Андреев А.В. : другие произведения.

17. Клеим танчики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
   -- Харашо, ви мэня убедили, - произнес человек в простом кителе без погон, рассматривая дыру в башне новейшего английского танка "Черчилль-3". Подкалиберный снаряд, выпущенный с расстояния в полкилометра из 85-мм пушки Д-5Т, легко пробил четыре дюйма английской брони. -- Дэйствительно, нэразумно будэт переводить производство на совершэнно новую модэль, вдобавок еще нэдостаточно освоенную, когда возможности старой еще нэ полностью исчерпаны...
   По окончании завершившего Великую Отечественную войну Европейского Освободительного Похода в распоряжении командования РККА оказалось огромное количество самой разнообразной техники и вооружения. Из всех стран Европы вне пределов Большого Советского Союза и зоны его влияния остались только Швеция, Швейцария и Португалия. И Турция - если считать ее частью Европы. И вот все то, что ранее состояло на вооружении армий этих больших и малых стран, теперь попало в закрома Красной Армии.
   Все, начиная со стрелковки и заканчивая авиацией и тяжелой артиллерией.
   Инвентаризация трофеев была проведена "в рабочем порядке", кое-что удалось пристроить к делу сразу. В основном это касалось артиллерийских орудий, тяжелого стрелкового вооружения - станковых и крупнокалиберных пулеметов... Пистолеты-пулеметы, пистолетики разные - это само собой и даже и без комментариев каких-то. Бронетранспортеры, тягачи и автотехника тоже пристраивались к делу.
   Большая часть танковой бронетехники годилась только на то, чтобы ее порезать на куски и отправить в мартен. Для превращения в НАСТОЯЩИЕ танки. Такие выпускались только в СССР, на шести профильных заводах НКТП: Ленинград, Харьков, Сталинград, Челябинск, Нижний Тагил и Свердловск. И еще четыре завода производили бронетехнику из автомобильных узлов - плавающие танки, бронетранспортеры, САУ и тому подобное.
   Четыре из шести заводов выпускали танки Т-34М, приведенные к стандарту Т-34-85 образца 1944 года. Только со стандартизированной как "единая танковая" пушкой Д-5Т и улучшенным радиотехническим оборудованием. Список машин на его базе включал огнеметные танки, самоходки СПТО-100 и СГ-122, зенитные "мебельные фургоны" со счетверенными 23-мм или спаренными 40-мм пушками, тяжелые бронетранспортеры для бронепехотных полков танковых бригад РГК и специализированные БРЭМ. Завод в Нижнем Тагиле, где была смонтирована вывезенная из того Харькова линия по производству танков Т-55, упорно боролся со временными трудностями, осваивая новые станки и новый танк. В Ленинграде Кировский завод постепенно переходил с КВ-1 на КВ-85, имея в дальнейших планах ИС-3 или нечто, максимально его напоминающее.
   Освоение перешедшей под советский контроль европейской промышленности началось с выяснения того, чем эта самая промышленность может быть полезна Народному Комиссариату Обороны СССР. В разрезе производства танков, к сожалению, особо похвастать Европе было нечем.
   Собственные танки строили - Германия, Франция, Чехия, Италия и Венгрия.
   Венгры строили легкие танки "Толди" и готовились выпускать легкие танки "Туран". Первые можно было бы применять в качестве разведывательных, вот только, в отличие от советских, плавать они не умели. Вторые были малонадежны, слабо вооружены и сложны в производстве и обслуживании. Единственное, чем могла быть полезна венгерская промышленность - изготовлением на базе тех же "Толди" ЗСУ "Нимрод", вооруженных 40-мм "Бофорсом" в башне кругового вращения.
   Итальянские легкие и средние танки были названы "клепанными жестянками", единственным достоинством которых были дизельные двигатели. Впрочем, в качестве базы для изготовления самоходок типа "Артштурм" применять их было все же возможно.
   Чешские LT vz.35 и vz.38 были очень похожими на итальянские 13/40 и 14/41 клепанными убогими по своим ТТХ конструкциями, которые неплохо смотрелись против немецких Т-1, Т-2 и Т-3, довоенных советских Т-26 и других машин того же класса. Для РККА образца осени 1942-го эти "танки" не подходили ну никак.
   Промышленность Франции, сначала разбитой, а потом частично оккупированной, собственных танков не производила и никакого задела не имела. Приложив некоторые усилия, можно было возобновить выпуск довоенных французских танков. Смысла в этой затее не было бы никакого.
   Немцы производили танки PzKpfw.II ausf.F, PzKpfw.III-J и PzKpfw.IV-F2. Первый, вооруженный 20-мм пушкой, был разведывательной машиной, но плавать не умел. Второй, с 50-мм пушкой в 60 калибров, был неплохой боевой машиной, отличающейся образцовыми условиями работы экипажа и прекрасными приборами наблюдения и прицеливания, но против "тридцатьчетверки" не смотрелся - даже когда та была вооружена 76-мм пушкой. Четвертые панцеркампфвагены, доработанные мордорскими экспертами до версии Н, на испытаниях ГАБТУ РККА показали себя вполне неплохо. Нет, Т-34-85 они уступали, однако любой другой танк своего класса размазывали легко и непринужденно.
   По результатам анализа производственных программ и сравнительных испытаний было принято решение возобновить серийное производство танков Т-4, доведя их до версии "Эйч", а также использовать имеющийся на предприятиях задел корпусов, узлов и механизмов "троек". Французская промышленность должна была быть переориентирована на выпуск комплектующих для "тридцатьчетверок" и КВ. Чехов, унаследовавших от Австро-Венгрии развитую промышленность, обрадовали заказом на переделку LT-38 в самоходку на базе конструкции "Хетцера". В двух вариантах - СПТО-75 и СГ-105. Итальянская и венгерская промышленность заказов на новую бронетехнику не получила вообще.
   Танки Т-3 и Т-4 и чешские самоходки поступали на вооружение формирующихся танковых частей вооруженных сил европейских стран, подписавших ВВЭД, но не вошедших в состав Большого Союза - Народно-Демократической Республики Германия, Французской Социалистической Республики, Испанской Народной Республики, королевств Датского, Норвежского. Голландского, Бельгийского, Итальянского и Греческого. Люксембург формировал отдельный танковый батальон, Монако и Лихтенштейн - по отдельной роте... Также эти танки и изготовляемые на их базе машины шли на экспорт. То есть могли бы идти. В принципе.
  
   +++++
  
   Самоходная артиллерия РККА и стран ВВЭД поражала разнообразием. Просто потому, что все танки, ходовую которых еще можно было хоть как-то использовать, переделывали именно в самоходки. "Чего зря добру-то пропадать?" - рассуждали военные. А так оно еще и пользу принесет! Ведь обычная противотанковая пушка, вступая в бой с танками противника, может только победить или погибнуть. Отступить или сменить позицию невозможно. А вот СПТО - может! Повышение мобильности противотанковых пушек, их защищенности... Ну, и скорость реакции - ведь обычная батарея может и не успеть развернутся "с колес", самоходке же на подготовку к бою требуются секунды!
   Самоходки типа "Артштурм", с полностью закрытой бронированной рубкой, среди переделок были редкостью. В основном использовался метод "мардер", когда вместо башни посреди корпуса устанавливалась открытая сверху и сзади бронированная рубка, в которой и устанавливается противотанковое орудие. В качестве последнего использовались пушки калибра 57 мм (ЗИС-2) и 76,2 мм - либо ЗИС-3, либо тяжелая противотанковая пушка Ф-22МПТ.
   В Красной Армии "трофейными" самоходками комплектовали отдельные дивизионы самоходной артиллерии, находящиеся в подчинении механизированных корпусов и общевойсковых и танковых армий, и дивизионы и полки СПТО, входящие в состав истребительно-противотанковых артиллерийских бригад РГК. На вооружение самоходчиков, входящих в состав мотострелковых и танковых дивизий, состояли только самоходки, сделанные в СССР. Благо что было таких более чем достаточно.
   В силу того, что основными задачами советской самоходной артиллерии являлись борьба с танками противника и прорыв долговременной обороны противника, доминировали "артштурмовые" самоходки на базе легкого танка и "тридцатьчетверки". Только в заключительной стадии Европейского Освободительного Похода 76-е и 105-е СУ-шки начали поступать не только в танковые и механизированные корпуса. Имелись еще КВ-2, официально классифицируемые как танки, ими был вооружен один из трех батальонов полка тяжелых танков отдельной танковой бригады прорыва РГК.
   По опыту боев ГАБТУ выдало задание на проектирование двух САУ типа СУ, 152-мм и 203-мм. Проект должен был базироваться на немецком заделе по теме "Хуммель" - организация крупносерийного производства дальнобойных, с большими углами возвышения самоходных гаубиц в полностью закрытой броневой башне кругового вращения пока что выходила за пределы возможностей советской промышленности.
   Серийно выпускаются самоходные артиллерийские установки: СГ-122, СПТО-100, СГ-105, СУ-76, СУ-105. Производство СПТО-76 прекращено в связи с переориентацией мощностей на производство СУ-105. Производство СПТО-85 прекращено после доведения линейных танков до уровня Т-34-85, вместо нее запущена СПТО-100 (вооруженная 100-мм пушкой Д-10Т2С, аналогичной устанавливаемым на танки Т-55).
  
   +++++
  
   Зенитные самоходные установки, входящие в состав рот и батальонов средних танков, подразделений самоходной артиллерии, вооруженных СПТО-85, СПТО-100 и СГ-122, и отдельных танковых бригад прорыва РГК, изготовлялись на базе танков Т-34. На танковый корпус вместо стандартной башни устанавливалась вращающаяся платформа со счетверенной установкой 23-мм пушек, либо спаренной установкой 40-мм пушек, прикрытой щитом. С трех сторон платформы устанавливались 12,5-мм броневые откидные щиты, в поднятом состоянии они защищали установку с боков и спереди, а при отражении воздушного налета или стрельбе по наземным целям откидывались в стороны. "Тридцатьчетверки" использовались в качестве базы для того, чтобы унифицировать снабжение ГСМ и запчастями, облегчить освоение механиками-водителями и ремонтниками.
   Все остальные танковые и механизированные части и подразделения получали ЗСУ с аналогичными артиллерийскими установками на "облегченном" специализированном шасси, что было разработано на базе легкого танка и собиралось из автомобильных по преимуществу узлов и агрегатов на автомобильных же заводах.
   Также выпускались ЗСУ, изготовленные путем установки обычной буксируемой спарки 23-мм пушек или одиночной 37-мм или 40-мм пушки в кузов БТР, артиллерийского тягача или грузовика.
  
   +++++
  
   Мотострелковые и бронепехотные подразделения РККА имели на вооружении гусеничные, полугусеничные и колесные бронетранспортеры. Самыми защищенными являлись штурмовые БТР-34, изготовляющиеся на базе "тридцатьчетверок" и поступающие на вооружении бронепехотных подразделений, входящих в состав отдельных батальонов, полков и бригад тяжелых танков. На вооружение обычных бронепехотных частей поступал гробовидный БТР-17. Имелись два варианта плавающих бронетранспортеров - для разведки и для частей морской пехоты. На этом список гусеничных бронетранспортеров заканчивался.
   Полугусеничники в СССР не производились, трофейные SdKfz пользовались заслуженной популярностью в мотострелковых полках и дивизиях, куда поступали колесные бронетранспортеры БТР-11, проходимость которых оставляла желать много лучшего. Построенные на базе перестроенных из грузовиков ЗИС-6 бронеавтомобилей БА-11Д, они ведь даже полноприводными не были! Пока что грузовики ЗиС-151 только осваивались советским автопромом, выпуск БТР-152 ограничивался экспериментальными моделями. Производящиеся же на базе ГАЗ-63 восьмиместные БТР-40 по причине малой своей вместимости в качестве основных использоваться не могли.
  
   +++++
  
   Структура танковых подразделений РККА.
  
   Взвод - три танка.
   Рота - три взвода, танк комроты, ЗСУ-423
   Батальон - три роты, командный взвод (танк комбата, танк начштаба, радиотанк), ЗСУ-240.
   Итого в батальоне - 32 танка, 4 ЗСУ.
   Полк - три танковых батальона, батальон бронепехоты (на гусеничных БТР), дивизион самоходной артиллерии, разведывательная рота (взвод ПТ-23 "Рысь", взвод СПТО-76, взвод бронепехоты, отделение мотоциклистов), штаб полка (4 танка, 6 БТР). Итого - 100 танков.
   Бригада (имеются только отдельные бригады тяжелых танков РГК, фактически - бригады прорыва) - полк тяжелых танков, бронепехотный полк, артиллерийский полк (дивизион СУ-105, дивизион СГ-122, дивизион МЛ-20 на мехтяге), отдельный дивизион гвардейских минометов, инженерно-саперный батальон (с ротой "химических" танков), разведбатальон.
   Дивизия - танковый полк (на "тридцатьчетверках"), два мотострелковых полка (на колесных или полугусеничных БТР), отдельный батальон тяжелых танков, полк самоходной артиллерии (дивизион СГ-122, дивизион СУ-105, дивизион СУ-76), истребительно-противотанковый артполк (дивизион СПТО, два дивизиона буксируемых ПТП), саперный батальон, разведбатальон.
  
   Структура подразделений самоходной артиллерии РККА.
  
   Взвод - 2 САУ.
   Батарея - два взвода, машина командира батареи.
   Дивизион - три или четыре огневых батареи, батарея управления (для самоходок типа "артштурм" - две самоходки, командира и начштаба, два танка; для самоходок типа СУ - две самоходки и две машины управления огнем), батарея ЗСУ.
   Полк - единица скорее организационная, нежели боевая. Дивизионы все равно, как правило, действуют раздергано по боевым группам.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"