Интересное стихотворение. Интересное своей противоречивостью (позже скажу в чем же на мой взгляд авторская противоречивость здесь). Кроме последней строфы. Последняя строфа пугает меня. Меня, жившего в те времена одного сорта сыра (Ирина, три сорта - это неточность, я Вам предлагаю написать "оставь нам один сорт сыра", поверьте, это историческая реальность - три сорта - перебор, и один сорт не каждый день был. В провинции этого самого сыра чаще всего не видано было и не слыхано). Оставим сыр в стороне. Почему меня так пугает последняя строфа? Последней строкой, конечно, последней строкой.
Но о последней строке - в последних строках рецензии. А пока давайте сравним Вашу Молитву с окуджавовской Молитвой (якобы Франсуа Вийона). Исключительно с философской точки зрения. С возможностью посмотреть на одно и то же время из прошлого (Б.О.) и настоящего (И.И.) И посмотреть (попытаться!) поверх времени.
Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому, чего у него нет:
мудрому дай голову, трусливому дай коня,
дай счастливому денег... И не забудь про меня.(Б.О.)
Нет в мире совершенства. Каждому всегда чего-то не хватает. Богатому - любви ближнего своего. Влюблённому - достатка. Мудрому - здравого расчёта. И.т.д.
Как же и кто же мог бы соединить эти вечно несоединимые мирские цепи? Господи, мой Боже. Так у Б.О. начинается его молитва (я имел нахальное счастье пообщаться с Б.О. в 1978 году в Минске в кулуарах Всесоюзного конкурса КСП. "Почему Вийон?" - спросил я мэтра. "Для светомаскировки" - печально ответил он. Поэтому я сейчас говорю об окуджавовской (а не о вийоновской) молитве.
Забери у нас, Боже, богатство ассортимента,
Оставь нам три сорта сыра, а остальные низвергни в ад.
Ведь это же наша жизнь расточается незаметно
На сотни мелочных выборов и необязательных трат! (И.И.)
Как интересно! "У меня всё есть - говорит Ваша героиня - но мне столько не надо, Господи, забери лишнее, радибога, оно отнимает меня у меня.
Пока Земля еще вертится, Господи, -- твоя власть! --
дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть,
дай передышку щедрому хоть до исхода дня.
Каину дай раскаянье... И не забудь про меня. .(Б.О.)
Б.О. просит Бога о невозможном, знает это, но всё же просит. Кого же ещё просить? Поэтому и напоминает Богу о Каине. О ком же ещё, как не о Каине?... и немного (после всех, после всех!) - о себе.
Мы бы тогда жалели не о заплаченной зря десятке,
А о том, что, придя с работы, на ком-то сорвали злость,
О загадке Вселенной, оставшейся без отгадки,
О хороших людях, узнать которых не довелось. (И.И.)
Ваши "мы" очень последовательны в своих обращениях. Ни тени сомнения, в чём проблема, что не даёт насладиться жизнью в высоком понимании этого слова. То есть, они не просят Бога, а дают ему инструкцию. Очень точную. И почти неукоснительную.
Я знаю: ты все умеешь, я верую в мудрость твою,
как верит солдат убитый, что он проживает в раю,
как верит каждое ухо тихим речам твоим,
как веруем и мы сами, не ведая, что творим! .(Б.О.)
Этот замечательный катрен: это уговаривание Б.О. самого себя в то, что есть, есть... и выше! "На свете счастья нет, но есть покой и воля(с)". Есть. Есть! Мы только не ведаем, что творим, но верим, верим... Это своего рода покаяние, прошение прощения у Бога за всё человеческое вечное несовершенство.
Положи нам всем, Боже, одинаковые оклады -
Мы бы все стали тогда пусть бедные, но господа.
Ведь это рабы работают ради награды,
А господа получают удовольствие от труда.
Боже, вели, чтобы все одевались в одно и то же,
Немодное и простое, что не жалко сносить до дыр.
Мы сделались бы тогда намного чище и строже,
И пополняли не гардероб, а внутренний мир. (И.И.)
Ваши мы всё раскладывают по полочкам. Без сомнений. Точный и покопеечный баланс. Кредит - лишнее и ненужное в этой жизни: оклады, богатство, как награда для рабов, как пример - вещизм. Без оттенков Вещное, бренное. Дебет - бедность не порок, а свобода, дающая легко и радостно наполнять внутренний мир. Для всех. Без оттенков. Что это? Точно сказать сложно.
Господи, мой Боже, зеленоглазый мой!
Пока Земля еще вертится, и это ей странно самой,
пока ей еще хватает времени и огня.
дай же ты всем понемногу... И не забудь про меня. .(Б.О.)
Апофеоз молитвы Б.О. Пока ещё живу - дай Боже не умереть раньше, чем я смогу что-то, как человек, состоюсь, выполню...Зачем я здесь? ...и не забудь про меня.
Не правда ли возникает вопрос: это молитва верующего или...атеиста? Если вспомнить ещё окуджавовское определения Бога:бессильный, бездарный. Но - зеленоглазый мой...
Или совсем уж атеистическое у раннего Б.О
А Бог мигнул мне глазом чёрным
Так, ни с того и ни с сего,
И вдруг я понял: это ж дворник
Стоит у дома моего!
Боже, верни нам то, чем мы так беспечно владели,
Что нам казалось ненужным, неправильным и смешным.
Боже, верни нам то, чего мы не разглядели,
А всё остальное мы сами легко себе возвратим. (И.И.)
Потрясающая по своей очевидности строфа! По силе напора, по убеждённости без сомнений требовать у Бога, а затем и выступать за...Бога. "Верни нам Боже, что нам угодно. А всё, что сверх - мы сами себе Боги"
Вот почему я так долго сравнивал Вашу Молитву и Молитву Булата Окуджавы. Две Молитвы двух атеистов. Но то, чего боится атеист Б.О. - боится, что Бог м.б. и неясный, и бездарный, и бессильный, несуществующий, но справедливый, будет заменён людьми, взявшимися выступать Богами для других, того не боятся Ваши "мы".
Но надо ведь мне вернуться к моему предположению, что вся молитва Вашей героини противоречива, кроме последней строки. Вот поэтому на мой взгляд и противоречива, что вы (в Вашем стихотворении мы) над любым из богов. И Вашим "мы" никакие молитвы и никакой Бог не нужен.
Поэтому мне нравится это стихотворение. Как ярчайший образчик атеистической молитвы в социалистическом идеале. И ничего осудительного в этом моём выводе нет. Я констатирую только то, что чистота эксперимента по разделении прав и обязанностей между Богом и Человеком у Вас выполнена абсолютно по-человечески. А Бог? Ну что, Бог? Да и есть ли он?.... :) "Ищите и ...насчёт обрящете здесь не было ни слова, это правда. Не хотелось бы муссировать уже "замученные" в цитатах строки Ю.Левитанского, но надо же красиво закончить рецензию? Надеюсь, эту тягу к эстетизму Вы мне простите, Ирина.
Читать Ваше стихотворение было любопытно и интересно, за что Вам спасибо, Ирина. Что до молитв, так...каждый из нас выбирает "по себе". И от этого никуда и никогда не деться. Лишь бы я (ты, вы, он, она, оно, они) имели право хотя бы на...свою молитву!