|
|
||
Мануал. Как я делаю кукол. Если кто-то воспользуется им, милости прошу ссылки на фотки в комменты. ОСТОРОЖНО трафик!!! UPD 4/10/2009 -- Я доделала эту аццкую куклу! |
АХТУНГ!!! Не все приведенные в статье советы и приемы безвредны для здоровья. Если желающие внять им не будут соблюдать технику безопасности при работе с упомянутыми в статье предметами и устройствами, автор статьи ответственности не несет! Каждый сам заботится о своем здоровье! Кроме того, автор не дает никакой гарантии, что в результате ваших действий получится именно то, что вы хотите увидеть. Статья носит рекомендательный характер и открывает только некоторые приемы изготовления шитых кукол. Никаких чудодейственных средств против кривости рук автору не известно. Если вы воспользуетесь приведенными ниже советами или всей технологией, пожалуйста, не поленитесь сфотографировать ваше творение и поместить ссылку на фотку в комментах!
Далее вырезаем все детали. При этом сверяем, чтобы длина тела, плеча, боковых
швов оказалась одинаковой. Складываем выкройку ноги напополам и вырезаем ее
симметрично.
Достаем купленный (или призаныканный после шитья предыдущей куколки) шелк и
разглаживаем его, чтобы не было на нем лишних заломов.
Раскладываем ткань на столе в один слой. Не допускаются никакие сгибы и попытки нарисовать симетричную
деталь (либо несколько кратных деталей) таким образом. Каждая деталь рисуется отдельно в развертке. Если нам нужно
нарисовать две детали для ноги, по две детали для ступней, две для спины и четыре детали для руки, мы столько
их и рисуем. Не забываем о зеркальном отображении. Две руки "смотрят" в одну сторону, а две - в другую.
То же самое касается деталей для ног, ступней и спины.
Каждую деталь обводим дважды. Один раз - по контуру выкройки. ПО нему мы будем шить. Второй раз - делаем припуск
на шов. Вторая линия не обязательно должна быть идеально ровной, т.к. при вырезании все равно будут допущены ошибки.
Эта линия необходима только для того, чтобы мы случайно не вырезали без припуска на швы. После всех описанных тут действий
получим нечто вроде:
Находим не очень нужную в быту доску (ДСП или фанеру) размером примерно 50 на 50 см. Или чуть больше. Чтобы подложить
ее под расстеленный на столе шелк. Нет, ну если есть желание испортить стол, то доску точно не надо =)) И достаем где-нибудь
жестянку. Любую. Лучше не такую как у меня, а крышечку радиусом 15-20 см.
Далее провожаем мужа, папу, брата и вообще, всех особей мужского пола погулять. Или усыпляем их бдительность. Потому
что сейчас мы полезем в их ящик с инструментами и вытащим оттуда паяльник! Если у вас есть свой собственный паяльник,
то никого не надо выгонять и усыплять. Ваш паяльник, что хотите, то с ним и делаете.
Кладем паяльник на жестянку и включаем его в розетку. Если у вас совсем нет жестянки, то паяльник придется держать в руке
и никуда не класть =)
Минуты через 2-3 паяльник разогреется и начнет прожигать ткань. Тестировать это лучше всего на ненужном фрагменте материала,
из которого мы сейчас будем вырезать детали. У каждого материала свой состав и свои свойства, поэтому температура
прогрева паяльника и толщина реза непосредственно зависят от этого. Ну, и от толщины жала паяльника, естественно.
Да, кстати, если вы боитесь обжечься, орудуя паяльником, положите на стол для храбрости мазь от ожогов. Она вам не понадобится. Но если так спокойнее... пусть лежит =) Когда паяльник начнет проделывать
дырки в нашей ткани, начинаем резать.
Ясен пень, что таким образом у вас не получится разрезать натуральную ткань!!! Поэтому и говорилось в начале:
покупаем синтетику. Для чего? Паяльник обжигает края деталей, и ткань не сыплется. Конечно, любители противоестественного
хентая с сыпучими тканями могут не следовать моему совету и шить из натуральных тканей, борясь с сыпучестью материала
своими средствами. Но я предпочту заниматься выжиганием. То же касается и трикотажей. Основной их состав - хлопок. Но при
растяжении получаются стрелки. Оно нам надо? Итак, наш паяльник делает дырки в ткани. И мы быстро обводим внешние контуры
всех наших деталей. Если будем делать это медленно, ткань под жалом паяльника начнет плавиться, и мы испортим то,
что вырезаем.
Заметим, что обведенные детали мы не откладываем в сторону, а оставляем там, где они и лежали. Дело в том, что при вырезании паяльником деталь как бы приклеивается к доске и удерживает остальной материал, не дает ему скользить. Благодаря этому погрешность в вырезании деталей уменьшается.
Когда все вырезано, отделяем детали от материала, обрезки выбрасываем в мусорку, а детали складываем стопочкой, обрезав грубые артефакты. Желательно, конечно, чтобы их было как можно меньше. После того, как все детали оторваны от доски, необходимо очистить доску от остатков переплавленной синтетики. А то будет неприятно наткнуться на бугорки в следующий раз.
Ах да, совсем забыла! Кладем паяльник на жестянку и выключаем его. Пусть остывает. Ему для этого понадобится минут 20. Пока паяльник до конца не остыл, берем сложенную в несколько раз салфетку и обтираем "синтетический припой". А то муж/отец/брат не будет прыгать от счастья, когда обнаружит на жале столь странный припой. Если паяльник ваш, и вы его используете исключительно для вырезания из ткани, "припой" можно не убирать. Если боитесь чистить горячий паяльник, можно отнести его в ванную (ВЫКЛЮЧЕННЫЙ!!!!! А то ваши очумелые ручки не смогут завершить начатую работу!!!) и промыть под холодным краном жало. С жала смоется вся копоть, в том числе и припой из полиэстера, нейлона и пр. Жало будет ярко оранжевым (заодно посмотрите, какого цвета медь, если не знаете =) ). Хозяин паяльника, может и удивится тому, что его инструмент стал чистеньким, как из магазина. Но мы ж молчим. Это не мы? =)))
Далее приготовим для куколки позвоночник, на который позже будем крепить голову. Кладем на стол одну из деталей туловища
и шею так, как будто они уже пришиты друг к другу (с учетом припусков на швы). Ищем дома палку, крепкую, не гнущуюся,
которая была бы длиннее тела вместе с шеей сантиметров на 5.
У меня нашлась очень длинная палка. Что же, не беда! Из длинного короткую всегда легко сделать! Сначала возьмем ручку и
отметим примерно на каком месте у куклы будет шея.
Далее проверяем, не вернулся ли домой хозяин коробки с инструментами. И достаем оттуда что-нибудь пригодное для распиливания
на части. Бензопилу брать не стоит, а вот ножовочка подойдет.
Нет, конечно, можно и попросить инструменты у мужчины. Но он же будет беспокоиться: чтобы вы не поранились, чтобы инструмент не испортили. Это ж мы с вами только знаем, что ручки у нас очумелые, и все умеют делать правильно! Вот поэтому хозяев пояльника и ножовки лучше не нервировать (если этот хозяин не вы)! Итак, взяли ножовку, если страшно, поставили на всякий пожарный на стол бутылек йода, если поранитесь, чтобы сразу обработать. И начинаем пилить на расстоянии примерно 5 см от шеи.
Далее нам потребуется мягкая-мягкая тряпочка вроде флиса. Зачем? Надо. ЧТобы когда мы воткнем позвоночник в тело, мы могли
бы его прихватить в паре-тройке мест ниточкой, а то он начнет крениться, и кукла будет со сколеозом.
Обворачиваем палочку мягкой тряпочкой и зашиваем ее.
После того, как работа закончена, на тряпочке шариковой ручкой или перманентным маркером помечаем начало и конец шеи.
Итак, приготовления закончены.
Теперь стачиваем на швейной машинке все детали тела. Чтобы ткань не скользила, можно скрепить
стачиваемые детали 1-2 булавками. Каким образом стачивать ваши детали, углубляться не буду. Вы ж сами разрабатывали выкройку,
и вам лучше знать, что к чему должно быть пришито =)
Разложим стаченные детали на рабочем столе и с удовольствием посмотрим на них. До конца работы еще куча дел, но
завершение одного из этапов не помешает отметить довольной улыбкой.
А теперь берем все наши детальки, фиксируем концы швов (завязываем там аккуратные узелки) и обрезаем все ненужные
нитки. После чего берем нашу обшитую флисом палочку и используем ее для выворачивания деталей. Флис, конечно, нужен
не для выворачивания. Он пригодится нам позже. Но и при выворачивании он очень сильно поможет - защитит ткань
от разрыва.
Чтобы вывернуть руку, нам необходимо сделать надрез практически до машинного шва.
А также не помешает обрезать в районе пальцев всю лишнюю ткань. Для этого можно взять паяльник и расплавить лишнюю
материю, а можно ограничиться и ножницами. Отрезанные фрагменты не так велики, и они не рассыпятся за короткий
промежуток времени между выворачиванием и набивкой. Будьте осторожны, случайно не повредите машинный шов.
Далее с помощью иголки выворачиваем большой палец на руке.
В итоге должно получиться что-то вроде:
Точно таким же образом срезаем лишнюю ткань на остных углах туловища, а затем выворачиваем его.
Разложим получившееся на столе.
Далее покупаем или достаем из запасников 50-70 см синтепона.
И набиваем им конечности нашей куколки. Туловище пока не трогаем. Для набивки опять используем обшитую флисом
палочку. Эх, какая она многофункциональная получилась, а! Если вздумаете проталкивать в ручки и ножки синтепон
с помощью ручек, карандашей или спиц, велика вероятность, что вы просто порвете ткань, и вам придется перешивать
одну из конечностей куклы. Что может привести к асимметриям. Синтепон должен быть распределен по детали равномерно
и достаточно плотно. При желании можно воткнуть в ноги "кости" -- карандаши или проволоку соответствующей длины.
Но я предпочитаю этого не делать. Кости потом вылезают или ломаются практически сразу, а стоять самостоятельно
кукла все равно не будет.
Когда руки и ноги куколки готовы, положим их рядом и сравним их длину. Если расхождение в длине велико, необходимо
отметить лишнюю длину на бОльшей детали и по возможности ушить ее.
Проводим контрольный замер позвоночника относительно длины туловища и шеи. И если длина позвоночника оказывается
больше планируемой, снова бежим за ножовкой и отпиливаем лишнее. К счастью, мне этого делать не пришлось.
А теперь давайте для храбрости выпьем немного алкоголя, т.к. наступил очень ответственный момент - моделирование
головы для куклы. =)))
Берем заранее прикупленную в магазине массу для моделирования. Я выбираю ее по следующим показателям: масса не
более 300 грамм, цвет - белый, в крайнем случае - коричневый, не требует обжига в духовом шкафу (затвердевает на
воздухе). Предпочитаю что-нибудь чешское.
Снимаем кольца, а то отмывать потом придется, и приносим в комнату, где работаем над куклой, миску с водой,
в которой будем смачивать руки. Даже на инструкции к пластике написано, что лепить надо влажными руками.
Далее долго-долго мучаемся и ваяем человеческую голову. В меру своей криворукости. Стремимся, чтобы она
получилась более-менее симметричной, и на лице не было очень грубых черт. Потом сами же замучаетесь обтягивать
черепушку тканью.
Когда голова готова, намечаем на ней место для шеи, и вкручиваем туда обшитую флисом палочку до верхней пометки
шеи. Следим, чтобы палочка не вылезла на макушке, а то будет вам рогатая куколка. Отпиливать уже поздно!
Проводим контрольный замер. Смотрим, чтобы хватало длины туловища и шеи. Пока туловище и шею не набиваем синтепоном!!!
Последний штрих к портрету. Мокрой рукой проходим по всей черепушке, сглаживая все неровности, возникшие при
лепке.
Укладываем готовую голову на мягкую тряпочку, если есть подушка -- лучше на нее, потому что за время сушки
затылок может деформироваться. Желательно класть под неотключенную батарею, если такая в данный момент в доме имеется.
Оставляем наши скульптурные опыты на 2-3 дня. Не слушаемся инструкций на упаковке, которые гласят о 24 часах для
сушки. Эта инструкция написана не для таких извращенцев, как мы. Нам надо, чтобы черепушка основательно просохла.
Она должна стать жесткой и звонкой. Не то при попытке обтянуть голову тканью мы деформируем с таким усердством
слепленный череп =)
А теперь устроим себе небольшой выходной. Можно отправиться по магазинам и накупить для куколки всяческие цацки в бижутерных отделах. А еще нам сейчас потребуется моток ниток "Ирис" для волос. Какого цвета - решать вам. Я хочу сшить египетского мальчика, поэтому буду покупать черные нитки.
....................................
ПРОШЛО 3 ДНЯ
Берем подследники, которые не сносили в прошлом сезоне. Или покупаем новые. Не важно, т.к. один из них будет
служить прокладкой между пластикой и натягиваемой тканью, а второй окажется один-одинешенек. Если нет подследников,
сгодятся носки, колготки, чулки, только не гарантирую, что это будет также легко натянуть на голову куколке,
как подследник. Для чего это вообще нужно? А чтобы натягиваемый шелк не повторял погрешности, допущенные при лепке.
Вырезаем из шелка равнобедренный прямоугольный треугольник высотой примерно 15-20 см. Если с геометрией туго,
складываем остаток ткани по косой так, чтобы... тьфу, с высотой треугольника проще.
Опускаем ткань в горячую воду и накладываем мокрый треугольник поверх слепленной головы. Далее начинается противоестественный
хентай или увлекательнейшая игра "натяни шелк на голову из пластики". Хорошо бы иметь для этой операции рук шесть.
Но, увы, до Шивы нам далеко. Поэтому свыкнемся с мыслью, что непослушный шелк у нас все время выскальзывает из рук.
Следует руководствоваться следующим: на лице не должно остаться ни одного противоестественного залома ткани.
А вот на затылке можно творить все, что душе угодно, т.к. швы будут впоследствии закрыты волосами.
Я положила ткань по косой. Длинная сторона треугольника сверху, прямой угол - под подбородком. Такая укладка
подволяет сделать всего 2 шва на затылке и оставить симпатичные ушки.
Если взять стрейчевую ткань, например, трикотаж, то заломов будет меньше. А ушек, вообще, не останется. Но раз уж
нажила я себе проблем, купив шелк, буду эти проблемы расхлебывать. Ушки прижимаются к затылку и пришиваются. Так что,
в итоге черепушка выглядит вполне аккуратной.
Ткань не очень четко повторяет контуры вылепленной формы. На самом деле, заметен только нос. Бровей и губ не видно.
Не беда. Идем в ванную и мокрой рукой проходимся по лицу куклы. Ни в коем случае не суем черепушку под кран. А то
глину растворим. Немного смочить лицо достаточно. Отправляемся к гладильной доске, включаем утюг и аккуратно носиком
продавливаем ткань в глазные впадины и в области губ. Можно еще подтянуть шелк на переносице. Будьте предельно
внимательны, глина немного плавится от температуры утюга, так что, не злоупотребляйте сутюжкой.
Но в итоге лицо станет более выразительным.
Далее надеваем на позвоночник шею и пришиваем ее таким образом, чтобы забрать под нее все получившиеся на подбородке
складки. Заметим, что шов на шее должен идти четко сзади аки позвоночник. Когда шея пришита, набиваем ее синтепоном.
Натягиваем на позвоночник туловище. Если наши счетоводческие способности подвели нас, и из куклы получается
человек-жираф (и куда только девается столько сантиметров??? Да, со стереометрией у меня со школы проблемы...), идем
к ящику с инструментами, отвлекает мужа/отца/брата, впрочем, хозяина, берем ножовку и отпиливаем лишние несколько сантиметров
от позвоночника.
Когда длина позвоночника станет нормальной, прихватываем нижнюю часть обмотанной флисом палки... в центре нижней части
туловища. Да, вот за этим нам и нужен флис. Кстати, кто умеет пришивать деревяшку без обмотки - милости прошу =)))
После того, как позвоночник зафиксирован, набиваем тело синтепоном так, чтобы плечи у куклы были ровными и талия,
кстати, тоже. А затем пришиваем туловище к шее. Следим, чтобы задний шов на туловищу совпадал со швом на шее.
Как-никак, это продолжение позвоночника. Иначе не красиво будет и кукла будет страдать сколеозом =)
Ну вот и готов наш безрукий, безногий инвалид. Заносим в "операционную" конечности...
Чтобы меньше мучиться, начнем пришивать их с рук. Зашьем дырку, через которую выворачивали руку после стачивания.
Зафиксируем руку примерно на 1 си ниже плеча, а затем пришьем ее по кругу.
Да, со второй рукой все намного сложнее. Надо смотреть, чтобы после закрытия дырки руки оставались одной и той же длины,
чтобы руки были пришиты на одном уровне и под одним углом... в общем, чтобы не было перекоса.
После того, как с руками закончено, переходим к ногам.
Ясно, что шов на ноге должен идти ровно посередине сзади. С этой точки и начинаем пришивать ногу, подминая под нее острые углы на туловище. Опять же, со второй ногой нужно быть аккуратнее и следить, чтобы она не оказалась пришита на другом расстоянии от позвоночника, не стала короче/длиннее, и пр.
Итак, тело готово!
Любители кукольной порнографии могут пришить еще кое-что =)
Теперь займемся прической куклы. Замотаем туловище в какую-нибудь тряпку, которую не жалко испачкать паргой, оставив
открытой только голову.
Берем заранее купленные/найденные нитки "Ирис". Любители более толстых волос у кокол покупают более толстые нитки.
Ищем в нашей библиотеке книгу в твердом переплете. Книги в мягком переплете НИ В КОЕМ СЛЕЧАЕ брать нельзя. Если вы,
конечно, не хотите ее испортить =)
Наматываем нитки на книгу. Вдоль или поперек корешка - решать вам, все зависит от длины волос куклы. Мне нужны
короткие волосы, поэтому я и наматываю поперек. Вообще, рекомендуется изначально делать кукле волосы на несколько
сантиметров длиннее, чем предполагается. Легче подстричь, чем потом сокрушаться, что длины волос не хватает.
Да, чем длиннее волосы куклы, тем больше книжку мы берем!
Когда намотали хотя бы половину клубка, разрезаем нитки по той стороне, где между книжкой и нитками можно протиснуть
ножницы. Вот для этого и нужен был твердый переплет!
Если ниток не хватит, всегда можно будет повторить процедуру и настричь еще =)
Отмечаем на голове у куклы, где будет начинаться прическа. Делать это лучше карандашом, в процессе работы сотрется.
Так как я собираюсь делать куклу с короткой стрижкой, половину затылка мне придется заполнить стежками, т.к.
слишком коротких волос мне отстричь не получится. Навязанные пряди просто начнуть распадаться и вылазить. А этого
нам не надо.Грубыми стежками отмечаем границы области.
И пока не задолбает или на пальцах не появится мазолей, вышиваем на затылке гладью. Честно говоря, это очень тошное
неблагодарное занятие. Если останутся просветы... пускай пока остаются, после финальной стрижки посмотрим, следует ли там
еще что-нибудь довышивать.
А теперь берем толстую иголку с большим ушком. ДА! Начинается главный вынос мозга! Сейчас мы начнем вставлять
пряди в черепушку! Берем одну нитку, складываем вдвое (в моем случае) и протягиваем в ушко. Получается прядь
из 4 волосин.
Далее по кругу пронизываем пряди в шелк и завязываем их двойным узлом.
Между двумя кругами делается отступ
в 4-5 мм, не то шевелюра получится слишком густой. Меньший отступ рекомендуется делать только между первым и
вторым кругами.
Этого занятия нам хватит на неделю, если не на две! Дерзайте, вы талантливы и усидчивы! ^_^
Когда закончим, получится нечто вроде вот этого.
Если мы поставили перед собой задачу сделать эмо или L из Десноута - то получившееся чудо даже можно не стричь! Хехе.
Но глаза на лице нарисовать нужно. Поэтому заберем волосы наверх и заколем чем-нибудь, например, своим крабом.
Далее берем баночку со штрихом обыкновенным. Представьте себе, им можно не только запятые замазывать и писать на
партах: "ЭиУ-234 -- The Best!!!" и прочую лабуду. В принципе, можно использовать для нашей цели не только штрих,
но и акриловую краску. Ни в коем случае не показываем господам-моделистам, на что изводим их НЗ.
Тренируемся в рисовании на черновике, т.к. на личике куколки ни одной ошибки делать нельзя.
Когда чувствуем уверенность в руках, тяпаем для храбрости алкогольного напитка (не крепче кефира) и приступаем
к раскрашиванию личика.
Далее берем фен и высушиваем нарисованные белым глаза. Или просто откладываем куколку на 15-20 минут и идем на
кухню допивать кефир. Когда алкоголя не останется, берем свою косметичку и извлекаем оттуда поводочный карандаш
(желательно не черный) и тени. Не считайте, что косметику легко убрать с лица куклы. Ничего подобного! Кстати,
эту идею я подхватила в журнале Анне Бурды за 1992 год.
Далее разрисовываем мордочку куколки по вкусу.
Для того, чтобы нарисовать зрачки, возьмем перманентный маркер. По нанесенному штриху он не будет растекаться по ткани,
к тому же в отличие от косметики, он дает более четкие линии, что и нужно для зрачка. Вообще, при рисовании зрачка
можно использовать несколько маркеров разных цветов и добавлять цвет подводочным карандашом.
Наконец, рисуем рот. Если вы делаете куколку-девочку, можете взять лак для ногтей и подкрасить нижнюю губу.
А теперь займемся парикмахерским искусством. Берем свою расческу и причесываем куклу, чтобы волосы не выглядели
спутанными.
Далее все просто. Берем ножницы и занимаемся стрижкой. Желательно при этом соблюдать те же правила, что и
при обычной стрижке. Например, нельзя пускать под ножницы сразу все волосы, обрезать постепенно. Лучше недорезать,
чем состричь лишнее. У куклы волосы не отрастают =( А если пострижете лишнее, придется заново вставлять волосы.
Хотите?
После всех фокусов ножницами получим законченную прическу. Еще раз расчесываем куклу и обрезаем все погрешности,
пряди, что случайно запутались при первичной стрижке.
Весь оставшийся мусор собираем на бумажку и несем в урну. Если, конечно, вы не фанат кучи хлама в комнате =)
На этом работу над телом куколки можно считать завершенной.
А теперь переходим к созданию одежды. Этому я посвящу отдельную статью. Там также не будет никаких конкретных выкроек.
Только некоторые приемы, которые могут пригодиться для быстрого и эффективного шитья на куклу.
Очень надеюсь, что этот иллюстрированный мануал вам понравился. Если воспользуетесь им или хотя бы его частью,
смело показывайте результаты ваших опытов в комментах. =))
Не прошло и полгода, как я сподобилась одеть свое творение!
Существо я ленивое и занятое, поэтому и шмотки для египетского мальчика старалась сделать как можно быстрее.
Отыскала весь хлам, что завалялся у меня от прошлых кукол и докупила бисера:
Потом... гугль мне в руки, нашла схемы для плетения и выбрала из них самые ленивые, на одну леску:
И начала плести всяческие украшения:
Через пару часов (ведь бисер у ленивой хозяйки крупный) украшения были готовы. Осталось их только пришить к куколке:
Дальше - берем паяльник, синтетические тряпки и вырезаем одежду. А затем, где требуется, сшиваем на машинке. Фотографировать этот этап я почему-то не стала. Зато, когда закончила, достала из коробки вот эту очаровательную египтянку:
И решила сфотографировать свой продукт:
В компании с ней:
И немного романтеги:
Воть так... а теперь у меня опять ручки чешутся кого-нибудь сшить...................
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"