Андреев А.В. : другие произведения.

Глава 21

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Немного о международном положении. Не слишком скучно... Вроде бы...


   ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ
  
   118.
  
   Сразу после Нижнего Новгорода царь с царицей пустились в путешествие по Европе. Сначала в Вену к стареющему императору Австро-Венгрии Францу-Иосифу, затем по приглашению кайзера побывали в Бреслау, после чего заглянули в Киль, где осматривали знаменитую крупповскую "Germania Werft" и присутствовали на закладке бронепалубного крейсера "Святая Ольга" и эскадренного броненосца "Гангут" (балтийское "недоразумение" было переименовано, точнее, перенумеровано - став просто "броненосцем береговой обороны N1"), первого из тяжелых кораблей "Срочной" программы, принятой в январе этого же года. В заключение провели десять спокойных дней у дедушки и бабушки Николая, короля Кристиана IX и королевы Луизы Датской - и присутствовали на церемонии закладки на верфи "Бурмейстер и Вайн" крейсера-скаута 1-го ранга "Миледи". В сентябре в Копенгаген пришла императорская яхта "Штандарт", и на ней царственная чета отбыла в Англию - к бабушке Александры Федоровны королеве Виктории.
   Королева находилась в Шотландии, в огромном старинном замке Балморал, далеко в горах Абердина. При сильном косом дожде бронепалубный крейсер (именно так значился "Штандарт" в справочниках по составу русского Балтийского Флота) бросил якоря на рейде в Лейте, и "дядя Берти", принц Уэльский, встретил русских гостей на борту, чтобы проводить их в возвышающийся посреди "диких гор" замок.
   Насквозь промокшие в открытой карете, Николай и Александра прибыли в замок затемно, и королева встретила их на ступенях замка, окруженная высоченными шотландскими горцами, державшими зажженные факелы.
   Это была чисто семейная встреча: бабушка и внучка проводили долгие часы, играя с десятимесячной Ольгой, царь развлекался охотой, испортив жизнь немалому количеству оленей (но не убив ни одного)...
   Взвалив все это на радостно встрепенувшуюся Аликс, Елка вновь уединилась в отдельном уголке сознания с пока ещё не очень четким образом штурмовой винтовки, которую ещё только предстояло разработать бельгийским оружейникам из льежской фирмы FN - 50 лет спустя.
   Ей было пока неясно, какой вариант следует предпочесть - "Калашников" или FN FAL? "Калашников", конечно, вне конкуренции... Но и бельгийская StG имеет свои преимущества - главным из которых является её патрон. 7,62х51 НАТО, он же - ".308 Винчестер". По своим данным он куда ближе к традиционным винтовочным патронам, нежели к промежуточным. Что и позволит запустить его производство без всяких хлопот и проблем, не вызвав никаких подозрений. А вот с "калашниковским" 7,62х39 проблем и подозрений будет множество...
  
   119.
  
   Летом 1895 года новый премьер-министр Великобритании лорд Солсбери, выступая в парламенте, обрушился на султана Абдул-Гамида II с обвинениями в геноциде армян. Он заявил, что независимость Турции покоится только лишь на желании европейских держав сохранить эту независимость, но политика Порты по отношению к армянам может побудить Европу отказать султану в поддержке существования турецкого государства.
   Одновременно по тайным дипломатическим каналам лорд Солсбери предложил план раздела Оттоманской империи между европейскими державами - сама Англия желала получить Месопотамию, всю Аравию, остров Крит и контроль над Черноморскими проливами. Италия, политики которой все чаще высказывались об обращении Средиземного моря в "Итальянское озеро", получала в качестве отступного африканские Триполитанию и Киренаику и балканскую Албанию. Но на Албанию уже имела виды Австро-Венгрия, которую решительно поддержала Германия. Узнав о том, что передача Албании итальянцам считается в Германии неприемлемой, Солсбери дал понять, что может дать компенсации Италии в других местах - например, в Марокко или Тунисе. Стремление решить свои проблемы за счет Франции не нашло одобрения в Париже, но зато в Берлине оно было встречено с радостью - а это в данном случае было куда важнее, поскольку конфликт с Россией, автоматически вызывавшийся вторжением Англии в Проливы, в любом случае означал и конфликт с Францией. Проблема Эльзаса и Лотарингии уже лет двадцать как стала французской идеей фикс общенационального масштаба - что не могло не вызвать крайнюю озабоченность в Берлине. Поэтому неудивительно, что решение Великобритании было воспринято в Вене с горячим одобрением - 1 ноября 1895 года министр иностранных дел Австро-Венгрии Голуховский согласился с английским планом и предложил европейским державам ввести в проливы эскадры "невзирая на протест и сопротивление оттоманского правительства".
   Британский кабинет министров безоговорочно поддержал своего премьера, королева Виктория с энтузиазмом отнеслась к этому предложению - но, увы, категорически против операции выступил Первый Лорд Адмиралтейства Гошен: он заявил, что, войдя в Мраморное море, британский флот окажется запертым, как в мышеловке, между французской и русской эскадрами. Солсбери ворчливо ответил Гошену, что если его корабли сделаны из стекла, то понятно, что придется изменить политику.
  
   120.
  
   Почему в русской истории XVIII--XX веков столь ярко выделен вопрос черноморских Проливов, почему он так бросается в глаза? Да ясно же! Российская держава всегда, со времен Московского Княжества и до последних дней Советской Империи, ощущала себя крепостью в окружении врагов. И старалась соответственно укрепить свои границы.
   А Проливы - это прямой путь к мягкому подбрюшью России. Балтийское побережье отлично защищено самой природой, а немногочисленные уязвимые места укреплены человеком так, что соваться туда может только безумец. Лезть под огонь кронштадтских, свеаборгских, дюнамюндских или выборгских фортов - откровенное самоубийство. Высаживать, пробираясь кишащими миноносцами балтийскими шхерами, в эстляндских или ингерманландских болотах десант - самоубийство ещё более откровенное. Так что любому, кто пожелает вести с Россией морскую войну на Балтике, остается только блокада, то есть - бессмысленное стояние у входа в Финский залив.
   Северные берега России обширны, слабо защищены, но и малоуязвимы - там попросту практически нет ничего, на что стоило бы нападать. Единственная действительно серьезная цель - Архангельск, но об него можно запросто сломать зубы.
   Тихий Океан - та же картина. И притом гнать через два океана броненосцы, чтобы уколоть русского медведя в пятку... Дороговатый укол выйдет!
   Российское побережье Черного Моря - обширно, богато, и не защищено практически никак. Здесь есть четыре крепости - Севастополь, Керчь, Очаков и Батум. Есть ещё несколько более мелких укреплений, не способных оказать броненосцам "вероятного противника" никакого сколько-нибудь серьезного сопротивления. А какие города стоят по берегам Черного Моря! Одна Одесса чего стоит! А есть ещё Новороссийск, есть Крым... А главное - есть черноморское побережье Кавказа, где ещё вспоминают Шамиля, а из круто перемешанных в молодых мозгах социал-демократии, анархизма и национализма прорастает новое ядовитое семя. Вроде созданной в 1890-м партии "Дашнакцутюн"!
   Кавказ! О, Кавказ! Кавказ можно воспевать, и он заслуживает воспевания, но его красоты - далеко не главная причина интереса к этому региону иностранных держав, считающих себя великими. Иной раз - даже заслуженно.
   Кавказ - это кратчайший путь к нефтеносному Каспию!
   И - страшная угроза южному боку России!
   При этом Россия должна содержать как минимум два флота - а после японо-китайской, доказавшей, что молодой азиатский дракон отращивает себе оч-чень неслабые клыки, так даже и три - Балтийский, Черноморский, Тихоокеанский. Плюс - Средиземноморская Эскадра. Конечно, промышленность в стране растет и развивается, и темпы роста опережают все мыслимое - быстрее вверх летела только Германия после Франко-Прусской, но на неё работало кровавое золото выдавленной из Франции контрибуции (пять миллиардов франков!!!). А у России этого разгона не было. Были только французские займы - ядовитый сыр во взведенной уже мышеловке. Так ли, эдак ли - а проливать России кровь за союзника, добывать себе славы, а французам - Эльзас с Лотарингией! Так что деньги на флот есть, и их все больше - растет с каждым годом ВВП, растет и собираемость налогов. Есть и промышленная база - новые заводы и фабрики появляются как грибы после дождя. Сырьё... Этого в России - хоть обожрись углем да рудой! Особенно - после того, как начнется строительство Магнитогорска и разработка КМА.
   Но на три флота, да ещё отдельную эскадру этого все равно не хватит. Хоть ты наизнанку вывернись - Россия, выложившись начисто, перервав пупок и заложив последние штаны, может построить флот, соотносимый по числу боевых единиц и суммарному тоннажу с британским. Может!!! Но - ОДИН флот. А надо - ТРИ!!!
   Поскольку: Балтика, Черное море и Тихий Океан - театры ИЗОЛИРОВАННЫЕ.
   И проходы между этими театрами контролируют АНГЛИЧАНЕ.
   От выхода из датских проливов до главной базы английского флота Скапа-Флоу, что на Оркнеях - меньше суток полного хода крейсера и двадцать пять часов полного хода броненосца. Даже если прорвешься с боем через Балтийские Проливы, все равно - НЕ ВЫБРАТЬСЯ. Поскольку по ту сторону будет ждать британский Флот Метрополии. Гибралтар и Суэц - английские замки для ворот Средиземноморья. И ещё один замок - дряхлый, турецкий, наполовину развалившийся - на дверях Черного Моря. Расклад простой - англичане могут собрать флот в том месте, где им того захочется. А захочется им собрать его в Средиземном море, и - сорвать дряхлый замок с проливов. И повесить надежный, английский. Чтобы - на века.
   НАВЕКИ.
   Закрыть для России выход в Средиземное море. И открыть для себя свободный вход в Черное море. Чтобы входить, когда захочется, и угрожать городам русского Причерноморья артиллерией главного калибра в любой момент, когда этого потребуют интересы Британской Империи.
   И личная симпатия королевы Виктории, "дяди Берти" (в уже очень скором будущем - короля Эдуарда VII) и английской королевской семьи в целом в этом раскладе ничего не меняют по определению. Симпатии симпатиями, а котлеты - отдельно!
   О том, что "у Империи нет постоянных друзей и постоянных врагов, а есть только постоянные интересы", британским политикам было известно ещё задолго до появления Черчилля. И особенно очевидно это было той, которая видела ситуацию из подвалов Ипатьевского дома...
  
   121.
  
   Однако кое-какую пользу принес и этот "чисто семейный" визит.
   Для начала, как обычно, присутствовали на закладке - на верфи Армстронга в Эльсвике была заложена "Киприда", пятый бронепалубный крейсер типа "Диана". Заодно осмотрели броненосные и бронепалубные крейсера, строящиеся для Японии по проекту Филиппа Уаттса (того самого, создателя знаменитых "Эсмеральды" и "Генерал О'Хиггинс", а ВПОСЛЕДСТВИИ и НЕ ЗДЕСЬ - также и ЕВК "Дредноут", одного из двух кораблей в мировой истории, названия которых стали нарицательными именами). Их характеристики позволяли предположить, что политика Морского Технического Комитета, по-прежнему строящего только "океанские" крейсера, является в значительной степени ошибочной - поскольку в результате для службы "при эскадре" не подходил ни один из имеющихся или планирующихся броненосных крейсеров. Все они были чистыми рейдерами! Елка пока ещё не очень разбиралась в "додредноутном" флоте. У нее было слишком много хлопот с тяжелой промышленностью и сухопутными войсками. Зато она видела вперед. В частности, она могла предположить, что созданные гением адмирала Фишера "Battle Cruisers" были "гончими океана" вовсе не в том смысле, который обычно этому изречению приписывается. "Инвинзиблы" должны были найти зверя и загнать его, связать боем до появления "охотника"! А уж в том, что линкоры ГрандФлита справятся со своей задачей - как справлялись их парусные предки во времена от Великой Армады и до самого Трафальгара - Фишер не сомневался. А кто бы усомнился? На его-то месте?
   Впрочем, речь не об этом. Она о том, что бронепалубные "эльсвики" императрица, в отличие от адмирала Макарова, считала далеко не идеалом. Особенно для боя в "линии баталии", даже в авангарде требующей от корабля кроме скорости и вооружения еще и определенной - и весьма значительной! - доли устойчивости. И вот её-то бронепалубники были лишены напрочь!
  
   122.
  
   Вторым номером программы было приобретение сокровища. Купленный проездом через Германию Руди Дизель тоже был преизрядной ценностью - но англичанину он проигрывал явно. По крайней мере, если брать в расчет его полезность в разрезе будущей войны. Ну скажите, какая может быть польза от дизелей в Манчжурии? Подводные лодки? Бронедрезины? Может быть, еще танки строить предложите?
   Инженер К.А. Парсонс, создатель одноименных турбин, был гоним Лордами Адмиралтейства - они, исходя из свойственного всем военным консерватизма, естественного для людей, не желающих оказаться в горячей переделке с новой и крайне ненадежной игрушкой, способной отказать в самый опасный момент, и усиленного традиционным консерватизмом, свойственным всем англичанам, считали все обещания мистера Парсонса горячечным бредом. И только после того, как построенная по его заказу яхта "Turbinia" пронеслась прямо сквозь строй кораблей Королевского Флота во время морского парада - и легко, как от стоячих, ушла от всех миноносцев, пытавшихся её догнать! - адмиралы поняли свое упущение и тут же занялись турбинными двигательными установками. НО! Все это было не ЗДЕСЬ, а ТАМ. Знаменитый морской парад в честь бриллиантового юбилея правления королевы Виктории ещё только предстоит - 27 июня 1897 года! Между прочим, тот парад был самой яркой демонстрацией морской мощи, которую только можно представить - 165 кораблей всех классов выстроились перед королевой и титулованными иностранными гостями в пять колонн, КАЖДАЯ из которых имела длину СВЫШЕ ПЯТИ МИЛЬ!
   А пока м-р Парсонс был всего лишь чудаком-изобретателем, "сумасшедшим ученым"... И везде, где бы он ни предлагал свои турбины, на него смотрели, как на одного из бесчисленной плеяды создателей вечного двигателя. Все его имущество было давно уже заложено и перезаложено, сам он был в долгах, как в шелках... Выкупить все его векселя и закладные при имеющихся в распоряжении Личной ЕИВ Канцелярии средствах было буквально плюнуть раз. Но действовать пришлось осторожно, не через основанный летом 1896 года англо-швейцарско-русско-французский банк "Абсолютная Гарантия", предназначенный стать сердцем будущего кейрецу Дома Романовых, а через его "папочку", швейцарский банк "Беранже и Ко", который с Россией ассоциировался гораздо меньше, хотя принадлежал ей точно так же. Одновременно инженеру поступило предложение о создании объединенного предприятия "Лесснер--Парсонс", в которое фирма "К.А. Парсонс Маритим Турбин Билдинг" вносила только патенты и персонал... При выборе между банкротством и долговой ямой и объединением с русскими мистер Парсонс колебаться не стал - и уже в начале октября 1896 года "Турбиния" бросила якорь в порту Санкт-Петербурга.
  
   123.
  
   Последним по порядку, но не по значению, была ревизия дел в русском посольстве в Лондоне. И если посольство и вообще дипломатическая служба произвели в целом благоприятное впечатление, то о прочих службах и подразделениях этого сказать было нельзя. Совсем нельзя.
   К "прочим подразделениям" относились морской агент (в привычной Елке терминологии - военно-морской атташе), военный атташе и недавно учрежденная при посольстве контора Заграничной Агентуры ГПУ. Все это было организовано так... бедно, с таким очевидным невниманием к делу - но зато с очевидным желанием "сберечь казенную копейку". Принципы крохоборческой экономии были кое-где не изжиты до сих пор - а уж в тех местах, где Императрица пока не проявляла своего вошедшего в поговорку внимания к мелочам, они цвели пышным цветом.
   Но если контора секретной полиции и военный атташе в Англии особого значения не имели - по причине того, что "политические" покуда резвились в России далеко не так упоенно, как во времена Большого Террора 1905--1908 годов и того, что сухопутные войска Англии по европейским меркам вообще не заслуживали гордого имени "Армии". Максимум в тринадцать дивизий (номинальных - английская дивизия того времени состояла из двух бригад по четыре батальона, трех артиллерийских батарей по шесть орудий и эскадрона кавалерии) хорошо выглядел только на фоне, скажем, той же Сербии - десять пехотных и одна кавалерийская дивизии. Даже армия Болгарии и то была больше!
   Это отставание в армейской сфере компенсировалось чудовищным превосходством на море. Флот Британской Империи соответствовал так называемому "двухдержавному стандарту" - то есть превосходил объединенный флот любых двух держав мира!
  
   124.
  
   Осенью 1896 года британский флот имел в строю девятнадцать броненосцев первого класса и три броненосца второго класса, были уже спущены на воду и достраивались четыре броненосца, проходили предсдаточные испытания два броненосца (срок вступления в строй - ноябрь 1896 года).
   Если перечислять их по порядку ввода в строй, то получится следующая картина:
   Барбетные броненосцы типа "Адмирал" - пять из них получили имена знаменитых адмиралов британского флота, и только один, печально известный "Кампердаун", был назван по месту победоносного сражения. "Коллингвуд", ставший прототипом, был заложен в 1880-м и вошел в строй в 1887-м. "Энсон", "Бенбоу", "Кампердаун", "Хоу" и "Родней" были заложены в восемьдесят третьем и вошли в строе в восемьдесят девятом. От "Коллингвуда" их отличали новые 13,5-дюймовые орудия (кроме "Бенбоу" - два 313-мм орудия вместо четырех 343-мм, выигрыш веса использован для увеличения числа шестидюймовых пушек с шести до десяти). Появление в начале 90-х годов скорострельных среднекалиберных орудий вызвало серьезные сомнения в их боевой ценности - носовая и кормовая часть этих кораблей не имела никакого бронирования, кроме того, без защиты оставалось 45% длины борта по ватерлинии. В связи с этим в бою им угрожала опасность опрокинуться или, по меньшей мере, выйти из строя в результате потери остойчивости.
   Эскадренные броненосцы "Трафальгар" и "Нил" - заложены в 1886 и 1887, вошли в строй в 1890 и 1891 соответственно. Имели мощную броню и те же 343-мм орудия, но конструкторы, в погоне за низким, малоуязвимым для снарядов силуэтом снизили высоту борта настолько, что даже при умеренном волнении их 16-узловая скорость мгновенно падала до 13 узлов. При плавании против ветра и волны верхнюю палубу забрызгивало так, что прицеливание из орудий и корректировка артиллерийской стрельбы становились совершенно невозможны - "Трафальгар" и "Нил" могли вести бой только в полностью штилевую погоду.
   Семь барбетных броненосцев типа "Ройял Соверен" и башенный "Худ" в этом отношении заметно отличались от "мореходных мониторов" типа "Трафальгар". Их высокий борт позволял вести огонь главным калибром в "среднюю" погоду, а переходу без боя не был помехой и шторм, 343-мм орудия со скорострельностью один выстрел в 2 минуты выбрасывали 566-кг снаряд со скоростью 628 метров в секунду - это был действительно грозный противник. Все восемь броненосцев ("Ройял Соверен", "Эмпресс оф Индия", "Рамиллес", "Рипалс", "Резольюшн", "Ривендж", "Ройял Оак" и "Худ") заложены в 1889 и вошли в строй в 1892--1894 годах. Появление скорострельной среднекалиберной артиллерии поставило под сомнение боеспособность и этих кораблей: могучие барбеты, от 40 до 43 сантиметров брони, превосходно защищали орудия и все механизмы от прямого огня, от бронебойных и фугасных снарядов - но никак не защищали от шрапнельного огня и осколков орудийную прислугу. Именно поэтому восьмой корабль проекта достроили уже с башенной артиллерией главного калибра.
   Три "малых" броненосца - систершипы "Барфлер" и "Центурион" и усовершенствованный "Ринаун" (вместо десяти 120-мм скорострелок установлены 152-мм орудия) - являлись скоростными кораблями, специально предназначенными для борьбы с русскими броненосными крейсерами на Дальнем Востоке.
   Тридцать первого января 1895 года на верфи ВМФ в Портсмуте был спущен на воду ЭБР "Маджестик", окончательно закрепивший черты "классического эскадренного броненосца": четыре двенадцатидюймовых орудия главного калибра в двух концевых башнях и полностью бронированный каземат среднекалиберной артиллерии, где каждое орудие стояло в своем "доте". Теперь вспомогательная артиллерия стала полностью неуязвимой для скорострельных орудий, а попадание крупнокалиберного снаряда могло вывести из строя только один каземат. Завершали портрет мощная броневая защита и обеспечивающие превосходную мореходность высокие борта.
   С января 1893 по октябрь 1895 года заложены девять эскадренных броненосцев типа "Маджестик", три из них - "Маджестик", "Магнифицент", "Марс" - вошли в строй флота с декабря 1895 по июнь 1896 года, проходят последние перед сдачей заказчику испытания "Викторьёз" и "Принц Георг", в высокой степени готовности находится "Юпитер" (ориентировочный срок ввода в строй - май 1897 года). "Цезарь", "Ганнибал" и "Илластриес" находятся в достройке и не будут готовы раньше конца того же года.
   Плюс - в ближайших планах Адмиралтейства закладка ещё шести броненосцев, и два из них, "Альбион" и "Глори", будут заложены уже в декабре, "Голиаф" и "Океан" в январе и феврале соответственно, остальные два - летом и осенью 1897 года. Деньги на них уже выделены.
   Всего таким образом Королевский Флот имел 34 готовых и строящихся броненосца.
   Но строились не одни только броненосцы - крейсеров 1-го класса строилось десять, крейсеров 2-го класса - шестнадцать, и крейсеров 3-го класса восемь. Прибавив к этому имеющиеся корабли... Крейсеров 1-го класса, броненосных и бронепалубных, в строю и постройке - тридцать девять. Крейсеров 2-го класса, бронепалубных и безбронных - шестьдесят два. Крейсеров 3-го класса, бронепалубных и безбронных - пятьдесят три. Всего кораблей крейсерского класса - сто пятьдесят четыре!
   А всего в постройке находилось тринадцать броненосцев, тридцать четыре крейсера и пятьдесят восемь дестроеров - эсминцев - новейшего "30-узлового" типа. В России они были известны как тип "Сокол". Это в дополнение к сорока двум уже имеющимся эсминцам "27-узлового" типа "Хэвок"...
   Всего в постройке - сто пять боевых кораблей. И за всем этим должен был наблюдать один морской агент и два помощника - при этом все донесения и даже финансовые отчеты агенту приходилось писать собственноручно, поскольку в штате агентства не было предусмотрено ни секретаря, ни даже пишущей машинки! Таким образом, помимо основных обязанностей, и без того весьма многочисленных, офицерам агентства приходилось ещё волочь на себе всю бюрократию! "... Я опаздываю представлением рапорта за недостатком данных, на собирание коих не мог пока уделить необходимого времени вследствие значительного накопления дел" - этот мотив слышится в отчетах агентства постоянно.
   Эта ситуация нетерпима, она должна быть изменена и она будет изменена!
  
   125.
  
   Если поездка в Англию являлась для царской семьи делом почти чисто семейным - люди просто съездили навестить родственников, ничего более! - то визит во Францию, на открытие "Русских Недель" в Париже, был событием величайшей важности для обеих стран. "Начиная с 1871 года, когда Франция проиграла франко-прусскую войну и лишилась своих восточных провинций Эльзаса и Лотарингии, французские государственные деятели и военные мечтали о том дне, когда они дадут реванш Германии, поддержанные бесчисленными армиями русского царя".
   Именно эта жажда реванша вызвала тот взрыв энтузиазма, которым французы приветствовали прибытие в Париж царской семьи. Специально для встречи царя в Булонском лесу был выстроен новый вокзал, и, поскольку был уже конец сентября, плотникам было приказано навязать на проволоки искусственные цветы каштанов и привязать их к ветвям знаменитых парижских каштановых деревьев - "чтобы придать Парижу его самый наилучший вид". В город нагрянули более миллиона провинциалов, на пути следования кортежа места возле окон продавались по 20 франков, и для охраны государя и известной своей паранойей императрицы пришлось стянуть в город со всей Франции дополнительных двадцать пять тысяч полицейских и жандармов. Но даже и этого государыне показалось мало: Александра Федоровна настаивала на том, чтобы вдоль всего маршрута были выставлены войска, и чтобы солдаты стояли на расстоянии вытянутой руки друг от друга с примкнутыми штыками и боевыми патронами. На все попытки её успокоить царица отвечала, что если уж французам угодно превратить свою страну в заповедник для социалистов, анархистов, польских националистов и прочей радикальной сволочи, то пусть уж будут любезны отвечать за последствия. Французы смирились - а что им ещё оставалось?
   С того момента, когда карета Николая, сопровождаемая полностью выдержанными в стиле "экзотика а-ля рюс" драбантами "Стремянной" роты - алые стрелецкие кафтаны с золотыми шнурами на груди, опушенные соболем шапки с высоким, крытым черным бархатом колпаком, желтые сапоги и черный кушак с золотым шитьем и бахромой, украшенные золотом и драгоценными каменьями сабли (аносовский булат златоустовской варки - не хорасан, конечно, но любую современную сталь превосходит по всем параметрам; и дизайн у "стрелецких" сабель был соответствующий, точная копия музейных образцов: о позолоченные стремена позвякивали польские "корабелы", турецкие, персидские, арабские сабли, и, конечно, "старомосковская" работа - таких было больше всего) и кремневые и колесцовые пистолеты, торчащие из седельных кобур - появилась на Больших Бульварах, французы устроили ему оглушительную, непрекращающуюся овацию. Огромные толпы неистово махали платками и кричали, когда Николай и Александра проезжали мимо, громогласные приветствия раздавались в адрес великой княжны и даже её няньки! Вулканическая стихия галльского темперамента произвела на царя ошеломляющее впечатление. Была впечатлена даже царица - когда во дворе русского посольства за ними закрылись ворота, семейство испытало чувство облегчения, которое знакомо моряку, укрывшемуся в порту после шторма в открытом море.
  
   126.
  
   Париж с давних пор являлся столицей Заграничной Агентуры Департамента Полиции русского МВД. После того, как Департамент Полиции был разделен на три службы, ЗА осталась в ведении ГПУ, начальником которого был назначен бывший директор парижского бюро П.И Рачковский. Все, с кем сталкивала этого человека его прихотливая судьба, отмечали его энергию, изворотливость, талант к агентурной работе - однако не остались незамеченными его неразборчивость в средствах (Рачковский сделал себе имя на провокациях и других противозаконных действиях) и корыстолюбие. На это государь, по слухам, ответил, что ему нужен не "рыцарь Байярд" и не монах-аскет, а начальник секретной политической полиции, от которого смешно требовать, чтобы он давил революционную гадину в белых перчатках.
   Рачковский боролся с революционерами разными путями - он внедрял в их круги осведомителей, освещал наружным наблюдением, поддерживал постоянные связи с чиновниками различных служб стран пребывания (особенно хорошо были налажены связи с парижской полицией), публиковал и рассылал брошюры и газетные статьи, в которых всячески подрывал позиции революционеров и очернял их моральный и политический облик, громил типографии... Но главным его талантом были провокации - например, знаменитое дело 1890 года об организации в Париже лаборатории по изготовлению бомб. Из восьми человек, проходивших по делу, агентами полиции было трое (двое - русской и один - парижской). Или не менее знаменитое дело "Лиги спасения русского Отечества", инспирированной Рачковским - венцом её действий был антиклерикальный налет на собор в бельгийском Льеже, проведенный под анархистскими лозунгами.
   Именно такой человек и нужен был для борьбы с террором и террористами. И то, что с французскими политическими и экономическими кругами он, пожалуй, связан слишком уж тесно - так это даже хорошо. По крайней мере, хорошо пока.
   Однако ревизия состояния дел в Париже выявила, что господин Рачковский, паря в заоблачной выси политических интриг, очень плохо ведет дела земные. В частности, отдел наружного наблюдения велся так, что никаких результатов от него ждать было нельзя - немногочисленные агенты, ютившиеся в двух комнатах, расположенных, вдобавок, на территории самого посольства (!), были прекрасно известны революционерам, многие из них были "в полном смысле инвалидами, непригодными к живому делу", а остальные... Остальных было ровно шесть человек.
   Расположение "парижского бюро" ЗА на территории посольства имело массу минусов, главным из которых было то, что агенты при всяком удобном и неудобном случае заявляли, что являются сотрудниками русского посольства - что влекло за собой большое беспокойство с внешнеполитической точки зрения. Французам (рядовым, в смысле - обывателю) не нравилось, что во Франции работает иностранная полиция. А кому бы понравилось? Высшие круги, которые были в курсе, делали "морду кирпичом", поскольку франко-русский союз значил для них гораздо больше - но некая тень напряженности от этого накапливалась. А кому нужно напряжение в такой финансово сложной обстановке? Елка рассчитывала слупить с Парижа ещё немало звонкой монеты, крайне необходимой на "Малую Индустриализацию" и программу Океанского Флота. И большой политический скандал был в такой обстановке НЕДОПУСТИМ.
   Главной проблемой для неё сейчас были даже не финансы - деньги, в конце концов, всегда можно просто напечатать. Проблема - в стапелях, инженерах и специалистах, рабочих руках и острой нехватке мощностей судостроительных и механических заводов. Для постройки и эксплуатации боевого корабля требовались собственно верфи и налаженное производство - брони, артиллерийских орудий и орудийных установок (лафетов и башен), снарядов, котлов и паровых машин. А уже совсем вскоре - ещё и паровых турбин, оптических и электромеханических приборов, дизелей, бензиновых и электрических моторов... Для того, чтобы все это в России появилось, требовалось надстроить здесь всю технологическую цепочку - построить машины, чтобы выпускать машины, чтобы выпускать машины... и только последний элемент цепи будет выпускать то, что необходимо.
   Или же - закупить оборудование за границей. И в этом случае запуск печатного станка уже не поможет, поскольку русские рубли валютой не являются. Необходимы либо золото, либо валюта государства, поддерживающего "золотой стандарт" - британский фунт, французский франк, американский доллар....
   И для того, чтобы эту валюту получить, Елка-Аликс была готова НА ВСЕ!
  
   127.
  
   Действия заграничной агентуры были реорганизованы следующим образом.
   В Гельсингфорсе, Варшаве и Батуме были созданы подчиненные 2-му Департаменту ГПУ центры "Финляндия", "Польша" и "Кавказ" соответственно. Эти центры должны были работать только против склонных к бомбометанию и/или мятежу националистов соответствующего толка - вне зависимости от того, в какой стране они нашли себе приют. "Интернациональные" террористы и революционеры находились, соответственно, в ведении 1-го и 3-го Департаментов ГПУ.
   На территории Российской Империи действовали управления ГПУ, соответствующие административно-территориальному устройству (губернские управления СеПо, Секретной Полиции, они же - Третьи Департаменты ГубУВД), а также особые подразделения Транспортной Жандармерии. В их ведение входили полицейские функции на транспорте и обеспечение бесперебойного функционирования железных дорог и речных путей - включая противодиверсионные мероприятия: охрану мостов, тоннелей, шлюзов и тому подобных стратегических транспортных объектов. За пределами Империи работала не Заграничная Агентура, как раньше, а Особый Департамент МВД "по международным взаимодействиям". Ему были подчинены назначенные при каждом российском посольстве чиновники МВД, номинально отвечающие за "взаимодействие сыскной полиции Российской Империи и соответствующих органов страны пребывания", на самом же деле являющиеся офицерами Жандармского Корпуса. В непременную обязанность им вменялось поддерживать "наивозможно более тесные" связи с чиновниками различных ведомств страны пребывания, которые могли бы при необходимости помочь в освещении проживающих здесь революционеров, а также создание среди оных революционеров надежной агентуры.
   В целях координации и централизации в Европе были созданы два главных центра Особого Департамента - Парижский и Швейцарский. Первый должен был работать на территории Франции, Бельгии, Голландии, Англии и Испании. Швейцарский центр освещал революционеров, действующих с территорий Швейцарии, Германии, Австро-Венгрии и Италии. Два малых центра - в Копенгагене (против Дании, Норвегии и Швеции) и Константинополе (против Турции).
   Центры, как большие, так и малые, включали двух или трех чиновников МВД под дипломатическим прикрытием (в парижском центре работало пять человек - Франция на весь мир славилась тем, что с неё, как с Дона, "выдачи нет") и вспомогательные подразделения. Обычно их было два: употребляемое для наружного наблюдения "частное розыскное бюро" - парижское "Бинт и Самбен", цюрихская "Капелла" с филиалами в Риме, Вене и Мюнхене и копенгагенская "Северная Звезда" - большая часть сотрудников которого даже не подозревала, на кого на самом деле работает, и "журналистское агентство", якобы представляющее какую-либо русскую газету. На самом деле оно отвечало за регулярное появление в печати подведомственных стран агитационных и пропагандистских материалов, "создающих нужные России представления и настроения". Создание при каждом центре "силового" отдела, сотрудники которого могли бы употребляться для пусть не самой грязной, но все же достаточно грубой работы вроде разгрома типографий и тому подобного, оставалось только голубой мечтой. Пока для этой цели приходилось использовать наиболее доверенных сотрудников наружки, а то и жандармов, работающих под дипломатической крышей. Что будет, если их за этой работой поймают - страшно даже подумать...
   Против создания в центральном или местном аппарате спецотдела "У" решительно протестовал сам начальник ГПУ. Рачковский, съевший собаку на противозаконных действиях и провокации, не допускал даже и мысли о том, что особо опасных врагов Империи можно просто... устранить. Он был этим предложением императрицы ШОКИРОВАН. Впрочем, возможно, его превосходительство просто считал, что это - "низкий сорт, нечистая работа". В конце концов, УБИТЬ врага может любой болван с пистолетом, а вот сделать так, чтобы весь мир воспринимал оного врага как особо опасного маньяка с бомбой в каждом кармане... Вот это Рачковский умел и любил.
  
   128.
  
   Так или иначе, но российские специальные и секретные службы росли и крепли.
   Помимо ГПУ и Разведывательного Отдела Генерального Штаба Сухопутных Войск, сразу же по возвращении царской семьи в Россию превращенного в Главное Разведывательное Управление Объединенного Генерального Штаба Российской Империи, список этих служб включал ещё Службу Дипломатической Безопасности МИД - эта структура была создана для установления того самого ТОТАЛЬНОГО контроля над иностранными дипломатами, каким славился СССР.
   За каждым посольством и дипломатическим представительством, действующим в России, было установлено самое пристальное наблюдение. Среди сотрудников и дипломатов вербовалась агентура, за каждым их шагом следили топтуны службы наружного наблюдения, вся переписка подвергалась перлюстрации...
   СДБ также отвечала за контрразведывательное обеспечение, контршпионаж и внешнюю охрану русских посольств и дипломатических представительств за рубежом. Последняя функция была возложена на специально созданную в составе ОКПС "Посольскую" бригаду. А кому же ещё? Территория посольств экстерриториальна, она - российская земля на чужбине! И охранять границу, естественно, должны именно пограничники.
   Чисто церемониальные функции этих войск, обряженных в специально для того пошитые мундиры а-ля "Отечественная Война 1812 года" (кроме парижского взвода, который, "во избежание тягостных воспоминаний, могущих вызвать предвзятое отношение", облачили в стрелецкие кафтаны, скопированные с тех, что носили драбанты стремянной роты, так понравившиеся французам во время недавнего визита), не должны были обманывать наблюдателя. Эти ребята попадали в столицы государств "Вероятного Противника" не только для того, чтобы радовать взоры берлинцев или лондонцев блеском униформы и четкостью исполнения ружейных приемов при смене караула. Но вот для чего эту бригаду создали НА САМОМ ДЕЛЕ? Даже самые сообразительные терялись в догадках. Ведь не для того же, в самом деле, чтобы по сигналу о мобилизации начать совершать диверсии во вражеском тылу? Русские же не настолько сумасшедшие?
   В аппарате министерства финансов были созданы сразу три сыскных департамента. Первый, названный Полицией Казначейства, расследовал случаи подделки государственных и частных ценных бумаг - начиная с денежных купюр и заканчивая лотерейными билетами, но исключая паспорта и прочие документы, к финансам не относящиеся. Второй, получившей название Финансовой Инспекции, контролировал, в основном, промыслы, требующие оформления лицензии - такие, как, к примеру, проституция, содержание заведений с подачей горячительных напитков крепче 12о и прочие особо "сладкие" занятия. Но главным для них должно было стать преследование обычных неплательщиков, число которых после планируемой замены подушной подати на подоходный налог наверняка вырастет. Третья контора, названная "Комиссией биржевого контроля", соколиным глазом выглядала случаи биржевого мошенничества - всякие там "пирамиды", обман инвесторов, инсайдерские сделки и прочую фигню, связанную с тем, что императрица, полностью солидаризируясь с марксистами, называла "фиктивным капиталом". Бумага, за которую дают сто рублей, стоит сто рублей. Бумага, за которую дают пять рублей, стоит пять рублей. А бумага, за которую дают по морде, не годится даже в туалет. Жестковата! И все это - одна и та же бумага. Так при чем здесь капитал и прибавочная стоимость? В чистом виде азартная игра, почти целиком зависящая от психологии.
  
   129.
  
   Последнюю по порядку, но не по значению тайную службу Империи государыня создала на базе дворцовой полиции - до этого занимавшуюся только внешней охраной царских дворцов и дворцовых парков. Официально теперь это именовалось СБ Имперской Канцелярии, в её прямом подчинении находились отдельный полк Внутренних Войск "Лейбштандарт", Отдел Внешнего Наблюдения (полторы тысячи "внутряков" с автоматами и снайперскими винтовками и пять сотен тяжеловооруженных полицейских в штатском - они обеспечивали охрану внешнего периметра), отдельный батальон Драбантов, рота Дворцовых Гренадер, Конвой и Фрейлинская служба (охрана внутреннего круга и личная охрана). Кроме этого, СБ Имперской Канцелярии включала аналитическую часть, разделенную на внешнеполитический, внутриполитический и стратегический отделы, оперативно-следственную часть и службу ОсКоСС - особого контроля систем связи.
  
   130.
  
   Специально для оперативников различных сыскных, специальных и секретных служб в "Кодекс о рангах" была введена особая система званий, включавшая "оперативных сотрудников" 3-го, 2-го и 1-го рангов (в армейской системе им соответствовали "пти-офицерские" звания прапорщиков), "оперативных уполномоченных", также трех рангов (от подпоручика до штабс-капитана), "инспекторов" 2-го и 1-го рангов (капитан и майор) и "комиссаров" 2-го и 1-го рангов (подполковник и полковник соответственно). Генеральским чинам соответствовали звания "бригадный", "дивизионный" и "генеральный комиссар МВД".
   Также спешно обзаводилась своей собственной службой безопасности Личная ЕИВ Канцелярия, ведавшая делами Николая II как главы дома Романовых - то есть управлявшая всей очень немалой семейной собственностью. Эта служба, набиравшая свои кадры из самых "сливок" различных секретных и специальных служб Империи, должна была заниматься охраной коммерческих интересов предприятий, контролируемых грандиозной частной компанией "Дом Романовых" (на самом деле, конечно, "кейрецу" называлась по-другому, точнее, не называлась вообще никак - она просто была), а также промышленным шпионажем в интересах этих предприятий. В их число, кстати, входило большинство частных машиностроительных заводов Империи - а также ВСЕ предприятия того, что можно считать хай-теком конца 90-х годов XIX века: химия, электромеханика, оптика...
  
   131.
  
   После Парижа царственную чету потянуло во французскую провинцию.
   Император с супругой побывали в Нормандии и на Атлантическом побережье - осмотрев, помимо исторических достопримечательностей и многочисленных романтических уголков, ещё и верфи ВМФ и частные судостроительные заводы в Гавре, Шербуре, Бресте, Лорьяне, Бордо и Сен-Назере. При этом государыня в очередной раз поразила своего мужа и сопровождающих лиц, проявив глубокие познания в истории злосчастной наполеоновской "Великой армады" - прямой предшественницы гитлеровского "Морского Льва" - закончившейся Трафальгаром и, в конечном итоге, гибелью Первой империи.
   После этого, миновав Париж, но задержавшись в его пригороде, приютившем заводы фирмы "Гочкис", известной производством разнообразной быстростреляющей дряни, начиная от антикварных многоствольных пушек с ручным приводом и заканчивая новейшей конструкции станковыми пулеметами, супруги проследовали в Ниццу, где уже давно сложилась целая русская колония.
   Там Елка, Аликс и Ники провели незабываемый месяц.
   Франция.
   Ницца.
   Лазурный берег!
   Принцесса была в восторге от моря, солнца и мужа, на которого юг также подействовал весьма бодряще.
   А Елка знакомилась поближе с французской судостроительной промышленностью - и эта промышленность ей, честно говоря, не очень нравилась. Ну, возьмем эскадренный броненосец "Жоригиберри". Заложен он был на знаменитой верфи "Forges & Chantiers de la Mediterranee" в Ла Сен в ноябре 1891 года. Проект не менее знаменитого Лаганя, построившего для чилийцев броненосец "Капитан Пратт". Ну, ромбическая схема размещения артиллерии ГК, две башни на осевой и две по бортам - ладно. Традиция у них такая. По уверениям французов, это увеличивает углы обстрела и защиту орудий... а вот о том, что в результате из четырех орудий в любом залпе задействовано только три, они предпочитают умалчивать... Равно как и о том, за каким чертом им понадобилось ставить сразу ДВА главных калибра: по одной 12/45-дм пушке в осевых башнях и по одной 274/45-мм в бортовых...
   А уж их система броневой защиты!
   Ну, как бы там ни было, а это их дело. В любом случае война в Европе не предполагает активных действий французских ВМС - так что пусть себе строят, как хотят. А вот то, что броненосец, заложенный в ноябре 1891 года и спущенный в октябре 1893-го, должен был войти в строй не ранее февраля будущего, 1897, года...
   Конечно, в России строят и медленнее. Случаются ещё отдельные недостатки. Так если и тут, и там срочность одинаковая - закавыченная! - так зачем валюту тратить и развивать чужую промышленность вместо собственной?
   Однако же все, буквально ВСЕ вокруг прыгали чуть ли не на задних лапках, уверяя, что для России расшибутся в лепешку... И одновременно казали волчий оскал, намекая, что ежели русские предпочитают денежки, которые им дают французские банки, тратить где-нибудь в другом месте... Так, может, им в том же месте и кредиты просить? А то ведь несправедливо получается - кредит дает Франция, а заказы идут куда угодно, только не на французские заводы!
   Елка пораскинула мозгами... и поняла, что особого-то выбора нет. Если, конечно, ей не хочется вытряхивать деньги на программу индустриализации из сельского хозяйства - как в свое время в СССР. Не то, чтобы она была сильно против колхозов - тем более, что внутренний рынок для машиностроительных заводов все равно создавать надо... Но боялась, что СЕЙЧАС окружающие её не поймут. Ну и, может быть, французы действительно справятся? В конце концов, бывают же чудеса, верно? Особенно в тех случаях, если в договоре оговорить штрафы за срыв по срокам или качеству... и предусмотреть уголовное наказание для тех, кто оное качество будет проверять. А то знаем мы этих акул капитализма...
   Так что французским верфям, судостроительным и судоремонтным заводам откололся довольно жирный кусок. Русское правительство выдало заказы на строительство тяжелого крейсера "Боец" и модернизацию, а по сути - полную перестройку броненосных крейсеров "Дмитрий Донской", "Владимир Мономах", "Память Азова" и "Адмирал Нахимов". Последний, построенный в свое время по образцу английского крейсера "Уорспайт", имел восемь 203/35-мм пушек в четырех башнях, расположенных ромбом, и ещё десять 35-калиберных шестидюймовок в каземате. В ходе модернизации башни должны быть заменены на одиночные, вооруженные новейшими 203/45-мм орудиями и полностью электрифицированные, а в каземате поставлены 120-мм скорострелки. Кроме того, надо было снять мачты, торпедные аппараты, заменить котлы, увеличить мощность машин как числом котлов, так и переходом на смешанное угольно-нефтяное отопление... Адова работа. А на "великих князьях" и "Памяти Азова" работы было ещё больше - поскольку были они ещё старше!
   Словом, вы просите денег - их есть у меня. Но уж будьте добры отработать!
  
   132. <====
  
   Всего на модернизацию должны были быть отправлены четыре броненосных и один бронепалубный крейсер - на "Адмирале Корнилове", построенном, кстати говоря, также во Франции ("Ateliers & Shantiers de la Loire" в Сен-Назере, заложен в 1886, вошел в строй в августе 1889), требовалось провести все те же работы, а вдобавок усилить вооружение: вместо четырнадцати 152/35-мм пушек на нем должны были быть установлены три 203/45-мм и восемь 120/45-мм в щитовых палубных установках, при этом восьмидюймовки получали большие башнеподобные щиты по типу "Рюриков" и КРЛ типа "Дмитрий Донской" после модернизации - а также три или четыре броненосца и шесть минных крейсеров, два типа "Лейтенант Ильин" и четыре типа "Казарский".
   Но французам и этого было мало! У немцев были заказаны броненосец и бронепалубный крейсер, и такой же набор - в Штатах. А во Франции крейсера не заказали, предпочти обратиться к "Армстронгу"! И это есть обида и поношение!
   О том, что они УЖЕ строят один крейсер - заложенную в мае 1895-го в Гавре "Светлану", замышлявшуюся как яхта великого князя Алексея Александровича, а потому получившую вместо мощнейших машин роскошные апартаменты самого генерал-адмирала и ещё восемь кают для его свиты и слуг - французы предпочли забыть. Хотя одно исправление проекта этого "недоскаута" обошлось России в такие деньги, что, не будь великий князь уже мертв, Елка придушила бы его собственноручно!
   Пришлось утешить, заказав французам не просто крейсер, но броненосный крейсер. Правда, только II ранга - зато с линейно-эшелонированным расположением шести башен. Причем, для большей живучести, в башнях были установлены только по одному орудию - а ещё четыре пушки стояли в одиночных казематах, по два на нос и корму. Так что в любом направлении по осевой крейсер мог дать залп из пяти орудий, а на любой борт - целых шесть! Честно говоря, по изначальному замыслу в четырех бортовых башнях и казематах должны были быть установлены 152/45-мм пушки - в таком случае бортовой залп составил бы два снаряда по восемь дюймов и шесть 152-мм... Но - какого черта? В чем реальное преимущество такого идиотизма? В скорострельности? Так сделайте скорострельные восьмидюймовки - и не размазывайте манную кашу по чистому столу!
   Елка-Аликс была твердо уверена в том, что решить можно ЛЮБУЮ проблему - приложив достаточно ума, хитрости, подлости, мужества, денег... Но - ГЛАВНОЕ! - достаточно ВОЛИ.
   Один крейсер, получивший название "Баян", должен был быть построен в Ла Сен, а второй, при закладке названный "Князь Пожарский" (впоследствии переименован в честь скончавшегося в 1898 году выдающегося моряка и кораблестроителя - "Адмирал Попов"), по его чертежам в Петербурге. Эта парочка могла использоваться как для рейдерских операций - совместно с крейсерами типа "Рюрик" - так и для эскадренного сражения в качестве быстроходного авангарда линейных сил. Таким образом, с учетом проходящих модернизацию "древностей", которые, пожалуй, сгодятся в первую линию ещё лет на пять, ВМС Российской Империи получали целых девять легких крейсеров!
   И ещё, по некотором размышлении, знаменитому судостроительному заводу "Ле Норман" были заказаны четыре контрминоносца типа "Дюрандаль", но с усиленным вооружением, и четыре полуторастатонных миноносца типа "Форбан" для системы береговой обороны Владивостока.
  
   133. <====
  
   Затем, вновь на борту "Штандарта", Николай и Александра обогнули Иберийский полуостров, по дороге заглянув в Гибралтар и Кадис. И сведя знакомство с королевой-регентом Марией Христиной и двенадцатилетним мальчиком, который был королем Испании. Ослепительно-синие глаза, корона золотых волос и стройная фигура императрицы произвели на мальчишку неизгладимое впечатление... которое впоследствии могло оказаться весьма полезным. В конце концов, Испания, кажется, желала получить Гибралтар? Который ныне принадлежал Англии! А в 1898 году, проиграв войну САСШ, она также пожелает вернуть Кубу, Пуэрто-Рико и Филиппины!
   Впрочем, Александра Федоровна считала, что можно обойтись и без этих крайностей.
   Предложение, сделанное в личной беседе двух весьма могущественных дам на яхте почти всемогущего императора, было не из тех, от которых можно отказаться. В России в данный момент достраивались четыре броненосца: один эскадренный 2-го класса и три - береговой обороны. Корабли вооружены четырьмя 254/45-мм орудиями каждый, имеют отличную броню и выдающуюся систему непотопляемости и в целом достаточно боеспособны. Обедню, как обычно, портили мелочи.
   "Ростислав" был тем самым кораблем для боев с турецким флотом - который не получал новых броненосных кораблей со времен войны 1877 года. Но русский флот на Черном море против имеющегося турецкого и без того смотрелся как слон против Моськи. Даже, пожалуй, как целое стадо слонов. Пять броненосцев нового поколения против разнородного собрания плавучего антиквариата - весовые категории несоизмеримы аб-со-лют-но! Добавлять к этому еще и "Ростислава", корабль хотя и "экономический", но вовсе не дешевый... Ради чего? Турецкий флот и имеющиеся корабли задавят даже без выстрела. А выпускать "экономический" броненосец 2-го ранга против английского Ройял Нэви, если Россия, не дай Бог, не успеет закупорить проливы... Ну, если и есть более жестокие способы массового убийства...
   То же самое касается и трех БРБО типа "Адмирал", достраивающихся на Балтике. Против любого мыслимого противника они либо избыточно сильны - флот Шведско-Норвежской унии, состоящий исключительно из мониторов, эта эскадра размажет по первой же подвернувшейся поверхности - либо вообще не будут сочтены серьезной помехой. Немцы имеют восемь броненосцев береговой обороны типа "Эгир", уступающих по характеристикам ("Эгиры" были спроектированы еще в середине 80-х), но зато способных задавить массой... А еще - пока только в планах - строительство двух или трех серий полноценных эскадренных броненосцев. Конечно, улита едет - когда-то будет. К сожалению, путь от планов до железа в промышленно и экономически развитой Германии этот проект пройдет всего лишь за пять--шесть лет, в то время как России на то же самое требуется лет семь--восемь!
   Таким образом все четыре корабля, несмотря на свою боеспособность, осмысленного применения не имели. ВООБЩЕ. Зачем их строили - совершенно непонятно. А лично Елке было непонятно и еще одно. Зачем держать собственность, которая тебе самому не нужна, пожирает массу сил и средств на повседневную эксплуатацию: одного личного состава в экипажи - ___ офицеров, ____ матросов. А уголь? А ремонт?
   И при этом - никакой пользы.
  
   134. <====
  
   Если собственность дорога в эксплуатации и не приносит никакой пользы, ее просто-напросто нужно продать. Всего делов - найти того, кому именно такая собственность нужна просто-таки до зарезу.
   И Елке с Аликс не пришлось далеко ходить в этих поисках.
   Первой кандидатурой в списке покупателей была Дания - во времена парусного флота она была довольно значительной морской державой. И повод был самый веский - оттяпанный разбойной Пруссией Шлезвиг-Гольштейн вопиял к датскому сердцу не хуже, чем Эльзас-Лотарингия вопияла к сердцам французов. Реваншистские настроения плюс финансовые возможности плюс личные и политические связи...
   Уравнение не сложилось - немцы надавили на Копенгаген, намекнув, что флот - он сам по себе. А немецкая пехота - отдельно. Сухопутная граница, располовинившая несчастный Шлезвиг, прикрыта только фиговым листком добрых намерений императора Вильгельма. А добрые намерения могут очень быстро смениться недобрыми...
   Испания стояла в списке под вторым номером. Экономическое положение у нее было куда как похуже чем у благополучной Дании, политических и личных связей не было почти никаких, кроме общепринятых... зато - имелась надобность. И еще какая!
   Спустя всего полтора года, весной 1898-го, на рейде Гаваны взлетит на воздух американский броненосец 2-го класса "Мэн". Самый, пожалуй, худший по своим боевым качествам корабль на всем американском флоте. Что не может не навести на подозрения - учитывая, как мало времени потребовалось американцам на объявление войны Испании. Злодейский взрыв "Мэна" плюс длящееся уже три года восстание на Кубе, превратившееся усилиями сторон в "войну на истощение", ведущуюся до последнего мирного жителя... вполне достаточно для того, чтобы, прикрывшись лозунгом "Куба либрэ!", отхватить у агонизирующей империи ту самую Кубу. А также и Филиппины, которые были вовсе не при чем, но чрезвычайно нравились американским промышленникам, финансистам и военным морякам, требующим развития флота.
   Зловещие раскаты грома, предвещающие эту войну, уже раздавались - на Кубе гремели выстрелы, лилась кровь и полыхали пожары. Генерал-губернатор ____ и вожак повстанцев "генерал" ____ вели войну на истощение, используя тактику выжженной земли: если плантатор или фабрикант не платили мятежникам, их плантацию или завод сжигали повстанцы. А если платили - их сжигали войска. При этом все население переселялось туда, где генералу ___ было проще его контролировать - при этом распределение продовольствия, остававшееся в ведении испанских чиновников, страдало от бюрократии и злоупотреблений. __________П_Р_И_М_Е_Р_____ .
   И американские газеты, освещавшие события на Кубе, позволяли безошибочно предполагать, на чьей стороне окажутся симпатии Большого (и такого близкого) Брата. Ведь от мыса _____ до побережья самой Кубы - всего лишь ____ миль. Расстояние, которое столетием позже беглецы с "острова Свободы" ухитрялись преодолевать даже на плотах из автопокрышек!
   В данный момент у Испании имелось только три броненосных крейсера - "__", "___" и "___", и еще один, "__", достраивался во Франции. Америка, в противовес этому, крейсерами увлекалась не слишком. Зато заложенная в САСШ серия броненосцев впечатляла как вооружением, так и бронезащитой. Пока это был только "бумажный тигр", но даже и на бумаге было ясно, что при столкновении испанских и американских кораблей первым останется полагаться только на скорость. Скорость БЕГСТВА.
  
   135. <====
  
   Сделка - по той же схеме, что и в Эфиопии.
   Россия предоставляет фирме "Испано-Сюиза" ("ХИССО") 40 миллионов франков в кредит - рассрочка на 10 лет с отсрочкой первого платежа на 5 лет, всего то есть 15 лет. Кредит - 4 броненосца. "ХИССО" обменивает их у правительства Испании на права на конфискованные у мятежников плантации сроком на 25 лет. Вся Куба - табак, фрукты, сахарный тростник. Плюс - концессия на две железных дороги, консервную фабрику, сахарный завод и т.д. Ещё одна концессия, стоимостью в 10 миллионов франков, достается Германии: та обязуется построить в Испании мощную военную судостроительную промышленность, получив в ответ право строить ВМБ в бухте Гуантаномо (Куба). Отдельный договор - о достройке броненосцев: русские поставили свои корабли ободранными до нитки, без орудий ГК, без башен, даже без скорострелок. Эти ошибки обязались исправить немцы - поставить 8 башен с десятью 280-мм орудиями: шесть одиночных и две двойных. А также скорострельные пушки, вспомогательные судовые механизмы и прочее. В обмен германская фирма получила 20 процентов кубинских плантаций. Примерно на 10 миллионов франков (золотых).
   Россия и "ХИССО" получила концессию на завод стрелкового оружия и тяжелого оружия пехоты - станковые пулеметы и минометы.
   Учесть - Испания имеет на вооружении винтовки "Маузер" (кажется, 7-мм - уточнить!) и, соответственно, должна получить РП с коробчатым магазином на 30 патронов и пистолетный (а не револьверный) патрон 44-го калибра.
   13 человек "охранных отрядов" или "гражданской гвардии" - 1 РП, 1 снайперка, 2 "целевых", 1 "Росомаха-44", 8 полуавтоматических карабинов ПАК-44. Взвод - два легких пулемета, один 50-мм миномет, 4 отделения.
   Командир ОС ("Охранной Службы") - полковник Оскар Шрамм, якобы - бельгиец.
  
  
  
   Кейрецу - группа компаний, финансируемая одним банком, которому принадлежит основная часть акций. Банк имеет право назначать руководство, и высшие чины и специалисты перемещаются из одной компании в другую.
   Впоследствии (в 1897--1898 годах) "журналистские агентства" были распущены, а на их месте созданы представительства Российского Телеграфного Агентства (РТА), Агентства Печати "Новости" (АПН) и Национального Рекламного Синдиката (НРС).
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"