Анчуков Сергей Валентинович : другие произведения.

Если дорого образование - попробуйте невежество

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В последнее время много споров идет о реформе образования. И в самом деле в отсутствии элементарной заботы... о народе нужна новая, людоедская мораль для общества.

  С. Анчуков
  
  О высшем, в том числе военном, образовании в России
  
  
  Если слишком дорого - испробуйте невежество.
  Ю. Боков
  
  В последнее время много споров идет о реформе образования. И в самом деле в отсутствии заботы...нужна новая, людоедская мораль для общества. В соответствии с этим разрабатываются концепции, принимаются решения на самом высшем уровне, выступают чиновники, в комитетах и комиссиях звучат "за и против". О чем идет речь, представляю и, думаю, что вполне доступно могу изложить некоторые проблемы образования в России.
  В годы советской власти, не считая восьми классов средней школы, учился: 3 года 10 месяцев в техникуме, четыре года без малого в высшем общевойсковом училище и три года в военной академии. Кроме того, повезло учиться три года в адъюнктуре академии им. М. В. Фрунзе. Кандидат военных наук. Педагогический стаж около четырех лет, из них годичный в академии. В последние годы службы в ВС занимал разные должности в исследовательских учреждениях центрального аппарата и был связан с ВВУЗАми МО.
   После увольнения из ВС профессионально (и насколько это было возможно в отсутствии специального образования) занимался публицистикой. В 52 года около 10 лет (не считая 10 лет общего школьного образования) из 35 лет сознательной и трудовой деятельности "сидел за партой" в учебных заведениях, которые отличались интенсивностью и формами организации учебного процесса. Стоит отметить, что ни одной копейки ни я, ни мои родители за это не платили. Правда, 32 года "беспорочно служил отечеству там, куда пошлют", и не жалею об этом.
  Примерно то же могли бы сказать о себе практически все мои одноклассники и сокурсники по средней школе, по военному училищу и академии. Приведу в этом смысле весьма показательные, на мой взгляд, факты.
  В 1964 году заканчивал восемь классов самой обычной средней школы в рабочем поселке под Петрозаводском. Из 35 моих одноклассников в последующем закончили вузы, в том числе в Москве, - 23 человека. Из 103 выпускников нашей курсантской роты Ленинградского высшего общевойскового училища в последующем в разных академиях довелось учиться 54 моим товарищам.
  Заявляю ответственно: о взятках и прочих видах мзды ни при поступлении, ни в ходе учебы нигде и речи быть не могло.
  Что я хочу этим сказать?
  Только то, что образование в прежние времена было действительно всеобщим, доступным для всех, кто хотел учиться, бесплатным и непрерывным, целенаправленным. Его организация отвечала потребностям государства и открывала широкие возможности для повышения профессионализма, постоянного повышения теоретического уровня знаний и приобретения практических навыков, необходимых в созидательной деятельности.
  Стоит добавить, что в СССР образование было... достаточно качественным.
  В начале 90-х в плане обмена делегациями наше военное училище в Москве посетило несколько делегаций, которые включали курсантов, преподавателей и организаторов военного образования в странах НАТО. После недели ознакомления с учебным процессом, в порыве откровения начальник управления ВУЗов МО Италии бригадный генерал, заявил буквально следующее: "вы русские - еще не понимаете того, что делаете, уничтожая самую совершенную систему образования, которая только существует в мире" (в процессе общения его познакомили с "перспективами реформирования" образования в России).
  Ездили по обмену и наши курсанты в страны НАТО. Не подкачали. В 1992 году и мои ученики после окончания 2-ого курса поехали во Францию, где оказались вполне "конкурентоспособны и умственно и физически" в сравнении с курсантами 4 курса специального (разведывательного) факультета военного колледжа. По их словам, "французские студенты" явно не соответствовали нашим нормам подготовки".
  Бывали и курьезные ситуации. Курсанты из Вест-Пойнта (США) пожелали постичь прелести общежития вместе с нашими курсантами. При первом (и последнем посещении) расположения курсантской роты были весьма удивлены, когда дневальный вместо пульта ДУ для переключения каналов применил лыжную палку, а на вопрос "сколько программ имеет телевизор?" ответил по-английски не вполне радушно: "сорок восемь", при этом повертел пальцем у виска. Такого рода симбиоз средств вызвал оживление в делегации, а когда выяснилось, что программ всего две, то не понявшие русского юмора американские кадеты обиделись. Начальство по обоюдному согласию казарменный эксперимент прекратило, поселили кадетов в гостинице с "приличным ящиком" и отдельным столом. Однако рядовое занятие по огневой подготовке, в котором пригласили участвовать американцев, произвело на них "неизгладимое впечатление - ничего подобного за три года обучения (в Вест-Пойнте) они еще не видели".
  Не могу сказать, что наши выпускники полностью соответствовали "требованиям госзаказа", но знаю, что после 3-4 месяцев службы в войсках это были уже профессионалы и специалисты своего дела с прекрасной перспективой роста и поступления в академию для продолжения военного и общего образования. О профессионализме в военной сфере вопрос особый, поскольку война явление не рядовое, а военная служба и учения в мирное время это только бледная пародия на то, что под войной понимается. Лозунг "учить тому, что необходимо на войне" ни в войсках, ни в училищах реализовать в полной мере практически невозможно, поскольку все занятия боевой подготовки только имитация боевой деятельности. истинные качества офицера могут проявиться в обстановке, максимально приближенной к боевой например, в прошлом это Афганистан, войска групп войск за рубежом, в настоящем - Чечня, служба в горячих точках, на флоте, в отдаленных гарнизонах). Однако формирование офицера в качестве военного профессионала может быть закончено только на войне. Офицер без боевого опыта это более или менее ценный, теоретически подготовленный для мирного времени военный администратор, доподготовка которого "в случае чего" будет стоить гораздо больше в части боевых потерь, чем организация его обучения "в обстановке приближенной к боевой".
  Именно этого и не хватает сегодня нашим ВС - обучение идет "на пальцах", в отсутствии керосина, и никакого отношения к формированию корпуса военных профессионалов, способных защищать Родину, оно не имеет. В этом существенное отличие военной и гражданской системы образования, которые по мнению реформаторов должны быть унифицированы и приведены в соответствие с рыночными условиями.
  Немного об организации учебного процесса.
  При четырехлетнем сроке обучения в общевойсковом училище , программой предусматривалось освоение предметов общеобразовательного курса высшей школы и получение среднего военного образования по общевойсковому профилю. Вполне понятно, что с точки зрения педагогической науки полноценного высшего гражданского образования курсанты получить не могли, но выпускались из училища вполне "образованными кадрами". Обучение офицера в военной академии (в течение 3-5 лет) в известной мере восполняло этот "пробел в систематическом образовании". Фактически к 30-32 года каждый офицер ВС был приобщен к национальной культуре и действительно имел высшее образование, которое формировалось в системе командирской подготовки, на курсах, в том числе академических, в университетах марксистско-ленинской подготовки (были в то время при каждом гарнизонном доме офицеров). Не было особого труда убедить командование в необходимости учиться заочно, даже в гражданском ВУЗе. Существовало правило: "не можешь - научим, не хочешь - заставим", и оно выполнялось неукоснительно для всех категорий офицеров. Люди "росли над собой".
  По уровню подготовки и личной адаптированности к военной службы кадровые офицеры весьма существенно отличались от "двухгодичников-студентов", казалось бы, имевших нормальное высшее образование. В отсутствии понимания смысла военной службы, последние в некотором смысле были на две головы ниже своих кадровых собратьев и были инородным телом в войсках.
  Примерно четверть кадровых офицеров имела базовое среднее образование - суворовские (нахимовское) училища, в которых был традиционно высок уровень обучения. Здесь следует все же отметить, что в целом начальная подготовка курсантов первого курса была значительно ниже, чем подготовка общей массы студентов первого курса гражданских вузов.
  Для этого есть свои причины. В большинстве своем для наиболее подготовленных выпускников средних школ военные училища были "запасным вариантом", а поступавшие по призванию и по семейной традиции, не всегда соответствовали требованиям высшей школы в части подготовки к учебе в вузе. И не мудрено, поскольку семьи офицеров живут не в столицах и дети учатся не в продвинутых гимназиях, но именно они через СВУ или по рекомендации поступают в училища, в то время как представители "золотой молодежи", как правило, таким пережитком прошлого как патриотизм не страдают.
  Собственно на выпускниках военных училищ командного профиля держались виды и сами вооруженные силы в прошлом. В значительной степени самоотверженной службой кадровых офицеров живут и не развалились войска в настоящее время.
  Чем достигалось приличное качество образования при насыщенной различными предметами программе, при сравнительно небольшом сроке обучения в училище в условиях, когда значительная часть времени использовалась на выполнение необходимых работ по самообеспечению быта и несение службы в караулах?
  К примеру, программой второго курса ВОКУ предусматривалось в год около 1400 часов плановых занятий и не менее 600 часов обязательной самоподготовки под контролем преподавателей, а жизнь в казарме и несение службы давали бесценный опыт и практику командования подразделениями в повседневной жизни.
  Все кто знаком с гражданской системой высшего образования не будут отрицать, что ничего похожего в гражданских вузах достичь было невозможно. Именно поэтому, при сокращенном в 2 раза фактического учебного времени, военное училище давало вполне основательные знания, умения и навыки по двум, часто мало связанным специальностям. Но главное все же в том, что в ходе учебы курсантам прививался армейский дух, без которого просто немыслима служба офицера в войсках.
  Мнение, что советский (а теперь и российский) офицер "необразованный мужлан" - миф. Этот образ был создан в свое время несостоявшимися интеллигентами из плохо учившихся студентов и поддержан современными чистоплюями либерал-реформаторами, которые поняли собственную несостоятельность и относительно невысокое умение применить "большие теоретические знания" именно при решении практических задач. Преобладающим в деятельности современной элиты является пустая болтовня, мифотворчество и откровенно людоедскпая идеология. В связи с этим, не так уж и плохо то, что офицер не пытается выступать в роли своеобразного сноба, в своей массе не перенимает повадки жуликов, маскирующих свое происхождение внешне аристократическим (как бы благопристойным) поведением. Единственное чего сегодня лишен офицер это хорошего чувства корпоративной чести, локтя товарища и... керосина. Истинные снобы из псевдо элиты (вчерашние двоечники в том числе) это понимают, - у них просто другая мораль .
  Для того чтобы свалить остатки профессионализма в стране, ими и создан миф о необходимости реформирования системы образования. Цель приспособление ее к их рыночным требованиям и базарной идеологии. Это в то время как все достижения прошлого благополучно уничтожены, а действительно нужные изменения давно заболтаны демагогическими заявлениями о "всеобщем, доступном и бесплатном образовании".
  Можно подумать, что все это мы никогда не имели в действительности, и готовы благие пожелания принять за дорогу к всеобщей грамотности. Между тем впервые за последние 60 лет в ряды Вооруженных сил призваны полностью неграмотные граждане, а через 10-15 лет нужно будет думать о возобновлении "ликбеза".
  В качестве контраргументов на все разглагольствования министра высшего и специального образования, доктора математических наук Филиппова о доступности и качестве образования приведу несколько примеров.
  В этом 2001 году моя младшая дочь закончила одну их московских школ, имея две четверки в аттестате, после трехмесячных подготовительных курсов, сдала экзамены в государственный ВУЗ на отлично, как мне кажется, без взяток и при конкурсе восемь человек на место была принята на вечернее, платное отделение. Из 100 поступивших, только два десятка были приняты на дневное отделение. За три месяца подготовки к экзаменам было уплачено 5 тыс. рублей, стоимость обучения в течение одного семестра - 12 тысяч рублей. Естественно, что таких "денжищь" родители не имеют, и новоявленная студентка пошла работать "говорящей обезьяной на телефоне" за 2 тысячи (это кстати гораздо больше чем денежное содержание лейтенанта с высшим образованием в войсках). Понятно, что на работе никто не собирается учитывать статус студентки: "это ее проблемы!" Никаких сокращенных рабочих дней, дополнительных отпусков и выходных дней.
  Учебный процесс в ВУЗе построен следующим образом: три дня в неделю с 18.30 до 21.00 в обычные дни и с 9.00 до 14.00 в субботу плановые занятия. Итого бюджет учебного времени в неделю - 13,5 часов в неделю. Всего за год - думаю не более 500 учебных часов. Представляется, что главная форма обучения это самостоятельные занятия студента. При этом как-то забыли, что эта студентка в 18 лет еще и работает как лошадь (уезжает на другой конец Москвы в 7.30 и возвращается в 22.00). О какой "самоподготовке" здесь может идти речь, при "потогонной системе". Каким образом при таком режиме готовиться к семинарам, сдавать экзамены за семестр и за год?
  Филиппов, наверное, возразит: "на ее выборе свет клином не сошелся, есть и другие примеры". Примеры действительно есть: поступление в МГУ стоит части студентов 10-12 тысяч долларов, каждый зачет - не менее сотни, экзамен - до двухсот баксов, а весь курс обучения обойдется от 40 до 60 тысяч. С разными вариациями в суммах и степени вовлеченности в процесс преподавателей, студентов и родителей процесс так же характеризуется и в прочих государственных вузах.
  Пройдите по центру Москвы и заметите множество коробейников. Это подрабатывают студенты, вместо присутствия на лекциях, пытаются впарить прохожим лежалый товар. Как совместить серьезную учебу в ВУЗе с такого рода деятельностью сказать трудно. Однако "инвестиции в образование" текут в частные карманы "педагогов на содержании государства", мздоимство процветает и прикрывается декларациями о, якобы, бесплатном обучении. Не секрет, что содержание профессорско-преподавательского состава МГУ и обучение одного студента обходится государству в расчете на одного выпускника в сумму 200 тыс. долларов. Но по заявлению ректора этого "престижного вуза" едва ли не четверть выпускников уже в ходе учебы имеют виды на работу за границей, еще четверть ожидают приглашений за рубеж. Только четверть может быть найдет применение по профилю подготовки в России, а четверть - никогда не будет работать по специальности. Действительно, МГУ вуз особый, но если только 6% ВВП формируется за счет вновь произведенного в сфере материального производства, а остальные 94% - результат финансовых спекуляций на произведенном в прошлое десятилетие, то работу по специальности в РФ найти трудно. И это забота государства в лице чиновников. Впрочем, эта забота специфического свойства, в расчете выучить недорослей богатых семейств в престижном вузе за народные деньги и свалить за границу на прибыльную работу. И всем хорошо, инвестиции текут рекой в частные карманы профессуры, недоросли имеют перспективы трудоустройства за бугром, а родители - право на воссоединение с осевшими в США детками.
  В частных вузах другие беды: сертефикация - результат порочных связей чиновников минобраза и хапуг, высосанные из пальца программы, отсутствие каких-либо основ и традиции, шарлатаны преподаватели.
  Не лучше положение и в "военных институтах", которые по существу превратилась в систему получения бесплатного образования за счет военного бюджета и отстоя, для тех кто служить Родине на дальних рубежах даже не помышляет. До трети курсантов подают рапорта об увольнении из ВС сразу после сдачи экзаменов, еще треть по прибытии в войска. В среднем из 24 тысяч лейтенантов выпускников одного года продолжает службу около 40%.
  Министр образования может демагогически задать вопрос: а как же учились наши отцы и деды, трудностей испугались?
  Мы знаем, как учились и служили (работали) наши отцы и деды, и сами в этом смысле "не лаптем щи хлебали". Знаем, какие законы были, и считали справедливым отдать долги за обучение работой и службой. Где сегодня так обожаемые вами права личности, наконец, часто упоминаемые национальные интересы?
  Не спрашиваю про обязанности, - "это просто неприлично". Никаких морально-этических норм в части служения отечеству не существует.
  И если доктор математических наук Филиппов не знает, как учились его сверстники и "рассчитывает получить в будущем квалифицированных специалистов в необходимом для народного хозяйства количестве при новой системе образования", то он глубоко ошибается. Чисто арифметические расчеты показывают, что это блеф: бюджет учебного времени на вечернем отделении за пять лет не превысит 2,5 тысяч часов, что соответствует учебному времени по программе одного курса высшего военного училища, а законы вовсе не обязывают после окончания ВУЗа работать на благо общества. Если в госвузах при таком положении дел еще как-то соблюдаются педагогические приличия, то в системе частного образования их явно не просматривается, зато вполне четко видна общая тенденция к профанации не только высшего образования, но и народа в целом.
  Позвольте спросить: о каком качестве "подготовки специалистов необходимых для социально-экономического развития России специальностей" ведет речь президент? О мифологизированном - американском, где по признанию самих обитателей США 40% населения это "безграмотные люди", а 10% - с трудом могут расписаться?
  Или все же речь идет о возвращении к принятой в прошлом и вполне соответствующей требованиям советской образовательной системе?
  У нашего министра лично для меня найдется еще один кукишь в кармане: "не можете - не учитесь". Это к вопросу о "бесплатном образовании" в рыночных отношениях. С моих доходов, а таких как я в России - 90%, у Филиппова с его кампанией мздоимцев - образования не получить. Но интересно то, что за счет моей дочери (пусть даже частично) будут обучаться на дневном отделении и получать стипендию дети докторов и приближенных к "педагогической элите" чиновников.
  Это я не к тому, что следует всех балбесов учить в высшей школе за народный счет, а к тому, что не стоит молоть чушь министру на пару с Катанандовым и Путиным (тоже две "говорящие головы" - "что скажет доктор Филиппов и просвященная общественность"), если образование по самое некуда уже в рыночных отношения. Каким образом Филиппов отменит "законы рынка", который как мы видим уже с полным правом в виде базара обосновался в его ведомстве? Где возьмет Филиппов новых ломоносовых завтра? Среди "новых русских", если сегодня только им и доступно сляпанное по его реформе образование, или все же в Архангельской глубинке, из которой будущему гению в МГУ не добраться по причине безденежья? Что с того, что будущий гений на отлично сдал единый экзамен и получил сертификат-бумажку на поступление в МГУ? Не пора ли установить квоты для поступления в ВУЗы для одаренных детей рабочих и крестьян, под неусыпным контролем обер-прокурора с чрезвычайными полномочиями?
  Неужели смысл реформ в наращивании количества недорослей, которые до зрелого возраста будут сидеть в школе за партой, в лучшем заболеют случае сибореей (ленью, взращенной затянувшимся детством), в худшем - неврастенией с синдромом "морских пехотинцев", а то и вовсе выйдут на пенсию юниорами.
  ***
  Вместе с зачеткой дочь-студентка притащила два пуда учебников.
  Почитал для интереса.
  Общее впечатление и оценки - среднее между ничего не имеющее общего с наукой мракобесие и полный либеральный маразм, основанный главным образом на антисоветизме.
  Особенно поразил учебник "Философии", как видно призванный служить по определению базой премудрости для изучения всех прочих дисциплин. Изложено все от Бекона с Макиавелли до воззрений "современных мыслителей". Но я во всей этой пене не обнаружил ничего похожего на изложение диалектики в ее современном виде, в качестве инструмента постижения действительности и приобретения знаний. Ни одного слова о всеобщих принципах, законах, закономерностях и категориях, которые только и позволяют адекватно описать объективную реальность.
  Слава богу, ввели только политологию с геополитикой и не вернулись к окультизму с астрологией. Правда элементы мракобесия в этой научной писанине налицо.
  Даже от прочтения ста пудов таких пособий толку мало. Действительно нужна ревизия программ обучения и содержания учебников.
  Расспрашивал дочь, о чем шла речь на лекциях по истории государства российского (она трудилась над рефератом о происхождении славян), каково ее впечатление о семинарах на курсе. Ничего вразумительного не услышал. "Реферат без прочтения полетел в мусорную корзину, как не соответствующий видению проблемы профессором". Но я понял, что за 2 тысячи рублей в месяц "три балла, без взяток" ей может быть поставят (хорошо, что "не кол"). На большее при такой постановке учебного процесса и образования в России рассчитывать не приходится.
  Но будет ли толк от таких специалистах через 10-12 лет?
  Если "будем жить как в Америке", то, наверное, - да. Среди безграмотных и такие специалисты будут "достойно и конкурентоспособно выглядеть" не только в России.
  А если все же обитаем в России, где только и можно выжить умом, честью и совестью?
  Что касается военного образования, то тут неореформаторы тоже успели наломать немало дров. Теперь есть военные институты и университеты. Все демилитаризовано по мировым стандартам. Уничтожены десятки вузов с созданной за десятилетия учебной базой и коллективами преподавателей. Программы радикально гуманизированы, для приближения процесса обучения к боевой действительности возможностей практически не осталось. Будущих кадровых офицеров, опору государства превратили в вольнослушателей, студентов: "Ни нам офицер-профессионал, ни вам в случае чего защитник".
  Через 10-12 лет не будет ни только гражданских специалистов, но и профессионалов, которые способны родину защищать.
  Помните, что сказал один из офицеров АПК "Курск" незадолго до гибели: "Кто, если не мы будет Родину защищать?"
  Этот офицер был воспитан советской системой военного образования и полностью соответствовал "национальным интересам России", и как защитник Отечества до конца выполнил свой долг. Эти люди шли на военную службу, сознавая ее повышенную опасность для жизни.
  Но через десять лет демократических рыданий и развращающего воздействия реформ на сознание народа в процессе его образования не будет никакой надежды убедить "профессионалов" в ВС РФ идти вперед без всякой угрозы для них лично, если им во время не подвезут мороженное. Именно наличие мороженного и полная безопасность бомбежек сегодня является главным аргументом выполнения воинского долга по понятиям американских профессионалов в Косово и в Афганистане.
  Нужны нам такие профессионалы через 10-12 лет?
  Учить уму-разуму докторов-филиппков поздно, заставить думать - невозможно.
  Нужны ли нам такие министры в правительстве Касьянова, организаторы нашего безбедного будущего?
  И при всем том, хватает совести говорить, что "лучшие инвестиции - это образование наших детей".
  Протри глаза, чиновник!
  
  Может быть, я что-нибудь преувеличил?
  
  
  Постраничные сноски:
  
   Сегодня общевойсковые училища превратили в институты (!) с пятилетним сроком обучения.
  
   По их мнению десятки миллионов человек в России мешают пройти в светлое будущее. В точности по "Бесам" Достоевского, - "Как мир не лечи, всеравно не вылечишь, А срезав сто миллионов голов, и тем облегчив себя, можно вернее перескочить через канавку...", ведет разговор современный бакалавр из Высшей школы экономики.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"