40 Дискуссии с Хайямом 187.
"Тот, кто в мире великим прослыл мудрецом,
Кто в познании истины спорил с творцом,
Он, как все, в этой тёмной ночи заблудился,
Тешил баснями нас - и уснул вечным сном".
Омар Хайям, рубаи 187.
Мудрец, с Творцом спорил который
Об истине. Он был достоин спора.
А мы? Что мы! Ведь в нашей власти
Воспринимать лишь басни.
41 Дискуссии с Хайямом 317.
"Сном навеки сражённые видятся мне,
Под землёй схоронённые видятся мне,
В мраке небытия вижу тени ушедших,
И ещё не рождённые видятся мне".
Омар Хайям, рубаи 317.
Так и живём, вкушая жизни яды,
Грустим о прошлом и о будущём мечтаем,
Только в упор не замечаем
Тех, кто сегодня с нами рядом.
42 Дискуссии с Хайямом 318.
"Когда достанет смерть меня рукою длинной,
И под её пятой я стану влажной глиной.
Из праха моего гончар кувшин пусть слепит,
Быть может, оживу, почуяв запах винный".
Омар Хайям, рубаи 318.
Когда бутылка в час, когда я пьян,
Что не удержана дрожащую рукою,
Падает на пол, и осколки по углам,
Она мне тоже кажется живою.
Как о живой о ней грустишь
И как живую костеришь!
43 Дискуссии с Хайямом 321.
"Изорву на затычку для жбана чалму,
Пьяным прахом омоюсь в питейном дому,
Может быть, в кабаке и отыщется средство
Разогнать ханжества непроглядную тьму".
Омар Хайям, рубаи 321.
Если затычка нужна ещё, старик,
Значит, питейный стаж твой невелик!
Перед глазами сколько б ни было вина,
Пей всё сразу и до дна!!!
44 Дискуссии с Хайямом 322.
"В детстве истину ищем, стучась к мудрецам,
После истины сами толкуем юнцам.
В чём же истина? В том, что, родившись из капли,
Мы в земле растворимся, подобно отцам".
Омар Хайям, рубаи 322.
Мудрецы толкуют истины юнцам,
Те же с ними спорят без конца.
Если юнец их вздумает учить,
Мудрец послушает и промолчит.
Если глаголящего слышно за гектар,
Кто истину до жаждущих донёс,
Возникает каверзный вопрос:
Разве он так же мудр, насколько стар?
45 Дискуссии с Хайямом 323.
"Чистым в мир я пришёл - взят был скверною в плен,
Долго радостно цвёл, но засох от измен.
Опалили мне сердце горючие слёзы,
Предвещает закат только старость и тлен".
Омар Хайям, рубаи 323.
Жизнь прожить - не поле перейти,
Всё равно засохнешь непременно.
Даже если на твоём пути
Не будет ни одной измены.
46 Дискуссии с Хайямом 449.
"Пусть наш мир и похож на разрушенный дом,
Ум находит немало приятного в нём.
Но едва здесь освоишься, сядешь удобно,
Смерть приходит: Вставай, - говорит, и пойдём".
Омар Хайям, рубаи 449.
Смысл здесь в том, и нет иного:
Обустроить место для другого!
Для того, кто завтра, может быть,
За тобой придёт на свете жить.
47 Дискуссии с Хайямом 452.
"Всмотрелся в дивный лик, что называл Луной,
И понял: сущий дьявол предо мной.
От этого лица не жди прохлады, -
Оно как адский пламень в летний зной".
Омар Хайям, рубаи 452.
Луна уродлива, Омар,
А в телескоп вообще кошмар!
Ухабы, рытвины, дороги
Отсутствуют, но много
Месторождений ценных руд,
В наш век на пользу нам пойдут.
Про многие явленья стало ясно:
Чем они дальше, тем прекрасней.
Но если хочешь жить как князь,
Ближе к грязи и руки в грязь!
48 Дискуссии с Хайямом 88.
"Снова дождь над лужайкою плачет, уныл,
Нет вина, алых уст - мир и пуст, и немил.
И трава, что сегодня нам радует взоры,
Завтра вырастет буйно из наших могил.
Омар Хайям, рубаи 88.
Жизнь - заковыристая штука.
Мы терпим в ней лишения и муки...
Главное, чтоб в результате было
Красиво всё! И, в том числе, могила.
49 Дискуссии с Хайямом 89.
"Тот блажен, кто не стал в наше время рабом
В нечестивой погоне за жирным куском,
Кто свой век не губил ни постом, ни молитвой,
Вольно жил, просто жил, наслаждался вином".
Омар Хайям, рубаи 89.
За постным куском благочестивый чёс...
Блажен будет он? Вот в чём вопрос!
Оправданы вериги и обёты
За загробный дивиденд в расчёте?!