Петя.
  ― Ну, это целая история, ― учительница окинула детей загадочным взглядом, ― вот придёт время, и я вам расскажу.
  ― А я слышал от бабушки, что церкви строили на гиблых местах, для преображения, ― оживился Миша.
  ― Это интересно! ― с любопытством посмотрела учительница на ученика.
  ― Расскажи ещё что-нибудь? ― дети окружили Мишу, Нина Васильевна осталась немного поодаль от столпотворения и тоже с нетерпением приготовилась слушать.
  ― Хорошо, ― Миша обрадовался неожиданному вниманию и, не скрывая волнения, с дрожанием в голосе продолжил:
  ― Эта история случилась во времена татаро-монгольского ига. Кочевники напали на столицу Грузии. Разграбили и сожгли богатые дома, церкви, среди них была церковь Святого Давида. Из белого камня. С узорчатыми арочными окнами. Сжечь её не удалось, и разбойники придумали устроить там ночлег, завели коней, а в центре, под образами старинных икон и сказочной росписи, развели большой костёр. И стали праздновать успех. Вдруг в самый разгар веселья под сводами зашипело, заклокотало, и на варваров обрушился дождь из расплавленного свинца. Они в панике бежали с твёрдой уверенностью, что Бог их покарал.
  ― А почему это случилось? ― спросила учительница.
  ― Очень просто, - заметил Миша, - в куполе швы были залиты свинцом: от костра расплавился.
  ― Ну и ну! Вот это да! ― удивлялись дети, выискивая ответной реакции у Нины Васильевны.
  Солнце нещадно палило, благо вода под рукой, охладила. А тут ещё Миша подсказал, как из бумаги сделать пилотки.
  Снова в путь. Шаг за шагом, вперёд, вперёд, идёт отряд и песенку поёт: "Дорога, дорога, не будь ко мне строга!.." Когда дети во главе с учительницей подходили к школе, они заметили, что ласточки низко летают.
  ― Смотрите! Смотрите! Ласточки почти касаются земли! ― возопила Лиза.
  ― Это к дождю, ― сказал без тени сомнения Миша.
  ― Как?! ― удивились дети одновременно.
  ― Примета такая, нужно скорее укрыться в школе, ― поторопил Миша.
  Отряд поспешил - и не зря, только зашли в школу и захлопнули входную дверь, как откуда ни возьмись, появились чёрные тучи и обрушились на землю крупными каплями.
  ― Вовремя мы! ― улыбнулась Нина Васильевна.
  Дети радостно и шумно взбежали по лестнице на третий этаж, ворвались в свободный кабинет и, гремя стульями, сели за парты.
  А за окном стихия пробудилась: гром, молния и ливень...
  ― Да, хорошо сидим... ― сказал задумчиво Лёша.
  ― Ещё бы! ― вторили дети.
  ― Что бы мы без тебя делали? ― сказала неожиданно Нина Васильевна, пристально глядя на Мишу влюблёнными глазами. ― Объявляю Мише благодарность.
  Дети обернулись на почитаемого. Миша покраснел с головы до пят, ему ещё никогда не уделяли столько внимания, а тут целая "благодарность".
  ― Ура! ― закричали мальчишки.
  ― Правильно! Правильно! ― более сдержано вторили девочки. ― Молодец!
  Кап, кап по карнизу, вот и смолк. Дождик на замок. Скорей домой! Дети с лестницы сбежали. Дверь, препятствие. Долой! - распахнули живо: свежесть! Солнце! Всё в лицо! Сердце встрепенулось. Хорошо! Лужи всюду, нет асфальта. Ну, дела! Трудно будет обойти. Взрослым, но не детям. Тут же превратили трудности в игру. Преодоление препятствий на пути к победе. И, конечно же, не обошлось без смеха.
  ― Если ты не хочешь быть простужен, не ходи по лужам! ― неожиданно запел Миша.
  ― А что же тогда делать?! ― весело подстроились под песенку одноклассники.
  ― Кораблики пускать!
  ― Это как?! ― вскрикнул удивлённый Петя.
  ― Да! Как?! ― вторили дети.
  ― А вот как! ― Миша спешно вынул альбомный лист из ранца и, присев на корточки, начал колдовать, постоянно загибая и складывая лист на коленке. Потом дёрнул за концы - и получился настоящий кораблик с большим белым парусом.
  ― Здорово! ― радовались дети.
  ― Дай мне! дай мне! ― возопил Лёша прыгая вокруг Миши.
  ― И мне! И мне!― приставали мальчики, протянув листы.
  Миша с радостью сделал им по кораблику.
  ― А нам?! ― заканючили девочки.
  ― А вам я сделаю лягушек!
  Пока Миша делал игрушки, девочки пристально наблюдали за процессом, учились. Когда девочки получили долгожданных лягушек. Лёша решился спросить:
  ― А машинку можешь?
  ― Может, тебе ещё амфибию смастерить?
  ― А что это такое?
  ― Машина, которая может передвигаться как по земле, так и по воде.
  ― А почему именно амфибия? ― заинтересовался Петя, отложив кораблик на зелёную травку.
  ― Потому что её назвали в честь земноводных: лягушек, жаб, тритонов, саламандр и даже червяг.
  ― Червяг? ― переспросила Таня.
  ― Да, это такие червеобразные, похожи на змей. Туземцы из-за этого сходства считают их ужасно ядовитыми.
  ― Бедные! бедные туземцы! ― Петя склонил голову, нахмурил брови и сделал губы уточкой.
  ― Ха-ха-ха! ― не сдержались дети.
  ― Эх вы, безжалостные! ― Петя был в ударе.
  Смех усилился.
  ― Стойте! ― обращает на себя внимание Лиза. ― Мы же могли погибнуть!
  ― Как это? ― недоумевает Таня, следя за каждым движением подруги.
  ― В лесу же змеи! А если бы укусили?
  ― А и правда! ― Пете не до смеха.
  ― Да вы что? ― осёк их Миша, ― змеи же на болоте обитают!
  ― Да! он прав! Я сам видел, ― выступил Лёша на импровизированную сцену-бордюр, оттеснив Лизу.
  ― Расскажи! Расскажи! ― вопрошает Петя.
  ― Ну так слушайте: это было осенью, клюква на болоте как раз созрела. Красота! Мы с бабушкой, отправились по ягоды. Она всегда брала меня с собой, наверное, боялась оставить одного дома. А мне только это и надо...
  Васька, как всегда, отмалчивался в сторонке. Слушал вполуха историю Лёши и одновременно, сидя на корточках, возился с корабликом. Расписывал под хохлому. Точнее, придавал воинственный вид. Маша тоже не из говорливых. Она занималась бумажным лягушонком. На треугольной мордочке нарисовала глазки синей ручкой, а во рту сделала язычок. "Жаль, нет красного стержня", ― подумалось Маше. Но только рассказ дошёл до: "Я наклонился за ягодкой" ― навострили уши. А уж после: "...в траве что-то зашевелилось" ― впились глазами в Лёшу.
  ― Вы слушаете? ― прервался Лёша и окинул одноклассников внимательным взглядом.
  ― Мы все одно большое ухо! ― снова Петя рассмешил.
  ― Так вот, ― продолжил Леша, когда дети успокоились, ― я почувствовал как за палец кто-то укусил.
  ― Кто же это? ― не удержался Петя.
  ― Не отвлекай! ― Лёша строго посмотрел на друга. ― Я отдёрнул руку и увидел отползающую чёрную, толстую и очень короткую, сантиметров пятьдесят, змею. Ох, я и напугался!
  ― Не мудрено! ― с пониманием протянул Петя.
  ― Я в панике побежал к бабушке: "Бабушка, бабушка! Меня гадюка укусила!" ― орал я как оглашенный. Бабушка ошарашенная спросила: "Где?" Я показал указательный палец.
  ― И что? ― Петя весь трепетал от нетерпения.
  ― Бабушка расхохоталась! ― выпалил Лёша.
  ― Как?! ― все разом удивились.
  ― Да, оказалось, это я укололся о шиповник, он там рядом произрастал.
  ― Фу ты! Не мог раньше рассказать! У меня даже ладони вспотели! ― Петя протянул руки ладошками вверх, подставляя под лучи солнца.
  ― Это что, у меня до сих пор мурашки по спине, когда я вспоминаю про эту гадюку. Не зря её так назвали.
  Минутное молчание. Таня решила разрядить напряжённую обстановку:
  ― Даже не верится, что из бумаги можно сделать такие вещи!
  ― Это не всё! ― объявил Миша.
  ― А что ещё?! ― воскликнули дети.
  ― Например, хлопушки.
  ― Хлопушки! ― не верилось мальчикам.
  ― Да! Они будут пушками, для наших кораблей.
  ― Ура! ― ликовали дети.
  И завязалась игра, мальчики пускали кораблики по лужам, девочки салютовали хлопушками и брались за лягушек. Смех, шум, гам, потеха.
  Но всему приходит конец, ― хлопушки порвались, лягушки и кораблики размокли и расползлись. Пора домой. Дети поспешили разойтись. А Миша остался поднимать выброшенные одноклассниками игрушки. Может, он хотел их реанимировать?
  ― Миша! Ты что это делаешь? ― остановилась в недоумении Таня.
  ― Да! ― также остановились и обернулись одноклассники, успев отойти на почтительное расстояние от места баталий.
  ― Собираю мусор, ― как ни в чем ни бывало ответил Миша.
  ― Зачем?! ― удивились дети.
  ― Моя бабушка подрабатывает дворником, потому что её пенсии на нас двоих не хватает. Я ей помогаю.
  ― Но ты же, вроде в другом районе живёшь? ― заметила с ехидцей Лиза, которая всё про всех знала.
  ― Так-то оно так, да только здесь тоже какая-нибудь бабушка подрабатывает, а мы с вами ей лишнюю работу создаём.
  ― А ведь он верно говорит, ребята! Нам-то плёвоё дело, а старушке лишний раз с больной спиной наклоняться. Давай помогу! ― вызвался Лёша.
  ― А ну давай! налетай! А то не достанется! ― закричал Петька.
  Дети рассмеялись, и стали весело за собой убирать.
  ― Да ты, Мишка, настоящая кладезь! Черпай, не перечерпаешь! ― с восхищением сказал Лёша.
  Снова всеобщий смех.
  О чём же думал Миша? А кто его знает! Может, представлял себя героем, который жертвует жизнью ради других. Или просто хотел общения, чтобы поделиться хорошим настроением. А вы о чём думаете, мечтаете?
  
  
  Алфёров Александр Викторович
  
  Alferovx2@mail.ru
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"