Киевский Александр : другие произведения.

Значение литургии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Часто приходится слушать вопросы верующих людей о разъяснении Божественной Литургии - в чем ее смысл , какое значение имеет то или иное действие? Потому эта книга, в отличии от других, содержит очень краткое описание литургии Иоанна Златоуста, не всех, но самых основных ее моментов. Ее содержание выражено просто и доступно для восприятия даже тех, кто недавно стал ходить в храм. Сюда не включено описание таких служб, как вечерни, утренние и часов, описание которых содержится в других книгах. Но если человек захочет приобрести более обширные и подробные знания о церковных богослужениях (в частности литургии), то эта брошюра может дать некоторые начальные основы, для дальнейшего познания, (в конце брошюры приведено описание сверхъестественного явления, ("Ланчанское чудо"), которое можно наблюдать и в наши дни. Но настоящее познание возможно только тогда, когда человек сам часто будет присутствовать на службе и причащаться. Господь прежде крестных страданий, установил Таинство Причастия, повелев: "приимите, ядите, сие есть Тело Мое еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя, яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов" (Мф. 26. 26 - 28). Потому Божественная литургия имеет большое значение, как для жизни временной, так и для жизни Вечной.
  
  Жертвоприношение Каина и Авеля ветхий завет.
  С давних времен богослужение занимало важное место в жизни людей, и часто было сопряжено с жертвой. Уже в самом начале книги "Бытие", дается первое упоминание о жертвоприношении, которое совершали Каин и Авель (Быт. 4. 3-5). По исходе израильтян из Египта Господь через Моисея, дает 10 заповедей на скрижалях завета (Исх.20. 1-26), и устанавливает чин и порядок богослужения, который в немалом числе священнодействий, является прообразом новозаветного (Евр. 8. 5; 9.1-28). Принесение в жертву пасхального агнца за грехи людей, являлось образом той жертвы, которую принес Сын Божий на кресте. Как свидетельствовал о Нем Иоанн Креститель: "Се Агнец Божий, который берет на Себя грех мира" (Ин. 1. 29). И вот когда Господь приносит себя в жертву как истинный Первосвященник (Евр. 9. 11-15; 24-28), то эта жертва упраздняет, делая ненужным, жертвоприношение животных (Евр. 9. 25 - 28). И как Ветхий завет был заключен на крови тельцов и козлов, так и Новый завет был основан на Крови, только уже Иисуса Христа - воплотившегося Сына Божьего (Евр. 9. 11 - 14), когда Он на Тайной вечери преподал ученикам Свои Тело и Кровь, под видом хлеба и вина: "... сия чаша есть новый завет в Моей Крови..." (Лк. 22. 20). В ранней Церкви, как замечает евангелист Лука, первые христиане постоянно пребывали:"...в общении и преломлении хлеба и в молитвах" (Деян. 2. 42). Преломление хлеба христиане совершали по образу Тайной вечери, как писал Апостол Павел: "Чашу благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? хлеб, который приломляет, не есть ли приобщение Тела Христова?" (1Кор. 10. 16)
  Ап. Павел так же предупреждает, чтобы человек прежде испытывал себя, (то есть, готовился должным образом, а потом: "ел от хлеба сего и пил из чаши сей" (1 Кор. 11. 27 - 30). (В современной традиции, подготовка к Причастию состоит из 3-х дневного поста, чтении определенных канонов и молитв, а так же исповеди). Христиане, приобщаясь к Телу и Крови Христовой, читали разные молитвы, псалмы и Св. Писание, не имея определенного порядка. Потому апостол Иаков составил 1-й чин литургии. Впоследствии святители: Василий Великий и Иоанн Златоуст, составили чин службы, дошедшей до наших дней, который стал называться Божественной литургией.
  
  
  
  Божественная литургия. 28 июля 2008г. слева Вселенский
  Патриарх Варфоломей, справа Святейший Патриарх Алексей IIБожественная литургия. Блаженнейший ми-трополит Владимир Киево-Печерская Лавра
  
  Печать просфоры
  
  ЛИТУРГИЯ (греч. λειτουργία, "служение") - является центральным богослужением Церкви Христовой. На этой службе совершается Таинство Святого Причащения, и приносится Безкровная Жертва за всех живых и умерших людей. Это Таинство было установлено Самим Господом Иисусом Христом, на Тайной Вечери перед своими крестными страданиями (Мф. 26.26-28): "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22. 19), - повелел Господь апостолам, а в их лице - всем христианам совершать это Таинство, (и конечно же воспоминать с благодарностью всю Его жизнь), для спасения души, подчеркнув его исключительную важность для нас и всего мира (Ин. 6. 51-58). Литургия состоит из 3 частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных.
  1-я часть - ПРОСКОМИДИЯ (греч. Προθησις, "принесение") - воспоминает 2 очень важных события в жизни Христа - Его рождение и смерть. В древности, христиане приносили в храм для службы хлеб и вино, (а так же елей, свечи, продукты питания, которые потом раздавались нуждающимся). Поэтому этот хлеб называется просфора (греч. приношение). На литургии употребляется пять больших просфор, в память насыщения Господом 5-ю хлебами, пяти тысяч человек и множество просфор маленьких. Просфора имеет 2 части: верхнюю, означающую Церковь Небесную, торжествующую, и нижнюю Церковь земную, воинствующую (имеется в виду война с внутренним и внешним злом (Еф. 6. 12)). Вверху просфора имеет изображение креста и надпись: ИC XP НИКА, означающую Иисуса Христа, победителя смерти и диавола. На проскомидии священник вырезает из одной из просфор, часть кубической формы, называемой "Агнец", (который есть образ Христа), и полагается на дискос с чтением избранных слов из книг пророка Исаи (Ис. 53.7-8) и евангелия от Иоанна Богослова(Ин. 1. 29), в память Его спасительных страданий и смерти. Снизу священник надрезает ее на четыре части. Потом он вонзает копие в правую сторону
  "Ангца" и вливает в чашу вино, соединенное с водой, в воспоминание того события, когда сотник пробил ребро распятого Христа: "И оттуда истекла Кровь и вода" (Ин. 19. 34). Из 2-х других просфор вынимаются частицы в память: Богородицы, Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, мучеников, преподобных и всех святых. Из двух остальных (больших) и других маленьких - вынимаются частицы за всех живых и почивших православных христиан.
  2-я часть-ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ начинается возгласом священника прославляющего Святую Троицу: "Благословенно царство Отца, и Сына, и Святаго Духа и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь!", и произносится великая или мирная ектения (общее моление на церковных богослужениях, когда диакон (или священник, если нет диакона), возглашает молитвенные прошения, а хор на каждое прошение поет "Господи помилуй"). Начинается она со слов: "Миром Господу помолимся", т. е. примирившись с Богом и со всеми, отбросив всякую злобу, злопамятство и раздражение, как повелел Господь (Мф. 5. 21 - 26). "О свышнем (небесном) мире и спасении душ...", чтобы не лишится нам Царства Небесного. "О мире всего мира и благосостоянии святых Божьих церквей и соединении всех". Как заповедал ап. Павел, молится о всем мире, чтобы не было войн и потрясений, чтобы Бог помогал людям уклоняться от зла, чтобы Господь по милосердию, привел всех людей в познание Истины и присоединил их к Церкви Христовой (1Тим. 2. 1-4). Чтобы церковь крепла и расширялась, и не было ересей и расколов, а все отпавшие, покаялись и вернулись в единство Соборной Апостольской Церкви: "Да будут все едино..." (Ин. 17. 20 -24). "О святом храме сем и с верою и благоговением и страхом Божиим входящих в онь" (в него), "...о святейшем Патриархе...", правящем и епархиальном (областном) митрополитах и о всех архиереях, священниках, диаконах, "...притче и людех...", т. е. о всех православных христианах. Молимся: "О богохранимей стране нашей...", ее властях и воинстве, "о граде...", в котором живем, "...и всяком граде, стране и верою живущих в них...", и всех живущих истинною верою во Христа. "О благорастворении воздухов (хорошей погоде), об изобилии плодов земных, и временех (временах) мирных..." (о окружающей нас природе, которая после грехопадения и потопа, претерпела огромные изменения (Быт. 3. 17-18; 8. 22; 9. 2, 3)), ведь с начала творения даже животные не ели друг друга (Быт.1. 30) О хорошем урожае и обо всем необходимом для физической жизни. Чтобы не было войн, конфликтов и всякого рода катастроф. Также: "О плавающих, путешествующих, недугущих, страждущих, плененных...", т. е. всех особо нуждающихся в помощи. Об избавлении нас "...от всякия скорби, гнева (как смертного греха, препятствующего стяжать любовь) и нужды...", (чтобы мы не имели недостатка во всем необходимое для духовного развития). Чтобы благодать Божия всегда нас охраняла. И призываем на молитвенную помощь Богородицу и всех святых, с напоминанием о том, что всю свою жизнь, всецело без остатка, нужно предать Христу Богу, ибо нельзя служить двум господам (Мф. 5. 24), т. е нельзя служить Христу и в тоже время, какую то часть своей жизни, сознательно посвящать тому, что Ему противно. И оканчивается мирная ектения возгласом: "Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. ", напоминая о том, что вся слава, честь, поклонение и власть во всей Вселенной, вечно принадлежит Триединому Богу. Затем хор поет 2 псалма, разделенных малыми ектениями, (малая ектения - это сокращенная форма великой). После 2-го псалма поется песнопение "Единородный Сыне..." повествующее о том, что Сын
  Божий, Который во всем равен Отцу и Св. Духу, "...непреложно...", (т. е безвозвратно, истинно) стал человеком, непереставая быть Богом, распялся за всех людей и Своею смертию - победил вечную смерть - давая людям возможность войти в Жизнь Вечную. Потом открываются Царские врата и совершается Малый вход, с пением заповедей блаженств, в воспоминание выхода Спасителя на служение и в частности Нагорной проповеди, на ко- торой Им и были сказаны эти заповеди (Мф. 5. 3-12). Потому выносится Евангелие, как образ Христа, и в Царских вратах произносится возглас: "Премудрость прости". Словом "Премудрость" молящимся дается указание о высоком значении и глубокой содержательности (премудрости) следующего пения или чтения, а словом "прости" (стойте прямо), внушается стоять в это время с особым благоговением и вниманием, чтобы уразуметь Божию премудрость, сокровенную в молитвословиях и священнодействиях. Перед Евангелием выносится свеча, (хотя может и две), свет которой напоминает нам свидетельство Иоанна Крестителя, подготавливающего людей к пришествию Христа. Ибо этот пророк, явился великим светильником и свидетелем Великого Света, Сына Божия (Ин. 1. 6. 8). Крест, творимый Евангелием, символизирует страдания и смерть Господа на кресте, которые Ему надлежит претерпеть ради нашего спасения. Потому каждый раз, когда мы творим крестное знамение над собой (т. е. крестимся), мы должны с благодарностью воспоминать Его великую Любовь и Жертву, и быть готовыми подобно Христу, жертвовать собой ради ближнего, подражая Его Любви. В Евангелии говорится, что решение о том, что Сын Божий пострадает на кресте, ради спасения мира, было принято еще до сотворения Вселенной, на Предвечном совете Святой Троицы:"Сын Человеческий идет по предназначению как о Нем написано..." (Лк.22. 22). Предвечным называется потому, что он осуществился в Божественной Вечности, в не времени, присущему нашему миру. Он предшествует бытию всех сотворенных существ, вещей и событий. На нем (совете), определено Богом представление о каждом существе которому предстоит получить от Бога жизнь. Советом называется потому что в нем участвуют все Лица Св. Троицы. По слову Св. Иоанна Дамаскина: "Бог созерцал все прежде его бытия, но каждая вещь получит свое бытиев определенное время, с гласно с Его изволяющей мыслью". На Божественном совете принято решение о сотворении человека (Быт. 1:26), о Воплощении Сына Божьего и спасении человечества. Предвидя грехопадение человека прежде сотворения, ибо:"Ведомы Богу от вечности все дела Его" (Деян. 15, 18), Творец определил спасение мира через распятие воплотившегося Сына Божьего (Еф. 1:4-8;2:16). Первое Лицо Св. Троицы - Бог Отец, явился Предначертателем этого решения. Второе Лицо - Бог Сын, изъявил добровольное желание к Воплощению, что отражено в Писании:"Жертвы и приношения, Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжений и жертвы за грех неугодны Тебе, тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне (Евр. 10. 7-10), а также: "ибо так воз- любил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3. 16;10. 18). Третье Лицо - Бог Св. Дух, предуготовил Себя быть ниспосланным Отцем - во имя Сына, чтобы Своими благодатными действиями духовно преображать верующих в Сына Божьего (Ин 15:13) и соделать их "причастниками Божеского естества" (2Пет. 1. 4). Потому всякий раз когда мы творим крестное знамение - воспоминаем нетолько страдания Христа (Еф. 2:16), но и Предвечный совет Св. Троицы. Затем трисвятая песнь: "Святый Боже Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас", которая воспевает Абсолютную, ни с чем не сравнимую святость и равенство Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28.19), и является молитвой о помиловании нас. Далее чтецом и хором исполняется прокимен и чтец читает избранные места из Деяний и посланий Святых апостолов, просветивших вселенную христианской проповедью. При этом совершается каждение, означающее благоухание Христового учения, изменившего духовную "атмосферу", зараженную: лжеучениями, идолопоклонством и различными пороками. Диакон (или священник, если нет диакона) читает Евангелие, повествующее о жизни, делах и учении Иисуса Христа, которое надлежит слушать с великим благоговением и вниманием, как бы мы видели и слышали Его Самого. Перед чтением священник произносит возглас: "Мир всем" и благословляет людей, призывая на них Мир Небесный, подобно Христу, благословлявшего апостолов. Люди в это время, прекланяют главы, ибо через
  священника, (как приемника апостоль Божественной благодати), благословляет, Сам Христос (Ин. 20. 19-21). А словами: "и духове твоему" - народ желает священнику того же Небесного Мира. После Евангелия возглашается сугубая ектения, которая призывает нас особенно помолится о священноначалии, "...стране нашей.., преждепочивших (усопших) православных христианах.., братии храма.., руждаюихся, поющих, предстоящих людех..." и о всех православных христианах. За ней следует ектения заупокойная (хотя ее может и не быть) и ектения об оглашенных (некрещеных, но готовящихся креститься), после которой они должны покинуть храм, т. к. начинается заключительная часть приготовления к Великому Таинству Причастия
  - в котором мы соединяемся с Богом духовно и телесно. Некрещеные люди, здесь присутствовать не должны. В древности за этим следили очень строго, но в наше время, этой традиции
  практически не придерживаются.
  3-я часть - ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ - (верные - крещенные православные христиане и не находящиеся под отлучением от Церкви) - начинается пением древнехристианской гимна: "Иже Херувимы". Ее название происходит от слова Херувим (одного из высших ангельских чинов, наделенных особой мудростью и особым служением). Открываются Царские врата и диакон, (если он служит), совершает каждени алтаря, иконостаса и молящихся. Священник, стоя перед престолом, читает тайную священническую молитву. После каждения священник и диакон читают в пол голоса сию песнь. При чем священник, поднявши руки вверх, читает 1-ю ее часть, а диакон 2-ю. Для того, чтобы читатель мог понять и оценить смысл и значение этого песнопения, приведем один из вариантов его перевода на современный язык. 1-я часть: "Мы, Херувимов таинственно изображая и Животворящей Троице трисвятую песнь воспевая, всякое ныне
  житейское отложим попечение". 2-я часть: "Чтобы принять Царя всего, Ангельскими чинами (или силами) не-видимо сопроваждаемого, Аллилуия, аллилуия, аллилуия"! На Херувимской песне совершается Великий вход с перенесением Святых Даров - хлеба и вина - с жертвенника на престол, и совершается гласное поминовение всех православных христиан. При этом стоящие в храме, в знак почтения, приклоняют свои главы, молясь о себе и о своих близких. Великий вход символизирует вольное шествие Спасителя на страдания и страшную смерть за род человеческий, которые Он перенес с великим терпением, достоинством, смирением и любовью: "Прости им, Отче, ибо не ведают, что творять" (Лк. 23. 34). Так молился Господь о спа- сении всего мира и освоих распинате- лях. Молился, забывая свои крестные муки, являя пример безграничной Жертвенной Любви к роду человеческому: "...нет больше той любви, как если человек положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15. 13). Ибо Он отдал жизнь и за своих гонителей. Поэтому крест является печатью Божественной Любви к миру и символом христианства. Ибо Сын Божий, равный Отцу и Духу (Флп. 2. 6.), вместе с Ними творивший мир (Ин. 1. 1 - 3), Сам приходит к нам, воплощается в человека, приносит Себя в жертву и страдает за весь мир. Ибо благоволением Отца искупительной Жертвой Сына и содействием Святого Духа стало возможно человеку войти в Царство Небесное, о котором сказано: "не видел того глаз, не слышало того ухо, и не приходило на сердце никому из людей, что приготовил Бог любящим Его" (1Кор. 2. 9). Ведь после грехопадения, никому из людей, невозможно было войти в Жизнь Вечную. И так совершив вход, священник поставляет Святые Дары на престол, что означает погребение Христа (Лк. 23. 53), и сошествие его во ад (1Пет. 3. 18-19;4. 6). Закрываются Царские врата и завеса, символизирующие камень, приваленный у входа в гроб (пещеру) (Мф. 27. 60). Произносится просительная ектения, в которой, и спрашивается у Бога помощь на этот день, дабы прожить его без греха, в угождении Богу. О сохранении этого храма и тех, кто с благоговением в него приходит, да не лишит нас Господь помощи и защиты святых Ангелов, да дарует прощение грехов. Также молимся о христианском мире и просвещении верой Христовой всей земли, и о всем необходимом нам для духовной и физической жизни. Просим о достойном христианском окончании жизни и добром ответе на Страшном Суде. По окончании прошения, священник возглашает славу Св. Троице. Словами: "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы: Отца, и Сына, и Святого Духа - Троицу единосущную и нераздельную" - Церковь напоминает самую главную заповедь - возлюбить ближнего, как самого себя (Ин. 15. 17),, пребыватьв единомыслии и исповедывать единство Святой Троицы и равенство Ее Лиц. Затем отверзается завеса с Царских врат и произносится возглас: "Двери, двери, премудростию, вонмем". Во времена первых христиан у дверей храма стояли привратники и данный возглас был направлен на повышение их бдительности, чтобы в это время, никто из некрещеных людей не вошел в храм. А нас эти слова научают крепко держать двери своего ума и сердца, и не впускать всякие пустые и нечистые помыслы. После сих слов поется молитва: "Символ веры", в которой излагаются все основные положения православной христианской веры. Снятие завесы символизирует отваление камня от дверей гроба и Воскресение Христово(Мф. 28. 2). Ибо без Его Воскресения, наша вера не имела бы смысла (1Кор.5. 14). Со следующего возгласа начинается Евхаристический (греч. ευχαριστία - благодарение) канон -Православному учению, на этом Таинстве, хлеб и вино, после освящения Св. Духом - становятся истинными Телом и Кровью Христа. С наступлением момента принесения Безкровной Жертвы, возглас: "Станем добре, станем со страхом вонмем, Святое возношение в мире приносити" - побуждает к внимательному стоянию со страхом Божиим, благоговением и с чистой совестью. Хор отвечает словами: "Милость мира, жертву хваления", напоминая нам о том, что лучшая жертва Богу - это покаяние, смирение и милосердное отношение к ближним (Лк. 7. 12), а также благодарность за Его Любовь и благодеяния. Затем священник обращается к народу со словами: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (любовь) Бога и Отца и причастие (общение) Святого Духа буди (будет) со всеми вами" (2Кор. 13. 13) - призывает на его дары Св. Троицы, на что молящиеся отвечают: "И со духом твоим". "Горе имеем сердца" -следующий возглас, призывающий нас устремить свои сердца к Богу, оторвавшись от всего земного и суетного. "Имамы (имеем) ко Господу" - отвечают молящиеся. Хор поет: "Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней Со слов -"Благодарим Господа", - священник начинает тайно читать благодарственную молитву Богу за сотворение и спасение мира, за эту службу и за все Его ведомые и неведомые благодеяния. Затем произносится возглас "Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще". Победной она называется в знак совершения Христом спасения мира, и победы над смертью и диаволом. Пророк Иезекииль и апостол Иоанн в видении, созерцали четырех ангельских существ в виде: орла - поющего, тельца - вопиющего, льва - взывающего, человека - глаголющего, которые прославляли седящего на престоле славы Господа Бога, и которые явились символами четырех евангелистов (Откр. 4. 5-9). Ангел в об- разе человека олицетворяет евангелиста Матфея, описавшего в святом Евангелии (греч. εvαγγέλιον - "благая весть") преимущественно человеческую природу Христа, почему вначале и дается его родословная (Мф. 11. 25). Лев - евангелиста Марка, больше всех описавшего Его силу и чудеса, как могучего Царя (Мк. 4. 11. ; Откр. 19. 16).Телец - евангелиста Луку, во многом описавшего жертвенность Спасителя как непорочного и чистого Агнца. Орел - евангелиста Иоанна, достигнувшего Божественную природу Христа, и научающего нас почитать "...Сына, как чтут Отца" (Ин. 5. 23). На этот возглас хор отвечает: "Свят, свят, свят Господь Савооф, исполнь небо и земля славы Твоея, осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних". Пророк Исаия, слышал ангелов, поющих эту песнь, когда видел Господа на престоле - высоком и превознесенном (Ис. 6. 1 - 3). Тройным произнесением слова "Свят" ангелы указывают на троичность Божественных Лиц. Господь Саваоф - одно из имен Божиих, означающее Владыку Небесных Сил. "Исполнь небо и земля славы Твоея" - т. е. весь духовный и материальный мир, исполнены славы от превосходных и премудрых дел Божиих. К песне ангельской присоединяется и хвалебная песнь человеческая, которой иудеи встречали Христа при торжественном Его входе в Иерусалим (Лк. 19. 35 - 38). "Осанна в вышних (означает хвалебное приветствие и спаси нас Живущий на Небе), благословен Грядый (Христос - Мессия) во имя Господне (во имя Всевышнего), осанна в вышних". За этим произносятся слова, сказанные на Тайной Вечери: "приидите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов. Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя, яже за вы и замногие изливаемая, во оставление грехов" (Мк. 14. 22 - 24). Двухкратным произнесением слова "Аминь" выражается вера в то, что действительно, на Тайной Вечери, Господь преподал апостолам в буквальном смысле, истинные Тело и Кровь Свою. И вот наступает очень важное действие в Литургии - освящение Святых Даров - хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Священник, скрестивши руки, берет в правую дискос, в левую - чашу, и поды- мая вверх (в воспоминание распятия Спасителя) возглашает: "Твоя от Твоих, Тебе приносяще, о всех и за вся", т. е. Тебе, Богу Отцу, приносим эти дары (хлеб и вино), как воспоминание жертвы, в которой Единосущный и Единородный Твой Сын, принес Себя во искупление грехов всего мира. Отвечая на возглас, хор поет: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим Господи, и молимтися, Боже наш!". В это время священник, воздвиг руки Небу ,троекратно, молится Небесному Отцу о ниспослании Пресвятого Духа на молящихся и на Святые Дары. (по примеру и повелению Христа (Лк. 22. 19)). Благословляя святой хлеб, он произносит: "И сотвори ибо хлеб сей, честное Тело Христа Твого. Аминь! А еже в чаши сей, чесную Кровь Христа Твоего. Аминь! Приложив Духом Твоим Святым! Аминь! Аминь! Аминь!"
  В это время с Неба сходит Божественная благодать, и хлеб и вино, освящяются, по действию Святого Духа, в истинные Тело и Кровь Сына Божия, оставаясь по виду, как и прежде. И хотя в литургии все важно, но эта часть службы имеет особую важность и святость. Престол в эти минуты окружен высшими ангельскими чинами, Серафимами, Херувимами и великим множеством Ангелов, (хотя они присутствуют и до этого), которые молятся о нас и с нами, и наслаждаются радостью от общения с Богом во время особого проявления Его присутствия. Поистине это время схождения Неба на землю. И если Тело и Кровь Сына Божия пребывает на престоле, то как нам не умолить Отца, простить нас и исполнить благие наши желания. Как Христос и обещал: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди их, и что не попросите во имя Мое, то сделаю" (Мф. 18. 19-20). Каждое имя, которое произносит священник, диакон, пономарь и даже стоящие в храме хотя бы в уме, Ангелы возносят к престолу Всевышнего. В этот момент, Церковь усиливает молитву. И хотя Господь пребывает везде одинаково (Пс. 138. 7-18), но храм, который есть дом молитвы (Мф. 21. 13), является особенным местом Его присутствия. Он всегда нас слышит, и прежде нашего прошения знает все наши нужды (Мф.6. 8). Но это не значит, что приходить в воскресение и праздники на службу необязательно, поскольку молитва в храме в эти дни, является одним из условий исполнения 4-й заповеди (Исх. 20. 8 - 11). Поэтому нужно стараться не пропускать ни одного воскресного и праздничного богослужения, так как это имеет большое значение для нашей жизни. После освящения Святых Даров священник тайно благодарит Бога за всех святых, которые непрестанно молятся о нас, и, взяв кадило, благодарит особенно за Божию Матерь: "Изрядно о Пресвятей, Пречистей Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и присно Деве Марии", призывая тем самым прославить Усердную Молитвенницу за род человеческий, без молитв Которой наши службы и молитвы не имели бы силы. И если усиленная молитва праведного много может (Иак. 5. 16), то тем более Господь исполнит прошения Своей Матери, столько претерпевшей за Него (Лк. 2.35) и которую Сам же Он возвеличил (Лк. 1. 48 - 49). Да и первое свое чудо Он совершил по Ее просьбе, когда еще не пришло время творить чудеса (Ин. 2.4). Далее хор поет: "Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего, Чеснейшую Херувим, и Славнуйшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем". Царицу Небесную (Пс.10. 18) Присноблаженной (всегда блаженной) называют потому, что Она удостоилась быть Матерью Самого Господа (Лк. 1. 43). Непорочной, величают за Ее особую чистоту и святость, которой Она превосходит даже высших Ангелов. Ибо Она родила по человеческому естеству Того, пред которым преклоняется: "...всякое колено небесных, земных и преисподних..." (Фил. 2. 10) И родившей без истления Она навсегда остается Девою (Ис. 7.14;Мф. 1. 23). В это время священник поминает всех живых и усопших православных христиан и молится по заповеди апостола Павла о всем мире (1Тим. 2. 1-4), призывая: "...милость великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа..." на всех нас. Произносится просительная ектения, в которой все верующие молят Бога о принятии: "... принесенных и освященных честных дарех (дарах)...", подобно духовному благоуханию "...в пренебесный и мысленный Свой жертвенник...", и о ниспослании нам Божественной благодати, "...и дар Святого Духа...". Также присоединяются и другие прошения о даровании всего необходимого для нашей как временной, так и Вечной Жизни. Также священник молится о том, чтобы Небесный Отец сподобил"...со дерзновением, неосужденно..."к Нему молиться, и поется молитва Господня "Отче наш...". Эту молитву дал Сам Христос (Мф. 6. 9-13), ибо в ней содержатся все основные прошения для духовной и физической жизни человека. В ней мы просим простить нас так же, как и мы прощаем, напоминая, что без прощения невозможно спастись (Мф. 8. 14 - 15). После возгласа: "Яко Твое есть царство..." наступают минуты воспоминания Тайной вечери Спасителя с учениками, Его страданий, смерти и погребения. Где верующие люди, не только воспоминают, но и в действительности имеют тесное и живое общение со Христом. Над Царскими вратами задергивается завеса и диакон возглашает: "Вонмем", указывая на особую важность момента, воспоминания вознесения Спасителя на крест. Священник возносит святой Агнец (Тело Христово) над дискосом и возглашает: "Святая святым!". Эти слова внушают нам, что Эта Святыня, настолько велика, что только очистившийся от всякого греха, достоин принять Святые Тайны. Но т. к. никто из людей не может признать себя святым и чистым (Пс. 115. 2), то Церковь сразу же отвечает: "Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь!" Только Один безгрешный Господь, равный по сла- ве Отцу (Ин. 14. 9), может по Своему милосердию, соделать нас достойными причащения, с пользой для себя, а не во вред, как пишет о том апостол Павел (Кор. 11. 26 - 32). Потом священник разделяет Святой Агнец на 4 части и полагает на дискос, со словами:"Иисус Христос побеждает" (Откр.3. 21). Одну часть ("Иисус") опускает в Чашу, произнося "Исполнение Духа Святого. Аминь!". Частицей ("Христос") причащаются священнослужители. Остальные разделяются для причащения людей. Отверзаются врата, и священник выходит с Чашей для причащения, символизируя Христа, явившегося многим по Воскресении (1 Кор.15. 4 - 7). После причастия священник уходит в алтарь и опускает с дискоса все вынутые частицы, о здравии и упокоении со словами: "Отмый Господи грехи, поминавшихся зде, Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих". По своей силе, это наивысшее поминовение. Ибо Кровь Христа,(которой проникнута каждая частица), ходатайствует за весь мир и особенно за тех, за кого были вынуты частицы. Затем священник выносит Чашу, и из Царских врат, благословляет народ, произнося: "Всегда, ныне, и присно, и вовеки веков", и ставит ее на жертвенник. Это священнодействие совершается в воспоминание Вознесения Господа на Небо, где Он "...воссел есную Бога" (Мк. 16. 15) после свое- го Воскресения и пребывания с учениками, когда Он на протяжении 40 дней являлся им и говорил "...о Царствии Божием" (Деян. 1. 3). Потом возглашается малая ектения и читается за амвонная молитва. Поется благодарственный 33-й псалом, и священник произносит отпуст, воспоминая Божию Матерь и всех святых, напоминая нам, что Господь дает нам милости не ради наших молитв, а ради наших Небесных Покровителей и по Своему человеколюбию. И оканчивается литургия пожеланием многолетия всем православным христианам.
   Божественная литургия- это постоянное воспоминание и продолжение действия той Великой Спасительной Жертвы, которую принес Сын Божий: "Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1 Кор. 11. 26). Это воспоминание Его служения людям: "Сын Человеческий не для того пришел, что- бы Ему служили, но чтобы послужить, и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф. 20. 28). Это также особое проявление Его милости к роду человеческому. Ибо каждый раз на этой службе Небо соединяется с землей. Возносится самая сильная молитва за всех живых и усопших. (Мф. 18. 19- 20), особенно за православных христиан, когда священник опускает вынутые из просфор частицы в Чашу с Кровью Христовой. Литургия оказывает благотворное действие на нашу землю и всю природу на ней, потому что после грехопадения, весь материальный мир, который тесно связан с человеком, подвергся проклятию (тлению, суете) - т. е. стал деградировать (Быт. 3. 17;Рим. 8. 19-22). Обновление же Вселенной Духом Святым, происходит ради Жертвы Христовой (Ин. 7. 39), как написано: "...Послиши Духа Твоегои созиждутся и обновиши лице земли"(Пс. 103. 30).Божественная литургия - это снисхождение благодати Святого Духа, очищающего нас и поддерживающего бытие и духовное развитие человечества и всего творения (Быт. 1. 1; Пс. 103. 29- 30; Ин. 15. 26; 16. 13 - 15). И каждый раз, присутствуя на этой службе, мы должны помнить и осознавать, что мы присутствуем при жизни Самого Христа. И через священника, который является проводником Божественной благодати, действует Сам Спаситель. Поэтому, чем чаще будет совершаться литургия на которой ми будем присутствовать и причасщатся тем больше будет духовной пользы нам и нашим живым и усопшим родственникам и всему миру. Ибо все святые отцы и учителя Церкви сами старались быть на литургии и причащаться, и нас тому учили. Чтобы величайшая милость и благодать Божия не была у нас в небрежении. И что еще важно, что это служение не прекращается с выходом из храма. Оно продолжается всю нашу жизнь, каждую минуту. Ибо христианское служение - это служение любви. А настоящая любовь- "...никогда не перестает" (1 Кор. 13.8). Такая любовь всегда жертвует со бой, подобно Любви Христовой, ради каждого человека и в первую очередь своим близким. Ибо, как сказал Господь: "Кто не несет креста своего и не идет за Мною, не может быть Моим учеником" (Лук. 14. 27).
  Чудо происшедшее с детьми в Апамее, произнесшими во время игры слова св. Возношения.
   Бывший начальник африканской провинции Георгий, человек христолюбивый, чтивший иноков и нищелюбец, сорадовавшийся всему доброму и богоугодному, рассказал нам: "На моей родине - он был родом из Апамеи, второй сирийской провинции, из города Торакса - есть местечко, лежащее в сорока милях от города, называемое Гонаг. В окрестностях селения, на расстоянии одной мили, дети пасли скот. Однажды дети, как это обыкновенно бывает в их возрасте, вздумали поиграть. Разыгравшись, они вдруг решили: "давайте устроим собрание и отслужим обедню". Все тотчас согласились, поставили одного в чине "священника", двух других произвели во "диаконы". Нашли один гладкий камень и начали игру: на камне, как на жертвеннике, положили хлеб и в глиняном кувшине вино. "Священник" стал пред "жертвенником", а "диаконы" - по сторонам. "Священник" произносил молитвы Св. Возношения, а "диаконы" махали поясами, будто рипидами. Во "священники" избран был такой, который хорошо знал слова молитвы, так как в церкви вошел в употребление обычай, чтобы дети во время литургии стояли пред святилищем и первые, после духовенства, причащались Св. Таин. В иных местах священники имеют обычай громко произносить молитвы Св. Возношения, почему часто слыша, дети могли знать их наизусть. Когда все было устроено по церковному чину, прежде чем приступить к раздроблению хлеба - вдруг Огонь ниспал с Неба, пожрал все предложенное и совершенно испепелил самый камень, так что не осталось никакого следа ни от камня, ни от того, что приносилось на нем. При виде неожиданного явления дети в страхе замертво попадали на землю и не могли ни встать, ни закричать. Так как они не вернулись в обычное время домой - они без чувств, все еще лежали на земле - родители отправились из селения узнать о причине их необычного отсутствия. После розысков они нашли их распростертыми на земле. Дети не узнавали своих родителей и ничего не отвечали на расспросы. Увидав их без чувств, родители взяли детей, каждый своего, и отвели домой. Все были в крайнем изумлении, видя детей в таком состоянии. Да и узнать что-либо нельзя было, вследствие бессознательного состояния детей. В течение целого дня их принимались не один раз спрашивать, но не добились никакого ответа. Весь день и ночь прошли в полной неизвестности относительно случившегося. Только на другой день дети понемногу стали приходить в сознание и рассказали, что они делали и что случилось. Тогда родители взяли детей и пригласив важнейших жителей селения, пошли на место происшествия, где совершилось изумительное чудо. Там заметны еще были следы ниспавшего Огня.
  Все, кто только слышал о происшествии и убедился своими глазами в достоверности его, поспешили в город и обо всем по порядку рассказали епископу. Епископ, удивляясь важности полученных сведений, отправился со всем клиром на место происшествия. Выслушав от детей еще раз рассказ, обо всем и увидав следы Небесного Огня, епископ назначил детей в инокии, на самом месте устроил знаменитый монастырь. Над местом, куда ниспал Огонь, был устроен храм и поставлен Св. жертвенник".Господин Георгий прибавил к своему рассказу, что в этом монастыре он видел одного из мальчиков. Вот о каком дивном и небесном знамении рассказал нам христолюбец Георгий!
  Ланчанское Чудо.
   Шел VIII век от Рождества Христова в церкви Сан Легонций старинного итальянского города Ланчано совершалось Таинство Евхаристии. Но в сердце одного из священников, служившего в тот день Литургию, вдруг возникло сомнение, истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. Хроники не донесли до нас имени этого иеромонаха, но зародившееся в его душе сомнение стало причиной Евхаристического чуда, почитаемого до сей поры. Священник гнал от себя сомнения, но они назойливо возвращались вновь и вновь. "Почему я должен верить, что хлеб перестает быть хлебом, а вино становится Кровью? Кто это докажет? Тем более, что внешне они никак не изменяются и не изменялись никогда. На верное, это всего лишь символы, просто воспоминание о Тайной вечере..." В ту ночь, когда Он был предан, Он взял хлеб, благословил, преломил и подал ученикам Своим, говоря: "Примите, вкусите: сие есть Тело Мое, которое за вас преломляется во оставление грехов" Так же и чашу, говоря: "Пейте из нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов".
  Со страхом произносил священник святые слова Евхаристического канона, но сомнения продолжали мучить его."Да, Он, жертвенный агнец, мог Своей Божественной властью обратить вино в Кровь, а хлеб - в Плоть. Все мог Он, пришедший по воле Отца Небесного. Но Он ушел давно, оставив этот грешный мир и дав ему в утешение Свои святые слова и Свое благословение...И, может быть, Свои Плоть и Кровь? Но возможно ли это? Не ушло ли подлинное Таинство причастия вместе с Ним в Мир Горний? Не стала ли святая Евхаристия лишь обрядом - и не более того?". Тщетно пытался священник восстановить в душе мир и веру. Между тем, освящение произошло. Со словами молитвы он преломил Евхаристический Хлеб, и тут крик изумления огласил не большую церковь. Под пальцами иеромонаха преломляемый Хлеб, вдруг превратился во что-то другое - он не сразу понял, во что именно. Да и в чаше было уже не вино - там была густая алая Жидкость, удивительно похожая на... кровь. Ошеломленный священник смотрел на предмет, который был у него в руках: это был тонкий срез Плоти, напоминающий мышечную ткань человеческого тела. Монахи окружили священника, пораженные чудом, не в силах сдержать изумления. А он исповедал перед ними свои сомнения, разрешенные таким чудесным образом. Окончив святую литургию, молча упал на колени и погрузился в долгую молитву. О чем молился он тогда? Благодарил за данный свыше знак? Просил прощения за свое маловерие? Мы этого не узнаем никогда. Но подлинно известно одно: с тех пор в городе Ланчано двенадцать веков хранятся чудесные Кровь и Плоть, материализовавшиеся во время Евхаристии в церкви Сан Легонций (ныне Сан Франческо). Весть о чуде быстро облетела тогда близлежащие города и области, и в Ланчано потянулись вереницы паломников. Прошли века - и чудесные дары стали объектом внимания ученых. С 1574 года над Святыми дарами велись различные опыты и наблюдения, а с начала 1970-х годов они стали проводиться на экспериментальном уровне. Но данные, полученные одними учеными, не удовлетворяли других. Профессор медицинского факультета Сиенского университета Одоардо Линолди, крупный специалист в области анатомии, патологической гистологии, химии и клинической микроскопии, проводил со своими коллегами исследования в ноябре 1970 и в марте 1971 годов и пришел к следующим выводам. Святые дары, хранящиеся в Ланчано с VIII века, представляют собой подлинные человеческие Плоть и Кровь. Плоть является фрагментом мышечной ткани сердца, содержит в сечении миокард, эндокард и блуждающий нерв. Возможно, фрагмент Плоти содержит также левый желудочек - такой вывод позволяет сделать значительная толщина миокарда, находящаяся в тканях Плоти. И Плоть, и Кровь относятся к единой группе крови: АБ (4-я). К ней же относится и Кровь, обнаруженная на Туринской Плащанице. Кровь содержит протеины и минералы в нормальных для человеческой крови процентных соотношениях. Ученые особо подчеркнули: более всего удивительно то, что Плоть и Кровь двенадцать веков сохраняются под воздействием физических, атмосферных и биологических агентов, без искусственной защиты и применения специальных консервантов. Кроме того, Кровь, будучи приведена в жидкое состояние, остается пригодной для переливания, обладая всеми свойствами свежей крови. Руджеро Бертелли, профессор нормальной анатомии человека Сиенского университета, проводил исследования параллельно с Одоардо Линоли и получил такие же результаты. В ходе повторных экспериментов, проводившихся в 1981 году с применением более совершенной аппаратуры и с учетом новых достижений науки в области анатомии и патологии, эти результаты вновь были подтверждены...
  По свидетельствам современников чуда материализовавшаяся Кровь позже свернулась в пять шариков потом затвердевших Интересно, что каждый из этих шариков, взятый отдельно, весит столько же, сколько все пять вместе. Это противоречит элементарным законам физики, но это факт, объяснить который ученые не могут до сих пор. Помещенная в античную чашу из цельного куска горного хрусталя, чудесная Кровь уже двенадцать веков предстает взорам посещающих Ланчано паломников и путешествующих. "Русский Дом", ?2, 2000 г.
  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
  ЛИТЕРАТУРЫ:
  1. Библия: Ветхий и Новый заветы
  (Синодальный перевод).
  2. Служебник:
  (Божественная литургия Иоанна Златоуста)
  3. Закон Божий
  (для семьи и школы. С. Слободского)
  4. ЖМП 1971 г., ?1, 35: Н. Кавасила
  "Изьяснение Божественной литургии"
  5. Епископ Виссарион (Нечаев):
  "Толкование на Божественную литургию"
  6. Протоиерей Г. Дяченко: "Толкование
  Божественной литургии"
  Молитва Оптинских Старцев на начало дня
  Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
  Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
  Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
  Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их
  со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.
  Во всех словах и делах моих - руководи моими мыслями и чувствами.
  Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.
  Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей,
  никого не смущая и не огорчая.
  Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его.
  Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть,
  прощать и любить.
  Аминь.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"