Аннотация: О сравнительной классификации военных кораблей отечественного и зарубежных флотов.
БПК против фрегатов, или причуды классификаторов.
Часто приходится слышать вопрос: Как соотносятся отечественные БПК и Сторожевые Корабли с иностранными Крейсерами и Фрегатами? Ответы бывают самые разные. Попробуем разобраться.
Следует иметь в виду, что во всех нормальных странах используют свою собственную классификацию, как для своих кораблей, так и для обозначения кораблей иностранных, и только в СССР существовала двойная бухгалтерия: свою классификацию использовали только для отечественных кораблей, а для иностранных принятую в этих странах. Это порождало самую благоприятную почву для различных фальсификаций, например для сравнения отечественных Сторожевых Кораблей типа "Ураган", являвшихся фактически Миноносцами, с иностранными эскортными кораблями, такими как Шлюпы и Корветы, не имевшими не торпедного вооружения, ни приличной скорости хода. Однако при правильном сравнении "Ураганов" с иностранными Миноносцами впечатление складывалось бы вовсе не в пользу отечественного кораблестроения.
В конце 50-х годов американцы прекратили постройку Крейсеров и Эскадренных Миноносцев (единственным исключение стал экспериментальный "Лонг Бич"), сосредоточившись на строительстве двух новых классов кораблей: Фрегатов УРО (Управляемого Ракетного Оружия) и больших океанских Эскортных Эсминцев.
Первые предназначались, в первую очередь, для охраны авианосных ударных соединений от атак вражеской авиации и подводных лодок. В силу этого они несли мощное вооружение ПВО-ПЛО (зенитные ракетные комплексы большой и средней дальности, противолодочные ракетные комплексы "АСРОК") и практически не имели вооружения ударного, ведь задачу уничтожения надводных кораблей противника брала на себя палубная авиация. Одна одноствольная 127-мм артустановка, да и то не на всех - этим исчерпывались противокорабельные средства Фрегатов УРО типов "Кунц" (10 корпусов),
"Леги" (9),
и "Белкнап" (9).
К последним двум сериям прилагались их атомные аналоги: "Бейнбридж"
и "Тракстан".
В дальнейшем эта линия продолжилась сериями атомных Фрегатов УРО "Калифорния" (2)
и "Вирджиния" (4).
Кстати, принятая в России расшифровка литерных обозначений этих кораблей (DLG, где G означает наличие ракетного управляемого оружия) как лидеров в корне неверна - лидеров как класса в американском флоте никогда не существовало, а литера L, в данном случае, означает дальний радиус действия корабля.
Второй класс был представлен в основном кораблями типа "Нокс" (46 штук). Эскортные эсминцы предназначались для охранения трансатлантических конвоев, и имели, как правило, только противолодочное вооружение.
Тут то и началась путаница, ведь Фрегатами во флотах европейских держав (членов НАТО, что немаловажно) именовались корабли, классифицируемые в США как Эскортные Эсминцы. Свои же аналоги Фрегатов УРО европейцы называли Легкими Крейсерами, как англичане свои корабли типа "Каунти",
или Эсминцами (французские "Сюффрен" и "Турвиль").
В СССР то ли по причине очередного витка борьбы с низкопоклонством перед Западом, то ли по какой другой, предпочли заменить термин Фрегат УРО на вновь изобретенный Сторожевой Корабль Противовоздушной-Противолодочной Обороны, что являлось простой калькой американского термина Фрегат. Сокращенно это звучало как СКР ПВО-ПЛО и приводило плавсостав, зачастую, в состояние полного лингвистического ступора. Пришлось принять более короткий и запоминающийся термин: Большой Противолодочный Корабль или БПК. При этом американцы, как бы не зная о противолодочной ориентации ракетоторпед "Метель", лукаво предпочли считать их противокорабельными, классифицируя БПК семейства 1134 ("Адмирал Зозуля"), 1134А ("Кронштадт") и 1134Б ("Николаев") как Крейсера УРО. Правда, в 1977 году руководство отечественного ВМФ передумало и перевело "Зозули" в ранг Ракетных Крейсеров.
Модернизированные БПК проекта 61 и Эскадренные Миноносцы проекта 56-М после установки на них противокорабельных ракет П-15М превратились в Большие Ракетные Корабли (БРК).
И над кораблями проекта 1135, классифицируемых, в США тех лет, как Эскортные Эсминцы, пришлось задуматься. Сначала их обозначали как БПК 2-го ранга, но в том же 1977 году переклассифицировали в Сторожевые Корабли (СКР).
В итоге получилась вот такая таблица:
США
НАТО
СССР
РКР
ФР УРО
КРЛ/ЭМ
БПК
БРК
Эск.ЭМ
ФР
СКР
Отметим, что аналогов отечественным Ракетным Крейсерам (РКР) и Большим Ракетным Кораблям в составе зарубежных флотов не существовало.
В начале 70-х годов, в связи с резким увеличением числа скоростных советских ПЛА, американцы решили, что скорость "Нокса" не худо бы и увеличить. Хотя вооружение увеличилось всего на одну 127-мм артустановку, водоизмещение "поплыло" и новый корабль превзошел своего прототипа (по массе) почти вдвое. Назвать такой корабль Эскортным Эсминцем язык не поворачивался, вот и решили назвать просто Эсминцем. Так родился знаменитый "Спрюенс".
Незадолго до принятия на вооружение противокорабельной ракеты "Гарпун", американцы подумали и, одним росчерком пера, превратили свои Фрегаты УРО в Крейсера УРО ("Леги", "Белкнап", "Калифорния" и "Вирджиния") и в Эсминцы УРО ("Кунц"), обозначение же Фрегат было передано Эскортным Эсминцам, что сделало классификацию НАТО более однородной.
Следующие корабли, построенные в корпусе "Спрюенса", но с усиленным вооружением, именовались уже Крейсерами УРО ("Тикондерога").
В СССР же продолжали играть по старым правилам, видимо стараясь запутать противника как можно сильнее. В итоге проект 956, разрабатывавшийся в качестве корабля поддержки десанта (то есть фактически Канонерской Лодки), по мере усиления вооружения, и как следствие увеличения водоизмещения, стали именоваться Эсминцами, причем без приставки - Ракетный, хотя по логике вещей должны были классифицироваться как БРК.
К классу БПК был причислен советский аналог "Спрюенса" - "Удалой" (проект 1155), а так же его развитие "Адмирал Чабаненко", хотя последний, в связи с установкой на нем противокорабельных ракет "Москит", вполне может претендовать на обозначение Эсминец.
Отрадно, что эпоха оригинальной национальной классификации, наконец, закончилась и новые российские корабли получают обозначения в соответствии со стандартной международной системой.