Аннотация: Малыш замолчал. Как объяснить папе, что любой человек, даже ребенок - знает всё? Знает всё, кроме того, что он - это знает...
Жуки
Он приложил спичечный коробок к уху и, затаив дыхание, прислушался. Жуки едва различимо шуршали, что, впрочем было неудивительно: они же совсем крохотные, эти жуки. Мальчик улыбнулся, и очень осторожно, медленно - чтобы жуки не разбежались - приоткрыл коробок. Вот они! Раз. Два. Три. Четыре. Пять. Пять жуков. Полупрозрачные, совсем маленькие. Даже и не собираются расползаться.
"Славные, - подумал малыш, - Наверное, хорошо вам там!" Он подошел к подоконнику, где в горшках росли мамины комнатные цветы, забрался на стул и оторвал один, совсем крохотный, листочек. Осторожно сунул его в коробочку: "Вот вам. Кушайте!"
Жуки были не голодные - вопреки ожиданиям, не набросились на вкусный листочек, а продолжали мирно копошиться себе на дне. А может - стеснялись; очень воспитанные жуки. "Ах вы! - нахмурился мальчик, - А ну-ка, кушайте!" Не хотят. Ну ладно. Он закрыл коробок и вновь приложил его к уху. К едва слышному шуршанию добавились ещё какие-то звуки. Какие-то...похожие, как когда папа крутит свой радиоприёмник. Наверное, жуки тоже крутили свои маленькие радиоприёмнички, а может быть - пели. Или разговаривали...
Дверь в комнату открылась, и вошёл папа.
- Папа! Папа, знаешь что? - подбежал к нему малыш.
- Что, сынок?
- А знаешь, что у меня есть?
- Нет, и что же? - папа подошел к своему письменному столу, открыл ключиком ящик и начал в нем деловито копаться.
- Жуки! Они - инопланетяне, папа.
- Вот как... - папа забрал какие-то бумаги и собрался уходить: он спешил на работу.
- Да. Хочешь на них посмотреть? Вот! - мальчик вновь приоткрыл коробок и сокровенно протянул отцу.
- Ух ты! И с какой же они планеты? С Марса?
- Не знаю, - растерянно пожал плечами сын.
- А где же ты их насобирал, таких хороших?
- Они залетели в форточку. На своем космическом корабле.
- А это - их космический корабль?
- Что ты, папа! Это же - коробочка от спичек... Они вылезли из своего корабля и остались, а корабль обратно улетел.
- Ну, ясно теперь... Ты, Коленька, смотри, чтобы они по комнате не расползлись. А то устроят нам тут...внеземную цивилизацию. Давай-ка я их лучше тоже в форточку отпущу.
Малыш нахмурился, закрыл коробок и убрал ручку за спину.
- Ну, как знаешь, сынок. Налаживай контакты с инопланетянами, дело тоже нужное, - папа поцеловал сына в макушку и ушел.
Мальчик забрался на диван и слушал, как крохотные инопланетяне настраивают свои радиоприёмнички.
Вернувшись с работы, отец вновь застал сына в своем кабинете - тот тихо сидел на диване. За окном смеркалось.
- Как дела сынок? Чем занимался? - папа поцеловал малыша и сел рядом с ним, - Как твои инопланетяне?
- Улетели, - задумчиво ответил мальчик.
- Ну, и о чем же вы с ними договорились?
- Мы не договаривались, - пожал малыш плечиками, - просто разговаривали..
- Разговаривали? О чем же, если не секрет?
- Обо всём. Им интересно было знать о нас всё, и я им рассказывал.
- И что же их интересовало, сынок?
- Всё. История развития человечества... состояние нашей науки... социальное и политическое устройство нашего мира.. - малыш говорил тихо и медленно, с трудом выговаривая непривычные слова.
Отец с уважением посмотрел на сына. Он не переставал поражаться, вспоминая и сравнивая себя, шестилетнего - с ним - насколько велика разница. Дети всегда умнее своих родителей, как иронично заметил кто-то... Вот только ирония здесь, похоже, неуместна. Конечно, современные дети растут в совершенно иных условиях - черпают информацию об окружающем мире совсем из иных источников, чем мы в их годы. Телевидение, компьютеры.. Неудивительно, что они так не похожи на нас, маленьких - они мыслят уже иными категориями, эдакие маленькие взрослые. У них другие игрушки, другие забавы и интересы. Акселерация? Да нет, просто влияние времени. Это в порядке вещей, так и должно быть.
- Вот видишь, какой ты молодец. Нужно читать много умных книжек, хорошо учиться, когда пойдешь в школу. И тогда, когда вырастешь большим, будешь знать всё, и сможешь рассказать много интересного любому, даже инопланетянину.
- Я и так знаю всё.
- Нет, малыш, - рассмеялся папа, - ты ещё почти ничего не знаешь. Хотя тебе, наверное, кажется, что ты знаешь очень многое.
Малыш замолчал. Как объяснить папе, что любой человек, даже ребенок - знает всё? Знает всё, кроме того, что он - это знает... Каждый человек хранит в себе знания обо всём человечестве, с самого его зарождения... Чтобы получить правильный ответ, нужно лишь уметь правильно спросить. Они умели. А папа не умеет. И объяснить ему это невозможно - он всё равно ничего не поймёт.
- Если бы я не знал, разве смог бы им рассказать? А я рассказал. Они очень внимательно меня слушали, - упорствовал сын.
- И что же ты им рассказал такого интересного?
- Они спрашивали, а я отвечал. О зарождении жизни на Земле. О развитии нашей цивилизации.
- В компьютер играл? - догадался отец, - В "Цивилизацию" резался?
- В компьютер, - мальчик усмехнулся, - Что там - наш компьютер...Ерунда одна.
- Ну почему же - ерунда? - обиделся отец за свой четвертый пентиум, - У нас, между прочим, он очень даже хороший.
- Потому что - ерунда. Вот у них компьютеры.... Видишь ли, папа, наши компьютеры...
Мальчик опять замолчал. Ему трудно было в словах объяснить отцу, что созданные человеком компьютеры всего лишь повторяют логическую схему мышления самого человека. Имея в основе своей заложенные человеком знания, они не способны мыслить иными категориями, чем сам его создатель. А значит, вершина возможностей компьютера - это искусственный интеллект, способности которого будут превосходить способности любых отдельных людей, но в сущности явится лишь электронной подделкой человеческого мозга. Подделкой, даже не копией; ибо человеческий мозг - тоже компьютер, только совсем иного рода. И именно этот компьютер - наш мозг - пока что человеку освоить не под силу.
- Наши компьютеры не могут предсказать будущее, а их - могут, - нашелся, наконец, маленький Коля.
- Вот как! У них тоже есть компьютеры?
- Ещё какие! Только они не делают их из железа и пластмассы, как люди, а выращивают.
- Выращивают? - рассмеялся отец, - Как помидоры на грядке у бабушки?
- Наверное. Конечно, как помидоры у бабушки, - кивнул малыш, слегка удивившись неожиданной понятливости родителя.
- Ну, молодец! - снова зачем-то похвалил его папа, словно это он, Коля, выращивал эти компьютеры, а не инопланетяне, - И что же они могут предсказать, их овощные компьютеры?
- Всё.
- И как, они поделились с тобой своими предсказаниями?
- Поделились, - вздохнул малыш.
- Ну, а ты со мной не поделишься?
Коленька задумался. Ему было, что рассказать, только...зачем? Взрослым это знать совсем не обязательно. Недаром жуки с ними не разговаривают. Они любят общаться с детьми - от детей они узнают больше, потому что дети больше знают. Они помнят лучше, чем взрослые. У них чище мысли. Они никогда не наделают глупостей, как взрослые, потому что не смогут. Папа очень хороший, но ему нельзя знать то, о чем рассказали жуки. Он не сумеет понять. А главное - это рассказать невозможно. Даже если бы очень захотелось. Как напеть мелодию человеку, если он глухой от рождения? Или описать радугу - слепому? Как можно рассказать о чем-то словами, если таких слов не существует? Жуки могут. Не рассказать - сделать так, что ты будешь знать. Это то, чем поделиться нельзя. Предсказаниями - можно, но не нужно. Взрослые не способны правильно воспринять знания о будущем, это очень расстроит их. Будущее любого человека длится столько, сколько его жизнь и заканчивается в его смерти. Человек хочет жить долго, и ничего не делает для того, чтобы было так. А если и пытается сделать - то совсем не то, что нужно. Так и человечество в целом. Ведь жизнь каждого человека - это маленькая частичка жизни всех людей. Если бы все и каждый берегли жизнь свою, каждого и всех - всё решилось бы просто. Маленькие микробы не смогли бы убивать огромных людей. Если большой костер растащить по головешкам - он погаснет рано или поздно. Каждому человеку дана крохотная частица от общего огня, если бы он заботился о других частицах, они не дали бы погаснуть ему самому. Имя такой заботы - Любовь; взрослые очень много говорят о Любви, не понимая её значение. Она есть, но её слишком мало, чтобы стать Спасением. Это плохо. Жуки сказали, что наша цивилизация - цифровая. Наука о цифрах - математика, люди называют её наукой всех наук. Такой уж люди её сделали, и считают, что так оно и есть. Из неживых материаллов делают умные машины и оружие, чтобы убивать живое. Загнали себя в клетку, из которой нет выхода - мир пластмасс и металла.. Жуки сказали, что люди никогда не смогут выращивать компьютеры, как у них, потому что цифровая цивилизация никогда не позволит им этого. А они нас никогда не научат этому, потому что люди способны любое добро обратить во зло. Человечество, безусловно, совершенствуется - ровно настолько, чтобы обслуживать созданные ими машины и механизмы, заложниками и рабами которых они, сами того не осознавая, уже являются давно. Творят новейшие технологии, чтобы вдохнуть жизнь в изделия из неживых материаллов. Создают компьютеры, способные думать за них и решать за них. Люди ещё помнят, что у них есть душа, но что толку от одной лишь памяти? Они во власти бездушных машин, их оружие намного совершеннее их самих. Считая себя Цивилизацией, убивают друг друга в войнах - в которых их прогресс очевиден. Самый страшный и могучий механизм, созданный людьми - Армия; в нем нет ничего человеческого, это жестокий, расчетливый робот, пожирающий человеческие жизни. Самое сильное государство на Земле утверждает себя в войнах - диких и варварских. Войнах, которые не только убивают людей, но и поражают человеческое сознание, ибо их Закон - ложь и лицемерие. Каменный Век сменился Веком Пластмасс и Металлов, но так ли велико их различие? Человечество давно утратило Живой Разум, заменив его Холодной Рассчетливостью микросхем. Ещё остались Религии, которые лишь позволяют одним убивать других, чтобы попасть после смерти в Рай, а другим, в свою очередь - убивать тех. Люди стремятся покорить Космос, не познать, а именно покорить, наивно полагая, что это им по силам. Они не знают, что это невозможно; ибо их Мир давно отвергнут Вселенной, как отвергает здоровый организм безнадежно пораженные болезнью клетки. Так какое же Будущее может ожидать Человечество, и какие ещё предсказания ему нужны?
Что ответить папе? Он взрослый, он не поймет. Коля знает всё, но что сказать? Что бабушка умрет через сто двенадцать дней? Взрослые не любят таких предсказаний. Сказать, что будет с ним самим, с его сыном? С Человечеством? C планетой по имени Земля? Люди боятся предсказаний. Пусть папа думает, что это лишь игра.
- Так что же тебе предсказали твои жуки, сынок?
- Ничего... Что всё будет хорошо.
"Мои жуки... Они такие славные! Такие маленькие, и они знают всё. Пусть папа ничего не знает. Он большой. Совсем не обязательно быть большим, чтобы знать всё. А жуки - они ещё вернутся ко мне. Они обещали."