Основы митраизма (с) Крысолов
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Мир Победившего Митраизма - от Никейского собора (325 г.) до падения христианской империи берберов (1066 г.)
|
Основы Митраизма (с) Крысолов
Никейский собор 325 г (-392) определил взаимоотношения отдельных
митраистских братств и их слияние в единую структуру, способную укрепить Римскую
Империю. Очень многое для укрепления структуры и развития митраисткого учения
сделал император Констанций, однако судьбоносным стал II Собор Братств в
Константинополе, созванный императором Юлианом по окончании Первого персидского
похода в 364 году (-353). На нем были окончательно определены пантеон богов
(впрочем впоследствии изменявшийся и дополнявшийся, священные таинства и
организационная иерархическая структура, а также взаимоотношения Братств и
государства). Кроме того были определены 5 Отцов Отцов империи (Патриархов).
1. Патриарх Востока (Константинополь)
2. Патриарх Иллирика (Сирмий)
3. Патриарх Италии (Рим)
4. Патриарх Галлии и Британии (Августа
Треверов)
5. Патриарх Африки (Карфаген).
Отцу Отцов подчинялись Старшие отцы - главы братств определенной провинции
или территории, которым в свою очередь подчинялись Отцы городов и общин.
Высшим главой и покровителем Братства (в расширенном понятии - община
верующих, сравни христианская Церковь) считался сам Император.
На соборе было проведено разделение понятий военного и гражданского
братства., а также определена роль женщины в митраистком религиозном
мировоззрении.. Так женщина не может быть посвящена в чисто воинские таинства
митраизма, однако она может присутствовать некоторых мистериях, а также
приносить Митре жертвы и возносить молитвы. Кроме того, только женщины имеют
право участвовать в культе Луны, божественной супруги Солнца, небесного союзника
Митры и являться жрицами этой богини. В гражданской жизни роль женщины не
претерпела существенных изменений. Сосудом греха она не считается и не может
считаться ибо сам Гелиос имеет божественную супругу.
На Соборе были
кодифицированы и записаны основы митраистического вероучения, молитвы,
митраистическая космогония и философия. Таким образом появилась священная "Книга
Пророков". Кроме того был создан кодекс чести воина-митраиста "Книга Воина
Света".
Вкратце космогонию можно передать так: бог Хронос Бесконечное Время создал
бытие и небытие, время и безвременье, небо и звезды, добро и зло. Гелиос
Непобедимое Солнце возглавил силы добра с которыми ведет вечную войну бог зла и
мрака Ариман. На каком-то этапе этой борьбы из священной скалы родился Саошиант
(спаситель) Митра. Он боролся с Гелиосом, победил его и заключил с ним вечный
союз против Аримана. Впоследствии он убил Великого Быка, тем самым породив жизнь
на Земле. Через некоторое время он принес себя в жертву ради спасения
человечества и вознесся на небеса. Он вернется чтобы возглавить воинство верных
на последнюю битву со злом и победить.
Митраист должен бороться со злом и несправедливостью, служить начальству,
не изменять, не лгать, вести праведную жизнь.
После смерти его душа попадает
на небо, проходя Семь Врат и очищаясь от чувств и эмоций до тех пор, пока не
попадет к самому Митре в его воинство.
Митраизм оказался менее подверженным ересям, в отличие от христианства и по
состоянию на 1000 год западные и восточные Братства практически ничем не
отличаются в области теологии и догм. Мелкие различия в обрядах и мистериях
вполне допустимы и никто на них не обращает внимания. Кроме того, по мере
обращения языческих племен, последние добавляют некоторые свои элементы в
обрядность и теологию, однако никто подобное самоуправство не запрещает и
смотрит на это снисходительно.
Тем не менее некоторые ереси есть.
1. Зороастризм. По мнению митраистов ересь заключается в том, что Митра
низведен здесь на уровень одного из ангелов Солнца, что является явным умалением
роли Митры.
2. Ересь Солнца или Арианство (арабский митраизм). Отождествление
Непобедимого Солнца и Митры. Арабы полагают, что Солнце и Митра один и тот же
бог, что неверно ибо Солнце находится в иерархии выше, но Митра является его
союзником, воином и Спасителем человечества.
3. Ересь Аримана. Скрытое и малораспространенное учение, заявляющее о том,
что победа Митры в последнем сражении не определена, т.е. победит не Митра, а
тот кто победит, может быть даже Ариман. Приверженцы этого учения не признают
две заповеди: не лги и не изменяй.
4. Ересь Галилеянина. Считается злейшей ересью и выдумкой Аримана,
извратившего и переиначившего все божественные откровения.
В целом митраизм во взаимоотношениях с властью более похож на православие
чем на католицизм и не исповедует примат духовной власти над государственной.
Наоборот, праведный митраист обязан строить град земной, ибо Небесный уже давно
построен и ждет пополнения своих рядов.
Митраизм после падения Римской империи.
Первым германским племенем, принявшим митраизм явились вестготы. Император
Юлиан уделял большое внимание обращению задунайских варваров, а после поражения
при Адрианополе, готы были вынуждены окончательно принять митраизм.
Подобное случилось с вандалами и аланами, которые после поражения 407 года
(-310) осели по Рейну федератами.
В ходе гуннских войн патриархат Сирмия
серьезно пострадал и именно с этих пор начался упадок Сирмия как одного из
центров митраизма. Последними ударами оказались нашествия славян и авар, так что
к 852 году (135) князь Великой Моравии вынужден был посылать за авторитетными
миссионерами в Константинополь.
После отпадения Британии, местные братства
все настоятельнее требовали большей независимости от Галльского Патриарха. В
конце концов их требования были удовлетворены на V соборе братств в Эфесе.
Британия получила своего Патриарха. Пожалуй из всех патриархий именно Британская
оказалась наиболее продвинутой в плане миссионерства, а также в целом наиболее
культурно развитая и интересная. Огромное влияние британцы оказали на
распространение митраизма в бессейне Балтики, так что к 1000 году большая часть
Скандинавии и европейские княжества викингов (в Лузитании) приняли митраизм.
Британские и ирландские жрецы и ученые котировались по всей Европе и даже в
Византии.
Италийская Патриархия считается самой авторитетной в Европе, так как
формальный глава митраистского Братства - Император, находится в Италии. Помимо
Италии, Патриархия включает в себя южногерманские герцогства (Бавария), Прованс
и альпийские территории.
Восточная патриархия охватывала всю Византию, однако в Сирии и Египте у
официального центра была серьезная оппозиция в виде Арианства (сирийский
митраизм). Начало этого учения происходит из учения "перса" Ария, не признавшего
никейский символ веры. После вторжения арабов Аламундара именно эта оппозиция
помогла арабам прочно оккупировать захваченные территории и стать господствующим
толком митраизма здесь.
Африканская патриархия после арабского завоевания не погибла, однако
вынуждена была уступить главенствующее место Арианству. Однако кровавых
столкновений между ортодоксами и арианами не происходило, все решалось (вернее
не решалось) в теологических спорах, отчуждения между ортодоксами и арианами не
было.
Галльская патриархия являлась крупнейшей патриархией Гото-Римской
империи и включала в себя помимо Галлии, Испанию и северные германские
герцогства. Однако серьезнейшим испытанием на прочность явились Священные Войны,
длившиеся около века.
Священные войны.
В 717 году (1 ЯСМ) в Испанию вторглись арабы-ариане. С целью
противодействия императорская армия Марка Атаульфа двинулась из Саксонии в
Испанию и при переходе через Пиренеи (в Басконии) нашли странную скалу. Патриарх
Галлии объявил эту скалу Истинным Камнем.
После победы при Толедо и изгнания арабов в дикой горной местности началась
постройка Храма Священной Скалы и защищающей его Цитадели Света. В данной
политике прослеживаются также и определенные моменты соперничества Галльской и
Италийской патриархий (в Италии Император, зато у нас в Галлии Истинный Камень),
но как бы то ни было строительство было окончено и Храм предстал во всем
величии.
VIII-X века (I-III вв ЯСМ) явились временем политической
нестабильности и децентрализации Римской империи. Местные дуксы забирали все
больше власти на местах, превращая императоров в номинальных властителей. В
конце-концов империя развалилась на ряд независимых дукатов, сплоченных властью
Императора лишь номинально.
Первая половина X века (III века ЯСМ) протекала особенно тяжело. В Испании
царил настоящий хаос. Некогда единый диоцез превратился в конгломерат из 24
дукатов и виконтств (графств). Положение еще более осложнилось после вторжения в
190г ЯСМ (907г) прорвавшихся через Ла-Манш викингов Ролло и основания ими дуката
Нормандия в ряде областей Северной Лузитании.
Воспользовавшись этим и
использовав авантюристическую политику дукса Валенсии Бертрана в 250 году
(967год), в Испанию вторглись полчища мавританских христиан. Дуксы Севильи,
Кадиса и Кордовы заключили с нечестивцами предательский сговор и 2 года спустя
Валенсия пала и галлилеяне стали хозяевами всего Валенсийского дуката. Расплата
не заставила себя долго ждать. В 254 году ЯСМ (971) армия мавров взяла штурмом
Севилью и Кордову, а на следующий год - Кадис. В течение 5 следующих лет к ногам
завоевателей пала вся Испания за исключением территорий к северу от Дуэро -
будущий дукат Леон, а также Нормандии (правда очень уменьшившейся в размерах). В
263 году ЯСМ (980г) христиане вторглись в дукат Барселона и нависла угроза
потери Храма. Обстоятельства требовали неотложных мер, патриархи Галлии и
Италии, а также Император призвали всех верных на священную войну в защиту
Храма. Этот поход рассматривался как репетиция Последней Битвы. В результате
удалось набрать огромную армию - добровольцы ото всей Галлии, германские рыцари,
гвардия Императора, лузитанские норманны и даже британские наемники. В 265 году
ЯСМ (982г) неподалеку от Храма состоялась Битва у Священной Горы. По
свидетельству очевидцев в этом бою сам Митра помогал своим сторонникам. Так или
иначе, армия, возглавляемая дуксом Тулузы Марком (впоследствии прозванным
Мартеллом) одержала блестящую победу. Мавры вынуждены были отступить и очистить
территорию к северу от Эбро.
Наступление продолжалось и постепенно, к 295 году (1012г) в руках мавров
осталась только Франкия и Южная Валенсия. В 301 году ЯСМ (1018г) началось общее
восстание арабов-митриастов Атласа, вызванное фанатичной религиозной политикой
мавров и совпавшее с восстанием населения Франкии и началом 4-ой Священной войны
и общим натиском испанских митраистов на юг. В 307 г (1024г) мавританская
столица Испании Севилья пала. Последним осколком христианства в Испании осталась
Гранада, которая была взята армией норманнского (лузитанского) дукса Вильгельма
Завоевателя в ходе 5-ой Священной войны в марте 349 года ЯСМ (1066г).
Христианская империя берберов рухнула и последние откатились назад в
Сахару. Марокко и атлантическое побережье перешло в руки митраистских арабских
эмиров.