Андерссон Лумита: другие произведения.

Непритязательная Пустота

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Несколько мыслей по поводу сущности Красоты. В основе - всё те же Лукины блуждания и новая картина Марины Андерссон, моей незатейливой тени. Ей, собственно, и посвящается. Также привет и моя бесконечная любовь бедному Сиду Барретту и всем его друзьям, включая известную психоделическую в прошлом группу. Жаль, что никто не увидит картинок, в том числе замечательную сестрину работу "Непритязательная Пустота". 19.10.02г. Теперь увидит - спасибо Андрею Эрсу (http://zhurnal.lib.ru/a/andrej_j/), он объяснил как правильно загружать картинки в раздел.


Непритязательная Пустота

фрагмент 18 "Пребываний", 2001 г.

   Пожалуй, такое огромное открытое пространство я пересекал первый раз в жизни. Казалось, протяни руку - и можно будет так же, как это делает ветер, дотянуться и покачать любое деревце в самой вроде бы недостижимой дали. Стая птиц, будто слившись в движении с облаками, медленно-медленно проплывала над нами куда-то на север.
   ... Солнце поднялось в небе повыше, и от пастбища повалил белый пар. В облаках пара горы вдали выглядели размыто и призрачно. По огромной долине растекался сочный запах травы.
  
   "Охота на овец",
   Харуки Мураками, 1982г.,
   Санкт-Петербург, "Амфора", 2000г.
  

   Лукреций не понимал суть происходящего. Он даже не очень... не очень переживал по этому поводу. Его знания ускользали. Ускользали кусочки, суть которых: преувеличения и домыслы. Если бы их не было вовсе - было бы проще; Лука прожил бы дольше. Он увидел бы снова любимую; он принёс бы ей белых роз, минуя стили и строгие линии. После - слушали бы группу Doors, не понимая - кто они, где они, что за огни вокруг, двери и ведущие к ним ступени.
   Однажды группа евреев попросила исследователя спеть им. В своём песнопении Лукреций превзошёл себя - он пел до посинения. Ему аплодировал практически весь Вифлеем. А, вспоминая происходящее, Лука только бледнел и оставался грустным, поскольку, обращаясь к Исусу, он нехотя давал понять, что остаётся каким-то узким, истощённым и начисто лишённым янтарных бусин.
   Лукреций не понимал суть происходящего, но думал о попадании на бал, запахе кофе, каких-то дверях и музыке.
  
   Попадание на Бал
   (Двери, 7.4.01г.)
   1.
   Сначала Вам кажется,
   что жизнь подходит к концу.
   Вы слушаете певицу Алсу
   и впадаете в лёгкую истерию,
   кричите на маленькую Алину
   и не читаете больше книг,
   подаренных Вам мужчиной,
   который гуляя у пристани
   так полюбил Вас.
   2.
   Сначала Вам кажется - свет погас,
   Вас усадили на баркас
   и отправили вниз по течению.
   В течение последних пятнадцати лет
   Вам не было так не по себе...
   3.
   А после,
   практически, как во сне,
   Вы отправились гулять
   по мокрым улицам.
   Шел дождь
   и фильм режиссера Кустурицы.
   А находясь не зная где,
   Вы стали думать,
   что скоро лето,
   с коричневым цветом
   и запахом кофе.
   Так убежденно,
   что вы с приветом
   к вам подойдёт официантка,
   спартаковская фанатка,
   в короткой юбке,
   а сзади бант.
   Ей не хватает
   только пуант.
   Именно так
   и попадают на бал...
   4.
   В Москве по прежнему будет дождь.
   Но всё окажется таким красивым,
   таким приплюснутым
   и как бы стильным,
   что так не сложно станет превозмочь
   себя вернуться
   туда,
   где приготавливают шоколад,
   и грустно,
   как Алинин голос
   играет группа
   Doоrs.
 []  
   А приоткрыв первую же дверь, Лукреций вскрикнул. Он не ожидал, что так быстро могут меняться сюжеты. Что-то похожее было в Харькове, когда однажды зимой пошёл дождь. Он шел, не переставая несколько лет. Все эти годы какие-то птицы каркали, и в небе носились корабли. - Давай дружить и меняться марками, - услышал Лука в проёме двери.
   - Если не хочешь, - давай просто быть,
   пить кофе и смотреть как падают
   капли дождя на асфальт и цветы,
   держась за руки.
   А когда ученый шагнул в пустоту, он был приятно удивлён серостью происходящего. Глаза стали очень быстро отдыхать. То была картина - работа Марины Андерссон "Непритязательная пустота", подаренная Джону Фарагуту, капитану парусной лодки "Fracture", по случаю угадывания признаков осени.
    []   
   - Залезть на гору, - говорит нам поэтесса, - смотреть закат, курить "Собрание", видеть маяк на мысе как-то названном - не помню; и понимать, что больше мне никак не пребывать любимому подобной. Ни Здесь, ни скрытой в облаках, с непритязательностью чем-то схожей.
   Картина действительно выглядела непритязательной. Будучи выполненной в гуаши, смешанной с водоэмульсионной краской, она производила впечатление незавершённости, являла собой как бы хорошо подготовленный грунт для не придуманного еще сюжета.  
   Тем временем, двери сменялись ступенями. Боже, сколько их было! Казалось, что это уже не ступени, это даже не Лукино песнопение! Удивительно, - происходящее, скорей, напоминало Слои. 
  
   Слои
   (Непременный результат исследований,
   27.6.2000г.)  
   - Возвращаясь домой, Вы думаете о необратимости событий, будучи наступив завтра которые, помимо Вашей любви, дополняют существующие слои слоем неизбежности возвращений в запахе пыли от дождя, - как Вам покажется снова прибывающим с неба, а после, когда падающие лепестки роз коснутся ладоней, - начнет образовываться новый слой, хотя совершенно понятно, что это будет нечто другое, очень ясное и внеземное утешение по дороге домой. - Так думал Лукреций, идучи на оущупь и считая птиц на дереве, увиденных с верхних ступеней.
  
   - Хотите Вы того, или Вам до феньки, - Вы ходите всё время по ступенькам, - не переставал выдумывать таллантливый инженер.
  
   Птицы на дереве
   (Ступеньки, 28.10.01г.)
   1.
   -Трясогузка ли это,-
   спросите Вы.
   Может случиться -
   неустойчивый гибрид
   "Необъяснимых приступов тоски"1
   с такой же пустотой.
 []
   2.
   За дверью,
   минуя старую скамейку,
   так обречённо идут вниз
   не к морю
   битые ступеньки,
   глядя на дерево и птиц.
   3.
   Так вот,
   уходящие не в море ступеньки, -
   хотите Вы того,
   или Вам до феньки, -
   радуют,
   не смотря на то, что падают
   уже листья.
   Падение их
   придаёт Вам сил,
   а надо ли?
   Ведь кажущееся
   пребывание здесь
   лишь настораживает.  
   4.
   Лишь настораживает
   обилие фенек,
   Окружение напоминает Вам пустоту.
   - Боже, - думаете Вы, -
   как хорошо, что столько
   ступенек!
   Дай счастья тебе
   в обмен на
   Красоту.
   5.
   Умирания
   красоту -
   среди стольких
   камней и ветра.
   И не важно -
   понимание здесь,
   или деньги,
   потраченные
   на войну.
  
  
   1Из Инструкции к применению медицинского препарата "Йод-Актив", (прим. удивлённого авт.)
  
   - Как знать, может и важно, - заметил Лукреций... Однажды ему довелось читать несколько лекций в университете Бристоля о сущности Красоты, воспринимаемой как-бы исподволь, независимо от привитых через воспитание идей. Красоты - с точки зрения первичной материи.
   Тогда то учёному и явилось понимание директивного механизма генерации эстетических удовольствий. При этом являлись процессы исключительно генного уровня. На одной из лекций исследователь даже попытался сформулировать сущность данного механизма, что называется - неформально. Студенты до сих пор вспоминают этот безумный Лукин порыв и фразу, произнесённую как-бы вскользь, минуя какие-либо исходные посылки, опуская, измусоленную в мел, указку из бука на кафедру: "Красота сделана из себе прелюдий, - бормотал он, - всё остальное на совести Павлова, а также его собак. Дом, какие-то тучки и удивлённые люди. Примерно, так."  
  
Дом, какие-то тучки и удивлённые люди
   (Ворона и лиса, окт. 2001г.)  
   - Мир таков, каков он есть, - думала Ворона, пролетая мимо Вас. Вы были так красивы, и сейчас, вспоминая эту картину, я как бы путаю всё. Как раз: "Любимый, - Вы говорили, - купив этот баркас, ты мог бы плыть так сколь угодно долго". В это время Ворона, минуя Палату Лордов и область Кашмир, увидела сыр... Боже, как ей хотелось сыру! Этот сыр так притягивал! В пределах станции "Мир" такое притяжение сказывалось экстренным торможением.
  
   Только благодаря чуду, и вообще не понятно как Близнецы до сих пор здесь стоят! Прелюдии заканчивались. Откуда-то с Юга, подобно критике маркиза Де Сада, обнаруживалась Лиса. Да! Вся модная, от Кутюр. И в этот миг, ещё как следует не сжавши клюв, Ворона вскрикнула: "Лиса! Откуда ты взялась?" Она кричала, мигая жёлтым клювом, им двигая туда-сюда!..
   Сыр выпал.
   С ним была плутовка такова.
  
   Но такова ли она на самом деле?
   Попытаемся понять этот феномен игры слов. По сути дела, приоткрывая какие бы то ни было двери. Вы никогда не знаете - какие ступени Вас ожидают. В точности нельзя утверждать ничего. Кроме как - самого Ожидания. Оно действительно присутствует всегда - независимо от способности организмов в данный конкретный момент выполнять мыслительные действия. "Ожидание", таким образом, может быть представлено как неотъемлемая, хромосомная комбинация некой эстетической составляющей ДНК. При этом "Себе прелюдия" - по Лукрецию выступает как генный признак не только Вороны, но и Лисицы.
  
   Подполковник и спицы
   (О полётах на Марс, из размышлений Дж. Фарагута, поднимающегося по верёвочной лестнице на парусную лодку Fracture)
   1.
   Подполковнику не нужны спицы.
   Он смотрит в окно
   на покосившийся тир
   и падающие с неба частицы
   орбитальной станции "Мир".
   2.
   Подполковник стоит у платформы.
   Он думает о полёте на Марс.
   Там он наденет парадную форму
   и пригласит даму на вальс.
   3.
   Боже, как легко и красиво
   оказываться поджаренным хлебцем,
   и на блюдечке у любимой
   сочинять любовные игры,
   кивая планетам
   через стекло желтой
   дверцы!
  
   Но оставим пока приключения Фарагута и обратимся снова к картине о Непритязательной Пустоте. "Как таковой, пустоты здесь нет, - отзывалась в последствии Лумита, взглянув на сестрину работу. - Более того, нельзя также говорить и о наличии какой-либо непритязательности в смысле отождествления Марины с Любимым, будучи скрытой в облаках".
   Эта мысль кажется нам не лишённой смысла уже потому, что Лукреций вскрикнул. Мы хорошо помним этот момент. А на вскрикивание пришли люди. Они даже стали протягивать руки. Луке.И это были уже не Прелюдии Красоты.
   Возможно, именно тогда из пустоты произошла Непустота, а Лу права - непритязательности как-бы нет.
   "Глядя на такую бессмыслицу, - продолжала Лумита, - я странным образом стала думать о прочитанном ещё в детстве стихотворении Генри Лонгфелло (H.W.Longfellow, 1807 - 1882) "Золотой Закат".
  
   The Golden Sunset
  
   The golden sea it is mirror spreads
   Beneath the golden skies,
   And but a narrow strip between,
   Of land and shadow lies.
   The cloud-like rocks the rocks-like clouds
   Dissolved in glory float.
   And, midway of the radiant flood,
   Hands silently the boat.
   The sea is but another sky,
   The sky a sea as well,
   And which is earth and which is heaven,
   The eye can scarcely tell!
  
   Не выражена ли в этих двенадцати строках суть истинной Непритязательности? Здесь мы могли бы рассуждать долго.  
   Однако лучший способ убедиться, или опровергнуть это - взглянуть на русский вариант "Золотого Заката", выполненный Лумитой Андерссон. Заметим - выполненный не без воздействия "Непритязательной Пустоты".
  
   Лонгфелло Генри Уодсуорт
   Золотой Закат
   (пер. Л.Андерссон, июнь, 2001г.)  
   1.
   Однажды
   в середине сияющего потока,
   из моря и неба сотканного,
   Вы окажетесь в лодке
   молча так.
   2.
   Море, - подумаете Вы, -
   похоже на отражение неба,
   как если бы тени
   от света Луны
   отразились на глобусе,
   у телевизора слева.
   3.
   Небо, - подумаете Вы, -
   освещенное солнцем,
   отражается морем.
   Быть
   так приятно здесь,
   осознавая, что только-только,
   в середине сияющего потока,
   из моря и неба сотканного,
   Вы оказались в лодке
   молча так.
  
   Дойдя до этого места, Лу притихла. После - обхватила в задумчивости голову и стала тихо смеяться. Не обошлось, понятно, и без хохота, хотя об этом, лишь спустя годы, вспоминал Джон Фарагут.
   Тогда же, вдоволь нахохотавшись, Лумита рассказала капитану о некоторых особенностях своего перевода. Так, например, для передачи сочетания "rocks-like clouds" (дословно - что-то типа "камни, отражённые в облаках") девушка, якобы, посетила места Кенета Грэма (английский писатель, автор сказки "Ветер в ивах", 1901г.). Затем она прошвырнулась в Лондон, где имела беседу с самим Сидом Баретом, лишённым рассудка, основателем психоделической группы The Pink Floyd (1965г., в последствии именуемая без артикля и отошедшая от психоделии, прим. улыбающегося авт.).
   Загадка открылась только после прослушивания альбома "Obscured by Clouds" упомянутой выше группы ("Скрытая в Облаках", 1972г., Harvest, lp ST-11078; Capitol, cd С2-46385, звуковая дорожка к фильму реж. Барбета Шродера La Vallee).
   []   
   Именно тогда фраза "rocks-like clouds", придуманная трогательным Генри в конце XIX века, нашла свою интерпретацию в последнем и самом длинном куплете стиха о Золотом Закате.
   4.
   Линия между небом
   и его отражением
   похожа на обод зеркала,
   в котором несколько
   облаков отражены
   слегка надтреснутыми камнями,
   отчасти
   чудесное их проплывание
   кораблями
   покажется Вам
   воскресным утром -
   таким красивым,
   таким безумным,
   будто бы
   Вас закинуло
   психоделическим роком
   в середину сияющего потока,
   из моря и неба сотканного,
   в лодке с вёслами
   молча так.
  
   "Когда я закончила этот сказочный 4-й куплет и вернулась из Лондона, - вздыхает Лумита, - тогда-то и случился своего рода надлом относительно "Непритязательной Пустоты".
   Конечно, Марина хотела бы скрыться в облаках. Понятно также, что при этом она хотела бы остаться в известном смысле "непритязательной". Но насколько мне известно, сделать такой финт удаётся не многим. И, как правило, это - люди отчасти, или даже вовсе, лишенные рассудка.
   Вспомните, к примеру, то Лукино вскрикивание, когда учёный шагнул в пустоту. - сказала Лу и отправилась слушать Алсу."
  
   А пока Вы слушаете певицу Алсу, жизнь приближается к концу. Но это всё не так страшно, поскольку в окружающем столько прекрасного. Даже у лифта написано очень мило: Боже, как легко и красиво...Как если бы у Вас неожиданно обнаружился слух. Вы могли бы услышать даже любимую, - проходи она мимо вдруг вдоль Африки побережья тихо так. Она не думает о вас вовсе. В сети ей нравится запах моря. Но вы слышите её, как если бы двое остались дома вы, и ничего больше. Действительно, ничего больше - просто у вас обнаружился слух. Оцифрованный до состояния Осени, звуков падения листьев, травы не скошенной, движения рук, - практически всего, что могло бы сделать вас Mozartом; если бы вдруг у Вас обнаружился слух...

Редактор благодарит за помощь, оказанную при подготовке этого номера: распиленный на указки Бук, певицу Алсу, жизнь, приближающуюся к концу, Лу и Марину с её Картиной, Овцу, Знания, которые приходят сами, а также Харуки Мураками, Слух, который делает нас Моzартом и капитана парусной лодки, молча так, проплывающего вблизи маяка 25-го декабря.


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) О.Силаева "Искушение проклятого демона"(Любовное фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) С.Панченко "Ветер. За горизонт"(Постапокалипсис) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) О.Чекменёва "Беспокойное сокровище правителя"(Любовное фэнтези) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) В.Василенко "Стальные псы 6: Алый феникс"(ЛитРПГ) В.Пылаев "Видящий-5. На родной земле"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"